Фольклорист Шурик против похитителей комсомолки, спортсменки и просто красавицы Нины: фильм Гайдая "Кавказская пленница" вышел на экраны ровно 45 лет назад. Фрагменты картины смотрите на видео РИА Новости. Журналист Шурик приезжает на Кавказ, чтобы снять репортаж о местных красотах и традициях, и попадает в Горск, вотчину местного мэра города Георгия Гаджиевича Саахова. Фильм «Кавказская пленница» должен был начинаться с довольно забавной сцены, которая была отснята, но в итоговою версию картины так и не попала. Как пишет РИА «Новости» со ссылкой на экскурсовода Вячеслава Хачатуряна, «Кавказскую пленницу» снимали преимущественно в Алуште, также съемки проходили в других районах Крыма — Бахчисарайском районе, Симферополе, около гор Ай-Петри и Демерджи.
«Кавказская пленница или новые приключения Шурика»
Понятно, что в «Кавказской пленнице» подстрекатель — Саахов, организатор — Джабраил, исполнители — ТББ, а Шурику досталась роль пособника, «лица, содействовавшего совершению преступления». Александр Демьяненко в роли Шурика и Наталья Варлей в роли Нины в художественном фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница» (1967). 55 лет назад – в 1966 году в городе Алушта на южном берегу Крыма Леонид Гайдай провел съемки одного из своих самых известных фильмов – комедии «Кавказская – Самые лучшие и интересные новости по теме: Актеры, история фильма, кино на развлекательном портале.
Читайте также
- 5 интересных фактов о фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»
- Мысль на тему “Александр Демьяненко отвесил Высоцкому 9 ударов, извиняясь после каждого”
- актеры и роли
- Еще из этой рубрики:
Кавказская пленница: Что не вошло в фильм или как снимали приключения Шурика
И первый из триумвирата американских киноклоунов, и советский смеховой медиум сконструированы из вторичных общественных атрибутов. Обоим не надо разговаривать. Обоим надо только быть. Там канотье , тут ковбойка. Там — вечный клерк, тут — вечный студент. В предыдущей киноленте студент одержал над троицей верх, однако эту победу можно назвать условной, потому что герою противостояли мелкие жулики. Для новых приключений Шурика сценаристы создали образ более серьёзного противника — номенклатурного работника товарища Саахова, имеющего большую власть в районе и умело пользующегося своими полномочиями. В этой ситуации представители плутоватой троицы выступают как «сторонняя сила» — основные столкновения собирателя фольклора происходят именно с Сааховым.
В финале картины, когда Шурик и его друзья заставляют главу райкомхоза испытать страх перед возникшими в его доме фигурами, исполняется мечта многих шестидесятников: герой «ставит на колени крупного начальника и деспота» [93]. Нина [ править править код ] Нина При первом появлении в «Кавказской пленнице» Нина с её «летящей походкой» произвела впечатление не только на Шурика, но и на осла, двинувшегося следом за девушкой. В платке, который Наталья Варлей держала в руке в сцене с осликом, находилась замаскированная леска — с её помощью актриса тянула за собой животное. Её героиня — студентка Нина, приехавшая на Кавказ в гости к родственникам, — вынуждена вступить в противоборство с местным номенклатурным работником — товарищем Сааховым. Глава райкомхоза, сознающий, что у него нет шансов на взаимность в отношениях с приглянувшейся девушкой, организует похищение «невесты». Между тем Нина вовсе не желает, чтобы её воспринимали как вещь, даже если краже придаётся таинственно-романтический флёр. Оказавшись в заточении, героиня не впадает в отчаяние — напротив, она словно играет со своими «телохранителями»: то откровенно подтрунивает над ними, то принимает нарочито-смиренный вид.
Не испытывая никакого трепета перед всесильным чиновником, узница не только опрокидывает поднос с фруктами и цветами на костюм «жениха», но и устраивает разгром на его даче [94] [27]. Гайдай, вспоминая о работе над фильмом, рассказывал, что до начала съёмок Варлей «ничего не умела делать в кино, но в ней был природный артистизм, которому подвластно многое. Кроме того, она отлично выполняла все трюки». По словам композитора Александра Зацепина, за молодую актрису, не имевшую профессионального опыта, практически всю картину «играл» Гайдай, который неустанно показывал девушке во время репетиций жесты и движения её героини: «Идёшь отсюда — сюда, тут повернулась, посмотрела, тут испугалась».
Но с другой — страдал от того, что в глазах зрителей превратился исключительно в комедийного актера. Александр Сергеевич так и остался заложником образа студента-ботаника, хотя мечтал о серьезных драматических ролях.
Демьяненко много снимался, но после «Кавказской пленницы» по-настоящему интересных ролей ему уже не предлагали. С театром тоже не сложилось, он все больше выступал в антрепризах. В середине 1980-х устроился на службу в Театр комедии имени Акимова, но в начале 1990-х ушел и оттуда. Получилось это как-то нелепо: один из руководителей театра ему сказал, что не очень-то знает актера Демьяненко. Каково это слышать артисту, обладающему колоссальной славой? Вот он и обиделся, покинул театр — ранимый был человек.
Демьяненко скрывал, что у него больное сердце, а эта история подкосила его. Он умер в возрасте 62 лет. Где у нас прокурор? Некоторые эпизоды на ходу придумывал и сам режиссер. Например, тот, в котором Никулин чешет ступню, полностью придумка Леонида Иовича: это он чешет ногу Юрия Владимировича. Гайдай высоко ценил в актерах творческую непокорность.
Специально для ее поощрения он даже подготовил ящик с шампанским: за каждую импровизацию и придуманный трюк он вручал отличившемуся бутылку. Владимир Этуш признавался, что несколько раз получал из рук режиссера такой презент. Взять хотя бы эпизод, когда товарищ Саахов собирается с подносом войти в комнату, где сидит под замком комсомолка Нина. Владимир Абрамович в одном из телеинтервью вспоминал: «Я вошел в кадр и понял, что шляпы не должно быть. Я сказал: «Шляпу сними! В «Кавказской пленнице» вообще много творческих находок.
И одна из них — роль товарища Саахова в исполнении Этуша. Потому что я владел восточным акцентом и понимал, что такое восточный человек». Некоторые критики предположили, что этот образ был списан со Сталина: та же манера говорить и френч, похожий на сталинский. Действительно похож. Но это не значит, что авторы хотели воплотить на экране образ вождя. Изначально фамилия у героя Этуша была не Саахов, а Охохов.
Но в Министерстве культуры обнаружился руководящий работник с такой же фамилией, и ее попросили изменить. Герой Этуша уже стал Сааховым, и тут, как назло, нашелся чиновник и с такой фамилией — и не где-нибудь, а в партийной организации «Мосфильма». Неожиданно в защиту этой фамилии выступила Екатерина Фурцева, тогдашний министр культуры. Она заявила: «А если бы он был просто Ивановым? Оставляйте все как есть». Реплику «Шляпу сними!
В чем же секрет успеха гайдаевских фильмов? Наверное, талант режиссера заключался в том, что он умел преподнести, казалось бы, совершенно серьезные ситуации с иронией. Нина Гребешкова рассказывала, что уже на этапе съемок он понимал, для кого снимается та или иная шутка, — чувствовал потенциальную аудиторию. А дальше у него шли шутки для рабочего класса, потом юмор для «гнилой интеллигенции». Все потому, что он не терпел тишины. Когда все затихает, все умирает, а ему было нужно, чтобы все непрерывно смеялись», — вспоминала актриса.
И только цензура была беспощадна к некоторым шуткам.
Но ведь без Могунова разрушался ансамбль. А у меня — масса писем от зрителей. Все хотят видеть новые фильмы с тройкой… Что делать? Я был вынужден пойти к Пырьеву и объяснить ситуацию. Иван Александрович меня поддержал: «Да, тройку разрушать нельзя! Ты, — говорит, — не беспокойся. Моргунова я беру на себя»… Пырьев его вызвал, видимо, пропесочил как следует, и Моргунов пришел на съемочную площадку. Но опять с гонором. Плевать мне на Пырьева.
В необходимости съемок меня, — говорит, — убедил Сергей Бондарчук». Ведь они вместе, на одном курсе, учились во ВГИКе. Дальше работа вроде бы пошла нормально. Никаких капризов не было… Но когда начали снимать «Кавказскую пленницу», Юра Никулин прочитал сценарий и говорит: «Мне это не нравится. Это, — говорит, — спекуляция на тройке», и все в том же духе. Но этот фильм будет, хочешь ты или нет». С Никулиным мы не повздорили, но я решил про себя: все, пора закругляться. А потом на съемках «Пленницы» случилось ЧП, которое и явилось завершающим аккордом совместной работы. Моргунов пришел на съемку с поклонницами. Я говорю директору группы: «Убрать всех посторонних с площадки!
Я взял режиссерский сценарий и на глазах Моргунова вычеркнул все сцены с ним. А было не снято еще довольно много. Сниматься он больше не будет». Так моя тройка распалась… А в принципе поснимать ее еще можно было. У меня возникали различные задумки…» А вот что по этому поводу говорит сам Е. Моргунов: «Я разрушил эту троицу сам, и произошло это случайно. Дело в том, что у нас с Вициным появилось какое-то предвзятое мнение, что Гайдай уделяет очень много времени в кадре Юрию Никулину. Никулина снимает и Никулина обхаживает. А мы с Вициным находимся в стороне. Я сказал: «Леня, или мы работаем втроем, или я буду считать себя выбывшим».
Он ответил: «Ну коли ты хочешь уйти — уходи. Я найду другого». Другого он не нашел… Но наши дружеские отношения от этого не пострадали. Мы с ним очень хорошо дружили. Он был очень смирный человек, в полном смысле слова. Покладистый и очень симпатичный. Но так уж получилось — я человек принципиальный, и для меня не существует никаких авторитетов. Когда мы делали «Пес Барбос» или «Кавказскую пленницу», мы ведь все придумывали сами. Никулин очень много говорит о том, что он придумал один. А там придумывали все.
Оператор Константин Бровин придумал историю с почесыванием ноги. Гайдай нам за каждый трюк платил по бутылке шампанского. И все стремились заработать эту бутылку, потому что это была особая благодарность с его стороны». В «Кавказской пленнице» героиня Варлей поет песню о белых медведях. Слова написал Леонид Дербенев, и был очень хороший первый куплет: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось».
Белобрысый собиратель фольклора не подозревал, что его втемную используют для противоправных действий. А когда узнал об этом, тут же попытался разоблачить похитителей. Поэтому в данном случае к нему может быть применена статья 38: «Обстоятельства, смягчающие ответственность». А также статья 43: «Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено законом». О Шурике и его «уголовных проделках» еще будет разговор впереди. А сейчас давайте вернемся к главе 11 УК. Уплата и принятие выкупа за невесту. Уплата выкупа за невесту, произведенная женихом, наказывается исправительными работами на срок до одного года или общественным порицанием». Пришлось Саахову и Джабраилу отвечать в суде за холодильник «Розенлев» и 20 баранов, которых один другому отдал за Нину. Теперь возьмемся с помощью старого УК калькулировать груз преступлений, совершенных по ходу фильма героями Вицина, Никулина и Моргунова. Вот их «послужной список» в хронологическом порядке. Едва приехав в южные края, троица приступила к нелегальному досуговому бизнесу. Именно так можно расценить «сеанс одновременной игры», где за право сразиться с Балбесом в домино каждый участник заплатил 1 рубль при входе «кассиру» Трусу. По такой же таксе Бывалый обучал собравшуюся на танцплощадке публику модному тогда твисту. Это упомянутая выше статья 162 — до 2 лет. Нину похищали и насильно взаперти держали? Значит, получите уже знакомую статью 233 и в дополнение к ней еще одну. Незаконное лишение свободы. Незаконное лишение свободы наказывается лишением свободы на срок до шести месяцев или исправительными работами на тот же срок». Далее эпизод с погоней. Троица в красном кабриолете мчится за удирающей на медицинском газике Ниной, а за ними пытаются поспеть на тележке Шурик и шофер угнанной «санитарки» Эдик. Обстрел этой пары огурцами — ладно, расценим как шутку. Но далее следует серьезная акция, при помощи которой ТББ пытаются «отстегнуть» преследователей: на дорогу перед их убогим деревянным агрегатом Трус бросает бутыль с маслом. Что это, как не попытка убийства? А попытку преступления, как уже упоминалось выше, УК 1960 года приравнивал к самому преступлению. Таким образом, герою Никулина грозит статья 103 «Умышленное убийство». Наказание по ней — срок от 3 до 10 лет. Итог: Бывалому и Трусу суд — «самый гуманный суд в мире» — мог назначить наказание в виде лишения свободы сроком до 2 лет, а Балбесу за его фокус с маслом — до 10 лет. В сцене судебного заседания на скамье подсудимых находятся помимо троицы еще Саахов и Джабраил. Но, как выясняется при изучении старого УК, под суд могли быть отданы и другие персонажи комедии: Шурик, Эдик и даже красавица Нина. А ее-то, бедняжку-пленницу, за что? За участие в проведении акта возмездия, который был устроен ее спасителями, чтобы проучить Саахова. Вспомните этот эпизод: несостоявшийся жених вечером садится у себя дома смотреть телевизор, но вдруг появляются зловещие фигуры с угрозой наказать его «по древнему закону гор». Саахова запугивают ружьем и кинжалом, а когда он пытается спастись, выпрыгнув в окно, раздается выстрел. Кроме того, Эдик угодил зарядом соли Саахову в пятую точку, следствием чего стала ситуация, прокомментированная героем Никулина: «Гражданин судья, а он не может сесть». За это шоферу «санитарки» грозит обвинение еще и по другой статье. Умышленное легкое телесное повреждение или побои». И еще о Нине. Ей могли инкриминировать с подачи Саахова «умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившее значительный ущерб».
Шурик is Back
Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика[. ] В этом фильме Шурик отправился на Кавказ, чтобы изучить и записать местные традиции, обычаи и фольклор. Как известно, любимый не одним поколением главный герой «Кавказской пленницы» Шурик, был как раз студентом-фольклористом. «Кавказская пленница или Новые приключения Шурика» заняла 4-е место по посещаемости среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Наше время» на суд отечественного зрителя будет представлена новая версия бессмертного гайдаевского кинохита 1969-го года «Кавказская пленница, или новые приключения Шурика».
Все про места съемок фильма «Кавказская пленница»
Никулин очень много говорит о том, что он придумал один. А там придумывали все. Оператор Константин Бровин придумал историю с почесыванием ноги. Гайдай нам за каждый трюк платил по бутылке шампанского. И все стремились заработать эту бутылку, потому что это была особая благодарность с его стороны». В «Кавказской пленнице» героиня Варлей поет песню о белых медведях. Слова написал Леонид Дербенев, и был очень хороший первый куплет: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спину о земную ось». Художественный совет возмутился. Что это такое — медведи чешут? Тогда Дербенев предложил другой вариант: «трутся спино VsemilMolchanov 9 лет назад «трутся спиной медведи».
Конечно, первый вариант был лучше. Это ж медведи! Они чешутся, а земля вертится. В этом свой юмор. Забавный случай приключился и с песней «Если б я был султан». Александр Зацепин написал музыку, Костюковский и Слободской сочинили сатирические куплеты. Никулин ее спел. Как все радовались! И вдруг руководитель «Мосфильма» Иван Пырьев приказывает: «Эту песню выбросить.
Она останавливает действие и сбивает ритм повествования». Казалось, песня погибла навсегда. Но кто-то из окружения Пырьева посоветовал: «Пусть он остынет и позабудет». Так и сделали. А через некоторое время опять показали Пырьеву ту же песню, но сокращенную всего на один куплет об алкоголе. Авторы опасались, что Иван Александрович возмутится и выгонит нас из кабинета. Но он одобрил: «Это же совсем другое дело». Так песня осталась в фильме. А вот слова выброшенного куплета: Разрешит мне жена каждая по сто, Итого, триста грамм — Это кое-что!
Но потом, на бровях Приходя домой, Предстоит мне скандал с каждою женой. Костюковский вспоминал, как долго его мучили за фразу финала «Кавказской пленницы»: «Да здравствует советский суд, самый гуманный суд в мире! Чтобы сохранить эту фразу, сценарист предложил заменить слово «советский» на «наш». И чиновники с облегчением вздохнули. Создатели фильма часто проверяли реплики на друзьях, иногда в нарушение правил устраивали подпольные просмотры «для своих» на «Мосфильме». Однажды вывезли еще не принятую Госкино «Кавказскую пленницу» и показали ее в доме культуры «Трехгорки». Успех был оглушительным, однако Госкино не решалось выпускать картину в прокат. Но картину посмотрел Л. Романову и поблагодарил за прекрасную кинокомедию.
Это решило судьбу ленты. Ещё одно воспоминание это,самое узнаваемое место — дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи. Это дерево имеет возраст около 600 лет подробности писать не буду так вот туристы любят фотографироваться возле него. Недалеко от дерева находится пост лесников Алуштинского лесхоза и есть табличка «Никулинский орех». Иногда лесники пытаются взять денег несколько гривень за фото рядом с деревом. Я как то сам лазил несколько раз на него …по молодости.. Ещё один знакомый «раритет» находится в ста метрах от Никулинского ореха ,это тот самый знаменитый камень, на котором танцевала Варлей.
Как потом выяснилось, на выходных Леонид Брежнев попросил показать ему «что-нибудь новенькое», и генсеку принесли в просмотровый зал «Кавказскую пленницу».
Комедия привела главу государства в восторг — это и спасло «Новые приключения Шурика». Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение.
В этот момент их замечает милиционер. Но Балбесу удается дописать «… дожественный фильм». Эта сцена была придумана Гайдаем и Никулиным, но советская цензура ее не оценила — пришлось убрать. Во время съемок актеры сами выполняли трюки.
Здесь не обходилось без рисков для жизни. Одной из самых опасных в фильме стала сцена, в которой застегнутый в спальном мешке Шурик падает с обрыва и летит в горную речку. Ее снимали в три этапа, заранее все распланировав. Но кто-то из съемочной группы замешкался и Александра Демьяненко унесло течением бурной реки. Съемочная группа отреагировала оперативно и вытащила актера из воды. Зато эта случайная сцена вошла в финальный монтаж.
Но для некоторых трюков было решено использовать дублеров. Несмотря на то, что Варлей была цирковой артисткой, режиссер не решился позволить ей сигануть в воду со скалы. Для этого дела наняли мастера спорта по плаванию. Та прыгнула…и начала тонуть. Оказалось, что дублерша вовсе не умела плавать и все про себя выдумала - лишь бы сняться в кино. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика 1966 : вся правда о съемках фильма Фото: Кадр из фильма Не только трюки давались некоторым актерам тяжело.
Георгий Вицин был ярым противником алкоголя и отказался пить пиво. Вместо него актеру наливали отвар шиповника. Но тут кто-то из съемочной группы заметил, что в напитке в стакане Вицина должна быть характерная пенка, а ее нет. Пришлось все-таки согласиться на дубль с настоящим пивом. Вицин вообще был не только заядлым трезвенником, но и большим любителем йоги.
Если вы не задумывались о том, почему в конце молодые люди, Нина и Шурик расстаются. Все надеялись на счастливый финал и любовь на всю жизнь, но этого не произошло. Источник фото: Фото редакции «Телепрограмма» рассказала о версиях расставания пары. Вы наверняка помните, как Шурик влюбляется в студентку Лиду в фильме «Операция «Ы».
Что еще почитать
- «Кавказская пленница. Рождение легенды». Документальный фильм
- Как снимали легендарную "Кавказскую пленницу"
- Кавказская пленница: Что не вошло в фильм или как снимали приключения Шурика | Новости Тольятти
- Неожиданная разгадка расставания Нины и Шурика
- Что еще почитать
Шурик is Back
Дело осложнялось и отношениями внутри «тройки» — актеры не ладили между собой. На съемках «Кавказской пленницы» трио окончательно распалось — Евгений Моргунов перессорился со всей съемочной площадкой и отказался сниматься. Гайдай вырезал часть сцен с Моргуновым, а в финале на общих планах Бывалого играет дублер. На показ было продано 30 миллионов билетов — больше, чем на вышедшую в том же году французскую комедию «Фантомас». Ее опередили « Пираты Х Х.
Но чрезмерная жаркая летняя погода сделала свое дело и Александр Демьяненко, не дожив до необходимого шунтирования всего на десять дней, скончался от обширного инфаркта. Дядя Саша был в хорошем настроении, когда его положили в больницу 22 августа перед операцией», — рассказывает Неволина.
Актер начинал еще в 1961 году в картине «Ветер», снятой другими классиками советского кино — Аловым и Наумовым. Роли в «Кавказской пленнице», «Операции «Ы», «Иван Васильевич меняет профессию» обеспечили ему бессмертие в качестве комедийного артиста. Однако не стоит забывать, что одними комедийными ролями — как видно по его изрядной фильмографии — он не ограничивался: Демьяненко был отличным драматическим артистом, что замечали и изумительный советский классик Динара Асанова, и автор перестроечных телефильмов Эрнест Ясан, и многие другие.
Поэтому ради роли Александр Демьяненко перекрасил волосы в светлый цвет [89]. Актриса Нина Гребешкова , отвечая на вопрос о внутреннем родстве Шурика и режиссёра, отмечала, что в сценарий действительно было заложено много деталей из биографии Гайдая. К примеру, кадры из сюжета «Наваждение», в которых герой, спрятав за пазуху учебник, ведёт оживлённый диалог с Лидой, — это фактически сцены из студенческой юности Гайдая и Гребешковой [90]. То же самое касалось «Кавказской пленницы» — в основе эпизодов с едущим на осле Шуриком, возможно, лежали воспоминания режиссёра о том, как он во время службы в армии «заарканивал» диких монгольских лошадей : «Ноги наши на земле, а лошадки из-под нас выходят. Они ведь низкорослые» [91]. О том, что благодаря Шурику на экран были перенесены бытовые манеры режиссёра, упоминал и кинокритик Евгений Марголит , писавший, что свои очки герой поправляет «жестом Гайдая» [92]. Шурик с его любовью к книгам, ковбойками, подработкой на стройках, знанием поэзии, рюкзаками и этнографическими экспедициями воспринимается киноведами как «образцово-смеховой шестидесятник». В то же время, по замечанию критика Сергея Добротворского, «родословная» героя восходит к персонажу из другой эпохи: в нём обнаруживаются черты героя Гарольда Ллойда : Не только потому, что оба в очках. И первый из триумвирата американских киноклоунов, и советский смеховой медиум сконструированы из вторичных общественных атрибутов. Обоим не надо разговаривать. Обоим надо только быть. Там канотье , тут ковбойка. Там — вечный клерк, тут — вечный студент. В предыдущей киноленте студент одержал над троицей верх, однако эту победу можно назвать условной, потому что герою противостояли мелкие жулики. Для новых приключений Шурика сценаристы создали образ более серьёзного противника — номенклатурного работника товарища Саахова, имеющего большую власть в районе и умело пользующегося своими полномочиями. В этой ситуации представители плутоватой троицы выступают как «сторонняя сила» — основные столкновения собирателя фольклора происходят именно с Сааховым. В финале картины, когда Шурик и его друзья заставляют главу райкомхоза испытать страх перед возникшими в его доме фигурами, исполняется мечта многих шестидесятников: герой «ставит на колени крупного начальника и деспота» [93]. Нина [ править править код ] Нина При первом появлении в «Кавказской пленнице» Нина с её «летящей походкой» произвела впечатление не только на Шурика, но и на осла, двинувшегося следом за девушкой. В платке, который Наталья Варлей держала в руке в сцене с осликом, находилась замаскированная леска — с её помощью актриса тянула за собой животное.
Кавказская пленница: Что не вошло в фильм или как снимали приключения Шурика
Теперь осталось добраться до Максима Воронкова, режиссера и вдохновителя "Кавказской пленницы 2". Исполнитель роли Шурика в фильмах «Операция Ы» и "Кавказская пленница" ушел из жизни в августе 1999 года на 63 году жизни. Через 2 года после выхода в прокат «Операции „Ы“» на экраны вышла «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика». Прославился после выхода комедий «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию».
«Кавказская пленница»: 50 лет смеха
После громкого успеха "Кавказской пленницы" режиссеры наперебой предлагали Этушу самые разные комедийные роли. Как известно, любимый не одним поколением главный герой «Кавказской пленницы» Шурик, был как раз студентом-фольклористом. 30 мая исполняется 85 лет со дня рождения известного советского актера Александра Демьяненко — того самого Шурика из комедий Леонида Гайдая. В 1967 году на экраны вышла «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» – очередной киношедевр, пополнивший золотую коллекцию Госфильмофонда. После громкого успеха "Кавказской пленницы" режиссеры наперебой предлагали Этушу самые разные комедийные роли.
Интеллигент Шурик из «Операции Ы» устроил скандал на съемках комедии
Тогда ему было уже 78 лет. Снимался он в своей клетчатой рубашке и любимой белой шляпе - сам упросил съемочную группу, чтобы его не переодевали, и шутил: "Я вам дам за это 20 копеек". Именно в Крыму появилась еще одна знаковая советская деталь - фигурка оленя на капоте. Я даже подумал, что за такие деньги мог бы и сам его сделать - у меня алюминий был.
На съемках их в распоряжении Александра Демьяненко было два осла. Причем разной масти и разного пола. Тот, что потемнее и с белыми "очками", задействован во всех сценах, связанных с передвижением на тропах и по шоссе, а та, что светлее - серая с белой мордой, снималась во всех статичных эпизодах.
Это ослица по прозвищу Люся, которая долгие годы жила в Симферопольском зооуголке. Алушта стала и основной площадкой под открытым небом. Дом бракосочетания, где нетрезвый Шурик пытаясь записать здравицу - "Не рассчитал свои силы...
И мы имеем дело с несчастным случаем на производстве", на самом деле - здание городской станции переливания крови. Эпизод с администратором гостиницы Михаил Глузский - "Птичку жалко! Тот корпус с фасадной мозаикой на тему из жизни советской молодежи можно увидеть и сегодня.
Знакомство и застолье с кунаками - "Кергуду! Сейчас это ночной клуб Underworld. Сцену, где Бывалый преподавал курортникам уроки твиста, нашли на территории турбазы "Чайка".
Медики заявили, что Александру Демьяненко требуется операция. Ее назначили известному актеру на 1 сентября 1999 года, отметила Неволина. В августе я уехала в Грузию. Ничего не предвещало беды, дядя Саша был в прекрасном настроении. Его госпитализировали перед операцией, он лежал в двухместной палате. А 22-го числа из-за сильной жары у него случился инфаркт.
Парадоксально, но, находясь в больнице, никто не смог сделать ему шунтирование! Потому что все кардиохирурги были в отпуске.
Съемочная группа отреагировала оперативно и вытащила актера из воды. Зато эта случайная сцена вошла в финальный монтаж. Но для некоторых трюков было решено использовать дублеров. Несмотря на то, что Варлей была цирковой артисткой, режиссер не решился позволить ей сигануть в воду со скалы. Для этого дела наняли мастера спорта по плаванию. Та прыгнула…и начала тонуть.
Оказалось, что дублерша вовсе не умела плавать и все про себя выдумала - лишь бы сняться в кино. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика 1966 : вся правда о съемках фильма Фото: Кадр из фильма Не только трюки давались некоторым актерам тяжело. Георгий Вицин был ярым противником алкоголя и отказался пить пиво. Вместо него актеру наливали отвар шиповника. Но тут кто-то из съемочной группы заметил, что в напитке в стакане Вицина должна быть характерная пенка, а ее нет. Пришлось все-таки согласиться на дубль с настоящим пивом. Вицин вообще был не только заядлым трезвенником, но и большим любителем йоги. Иногда приходилось останавливать съемочный процесс, чтобы актер смог помедитировать.
Говорят, что в отношениях актеров и режиссера произошел раскол еще на съемках короткометражки «Самогонщики». А на «Кавказской пленнице» режиссер был крайне недоволен вызывающим поведением Моргунова, который постоянно со всеми спорил и выражал свое недовольство. Однажды на демонстрацию отснятого материала актер пришел в сопровождении фанаток. Гайдай сделал Моргунову замечание, а тот полез на него с кулаками. Тогда режиссер вычеркнул из сценария все эпизоды с актером. Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика 1966 : вся правда о съемках фильма Фото: Кадр из фильма Поговаривают, что Гайдай обиделся и на Наталью Варлей. Поэтому актриса говорит голосом Надежды Румянцевой, а песни за нее исполняет Аида Ведищева.
Актер начинал еще в 1961 году в картине «Ветер», снятой другими классиками советского кино — Аловым и Наумовым. Роли в «Кавказской пленнице», «Операции «Ы», «Иван Васильевич меняет профессию» обеспечили ему бессмертие в качестве комедийного артиста.
Однако не стоит забывать, что одними комедийными ролями — как видно по его изрядной фильмографии — он не ограничивался: Демьяненко был отличным драматическим артистом, что замечали и изумительный советский классик Динара Асанова, и автор перестроечных телефильмов Эрнест Ясан, и многие другие.