Новости за что достоевский попал на каторгу

С каторги Достоевский вернулся другим человеком — он всерьез увлекся православием и делился своими размышлениями о религии в публицистике и художественных произведениях. Достоевский был приговорен к каторге из-за своего участия в «Петроградском обществе Белого креста», где он и несколько других членов группы были обвинены в политической деятельности против правительства.

Достоевский в местах лишения свободы

Казарма каторжного острога В Омский острог вместе с другим петрашевцем С. Дуровым, Достоевский был доставлен 23 января 1850 года. Время омской каторги писателя можно охарактеризовать как сложный период, когда воедино сплелись тяготы, страдания, лишения с его творческим подъёмом, формированием мировоззрения писателя, глубинного понимания жизненной философии. Но это уже стало ясно спустя годы. А вначале писателю приходилось переносить все тяготы каторжного пребывания. Это были адские материально — бытовые условия, конвой, кандалы, тяжелый труд. Осужденные на каторжные работы были бесправными, и конечно, им приходилось мириться с постоянными унижениями. А если учесть, что в таких местах особо ненавидели лиц дворянского происхождения, нетрудно представить, что приходилось испытывать писателю.

Строительство дома всегда хлопотное дело, но не в случае, если вы покупаете готовые дома из бруса.

Был ли Федор Михайлович действительно подвергнут телесному наказанию по приказу Кривцова или же описанный эпизод всего лишь легенда? Мнения об этом расходятся. Наказание розгами дворянина было серьезным событием в каторжном доме. Когда ссыльный поляк Жадовский был, действительно, высечен, весь город Омск узнал об этой экзекуции и осудил бессмысленную жестокость майора. Однако среди жителей города не было собрано никаких сведений о наказании Федора Михайловича. И добавляет: «Недавно в Женеве я долго говорил с нашим протоиереем А. Он лично знал Достоевского и знал его вдову. Не менее категоричен и барон Врангель: «Могу засвидетельствовать со слов самого Ф. И Любовь Достоевская, дочь Федора Михайловича, опровергает в таких выражениях публикацию, появившуюся в «Новом времени»: «Не знаю, откуда могла появиться в литературе нелепая, ни на чем не основанная легенда о телесном наказании, которому якобы подвергся мой отец на каторге».

Как бы там ни было, не подлежит сомнению, что предрасположенность Достоевского к эпилепсии развилась на каторге. Если первый приступ произошел после смерти отца, если более или менее сильные припадки происходили у юного писателя в Петербурге, то острую форму «королевская болезнь» приняла в Мертвом доме. Прошение, преодолев все административные инстанции, попало к императору — он его не подписал. И потекла прежняя жизнь, изнуряющая, однообразная, когда один день похож на другой «как две капли воды». Перед праздниками арестантов водили в баню. Баня была тесная, жарко натопленная, заполненная клубами белого горячего пара. Сотня каторжников набивалась в нее. Они шлепали по грязи, проталкивались к лавкам, обрызгивали друг друга горячей водой, хлестались березовыми вениками, их голые тела выглядели еще уродливее, чем в арестантской одежде. На распаренных спинах выступали лиловые вспухшие рубцы от полученных когда-то ударов плетей или палок. Они гоготали, гремели цепями, требовали поддать еще пару.

Дни Великого поста на каторге пробуждали в душе Федора Михайловича впечатления детства, наполняя сердце пронзительной печалью. Он вновь видел себя ребенком, с трепетом входящим в ярко освещенную церковь, до самого свода заполненную пением хора, подобным рокоту моря, и воздухом, пропитанным запахом ладана; под звуки торжественных песнопений и молитв его тело и охваченная восторгом душа как будто бы рождались заново. Когда-то он с жалостью посматривал на простых людей, толпившихся у входа в церковь. Теперь и мне пришлось стоять на этих же местах, даже и не этих: мы были закованные и ошельмованные; от нас все сторонились, нас даже как будто боялись, нас каждый раз оделяли милостыней, и, помню, мне это было как-то приятно, какое-то утонченное, особенное ощущение сказывалось в этом странном удовольствии». В дни больших церковных праздников арестанты облачались в чистые рубахи и считали делом чести проявлять предельную вежливость по отношению к тюремному начальству. Еда была сытная и подавалась на покрытых белой скатертью столах. Но уже к вечеру все каторжники бывали пьяны как свиньи, гнусны, в кровь избиты. Черкесы, пившие только воду, усаживались на крылечке и с брезгливым любопытством наблюдали за выходками пропойц. Те горланили. Затягивали песни.

Играли на балалайке. Заводили нескончаемые ссоры. Конечно, было много и смешного, но мне было как-то грустно и жалко их всех, тяжело и душно между ними». На третий день праздников каторжники ставили спектакль. Театр устраивался в помещении военной казармы. Скамьи предназначались для унтер-офицеров, стулья — для лиц высшего офицерского звания, на приход которых надеялись. Позади скамеек стояли арестанты без шапок, с обритыми головами, с выражением детской радости на покрытых шрамами и клеймами лицах. Наконец занавес поднимался, открыв декорацию. Арестанты, игравшие роли вельмож и светских женщин, как и их сотоварищи, оставались в кандалах, таская их за собой по полу. Дни проходили за днями, месяцы за месяцами.

Кошмар монотонности затягивал Федора Михайловича. Ни одной близкой души. Нечего читать, кроме нескольких, редко попадавшихся, французских журналов и Евангелия. Это одиночество было худшим из мучений. Если бы можно было хотя бы поддерживать связь со своими! Но каторжникам запрещалась частная переписка, кроме отдельных, исключительных и строго ограниченных случаев. И Михаил, со своей стороны, не посылал писем в Сибирь из страха перед репрессиями. Он был женат, был главой большой семьи. Он пострадал от несправедливого ареста. Он боялся скомпрометировать себя, боялся повредить Федору Михайловичу, написав ему письмо.

Выйдя из каторги, Достоевский сразу же посылает брату Михаилу письмо, полное трогательных упреков: «Скажи ты мне ради Господа Бога, почему ты мне до сих пор не написал ни одной строчки? И мог ли я ожидать этого?.. Я писал тебе письмо через наш штаб. До тебя оно должно было дойти наверное, я ждал от тебя ответа и не получил. Да неужели тебе запретили? Ведь это разрешено, и здесь все политические получают по нескольку писем в год… Кажется, я отгадал настоящую причину твоего молчания. Ты, по неподвижности своей, не ходил просить полицию или если и ходил, то успокоился после первого отрицательного ответа, может быть, от такого человека, который и дела-то не знал хорошенько». Михаил старается оправдаться в малоизвестном письме от 18 апреля 1856 года: «После нашей разлуки с тобою спустя месяца три я начал хлопотать о дозволении писать к тебе. Видит Бог и моя совесть, я хлопотал долго и усердно. Я ничего не выхлопотал.

Мне отвечали на основании законов, что до тех пор, пока ты на каторжных работах, это невозможно… Насчет тайной переписки я был достаточно предупрежден, чтобы осмелиться на нее. И потому я решил помогать тебе, если представятся случаи, но не компрометировать ни тебя, ни себя ни единою строкою. Брат, друг мой, у меня шесть человек детей, я находился и, может быть, еще нахожусь и теперь под надзором, брат, скажи мне, не была ли простительна с моей стороны подобная решимость? В последний год каторги Достоевскому жилось легче, чем в первый. Федор Михайлович завоевал расположение нескольких каторжников, завел знакомства в городе, получил разрешение читать некоторые книги. Наконец листья на деревьях начинают желтеть, вянет трава в степи, и вот уже падает первый снег, и в воздухе кружатся легкие снежинки. Час освобождения близится. Достоевский ждет терпеливо и спокойно. Каторжники, встретясь с ним во дворе, поздравляют его: — А что, — отвечает он, — вам-то скоро ли? Ну, да уж что!

Лет семь еще я промаюсь, — отзывается тот и рассеянно, точно заглядывая в будущее, поднимает взгляд к небу. Накануне самого последнего дня в сумерках Федор Михайлович, как обычно, обошел весь острог. Мысленно, серьезный и печальный, он прощается с почернелыми бревенчатыми срубами казарм, за четыре года еще более обветшавшими. Здесь, за этой оградой погребена его юность, здесь погребены его надежды. Он выходит из каторги уставшим, постаревшим, разочарованным, и снова ему предстоит бороться, страдать, жить… Ради чего? Ради кого? На другое утро еще до выхода на работу Достоевский обошел все казармы и попрощался с арестантами.

Ну а какие ещё слова и какое отношение можно было ожидать от человека, который видел Омск через зарешёченные окна и смотрел на окружающий его мир через штыки конвоиров. Конечно, к самому городу Достоевский не мог испытать никакого другого чувства. Но лучшая характеристика любого города — это характеристика людей, которые его населяют.

И Достоевский говорил, что он здесь нашёл очень много благородных людей и что если б он их здесь не нашёл, то «он бы погиб совершенно». Он говорит это о разных совершенно людях: об инспекторе классов Омского кадетского корпуса Иване Викентьевиче Ждан-Пушкине, который впоследствии определил в кадетский корпус его пасынка Пашу. И о священнослужителе Александре Ивановиче Сулоцком и Якове Александровиче Слуцком — артиллерийском полковнике, который помогал ему, чем мог. Конечно, о коменданте Омской крепости Алексее Фёдоровиче де Граве и многих других людях. Когда в 1855 году, выйдя с каторги, он писал письмо Прасковье Александровне Анненковой, он не мог не отозваться тепло о её дочери Ольге и супруге дочери Константине Ивановиче Иванове, в доме которых он прожил около трёх недель. Потому что Константин Иванов был адъютантом генерала Бориславского, который заведовал всеми работами в крепости. И будучи женатым на дочери декабриста, он старался сделать всё, чтобы, по крайней мере, жизнь Достоевского была сохранена, и его здоровье не пострадало бы катастрофически. Так, например, за поэтом-петрашевцем Сергеем Фёдоровичем Дуровым не доследили: он однажды попал на работу по разбору баржи, вмёрзшей в лёд, и вместе с другими арестантами работал, стоя по пояс в ледяной воде. После этого Дуров стал инвалидом. И об этом в «Записках из Мёртвого дома» красноречиво написано: рассказчик «с ужасом смотрел, как один из его товарищей гас у него на глазах словно свеча — вошёл он в острог красивый, бодрый, а вышел седой, полуразрушенный, без ног, с одышкой».

От такой работы Достоевский был, к счастью, здесь избавлен. Это ни в коей мере не означает, что он катался здесь как сыр в масле и бил баклуши. Достоевский тяжело работал: например, когда его направляли в инженерную мастерскую, он там крутил тяжёлое точильное колесо — его нужно было крутить много часов с определённой скоростью, прикладывая огромные усилия. Но главными тяготами были даже не эти физические работы, а ненависть со стороны каторжан к нему как к отставному военному и помещику. А каторжники в омском остроге совершили свои преступления именно против дворян. Это одна из жён декабристов, которые также проявляли заботу о Достоевском? Прасковья Александровна жила в Тобольске.

Обратный путь проходил легче и быстрее. Стоянки в городах были короткие — писатель рвался домой. Очередной рубеж он прошёл, когда спустя 9 с лишним лет вернулся на то же место, которое пересекал, отправляясь на каторгу: «В один прекрасный вечер, часов в пять пополудни, скитаясь в отрогах Урала, среди лесу, мы набрели, наконец, на границу Европы и Азии. Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привёл, наконец, Господь увидать обетованную землю». Город ему не нравился, он хотел переехать в Москву или Петербург, но ожидал Высочайшего разрешения на поселение. До того — вынужденная остановка в Твери. Фотография Твери второй половины XIX века «Тверское сидение» дало Достоевскому много материала — именно с Твери он списал образ губернского города в романе «Бесы». Взято было многое, от топонимики города Заречье в романе — Заволжье в Твери, фабрика Шпигулина — фабрика Каулина до персонажей прототипами губернатора Лембке и его жены Юлии Михайловны были тверской губернатор П. Варанов и его жена, с которыми Достоевский был знаком. Многие считают, что образ Николая Ставрогина был во многом вдохновлён Михаилом Бакуниным, уроженцем Твери, а образ монаха Тихона — святым Тихоном Задонским, архимандритом Отроч Успенского монастыря в Тверской губернии. Но обстоятельства, героев и многие элементы Достоевский собрал за десять лет до того, проводя время в тверской «ссылке». Наконец, 20 декабря 1859 года Достоевский с женой и пасынком возвращается в Санкт-Петербург. В рождественскую ночь 1849 года он покидал этот город как ссыльный каторжанин. Каким он возвращался десять лет спустя? И, главное, какое место занял ссыльный этап в его жизни? Быть может, это были потерянные годы, за время которых он лишь подорвал здоровье и мучался, ожидая возвращения в Санкт-Петербург, к писательству? Всё же нет. Сам Фёдор Михайлович нашёл ответ на этот вопрос. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо. И так хорошо, как, может быть, не многие знают его». Мы очень хотим развивать это направление. Создавать рассказы и очерки о людях и явлениях, вошедших в ДНК русской жизни. Как и любая редакция, наша нуждается в финансировании, чтобы обеспечить работ над текстами, исследования и иллюстрации. Если вы хотите поддержать нас, можете отправить любое посильное пожертвование, перейдя по этой ссылке.

Спасение каторжанина Достоевского: кому обязан жизнью русский классик

В дальнейшем Достоевский неоднократно писал и говорил, что каторга полностью изменила его. Для множества современников именно эта книга, посвящённая каторге и тюрьме, оказалась самым важным произведением Достоевского. Сибирь и каторжные работы неотделимы в нашем сознании от политических заключённых, которые в XIX веке считались «уголовниками», за которыми следили особым образом. Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ.

За что Достоевского сослали на каторгу

Затопят шестью поленами печку, тепла нет в комнате лед едва оттаивал , а угар нестерпимый — и вот вся зима. Тут же в казарме арестанты моют белье и всю маленькую казарму заплескают водою. Поворотиться негде. Выйти за нуждой уже нельзя с сумерек до рассвета, ибо казармы запираются и ставится в сенях ушат, и потому духота нестерпимая. Все каторжные воняют как свиньи и говорят, что нельзя не делать свинства, дескать, "живой человек"». Через Тобольские ворота Достоевский выходил к Иртышу, где ему приходилось целыми днями работать Источник: Иван Рейзвих Спали каторжники на голых нарах, укрываться им приходилось короткими полушубками, так что ноги оставались голыми, в том числе в зимние холода. Приходилось терпеть блох, вшей и тараканов. Кормили арестантов хлебом и щами, в которых только изредка попадался кусочек говядины.

В праздники подавали кашу почти без масла , а в пост каторжники довольствовались капустой и водой. Выживать удавалось только благодаря случайным заработкам, подаянию от местных жителей и деньгам, которые иногда присылала родня. В случае Достоевского это была помощь брата Михаила. Почти каждый день в любую погоду арестантов выводили на работу. По нынешней улице Спартаковской они шли к Тобольским воротам и через них выходили к Иртышу, где обжигали и дробили алебастр, разбирали старые лодки, изготавливали кирпичи. Алебастровый сарай стоял у самого берега. По-видимому, в «Преступлении и наказании» был описан именно тот пейзаж, который открывался перед Достоевским в Омске во время отдыха от работы.

С высокого берега открывалась широкая окрестность. С дальнего другого берега чуть слышно доносилась песня. Там, в облитой солнцем необозримой степи, чуть приметными точками чернелись кочевые юрты. Там была свобода и жили другие люди, совсем не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли еще века Авраама и стад его». Каторжники очищали городские улицы от снега, делали ремонт в домах например, Достоевский участвовал в штукатурных работах в здании военного суда — сейчас это корпус медицинской академии на Спартаковской, 9. Тогда-то им и удавалось заработать немного денег, чтобы купить еды. Отдохнуть получалось только в дни больших церковных праздников и великих постов, когда жителей острога вели в Воскресенскую военную церковь для исповеди и молитвы.

В Воскресенском соборе каторжник Достоевский бывал регулярно. Церковь разрушили в советское время, а недавно построили заново Источник: Николай Эйхвальд «Нас водили под конвоем с заряженными ружьями в божий дом, — вспоминал Достоевский. В церкви мы становились тесной кучей у самых дверей, на самом последнем месте, так что слышно было только разве голосистого дьякона, да изредка из-за толпы приметишь черную ризу да лысину священника». Достоевский очень тяжело воспринимал арестантский быт. Другие каторжники, в основной своей массе уголовники из низшего сословия, не могли принять его за своего. Они понятия не имели, в чём состояло его преступление, и даже не думали сочувствовать. Судя по следующей фразе — «Они бы нас съели, если б им дали», — администрация острога защищала «интеллигентных» узников от остальных.

Стопроцентного эффекта, по понятным причинам, быть не могло. Прежде господином был, народ мучил, а теперь хуже последнего, наш брат стал" — вот тема, которая разыгрывалась 4 года. Именно в Омске у него начались припадки «падучей» эпилепсии , проблемы с желудком. К физической работе Достоевский не привык и с огромным трудом выполнял ежедневный «урок» план.

Приговор Достоевскому гласил: "…отставного инженер-поручика Достоевского, за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского и злоумышленного сочинения поручика Григорьева, — лишить … чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием".

Приговоры другим участникам Поручик Николай Григорьев написал сатирический рассказ "Солдатская беседа", разоблачающий высшие административные и военные круги. Он был приговорен к 15 годам каторжных работ и выпущен спустя несколько лет на свободу в состоянии умственного расстройства. Критик Виссарион Белинский, написавший знаменитое письмо Гоголю, к моменту ареста "петрашевцев" успел умереть от туберкулеза и был похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге. Юристу и общественному деятелю Михаилу Петрашевскому на момент ареста было 27 лет. Смертную казнь ему заменили на бессрочную каторгу, он скончался в Сибири в возрасте 45 лет.

Они вернулись в Семипалатинск, где Достоевского застиг указ Правительствующего сената о возвращении потомственного дворянства и разрешении печататься. Кроме того, он пишет и публикует повести «Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон», которые не вызывают никакого отклика у публики. Говорят, что прочитав их, Некрасов сказал: «Достоевский — всё. Но местом жительства была определена Тверь, с воспрещением въезда в Санкт-Петербург и Москву. Весна и часть лета прошли в сборах.

Наконец, 2 июля Достоевский с женой и пасынком уезжает из Семипалатинска, куда больше никогда не вернётся. Обратный путь проходил легче и быстрее. Стоянки в городах были короткие — писатель рвался домой. Очередной рубеж он прошёл, когда спустя 9 с лишним лет вернулся на то же место, которое пересекал, отправляясь на каторгу: «В один прекрасный вечер, часов в пять пополудни, скитаясь в отрогах Урала, среди лесу, мы набрели, наконец, на границу Европы и Азии. Мы вышли из тарантаса, и я перекрестился, что привёл, наконец, Господь увидать обетованную землю». Город ему не нравился, он хотел переехать в Москву или Петербург, но ожидал Высочайшего разрешения на поселение.

До того — вынужденная остановка в Твери. Фотография Твери второй половины XIX века «Тверское сидение» дало Достоевскому много материала — именно с Твери он списал образ губернского города в романе «Бесы». Взято было многое, от топонимики города Заречье в романе — Заволжье в Твери, фабрика Шпигулина — фабрика Каулина до персонажей прототипами губернатора Лембке и его жены Юлии Михайловны были тверской губернатор П. Варанов и его жена, с которыми Достоевский был знаком. Многие считают, что образ Николая Ставрогина был во многом вдохновлён Михаилом Бакуниным, уроженцем Твери, а образ монаха Тихона — святым Тихоном Задонским, архимандритом Отроч Успенского монастыря в Тверской губернии. Но обстоятельства, героев и многие элементы Достоевский собрал за десять лет до того, проводя время в тверской «ссылке».

Наконец, 20 декабря 1859 года Достоевский с женой и пасынком возвращается в Санкт-Петербург. В рождественскую ночь 1849 года он покидал этот город как ссыльный каторжанин. Каким он возвращался десять лет спустя? И, главное, какое место занял ссыльный этап в его жизни? Быть может, это были потерянные годы, за время которых он лишь подорвал здоровье и мучался, ожидая возвращения в Санкт-Петербург, к писательству? Всё же нет.

Сам Фёдор Михайлович нашёл ответ на этот вопрос.

Там мы будем представлять работы художников, которые иллюстрировали произведения писателя. Кроме того, мы планируем усовершенствовать нашу экспозицию — мы хотим, чтобы в нашем музее появились аудиогиды с текстами экскурсий на разных языках и возможности для интерактивного взаимодействия посетителей с экспонатами. Мы это отчётливо понимаем и стараемся держать планку. Например, разрабатываем такие формы мероприятий помимо традиционных экскурсий, которые были бы интересны разной аудитории.

Мы проводим квесты, разные конкурсы, фестивали. Наш музей посвящён не только Достоевскому, он рассказывает о двух веках развития литературы. У нас представлены писатели, которые до сих пор популярны, например, детский поэт Тимофей Белозёров, чьи сказки известны всей стране. У нас проходят Белозёровские фестивали, Белозёровские чтения. И когда дети сюда приходят на эти фестивали, они же смотрят целиком и всю экспозицию, и учитель их может заинтересовать целенаправленно и личностью Достоевского.

Мы и сами выезжаем в школы, техникумы, высшие учебные заведения — стараемся, чтобы о музее знали как можно больше людей. Потому что одна из наших задач — стать литературным центром жизни региона. В честь юбилея запланированы какие-то совместные мероприятия с поклонниками Достоевского из других стран? И в этом году они собираются ставить в Омске спектакль по мотивам его произведений. Хотят прислать сюда съёмочную группу.

В Японии среди славистов Достоевский очень популярен. Там много серьёзных исследователей, которые делают очень интересные работы, издают большие монографии о его жизни и творчестве. Толстой сам всё рассказывает о своих героях, а у Достоевского читатель должен вместе с героем пройти весь путь, который ему автор уготовил. И часто в душе читателя происходят процессы, которые он сам от себя не ожидал. Даже если ему расскажут сюжет, и он будет знать, чем закончится тот или иной роман, он начнёт читать и придёт к совершенно иным выводам, чем мог бы предполагать.

Таков Достоевский — в этом особенность его творчества.

Ссылка Достоевского

Для начала следует разобраться из-за чего Михаил Фёдорович Достоевский попал на каторгу. Третьей причиной, по которой Достоевского отправили на каторгу, были его религиозные и философские убеждения. За что Достоевский был арестован и оказался на каторге? В 1848 году Достоевский стал членом тайного общества петрашевцев.

Ссылка Достоевского

Даже если не на том боку спит арестант, и из-за этого одного уже наказание. На фото памятник Достоевскому в Омске. Изображает Писателя возвращающимся с каторжных работ. Лицо списано с посмертной маски Ф.

О своей жизни в остроге он писал брату Андрею: «... Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе». Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей.

Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото... Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! На целые томы достанет».

По рассказу самого Достоевского, он имел среди арестантов «много друзей приятелей», интересовался их «историями», их песнями, их нравственными запросами. В пёстром разнообразии острожной толпы, где были представлены все виды преступлений, Достоевский мог наблюдать едва ли не все типы уголовного мира — от контрабандистов и фальшивомонетчиков до истязателей малолетних и грабителей на большой дороге. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим».

Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу — Евангелие, подаренную ему в Тобольске женами декабристов — единственную книгу разрешенную в остроге. Постепенно рождается «новый человек», начинается «перерождение убеждений». Четыре года страданий невыразимого, бесконечного явились поворотным моментом в духовной биографии.

Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь, перебирал всё до последних мелочей, вдумывался в моё прошлое, судил себя неумолимо и строго и даже в иной час благословлял судьбу за то, что она послала мне это уединение, без которого не состоялся ни этот суд над собой, ни этот суд над самим собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни. И какими надеждами забилось тогда моё сердце! Я думал, я решил, я клялся себе, что уже не будет в моей будущей жизни тех ошибок, ни тех падений, которые были прежде… Я ждал, я звал поскорее свободу, я хотел испробовать себя вновь на новой борьбе… Свобода, новая жизнь, воскресенье из мёртвых.

Экая славная минута!

К чему была вся эта инсценировка? Разумеется, власти знали о помиловании заранее, но в назидательных целях был проведен этот жестокий спектакль, который навечно отпечатался в сознании всех его участников. Рисунок Б. Покровского «Обряд казни на Семеновском плацу. Затем еще несколько лет служил рядовым в Семипалатинске.

Амнистирован он был только в 1857 году, уже при новом императоре Александре II. В зрелые годы Достоевский уже не разделял политических увлечений своей юности. Опыт участия в тайных революционных организациях он в мрачных красках изобразил в романе «Бесы». Толчком к написанию этой книги послужило «нечаевское дело», но и намеки на петрашевцев там тоже есть. К минутам, проведенным на эшафоте, Достоевский обращался в своих воспоминаниях много раз. Одно их таких размышлений он опишет устами главного героя в романе «Идиот».

Долгие минуты ожидания на эшафоте и каторга были очень страшными испытаниями, но сам Достоевский был уверен, что именно они привели его к вере в Бога. Подписывайтесь на дзен-канал «Мир истории» и канал в Телеграм и не забудьте поставить лайк 135 Предыдущая статья Следующая статья Михаил Ищенко Про роман "Бесы" есть еще любопытная полумифическая история. Он увидел то, что нам предстояло пережить на собственной шкуре все ужасы и катастрофы 20 века. Он пытался нас предупредить об опасности. Глупое человечество ничего не поняло. Геннадий Железников Почему-то не сказано, что личное пребывание на каторге довольно подробно описано Достоевским в "Записках из мертвого дома".

И даже в столичное Михайловское инженерное училище строгая медкомиссия Фёдора пропустила, в отличие от его брата Михаила. Но военного инженера из Достоевского всё равно не вышло: один из его чертежей попался на глаза императору Николаю, который, в отличие от Фёдора Михайловича, обладал замечательными инженерными способностями. Чертёж был решительно забракован. И молодой Достоевский оставил едва начатую службу ради литературы. У него были к этому времени уже кое-какие переводы, теперь же он принялся за роман. В этом доме на углу Владимирского проспекта и Графского переулка в Петербурге Достоевский стал писателем.

Именно здесь созданы «Бедные люди» и «Двойник» Пристроить «Бедных людей» помог товарищ, с которым Фёдор в складчину снимал квартиру. Тот приятельствовал с начинающим литератором и издателем Николаем Некрасовым. Некрасов прочитал рукопись и понял, что перед ним — шедевр. Помчался к Белинскому: «Виссарион Григорьевич, новый Гоголь явился! Слава рухнула на Фёдора, расшатав и без того больные нервы. Я не могу даже раскрыть рта, чтобы во всех углах не повторяли: «Достоевский то-то сказал, Достоевский то-то хочет делать». Молодой автор возгордился, стал требовать, чтобы его роман печатался в сборнике особым шрифтом, — словом, стал понемногу раздражать кружок Белинского.

Там был принят особый тон: все друг над другом подшучивали, вот Тургенев и сочинил о Достоевском довольно злые стихи, назвав его «прыщом на носу литературы». Фёдор преглупейшим образом обиделся, чем вызвал новый поток остроумия. К тому же его следующие повести Белинскому совершенно не понравились, и он сетовал: «Ох и надулись мы с Достоевским-гением! Кончилось тем, что Фёдор, обозвав недавних приятелей завистниками, не захотел больше иметь с ними дело. Он завёл теперь новых друзей — либеральных молодых людей, по пятницам собиравшихся у Петрашевского. Михаил Васильевич Петрашевский Сам Петрашевский, переводчик департамента внутренних сношений, был экстравагантнейшей личностью. То закажет себе четырехугольный цилиндр, то оденется испанским грандом, а то и вовсе явится в Казанский собор в дамском платье — это при его-то бороде!

К нему тогда бросился квартальный надзиратель: «Милостивая государыня, вы, кажется, переодетый мужчина». В своем имении этот чудак устроил фаланстер в духе Фурье, но крепостные крестьяне не прониклись идеей и фаланстер сожгли. Вот и «пятницы» были посвящены изучению теории Фурье. Ничего сколько-нибудь опасного для государства «заговорщики» не замышляли, просто читали книги и мечтали о царстве всеобщей справедливости. Всё преступление Достоевского, в частности, состояло в том, что он прочёл собравшимся у Петрашевского письмо Белинского к Гоголю, считавшееся крамольным. Но Европа пылала революцией, и III отделение на всякий случай провело операцию «широкий гребень», то есть арестовывало всех политически неблагонадежных. Стоял 20-градусный мороз, а на арестантах была только та одежда, в которой их тёплой весной доставили в крепость.

Посреди заснеженной площади высился дощатый эшафот, обтянутый чёрной тканью, и какие-то столбы. По краям выстроился в каре Московский полк. Отчаянно мёрзнущих петрашевцев провели вдоль рядов — как позже выяснилось, в назидание офицерам. Они шли, увязая в глубоком снегу, и вполголоса переговаривались: «Что с нами будут делать? Зачем эти столбы? Казнь петрашевцев на Семёновском плацу Наконец их вывели на эшафот. Какой-то чиновник с бумагами поднялся следом и принялся читать: «Полевой уголовный суд приговорил господ… далее следовал список из 23 фамилий, в том числе «отставной инженер-поручик Достоевский» подвергнуть смертной казни расстрелянием».

Ошарашенных приговоренных разбили на тройки. Каждому велели надеть белый балахон-саван, на голову — колпак. Кто-то рядом с Достоевским нервно хохотнул: «Каковы-то мы в этих одеяниях! Священник поочередно поднес к их губам крест, и первых троих повели к столбам, привязали, надвинули на лица колпаки. И 16 солдат, стоявших у самого эшафота, подняли ружья. Достоевский с каким-то восторженным, безумным лицом повернулся к одному из товарищей: «Нынче же мы будем вместе с Христом». Другой сосед кивнул на телегу у эшафота, покрытую рогожей: «Гробы!

Фёдор Михайлович стоял во второй тройке. По всему выходило, что жить ему оставалось минут пять. Здоровому и сильному, двадцати восьми лет от роду. За то, что прочитал вслух письмо Белинского к Гоголю. Когда раздался барабанный бой, все приготовились услышать выстрелы. Но солдаты вдруг опустили ружья, а на эшафот поднялся флигель-адъютант: «Государь дарует вам помилование. Смертная казнь заменяется иным наказанием, каждому по его виновности».

Петрашевский ссылался в каторжную работу на всю жизнь. Достоевский — на четыре года, а потом — бессрочно в солдаты. Остальные — на разные сроки. Взамен саванов и колпаков приговорённым выдали арестантские тулупы, которые, с учётом погоды, оказались очень кстати. Затем над головами осуждённых, не чувствовавших уже ничего, кроме отупелого безразличия, переломили шпаги — в ознаменование лишения всех прав состояния, в том числе дворянства что-то оно долго у Достоевских не держалось. На том чудовищный фарс был окончен. Вот только один из петрашевцев, некто Григорьев, сошёл с ума.

Остальные на первый взгляд ничего, даже не простудились. А что уж сделалось с их душами — Бог весть. Каторжане с «бубновыми» нашивками на спинах Каторжанин в кандалах на отдыхе Жених и шафер Потом был этап, кандалы, острог, бритьё половины головы, вечно пьяный плац-майор, кричавший каторжанам: «Теперь я ваш царь и я ваш бог», зловонный барак, все учащающиеся приступы нервной болезни. Среди собратьев Достоевского по несчастью — Фейдулла Газин, резавший детей из удовольствия, тщедушный Исай Фомич, убивший собственную жену, и ещё молоденький офицер Ильинский — отцеубийца. Люди со шрамами, язвами, кое-кто без ушей. Марья Дмитриевна Исаева Но истекли и эти четыре года. Достоевского отправили в Семипалатинск, в гарнизон, служить рядовым.

Там ему жилось даже неплохо: полковник ему сочувствовал, разрешил жить не в казарме, а на частной квартире, звал вечером на чай. Всё бы ничего, но тут Фёдора Михайловича подстерегла новая мука: любовь. Жена спившегося и потерявшего место таможенного чиновника Исаева, Мария Дмитриевна. Француженка по отцу, умная и образованная, в захолустном Семипалатинске, куда даже балаганный цирк отродясь не заезжал, не говоря уж о музыкантах или гастролирующих театрах, она отчаянно скучала. И роман с Фёдором Михайловичем, приглашенным в дом вначале в качестве репетитора для 8-летнего сына Паши, показался ей сносным развлечением. Он же загорелся всерьёз, как и всё всегда делал. И пришёл в отчаяние, когда муж Марии Дмитриевны нашёл место в городе Кузнецке, вёрст за пятьсот от Семипалатинска, и Исаевы уехали.

Достоевский, раньше безропотно переносивший свой приговор, бросился интриговать то об отпуске, то о командировке, то о помиловании, сочинял императору какие-то мадригалы, лишь бы вырваться на свободу и последовать за обожаемой женщиной. Из Кузнецка приходили самые драматические известия: муж Марии Дмитриевны умер, а она сама снова собирается замуж за какого-то юношу, Николая Вергунова, нищего и без места. Достоевский, чуть не силой выбив у начальства командировку, рванул в Кузнецк. Набросился на возлюбленную: «Зачем ты снова выходишь за человека без будущего? Да я к тому же и люблю его». Делать нечего! Достоевский, подавив в себе гордость и ревность, списался с кем-то из своих столичных друзей и добыл сопернику место учителя в Кузнецке, чтоб тот мог прокормить Марию Дмитриевну с Пашей.

Достоевский произведён в унтер-офицеры Скоро Достоевского произвели в унтер-офицеры, а это уже решительно меняло дело. И он опять помчался в Кузнецк. Теперь, когда участь Фёдора Михайловича изменилась к лучшему, Мария Дмитриевна, поколебавшись, решилась выйти всё-таки за него. Невесте 32 года, жениху — 35. А в шаферах 24-летний Николай Вергунов. Стоя под венцом, Достоевский сходил с ума от тревоги: а ну как соперник схватит невесту за руку да и увезёт! Но в тот же день с молодожёном случился по-настоящему страшный припадок, каких с ним ещё не бывало: он вдруг дико закричал и упал на пол в судорогах.

Врач, вызванный к Достоевскому, впервые произнес страшное слово: «эпилепсия». Мария Дмитриевна испугалась страшно и после упрекала мужа: «Подлец! Как ты мог не предупредить меня? Мало того что ты каторжник, так еще и это! Она была подвержена истерикам, поминутно устраивала мужу сцены, причем губы у неё синели, лицо дёргалось. Вскоре открылась и чахотка. В марте 1859-го Достоевскому разрешили выйти в отставку и уехать из Сибири — сначала в Тверь, потом и в столицу.

Вергунов некоторое время ещё засыпал Марию Дмитриевну страстными письмами, а потом и собственной персоной явился к Достоевским, но, увидев, как страшно подурнела от болезни некогда замечательно красивая женщина, сбежал и больше вестей о себе не подавал. После этого жена и вовсе стала заговариваться, видела наяву чертей и устроила мужу дома такой ад, какого он и на каторге не знавал. Брат Михаил Достоевский В Петербурге Фёдора Михайловича встретили холодно: его основательно подзабыли, к тому же со своими унтер-офицерскими усами он казался до ужаса провинциальным. Спешно отпустив бороду, Достоевский начал жизнь заново. Его брат Михаил, успевший за это время обзавестись капитальцем и открывший папиросную фабрику, в юности тоже баловался литературой. И теперь поддался на уговоры Фёдора учредить собственный журнал — «Время».

Даля Некоторые исследователи приводят мнение крупнейшего педиатра, профессора Александра Клиорина, который не обнаружил серьезных оснований считать Алешу эпилептиком и предположил, что имела место молниеносная форма менингита. Как бы то ни было, Достоевский глубоко переживал эту смерть. Боль и потрясение от нее нашли свое отражение в его последующих творениях. Заставил плакать Тургенева Открытие памятника Пушкину в Москве в июне 1880 года было огромным событием, а пушкинская речь Достоевского стала апофеозом этого события.

Федор Михайлович долго готовился к этому выступлению, которое начал словами Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа». Достоевский говорил об уникальном качестве Пушкина — чувствовать душу любого, иногда даже совсем чуждого, народа, его гений. И, переходя к роли всего русского народа, Федор Михайлович особо выделял понятие «братства»: «Наш удел всемирность, и не мечом приобретенная, а силой братства и братского стремления нашего к воссоединению людей». Свидетели этой речи вспоминали, что она произвела колоссальное впечатление на слушателей: удивительным образом тут же произошло примирение людей совершенно разных направлений и взглядов. Тургенев, с которым у Достоевского было много разногласий, со слезами подошел к Достоевскому. Они обнялись. Никогда не жил в материальном достатке За печатный лист он зарабатывал 150 рублей. Для сравнения, Толстому за тот же объем платили 500 рублей. В финансовых делах Федор Михайлович был человеком совсем не практичным: вести бюджет, планировать расходы, копить он не умел. Долги были его почти всегдашними спутниками.

Можно почти с уверенностью сказать, что если бы его вторая жена Анна не взялась основательно за «экономическую политику» семьи а об этом ее прямо попросил муж , то Достоевский мог бы скатиться до откровенного нищенства и уголовного преследования за невыплаченные долги. Дом Ф. Достоевского в Старой Руссе. Даля Вообще надо отметить, что приведенный «прайс-лист» совершенно уместен для создания портрета писателя. Выбор литературного поприща в то время — это не только желание послужить искусству и выразить свои мысли и идеи «вслух», но и вполне продуманная карьера. Романы пользовались большой популярностью, и издатели готовы были платить немалые деньги за «горячие» новинки. Сам Достоевский не только проецировал свои детские травмы и скрываемые переживания на плоскость художественного произведения, но и совершенно сознательно ориентировался на книжную конъюнктуру того времени. Он имел опыт издания журнала, а поэтому прекрасно понимал предпочтения читающей публики. Так что психологические лабиринты и детективная атмосфера — это не только отражение внутреннего мира писателя, но и осознанная литературная стратегия. На его похороны пришли 10 тысяч человек Федор Михайлович Достоевский умер на 60-м году жизни, 28 января 1881 года, от туберкулеза легких — вслед за своей матерью и первой женой.

Достоевский успел исповедаться, причаститься и проститься со своими родными и близкими. Достоевский на смертном одре. Литография: А. Лебедев, 1881 г. Даля В последний путь писателя провожала необычайная похоронная процессия — более десяти тысяч человек. Николай Страхов вспоминал: «Похороны Достоевского представляли явление, которое всех поразило. Такого огромного стечения народа, таких многочисленных и усердных заявлений уважения и сожаления не могли ожидать самые горячие поклонники покойного писателя. Можно смело сказать, что до того времени никогда еще не бывало на Руси таких похорон. Духа, в Невской лавре, было несено 67 венков и пели 15 хоров певчих. Его жена больше не выходила замуж Анне Григорьевне на момент смерти писателя было всего 35 лет.

Она прожила еще 37. Замуж она больше не вышла. Мои люди — это друзья Федора Михайловича, мое общество — это круг ушедших людей, близких Достоевскому. С ними я живу. Каждый, кто работает над изучением жизни или произведений Достоевского, кажется мне родным человеком». Анна Достоевская умерла 22 июня 1918 года в Ялте и была похоронена на Поликуровском кладбище города. Через полвека, в 1968 году, ее прах был перенесен в Александро-Невскую лавру и захоронен рядом с могилой мужа. Его европейская популярность пришла в конце жизни, достигнув кульминации уже после кончины: в первые десятилетия XX века его книги были переведены на основные европейские языки. Затем пришла и всемирная известность.

Федор Достоевский – каторжанин и монархист

Достоевский и 4 года каторжных работ. Каторга — это четырехлетний опыт бытия Достоевского в народном теле. После освобождения Достоевского с каторги супруги возвращались в Петербург. Федор Достоевский, приручивший пса, второй раз в жизни избежал гибели. Удивительным образом писателю удалось спасти уже на каторге. Император Николай I назначил Достоевскому наказание в виде четырёх лет каторжных работ. на каторгу, где встретил свою первую жену.

Федор Достоевский: каторга-любовь

Даля Он пришел к выводу, что главное зло — не во внешних факторах, а внутри человека: «зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекаря-социалисты, ни в каком устройстве общества не избегнете зла, душа человеческая останется та же, ненормальность и грех исходят из нее самой» из «Дневника писателя». Страдал эпилепсией Диагноз «падучая» эпилепсия Достоевскому поставили в Сибири. Первый припадок случился в 1850 году. Он сопровождался «вскрикиванием, потерею сознания, судорогами конечностей и лица, пеною пред ртом, хрипучим дыханием, с малым, скорым сокращенным пульсом. Припадок продолжался 15 минут». Во второй раз это случилось в 1853 году. После приступы стали повторяться регулярно.

Эта болезнь накладывала серьезный отпечаток на сам тип его поведения, психологические особенности и самочувствие. Был женат дважды С первой женой — Марией Исаевой — Достоевский познакомился во время армейской службы. В то время она была замужем за офицером, страдавшим алкоголизмом. После его смерти в 1855 году Федор и Мария окончательно сблизились и в 1857 году поженились. Вопреки ожиданиям писателя, этот брак не был счастливым. Шаткость положения усугублялась частыми приступами эпилепсии Федора.

Вместе они прожили семь лет. Мария умерла в 1864 году, как и мама писателя, от туберкулеза. Вторая жена была младше Достоевского на 25 лет. Всем известна история, как простая стенографистка Анна Сниткина, нанятая для набора романов под диктовку, стала другом писателя, возлюбленной, а затем и женой. Федор Михайлович и Анна Григорьевна Впрочем, до наших дней дошли сведения, что Достоевский был очень ревнив — он даже разработал свод специальных правил для своей жены: например, не красить губы вообще не пользоваться косметикой , не улыбаться мужчинам. Может быть, такое «закрепощение» супруги было отчасти нормой в то время — по крайней мере, сама Анна не бунтовала против такого формата отношений и оставалась верной спутницей до конца жизни.

Был страстным игроком Во время своей первой поездки в Европу в 1862—1863 годах писатель так проигрался, что денег не хватало не только на поездку в другой город, но и на еду. Во время другой заграничной поездки дело дошло до закладки украшений и одежды жены. А свое обручальное кольцо он закладывал и выкупал восемь раз. Письменные свидетельства указывают на то, что он больше всего увлекался рулеткой, но периодически играл в бильярд. Почти четыре года Достоевский скрывался в Европе, прячась от своих кредиторов. За это время отчасти вынужденного туризма он успел побывать в большинстве европейских государств.

Окончательно побороть пагубную страсть писателю удалось только в 1871 году благодаря молитвам, участию и деликатности его жены. Десять лет или, лучше, с смерти брата, когда я был вдруг подавлен долгами я все мечтал выиграть. Мечтал серьезно, страстно. Теперь же все кончено! Это был вполне последний раз. Написал «Игрока» за 26 суток Литературную продуктивность Достоевского почти всегда подстегивали особые внешние обстоятельства — жесткий договор с издателем и «горящие» сроки возврата долгов.

Федор Михайлович безудержно писал, особенно по ночам, запивая вдохновение неизменным крепким чаем. Так, «Игрока» он написал за 26 суток, чтобы не попасть в «вечную» кабалу к издателю Федору Стелловскому. Отвечал на письма в «Дневнике писателя» «Дневник писателя» Достоевского стал первым «интерактивным» журналом и прообразом всей современной сетевой публицистики. Ничего подобного в то время просто не существовало. Писатель получал большое количество писем читателей и даже вступал с ними в личную переписку, а иногда отвечал на письма на страницах «Дневника». Задолго до Ницше вывел тип особого «сверхчеловека» Герой романа «Преступление и наказание» Родион Раскольников убивает, чтобы самому себе доказать, что он «не тварь дрожащая, а право имеет».

Он признается: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил. Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Я просто убил; для себя убил, для себя одного. Мне надо было узнать тогда и скорее узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я преступить или не смогу? Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?

Ещё в 1996 году я выпустил книгу, которая называлась «Достоевский на каждый день», куда включил, на мой взгляд, его актуальные высказывания из «Дневника писателя». И тогда эта книжка пользовалась огромной популярностью: там Достоевский говорил о том, почему славянские страны Европы негативно относятся к России, о том, как узнать нового русского за границей, удивлялся, почему у нас все до единого лгут и почему золотой мешок обладает таким большим влиянием. Спустя 20 лет я издал эту книгу под другим названием «Достоевский о нас». И эта книга продолжает пользоваться популярностью, потому что слова Достоевского в его предвидении актуальны и сегодня. Он там, например, пишет, что нам надо тратить на образование не меньше денег, чем на войско, — актуально и сейчас. В то время, когда ещё читали газеты, многие, прочитав книгу, удивлялись, неужели это Достоевский написал?

Настолько все эти мысли были на слуху у многих людей. Какие мероприятия запланированы в течение года? Но также мы рассчитываем, что об этом празднике узнают не только филологи и не только краеведы, но и самые широкие слои населения. Поэтому министерство культуры Омской области разрабатывает отдельную программу. А в нашем музее мы начинаем, например, такой рассчитанный на год проект: «Будем знакомы. Фёдор Достоевский», где мы будем представлять его с самых разных точек зрения — ребёнком, студентом, военным, меломаном, театралом, игроком, бизнесменом, гурманом, путешественником.

Другой проект — более короткий, но более ёмкий, рассчитанный на шесть месяцев, это проект «Вдохновлённые Достоевским». Там мы будем представлять работы художников, которые иллюстрировали произведения писателя. Кроме того, мы планируем усовершенствовать нашу экспозицию — мы хотим, чтобы в нашем музее появились аудиогиды с текстами экскурсий на разных языках и возможности для интерактивного взаимодействия посетителей с экспонатами. Мы это отчётливо понимаем и стараемся держать планку. Например, разрабатываем такие формы мероприятий помимо традиционных экскурсий, которые были бы интересны разной аудитории. Мы проводим квесты, разные конкурсы, фестивали.

Наш музей посвящён не только Достоевскому, он рассказывает о двух веках развития литературы. У нас представлены писатели, которые до сих пор популярны, например, детский поэт Тимофей Белозёров, чьи сказки известны всей стране.

Изображает Писателя возвращающимся с каторжных работ. Лицо списано с посмертной маски Ф. О своей жизни в остроге он писал брату Андрею: «... Это было страдание невыразимое, бесконечное, потому что всякий час, всякая минута тяготела как камень у меня на душе». Но одновременно Достоевский с воодушевлением писал: «И в каторге между разбойниками я отличил наконец людей. Есть характеры глубокие, сильные, прекрасные, и как весело было под грубой корой отыскать золото... Сколько я вынес из каторги народных типов, характеров! На целые томы достанет».

По рассказу самого Достоевского, он имел среди арестантов «много друзей приятелей», интересовался их «историями», их песнями, их нравственными запросами. В пёстром разнообразии острожной толпы, где были представлены все виды преступлений, Достоевский мог наблюдать едва ли не все типы уголовного мира — от контрабандистов и фальшивомонетчиков до истязателей малолетних и грабителей на большой дороге. С января 1850 по 1854 Достоевский вместе с Дуровым отбывал каторгу «чернорабочим». Четыре года Достоевский читает на каторге одну книгу — Евангелие, подаренную ему в Тобольске женами декабристов — единственную книгу разрешенную в остроге. Постепенно рождается «новый человек», начинается «перерождение убеждений». Четыре года страданий невыразимого, бесконечного явились поворотным моментом в духовной биографии. Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь, перебирал всё до последних мелочей, вдумывался в моё прошлое, судил себя неумолимо и строго и даже в иной час благословлял судьбу за то, что она послала мне это уединение, без которого не состоялся ни этот суд над собой, ни этот суд над самим собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни. И какими надеждами забилось тогда моё сердце! Я думал, я решил, я клялся себе, что уже не будет в моей будущей жизни тех ошибок, ни тех падений, которые были прежде… Я ждал, я звал поскорее свободу, я хотел испробовать себя вновь на новой борьбе… Свобода, новая жизнь, воскресенье из мёртвых. Экая славная минута!

Символизирует несение писателем своего креста. Срок каторги истёк, дальше начиналась служба рядовым в ссылке.

Для привлечения публики решили напечатать отрывок из дневника Казановы правда, к великому разочарованию читателей, это оказалась лишь та глава, где речь шла о побеге из тюрьмы. Но главной приманкой стали, конечно, новые романы Достоевского. Публиковал первые главы, ещё не зная, что будет в финале. О том, чтобы отредактировать что-то, отшлифовать, придать стилистического блеска, не было и речи.

Зато число подписчиков росло, и журнал процветал. Тут в Петербурге началось брожение, распространялись какие-то листовки, призывающие к топору, вспыхнули пожары, уничтожившие целые кварталы. Правительство приняло меры, и, как водится, это в первую очередь коснулось свободы слова. В его жизнь вихрем ворвалась женщина, которую он позже опишет в образах самых инфернальных своих героинь: Настасьи Филипповны и Грушеньки. Аполлинария Суслова — дочь купца-старообрядца из крепостных, как это часто тогда бывало. Необычным было другое: разбогатев, Суслов дал своим дочерям образование.

Одна первой из русских женщин получила диплом врача. Другая стала писательницей и однажды прислала Достоевскому рассказ, после чего… почти сразу призналась ему в любви. Молодая женщина, оригинальная, решительная. А он с годами сделался болезненно влюбчив. Сначала всё было упоительно: свидания, бесстыдство, сладкий омут. Но Аполлинарии мало было роли любовницы: «Я тебе всю себя отдала, а ты не хочешь развестись с женой!

Девушка мучилась сама и мучила своего стареющего возлюбленного, уже не понимая, любит она его или ненавидит. Она взяла манеру, распалив его, обругать и прогнать из постели ни с чем. Он плакал, целовал её ножки, часами неподвижно стоял на коленях, вымаливая прощение. Однажды Аполлинария поставила ультиматум: либо он едет с ней за границу, либо… Что ему было делать? Суслова поехала в Париж первая. Достоевский задержался на две недели: нужно было сначала устроить жену на кумыс в то время это считалось лучшим средством для поддержания чахоточных , а пасынка к своим родственникам — Паша вырос в весьма проблемного и своенравного юношу, таскал у домашних деньги, грубил, и за ним нужен был особый присмотр.

И вот Достоевский, наконец, в Париже. Суслова встретила его словами: «Я думала, ты не приедешь. Ты ведь прочитал моё письмо? Я написала тебе, что полюбила другого». Ты счастлива? Он меня не любит».

Оказалось, Аполлинария завела роман с испанцем по имени Сальвадор, студентом-медиком: «этакий красивый зверь, без сомнений и предрассудков». Пресытившись ею за несколько дней, Сальвадор её бросил. И теперь Аполлинария гонялась за ним по Парижу, то умоляя вернуться, то бросаясь на него с ножом. Достоевский снова подавил в себе гордость и ревность, утешал, уговаривал и в конце концов увёз «бедняжку» от греха подальше в Германию. Аполлинария не переставала его мучить, придумывая всё новые и новые «казни». Чтобы отвлечься от всего этого, он в первый раз пошёл в игорный зал.

Рулетка мгновенно увлекла его, она же спасла от любовницы. С этой «соперницей» Аполлинарии было не совладать, и ей пришлось ретироваться из жизни Достоевского. Жена, Марья Дмитриевна Вернувшись в Россию, он нашёл жену умирающей, опомнился, раскаялся и несколько месяцев провёл у её постели. А когда Мария Дмитриевна всё-таки умерла, за ней — совершенно неожиданно для всех — последовал и Михаил Достоевский, брат и партнёр Фёдора. Своим наследникам он оставил 300 рублей и долги: его папиросную фабрику совершенно «съели» издательские издержки. Ни один человек не поступил бы так, как Фёдор Михайлович.

Формально все долги за журнал были на Михаиле, а не на нём. Наследники — вдова с малолетними детьми — по закону ни за что не отвечали. Речь шла всего лишь о добром имени покойного. И это решило дело: Фёдор Михайлович, не имея за душой ни гроша, взял на себя обязательства брата. Ничего не смысля в делах, он раздавал векселя всем подряд, не требуя никаких доказательств, что брат этим людям вообще что-то должен, просто веря на слово. В результате долгов вышло на 25 тысяч.

Это была катастрофа! А ведь на руках у него оказались великовозрастный пасынок Павел, вдова Михаила Эмилия Фёдоровна с детьми и… любовница Михаила, тоже с сыном. В довершение всего младший брат Николай запил, лишился службы и тоже поступил на иждивение Достоевского. Попытки пристроить к делу хотя бы Пашу провалились. Сколько бы раз Фёдор Михайлович ни определял его на службу, пасынок принимался похваляться, что его «папаша Достоевский знаком с министрами и всем вам тут покажет», покровительственно хлопал начальство по плечу, дерзил и в результате нигде больше месяца не задерживался, неизменно возвращаясь к Достоевскому, словно неразменный рубль. Вся надежда была на литературу.

Фёдор Михайлович выпрашивал у издателей плату за свои романы авансом, писал много и быстро, но выбраться из своих затруднений не мог. Да и платили ему в три, а то и в пять раз меньше, чем Тургеневу и Толстому: издатели понимали, что Достоевскому не до выбора, тогда как писатели, живущие в достатке, могли и не согласиться на скромный гонорар. Словом, Стелловский знал, что делал, когда предложил тот грабительский контракт. Теперь вся надежда была на помощь 20-летней стенографистки Анны Григорьевны Сниткиной. О какой Анне речь, или о прототипе Аглаи Анна Корвин-Круковская Вот странность: влюбчивый Достоевский на эту умную и добрую девушку сначала и внимания не обратил. Может быть, именно потому, что слишком торопился с романом.

А может, Анна была для него слишком доброй и умной, обычно ему нравились совсем другие женщины. А может, дело в том, что в его душе ещё бушевала другая страсть. Ведь после Сусловой он успел пережить очередную любовную бурю, хоть и не такую разрушительную. Та девушка, как и Аполлинария, тоже мнила себя писательницей. Анна Васильевна Корвин-Круковская, генеральская дочь. Очень красивая и гордая, в семье на её замужество возлагали особые надежды, и тут Достоевский со своей нелепой любовью.

Фрак сидел на нём мешком даже удивительно для человека, окончившего военное училище! Вроде смертной казни. Словом, вёл себя примерно как князь Мышкин с Аглаей, в образе которой, между прочим, изображена именно Корвин-Круковская. Барышне хоть и лестно было поклонение такой знаменитости, но сам Достоевский её пугал. Зато её младшая сестра Софья, куда менее красивая и заметная, была отчаянно влюблена в писателя. И таяла от радости, когда он говорил Анне: «У вас душа злая, не то что у вашей сестры.

Да она вас и красивее, если присмотреться». Однажды Софья увидела, что Фёдор Михайлович сидит с её старшей сестрой на диване близко-близко и руку её прижал к губам… Оказалось, это он делал предложение и был отвергнут. В ту ночь, каждый у себя дома, рыдали двое: Достоевский и юная Софья. Обо всём этом Фёдор Михайлович тоже не преминул рассказать стенографистке. Так что она подумала, что речь идет об Анне Корвин-Круковской, когда писатель повел с ней очень странный разговор. Дело было 8 ноября, через 9 дней после окончания романа «Игрок» для Стелловского.

Достоевский закончил работу в последний момент, едва успев к 1 ноября 1866 года. Правда, издатель попытался схитрить — специально уехал, чтобы не получить от Достоевского рукопись вовремя. Но Фёдор Михайлович отдал роман на сохранение приставу, и тот проставил дату. Так Достоевский был спасён от издательского рабства, хвала приставу и стенографистке! Так вот, 8 ноября Фёдор Михайлович зазвал свою спасительницу под предлогом новой работы и сказал: «Я, Анна Григорьевна, новый роман задумал. Хочу с вами посоветоваться.

Вот, представьте, пожилой и больной человек, вдовец, очень несчастливый в первом браке, ну вот примерно моих лет, много переживший, весь в долгах, полюбил молодую и прекрасную особу. Назовем ее Анной. Как вы думаете, согласится ли она выйти за него замуж? Анна Григорьевна, сразу понявшая, что это не роман, что Достоевский говорит о самом себе, подумала: «Анна? Знаю я, кто эта ваша Анна! С чего бы это, спрашивается?

Как бы то ни было, стенографистка принялась ругать Корвин-Круковскую: мол, если б та была девушкой с сердцем, то сумела бы полюбить художника, но такая, как она, пустая красотка, вряд ли умеет любить. Представьте на минуту, что этот художник — я, а героиня — вы и что я прошу вас быть моей женой. Что бы вы мне ответили? Анна Григорьевна взглянула на него и вдруг догадалась, кто на самом деле эта Анна. Она даже не успела хорошенько подумать, как ответ вылетел у неё сам собой: «Я бы ответила, что люблю вас и буду любить всю жизнь! Через три месяца они обвенчались, несмотря на 25-летнюю разницу в возрасте… Родственники-мучители Первые два месяца супружества, вопреки её ожиданиям, оказались для Анны безрадостны.

Пасынок Павел, всегда живший в одной квартире с Фёдором Михайловичем, и теперь остался с ними и как мог изводил «мачеху» — свою ровесницу. Вроде бы, всё какая-то бытовая и глупая ерунда, недостойная внимания… К примеру, Фёдор Михайлович просил жену, чтобы та проследила за прислугой: с утра нужно вымыть полы в его кабинете.

Спасение каторжанина Достоевского: кому обязан жизнью русский классик

Первой супругой Достоевского стала Мария Исаева, с которой он познакомился вскоре после возвращения из каторги. Достоевский был приговорен к каторге из-за своего участия в «Петроградском обществе Белого креста», где он и несколько других членов группы были обвинены в политической деятельности против правительства. За что Достоевский был арестован и оказался на каторге? Освободился с каторги Достоевский в январе 1854 года, он был отправлен на службу рядовым солдатом в город Семипалатинск. Федора Достоевского отправили на четырехлетнюю каторгу в Омск, а после — на службу рядовым в Семипалатинск. Следующие четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске[131].

Достоевский на каторге в Сибири

Рамблер/субботний. Когда Достоевский попал на каторгу, поначалу его определили в больничные палаты, которые находятся на улице Гусарова. Кaзнь oстaнoвили, пpигoвopeнным зaчитaли пoмилoвaниe гoсyдapя Hикoлaя I. Дoстoeвскoгo пpигoвopили к чeтыpeм гoдaм кaтopги, пoслe чeгo eгo дoлжны были cocлaть в coлдaты. Одной из основных причин, по которым Достоевский попал на каторгу, было его причастие к кружку петрашевцев.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий