Подробная информация о гротеске — разновидности архитектурного декора с причудливым орнаментом и жанр в литературе. Узнайте из статьи, что такое гротеск, его особенностях, где и когда впервые появился в мировой культуре, как менялся и развивался до наших дней.
«Гротеск» – приём, которым пользуются избранные
Причём «говорящие фамилии» здесь не просто служат для характеристики, но и раскрывают отношение автора к героям. Своими подвигами и деяниями. Однако Салтыков-Щедрин пародирует и это, описывая смешные, а порой и нелепые действия градоначальников, прототипами которых стали монархи: «летал по воздуху», «умер от объедания», «спалил тридцать три деревни», «засадил берёзками улицу» и так далее. Городом Глуповым правит 22 градоначальника, и Салтыков-Щедрин указывает эту цифру неслучайно: первым самодержцем на Руси был царь Иван Грозный, со времён которого до издания книги сменилось как раз 22 правителя. Иногда автор указывает реальных лиц, например Бирона или Разумовского, специально даёт даты, чтобы создать комический эффект. Например, он чётко разграничивает, что в 1762 году к власти пришел Брудастый, который «прискакал в Глупов, как говорится, во все лопатки» брудастыми называли тогда гончих собак. Автор смеётся главой «Органчик» над обстановкой, ведь Брудастый, по оценкам архивариусов, правил очень хорошо: «привёл в порядок недоимки». Получается, чтобы править городом, достаточно обладать психологией начальника — говорить «Не потерплю! Иногда Салтыков-Щедрин списывает образы с людей, с которыми сталкивается по государственной службе. Например, за пустоголовость идей, «начальническую психологию» тульский губернатор Шидловский попадает на страницы книги под именем Прыща — фаршированной головы. За жизнеописанием Беневоленского, «страстного законодателя», скрывается образ Сперанского.
Автор этого не скрывает, говоря в описи: «товарищ Сперанского по семинарии». За Угрюм-Бурчеевым, военным деятелем, который хотел переделать весь Глупов в военный городок, но потерпел поражение, можно легко угадать Аракчеева. Смешивая реальные детали и фантастические дополнения, писатель подчёркивает абсурд происходящего. Сочетание гиперболы, гротеска, иносказаний в каждом образе требует от читателя умения вчитываться в сатирический мир произведения. Аллегорические образы градоначальников служат в произведении лишь одной цели — пародийно представить картину русской жизни 1731—1825 годов. Автор не делает копии с исторических событий, а лишь намекает, создавая модель универсального города и его обитателей. С одной стороны, Салтыкову-Щедрину важно показать, что происходящее — не повод для смеха. Ирония лишь обнажает острые проблемы государственного строя и общества. С другой стороны, преувеличивая глупые действия героев, писатель призывает открыть глаза на происходящее. Кто такой Перехват-Залихватский и куда он пришёл?
Надо разговором отвлечься! Бросили говорить, стали читать 1: Вчера у почтенного начальника нашей древней столицы был парадный обед. Стол был сервирован на сто персон со всей роскошью.
Тут была и стерлядь золотая, и фазан, и столь редкая в нашем севере в феврале месяце, земляника. Да неужто ж, В. Виновника торжества внесли на громадном блюде, обложенного огурчиками и держащего в пасти кусок зелени.
Вырвал газету, стал читать сам, поник головой, вдруг закричал 2: А что, если бы нам мужика найти? Он бы сейчас нам булок подал, рябчиков наловил, рыбы! Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
Вскочили и бросились искать. Мужик спит под деревом 1: Спишь, лежебок! Покопался в земле, добыл картофелю, из собственных волос сделал силок и поймал рябчика.
Развел огонь, наготовил столько снеди, что генералам пришла мысль: «Не дать ли тунеядцу частичку? Не позволите ли теперь отдохнуть? Автор: Набрал мужичина дикой конопли, размочил в воде, к вечеру веревка была готова.
Этой веревкой генералы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать. Прошел день, другой. Мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить.
Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые. Долго ли, коротко ли, однако генералы соскучились. Стали припоминать об оставленных ими в Петербурге кухарках и втихомолку поплакивать.
И начал мужичина на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушались. И выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, что можно было океан-море переплыть вплоть до самой Подъяческой.
В основе гротеска может лежать не только предельное увеличение - гипербола, но и метафора. Метафорична природа гротескных сцен в поэме Т. Шевченко «Сон», водной из которых от крика царя, строго сохраняя иерархию - от самых «пузатых» до «мелких», - проваливаются в землю его приспешники.
Сатирический гротеск политической поэзии Т. Шевченко, восходящий к фольклорным традициям, традициям Гоголя, Мицкевича, был явлением новаторским, он предшествовал сатирическому гротеску Салтыкова-Щедрина. Искусство развивало традиции романтического и реалистического гротеска. Так, под влиянием традиций Гофмана, Гоголя, Достоевского родился гротескный стиль Ф. Для Кафки характерно сочетание в произведении сказочно-фантастических, кошмарных событий с правдоподобным изображением деталей быта и «нормальным» поведением людей в необычных ситуациях.
Герой рассказа Кафки «Превращение» коммивояжер, проснувшись, видит себя превращенным в насекомое. Формы гротеска использованы А. Франсом в сатирических романах «Остров пингвинов». Чапеком, Т. Манном, И.
Эренбургом «Хулио Хуренито» , М. Булгаковым в сатирических рассказах сборник «Дьяволиада» , пьесе Бег», романе «Мастер и Маргарита». В поэзии и драматургии гротеск встречается реже, чем в прозе. Среди драматургических гротесков можно назвать пьесы Д. Пиранделло, Б.
Брехта, Э.
Например, стены Золотого дома Нерона в Риме расписаны гротескными сюжетами с участием фантастических существ — призрачных чудовищ, полулюдей-полуживотных, грифонов и драконов. Термин «гротеск» появился именно благодаря этим фрескам. Памятник случайно обнаружили в XV веке, и исследователи обратили внимание на росписи. С тех пор художники стали использовать в своих работах сюжеты с выдуманными созданиями, подражая древнему живописцу. Так, работая над лоджиями Апостольского дворца, Рафаэль изобразил на стенах гротескных сказочных существ — единорогов с драконьими крыльями и рыбьими хвостами, людей с чешуей и плавниками, грифонов. Позже возник целый жанр, построенный на гротеске, — карикатура. Его первооткрывателем исследователи считают Леонардо да Винчи.
Литература Гротеска
Тем не менее, и те и другие живут, по мнению Картасара очень хорошо, и даже находят возможность терпеть друг друга, не вступая в конфликт. Тут скорее конфликт сознаний, конфликт понимания вещей, усваиваемый двумя противоположными архетипами, нежели «вооруженный конфликт». Это борьба двух эстетик, в центре которой оказываются в итоге «надейки». А «надейки» становятся нейтральной стороной конфликта, абсолютно не привязанной ни к какой эстетике, скорее, некоторая беспричинная субстанция, которой предстоит непрерывно делать выбор, между «тем» и «другим». Не стоит, однако, делать вывод, что Картасар был «женоненавистником» или тому подобное, он просто дал свой взгляд на реальность, выразив его наиболее образным и емким языком в виде небольших сцен взаимоотношения трех составляющих «рода людского». Литература гротеска часть 2-я заметка была представлена во втором номере журнала «Gород Gротеска» в качестве вступления к рассказу «Бессмертный» Борхеса Если рассмотреть литературу гротеска с точки зрения теории, то можно заметить одну тенденцию: эта литература, в отличие от чрезвычайно статичного детектива, обладает феноменом непрерывного расширения. Расширение происходит за счет того, что, подобная литература может быть «нескучной», только в том случае, если она идет от одного внутреннего открытия к другому.
Так открытия Стивенсона переходят в рассуждения Джеймса Джонса, которые перекидывают идеи в «Обет нагишом» Берроуза, от Кафки и его открытий антилогики мира дается трамплин на построения Борхеса, изучающего «антилогику» более подробно. В итоге возникают миры Кастанеды с «логикой В». Этот процесс непрерывного поиска идей в принципе неостановим. Чтобы замысел автора был не просто реализован, а именно умело подан и продан публике, этот замысел не должен повторять все предыдущие миры, а схватывать идеи и реализовывать их в новой, уже абсолютно иной упаковке. Но иногда происходит дубляж открытий и тем, например, проявившаяся один раз в произведениях Рабле тема «бессмысленности бессмертия» затем повторяется аналогичным образом и у Свифта, и у Борхеса. Рассказ Борхеса «Бессмертный» в этом плане содержит анализ самой темы, раскладку ее по составляющим самой философии бессмертия.
Итак, что есть бессмертие? По идее это отсутствие угрозы физического исчезновения. Человек, прямо как по Свифту, выпивает воды из колодца бессмертия, и становиться «вечным». И тут возникает вопрос, а что дает бессмертие смертному? Человек проходит гигантский путь по пустыне, с яростью отрешенного ищет источник, также как искали конквистадоры золото, то есть, как нечто самоизбыточное и удовлетворяющее все мечты и потребности… Он находит источник, находит бессмертие и сталкивается с ситуацией ужаса. Перед ним открывается мир бессмертных, а точнее, мир потери рассудка.
Гигантский город, в котором нет ворот, дома, в которых нет дверей, лестницы, на которых нет и двух одинаковой высоты ступенек. Окружающий мир, открытый героем, подавляет своим ужасом. Это мир распавшегося разума и потери ориентации и во времени, и в пространстве, мир подавляющий своей гротескной грандиозностью и абсолютной бессмысленностью и невозможностью существования в нем. Этот мир, то есть Город Бессмертных, и есть распад разума в столкновении с потерей угрозы физического исчезновения. А, заметив, сколь он необычен, сказал: - Построившие его боги были безумны. И сказал -- это я твердо знаю -- с непонятным осуждением, чуть ли не терзаясь совестью, не столько испытывая страх, сколько умом понимая, как это ужасно.
К впечатлению от глубокой древности сооружения добавились новые: ощущение его безграничности, безобразности и полной бессмысленности. Я только что выбрался из темного лабиринта, но светлый Город Бессмертных внушил мне ужас и отвращение…» Что мы имеем в итоге?
Гротеск в новелле А.
Толстого «Встреча через триста лет». Угрехелидзе, Москва. Театральность и гротеск на материале романа Ч.
Диккенса «Большие надежды». Фаустов, Воронеж. Понурова, Куйбышев, Новосиб.
Функция гротеска в прозе Д. Данилкова, Москва. Гротеск в произведениях Ф.
Турышева, Екатеринбург. Кафки: Логика гротеска. Пономарёва, Челябинск.
Специфика гротеска в малой прозе М. Ковалёва, Волгоград. Гротеск в романе М.
Осоргина «Сивцев Вражек». Козьмина, Екатеринбург — Москва, О. Федунина, Москва.
Функции снов и картина мира в романе-антиутопии «Мы» Замятина и «Приглашение на казнь» Набокова. Козьмина, Екатеринбург — Москва. Гротескная образность в романе В.
Набокова «Приглашение на казнь. Зусева, Москва. Формы и функции гротеска в романе В.
Набокова «Дар». Рягузова, Краснодар. Гротеск в творческой интерпретации В.
Роль гротеска в литературе сложно переоценить. В истории развития искусства именно умело созданные гротескные персонажи заставляют читателя задуматься, запоминаются надолго, дают пищу для размышления. Необычный способ описания героев, используя прием гротеска, дается не каждому: на это способен только настоящий мастер, вне зависимости от того, идет ли речь о литературе или другом виде искусства.
Литературное преувеличение в прозе Гипербола нашла применение в классических произведениях литературы: 1. Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. Чехов «Степь» 2. Редкая птица долетит до середины Днепра.
Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки» Презентация. Основа использования гиперболы Преувеличение количества эту новость уже рассказали миллион раз Затронуто качество они поругались в пух и прах Задействованы эмоции он бросил ее одну, и мира для нее не стало Презентация. Их задача тоже состоит в сравнении п редметов и явлений.
Границы гротеска
Фантасмагория и гротеск в литературе — 187 книг | Слово гротеск в литературе Гротеск в википедии означает соединение реальности и фантастики, как комбинация правды и карикатуры, как сплетение гиперболы и алогизма. Grotesque от французского причудливый. |
Комическое в литературе (юмор, сатира, ирония, сарказм, гротеск) | Художественные элементы в литературе, использующиеся для красочного описания эмоция и явлений, примеры гротеска, как используется в литературе. |
Что такое гротеск в литературе и примеры его использования
В литературе гротеск означает комический прием, связанный с мистикой, сюрреализмом, извращенной и искаженной реальностью. Значение слова гротеск – что это такое в литературе. Таким образом, гротеск в повести Гоголя «Нос», который возникает из фантастической обусловленности, открывает целое пространство для развития героев и сюжета.
Литературная гостиная "Гротеск в произведениях русской литературы"
Разве на этом счёте? Я здесь напишу. Пишет и в то же время говорит про себя. А вот посмотрим, как пойдет дело после фриштика да бутылки толстобрюшки! Да есть у нас губернская мадера: неказиста на вид, а слона повалит с ног. Все издают восклицания. Бобчинский подымается. Не ушиблись ли вы где-нибудь? Ничего, ничего-с, без всякого-с помешательства, только сверх носа небольшая нашлёпка! Кстати, упоминание, что в гостинице не оказалось чистой бумаги и городничий пишет письмецо на счёте, приведено не случайно.
Это ружьё «выстреливает» в следующем действии — и порождает ещё одну забавную ситуацию: Анна Андреевна. Что тут пишет он мне в записке? Ирония Ирония — это комический приём, при котором слово используется в противоположном значении. Представьте, что вы снова маленький ребёнок. Вас на десять минут оставили без присмотра, и за это время вы успели разбить пару-тройку чашек, постричь кота, своровать из потайного шкафчика шоколадку, а потом вытереть лицо и пальцы о штору. И вот в комнату заходят папа или мама, и что они говорят? Ирония встречается чуть ли не в каждом юмористическом произведении, и распознать её нетрудно.
Бахтина процесса.
Другое дело, что в переломные моменты культуры компоненты становящегося гротескового образа вдруг оказываются соположенными в едином ментальном пространстве. Но разорванное, дисгармоничное сознание и гротесковый образ как продукт текстуализации этой разорванности -это явления разного порядка, хотя и связанные между собой. Логика формирования интегрированных ментальных и текстуальных пространств описывается теорией концептуальной интеграции Ж. Тернера, которая активно обсуждается и развивается ныне в рамках когнитивной лингвистики и психолингвистики. Она может прояснить динамику создания и, соответственно, структуру гротескового образа, который создает ощущение целостности а также иллюзию динамичности , не имея к этому никаких внутренних предпосылок, а только - внешние. Идея концептуальной интеграции, описывающая формирование комбинированных blends ментальных пространств на основе пространств исходных input 1, input 2... Комбинированное ментальное пространство в нашем случае пространство гротеска есть результат этого интегрирования, и, как таковое, оно неизбежно представит как взаимосвязанные и взаимодействующие объекты, которые в исходных пространствах могут существовать как разнородные и даже несовместимые incompatible 8. Принципиальной, в частности, для дифференциации гротеска и иных процессов создания художественного мира, связанных с комбинированием ментальных пространств к примеру, метафоры , является мнение Фоконье - Тернера о том, что ин- тегрированные в комбинированных пространствах объекты могут либо иметь как мы полагаем, это имеет отношение к метафоре , либо не иметь это случай гротеска общих черт на уровне исходных пространств9.
В метафоре благодаря сходству объектов осуществляется связь между ними, а также становится возможным переход от одного объекта к другому, т. Как комбинированное ментальное пространство метафора структурируется на базе компонентов объектов, элементов , связанных в исходном ментальном пространстве общим признаком. В образовании гротеска - комбинированного ментального пространства -участвуют взаимоисключающие явления жизнь-смерть, гармония-дисгармония, дух-тело и т. Это означает, что такие объекты не могут быть интегрированы на уровне исходных ментальных пространств; но эта интеграция возможна при образовании пространств комбинированных. Гротеск есть ментальное пространство, основанное на искусственном, насильственном интегрировании амбивалентных объектов. Якобсоном и Ю. Лотманом принцип со-противопо-ставления10. Не соотносимые на когнитивном уровне феномены, подчиняясь закону проекции парадигматики на синтагматические ряды, становятся элементами формирующейся в рамках текста единой семантической парадигмы и, уже на фазе рецепции, создают иллюзию взаимодействия и взаимоперехода, при отсутствии всяких -кроме внешних - оснований к этому.
Именно в тексте возможно соположение, соотнесение и даже взаимоналожение разнопо- ложенных универсалий в их предельном значении: жизнь есть смерть, дух есть тело, гармония есть дисгармония, красота есть уродство, величие есть ничтожество и т. Концептуализация иллюзий - дело непродуктивное, но именно этим занята традиционная теория гротеска. Гораздо бо- лее продуктивным представляется изучение того, как эти иллюзии порождаются, -этим в конечном итоге и занята теория концептуальной интеграции Фоконье -Тернера, позволяющая более адекватно представить логику и структуру гротескового образа. Новгород, 1997, С. О гротеске в литературе. Сатира Щедрина и реалистический гротеск. Что такое искусство? Литературно-критические статьи.
Гротеск полон неожиданностей, быстрых переходов от смешного к серьезному и наоборот. Самая грань между комическим и трагическим здесь стирается, одно незаметно перетекает в другое. Всеобъемлющая трагикомедия бытия. Торжество бездушной цивилизации над культурой создало неисчерпаемую питательную среду для гротеска. Вытеснение из жизни всего, что обязано полнотою своего цветения органическим началам бытия, умножение обезличенно-механических форм во всем, в том числе и в психологии человека, преобладание его стадных инстинктов над индивидуальными, этический релятивизм, размывающий границу между добром и злом,— такова реальность, питающая многообразие гротесковых форм в литературе XX столетия.
Гротеск в этих условиях все чаще приобретает трагическую окраску. В романе Кафки «Замок» мертвящая бюрократическая автоматизация жизни, подобно чуме, расползается окрест замка, этого гнездилища абсурда, обретая демоническую силу и власть над людьми. Власть тем более неотвратимую, что, по мысли Кафки, «в человеке живет подсознательное влечение к отказу от свободы». Восторжествовать над абсурдом одной лишь очистительною силою смеха гротеску XX века уже не удается. Гротеск, выдвинутый художником в центр произведения, создает своего рода «заражающее» излучение, захватывающее едва ли не все сферы изображения и прежде всего стиль. Гротесковый стиль часто насыщен ироническими гримасами слова, демонстративно алогическими «конструкциями», комическим притворством автора.
Таков гоголевский стиль в повести «Нос», стиль, на который падает густая «тень» гротескового персонажа. Имитация неописуемого легкомыслия, обнаженная непоследовательность суждений, комические восторги по поводу мелочей — это ведь все как бы исходит от персонажа. Это его психологическое «поле» отсвечивает в повествовании Гоголя, и самый слог автора оборачивается зеркалом, отражающим гротесковый объект. Стало быть, и в стиль по воле Гоголя проникает абсурдность мира и человека. Гротеск инициирует особую подвижность стиля: беглые переходы от патетики к иронии, подключение в авторскую речевую ткань имитируемого голоса и интонации персонажа, а иногда и читателя повествовательный пассаж, завершающий повесть «Нос». Логика гротеска подталкивает автора к таким сюжетным ходам, которые естественно вытекают из «полуфантастической» природы персонажа.
А это ли, кажется, не подтверждение того, что вольный дух гротесковой фантазии, сгущая атмосферу жизненного абсурда, всегда в состоянии разрядить ее, ибо вызванные им к жизни духи зла как будто бы всегда в его власти. Если бы... Если бы не «состав» жизненной почвы, в которую глубоко уходит корнями гофмановский образ. Почва эта —«век железный», «век-торгаш», по выражению Пушкина, и ее не отменить капризным порывом воображения. Жажда обесценивать все, что отмечено жизнью духа, заменяя и компенсируя отсутствие собственных духовных сил нивелирующим эквивалентом богатства «золотой волосок» Циннобера и есть знак этой хищной и нивелирующей силы ; дерзость и напор ничтожества, сметающего на своем пути истину, добро и красоту, — все это, что утвердится в буржуазном отношении к миру, было схвачено Гофманом у самых истоков рождения. Ироническое веселье гротеска не только не исключает трагизма, но и предполагает его. В этом смысле гротеск располагается в эстетической области серьезно-смешного. Гротеск полон неожиданностей, быстрых переходов от смешного к серьезному и наоборот. Самая грань между комическим и трагическим здесь стирается, одно незаметно перетекает в другое.
Всеобъемлющая трагикомедия бытия. Торжество бездушной цивилизации над культурой создало неисчерпаемую питательную среду для гротеска. Вытеснение из жизни всего, что обязано полнотою своего цветения органическим началам бытия, умножение обезличенно-механических форм во всем, в том числе и в психологии человека, преобладание его стадных инстинктов над индивидуальными, этический релятивизм, размывающий границу между добром и злом,— такова реальность, питающая многообразие гротесковых форм в литературе XX столетия. Гротеск в этих условиях все чаще приобретает трагическую окраску. В романе Кафки «Замок» мертвящая бюрократическая автоматизация жизни, подобно чуме, расползается окрест замка, этого гнездилища абсурда, обретая демоническую силу и власть над людьми. Власть тем более неотвратимую, что, по мысли Кафки, «в человеке живет подсознательное влечение к отказу от свободы». Восторжествовать над абсурдом одной лишь очистительною силою смеха гротеску XX века уже не удается. Гротеск, выдвинутый художником в центр произведения, создает своего рода «заражающее» излучение, захватывающее едва ли не все сферы изображения и прежде всего стиль.
Литература. 10 класс
В русской культуре особая роль в формировании и использования гротеска принадлежит Н. Гоголю, который соединил свойства разных типов гротеска - карнавального, романтического и реалистического. Для гоголевского гротеска характерны такие черты, как универсализация, связанная с нагнетанием однородных искажений здравого смысла и невероятных комбинаций в пределах одного образа, например, одна глупость следует за другой глупостью, отчего читателю гоголевских повестей неожиданно открывается, что лиц и событий иного порядка не будет и не может быть, что это унылое течение пошлости и есть жизнь. Смешное оборачивается грустным. Другим важным свойством гоголевского гротеска является «логика обратности», при которой недостойный персонаж счастливее достойного, а все моральные нормы ставятся с ног на голову. В то же время, соприкосновение, казалось бы, несовместимых явлений, например, низкого и высокого, не обязательно всегда выглядит комично, часто оно, наоборот, трагично. Мотивы гротеска в литературе точно подошли для периода семидесятых годов советского времени, когда появились ножницы между социально-идеологическим языком вместе с соответствующей ему картиной реальности и тем, что эта реальность представляла на самом деле. Большинство авторов гротескного направления начинали как язвительные критики социального общества, но избранная ими поэтика подводила их к тому порогу, за которым — нередко помимо воли самих авторов — обнаруживалась противоречивость и проблематичность тех ценностей, которые они противопоставляли достижениями советской системы. Под беспощадным обстрелом гротеска оказываются категории личности и личной свободы в поэзии А. Галича и В.
Высоцкого , народа и народной правды в прозе П. Алешковского, В. Войновича, Ф. Искандера и М. Жванецкого , культурного опыта и интеллигентской традиции в прозе В. Аксенова, В.
Замечание исследователя об «отсутствии» фантастического плана в повести не совсем точно: в сцене сна Ивана Федоровича фантастика налицо герой замечает, что у его жены гусиное лицо; затем он поворачивается в сторону и видит другую жену, тоже с гусиным лицом? Однако эта сцена дается Гоголем лишь в конце произведения. Предыдущее же повествование касается только одного плана — реального.
И это повествование Я. Зунделович также считает гротесковым. По его мнению, гротеск вполне может существовать и без фантастики. Это, конечно, задача необычайно трудная… Действительно, при построении такого реалистического гротеска надо, с одной стороны, делать лишь легкие сдвиги в плане данности, чтобы реальное оставалось реальным, а с другой стороны — из таких легких сдвигов должна в результате получиться острая по смещению явлений картина данного» 12. В чем же конкретно видит исследователь «реалистический гротеск» повести? Во-первых, в том, что сам Шпонька несамостоятельный, «до смешного робкий человек». Во-вторых, в том, что, «в противоположность Шпоньке, тетка его напоминает мужчину и по внешности, и по своим занятиям» 13. Описывая тетушку Ивана Федоровича, Гоголь, например, замечает: «Ей более всего шли бы драгунские усы и длинные ботфорты». Зунделович цитирует данное замечание и добавляет: «Это, конечно, несомненный сдвиг данности и особенно в противопоставлений тетки Шпоньке» 12.
Сочетание такого рода «сдвигов» и создает, по мнению Я. Зунделовича, «реалистический гротеск». Все эти рассуждения автора и приводимые им примеры не кажутся убедительными. Нетрудно заметить, что примеры, на которые пытается опереться исследователь, в большинстве своем являются элементарными сравнениями и никаких «сдвигов данности» в них нет. В тех же случаях, когда такие сдвиги в повести есть, они настолько «легки», что реальное и в самом деле остается реальным. Иными словами, перед нами даже и не гиперболизация, а обыкновенное «заострение». Заканчивая свой анализ названной повести Гоголя, Я. Зундедович делает такой вывод: «Искажение действительности путем обострения составляющих ее элементов делает возможным построение гротеска и без второго — фантастического плана, и этот именно путь начинает Гоголь в разбираемой повести» 14. Признать данное теоретическое положение доказанным — увы!
Во всяком случае, «Иван Федорович Шпонька» скорее опровергает его, чем подтверждает. В вышедшей недавно книге Ю. Манна «О гротеске в литературе» делается попытка примирить указанные тенденции в понимании гротеска. Отметив тот факт, что фантастика «характерна» для гротеска, автор сразу же оговаривается: «Однако не фантастика является главной приметой гротеска, она сама играет в нем роль подчиненную. Больше того — возможен гротеск и без фантастики» 15. В доказательство этого тезиса исследователь ссылается на повесть Герцена «Доктор Крупов». Как помнит читатель, главный герой повести доктор Крупов высказывает мнение, что между юродивым Левкой и так называемым «нормальным» человеком существует явное сходство. Мало того: что обитатели губернского города нередко ничем не отличаются от тех, кто заключен в сумасшедший дом. В подтверждение такой точки зрения доктор рассказывает несколько реально случившихся историй.
Брюсова, «Земля и фабрика», М. Недошивин, Очерки теории искусства, «Искусство», М. Милявский, Сатирик и время. О мастерстве Маяковского-драматурга, «Советский писатель», М.
Исследовательская работа. Задание учащимся: Провести сравнительный анализ описания портретов чиновников города с «знаменитым парадом» в «Невском проспекте» Гоголя. Ответ учащихся: С другой стороны, эта картина, конечно, близка знаменитому параду «лучших произведений человека» на Невском проспекте: «Вы здесь встретите бакенбарды единственные... Здесь вы встретите усы чудные... Тысячи сортов шляпок, платьев, платков пестрых... Но в «Невском проспекте» эта пестрая мозаика явно соотнесена с той фразой, которая характеризует переживания Пискарева на балу: «... Ему казалось, что какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков и все эти куски без смысла, без толку смешал вместе». В «Мертвых душах» перед нами то же раздробление и обезжизнивание целого, но уже без всякого участия и даже упоминания «демона». Интересна, с этой точки зрения, излюбленная Гоголем форма описания сходных, почти механически повторяющихся действий или реплик. В «Мертвых душах» эта форма встречается особенно часто. Выборочное чтение: Задание учащимся: Найти характеристики Чичикова, которые давали ему чиновники города. Ответ учащихся: «Все чиновники были довольны приездом нового лица. Губернатор о нем изъяснился, что он благонамеренный человек; прокурор, что он дельный человек; жандармский полковник говорил, что он ученый человек; председатель палаты, что он знающий и почтенный человек; полицеймейстер, что он почтенный и любезный человек; жена полицеймейстера, что он любезнейший и обходительнейший человек». Вывод: Педантичная строгость фиксирования повествователем каждой из реплик контрастирует с их почти полной однородностью. В двух последних случаях примитивизм усилен еще тем, что каждый подхватывает одно слово предыдущего, как бы силясь добавить к нему нечто свое и оригинальное, но добавляет столь же плоское и незначащее. Это явная стилизация примитива. Анализ эпизода «Посещение псарни Ноздрева». Задание учащимся: Что хотел сказать Гоголь реакцией героев на дружественное расположение собак? Ответ учащихся: Реакция Чичикова на дружественное расположение собак, как видим, несколько иная, чем Ноздрева и других персонажей, что полно скрытого комизма. С одной стороны, Чичиков не раз оказывается весьма близок к животным, насекомым и т. А с другой стороны, случай на псарне Ноздрева не единственный, когда Чичиков оскорбился такого рода «дружбой». Проснувшись у Коробочки, Чичиков «чихнул опять так громко, что подошедший в это время к окну индейский петух... На чем основан комизм реакции Чичикова?
Кафка , Б. Брехт , М. Маяковский , Э. Ионеско , С. Беккет , Е. Шварц , М. Булгаков и др. В европейском изобразительном искусстве гротеск распространился в эпоху Средневековья скульптурный декор готических соборов, рисунки на полях рукописей , позднее проявился также в произведениях И. Босха , П. Брейгеля Старшего , Ж. Калло , О. Домье , О.
Гротеск в поэзии Кальпиди
В статье дано определение гротеска, так в изобразительном, декоративном искусстве и орнаменте данный термин означает отдельный жанр, характерный причудливой композицией и фантастическими элементами. Юмор в литературе — это любое словесное выражение (или событие), в основе которого лежит обман ожиданий. Если рассмотреть литературу гротеска с точки зрения теории, то можно заметить одну тенденцию: эта литература, в отличие от чрезвычайно статичного детектива, обладает феноменом непрерывного расширения. Термин «гротеск» происходит от обозначения, которое было дано античным фрескам, обнаруженным в конце 15 в. художником Рафаэлем при раскопках древнеримских бань.
Литература Гротеска
Литература Гротеска ~ Проза (Статья) | Элементы реальности в обоих этих произведениях имеет гротеск, и не только в них: примеры из литературы, представленные творчеством других авторов, также доказывают присутствие двух элементов в нем (фантастических и реалистических). |
Что такое гротеск | Полный список популярных книг по теме «Гротеск», рейтинг и отзывы читателей в электронной библиотеке MyBook. Начните читать бесплатно или скачивайте через приложение в App Store и Play Маркет! |
Гротеск в искусстве — какие имена и произведения первыми приходят на ум?
Гротеск — это тип художественной образности, основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного, трагического и комического, правдоподобия и карикатуры. Гротеск всегда представляет собой отклонение от нормы, условность, преувеличение, суггестивность. Использование гротеска в литературе В литературе гротеск используют для достижения нескольких целей: Критика общества. Гротеск позволяет автору высмеивать и критиковать общественные порядки, нравы, искажая реальность для подчеркивания абсурдности или несправедливости. Исследование глубинного.
У того исправляет должность командира нос, у другого губы, у третьего щеки, распространившие свои владения даже на счет глаз, ушей и самого даже носа, который через то кажется не больше жилетной пуговицы; у этого подбородок такой длинный, что он ежеминутно должен закрывать его платком, чтобы не оплевать. А сколько есть таких, которые похожи совсем не на людей. Сочетание антропоморфного и зооморфного или предметного рядов, гротескная экспансия тела наглядны в поэтике Ю. Нос огурцом. Вместо щек — водой надутые колбы» 17 и др. Бахтин писал, что карнавальные гротескные тела воплощают материально-телесный низ 18 ; по мнению философа, еда, питье, половая жизнь в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» «носят праздничный, карнавально-масленичный характер» 19. Примеры гротескно-карнавальной концепции тела можно обнаружить в романе Кузмина «Римские чудеса» 1921 уродливое тело старой, голой, поющей ведьмы , в описании учителя Гая Юлия Эврикла в первом фрагменте повести «Звезда Вифлеема», персонажей рассказа «Петрушка»: « — Карраул... Выбегают директор театра, жена его — кассирша с большим ридикюлем, необыкновенной приземистости, как и брюнетистости женщина. За нею выскочил было и плотник, ее любовник, но вскоре чересчур очевидный для всех его непристойный вид был причиной того, что он опять удалился туда же, откуда и пришел» 20. Бахтин отметил, что в «Вечерах» и других произведениях Гоголя «существенную роль играет веселая чертовщина, глубоко родственная по характеру, тону и функциям веселым карнавальным видениям преисподней и дьяблериям» 21. Так, в «Пропавшей грамоте» описаны танцующие ведьмы и черти: «Батюшки мои! Ведьм такая гибель, как случается иногда на Рождество выпадет снегу: разряжены, размазаны, словно панночки на ярмарке. И все, сколько ни было их там, как хмельные, отплясывали какого-то чертовского тропака. Пыль подняли, боже упаси, какую! Дрожь бы проняла крещеного человека при одном виде, как высоко скакало бесовское племя. Деда, несмотря на страх весь, смех напал, когда увидел, как черти с собачьими мордами, на немецких ножках, вертя хвостами, увивались около ведьм, будто парни около красных девушек; а музыканты тузили себя в щеки кулаками, словно в бубны, и свистали носами, как в волторны» I, 187-188. В карнавальном контексте «Вечеров на хуторе близ Диканьки» танец чертей и ведьм воспринимается как сниженная, травестированная параллель 22 , гротескно-фантастическое карнавальное «двойничество» по отношению к праздничной, веселящейся ватаге молодежи, танцующим и смеющимся парням и девушкам. Во второй части «Римских чудес» Кузмина образ танцующей ведьмы выполняет подобную функцию. На фоне утонченно-поэтического, возвышенного изображения прорицательницы Елены и ее гностически-христианского окружения ведьма Волписка выглядит подчеркнуто-материально, крайне антиэстетично, буффонно: «На перекрестке курился маленький костер. Голая старуха ударяла по медному тазику для бритья и пела. Волосы, груди и живот дрябло висели; беззубый рот шамкал какие-то дикие слога. Притом она стегала себя по синеватой заднице, попеременно поворачиваясь к нам то этою частью тела, то передними мешками. Наконец, ударив сильнее всех предыдущих разов и громко вскрикнув, она присела на корточки и стала жидко испражняться, будто у нее был понос. Вонючий дым заволок картину, шипя» 23. Образ ведьмы оппозиционирует основные свойства Елены: грубая материальность ведьмы противопоставлена высокой духовности Елены-Эннойи, оборотничество ведьмы является символическим переходом в другой мир и пародией на метаморфозы-перевоплощения эона Эннойи-Софии «Эфир родимый, прости! Еленой делается предвечная мудрость! Карнавальные образы «провинциального» Париса, «компании оригиналов», ведьмы Волписки, фракийских колдуний «грязные нищие, бормочущие какой-то вздор, наполовину грубые шарлатанки, наполовину помешанные» 25 придают роману Кузмина ироничную, комическую окраску и созданы бурлескной параллелью к гностическим персонажам с их магией гностическая магия наоборот и исполненному лиризма и трагизма стилю первой части романа, демонстрируя амбивалентность мира «Римских чудес» с его «веселой относительностью» по Бахтину всех своих проявлений. Согласно наблюдениям М. Любопытную аналогию встретим в повести Юркуна «Клуб благотворительных скелетов» 1915 , где описаны веселые загробные похождения скелетов — по благотворительным делам, т. Бахтин отметил, что гротеск у Гоголя — «не простое нарушение нормы, а отрицание всяких абстрактных, неподвижных норм, претендующих на абсолютность и вечность» 28. Отказ от официальности, общих правил и норм стал основной идеей повести «Клуб благотворительных скелетов», главный герой которой один из скелетов заявил: «Общие вкусы, правила, приемы — гибель и вред всему новому, живому. Притом общества лишают прелести почина и действенности не только всякое искусство, но и религию, и добродетель, которые тоже — великое искусство.
Автором первого исследования, посвященного Г. Подводя итог этим поискам, Г. Шнеганс в «Истории гротескной сатиры» разделил все определения на две группы: первая «считает самой существенной чертой гротеска элемент карикатуры», вторая видит «сущность гротеска не в карикатуре, а в фантастике и юморе» Schneegans G. Шнеганс попытался синтезировать обе точки зрения. С тех пор синтетич. Одно из первых в России определений Г. Возникает особый гротескный мир, существенно важный, однако, для вскрытия реальных противоречий действительности. В силу этого Г. Природа комического в Г. Комическое высвобождается вместе с постижением сущности Г. Природа Г. Гоголя, «История одного города» М.
Гротеск позволяет авторам показать абсурдность, парадоксальность и комичность мира, в котором живут их персонажи. Гротеск часто используется в сатирических произведениях, чтобы подчеркнуть отрицательные стороны общества и людей. Но он также может быть использован и в серьезных произведениях, чтобы передать глубину переживаний героев или отразить сложные социальные проблемы.
Гротеск в википедии, grotesque в литературе, значение слова
Гротеск: примеры из литературы русской и зарубежной - Теория литературы - Теория литературы и др. | Что такое гротеск в литературе 8 класс. |
Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска О литературе - | Соответственно, британская литература изобилует местным гротеском, от странных миров аллегории Спенсера в "Королеве фей" до трагикомических приемов драмы 16 века. |
Презентация. Гипербола, гротеск, литота. | • Файл c пользой для ЕГЭ здесь: слово стих• Анкета предзаписи на экспресс-курс по русскому языку: https://b24-5f7njo. |
"Вы преувеличиваете!": гротеск как художественный приём | Так что же такое гротеск в литературе, и какие особенности он имеет? |
Гротеск в литературе. Виды и примеры гротеска (О литературе) 👍 | Школьные сочинения | Элементы реальности в обоих этих произведениях имеет гротеск, и не только в них: примеры из литературы, представленные творчеством других авторов, также доказывают присутствие двух элементов в нем (фантастических и реалистических). |
15. Гротеск в литературе 1960-х–1970-х годов (в. Аксенов, в. Ерофеев и др.)
Гротеск (от французского grotesque, итальянского grottesco— причудливый) — художественный прием, сочетание контрастного, фантастического с реальным. Что такое гротеск в литературе. В литературе гротеск представляет собой комический приём, сочетающий в себе ужасное и смешное, возвышенное и безобразное, то есть сочетает несочетаемое. Что такое гротеск в литературе 8 класс. Гротеск в зарубежной литературе. гротеск в литературе. Определение гротеска включает в себя соотношение изображения с реальностью с целью подчеркнуть явную, бросающуюся в глаза фантастичность и нелепость. ГРОТЕСК в литературе — один из видов типизации (преим. сатирич.), при к-ром деформируются реальные жизненные соотношения, правдоподобие уступает место карикатуре, фантастике, резкому совмещению контрастов. Термин «Г.» (итал. grottesco, от grotta — пещера, грот). Полный список популярных книг по теме «Гротеск», рейтинг и отзывы читателей в электронной библиотеке MyBook. Начните читать бесплатно или скачивайте через приложение в App Store и Play Маркет!
Гротеск — причудливое искусство с безобидным юмором
Основа гротеска — немыслимое, невозможное, но необходимое писателю для достижения определенного художественного эффекта. Модернизм в литературе и искусстве. ГРОТЕСК (фр. grotesque, буквально — «причудливый», «комичный») — художественная форма, при которой жизненная нелепость с помощью разительного преувеличения и заострения доводится до абсурда. Основа гротеска — немыслимое, невозможное, но необходимое писателю для достижения определенного художественного эффекта. это комический прием. От юмора и иронии гротеск отличается тем, что комическое в нем неотделимо от страшного.
Гротеск и чертовщина
ГРОТЕСК. ГРОТЕСК (франц. grotesque, итал. grottesco — причудливый, от grotta — грот), тип художественной образности (образ, стиль, жанр), основанный на фантастике, смехе, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, прекрасного и безобразного. Гротеск нарушает границы правдоподобия, придаёт изображению условность и выводит образ за пределы вероятного, деформируя его. Русская литература и литературы народов Российской Федерации. В эстетическом отношении гротеск в литературе является реакцией на “принцип правдоподобия”, на искусство педантичной верности “природе”.