А.П. Платонов одно произведение (по выбору экзаменуемого). Из литературы второй половины XX века. Главная» Новости» Литература список произведений егэ 2024.
Изменения в ЕГЭ-2024 по литературе: теперь без Пушкина, Лермонтова и Гоголя
Поскольку каждый билет ЕГЭ по литературе образца 2023 года будет содержать вопросы по 7 основным эпохам, в список литературы для подготовки стоит включить произведения, которые относятся к таким темам. Список литературных произведений по кодификатору ФИПИ для подготовки и успешной сдачи ЕГЭ по литературе в 2024 году: что читать и по каким книгам писать сочинение. Актуальный список литературы для подготовки к ЕГЭ по литературе в 2024 году, алгоритм работы с произведениями, изменения в списке произведений, особенности структуры КИМа, базовый список литературы, советы по подготовке и особенности экзамена. На сайте ФИПИ опубликован обновленный кодификатор — список рекомендуемых к прочтению произведений для ЕГЭ-2024 по литературе.
Минпросвещения: Ни одно произведение русской классики не исключено из школьной программы
Война миров. Костер Ш. Легенда об Уленшпигеле. Сервантес М. Дон Кихот. Брэдбери Р. Гюго В.
Девяносто третий год. Собор Парижской богоматери. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. Но это уже как дополнительная литература,скорее для обшего развития и сравнения по временным периодам периодам Остальные ответы.
В заданиях с кратким ответом изменилось количество заданий: в части по прозаическому, драматическому или лироэпическому тексту из 7 заданий стало 4, а в части по лирике из 5 заданий — 3. Вместо обязательного 8 задания мини-сочинения на анализ отрывка в 2022 году вам предлагают 2 вопроса на выбор также на анализ отрывка. Вместо обязательного 15 задания на анализ стихотворения в 2022 году вам предлагают 2 вопроса на выбор также на анализ стихотворения; но не забывайте, что здесь может быть и зарубежная поэзия. В «бывших» 9 и 16 мини-сочинениях на сопоставление вместо 2 примеров можно приводить только один включая зарубежную литературу , при этом балл за задание уменьшился, а критерии не изменились. В «бывшем» 17 задании большое сочинение количество тем на выбор увеличилось с 4 до 5, а вместе с этим увеличился и максимальный балл с 14 до 15: на это повлиял дополнительный балл за использование терминов. Объем сочинения также вырос: если раньше требовалось написать не менее 150 слов, то теперь — 200, иначе сочинение не будет проверяться.
Обновленный список литературы Обратите внимание, что в 2022 году для успешной сдачи ЕГЭ по литературе необходимо будет хорошо знать произведения не только отечественных, но и зарубежных авторов. Полный список литературы для подготовки к ЕГЭ 2022 приведен ниже. Древнерусская литература Начнем с самого неприятного — древнерусской литературы, которая не очень-то понятна современному читателю. Она создавалась в период с 11 по 17 век. Известно, что древнерусская литература была тесно связана с традициями Болгарии и Византии.
Раньше, объясняет Александр, могла произойти ситуация, когда ученику попадается одно и то же произведение и даже с похожей формулировкой вопроса и на ОГЭ в 9-м классе, и на ЕГЭ в 11-м классе.
Какой в этом смысл? То есть понятно, что какие-то основные положения, литературные термины, понятия, представление о литературном роде, литературном жанре нужно знать и в 9-м классе, и в 11-м, если сдаешь экзамен, но чтобы материал совпадал — это действительно странно, — считает учитель. Учитель московской школы Анна Дмитриева имя изменено по просьбе учителя считает, что эти изменения — ничто иное как наказание для учеников за то, что в этом году выпускники слишком хорошо сдали ЕГЭ по литературе. Говорят, что Пушкина, Лермонтова, Гоголя дети сдают до 9-го класса, а в старшей школе они уже пройдены — это странно. Возможно, интерес к литературе проснулся в старшей школе, и ученик начинает подготовку к экзамену, извините, с Гончарова?! Да, там, безусловно, остались аллюзии, отсылки к Пушкину.
Сравните с этим, сравните с тем. Но это вообще не то, это совершенно иные задания, которые не конкретизируют данного автора, и они не записаны в Кодификаторе. Вот в чем вся проблема. То есть ребенок, который решил сам готовиться без репетитора, залезает в Кодификатор, видит все эти фамилии и понимает, что 11 произведений он осилит, а Пушкина с Гоголем он вообще не берет в расчет. Он, например, тогда сдавал математику, а потом решил сдавать литературу» Анна Дмитриева, учитель московской школы Как изменится обучение и сама подготовка к экзамену? Произведения золотого века под золотым веком русской литературы подразумевают XIX век.
Однако, по словам эксперта, об изменениях в преподавании сейчас судить рано — необходимо, чтобы учителя и репетиторы сперва пришли в себя и пересмотрели прежние методики. При качественной подготовке тяжело пропустить какой-то этап, потому что теряется линия развития и, соответственно, логика становления литературы такой, какой мы ее знаем. Именно по этой причине литературу зачастую преподают, идя по хронологии. С другой же стороны, всё, что в Кодификаторе было представлено до Островского, резко потеряло практическую значимость, потому что о Пушкине могут теперь спросить разве что в одном задании большом сочинении , и то, если повезет, а также ученик может использовать его произведения в задании на сопоставление и тоже если повезет. Те же, кто привык именно к традиционному в каком-то смысле академичному подходу, вряд ли что-то будут менять в своих программах. А кто же из них окажется прав, покажут результаты следующего лета и отзывы вузов через пару лет, — резюмирует эксперт.
Александр Соколенко предполагает, что экзамен может стать проще, потому что ученикам нужно детально помнить меньше произведений. Необязательными становятся и большие произведения первой половины золотого века, например, «Мертвые души» Гоголя, «Герой нашего времени» Лермонтова или «Евгений Онегин» Пушкина. То есть нужно наизусть знать все детали, которые вы привлекаете в аргументации. Вот в этом плане экзамен может стать попроще. Другая проблема с более новыми произведениями в том, что они изучены не так подробно, как те, которые убрали из основного списка.
Пьеса «Вишневый сад». Пьеса «На дне». Поэма «Двенадцать». Поэма «Облако в штанах». Роман-эпопея «Тихий Дон». Повесть «Один день Ивана Денисовича». А вот эти произведения теперь отсутствуют: Фото: Федеральный институт педагогических измерений ФИПИ Тем не менее, Рособрнадзор уточняет, что при выполнении сопоставительных заданий и написании сочинений ученики могут использовать изученные ими произведения Александра Пушкина, Михаила Лермонтова и других классиков. Это означает, что чтение и усвоение этих текстов все равно значимо для подготовки к экзамену.
Кодификатор по литературе ЕГЭ 2022 с сайта ФИПИ
В списке указаны произведения школьной программы, знание которых необходимо для успешной сдачи ЕГЭ. Обновленный список чтения по литературе для учащихся,готовящихся сдавать егэ по литературе в 2023-24 учебном году. Образование - 31 августа 2023 - Новости Ханты-Мансийска - ни Пушкина, ни Лермонтова.
«Чужды традициям»: произведения Пушкина и Лермонтова выкинули из проекта ЕГЭ
Меня интересует список литературы, обязательной к прочтению на момент сдачи экзамена. Список литературы в новом кодификаторе ЕГЭ литература 2024 ФИПИ представлен в виде таблицы, где указаны название произведения, автор и год издания. Итак, какими могут быть вероятные изменения в ЕГЭ-2024 по литературе.
Список литературы для ЕГЭ по литературе в 2021 году
Изменений много, и не все они на первый взгляд очевидные, поэтому давайте разбираться. Итак, какими могут быть вероятные изменения в ЕГЭ-2024 по литературе: Изменение количества заданий Теперь заданий 11 вместо 12 : 6 "тестовых" и 5 сочинений. Убрали 1 "тестовое" задание в самой первой части, а это значит, что теперь легких баллов стало на 1 меньше. Изменение критериев оценивания 1.
Теперь первичных баллов не 53, как в прошлом году, а 48: 4 балла за задание 4 на анализ фрагмента раньше это было задание 5 — теперь оценивание этого задания происходит по двум критериям, а не по трем, как это было раньше; 8 баллов за задание 5 на сопоставление раньше это было задание 6 ; 4 балла за задание 9 на анализ лирики раньше это было задание 10 — тоже оценивание теперь по двум критериям вместо трех; 8 баллов за задание 10 на сопоставление раньше это было задание 11 ; 18 баллов за задание 11 раньше это было задание 12. Следовательно, теперь перевод из первичных баллов во вторичные, то есть в 100-балльную систему, будет еще жестче. Он и так в литературе был одним из самых строгих.
Во все задания с развернутым ответом в последний критерий добавился пункт с грамматикой. В большом сочинении теперь это 11 задание теперь можно допустить максимум по одной ошибке каждого вида речевая, орфографическая, пунктуационная, грамматическая , а не по две, как было раньше. Изменение в формулировке темы 11.
Пример: "Страницы истории в отечественной литературе. На примере произведения одного из писателей: А. Пушкина, Л.
Толстого, М. Шолохова ". Изменения в кодификаторе Теперь кодификатор насчитывает всего 12 основных текстов, которые могут попасться в первом блоке первой части КИМа, то есть для заданий 1—5: А.
Драма «Гроза» И. Роман «Отцы и дети» Н.
Роман «Отцы и дети». Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium! И тем она верней... Стихотворения: «Заря прощается с землею...
Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь». Роман «Обломов». Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей... Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».
Роман «История одного города» обзорное изучение. Роман «Война и мир». Роман «Преступление и наказание». Одно произведение по выбору экзаменуемого. Пьеса «Вишневый сад». Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».
Рассказ «Старуха Изергиль». Пьеса «На дне». Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» из цикла «На поле Куликовом» , «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы... Поэма «Двенадцать». Стихотворения: «А вы могли бы?
Кондратьев, В. Некрасов, Е. Носов, В. Распутин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, В. Шукшин произведения не менее трех авторов по выбору Поэзия второй половины XX века: Б. Ахмадулина, И.
Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий, Ю. Кузнецов, Л. Мартынов, Б. Окуджава, Н.
Рубцов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, В. Соколов, В. Солоухин, А. Тарковский стихотворения не менее трех авторов по выбору Драматургия второй половины ХХ века: А. Арбузов, А. Вампилов, А.
Володин, В. Розов, М. Рощин произведение одного автора по выбору Еще многие просят названия произведений второй половины XX века, тех авторов, что просто перечислены.
Зубрежка клише практикуйтесь, и они вам просто не потребуются. Использование старых сборников для подготовки к ЕГЭ или материалов из непроверенных источников. Работа над пробниками без хронометража. Педагоги и репетиторы единогласны в том, что выпускникам необходимо научиться вкладываться в отведенные для выполнения определенных типов заданий временные отрезки: Задания.
Литература второй половины XIX века
- Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?
- Пелевин вместо Пушкина и Гоголя? Преподаватели — об изменениях в ЕГЭ по литературе
- Список литературы для сдачи ЕГЭ по литературе в 2021 году
- Список обязательных произведений для ЕГЭ-2024 по литературе
- Почему в ЕГЭ больше нет Пушкина, Лермонтова и Гоголя и каких писателей добавили вместо классиков
- Список литературы для ЕГЭ 2024 по литературе - что читать
ЕГЭ по литературе: из основного списка произведений планируют исключить русских классиков
Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова... Цветаева стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твоё — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплёте», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Есенин стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!.. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тёсаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи... Пастернак роман "Доктор Живаго" обзорное изучение с анализом фрагментов , стихотворения: «Февраль.
Роман-эпопея «Тихий Дон» А. Повесть «Один день Ивана Денисовича» Самих авторов, естественно, больше Тютчев, Фет, Есенин, Цветаева, Ахматова и иже с ними никуда не делись, как добавились Куприн, Андреев, Шукшин и еще масса писателей XX века, а также зарубежная литература , но все они теперь могут попасться только во 2-й части, то есть в большом сочинении задание 11 , или во втором блоке 9 задание по лирике. Куда они делись, спросите вы?
Как можно изучать русскую литературу без солнца русской поэзии Пушкина и главного пессимиста русской литературы Лермонтова? Ответ прост: никак, естественно, но делись они в кодификатор ОГЭ по литературе. Имеется в виду, что те, кто сдают ЕГЭ по литературе в 11 классе, в 9 классе, соответственно, сдавали ОГЭ по этому же предмету, а значит, хорошо знакомы с Пушкиным и Ко. А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе точно проходили и поэтому знают, что Обломов не единственный лишний человек, есть еще Онегин и Печорин; что вопрос отцов и детей затрагивал не только Тургенев, но и Грибоедов, а первый маленький человек появился не у Достоевского и Чехова, а у Пушкина и Гоголя, поэтому "при выполнении сопоставительных заданий, написании сочинений по литературе изученные в основной школе произведения Пушкина, Лермонтова и других авторов могут привлекаться". Как мы видим, не только чиновники далеки от народа, но и деятели ФИПИ далеки от реалий школьного образования. У меня в этом году уже набралось 8 учеников, из которых только двое 2, Карл! Все остальные только сейчас познакомились со структурой ЕГЭ, и большая часть из них вообще ничего нужного не читала. Да и вообще, откровенно говоря, такой подход очень странный: опираясь на эту логику, вузы на ГОСах должны спрашивать не весь материал за все годы обучения, а только за последний семестр — ну а что, все остальные темы были же пройдены и отвечены на предыдущих экзаменах. При этом сами вопросы в проектном КИМе составлены таким образом, что ответить на них без знания "золотого" века будет не так просто.
Например, формулировка задания 5 на сопоставление в демо-версии звучит так: "Назовите произведение отечественной или зарубежной литературы с указанием автора , в котором представлен образ купца. В чём схожи или чем различаются персонаж выбранного Вами произведении и Савёл Прокофьевич Дикой? Можно, конечно, вспомнить Лопахина из "Вишнёвого сада" и, например, купца Феропонтова из "Войны и мира", но тот крохотный эпизодик с ним мало кто помнит. Я уж молчу о том, что чтение "Войны и мира" и "Тихого Дона" становится практически обязательным условием, потому что теперь вероятность того, что фрагмент в первой части попадется именно из этих эпопей, сильно возросла, да и вариативность большого сочинения тоже резко сократилась. То же самое видно в задании 10 на сопоставление лирики. Формулировка следующая: "Назовите произведение отечественной поэзии первой половины XIX в.
Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»; М.
Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» «Имя твое — птица в руке…» , «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов — как семь колоколов!.. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»; А. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»; А. Поэма «Реквием»; М. Роман «Тихий Дон»; М.
Рассказ «Судьба человека»; М. Роман «Белая гвардия» допускается выбор ; М. Роман «Мастер и Маргарита» допускается выбор ; А. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» «В краю, куда их вывезли гуртом…» , «Я знаю, никакой моей вины…»; А. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!.. Роман «Доктор Живаго» обзорное изучение с анализом фрагментов ; А. Одно произведение по выбору экзаменуемого ; А.
Рассказ «Матренин двор»; А. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, А. Битов, В.
Рассказы и повести: "Юшка", "Котлован", "Песчаная учительница" и др. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом", "По праву памяти", "Я знаю, никакой моей вины", "Июль — макушка лета" и др. Из литературы о Великой Отечественной войне Романы, повести, рассказы: В. Астафьев, Ю. Бондарев, В. Быков, Б. Васильев, К. Воробьёв, В. Кондратьев, В. Некрасов, Е. Носов, С. Смирнов, В. Богомолов и др. Пьесы: В. Розов, К. Симонов и др. Поэзия: Ю. Друнина, М. Исаковский, Ю. Левитанский, С. Орлов, Д. Самойлов, К. Симонов, Б. Слуцкий и др. Роман "Доктор Живаго" избранные главы Б. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!.. Повесть "Один день Ивана Денисовича" А. Рассказы и повести Рассказы, повести, романы: Ф. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Аксёнов, В. Астафьев, В. Белов, А. Битов, А. Варламов, Г. Владимов, В. Гроссман, С. Довлатов, Ф. Искандер, Ю. Казаков, В. Маканин, В. Пелевин, Захар Прилепин, В. Солоухин, А. Стругацкие, В. Тендряков, Ю. Трифонов, В.
Список литературы для ЕГЭ по литературе в 2021 году
Итак, какими могут быть вероятные изменения в ЕГЭ-2024 по литературе. Мы обновили список произведений для ЕГЭ по литературе 2024 от нашей школы в связи с ноябрьскими изменениями ЕГЭ! Обновили разделы с обязательными и желательными произведениями. Обратите пристальное внимание на последний раздел, так как именно. Это означает, что изменения в списке произведений ЕГЭ основаны на изменениях в учебных программах. Подпишитесь на новости Астрахань. Список литературных произведений по кодификатору ФИПИ для подготовки и успешной сдачи ЕГЭ по литературе в 2024 году: что читать и по каким книгам писать сочинение.
«Чужды традициям»: произведения Пушкина и Лермонтова выкинули из проекта ЕГЭ
Список В: представляет перечень авторов, чьи произведения и творческие биографии имеют давнюю историю изучения в школьном курсе литературы. Список произведений для ЕГЭ по литературе обновлен ради правильного ценностного понимания. образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения ЕГЭ по литературе включен Перечень основных терминов и понятий, в том числе межпредметных, для ЕГЭ 2024 года по литературе. Кодификатор по литературе ЕГЭ-2019 ФИПИ содержит список литературных произведений, которые экзаменующемуся необходимо изучить и знать содержание.
Привет! Нравится сидеть в Тик-Токе?
На затылке кепи... Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано... Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Тугие паруса... Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью... Он звал утешно... Поэма «Реквием» 7.
Роман-эпопея «Тихий Дон» 7. Рассказ «Судьба человека» 7. Роман «Белая гвардия» допускается выбор 7. Роман «Мастер и Маргарита» допускается выбор 7. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете... Стихотворения: «Февраль.
Достать чернил и плакать!.. Роман «Доктор Живаго» обзорное изучение с анализом фрагментов 7. Одно произведение по выбору экзаменуемого 7. Рассказ «Матренин двор» 7. Повесть «Один день Ивана Денисовича» 8. В зависимости от формулировки задания 17.
Проза второй половины XX в. Абрамов, Ч. Айтматов, В. Астафьев, В. Белов, А. Битов, В.
Быков, В. Гроссман, С.
Алгоритм работы с произведениями Большинство произведений, представленных в списке ФИПИ, учащиеся профильных классов уже проходили на уроках литературы. Но, для ребят, изучавших предмет на уровне «стандарт», для сдачи ЕГЭ в 2021 году потребуется более тщательно проработать весь список литературы. Опытные педагоги и репетиторы рекомендуют в ходе подготовки вести читательский дневник, в котором будут сохранены все важные факты о прочитанных произведениях очень хорошо, если такой дневник школьник ведет на протяжении всего периода обучения в школе. В дневник необходимо выписывать:.
Но в таком случае про Булгакова с Солженицыным точно следует забыть. Альтернативный вариант - дополнительные занятия для нуждающихся не всегда возможно, в школах лютый дефицит словесников, особенно профессионалов.
Наконец, самый очевидный - доверить эту задачу репетиторам, что не всякий родитель может себе позволить из-за дороговизны, а это только укрепляет неравенство и, кроме того, вымывает учителей из школы: все большее число их предпочитает уйти на вольные хлеба в репетиторство, чем играть по нынешним правилам. Я - категорически противник нынешнего формата ЕГЭ и стоящей за ним концепции предмета литературы как предмета, не предполагающего чтение художественных произведений - только их «изучение», «прохождение» ну-ка, «пройдите» за 6 часов «Тихий Дон» или за 1 час - «Мы» Замятина!
Гроссман, С. Довлатов, В. Кондратьев, В. Некрасов, Е.
Носов, В. Распутин, В. Тендряков, Ю. Трифонов, В. Поэзия второй половины XX в. Ахмадулина, И.
Бродский, А. Вознесенский, В. Высоцкий, Е. Евтушенко, Н. Заболоцкий, Ю. Кузнецов, Л.
Мартынов, Б. Окуджава, Н. Рубцов, Д. Самойлов, Б. Слуцкий, В. Соколов, В.
Солоухин, А. Драматургия второй половины ХХ в.