Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, Элий Белютин создал так называемую модульную живопись, язык символов. Хрущёв назвал Белютина содомитом Примечательно, что Элий Белютин был одним из тех художников-авангардистов (он являлся создателем творческого объединения "Новая реальность". Через день после разгрома Хрущевым знаменитой выставки в Манеже, которую организовал художник-авангардист Элий Белютин — его произведения находились в самом центре экспозиции, — к ним домой. Прекрасные художники Серов и Айвазовский всем близки по радостным воспоминаниям из детства, поход на их выставку не требует разбора политического контекста и экономического кризиса.
Выставка «Граница реальности»: выставка работ выдающегося художника авангардиста Элия Белютина
Этот скандал сделал Э. Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом. В дальнейшем вел частную студию, где учил принципам «новой реальности» — умению обобщать натурные формы, сохраняя их в абстракции. В 1970 г.
Все они собирались предками Белютина, чтобы открыть публичный музей. Даже в самые тяжелые годы из коллекции не было продано ни одного произведения. Это «фамильное увлечение» и желание, чтобы как можно больше людей имели возможность заниматься искусством, Элий Белютин пронес через всю жизнь.
Именно им принадлежит термин «Новая реальность», давший название собственной художественной школе Белютина. Опираясь на положения конструктивизма и супрематизма, Элий Белютин создал так называемую модульную живопись, язык символов. В 1950 году Белютин начинает преподавательскую деятельность в Товариществе московских живописцев, с 1954 года руководит «Экспериментальной студией живописи и графики» при Горкоме художников книги и графики. С «Новой реальностью» и непосредственно с занятиями у Белютина было связано более 3000 художников, скульпторов, дизайнеров, архитекторов. В 1960-е годы произведения Элия Белютина экспонировались во Франции.
Гнилой ватник, дырявая шапка, свинарка и пастух, штепсель и тарапунька — злостная выдумка капиталистов! Советская Россия — образец для человечества! Вечная ученица Белютина графист Учпедгиза Вера Ивановна Преображенская, до 90 лет приносившая свои опыты на суд учителя, с восторгом вспоминает вылазки курсантов на русскую природу.
Сердечный, колхозный Барбизон!.. Затем идут веселые показы по клубам, обсуждения, выводы и почетные грамоты. Литературно одаренные белютинцы Леонид Рябичев, Борис Жутовский, Игорь Снегур оставили человечеству светлые лирические описания героических дел белютинцев, нигде не упомянув о связях своего наставника с иностранными подданными. Секта возникла в советском пространстве без связи с внешним миром, но в дипарт Белютин вошел особым способом. На словах он громил и поносил своих питомцев за связи с ничтожными фирмачами, а на деле тихой сапой искал выгодный проход в подлый западный мир. Копать он начал с Польши, родины его предков. Они свободно и без слежки передвигались в метро и по улицам Москвы, торговали из-под полы и не уступали москвичам в пьянстве и дебошах. Белютин наладил связь с союзом польских плакатистов, рисовавших все, что им вздумается.
У поляков водились и коммерческие книжные магазины для выставок и продажи их продукции. В шестидесятые годы за встречу с иностранцем уже не расстреливали, молодежный фестиваль 57-го перепутал все статьи и кодексы. Много лет спустя я туда заглянул и листал скромный каталог белютинских работ в легком экспрессивном духе. О существовании свободного советского художника и педагога узнали на Западе. Белютинский трудколлектив стал моден в Москве. Летом 1961 года 250 курсантов арендовали пароход, загрузили его артистическими причиндалами и погнали вниз по матушке по Волге навстречу солнцу, искусству и любви. У меня, провожавшего в этот круиз друзей и подруг, навсегда сохранилась в памяти пестрая картина отчала, крики, гам, свистки, гудки и музыка. Элий Михалыч в голубых джинсах, с роскошными бакенбардами а-ля Элвис Пресли выразительно жестикулировал, стильно одетые чуваки и неотразимве чувихи сплелись в бешеном танце.
Лакеи Уолл-стрита!.. Изобретательный педагог всем, независимо от возраста и образования, предлагал кратчайший путь к вершинам гениальности, логически обоснованный и простой. Многофигурные композиции заранее исключались как старомодная и бессмысленная трата времени. Сделай высокое напряжение на картонке — и ты в раю. Курсанты мусолили на палитре бесцветную фузу и втирали ее в поверхность холста до тех пор, пока не появлялись желанные бугры и ямки. Нетрудно догадаться, что такая убогая и фальшивая система долго держалась в среде невежественного общества, лишенного прямой связи с мировыми экспериментами в искусстве, а как только рухнула стена вражды, белютинская секта испарилась, как лужа под солнцем. Повсюду царствовало абстрактное направление, европейские наследники Кандинского, Мондриана, Малевича. В советском пространстве продукция Его Величества Капитала считалась очередной угрозой империалистов всему прогрессивному человечеству.
Любые попытки подражать Западу без материальной поддержки государства были бессмысленны. Единичные опыты старика Родченко и молодых новаторов Слепяна и Злотникова 1956 без опоры в Кремле были обречены на забвение. Примитивный реализм фотографического типа Бродского, Кацмана и Лактионова считался образцовым народным искусством и всякие попытки формалистов подправить его, расширить его живописные возможности пресекались голодной блокадой или просто физическим истреблением. На первом съезде советских художников в 1957 году возникло равновесие сил, раскол на два лагеря — консерваторов и либералов, правых и левых. Правые постоянно искали возможность дать бой левакам, сбросить сумасброда Хрущева, захватившего Кремль, и поправить положение в государственных делах. Левые потихоньку расширяли и разбавляли реализм в своих семейных интересах. В 1964 году, взявшись за руки, единодушно сбросили Хрущева, за космические заказы перегрызлись, как собаки за кость, в культуре наломали дров и разошлись по своим углам. Одной из жертв этой драки в декабре 1962 года стала студия Белютина.
В этом памятном году белютинцы выставлялись в марте Литинститут , апреле Дом кино , а в ноябре в Клубе учителя состоялся творческий отчет участников пароходного путешествия. Большое кубовидное помещение от высокого потолка до пола в несколько рядов было завешено картинками — штук двести — и все они походили друг на друга. Этюды поволжских берегов и дебаркадеров. Портретики рыбаков и грузчиков. Выделялся один холст с намеком на графическую абстракцию. На самодельных ящиках, обитых холстом, стояли скульптуры Э. Рисунков Соболева и Соостера я не заметил. Оставался загадочным один пункт: зачем, с какой стати видный скульптор, лауреат фестиваля 57-го года и самобытный молодой живописец примкнули к учебной студии?
Не из карьерных же интересов? Так или иначе, Неизвестный и его юный друг Янкилевский сроднились с белютинцами и пошли с ними до конца. В помещение набилось очень много народу. Казалось, все самые умные и благородные лица Москвы собрались здесь, чтобы потолкаться и посмотреть в глаза друг другу. В толпе восторженных зевак зашептались, в зал протиснулась пара польских друзей Белютина с настоящей кинокамерой. Вот он, подходящий момент заклеймить позором притон формалистов, декадентов и сектантов в святой советской культуре! Имелась куча компрометирующих данных: нелегальная связь с иностранцами, фарцовка на почте, валютные сделки в ресторанах, грабежи поволжских музеев, свальный разврат на советском пароходе. Безнадзорные курсы и дикий вожак подходили для примерного наказания..
Учитель подчинился партийному приказу и всю ночь лихорадочно отбирал и сортировал произведения своих подопечных. На казенном грузовике в Манеж доставили 60 картин 25 авторов. Во избежание толкотни министр культуры Е. Фурцева выделила девять опрятно одетых авторов, умевших правильно говорить с высоким начальством. Художник В. Таким образом, за ночь сколотили народец для битья и утром разместили в буфете Манежа на фоне невинных фигуративных картинок. Мне удалось установить точный список заложников Манежа, лично повидавших Никиту Сергеевича Хрущева. Леонид Николаевич Рябичев журналист, член партии, фронтовиж, график.
Дмитрий Семенович Громан фронтовик, график. Леонид Мечников бывший капитан морского флота, шрифтовик. Алексей Николаевич Колли сын главного архитектора Москвы, график. Борис Жутовский коллекционер и график. Люциан Грибков красивый бас, шрифтовик.
Белютин в ноябре 1962 года организовал первую после 1920-х годов, выставку абстрактного искусства в помещении Студии на Большой Коммунистической улице. В экспозиции представили более двухсот работ шестидесяти участников Студии. Он был недоволен непонятным, чужеродным ему искусством абстракции. И началась кампания против абстракционизма и формализма. Элий Белютин стал выставлять свои картины за рубежом с начала 1960-х годов. В 1961 году он с большим успехом участвовал в выставке «Художественные галереи» в Париже Galerie Lambert. Картины Белютина с этого времени постоянно представлены там, а деньги от продаж произведений художника перечислялись приюту для престарелых художников в Париже. В 1965 году работы художника были включены в состав Национального музея современного искусства Франции Centre Georges Pompidou. На родине работы мастера и художников его Студии получили всеобщее признание в начале 90-х годов XX века. Впечатляющий раздел выставки посвящен его супруге Нине Молевой. Она — автор множества монографий и исследований по истории искусства о жизни и творчестве художника, деятельности группы «Новая реальность». Представлены рукописи, уникальные книги, личные вещи из архива семьи Нины Молевой и Элия Белютина. Выставка «Элий Билютин.
Элий Белютин
Сообщалось, что Польша обратилась к вдове художника Нине Молевой, ставшей после смерти Элия Белютина его единственной наследницей, с просьбой передать собрание этой стране и захоронить художника на польской земле. Искусствовед Нина Молева ранее передала 153 картины своего мужа Элия Белютина Самарскому областному художественному музею, сообщила РИА Новости заместитель. После кончины художника (Элий Белютин в 2012 году ушёл из жизни) его вдова продолжила сотрудничество с художественной галереей Калининграда, передавая в её фонд работы мужа. Самого Белютина Ольга Ускова, инициатор выставки, коллекционер, бизневумен (она президент Cognitive Technologies) и учредитель Фонда русского абстрактного искусства называет гениальным методистом, но не гениальным художником. Свою педагогическую методику Элий Белютин оформил в «Теории всеобщей контактности». Через день после разгрома Хрущевым знаменитой выставки в Манеже, которую организовал художник-авангардист Элий Белютин — его произведения находились в самом центре экспозиции, — к ним домой.
«Элий. Искусство. Любовь»: мировые шедевры художника Белютина
Элий Белютин известен как создатель уникальной системы воспитания творческих начал в художнике, единственной в практике мирового искусства школы формирования творческой индивидуальности. А Элию Белютину, преподавателю Полиграфического института, разрешили создать студию экспериментальной живописи еще в 1954 году. Элий Белютин известен как создатель уникальной системы воспитания творческих начал в художнике, единственной в практике мирового искусства школы формирования творческой индивидуальности.
«Элий. Искусство. Любовь»: мировые шедевры художника Белютина
В основе белютинской системы обучения лежала «теория всеобщей контактности» одноименная книга вышла в 1991 , трактующая искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. Собственное творчество мастера эволюционировало от живописного экспрессионизма ко все большей абстракции, полностью отвлеченной от предметности в поздних «картинах-модулях». В 1950-е Э. Белютин преподавал в Московском полиграфическом институте, откуда в 1959-м был уволен за пропаганду абстракционизма. В 1954 белютинская студия «Новая реальность», организованная при Доме учителя на Большой Коммунистической улице, приобрела официальный статус. В 1962 во флигеле при Доме учителя состоялась однодневная выставка членов студии при участии не входивших в студию Эрнста Неизвестного , Владимира Янкилевского , Юло Соостера , Юрия Соболева. Выставка привлекла большое внимание, и работы «белютинцев» были перевезены в Манеж на проходившую там юбилейную выставку «30 лет МОСХ».
Можно предположить, что именно теория всеобщей контактности стала основной так называемого «Project Zero», одного из масштабных проектов в мире по развитию творческого мышления человека, который начался в 60-х годах прошлого века в Гарвардском университете. Основные положения российского и американского проектов очень похожи. Теория, лежащая в основе «Project Zero», называется теория множественных интеллектов The Theory of Multiple Intelligences. Ее автором считается один из самых известных американских мыслителей в сфере образования Ховард Гадрнер. Методики создания креатива в мире Вообще теме создания креативного мышления в мире сегодня стали уделять огромное внимание. В США и Канаде практически во всех ведущих университетах есть курсы по этому предмету. Причем они финансируются многими известными брендами такими как Visa, Pepsico и др. А Китай на одном из пленумов КПК два года назад вообще включил развитие креативности нации в число стратегических задач. Внутренние проекты по развитию креатива открывают и крупные компании. Это и Google и Apple. Так, недавно корпорация Hyundai инициировала проект My Baby: Discover 2050. Это внутрикорпоративное соревнование дизайнеров, направленное на развитие креативного мышления и, в итоге, на создание необыкновенных автомобилей будущего. Проект Белютина возрождается в России В это году в России теория всеобщей контактности приобрела второе дыхание.
Хрущев, который возмутился произведениями авангардистского толка. Этот скандал сделал Э. Белютина известным, его картины стали экспонироваться за рубежом. Белютин создал теорию «всеобщей контактности», которая сводится к анализу потребности человека в искусстве. Художник имеет в виду, что у людей, независимо от того, как они относятся к современному искусству, есть потребность в контакте с ним, но осуществляется она у каждого человека по-разному. Один из аспектов всеобщей контактности — это так называемый «закон равновесия эмоционального надсознания». Его суть в том, что человек обращается к искусству, стремясь придать равновесие своему подсознательному напряжению, которое возникает под воздействием динамики современной жизни. Что же имел ввиду Белютин, говоря про контактность в искусстве? Это овеществление творческой потенции в нечто пластическое по концепциям своего времени.
Белютин создал теорию «всеобщей контактности», которая сводится к анализу потребности человека в искусстве. Художник имеет в виду, что у людей, независимо от того, как они относятся к современному искусству, есть потребность в контакте с ним, но осуществляется она у каждого человека по-разному. Один из аспектов всеобщей контактности — это так называемый «закон равновесия эмоционального надсознания». Его суть в том, что человек обращается к искусству, стремясь придать равновесие своему подсознательному напряжению, которое возникает под воздействием динамики современной жизни. Что же имел ввиду Белютин, говоря про контактность в искусстве? Это овеществление творческой потенции в нечто пластическое по концепциям своего времени. Говоря другими словами — перевоплощение жизненной реакции человека в некое материальное качество, способное передавать эмоции, переживания художника. По словам Элия Михайловича, искусство не может конкурировать с наукой. Искусство - это человеческая жизнь, создание пластического духовного воздействия, идентичного силе воздействия действительности.
Art Investment
Элий Белютин был автором «теории всеобщей контактности», трактующей искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. Прекрасные художники Серов и Айвазовский всем близки по радостным воспоминаниям из детства, поход на их выставку не требует разбора политического контекста и экономического кризиса. В Москве в понедельник, 27 февраля, на 86-м году жизни умер художник и теоретик искусства Элий Белютин. Элий Белютин был автором «теории всеобщей контактности», трактующей искусство как главное средство духовной компенсации в конфликте человека с окружающей средой. художник, историк и теоретик искусства, педагог.
Советские шестидесятники
Создатель и руководитель студии Элий Билютин — один из лидеров русского «неофициального искусства» середины ХХ века, создатель теории «всеобщей контактности». Художник-легенда создал школу, существующую полвека, и вошел в историю как замечательный педагог и ниспровергатель канонов. Работы мастера отмечены множеством наград, в том числе Золотой медалью Римского фестиваля "Сетторе интернационале" 1970 , Большой Золотой медалью Итальянской академии современного искусства "За выдающиеся достижения и деятельность" 1971 , а также премией Дженаццано, Монтекаттини, Ассоциации американских художников «Вудсток», Коммуны Венеция, Ассоциации культуры Кастель Маджоре. Элий Белютин известен как создатель уникальной системы воспитания творческих начал в художнике, единственной в практике мирового искусства школы формирования творческой индивидуальности.
В 2011 году, незадолго до смерти Элия Белютина, фильм о нем и его собрании снял известный французский художник и режиссер Клеман Кожитор.
Лента "Белютин: Танец в саду времен" была в одной из программ Каннского фестиваля. В 2019 Кожитор рассказывал в интервью Ирине Мак для портала Artandhouse о своих впечатлениях во время съемок: "Несколько картин из тех, что я видел, показались мне выдающимися. Например, "Мария Магдалина" - они говорили, что это Тициан. Мало шансов, это очевидно, что полотно принадлежит кисти Тициана, но сама по себе работа прекрасная.
Опять же, я не верю, что "Снятие с креста", виденное мной в этой коллекции, написал Эль Греко, которому его приписывают. Может быть, кто-то из учеников. Или не учеников. Но картина великолепная".
По словам Кожитора, в квартире на Никитском бульваре, где находилась коллекция, присутствовал соответствующий антураж: свечи в старинных подсвечниках и антикварная мебель в сочетании с затемнением создавали мистическую, сказочную атмосферу. Этот образ "сказки", в которую попадаешь прямо с московского бульвара, очень показателен. И для хозяев, и для их гостя главным была не оценка коллекции, а тот шлейф волшебства, тайны, который тянулся за ней. В фильме спрессованы разные слои - в том числе много всего выдуманного, это явно присутствует в их рассказах.
Очень много вымысла", - отмечал кинематографист.
Вдова передала их по доброй воле и безвозмездно. Но вот как быть с ценнейшим собранием старинной живописи? Перейдет ли хотя бы часть шедевров в калининградский музей? Ведь Молева еще при жизни намекала на то, что после ее ухода Калининград не останется без внимания. Написано мной от руки. На конверте подпись, заверенная нотариусом и свидетелями. Не могу сказать, что именно указано в завещании, но скажу, что Калининград там фигурирует, - рассказывала «Комсомолке» Нина Михайловна.
Мы поговорили с директором музея изобразительных искусств Галиной Заболотской о судьбе уникальной коллекции. У нас есть музейный хранитель живописи, которая звонила каждую неделю. Мы держали связь, знали все о состоянии, переживаниях, настроениях Нины Михайловны. Она же знала все о наших проблемах и планах. Разговоры были основательные, по часу и больше. Мы были по-прежнему близки. Она же никого к себе домой последние годы не пускала, контактировала только с сиделкой. Но она не была одинока, много общалась.
В ее день рождения я смогла дозвониться до нее только после обеда. С утра телефон был постоянно занят...
Воробьев, Э. Белютин и И. Московская область. Сурикова и творческую аспирантуру в 1949 по кафедре живописи. Под влиянием учителей он всё больше отходит от принятых в СССР художественных методов соцреализма и начинает работу по объединению молодых художников.
В 1954 году появляется Студия экспериментальной живописи и графики, определившая новое направление в советском искусстве — «Новая реальность». Отношения с официальными структурами у Элия Михайловича не сложились: в 1947 году он был принят в Союз художников, но уже через год, после проведения первой персональной выставки в Москве, был исключен за так называемый формализм. Из Полиграфического института, в котором он преподавал, его уволили по обвинению в пропаганде абстракционизма. В ноябре 1962 года Белютин организовал первую после 1920-х годов выставку абстрактного искусства в помещении Студии на Большой Коммунистической улице. На ней было представлено более 200 работ 60-ти участников Студии. Хрущеву картины не понравились: выставка была закрыта, началась кампания против формализма и абстракционизма, что привело к прекращению работы Студии.
Музей изобразительных искусств открывает выставку Элия Белютина «Новый взгляд на реальность»
Нина Михайловна живет в Москве и является хранительницей наследия художника Элия Белютина. БЕЛЮТИН Элий (Элего) Михайлович (1925 – 2012). Рос. живописец, педагог, историк иск-ва. Основатель (1946) и руководитель творч. студии «Новая реальность», одного из центров воспитания художников отеч. «нонконформистского» направления. Выставка произведений Элия Белютина – дань огромного уважения и почтения к художнику и его вдове, которая на протяжении многих лет является покровителем и добрым другом Музея. Через день после разгрома Хрущевым знаменитой выставки в Манеже, которую организовал художник-авангардист Элий Белютин — его произведения находились в самом центре экспозиции, — к ним домой приехал консул США, привез грин-карты. Элий Михайлович Белютин, художник и педагог, является, вероятно, одной из самых противоречивых фигур «оттепели».
Выставка Элия Белютина в Артефакте
Официальный сайт художника Элия Михайловича Белютина info@ Художник Элий Белютин одарит музей18 апреля 2008 года Государственный исторический музей принимает в дар произведения живописи и графики художника и педагог. Элий Михайлович Белютин (1925—2012) — российский художник, педагог, теоретик искусства.