Новости каравай на свадьбу традиция

Свадебный каравай – это одна из немногих древних свадебных традиций, которая практически не претерпела изменений и поныне остается актуальной на торжествах. Готовили каравай на свадьбу 3-7 хозяек, они с обрядами и песнями растворяли, расчиняли, замешивали и выпекали хлеб. Сегодняшние традиции свадьбы и подготовки к ней — смесь из старинных русских обрядов и обычаев, заимствованных у западной культуры. В свадебных песнях каравай приобретает космологические черты (он был выше дуба, который играет роль Мирового древа).

Что символизирует каравай на свадьбе: традиции и современность

Каравай на свадьбе является неотъемлемой частью обрядов и занимает почетное место на столе. Свадебный каравай выпекали только при первом бракосочетании (хотя разводы тогда, лет сто назад, были вовсе не в моде). О свадьбе и свадебных ритуалах, встреча молодых с караваем — обычаи и обряды, а также как украсить каравай. Мои молодожёны за современную программу и традиции, но от каравая ни кто не отказывается. Свадебный хлеб или просто каравай на свадьбу символ новой благополучной полноценной семейной жизни. Узнайте все традиции связанные с вручением и встречей с караваем на свадьбе, а также особенности процесса организации торжества со свадебным караваем.

Каравай: свадебные традиции наших предков

Конечно, во многом этот обряд продолжает оставаться, скажем так, сакральным: свекровь, предлагая хлеб и соль, словно принимает молодую жену сына в свою семью, при этом тёща держит в руках икону для благословления молодых. Жених и невеста, по традиции, должны перекреститься, поклониться иконе, отломить по кусочку от каравая, обмакнуть их в соль и дать съесть друг другу, после чего поблагодарить родителей и трижды поцеловать их. Соль, кстати, обязательный элемент встречи: по одной версии, вместе с ней съедаются будущие слёзы, по другой - молодые символично "насолили" друг другу в последний раз, чтобы в будущем жить в мире и гармонии. Интересно, что солонка должна присутствовать и на торжестве, посвящённом 25-летию брака; правда, значение этого атрибута несколько иное - солонка олицетворяет пуд соли, который супруги съели вместе. Однако сегодня встреча караваем во многом стала не более чем символом, поэтому ни о каком строгом соблюдении всех правил, предписанных традицией, не идёт речи. Например, мать невесты вместо иконы часто держит поднос, на котором стоят бокалы с шампанским, или тарелочку с мёдом, олицетворяющим сладкую жизнь. Ну а отламывание кусочков каравая давно превратилось в соревнование: чей кусок окажется больше, тот и хозяином в семье будет. Впрочем, нередко молодые не отламывают кусочки, а откусывают их, стремясь к семейному лидерству.

Возможно, у гостей эта процедура вызывает веселье, однако выглядит она, прямо скажем, не совсем эстетично, особенно на фотографиях и видеокадрах, на которых молодожёны, в том числе нежная, воздушная невеста, оказываются запечатлёнными с широко открытыми ртами или с хлебными крошками на губах. Думается, ради элегантности и эстетичности начала праздника всё же стоит отламывать кусочки каравая, а ещё лучше - отказаться от соревнования и, дабы соблюсти традиции, попробовать каравай, заранее отрезав два небольших кусочка, которые молодожёны смогут легко взять, посолить и быстро прожевать. Рушник Без расшитого рушника, олицетворяющего долгую и светлую дорогу молодых, не обходится большинство свадеб. Как правило, на него кладут каравай, сворачивая края полотенца к центру. Однако при встрече новобрачных рушники иногда выполняют и иные функции. Во-первых, рушник необходим, если программой встречи предусмотрено благословение родителей: он укрывает икону, которой благословляют молодых. Во-вторых, на некоторых свадьбах большой рушник расстилают перед дверьми: как и в случае с караваем, это способ определить, кто в доме будет главным - тот, кто ступит на полотенце первым.

Наверное, все молодожёны уже знают, как избежать разногласий: жених должен взять невесту на руки. С расстиланием рушника перед молодыми связан ещё один обряд: согласно славянской мифологии, особая роль в доме отводится порогу - границе между семейной территорией и внешним миром. С ним связано множество примет: через порог нельзя разговаривать, переливать воду, нельзя мести дом от порога, по нему нельзя бить и прочие, прочие суеверия. На свадьбе же жених переносит невесту через порог на руках, чтобы она случайно не коснулась пола и тем самым не встретилась с нечистой силой. А чтобы защитить новоиспечённого мужа, перед порогом в нашем случае - перед входом в банкетный зал расстилается рушник. Бокалы Ещё одна деталь встречи молодых, ставшая практически обязательной, - разбивание бокалов перед входом в ресторан. Посуда, как известно, бьётся к счастью - а когда ещё мечтать о счастливом будущем, как не на свадьбе?

Счастье в данном случае - не сытая жизнь, как может показаться, а отсутствие ссор, ведь битьё тарелок нередко сопровождает бурное выяснение отношений. Пусть эта посуда будет первой и единственной, которую молодым доведётся разбить намеренно, - примерно так может звучать тост, сопровождающий это действо. Есть, однако, у обычая и другой смысл - не стоит расслабляться! Да, свадьба - свадьбой, но жизнь - это не только праздник, это ещё и трудности, которые придётся преодолевать вместе. Звук разбившегося бокала должен служить напоминанием, что не нужно пасовать перед проблемами. Кстати, в древнееврейской традиции жених не бросал бокал, а наступал на него каблуком - это олицетворяло победу над всеми невзгодами. Кроме того, разве можно обойтись без духов и потусторонних сил, которые только и ждут, чтобы свадьба не состоялась?

Их надо перехитрить, разбив посуду, - пусть думают, что им все-таки удалось мелко напакостить, и оставят молодых в покое. Интересно, что по русскому обычаю при встрече молодых отец невесты подносил им две рюмки с водкой.

Этот этап символизировал процесс зачатия потомства. Готовый свадебный хлеб прятали от посторонних глаз до проведения обряда встречи новобрачных в родительском доме. Символика Свадебный хлеб украшался особенными символами: кольца — традиционный атрибут брака, колоски или виноградные грозди — символ достатка и плодородия, лебеди или голуби — знак верности молодых супругов, роза — пожелание красоты и женственности невесте, калина — символ единения и любви молодоженов, коса — признак готовности невесты стать верной супругой и хорошей матерью. После встречи новобрачных в родительском доме каждый гость, в знак присоединения к пожеланиям, должен был отведать каравай.

И даже при большом количестве приглашенных гостей не стоит печь несколько изделий, так как каждый возьмет лишь маленький кусочек как символ благополучия и удачи. Каким должен быть свадебный хлеб В древности по виду каравая предсказывали судьбу молодоженов. Так, чем пышнее и выше получался хлеб, тем благополучнее сложится семейная жизнь. О сварливом характере супруга говорила слишком румяная корочка. Если каравай украшали парой птиц голубей или лебедей , они непременно должны были смотреть друг на друга. Если фигурки при выпекании отклонялись, то верность будущих супругов вызывала сомнения.

Плохой приметой считается треснувший каравай. Как проходит обряд встречи молодоженов Для проведения обряда потребуются еще некоторые атрибуты: На "макушке" каравая устанавливается солонка с солью или при выпекании делается специальное углубление. Свадебный хлеб преподносят на новом красивом рушнике расшитом полотенце. Родители благословляют новобрачных иконой. По окончании обряда все поздравляют молодых бокалом вина. Согласно древним славянским традициям, встречают молодоженов родители жениха на пороге своего дома.

Мать держит каравай на рушнике и произносит напутствия. Если каравай получался очень большим, родители преподносили его вместе. Рушник для обряда выбирали с птицами, соколами, петухами или павлинами, вышитыми красными нитками.

Если низ подгорает, насыпать на противень крупной соли под бумагу. Готовый каравай надо накрыть салфетками и полотенцем и оставить отдохнуть на ночь. Можно для полного дозревания даже одеялом укутать.

Как подавать свадебный каравай С древних времен обычай не изменился: каравай выкладывают на свадебное полотенце, которое специально вышивают по такому случаю, и преподносят молодым. Обычно это происходит после венчания или регистрации в загсе перед тем, как гостей приглашают к столу. В старину каравай вручала мать жениха. Родители поздравляют молодых и благословляют на совместную жизнь. Делил его один из крестных отцов пары, а гостям разносили куски дети. Двухкилограммовым караваем можно угостить до 50-ти гостей.

Вручение каравая — заключительный этап свадебной церемонии, окончание периода юности жениха и невесты. Выпекался только однажды — при первом вступлении в брак. Молодожены должны были поблагодарить и трижды поцеловать каравай. Верх доставался молодым, его предполагалось посолить и съесть, причем тот, кто откусывал больший кусок, объявлялся главой семьи. Есть и другой вариант — хлеб нужно отломать, и больший кусок доставался тому, кто… более жадный. Какой из них более эстетичный, решать вам, главное, соль не просыпать!

Серединку разносили гостям, а низ отдавали музыкантам там можно было найти запеченную монетку. Украшения с каравая принято было отдавать незамужним подругам невесты. Вместе с кусками каравая новобрачные делились своим счастьем, а гости благодарили молодых подарками. Соблюдать ли сегодня старинные традиции, каждый решает сам. Но, в любом случае, уважения они заслуживают. Для вас — расскажем, как украсить торт мастикой.

В момент встречи важно внимательно отнестись к рушнику — он не должен соприкасаться с полом. После окончания торжества рушник и солонка хранятся вместе с остальной памятной свадебной атрибутикой. Особенности встречи молодых с караваем Согласно русской традиции, встречать молодых с караваем в руках должна мать жениха или другая родственница с его стороны.

Рядом с ней должен располагаться родной или крестный отец. Далее оставшиеся родственники образуют полукруг и радостно приветствуют молодых. Благословение из уст свекрови должно иметь либо стихотворную напевную форму, либо звучать искренне от чистого сердца.

В качестве дополнения можно взять в руки иконы Богородицы или Спасителя. После речи свекрови молодые кланяются родителям в ноги и приступают к основному действу — откусыванию каравая, посоленного второй половинкой, с отведенными назад руками. Кто съест самый большой кусочек — будет хозяином в доме.

Далее по приданию родители невесты передают молодым бокалы с вином или шампанским. Напиток выпивается до дна, а бокалы со звоном разбиваются, унося все беды и невзгоды. Теща или тесть в данном обряде имеют право произносить или не произносить напутственную речь.

Когда же обряд закончен — молодые и их гости должны пройти в зал и вместе по кусочкам съесть каравай до последней крошки. Традиции, связанной со свадебным караваем, уже не одна сотня лет. И если Вы решили использовать ее в своем торжестве — внимательно изучите все нюансы и их значения.

История появления свадебных шишек

Свадьба начиналась обрядом изготовления каравая, свадьба заканчивалась обрядом раздела каравая между всеми присутствовавшими на свадьбе. Свадебный каравай символизирует силу солнца, которая должна оберегать зарождающуюся семью. Украшают каравай по традиции ветками калины, колосьями пшеницы, ржи. По традиции караваем встречали перед домом жениха, ведь именно там играли свадьбу.

Встреча молодоженов на свадьбе с караваем

Свадебный портал Статьи Традиции и обычаи Обряды. Встреча молодоженов на свадьбе с караваем. В лучших традициях свадьбы, после торжественной росписи, новобрачных должны встретить родители жениха с караваем (хлебом-солью). Свадебный торт и каравай фото 2 фото: Выпекание свадебного каравая тоже имеет свои приметы и традиции. Шикарный свадебный каравай на праздничном вышитом рушнике по традиции держит мать жениха, а отец жениха стоит рядом с иконой. Но, в отличие от каравая, он появился на наших свадьбах сравнительно недавно и принес с собой некоторые традиции Европы. Существует такая примета, что каждый присутствующий на свадьбе должен обязательно попробовать свадебный каравай, иначе его причислят к числу тех, кто игнорирует свадьбу и не желает счастья молодым.

Все о свадебном каравае. Приметы для молодоженов.

Название произошло от жен. Свадебный каравай испекали накануне в доме жениха из принесенных продуктов, так как свадебный каравай это дар роду. Воду для него брали из семи разных колодцев и семи разных мешков. Приготовлением теста занималась женщина-каравайница, позже крестная, у которой сложилось семейное счастье и другие счастливые женщины - жены. Замешивание христиане в тазу с крестом на дне и испекание теста происходило в радушной атмосфере, сопровождалось заговорами, а позднее молитвами. Таким образом, наделяя свадебный каравай сверх силой, превращая его в семейный оберег для молодой пары. Чем больше и пышнее будет каравай на свадьбу , тем больше будет и счастье. Погружал в печь каравай счастливый женатый мужчина. Печь в данном случае была символом женского лоно, то на чем ставили мужское начало, а сам каравай - дитя.

В них переплетаются цыганский и украинский языки. По словам ставропольца, корни этой традиции уходят в те времена, когда цыганский народ перекочевал на территорию Закарпатья, Молдавии, Румынии. Хлебных рогаток на свадьбу делают несколько, две главных вручают жениху и невесте.

Эти ветки обязательно должны быть трехглавыми — как символ мужа, жены и будущего ребенка. Красный цвет костра почитается у нас, как знак жизни, вечности, молодости, добра и тепла. Индийские корни у цыган также в элементах одежды, например, длинные юбки, в приверженности к суевериям и гаданиям.

Существует древнее поверье, что дружба скрепляется преломленьем хлеба: по сути, эта видоизмененная традиция воплощается в процессе разрезания торта и раздачи по кусочку каждому гостю. Даже форма или украшение торта может быть символичным: белые или розовые розы символизировали любовь, яркие красные цветы - страсть, торт в виде подковы - счастье, в виде рога - к достатку, пирамида или пирог - пожелание прожить всю свою жизнь вместе. К примеру, в Риме хлеб выпекали из ячменной или пшеничной муки. Его не просто разделяли на кусочки, а разламывали прямо над головой невесты: при этом каждый гость получал свою порцию, а жених собирал и съедал крошки с головы любимой. В Англии пирог был заменен грудой маленьких сладких булочек, над которыми молодые обязательно должны были поцеловаться, подтверждая свое решение жить вместе и в горе, и в радости. Впервые такое блюдо как «торт» появилось во второй половине 17 столетия. Его автором стал французский кондитер, приехавший по делам в Лондон: он побывал на свадьбе и был удивлен, как беспорядочно и некрасиво сложены в кучу свадебные пироги.

В итоге, бесформенная куча стала изящным тортом, который был назван крокембуш. Шедевр состоял из кремовых шариков, имел пирамидообразную форму и был украшен сладостями. После этого обычай быстро распространился по всему миру и стал неотъемлемым атрибутом свадебного или любого другого торжества. Интересно, но на свадьбу в Древней Руси было принято выпекать несладкие пироги, начинка была преимущественно мясной. А вот в азиатских и европейских странах гостей угощали сладкими пирогами. Первые фигурки жениха и невесты изготавливали из глины еще в языческие времена, потом их начали делать съедобными. Долгое время свадебный торт разрезали не сами молодожены, как это делается сейчас, а замужняя женщина с несколькими детьми, примерная домохозяйка из рода жениха.

Считалось, что она вкладывает положительную энергетику в сам процесс и жизнь молодоженов тоже будет очень хорошей. Многоярусные торты, так любимые многими молодоженами, появились только в 19 столетии. До сих пор не ясно, кому же принадлежит первенство в изготовлении такого сладкого шедевра: кто-то склоняется к мысли, что это были англичане, другие люди отстаивают позицию, что это были венские кулинары. В любом случае, начало было положено. В 20 столетии свадебные торты перестали быть традиционно круглыми и пирамидальными: появилось изобилие различных форм. Наиболее востребованный вид угощения, когда каждый ярус укладывается на отдельную подставку. Выносят торт в кульминационный момент свадебного вечера: кстати, можно немного схитрить и разрезать все ярусы, кроме верхнего, на кусочки незадолго до подачи - и молодоженам мороки меньше, и нет вероятности измазать свадебный наряд, стараясь разрезать это кремовое великолепие на части.

Лучший верхний ярус, богато украшенный, может остаться целым - он полагается жениху и невесте. Сохраняется до сих пор и присутствует практически на всех свадьбах.

Если каравай украшали парой птиц голубей или лебедей , они непременно должны были смотреть друг на друга. Если фигурки при выпекании отклонялись, то верность будущих супругов вызывала сомнения.

Плохой приметой считается треснувший каравай. Как проходит обряд встречи молодоженов Для проведения обряда потребуются еще некоторые атрибуты: На "макушке" каравая устанавливается солонка с солью или при выпекании делается специальное углубление. Свадебный хлеб преподносят на новом красивом рушнике расшитом полотенце. Родители благословляют новобрачных иконой.

По окончании обряда все поздравляют молодых бокалом вина. Согласно древним славянским традициям, встречают молодоженов родители жениха на пороге своего дома. Мать держит каравай на рушнике и произносит напутствия. Если каравай получался очень большим, родители преподносили его вместе.

Рушник для обряда выбирали с птицами, соколами, петухами или павлинами, вышитыми красными нитками. Обязательно в приветственной речи мама советует беречь свое счастье и в любой затруднительной ситуации за советами обращаться к родителям или более старшим членам семьи. Согласно традиции, мать жениха, принимая сноху в дом, нарекает ее дочкой, а невестка называет свекровь мамой. Отец благословляет новую семью иконой — символом духовных традиций.

Сегодня торжества чаще всего проводятся в кафе или ресторане, поэтому встречают молодую семью после регистрации брака или венчания с караваем на пороге заведения. Что должны сделать молодые Во время обряда, по обычаю, определяется глава новой семьи. Жених и невеста по очереди откусывают от каравая с разных сторон. Кто откусит кусок побольше, тот и будет хозяином в доме.

А кто-нибудь из близких родственников в этот момент, дабы развеселить гостей и новобрачных, шутит, что тот, кто откусил больше, тот более жадный.

Свадебный каравай: приметы и поверья

Сделать это поручали замужней женщине, счастливой в браке и растящей здоровых детей. Ведь только преуспевающая в личной жизни хозяйка могла передать свадебному хлебу радужное настроение и положительную энергию что столь необходимы новобрачным , а он в свою очередь, подарит все это молодым. Ритуал выпекания каравая был весьма непростым. Он начинался обычно в сакрально отмеченное время, т. Сам процесс замешивания теста и выпекания каравая был весьма необычным. Воду для каравая нужно было взять в 7 колодцах, и муку насыпать из 7 мешков. Для замешивания теста использовали специальную форму с крестом. Кроме женщины, которой поручено печь каравай, дотрагиваться до формы и ее содержимого не смел никто.

Данный процесс был «заговоренным», ведь он всегда сопровождался чтением молитв или веселым пением в исполнении других женщин-каравайниц, помогающих на кухне, и создавали радостное праздничное настроение. Когда тесто «созревало» для выпекания, наступал следующий важный этап - отправка этого хлеба в печь. Перед этим посаженая мать обходила с ним избу. Каравай задвигали в печь на лопате с прикрепленными по ее краям горящими свечками, и, прежде чем оставить каравай в печи, его три раза то задвигали в нее, то выдвигали.

Разделял его крестный отец девушки или парня, раздавая поочередно: верх — молодым, срединную часть — гостям, низ где нередко запекали монетки — музыкантам. Каравай сочетавшиеся браком жених и невеста раздавали пришедшим их поздравить гостям. Каждый из приглашенных должен был отведать сладкий хлеб — это сулило паре счастливое и безбедное будущее. Как чествуют караваем на современных свадьбах Сегодня традиция встречать мужа и жену пышным караваем и словами благословения все так же популярна. Однако обычай все же претерпел изменения.

Декорированный красивыми украшениями из теста пирог держит на рушнике мать жениха, а отец стоит рядом с иконой или шампанским. На вершину ставят изящную солонку. Если по какой-то причине родители не присутствуют на церемонии, то их обязанности возлагаются на крестных или представителей старшего поколения.

Как и положено — по цыганским традициям, уходящим корнями в века и передающимся из поколения в поколение. Один из интересных свадебных обычаев — каравай. Помимо того, что цыгане пекут традиционный славянский круглый хлеб, который преподносится гостям с солью, есть и еще один каравай — тоже вид обрядовой выпечки. Берут ветки, обматывают сладким сдобным тестом, обязательно с пряностями, выпекают, окрашивают в красный цвет и затем украшают, нанизывая на красных веревочках конфеты, орехи, яблоки, апельсины, другие фрукты и сладости. Это очень древняя традиция.

Сегодня также некоторые вместо теста используют красные ленты, которыми обвивают рогатки, — рассказывает Н.

Готовили праздничный хлеб по особым правилам. Воду для каравая приносили из семи колодцев, а муку набирали из семи мешков. Тесто месила женщина, у которой счастливый брак и умные здоровые дети. Считалось, что такая каравайница передаст молодоженам часть мудрости и удачи. Изначально кругляш не украшали — допускались лишь скромные косички из теста. Но со временем декорирование свадебного хлеба стало почти искусством, где каждый элемент наделяли смыслом. Лебеди олицетворяли верность и преданность, колосья пшеницы — процветание, ветки калины — плодовитость и красоту, гроздья винограда — достаток молодой семьи. Выпекали каравай накануне свадьбы в доме жениха, делал это счастливо женатый мужчина.

Каравай на красивом рушнике подносила молодоженам мать жениха — происходило это после венчания пары.

Выкуп, каравай и снятие фаты. Какие свадебные обычаи сохраняют молодожены?

Шампанское можно пригубить, остальное вылить через плечо левое , а сами бокалы разбить. Как встречать молодых с караваем: речь на встречу молодых с караваем Трудно родителям сразу на ходу подобрать добрые слова для своих детей, которые только что вступили в брак. Это бывает из-за сильного волнения, нахлынувших чувств. Подготовиться к событию лучше заранее. Посмотрите ниже напутствия. Так можно родителям встречать молодых с караваем — душевные пожелания будут в самый раз. Поздравительная речь от родителей для молодоженов Как мать жениха и невесты встречает молодых караваем — слова Не у всех есть талант говорить красивые речи и передавать словами большой поток положительных эмоций, потому дальше рассмотрим примеры поздравлений молодоженов после ЗАГСа. Какие слова матери жениха или счастливой невесты, смогут найти у детей отклик в душе? Можно встречать молодых с караваем в руках такими словами: Приветствую, вас дорогие, наши любимые дети!

Очень приятно увидеть вас счастливыми, красивыми и в добром здравии! Пусть этот незабываемый день в вашей жизни запомнится навсегда, а этот праздничный пирог вам от нас! Испробуйте его и запомните вкус первого вашего совместного блюда, что вы испробовали после создания молодой семьи. Именно каравай является символом крепкого здоровья, благосостояния, успеха, семейного вам благополучия! Кстати, необязательно встречать молодую семью должна с караваем только мать жениха, можно и маме невесты тоже подключаться к добрым пожеланиям молодых. Вот еще слова, которые полностью смогут выразить радость родителей по поводу бракосочетания молодоженов: Пусть любовь никогда не покидает ваши сердца, дорогие мои! Пусть в семье всегда будет уважение, взаимопонимание. Поддерживайте друг друга в тяжелых жизненных ситуациях!

Пусть недуги и беды обходят вашу семью, а в доме будет радостно, тепло, чисто, уютно! Пусть будет слышен детский смех в вашем жилище! Берегите друг друга! Пусть праздничный каравай станет символом вашего благосостояния и любви, и направит вас на путь истинный к счастью! Как встречать молодых с караваем: стихи, поздравления Встречать молодых караваем могут близкие красавицы-невесты, и родные молодого жениха.

Четвертый принято преподносить после обряда венчания.

Украшение каравая Вкусные свадебные караваи с декором становятся одним из главных обрядов свадьбы. Преломление хлеба, глубокий смысл съедания совместно первого куска становится и главным событием для гостей. Хлеб на свадьбу непременно выносится с солью. Солонка для каравая может быть куплена и вставлена в специальное углубление сверху. Украшению хлеба отводится особое значение. Так лебеди символизируют верность, колосья — достаток, виноград — изобилие и многочисленное потомство, косичка — переплетение судеб молодых, голуби на каравай устанавливаются в знак любви и верности и символизируют жениха и невесту.

Особое внимание уделяется не только рушнику и украшению на каравае, но и посуде для хлеба Поднос для каравая на свадьбу может стать великолепным памятным подарком молодоженам в день регистрации или венчания. Символика на таком подносе будет напоминать молодым о самом счастливом дне в их жизни. Каравай должен быть не только красивым, но и вкусным. Раньше его пекли в течение нескольких дней с применением ржаной муки. Сегодня это, как правило, сдобный хлеб из пшеничной муки. Сколько стоит каравай на свадьбу?

Цена каравая на свадьбу зависит от того, будете ли вы самостоятельно выпекать хлеб или купите готовое изделие. Если вы решили заказать выпечку в специализированном месте, то стоимость будет варьироваться в пределах тысячи, все будет зависеть от сложности декора и веса изделия. Если же вы решили не отдавать в чужие руки такой важный момент, то его цена будет минимальна — только та сумма, которая понадобится для закупки ингредиентов. Обязательный каравай на свадьбе Что делать с караваем после свадьбы? Есть несколько вариантов, куда девать свадебный каравай после торжества: разделить между всеми гостями; забрать домой, высушить и пользоваться им как лекарством во время болезни; завернуть в рушник и отнести в храм; забрать домой и отдать жениху, чтобы он съел его для появления здорового потомства.

Как и шишечки, они располагаются по кругу по краю свадебного каравая [см. Свадебный каравай. Из собственно каравайных, судя по материалам ФА ПсковГУ, сохранились песни двух сюжетов: о подготовке топлива для печения каравая «Стояла сосна тридцать лет» и о богатом составе каравая «А я знаю, знаю, что в нашем караваю». О них уже шла речь выше. Из других, не собственно каравайных, свадебных песен — песни на тему резкой перемены в жизни девушки-невесты. Одна из них — песня о саде, который сажает невеста, и, расставаясь с родной семьей, наказывает матери его поливать «По горы Танюшка шла, по лугу сад садила». Как свидетельствуют материалы ФА ПсковГУ, эта распространенная в Усвятском, Невельском, на юге Пустошкинского района песня на протяжении свадебного действа звучала неоднократно в разные сходные по эмоциональному настрою моменты, например, на вечеринке девичнике или когда родные молодой уезжают домой, оставляя ее одну в доме мужа. Но, по-видимому, в сугубо локальной традиции она закрепилась как каравайная. Одна из них, П. Кравцова из д. Кивалы, включает песню «По горы Любушка шла» в ряд каравайных: «Когда пекут каравай, поют каравайные песни. Другая, Т. Голубева из д. А не вдастся твое житье, Ты сама его польёшь, То водой, то слезами горючими! При этом, комментируя другую песню, исполнявшуюся при изготовлении каравая, Т. Голубева находит нужным указать, что эта, другая, песня пелась не только во время каравайного обряда: «Играли песню, когда каравай пекли, и в день свадьбы: «Выплету уплёты с русых кос, Повешаю уплёты на клети, Мамка пойдет в клеть, узглядить. А с клети пойдет, заплачет: «Вот где моя дитятка гуляла, Шелковые ленточки роняла! Процесс печения каравая. Надо, чтоб печка была негорячая: то откроешь заслонку, то закроешь, чтоб не сгорел. Через час тянут, мажут яйцом, медом и опять на полчаса в печку. Потом вынимают и прибирают до наделяшек»; «За ним все время смотрят, чтобы он не подгорел. В народном сознании процесс печения каравая и его результаты программируют судьбу брака и жизненную судьбу молодых: «калi каравай паколецца, то маладыя хутко разыдуцца. Цi адно зь их памрэ» [10, с. Мы пекли. Лидке Боладыченко. Вот там жила. Пекли у печки, и делали, месили, девки каравай делали. И, милые, вытянули, а он расщепившись! Вот и примета: жизни не будет, расщепится». Существует поверье о якобы существующей связи между качеством свадебного хлеба, магически обеспеченного благополучным течением процесса его изготовления, с одной стороны, и наличием сексуального влечения и репродуктивных способностей у новобрачных, с другой. Замечательная песельница из д. Хоть ржаные, хоть пшеничные. А скоту давали, чтобы скотина сразу покрывалась, ну, обсеменялась, чтобы много раз не водить» [26]. На вопрос, почему девкам нельзя давать свадебные кокоры, С. Троянова ответила, что отведавшая такой кокоры «родит в девках». Соответственно нежелательное вмешательство, нарушающее правильность процесса печения и в результате целостность свадебного хлеба, неизбежно приводит к противоположному результату — непреодолимому сексуальному отвращению и, как следствие, невозможности продуктивного брака. Они очень любили друг друга. А соседка ее, Марфа, почему-то очень не хотела, чтобы он на той Наде женился. Все говорила мне: «Все равно жить не будут! А тетка Марфа пришла, заглянула в печь и, знаете тоном знатока говорит: «Надо огонь разжечь! И ушла. А у меня заслонка так и отвалилась. Посмотрела я, а хлеб так даже раскололся! Я перед ними поставила тот самый хлеб, который тетка Марфа помогала мне выпекать. И что вы думаете? С первой ночи они стали недрузьями. Отжила она у нас год и ушла от нас девушкой. Брат мне говорил: «Любили мы и уважали друг друга, а тут словно что встало, между нами. Вот рукой до нее дотронусь, а она как колючая. Какая-то не такая! Так, сожительствовал с одной девкой… Потом он в войну погиб, а она тоже в блокаду умерла» [27]. Готовый каравай приобретает оттенки от бежевого до коричневого. Все это на ярко-желтой основе. На нашем снимке представлен вариант каравая не с одной, а с двумя веточками. Причем, передавая нам каравай, специально для нас испеченный её мамой, студентка Л.

По традиции для каждого родителя имеется своя речь благословения. Ниже я приведу пример такой речи. Поздравления невестке и сыну от свекрови В принципе, если вы не доверяете своей памяти или не хотите чтоб слова прозвучали неискренне и вычурно, не стоит мучить себя и зубрить какие то стихи или торжественные фразы. Можете просто сказать какие то важные для вас слова, главное чтобы они шли от души. Можно пожелать светлого будущего, рождения ребенка внука , спокойной семейной жизни, чтоб по жизни шагали неразлучно. В вашем благословении дети должны не просто услышать, но почувствовать все что вы им желаете в этот незабываемый и такой важный день. Вот пример благословения молодых: «Хочу поздравить вас с бракосочетанием. Храните то тепло, что вы приобрели. И приложите всевозможные старания. Чтоб не растратить все, что вы нашли. Живите мирно, дружно, справедливо. Чтоб к вам подкрасться не могла беда. Чтоб жизнь была веселой и красивой. Не расставайтесь, дети, никогда. Хочу под ноги бросить вам цветы. Чтоб устлана была ими дорога. Чтоб сбывались сокровенные мечты. Благословения просите вы у Бога. Осыплю поздравленьями семью. Которой от роду чуть-чуть побольше часа. Я вас святой водою окроплю. Благословлю, да так, чтобы с запасом. Спешу поздравить вас от всей души. Ведь брака совершилось сочетанье.

В чем заключается магия свадебного каравая

круглый сладкий дрожжевой хлеб, - неотъемлемый атрибут почти каждой свадьбы. Однако традиции, связанные с тем, как играть свадьбу, остались прежние, и свадебный каравай играет в этих обрядах немаловажную роль. две бутылки с алкогольными напитками. Согласно обычаю, у человека свадебный каравай мог быть лишь один раз в жизни, и потому, если свадьба была не первой для молодоженов, каравай уже не выпекали. Каравай на свадьбе — самая популярная традиция в России, которая актуальна по сей день.

text_error

Немногие из свадебных традиций так любимы и уважаемы сегодня, как церемония вручения молодоженам свадебного каравая. Откуда пошла традиция использовать свадебный каравай, почему она прижилась в России. В лучших традициях свадьбы, после торжественной росписи, новобрачных должны встретить родители жениха с караваем (хлебом-солью). Немногие из свадебных традиций так любимы и уважаемы сегодня, как церемония вручения молодоженам свадебного каравая. Свадебный каравай и встреча молодоженов: вековая традиция.

Что символизирует каравай на свадьбе: традиции и современность

Так свадьба может стать одновременно днём "сбывшихся мечтаний" не только у новобрачных, но и у всех присутствующих. Наконец, свадебный дождь может быть и сладким - если роль капель сыграют конфеты. Как и в случаях с монетами и рисом, конфеты, даже если они очень маленькие, лучше кидать под ноги молодым, дабы избежать неожиданных неприятностей. Ну и на радость детям, которые, как правило, эти конфетки с удовольствием собирают. Кстати, о детях. Считается, что их присутствие во время обряда осыпания - хорошая примета, которая гарантирует многочисленное и здоровое потомство.

Напомним о небольших деталях, отсутствие которых может испортить впечатление. Какой бы вариант "праздничного дождя" вы ни выбрали, важно подумать и о том, в чём гости будут держать лепестки, рис или монеты. Обычные полиэтиленовые пакеты - слишком буднично и некрасиво, поэтому стоит заказать или сделать самостоятельно оригинальные кулёчки или маленькие корзиночки, выдержанные в стилистике свадьбы. Живой коридор Если молодые по тем или иным причинам решили отказаться от любого "дождя" - это вовсе не значит, что не стоит организовывать живой коридор, ведь такой элемент встречи новобрачных красив, торжественен и позволяет задать доброжелательный и весёлый тон всему празднику. Жениху и невесте будет приятно, даже если гости просто поприветствуют их аплодисментами и скандированием поздравлений, однако не лишними будут и некоторые украшения этого "строя".

Пожалуй, самое очевидное, но при этом и наиболее дорогое решение - цветы. Чтобы церемония была не только нарядной, но и стильной, всем присутствующим лучше держать в руках не собственные букеты в разномастных обёртках, а, например, по одной розе одинаковых оттенков. Другим вариантом украшения живого коридора станут, скажем, узкие ленты на палочках, которыми гости будут приветственно махать, приветствуя новобрачных. Если не полениться и приклеить на край каждой ленточки небольшой страз, они будут ярко светиться на солнце и выглядеть ещё более нарядно. Такие ленты - неплохое решение для тех, кто хочет продлить торжество, ведь махать ими можно долго если гости, конечно, не устанут.

Кроме того, чтобы запечатлеть на фото, скажем, уже упоминавшиеся лепестки роз в полёте, фотограф должен быть довольно расторопным и опытным, в то время как пройти коридор из лент ради удачного кадра молодые могут и дважды. Ну а если на ленты или на сами палочки нанести инициалы молодожёнов или изображение какого-то символа, напоминающего о празднике, то они станут ещё и прекрасным памятным сувениром для гостей. Украшением вечерней свадьбы станут бенгальские огни, которыми гости осветят путь молодожёнов к банкетному залу. Этот вариант хорош для праздника, который проходит зимой: темнеет рано, встреча ограничена во времени из-за холода, но с помощью бенгальских огней её даже в таких условиях можно сделать незабываемой. Три дороги Проблема распутья, выбора верного пути - одна из центральных в русском фольклоре; вспомним хотя бы заветный камень с надписями "Налево пойдёшь - коня потеряешь", "Направо пойдёшь - …".

Молодожёны, казалось бы, свою дорогу уже выбрали, но их совместный жизненный путь зависит только от них самих, что, собственно, и символизирует популярный сценарий встречи в виде трёх дорог. Варианты, предлагаемые для выбора, могут быть разными, однако самый правильный, не требующий серьёзных размышлений, - патриархат, равноправие, матриархат. Кажется, очевидное решение для жениха - взяв невесту на руки, отправиться по средней дороге, выбрав равноправие в семье. Одна из разновидностей "числовой" темы - не три дороги, а четыре стихии, с помощью которых новобрачных посвящают в супруги. Такой сценарий позволяет объединить практически все элементы встречи у банкетного зала, о которых упоминалось выше.

Первая стихия - земля: молодым предлагается ступить на расстеленный рушник, который убережёт их от падений иными словами - от жизненных ошибок. Вторая стихия - огонь, знак домашнего очага и семейного тепла. Огонь могут олицетворять и зажжённые свечи, и бенгальские огни в руках гостей, и страстный, "огненный" поцелуй жениха и невесты. Третья стихия - вода: молодым предлагается напоить друг друга водой или шампанским так, чтобы между ними не упала ни одна капля, или выпить напиток через соломинки из общей чаши. Четвёртая стихия - воздух; его олицетворением могут стать и белоснежные голуби, и уже упоминавшиеся бабочки, и воздушные шары.

Иванова, В. Топорова, А. Байбурина, А. Гуры и других [9, 12, 8, 4, 13, 1, 2] установлена полисемантичность каравая. Последний предстает как воплощение плодородия, достатка, изобилия, счастья и доли. Исследована связь каравая, дублирующего с помощью кулинарного кода главную идею свадьбы — создание новой пары, с концепцией мирового дерева. Как показало исследование Л.

Ивашневой, целый ряд значений этого важнейшего атрибута свадьбы обнаруживается и в современном бытовании свадебного ритуала, что проявляется в представлении о каравае как «главном материальном компоненте обряда «надела» — продуцирующего одаривания молодоженов»; в формуле, произносимой, когда молодую увозят из родительского дома «Пирог, иди за порог! Здесь нет свадьбы, свадьба дальше». Подробнее см. Исследователь белорусского свадебного обряда Н. Никольский говорит о наличии еще в XIX веке в свадебном действе не менее восьми различных церемоний и обрядов, связанных так или иначе с караваем. Из них к собственно каравайным он относит обряд печения каравая, раздела каравая, а также обряд вынесения вынутого из печи каравая в клеть [8, с. По белорусским материалам и материалам русско-белорусского пограничья, представленным в пятитомном этнолингвистическом словаре «Славянские древности», каравай присутствует в ряде эпизодов свадебного ритуала.

По прибытию женихова поезда на двор невесты, стороны меняются своими караваями, при этом женихова сторона старается поднять свой каравай выше невестиного, и, наоборот, невестина сторона стремится поднять свой каравай выше женихова бел. На другой день свадьбы дружка делит «кроит» каравай между свадёбниками и зрителями на свадьбе. Ивашнева в своей книге о поэзии и обрядах западнорусской свадьбы, в основе которой ее диссертационное исследование усвятского свадебного обряда и сопровождающей его песенной поэзии [5], выделяет как сохранившиеся в воспоминаниях исполнителей и в современном варианте обряда следующие эпизоды с присутствием каравая в свадебном действе: «ритуальное изготовление коровая накануне свадебного дня у невесты и у жениха порознь », обряд «надела» молодоженов, встречу жениха в доме невесты и, наконец, наделение караваем всех свадёбников [5, с. По материалам ФА ПсковГУ из Усвятского района, в описаниях свадебной церемонии устойчиво выделяются три момента свадебного обряда, связанные с караваем. Изготовление каравая. Участники каравайного обряда. По изданным описаниям свадебного обряда XIX века, каравайный обряд — коллективное действо, в котором своя роль была у женщин и у мужчин.

Так, мужчина сажал каравай в печь. Никольский полагает, что это обстоятельство связано с соответствующей символикой: печь соотносится с чревом, посадка каравая в печь — с оплодотворением, созревание каравая в печи — с беременностью и извлечение готового каравая из печи — с рождением плода: «таким образом, перед нами выступает обряд подражательной магии плодородия, при которой материальными атрибутами являются коровай и печь, а специфическим исполнителем — мужчина как активный источник плодородия» [8, с. Что касается участия в каравайном обряде женщин, то уже в XIX веке «по одним описаниям девушки не допускаются совсем, по другим — девушки допускаются, но совместно с женщинами, по третьим — девушки являются монопольными изготовительницами коровая» [8, с. Как справедливо полагает Н. Никольский, «допущение девушек к непосредственному участию в изготовлении коровая и тем более их исключительное участие в этом деле надо считать позднейшим нововведением» [8, с. В приведенном описании девушки названы в ряду других участниц каравайного обряда. Когда-то каждый этап приготовления каравая был обрядово выделен, следы чего, по материалам ФА ПсковГУ описаниям свадебного обряда и песням еще сохраняются во второй половине ХХ века.

Подготовка продуктов для каравая и топлива для его печения. Некогда муку для свадебного каравая мололи на домашних жерновах, и этот процесс, судя по описаниям белорусской свадьбы, относящимся к ХIX веку, торжественно совершался в присутствии родичей и соседей и сопровождался особыми обрядовыми действиями, приговорами, песнями и плясками [8, с. Эти обряды уже давно исчезли. В белорусской свадебной песне, исполнявшейся при замешивании каравая, запечатлен утраченный теперь «обычай коллективного доставления топлива и продуктов для печения каравая. Присутствующие в тексте песни числа обнаруживают изначально магическую суть самой песни и обряда, который она сопровождает. По белорусским материалам, «дрова для печения каравая берут из трех дворов и от трех «счастливых» пород деревьев» [11, т. А в Полесье близкая подруга невесты «прыносiць воды тры разы»; когда замешивают тесто для каравая, муку «сыплюць трэйко», тесто месят три боярки по очереди» и т.

В усвятском свадебном обряде к 70-м годам XX века обычай коллективной заготовки топлива для изготовления свадебного каравая в живом бытовании уже не существовал. След такого обычая донесла до нас записанная в эти же годы каравайная песня, исполнявшаяся, когда месили тесто для каравая. Варианты: «Пекись, каравай, пампушками, Не гулять Настюшки с подружками! Подготовка теста для каравая. Состав каравая. По описаниям, сделанным в XIX веке, обряд изготовления каравая, как и любой важный этап свадебного действа, начинался с испрошения у присутствующих т. Ушедший из живого бытования обычай собирать необходимые для изготовления каравая продукты вскладчину, отразился в песнях о богатом составе свадебного каравая, поющихся при замешивании свадебного хлеба.

В украинских песнях все ингредиенты будущего каравая приносят каравайницы. В вариантах, имеющихся в ФА ПсковГУ, ни в песнях о богатом составе каравая «А я знаю, знаю, что в нашем караваю» , ни в описаниях каравайного обряда не говорится о коллективном собирании продуктов для свадебного каравая, хотя, по-видимому, оно подразумевается. Исключение составляет важнейший по его наполненности магическими смыслами ингридиент каравайного теста — яйцо, известный символ продолжения жизни, плодородия, плодовитости: «Каждая девка приносит с собой яйца, не меньше двух, все яйца складывают в один таз. Каравай пекут с белой муки. Сколько яиц пойдет в тесто для каравая, зависело от количества — по материалам ФА ПсковГУ, 6—10 человек — и щедрости участников обряда. Этот вариант, когда яйца приносит каждая из каравайниц, очевидно, является редуцированной версией древнего обычая, отголосок которого зафиксирован в материалах ФА ПсковГУ из соседнего с Усвятским Невельского района Псковской области: «По яичкам ходили. Перед свадьбой мама берет с собой соседку, берут корзинку и идут по яичкам.

В каждом доме дают, кто пару, кто пяток. По древним представлениям свадебный каравай должен был аккумулировать в себе огромный потенциал жизненной силы и плодовитости, и, по-видимому, когда-то именно так, всей общиной, собирали яйца для свадебного каравая. Тесто для каравая делали из пшеничной муки: «Каравай пекут с белой муки. В материалах ФА ПсковГУ зафиксированы две собственно каравайные песни, варианты которых записаны неоднократно. Обе, как следует из комментариев исполнительниц, звучали, когда месили тесто для каравая. Об одной из них речь шла выше, во второй представлен состав каравая и невероятная сила роста и умножения, заключенная в тесте для каравая, которое будто бы неудержимо вылезает из карманов каравайниц, якобы пытавшихся тесто украсть: «А я знаю, знаю, Что в нашем караваю!

Как бы это ни звучало странным, но именно невеста на сватовстве вручает жениху рушник.

На Руси это была задача девушки. При чем, молодые красавицы делали это ещё задолго до самой свадьбы. Посередине рушника не делается вышивка, это специальное место, которое положено под каравай. А вообще, если обратить внимание на полотенца в русском народном стиле, то можно заметить, что у них также нет вышивки посередине. Ранее считалось, что это особое Божье место. После свадьбы рушник хранят в доме у невесты и жениха. Отдавать изделие в прокат никому нельзя.

Лучше всего его аккуратно сложить и убрать на полочку, бережно тем самым беречь. При покупке рушника обращайте внимание на нитки. Они не должны быть искусственными. По примете жизнь будет тогда ненастоящей. Посмотрите ещё и на целостность ткани. Обязательно полотно должно быть единым. В противном случае одному из супругов грозит смерть.

Приметы, связанные с караваем По традициям и обычаям возле каравая слагались не только легенды, но и приметы. Считалось, что по одному лишь изделию можно было определить насколько счастливой будет жизнь у молодых супругов. Мать старалась печь наиболее пышную сдобу, тогда считалось, что жизнь у молодых будет лучше и счастливее. Лопнувший каравай нельзя было подавать жениху с невестой. Разрезали каравай только крестные жениха. Соседям, которые не смогли прийти на свадебный банкет, каравай обязательно передавался. Многие не ели сразу сдобу, а засушивали её.

Маленький засушенный кусок хлеба считался оберегом, который мог защитить детей от порчи и сглаза. Что делать с караваем? После самого обряда и обычая у многих семейных пар возникает вполне правомерный вопрос, что делать с выпечкой.

Никольский, «допущение девушек к непосредственному участию в изготовлении коровая и тем более их исключительное участие в этом деле надо считать позднейшим нововведением» [8, с.

В приведенном описании девушки названы в ряду других участниц каравайного обряда. Когда-то каждый этап приготовления каравая был обрядово выделен, следы чего, по материалам ФА ПсковГУ описаниям свадебного обряда и песням еще сохраняются во второй половине ХХ века. Подготовка продуктов для каравая и топлива для его печения. Некогда муку для свадебного каравая мололи на домашних жерновах, и этот процесс, судя по описаниям белорусской свадьбы, относящимся к ХIX веку, торжественно совершался в присутствии родичей и соседей и сопровождался особыми обрядовыми действиями, приговорами, песнями и плясками [8, с.

Эти обряды уже давно исчезли. В белорусской свадебной песне, исполнявшейся при замешивании каравая, запечатлен утраченный теперь «обычай коллективного доставления топлива и продуктов для печения каравая. Присутствующие в тексте песни числа обнаруживают изначально магическую суть самой песни и обряда, который она сопровождает. По белорусским материалам, «дрова для печения каравая берут из трех дворов и от трех «счастливых» пород деревьев» [11, т.

А в Полесье близкая подруга невесты «прыносiць воды тры разы»; когда замешивают тесто для каравая, муку «сыплюць трэйко», тесто месят три боярки по очереди» и т. В усвятском свадебном обряде к 70-м годам XX века обычай коллективной заготовки топлива для изготовления свадебного каравая в живом бытовании уже не существовал. След такого обычая донесла до нас записанная в эти же годы каравайная песня, исполнявшаяся, когда месили тесто для каравая. Варианты: «Пекись, каравай, пампушками, Не гулять Настюшки с подружками!

Подготовка теста для каравая. Состав каравая. По описаниям, сделанным в XIX веке, обряд изготовления каравая, как и любой важный этап свадебного действа, начинался с испрошения у присутствующих т. Ушедший из живого бытования обычай собирать необходимые для изготовления каравая продукты вскладчину, отразился в песнях о богатом составе свадебного каравая, поющихся при замешивании свадебного хлеба.

В украинских песнях все ингредиенты будущего каравая приносят каравайницы. В вариантах, имеющихся в ФА ПсковГУ, ни в песнях о богатом составе каравая «А я знаю, знаю, что в нашем караваю» , ни в описаниях каравайного обряда не говорится о коллективном собирании продуктов для свадебного каравая, хотя, по-видимому, оно подразумевается. Исключение составляет важнейший по его наполненности магическими смыслами ингридиент каравайного теста — яйцо, известный символ продолжения жизни, плодородия, плодовитости: «Каждая девка приносит с собой яйца, не меньше двух, все яйца складывают в один таз. Каравай пекут с белой муки.

Сколько яиц пойдет в тесто для каравая, зависело от количества — по материалам ФА ПсковГУ, 6—10 человек — и щедрости участников обряда. Этот вариант, когда яйца приносит каждая из каравайниц, очевидно, является редуцированной версией древнего обычая, отголосок которого зафиксирован в материалах ФА ПсковГУ из соседнего с Усвятским Невельского района Псковской области: «По яичкам ходили. Перед свадьбой мама берет с собой соседку, берут корзинку и идут по яичкам. В каждом доме дают, кто пару, кто пяток.

По древним представлениям свадебный каравай должен был аккумулировать в себе огромный потенциал жизненной силы и плодовитости, и, по-видимому, когда-то именно так, всей общиной, собирали яйца для свадебного каравая. Тесто для каравая делали из пшеничной муки: «Каравай пекут с белой муки. В материалах ФА ПсковГУ зафиксированы две собственно каравайные песни, варианты которых записаны неоднократно. Обе, как следует из комментариев исполнительниц, звучали, когда месили тесто для каравая.

Об одной из них речь шла выше, во второй представлен состав каравая и невероятная сила роста и умножения, заключенная в тесте для каравая, которое будто бы неудержимо вылезает из карманов каравайниц, якобы пытавшихся тесто украсть: «А я знаю, знаю, Что в нашем караваю! С девяти ключов вода, С десяти пудов мука, С девяти коров масло, Яиц полтораста, Каравайницы пьяны, Всё тесто покрали, В кишани похували. Наше тесто пышно, С кишанев вон повышло. Пошло наше тесто Под мёд, под горелку, Под красную девку, Под молодую Любушку».

Представленная в песне гипербола богатого свадебного каравая имеет под собой реальное основание. К тому же при завершающем свадьбу разделе каравая его должно было хватить на всех принимавших участие в свадебной церемонии, на весь род-племя. По описанию П. Шейна, каравай мог быть от 12 до 20 килограммов весом, до 1,5 метров в диаметре и, подымаясь в печи, каравай иногда достигал таких размеров, что, приходилось выламывать несколько кирпичей из устья для того, чтобы вынуть его оттуда [14, с.

По сравнению с таким гигантом, усвятский свадебный каравай 70-х годов XX века — совсем небольшое изделие: он имеет 25—30 см. Такие детали, как девять ключей, из которых берут воду для каравая, девять пудов муки для его приготовления, девять коров, из молока которых приготовлено масло для каравая, и т. Число девять — утроенное число три. Посадка каравая в печь.

Как уже было сказано выше, некогда каравай в печь сажал мужчина. Однако описания свадебного обряда XIX века уже дают различные варианты: каравай в печь сажает мужчина, мужчина и женщина, женщина [8, с. Подготовка украшений для каравая. Внешний вид каравая.

По впечатлениям студенток ПГПИ, приглашенных участвовать в каравайном свадебном обряде в д. Бор во время фольклорной практики 1978-го года, тесто для каравая вследствие большого количества яиц в нем очень эластично, «послушно», и имеет «веселый» ярко-желтый цвет. По белорусским материалам и материалам русско-белорусского пограничья, представленным в этнолингвистическом словаре «Славянские древности», каравай мог быть украшен фигурками из теста, чаще всего птичками по названию соотносимыми с утками, гусями, курами, петухом, воробьями, голубями, жаворонками , животными свинья, медведь, заяц, кот , антропоморфными фигурками невеста и жених, ребенок , астрономическими солнце, месяц, звезды и другими: шишки, бочонки, крест, сплетенная из теста коса, а также решетка, колечки, цветочки, восьмерки, ромбики, спирали, шарики и т. Каравай опоясывают ободом из теста, иногда в виде плетеной косы, лентами, часто красными, баранками.

В каравай втыкают одну или несколько свечек, палочки или веточки, облепленные тестом, украшают колосьями овса [11, т. Как пишет В. Топоров, каравай — это «образ набирающей силу жизни — и века человеческого, и полноты мира в его «лучшем состоянии» [13, с. Ивашнева дает такое описание свадебного каравая, сделанное на основе материалов экспедиций 1971—1979 годов в Усвятский район Псковской области: «Коровай — это большой круглый пирог, украшенный ветками, цветами из теста, а также гребешками, клеточками, шишками, фигурками птиц, зверей и т.

Вслед за своими предшественниками она видит «во внешних атрибутах коровая, как и в отдельных сюжетных ситуациях и образах коровайных песен», отчетливо проступающие черты мифологемы «мирового древа», «древа жизни» [6, с. Как упоминалось, каравай полисемантичен.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий