Представленная здесь статистика технологической зависимости за 2023 год подчеркивает распространенность и безотлагательность решения этой тревожной проблемы в быстро развивающуюся цифровую эпоху.
Цифровая зависимость: чем опасна и как от нее избавиться
- Психолог рассказала, как правильно проводить цифровой детокс
- Виртуал или реал?
- В цифровой зависимости признались 4 из 10 россиян
- Другие материалы рубрики
- Последствия «цифровой» зависимости непредсказуемы
- Многозадачные и мыслящие «клипами»
Страшилки цифровой зависимости
Насколько опасна цифровая зависимость и какие методы профилактики следует использовать для её предотвращения, сотрудникам АНО «ЦИСМ» рассказал врач-психотерапевт, доктор медицинских наук, руководитель отделения социальной психиатрии Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В. Сербского Минздрава России Лев Пережогин. Однако зависимости чаще формируются тогда, когда для них есть личностный повод: незрелость, неспособность структурировать себя определённым образом и правильно направлять собственную работу например, воспринимать компьютер как объект для работы, а не для развлечений. Как правило, это свойственно детям младшего школьного возраста. Чем раньше ребёнок получает компьютер, тем выше риск формирования у него цифровой зависимости.
И, к сожалению, у большинства современных детей планшет или смартфон появляется уже в начальной школе и даже раньше, тем самым они получают неограниченный доступ к интернету, при этом не имея выработанной системы противодействия зависимости. Эта проблема появилась в конце 20 века, когда человечество получило неограниченный доступ к компьютерам и интернету. С каждым годом она эволюционирует: сначала человек зависел от компьютера, потом от видеоигр, далее от социальных сетей, сегодня распространена зависимость от смартфонов. Симптомы у всех примерно одинаковые.
Первый — постоянное влечение к смартфону: любое возможное время человек проводит в телефоне. Он использует его не как средство для поиска информации или связи, а только для развлечения, бесполезного времяпрепровождения.
Их компании-производители используют вашего ребенка в своих целях. Для чего цифровым устройствам понадобилась наша зависимость Большая часть приложений и социальных сетей не взимает плату за доступ к ним. В интернете бал правят клики и просмотры. Цель крупных технологических компаний, как объяснял Паркер, — заставить пользователей тратить на их сайты максимально возможное количество времени.
Речь идет о том, что на «причесанном» для широкой общественности языке Кремниевой долины называют «вовлеченностью пользователей». И это понятно, ведь чем дольше Twitter, Facebook и YouTube способны удерживать нас на своих площадках, тем больше денег смогут получить от рекламодателей. Чтобы поддерживать рост доходов, социальные сети и приложения постоянно ищут новые способы борьбы с вашим мозгом. Им нужно сделать так, чтобы вы не вышли из системы, не удалили приложение и не занялись своей реальной жизнью. В их распоряжении исследования, веками финансируемые из государственного бюджета, в области нейробиологии, психологии, лингвистики, когнитивных наук и социального поведения. К сожалению, лишь немногие дети и родители осознают, что, пользуясь бесплатными онлайн-сервисами, они сами становятся продуктом, а не клиентом.
Такие корпорации, как Google, Facebook, Instagram и Amazon, внимательно отслеживают «лайки», покупки и местонахождение своих пользователей. Речь идет обо всей той информации, которую они смогут упаковать и продать рекламодателям. Это ставит в тупик руководителей технологических компаний, говорит Билл Дэвидоу, бывший вице-президент Intel Corp: «Либо они пользуются нейробиологией, чтобы отвоевать долю рынка и получить серьезную прибыль, либо позволяют конкурентам сделать то же самое и лишить их места на рынке». Никто не проявлял более наглого и такого распространенного желания взломать нейрологический код, который Facebook разгадал с самого начала, как скандальный калифорнийский стартап Dopamine Labs. Он стремится «удивить и зацепить» пользователей, наделяя свои приложения и платформы такой же вызывающей зависимость силой, как Instagram и Twitter. Dopamine Labs — детище двух близких друзей, нейроэкономиста Далтона Комбса и нейропсихолога Рамзи Брауна.
Он признает, что сила, о которой идет речь, одновременно восхищает и пугает: «У нас есть возможность подкрутить рычаги на панели инструментов машинного обучения, которую мы создаем, и в результате поведение сотен тысяч людей по всему миру изменится незаметно для них самих, причем таким образом, что для них это будет естественно, хотя на самом деле все было сделано преднамеренно». Браун говорит о том, что решения человека, которые ему кажутся осознанными, на деле могут приниматься в результате методов воздействия, которые инженеры используют для изменения нашего поведения. В производстве своих продуктов они применяют методы, которые запускают этот выброс. Самые успешные из них подсаживают нас на крючок, эксплуатируя первобытные человеческие потребности: быть любимыми, быть с людьми и быть признанными, чтобы чувствовать себя компетентными, уделять внимание другим и получать его, чего-то достичь. Некоторые утверждают, что задача родителей — защитить детей от подобных манипуляций. Однако мы не можем защитить детей и подростков от того, в чем не разбираемся сами.
Итак, обсудим самые распространенные методы, которые программисты используют, чтобы завладеть вниманием вашего ребенка. Узнав о них, вы сможете научить ребенка замечать их и понимать принципы их работы. Это поможет ему вернуть себе хотя бы часть контроля над тем, как он использует цифровые устройства. Красная тревога! Всем известно, что красный цвет означает: «Чрезвычайная ситуация! Красный — самый насыщенный и динамичный цвет.
Более того, это «цвет-триггер»: исследования показывают, что он способен учащать сердцебиение и повышать давление. Кроме этого, люди чаще кликают на текст и изображения именно красного цвета, а не какого-либо еще. Изначально Facebook рассылал своим пользователям уведомления голубого цвета. Они соответствовали корпоративному брендбуку. Оттенки синего для него были выбраны неслучайно, ведь основатель компании Марк Цукерберг лучше всего видит именно их. Он страдает частичным дальтонизмом и не различает оттенки красного и зеленого.
Однако Facebook обнаружил, что люди часто игнорировали эти уведомления. Их цвет сменили на красный, и количество кликов выросло до небес. В индустрии сразу же приняли это к сведению. Сегодня вы регулярно смотрите на красные кружочки рядом со значками приложений на вашем iPhone, которые «умоляют» вас запустить их. Когда в следующий раз будете общаться с ребенком, достаньте свой телефон и покажите ему, как выглядят уведомления о новом сообщении или о том, что кто-то поставил «лайк» вашему статусу. Объясните, почему они красные и какие биологические причины побуждают нас нажать на приложение, рядом с которым мы видим этот цвет.
В сутки россияне проводят перед экранами цифровых устройств в среднем 5 часов по рабочим задачам и 3 часа по личным делам. Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Проблема чрезмерного использования цифровых устройств отмечается по всему миру, ее признают в том числе производители устройств и вендоры программного обеспечения. Несколько лет назад Apple и Google добавили в свои смартфоны функцию так называемого «экранного времени»: смартфоны сообщают пользователям, сколько времени они проводят в тех или иных приложениях, чтобы помочь контролировать и при необходимости минимизировать время за цифровым устройством. Внедрение такого функционала в продукты — хороший пример того, что технологические компании несут ответственность перед своими потребителями. При этом эффективность таких мер, конечно, зависит именно от пользователей и их самодисциплины: функционал по контролю экранного времени легко отключается, и те, кто не в силах противостоять своим привычкам, могут продолжить использовать устройства, как раньше». Чем больше времени человек проводит за экраном, тем чаще он испытывает стресс. Чаще всего на это жаловались жители крупных городов, женщины, люди, занимающие руководящие позиции.
Людмила Спиридонова, исполнительный директор НАФИ: «Задача, которая сегодня стоит перед обществом — помочь справиться с цифровой зависимостью тем, кто не в состоянии сделать это самостоятельно.
Многим из нас смартфоны компьютеры, планшеты действительно нужны — для работы или учебы. Вопрос скорее в том, насколько объективно вы способны оценить эту потребность.
Бороться с цифровой зависимостью можно по-разному. Мы перечислим самые простые способы и приемы, которые помогут вам если не избавится от нее, то хотя бы взять под контроль. Для начала проанализируйте, сколько часов в день у вас уходит на бесполезный серфинг в интернете или просмотр чужих постов в инстаграме.
Для этого воспользуйтесь встроенной функцией вашего телефона либо скачайте специальное приложение. Подумайте, сколько времени вы бы хотели тратить на девайсы ежедневно и начните потихоньку сокращать экранное время — буквально по несколько минут в день. А еще отключите отвлекающие вас напоминания и заведите правило не брать телефон в спальню и за стол.
Попробуйте пару дней пожить без дополнительных функций вашего телефона.
Компьютерная зависимость
Компьютер, телевизор, планшет, телефон обладают определенным уровнем электромагнитного излучения. Разумеется, современные модели имеют пониженные показатели рентгеновского излучения, тем не менее оно сохраняется. Кроме того, мониторы создают электростатическое поле. Во время работы экран монитора заряжается до потенциала в десятки тысяч вольт. Сильное электростатическое поле небезопасно для человеческого организма. Отмечено даже, что низкочастотные электрические переменные поля повышают выброс ионов кальция из костной ткани. При удалении от экрана воздействие электростатического поля значительно ослабевает. Наибольшую угрозу для здоровья человека представляют электромагнитные поля. Исследования медиков показали, что их воздействие вызывает изменение метаболизма в клетках, колебание ионов в человеческом организме. Электромагнитные поля влияют на электрическое напряжение между клетками тела.
Большинству людей, проводящих много времени за компьютером, знакомы признаки умственного переутомления и снижения концентрации внимания. Человек видит не только глазами, но и мозгом. Что это значит? Мы видим окружающий мир из-за того, что изображение, возникшее на сетчатке глаза, проходит сложное преобразование в мозге. В ходе такой конвертации изображение переворачивается на 180 градусов как в выпуклой линзе , и устраняются все геометрические искажения. Изображение на экране дисплея также искажено и, прежде всего, кривизной поверхности экрана. Однако его мы практически не замечаем, поскольку и здесь включается в работу мозг, преобразуя изображение. Попытка сфокусировать то, что не фокусируется, и устранить искажения, характер которых непредсказуем, приводит к сильной перегрузке отдельных участков головного мозга при относительно слабой загруженности других. Последствия могут возникнуть вплоть до расстройства вегетативной нервной системы.
Как уже говорилось выше, электромагнитные поля, излучаемые компьютером, оказывают специфическое воздействие на живой организм. Психологи отмечают, что характер человека, который излишне увлекается общением с компьютером, изменяется в худшую сторону. Человек становится замкнутым, раздражительным, круг его интересов зачастую сужается. Воздействие на психику и центральную нервную систему человека возможно через зрение и слух. Доказано, что красный цвет возбуждает и может вызвать повышение артериального давления, голубой или светло-зеленый — успокаивает. Таким образом, используя специальное цветовое решение, можно изменять психоэмоциональное состояние человека. Особенно опасно длительное нахождение перед экраном компьютера для людей, страдающих сосудистыми заболеваниями. На сами глаза также ложится большая нагрузка. Мышцы, меняющие геометрию хрусталика, постоянно сокращаются, пытаясь устранить отсутствие резкости.
Дополнительную нагрузку на зрение оказывает визуально незаметное мерцание экрана с частотой кадровой развертки. Экран дисплея светится с интенсивностью осветительного прибора. Диапазон яркостей между изображением на экране и предметами окружающей обстановки зачастую превышает тот диапазон, на который рассчитан глаз человека. Это вызывает сильную усталость глазных мышц и нарушение кровообращения. Человеческий глаз эволюционно не рассчитан на специфику зрительных нагрузок, возникающих при постоянной работе за монитором. К данным нагрузкам относится постоянная фиксация зрения на экране, сопровождаемая резким уменьшением частоты моргания. В итоге слезная пленка, защищающая роговицу глаза, пересыхает. Также необходимо упомянуть, что изображения на экране монитора мерцают, в отличие от природных объектов; они имеют уменьшенную степень контрастности, а также являются самосветящимися и дискретными. Постоянное перемещение взгляда с клавиатуры на экран лишь усиливает нагрузку на органы зрения.
Этому также способствует низкое разрешение монитора. Экраны, в которых использованы электроннолучевые трубки, являются более опасными, чем жидкокристаллические. Кроме того, усугубляющими факторами являются неправильная настройка яркости экрана монитора; расстояние от глаз до монитора менее 30 см в идеале должно быть 50-70 см ; нарушено правило, согласно которому центр монитора должен находиться на 10-15 см ниже, чем глаза сидящего за ним человека; световые блики на экране компьютера, стенах комнаты, рабочем столе; слишком яркое освещение рабочего места как искусственное, так и естественное. Наблюдения за зависимостью от компьютеров и, в частности, компьютерных игр начали проводиться с конца 70-х годов. Снижение умственных показателей и напряжение в нервной системе усугубляют все психические проблемы. Так, необщительные люди еще более замыкаются в себе, интенсивность проявления обсессивно-компульсивного расстройства увеличивается, а если человек страдает, например, от порнозависимости, то длительное пребывание перед экраном монитора зачастую приводит к онанистическим срывам. Исследование М.
Аутизмом называют такое расстройство нервной системы, при котором нарушены социальные навыки. Понятие виртуального аутизма ввел Мариус Замфир. Он исследовал две контрольные группы детей 62 ребёнка и пришёл к неутешительным выводам. Дети, которые смотрели в экран компьютера, телевизора или планшета более 4 часов отставали в развитии. Они плохо говорили, повторяли одни и те же движения и слова, не смотрели в глаза и по всем признакам напоминали аутистов. В качестве лечения детям назначили — общение, игры с родителями и отказ от гаджетов. Именно после этого исследования заговорили о цифровом аутизме — потере навыков живого общения под влиянием информационных технологий. У каждого в телефоне свой персональный цифровой мир. Взрослый цифровой аутизм До определенного момента считалось, что взрослые более устойчивы к влиянию цифрового мира. Но это вовсе не так. Андрей Курпатов, автор научных работ, посвященных методологии мышления посвящает этой теме много своих выступлений. В книге «Чертоги разума. Убей в себе идиота» один из параграфов посвящен проблеме цифрового аутизма у взрослых. Согласно его исследованию, мышление человека глубоко социально, поскольку эволюционно люди объединялись в группу для обмена знаниями. Сегодня каждый может погуглить и найти ответ на любой вопрос. Общаться ради знаний больше нет нужды. Зачем, как говорит Курпатов, терпеть другого человека, когда все знания можно получить в сети. Это приводит к отчуждению людей и снижению плотности общения, а как следствие — появлению аутистических признаков. Цифровой аутизм имеет серьезные последствия в жизни Как проявляется цифровой аутизм? Если вы в любой непонятной и понятной ситуации «сидите» в телефоне и скролите ленту, — это повод задуматься и проверить себя на признаки цифрового аутиста. И, кроме того, если вам: проще общаться в мессенджерах, чем вживую; хочется постоянно проверять соцсети, даже когда рядом друзья и семья или просто приятные люди; проще отказаться от общения с человеком, чем подстраиваться под его характер; не заинтересованы в конкретных людях, и они для вас легко заменимы; непонятно, что чувствует другой человек, и вам, в общем-то, все равно; много времени проводите в сети; ваша реальная жизнь бедна на события и эмоции.
Своевременное определение симптомов интернет-зависимости позволяет успешно справиться с болезнью самостоятельно. Для этого достаточно найти хобби в реальной жизни, использовать компьютер и телефон только при острой необходимости, удалить аккаунты в социальных сетях, заниматься спортом, поддерживать общение с семьей или друзьями в реальной жизни. Употребление наркотиков наносит невосполнимый вред здоровью и представляет опасность для жизни! Бесплатная консультация Не можете уговорить на лечение? Наши консультанты помогут вам найти эффективную мотивацию и уговорить близкого на лечение.
Это может стать причиной подростковых депрессий, а также затормозить развитие и укрепление своего «я». Стержень, который помогает не поддаваться бездумно внешним веяниям и чужим установкам, может так и не сформироваться или сформироваться с опозданием. Когда мозг перегружен бесконечно мелькающими яркими картинками, восприятие мира притупляется: реальность кажется бледной и неинтересной. Ребёнка ничто не увлекает и не трогает. Это особенно заметно при вечернем взаимодействии ребёнка с экраном: после игры на компьютере или просмотра мультфильмов на ночь ребёнок или долго не может заснуть, или спит тревожно. Днём этот эффект может быть менее выражен, но это не означает, что нервная система ребёнка, подсевшего на экраны, работает без сбоев. Причина — редкое функционирование мелкой моторики, которая развивается при занятиях лепкой, вырезанием, разукрашиванием или в играх с обычными игрушками. Специалисты утверждают, что у ребёнка мозг находится на кончиках пальцев — чем больше действий он делает руками, тем лучше развивается мозг и способность к обучению. Тыканье пальцем в экран мелкую моторику, увы, не развивает. Кроме того, у ребёнка страдает произвольное внимание, например способность концентрироваться на учебных задачах. Детям остаётся только потреблять готовый продукт чужой фантазии. В этом отношении ребёнок, изобретающий домик для куклы из картонных коробок, имеет гораздо больше шансов развить креативность, чем самый продвинутый геймер. В офлайне он чувствует себя не на месте, живёт в собственной реальности и в конце концов теряет связь с близкими и с самим собой.
"Всеядность" отменяется
- Интернет-зависимость — Википедия
- Ребенок и компьютер
- Феномен цифровой зависимости
- Цифровая Независимость – Telegram
Интернет-зависимость: современное состояние проблемы
Если вы чувствуете, что цифровая зависимость действительно становится для вас проблемой, уберите что-то из своей онлайн-жизни. По словам экспертов, цифровая зависимость россиян растет — в 2021 году в ней признались 42% опрошенных. Этот материал посвящен вопросу, что такое интернет-зависимость, почему она может возникать, как ее распознать и помочь человеку, застрявшему в «паутине». О компьютерной зависимости у подростков заговорили из-за массового распространения видеоигр и приставок в начале 1980-х годов.
Цифровая зависимость. Миф или реальность?
Основные признаки цифровой зависимости Придание сверхзначимости постоянному присутствию и общению в социальных сетях, непрерывному ознакомлению с лентой новостей и т.п. Формирование эмоциональной зависимости от возможности. Связь между цифровой зависимостью и синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Психологические характеристики личности могут повышать или понижать риск развития компьютерной зависимости. О компьютерной зависимости у подростков заговорили из-за массового распространения видеоигр и приставок в начале 1980-х годов. «Цифровая зависимость» – это один из негативных результатов отсутствия необходимых знаний и навыков у массовой аудитории, позволяющих использовать эту сферу на пользу, а не во вред себе и окружающим. Связь между цифровой зависимостью и синдромом дефицита внимания и гиперактивности.
Интернет-зависимость
С течением времени гаджеты становятся компактнее, увеличивается их функциональность, появляются новые их разновидности и модели. Количество гаджетов в современном мире значительно растёт на глазах. На сегодняшний день они используются во различных сферах деятельности: - В образовании активно используются гаджеты и программы для дистанционного обучения, подготовки и выполнения домашних заданий, составлении презентаций, программирования и творческих задач. В школах у каждого ученика есть учетная запись в электронном дневнике, где в онлайн - режиме он может узнать свои оценки, домашнее задание, и связаться с учителем; - В медицине цифровые технологии помогают быстрее находить новые лекарства и вакцины, точнее ставить диагноз даже на ранних стадиях, собирать аналитику для прогнозирования заболеваний, проводить онлайн-консультации и даже операции с применением AR и роботов; - В сфере искусства и развлечений цифровые технологии открывают неограниченные возможности для игр, покупки и чтения книг, прослушивания музыки и просмотра Full HD видео онлайн, на стриминговых сервисах.
Нейросети участвуют в создании музыки, живописи и книг, а виртуальные актеры и музыканты заменяют настоящих; - В спортеиспользуются шагомеры, пульсометры и прочие фитнес-трекеры. Гаджеты в спорте необходимы для мониторинга физической формы и анализа хода тренировок не только «любителям», профессионалам, но и тренерам. Эти устройства «считают пульс» и количество сделанных шагов, а так же представляют статистику по тренировкам и оценивают «эффективность» движений; - В науке гаджеты нередко бывают настолько высокотехнологичными, что могут применяться даже в работе ученых.
Полная замена профессиональной техники гаджетами в сфере науки, конечно же, невозможна, однако они могут существенно облегчить работу в полевых условиях или ускорить процесс проведения мелких анализов. Наибольшей популярностью в профессиональном сообществе пользуются миниатюрные устройства, которые можно носить с собой повсюду — в частности, портативные микроскопы, работающие «в паре» со смартфоном. Благодаря гаджетам у людей есть доступ к интернету - можно в любое время найти ответ на интересующиеся вопросы, совершить покупку в интернет-магазине, пройти обучающий курс; с помощью социальных сетей и мессенджеров поддерживать общение со знакомыми из любой части света, и всегда быть в курсе событий.
Гаджет — наркотик XXI века - это зависимость от использования всевозможных гаджетов: интернета, социальных сетей и различных игр. Многие эксперты, проводящие исследования в этой области, предполагают, что гаджет-зависимость по числу страдающих от нее, может опередить статистику по зависимым людям от алкоголизма и курения. При использовании гаджета, человек получает дозу дофамина, когда человеком управляет желание поощрения или награды.
Следовательно, они зависимы не от самих гаджетов, а от привычки проверять звонки, почту, социальные сети, игры и т. Гаджет - зависимость имеет множество проявлений - это страх забытого телефона, «умственная чесотка» когда испытываешь дискомфорт, страх и злость от того, что в социальных сетях так мало новых постов и лайков и «фантомная вибрация» психологический феномен, когда тебе постоянно кажется, что твой телефон вибрирует и на него пришло сообщение. При гаджет — зависимости формируется поверхностное восприятие Реальности, которое приводит к нарушению психического здоровья и возникновению болезни «дефицит концентрации».
Это: неспособность ребенка сосредоточиться на одном занятии, отсутствие длительного интереса к одному делу, повышенная рассеянность, гиперактивность. Степень гаджет — зависимости у человека определить очень сложно, но тем не менее, мы можем с уверенностью говорить о том, что социальные сети вызывают зависимость намного быстрее, чем алкоголь и курение. У большинства подростков наблюдается зависимость от виртуального общения, что приводит к проблемам общения в реальной жизни.
Просыпаясь по звонку будильника в телефоне, гаджет — зависимые люди сразу же хватают телефоны и выходят в интернет раньше, чем умываются и так в течение всего дня, при любом удобном случае, малейшей свободной минутке, заходят в интернет и судорожно нажимают на кнопки своего телефона в поисках информации. Выделяют несколько видов гаджет — зависимости: 1.
Это не мешает им жить, поэтому они не обращаются к психологам. Между тем, влияние на психику, уверяют врачи, такая зависимость может оказывать колоссальное.
Гаджеты ведут к цифровой деменции Зависимость от гаджетов, уверяют врачи, может спровоцировать более серьезные проблемы. Механизм развития зависимости универсален. Если у человека уже сформировалась какая-то зависимость, то всегда остается риск, что она может перейти в другую форму и со временем будет только прогрессировать. Не потому, что он ищет ярких эмоций, хотя такое тоже возможно, а потому что он хочет снизить тревогу.
Тревога — из-за недостатка информации. И возникает ощущение, что если я сейчас узнаю больше, то это мне поможет успокоиться, но происходит ровно наоборот. Тревожность повышается», — объяснила специалист. Многочасовое использование гаджетов, когда смартфоны и планшеты не выпускают из рук, приводит к снижению когнитивных способностей.
Она проявляется снижением внимания и памяти, затруднениями в чтении и устном пересказе прочитанного, что наибольший вред приносит детям, потому что у них эти функции находятся в процессе развития», — добавила Мария Щевлягина. Если гаджеты вмешиваются в жизнь малыша, то вероятность стойкого снижения когнитивных способностей, вплоть до клинического уровня, усиливается. Должна быть профилактика гаджетозависимости. Нельзя допускать, чтобы она развилась и потом перешла в более тяжелую зависимость.
Дети более уязвимы перед гаджетами Данных о том, кто больше подвержен зависимости, — дети, которые растут с гаджетами в руках, или взрослые, которые взяли смартфоны в сознательном возрасте, нет. И чем раньше ребенок начинает использовать гаджеты, тем более высок риск последствий от этого», — отметила психолог. Если родители сами вручили гаджет ребенку, а потом вдруг озаботились тем, что их ребенок слишком много играет в телефоне и смотрит мультфильмы, глупо пытаться отобрать у малыша телефон или планшет. С пониманием нужно к этому относиться.
Если вашему ребенку 12 и все 12 лет он провел за планшетом, то просто отобрать гаджет уже не поможет», — рассказала Мария Щевлягина. Разрешать ребенку играть в «стрелялки» можно, но в разумном количестве.
Так как цифровой зависимости пока нет в компетентных источниках — DSM-5 и МКБ-10, анализировать этот феномен и своё состояние можно только самостоятельно. Если чувствуете, что смартфон и ноутбук становятся проблемой — вы часами зависаете в сети и наблюдаете у себя описанные феномены — то, скорее всего, цифровая зависимость у вас есть. А стоит ли вообще беспокоиться? Можно долго спорить, насколько вредны или полезны гаджеты, видеоигры и TikTok, но реальная дисфункциональная зависимость — не самая лучшая перспектива. Однако у цифровой среды действительно есть свои преимущества, вот исследования, которые это подтверждают: Соцсети лучше всего помогают поддержать уже существующую дружбу, выяснили учёные Амстердамского университета. Так происходит потому, что в интернете есть возможность раскрыть себя.
Когда мы пишем посты, выкладываем новые фото и составляем плейлисты, то помогаем окружающим лучше узнать наш внутренний мир. Зависимость от YouTube тоже интересует учёных. В 2017 году был сделан вывод о том, что интернет помогает самореализоваться и получить социальное одобрение, к которому, однако, человек быстро привыкает. А еще оказалось, что от YouTube больше зависят не обычные пользователи, а создатели контента. Для них платформа работает как агрегатор социального одобрения. Также и с соцсетями — нам нравится получать лайки, мы привязываемся к этому ощущению. Бельгийские исследователи доказали , что компьютерные игры помогают некоторым подросткам пережить глубокие эмоциональные переживания, взглянуть на некоторые темы с разных сторон и столкнуться с проблемой морального выбора. Как устроить себе цифровой детокс?
Определить, какое время дня вы будете уделять внимание гаджетам, и не выходить за эти рамки. Проводить утро и вечер без экранов. Не стоит начинать день с резкого погружения в информационный поток, а если перед сном всегда заглядывать в экран смартфона, то новая информация будет стимулировать мозг и нарушать качество сна. Устраивать себе цифровой «пост» — выбрать время, в течение которого вы не сталкиваетесь с цифровым пространством. Это может быть пара часов в день, выходные или двухнедельный отпуск. Совершать больше «аналоговой» деятельности — прогулки с собакой, встречи с друзьями и спорт отвлекут вас от бесконечного потока информации.
Интернет-аддикция — что это такое? Что такое интернет-зависимость и как от нее избавиться? Интернет-аддикция или зависимость — это форма психического расстройства, которая сопровождается множеством проблемных поведенческих реакций и заключается в потере человеком контроля над собой и неспособности вовремя выйти из сети. Желание находиться в интернете становится постоянным и неуправляемым, иногда зависимый человек проводит за компьютером недели, жертвуя на сетевой алтарь даже часы своего сна. Больше всего зависимости подвержены подростки, и это одна из самых значительных проблем современности. Чем опасна жизнь онлайн? Пристрастие к постоянному нахождению в сети равнозначно алкогольной и наркотической зависимости, а потому уже является проблемой, на которую нельзя закрывать глаза. Какую же опасность таит в себе виртуальная жизнь для зависимого человека? Регулярное нахождение online может стать причиной того, что человек просто разучится общаться в реальной жизни. Да, здорово, что можно поговорить при помощи видеосвязи с родственниками из других городов, но слова и улыбки на экранах телефонов никогда не заменят живые объятия. Потеря когнитивных способностей. Возможность хранить всю нужную информацию в интернете принуждает нашу память, мышление и интеллект отдыхать. Плохой сон. Когда мозг перегружен информацией, то трудно расслабиться, успокоиться, уснуть. Расстройства пищевого поведения. Часто человек не может отвлечься от фильма или общения даже для того, чтобы пообедать. А бывает и наоборот: он настолько поглощен происходящим в виртуале, что ест все подряд прямо за компьютером, теряя контроль над собой и количеством потребляемых продуктов. Возникновение болезней. Неподвижный образ жизни сам по себе очень вреден и чреват опасными последствиями: ослаблением мышц, изменениями осанки и суставов, заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Ну а многочасовой взгляд в монитор или экран смартфона добавит к этому «букету» болезней еще и испорченное зрение. Проблемы в семье.
Гаджет-зависимость. Наркотик XXI века
- Компьютерная зависимость
- Манипулятивные алгоритмы социальных сетей и цифровая зависимость
- Манипулятивные алгоритмы социальных сетей и цифровая зависимость
- Виртуал или реал?
- Страшилки цифровой зависимости
- Интернет-зависимость — Википедия
Психиатр считает, что около 5-10% молодых людей в РФ могут страдать игровой зависимостью
Почему цифровая зависимость — это плохо? Гаджеты и технологии делают нашу жизнь проще. Дают круглосуточный доступ к важной информации, объединяют людей, которые не могут встретиться лично, расширяют наш кругозор. Почему же мы в принципе говорим о них в столь негативном контексте? Любая зависимость рано или поздно ведет к неприятным последствиям. В случае зависимости от мобильных устройств они будут заметны в нескольких аспектах. Социальный аспект — когда виртуальные разговоры вытесняет реальные, слабеют не только наши социальные связи, но и навыки качественно коммуницировать свои мысли при личном общении. Когнитивный аспект — потребность в тотальном упрощении контента для «вечно занятого» читателя, ведет к тому, что со временем человек утрачивает способность рационально анализировать входящие информационные потоки, хватая по верхам обрывки фактов и цифр. Психологический аспект — агрессия, раздражительность, депрессивные состояния и расстройства — это только малый перечень проблем, к которым может привести чрезмерное увлечение гаджетами.
Их поведение вам что-нибудь напоминает? Вспомните Кайла, который не спал всю ночь и прогуливал школу, чтобы поиграть. Он перестал заниматься спортом и есть здоровую пищу. Все, чего хотел Кайл, это нажимать на тот самый «рычаг». Возможно, вы замечали подобное поведение среди своих знакомых — у подростка, который листает ленты социальных сетей до рассвета, или у молодого человека, который с головой ушел в телефон, игнорируя окружающих? В 2017 году семнадцатилетний мальчик из Гуанчжоу перенес инсульт и чуть не умер после 40 часов непрерывной игры в «Честь королей» Honour of Kings , хит китайских ролевых видеоигр в жанре фэнтези. Тем временем, по данным японских властей, около 1,15 миллиона молодых людей в стране ведут образ жизни «хикикомори», то есть отдалились от общества и не покидают свои дома и спальни месяцами или даже годами. Они сидят в интернете или заняты видеоиграми. Вместо того чтобы выходить из дома, эти люди во всем полагаются на своих родителей и других членов семьи, которые о них заботятся. Между технологическими инструментами, которые призваны помочь человеку улучшить свою жизнь, и теми, что были созданы с целью подсадить человека на этот продукт, есть существенная разница. На мой взгляд, цифровые устройства, которыми ребенок активно пользуется для достижения конкретных целей, можно отнести к технологиям позитивного воздействия. И наоборот, те устройства, которые ребенок использует пассивно, — это технологии негативного воздействия. Их компании-производители используют вашего ребенка в своих целях. Для чего цифровым устройствам понадобилась наша зависимость Большая часть приложений и социальных сетей не взимает плату за доступ к ним. В интернете бал правят клики и просмотры. Цель крупных технологических компаний, как объяснял Паркер, — заставить пользователей тратить на их сайты максимально возможное количество времени. Речь идет о том, что на «причесанном» для широкой общественности языке Кремниевой долины называют «вовлеченностью пользователей». И это понятно, ведь чем дольше Twitter, Facebook и YouTube способны удерживать нас на своих площадках, тем больше денег смогут получить от рекламодателей. Чтобы поддерживать рост доходов, социальные сети и приложения постоянно ищут новые способы борьбы с вашим мозгом. Им нужно сделать так, чтобы вы не вышли из системы, не удалили приложение и не занялись своей реальной жизнью. В их распоряжении исследования, веками финансируемые из государственного бюджета, в области нейробиологии, психологии, лингвистики, когнитивных наук и социального поведения. К сожалению, лишь немногие дети и родители осознают, что, пользуясь бесплатными онлайн-сервисами, они сами становятся продуктом, а не клиентом. Такие корпорации, как Google, Facebook, Instagram и Amazon, внимательно отслеживают «лайки», покупки и местонахождение своих пользователей. Речь идет обо всей той информации, которую они смогут упаковать и продать рекламодателям. Это ставит в тупик руководителей технологических компаний, говорит Билл Дэвидоу, бывший вице-президент Intel Corp: «Либо они пользуются нейробиологией, чтобы отвоевать долю рынка и получить серьезную прибыль, либо позволяют конкурентам сделать то же самое и лишить их места на рынке». Никто не проявлял более наглого и такого распространенного желания взломать нейрологический код, который Facebook разгадал с самого начала, как скандальный калифорнийский стартап Dopamine Labs. Он стремится «удивить и зацепить» пользователей, наделяя свои приложения и платформы такой же вызывающей зависимость силой, как Instagram и Twitter. Dopamine Labs — детище двух близких друзей, нейроэкономиста Далтона Комбса и нейропсихолога Рамзи Брауна. Он признает, что сила, о которой идет речь, одновременно восхищает и пугает: «У нас есть возможность подкрутить рычаги на панели инструментов машинного обучения, которую мы создаем, и в результате поведение сотен тысяч людей по всему миру изменится незаметно для них самих, причем таким образом, что для них это будет естественно, хотя на самом деле все было сделано преднамеренно». Браун говорит о том, что решения человека, которые ему кажутся осознанными, на деле могут приниматься в результате методов воздействия, которые инженеры используют для изменения нашего поведения. В производстве своих продуктов они применяют методы, которые запускают этот выброс. Самые успешные из них подсаживают нас на крючок, эксплуатируя первобытные человеческие потребности: быть любимыми, быть с людьми и быть признанными, чтобы чувствовать себя компетентными, уделять внимание другим и получать его, чего-то достичь. Некоторые утверждают, что задача родителей — защитить детей от подобных манипуляций. Однако мы не можем защитить детей и подростков от того, в чем не разбираемся сами. Итак, обсудим самые распространенные методы, которые программисты используют, чтобы завладеть вниманием вашего ребенка. Узнав о них, вы сможете научить ребенка замечать их и понимать принципы их работы. Это поможет ему вернуть себе хотя бы часть контроля над тем, как он использует цифровые устройства. Красная тревога! Всем известно, что красный цвет означает: «Чрезвычайная ситуация! Красный — самый насыщенный и динамичный цвет.
Компьютерная зависимость — это нежелание или неспособность решить конкретную проблему, стоящую перед выздоравливающим. Это может быть низкая самооценка, травмирующий прошлый опыт, неумение взаимодействовать со сверстниками. Психолог выявит причины компьютерной зависимости поможет клиенту успешно разрешить их. В ходе избавления от компьютерной зависимости используются различные психокоррекционные методики: индивидуальные беседы и групповые занятия, телесно-ориентированная и арт-терапия. После первой беседы с выздоравливающим, специалист решит, как избавиться от компьютерной зависимости в конкретном случае, с учетом личностных особенностей пациента. Как бороться с компьютерной зависимостью у подростков? Принципы терапии компьютерной зависимости у детей и подростков аналогичны лечению взрослого человека. Реабилитацию ведет опытный психолог, устанавливающий причины тяги к компьютеру и обучающий ребенка находить интерес и удовлетворения в реальном, а не виртуальном мире. Для полноценного восстановления от компьютерной зависимости важно, чтобы в семье подростка царила дружелюбная и гармоничная атмосфера, чтобы его уважали как личность, к его мнению прислушивались, а интересы не подавлялись. Иногда психолог принимает решение о необходимости семейной терапии. Профилактика компьютерной игровой зависимости Полный отказ от сетевой жизни не поможет. В современном обществе большинство людей вынуждены регулярно проверять социальные сети. Также доказано, что компьютерные игры в умеренном количестве благотворно влияют на психику человека: Снимают стресс; Улучшают когнитивные навыки; Повышают общую удовлетворенность жизнью. Главное сделать так, чтобы использование гаджетов не переросло в компьютерную зависимость. Сделать это можно различными способами: Ограничьте количество времени, которое ребенок может проводить за компьютером. Например, в 8-10 лет — 30 минут, в 14 — не более часа в день, и так далее. Живите наполненной жизнью. Не сводите всё общение с друзьями к регулярной переписке в социальных сетях. Выходите из дома, встречайтесь с приятными людьми, найдите хобби. Ведите здоровый образ жизни и приучите к нему детей. Регулярные прогулки, правильное питание, умеренная физическая активность укрепляют нервную систему, помогают справляться со стрессами. У вас не будет желания «убежать» в иллюзорную сетевую реальность. Выстраивайте гармоничные отношения с окружающими и убедитесь, что у ваших детей есть друзья. Социальная изоляция — одна из основных причин развития компьютерной зависимости в любом возрасте. Столкнувшись с сильными переживаниями смерть или болезнь близкого человека, насилие, потеря работы, переезд, тяжелое расставание , не пытайтесь справиться с ними самостоятельно. Запишитесь на прием к психологу или психотерапевту. Специалист поможет прожить эмоции конструктивно, без деструктивных решений. Если вы считаете, что вам нужна профессиональная помощь, пройдите 45-дневную экспресс-программу в клинике «Я независим». Она разработана для тех, кто хочет вести достойную жизнь. В ней разбираются основные принципы трезвой жизни, и она подходит не только для алкоголиков и наркоманов, но и лудоманов, людей, страдающих от компьютерной зависимости. Позвоните нам на бесплатную горячую линию 8 800 200-76-83.
Это свидетельствует о наличии процессуальной мотивации. Зависимые ощущают почти постоянную нужду в позитивной интеллектуальной стимуляции, которая не достигается социальной или спортивной активностью. Их привлекают одновременно мифология и астрономия, философия и религия, музыка и литература, психология и другие науки. Разработанная Шоттон типология компьютерной зависимости включает три разновидности. Во-первых, это сетевики: они оптимистичны, сравнительно с другими типами зависимости социально активны и позитивно настроены к другим людям, имеют друзей, в том числе противоположного пола, поддерживают нормальные отношения с родителями. Компьютер для них — нечто вроде хобби: они могут интересоваться поиском в удаленных базах данных или, например, играть в ролевые групповые игры, однако при этом они меньше, чем другие выделенные типы зависимых от компьютеров людей, самостоятельно программируют, в меньшей степени интересуются приложениями, компьютерной графикой или аппаратным обеспечением. Во-вторых, это рабочие — самая малочисленная группа. Они владеют наиболее современными и дорогими компьютерами. Процесс программирования у них четко спланирован, программы пишутся ими для достижения нужного результата. Как правило, представители этой группы прекрасно учились или учатся, причем их не удовлетворяет стандартная программа обучения и они посещают дополнительные учебные курсы. В-третьих, это исследователи — самая многочисленная группа. Для них программирование сродни интеллектуальному вызову и одновременно развлечению. Представители этой группы с удовольствием занимаются отладкой программ; компьютерное пиратство и хакерство они приемлют для борьбы против других разработчиков программ. С формальной стороны, уровень образования у них ниже, чем, скажем, у рабочих, при этом они не только не отстают от имеющих более весомые дипломы коллег, но и зачастую превосходят их объемом знаний. Амбиций также немного: ни высокие должности, ни большие оклады не играют для них главенствующей роли. Таким образом, к социальным критериям жизненного преуспевания они довольно равнодушны. Для исследователей компьютер является своего рода партнером и другом, который одушевлен, с ним проще взаимодействовать, нежели с людьми. Такова разработанная Шоттон в 80-х годах типология компьютерной зависимости. Можно предположить, что сетевики, рабочие и исследователи сохранились с определенными видоизменениями и до наших дней. Вместе с тем довольно трудно квалифицировать описанных Шоттон программистов и пользователей компьютеров как зависимых в клиническом смысле слова: с обсессивными мыслями, компульсивной готовностью постоянно и повсеместно работать с компьютером, с пренебрежением к ранее поставленным жизненным целям, сиюминутным интересам, дружеским и семейным связям и обязанностям. Скорее, это субъекты с заметно ограниченной сферой интересов, искренне увлеченные работой с компьютерами и в той или иной степени недооценивающие другие сферы жизни. В современном мире зависимые по Шоттон не являются зависимыми в принятом в настоящее время понимании, но так выглядело первое серьезное исследование компьютерной зависимости. На сегодняшний день компьютеры стали неотъемлемой частью жизни и деятельности большинства людей цивилизованных стран. Это, в свою очередь, не может не сказаться на развитии самой личности и на формировании ее психических процессов. Психологическим последствиям компьютеризации трудовой деятельности посвящено множество исследований, в ходе которых были проанализированы позитивные и негативные стороны взаимодействия человека с компьютером. Освещаются такие психологические проблемы взаимодействия человека с компьютером, как компьютерная тревожность, изменение коммуникативных способностей, компьютерная зависимость, аутизация и уход в виртуальную реальность. Среди факторов, влияющих на снижение эффективности компьютеризации, выделяют феномен компьютерной тревожности. Поведение в состоянии компьютерной тревожности характеризуется чрезмерной осторожностью при использовании компьютеров, попытками сократить время использования компьютера и даже избеганием самих компьютеров и мест, где они находятся. Для этого также характерна боязнь техники, испортить, сломать что-либо; ощущение незнания, неумения; боязнь за свое здоровье; опасения перед чем-то новым, незнакомым; ощущение дефицита времени. Диалог человек-компьютер может оказывать влияние на формирование коммуникативных качеств личности пользователей и разработчиков. Возможно возникновение таких новых психологических эффектов, как уменьшение диапазона эмоций, размывание коммуникативных границ, трудности в понимании психологического контекста общения человека с человеком, монологический стиль взаимодействия с людьми. Еще одна из проблем взаимодействия человека и компьютера может быть связана с возникающей возможностью ухода от трудностей и проблем окружающей человека действительности в заманчивый мир"компьютерных грез", что может стимулировать явление аутизации пользователей компьютеров и их уход в виртуальную реальность. Шоттон касалось людей так или иначе работающих с компьютером, среди которых большинство являются программистами. В то время компьютер был далеко не в каждой семье, поэтому данная проблема имела меньший масштаб, нежели в современном обществе. В наше же время развитие индустрии развлечений порождает зависимость от удовольствия, и компьютер становится средством для получения положительных эмоций, а компьютерная зависимость приобретает все более новые формы, разделяясь на игровую и интернет-зависимость. Психологический портрет зависимых В современном обществе компьютерные технологии настолько тесно внедрились в нашу жизнь, что мы и не осознаем, насколько зависим от них. Порой взаимодействие с компьютером приобретает формы, подобные по содержанию психологической зависимости. Поскольку научно-технический прогресс постоянно стимулирует развитие и совершенствование компьютерных технологий, они с каждым днем приобретают все большую популярность у всех слоев населения, становятся более доступными, то, можно предположить, что проблема компьютерной зависимости со временем будет становиться все более актуальной. Благодаря новейшим технологиям осуществляется не только передача, обработка и хранение информации, но и формируется новая социальная среда со своей определенной спецификой. Негативной стороной этого процесса является злоупотребление временем, проводимым людьми в виртуальном пространстве. В своих исследованиях К. Янг и Р. Роджерс выявили, что аддикты зависимые обладают высоким уровнем абстрактного мышления, эмоционально чувствительны, настороженно относятся к другим людям. Многие ученые изучали компьютерную зависимость, однако по определенным причинам людей, страдающих от данной зависимости становится все больше.
Компьютерная зависимость
Собранная при помощи cookie информация не может идентифицировать вас, однако может помочь нам улучшить работу нашего сайта. Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации. Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере.
Эксперт отметил, что эта проблема не является новой, активное обсуждение ее в медицинском сообществе идет последние 20 лет: "На определенном этапе уровень дискуссий и обсуждений игровой зависимости привело к тому, что она была признана по-настоящему значимой и внесена в МКБ-11 как достоверный диагноз". Как определить зависимость В целом, все основные проявления при игровой зависимости представляют собой гиперболизированный вариант обычного поведения человека, отмечает Петелин. Согласно МКБ, есть три основных симптома, при отчетливом наблюдении которых у человека на протяжение года или более можно поставить достоверный диагноз. То есть неспособность пациента контролировать время начала игры, частоту, в частности сколько раз человек играет в течение недели, интенсивность, длительность, а также окончание. Человек с компьютерной зависимостью не может пропустить игру, если в его поле зрения попал компьютер или появилась минимальная возможность поиграть. Более того, он практически не может остановить процесс", - рассказал психиатр. Второй симптом - это повышенный приоритет отдаваемый играм в ущерб всем остальным формам активности.
Планируем цифровую детоксикацию При составлении плана цифровой детоксикации необходимо в первую очередь определиться со своими приоритетами и целями на этот период. Может быть, вы хотите полностью отказаться от использования интернета на какое-то время? Или лишь ограничить свою активность в Сети самым необходимым? Важно понимать, что резкий полный отказ от интернета может стать сильнейшим стрессом и шоком для организма, привыкшего к постоянному онлайн-режиму. Поэтому специалисты рекомендуют начинать с постепенного сокращения времени, проводимого в Сети и у экранов различных гаджетов. Проанализируйте, сколько конкретно часов в день вы сейчас тратите на различные онлайн-активности: социальные сети, игры, стриминговые сервисы, веб-серфинг, работу и т.
Все это могут быть первые негативные последствия цифровой зависимости. Среди других «симптомов»: трудность при концентрации, невозможность усвоения больших объемов информации. Страдает здоровье — и физическое в первую очередь зрение , и психологическое. Начинается апатия, возникают трудности с креативным, творческим мышлением, которое нам так необходимо. Цифровой контент становится важнее, чем реальная жизнь. Что делать Признание проблемы, как водится, первый шаг к излечению. Залогом успеха также является самоконтроль. Вы можете начать, например, постепенно ограничивать время, проведенное в цифровом пространстве. Выделите конкретные часы, когда вы не будете пользоваться гаджетами или установите в программах специализированные таймеры. Попробуйте устраивать себе хотя бы раз в неделю на несколько часов «цифровой детокс». Отслеживайте, сколько времени в день вы проводите с гаджетами в руках.
Каждый второй россиянин считает себя интернет-зависимым
Цифровая цивилизация предоставила нам бесконечное количество информации, которую мы пожираем ежесекундно. По словам экспертов, цифровая зависимость россиян растет — в 2021 году в ней признались 42% опрошенных. Цифровая цивилизация предоставила нам бесконечное количество информации, которую мы пожираем ежесекундно. Чаще всего подвержена цифровой зависимости молодежь — более 50% ответивших «да» в этой возрастной группе.