9. Если на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представительный орган муниципального образования не сформирован и (или) глава муниципального образования не избран. Гражданин России, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия президента России может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица, если они назначены в. В России губернаторов выбирают, на Украине глав госадминистраций назначают! В России губернаторов назначают или выбирают в зависимости от региона. «Губернатор Оренбургской области Денис Паслер на своем посту ежедневно проводит мероприятия, посвященные борьбе с последствиями паводков.
Приказ о его назначении 1 декабря 2023 года подписал губернатор Владимир Владимиров.
Начальник Управления президента РФ по обеспечению деятельности Государственного совета Александр Харичев заявил, что выборы губернаторов в регионах России в 2022 году состоятся, несмотря на специальную военную операцию и санкционное давление. Луговой заявил о необходимости прямого назначения губернаторов президентом России. Губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов заявил о решении баллотироваться на новый срок.
Российские губернаторы один за другим присягают Путину
Губернаторов начальник? | В отставку уйдет кировский губернатор Игорь Васильев, "дорогу молодым" решил уступить томский губернатор Сергей Жвачкин, рязанский губернатор Сергей Любимов также сообщил, что не будет выдвигаться на следующий срок. |
Вы точно человек? | С 1991 года по 1995 год губернаторы назначались Президентом России. |
Конституционный суд: президент России Владимир Путин имеет право назначать губернаторов | Луговой заявил о необходимости прямого назначения губернаторов президентом России. |
Что, наконец, решат власти по прямым выборам губернаторов? | Ждать ли в России перестановок в губернаторском корпусе: СМИ сообщили о планах Кремля. |
Глава 3. Высшее должностное лицо субъекта российской федерации
Порядок назначения губернаторов в России. Список действующих губернаторов в России по субъектам федераций. В настоящее время в России прямой порядок избрания губернаторов применяется в 75 из 89 российских регионов. В ближайшее время в России могут произойти отставки губернаторов в нескольких регионах.
Новый ритуал назначения губернаторов
Однако, в России президенту просто нереально нести ответственность за действия более чем 80 губернаторов. С 2005 по 2012 год губернаторы назначались законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации по рекомендации Президента России. Из выпускников пятого потока школы губернаторов Мазур первый, кто назначен на пост главы региона. • Совет Федерации не обсуждал возможную отмену губернаторских выборов • Президент назначил врио губернаторов в пяти регионах.
кто назначает губернаторов в россии
Первый русский гидрограф Фёдор Иванович Соймонов в 1757 — 1763 годах был сибирским губернатором. Граф Яков Ефимович Сиверс, являвшийся в 1764 — 1776 годах новгородским губернатором, а затем еще пять лет — новгородским генерал-губернатором, был одним из членов-учредителей Вольного экономического общества, руководил проектированием Мариинского канала. Николай Иванович Хмельницкий, занимавший в 1829-1837 годах пост смоленского губернатора, был известным русским драматургом. А будучи губернатором, стремился воплотить идеалы гуманизма и просветительства: занимал либеральную позицию в конфликтах крестьян и помещиков, был терпим к раскольникам, поощрял благотворительность. Однако хозяйственные дела в губернии он запустил, за что впоследствии и пострадал… Известный англоман пушкинского времени Николай Иванович Кривцов, приятель Пушкина и адресат нескольких его стихов, был тульским 1823 — 1824 , воронежским 1824 — 1826 и нижегородским 1827 губернатором. Последний губернатор Олонецкой губернии Александр Фёдорович Шидловский он занимал этот пост в 1916-1917 годах был известным ученым-краеведом.
Он основал Архангельское общество по изучению Русского Севера, организовал несколько научных экспедиций, в том числе на Печору. Среди петербургских генерал-губернаторов были прославленный полководец Михаил Илларионович Кутузов в 1801 — 1802 годах и внук генералиссимуса Суворова — Александр Аркадьевич Суворов в 1861 — 1866 годах. Поэт Тютчев в одном из своих стихов назвал последнего «гуманным внуком воинственного деда»… Достойно вошел в историю генерал-губернатор Восточной Сибири в 1849-1861 годах Николай Николаевич Муравьев-Амурский, вернувший России Амур, уступленный Китаю еще в конце XVII века. Заметный след на генерал-губернаторском поприще оставила группа генералов-«кавказцев». Среди них — Александр Иванович Барятинский, друг императора Александра II, наместник на Кавказе и главнокомандующий армией, которая нанесла решительное поражение Шамилю.
Нередко работа в губернаторской должности служила ступенькой в карьере на пути к посту премьер-министра. Самый яркий пример — Петр Аркадьевич Столыпин. Будущий премьер до этого в разные годы занимал посты уездного предводителя дворянства в Ковно, затем — Гродненского и Саратовского губернатора. Губернаторы во главе области Институт губернаторства вернулся в нашу страну после радикальных государственных изменений в 1991 году. В современной России губернатор — это высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации края, области, автономного округа, города , возглавляющее исполнительную власть на территории субъекта Российской Федерации.
С 1991 года по 1995 год губернаторы назначались Президентом России. С 1995 по 2005 год губернаторы избирались жителями субъектов России в рамках прямого, равного и тайного голосования. С 2005 год по 2012 года губернаторы назначались законодательными представительными органами субъектов Российской Федерации по представлению Президента России. С 1 июня 2012 года вступил в силу закон, возвращающий прямые выборы высших должностных лиц региона. Первым губернатором сначала — главой администрации Ленинградской области стал в октябре 1991 года Александр Семенович Беляков, занимавший этот пост до ноября 1996 года.
Соответствующую инициативу выдвинул президент РФ Владимир Путин 13 сентября того же года на расширенном заседании правительства с участием глав регионов, которое состоялось после теракта в городе Беслане Северная Осетия. Глава государства заявил о необходимости укрепления вертикали власти в целях борьбы с терроризмом и предложил перейти от системы прямых выборов губернаторов к их утверждению законодательными собраниями регионов по представлению президента РФ. Как в России проходил единый день голосования в 2023 году 11 декабря 2004 года Владимир Путин подписал поправки в федеральный закон об общих принципах организации органов госвласти субъектов РФ вступили в силу 15 декабря того же года , которыми ввел новый порядок назначения губернаторов: главу региона по представлению президента утверждал местный законодательный орган. Глава государства также получил право отрешать губернаторов от должности в связи с утратой доверия за ненадлежащее исполнение обязанностей и другое. В 2004 году кандидатуры на должность губернатора президенту предлагал его полномочный представитель в соответствующем федеральном округе. В 2005 году это право получили политические партии, представленные в региональных законодательных органах.
С 1 июля 2009 года вносить на рассмотрение главы государства кандидатуры на пост руководителя региона не менее трех могли только партии, имеющие большинство мест в парламенте субъекта РФ. Последние прямые губернаторские выборы прошли в январе - феврале 2005 года в два тура в Ненецком автономном округе. Возврат прямых выборов 22 декабря 2011 года в послании Федеральному собранию РФ президент России Дмитрий Медведев предложил вернуть прямые выборы глав регионов. Поправки, вернувшие прямые губернаторские выборы, вступили в силу 1 июня того же года. В соответствии с ними первым сроком полномочий глав регионов стал считаться тот, на который они были избраны после 1 июня 2012 года. Первые после семилетнего перерыва прямые выборы состоялись в единый день голосования 14 октября 2012 года в Амурской, Белгородской, Брянской, Новгородской и Рязанской областях.
Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения. Гражданин Российской Федерации, замещавший должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и досрочно прекративший полномочия в связи с отставкой по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия законодательным органом субъекта Российской Федерации, не может быть выдвинут кандидатом на выборах, назначенных в связи с указанными обстоятельствами, за исключением случая, предусмотренного частью 5 настоящей статьи. Гражданин Российской Федерации, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия Президента Российской Федерации может быть выдвинут кандидатом на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, если эти выборы назначены в связи с досрочным прекращением указанных полномочий на основании пункта 2 части 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, а также депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, учитываются только один раз. В числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов и или избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации.
Главы субъектов Российской Федерации, такие как губернаторы или президенты республик, назначаются или избираются на соответствующих выборах. Процесс назначения главы субъекта зависит от его статуса и определяется федеральным законодательством. Субъекты Российской Федерации являются ключевым звеном в системе правления страны, обеспечивая региональное развитие, управление и представительство интересов населения в соответствующих территориях. Комиссия по совместительству Основной задачей комиссии является анализ кандидатов на пост губернатора и выбор наиболее подходящего кандидата для назначения. Для этого комиссия проводит собеседования с кандидатами, анализирует их опыт работы и проекты развития региона, а также обсуждает их квалификацию и приемлемость для должности. Комиссия по совместительству является одним из ключевых органов в процессе назначения губернаторов и обеспечивает прозрачность и справедливость этого процесса. Решение, принятое комиссией, затем направляется Президенту РФ, который назначает губернатора на основании этого решения.
Законодательные основы выборов глав субъектов РФ
Назначение выборов губернатора | Выборы президента в России завершились убедительной победой Владимира Путина, за которого проголосовало более 87% граждан страны. |
Главы субъектов России — Русский эксперт | На пост временно исполняющего обязанности губернатора Тюменской области президент РФ в конце мая назначил 44-летнего Александра Моора / Фото: скриншот видео Youtube. |
кто назначает губернаторов в россии | Президент России Владимир Путин подписал указы о назначении врио губернаторов Республики Марий Эл, Кировской, Рязанской, Саратовской и Томской областей, говорится в сообщениях на сайте Кремля. |
Назначать или выбирать? | Политком.РУ | Президент России Владимир Путин подписал сразу пять указов о назначении временно исполняющих обязанности глав регионов. |
Волкова Е.А., Правовой статус губернатора в системе государственной власти, NovaInfo 94, с.207-212 | В ближайшее время в России могут произойти отставки губернаторов в нескольких регионах. |
Что, наконец, решат власти по прямым выборам губернаторов?
После этого губернаторов-тяжеловесов заставили «просить о непереназначении». Несколько лет спустя, когда в России вернули выборы губернаторов, появился другой ритуал. Те губернаторы, кто был до этого назначенцем, досрочно проходили через прямые выборы. Для этого приходилось устраивать довольно странную процедуру: губернаторы подавали в отставку и просили переназначить их временно исполняющими обязанности, чтобы участвовать в выборах. Они приходили к президенту, под камеры рассказывали о своих успехах, после чего президент давал им благословение на выборы. Теперь этот ритуал уйдет в прошлое: губернаторов-назначенцев больше не осталось, и просить о досрочных выборах смысла нет. На смену приходит другой ритуал, когда президент увольняет предыдущего губернатора и назначает вместо него нового врио. Такое бывало и раньше, но теперь именно этот вариант будет основным.
И вот тут-то и начинается интересное. Первые массовые отставки губернаторов прошли в России весной 2017 года. Все они проходили по одинаковому сценарию. Президент вызывал к себе нового назначенца и объяснял, почему ему нужно возглавить тот или иной регион.
Пока «Единство» и «Идущие вместе» митинговали на Болотной площади, группа представителей СПС вышла к «Националю» на углу Тверской и транслировала слова президента, который выступал против замены выборов губернаторов назначением.
Трансляция должна была, вероятно, продемонстрировать вероломство первого руководителя, который сначала сказал одно, а потом совсем другое. Забыли правые о том, что кое-кто из них порой тоже поступает со своими словами как настоящий хозяин: сам сказал, сам забрал. На следующий день у бывшего музея В. Ленина собрались на митинг все: и левые, и правые, и «яблочники», и коммунисты, и члены СПС, и члены «Комитета-2008». Такого спектакля Москва да что там Москва — Россия!
Впрочем, «сомкнулись» не все. Пока одни прильнули к ступенькам у музея вождя, другие заняли их вчерашнее место у «Националя» с плакатом «Кто за Россию, тот — за Путина! Благородный лозунг и многочисленные партийные флаги держали члены ЛДПР и Партии жизни, стоявшие за мощным милицейским кордоном. Участники митингов и пикетов, имеющие депутатские мандаты, прямо с манифестаций отправились в Государственную Думу, где им предстояло в первом чтении рассмотреть внесенный президентом законопроект. Журналисты, наблюдавшие за ходом заседания, ожидали если не сенсаций, то уж точно острых дебатов.
Но поначалу все было тихо и мирно. Перед народными избранниками выступил новый полномочный представитель президента в Госдуме Александр Косопкин. Он объяснил депутатам, для чего нужны поправки в законодательство. Во-первых, чтобы укрепить все структуры исполнительной власти перед возможными террористическими актами.
Почти все назначенцы 2016-2020 годов а также часть назначенцев более раннего периода были вынуждены либо мириться с сохранением на какой-то период прежней административной команды из-за рисков утраты контроля и становиться скорее символическими фигурами, либо формировать сложносоставные администрации, в которых обычно присутствуют технократические команды по отдельным политико-экономическим блокам в виде выходцев из министерств или корпораций, а также группы представителей местных политико-экономических кланов как правило, после жесткой отставки предшественника. Друг с другом они иногда находятся в сложных, даже конфликтных отношениях. Такая кадровая политика - отчасти собственный выбор губернатора и следствие самого способа подбирать губернаторов. Но она еще и транслированный из центра стандарт: новым губернаторам фактически не позволено формировать команды только из своих, даже если они есть. Регионы без головы Центр как бы побеждает и символически обезглавливает регионы, выполняя свою давнюю мечту. Что же он получает взамен?
Губернаторы 1990-2000 годов при всей их неоднозначности были в первую очередь политиками. Клиентелы, кумовство, коррупция, несомненно, существовали. Но тогдашние руководители регионов, как правило, хорошо понимали, что для сохранения власти необходимо опираться на неформальные связи и реальную поддержку граждан. Часто система действовала наподобие фильма «Крестный отец»: всеобщая круговая порука, сегодня губернатор помогает кому-то, делает одолжение, а завтра попросит об ответной услуге. Подобные губернаторы всегда могли кого-то неформально попросить, и им почти никто не мог отказать. Своих оппонентов они часто стремились не уничтожать до конца, превращая в непримиримых врагов, а кооптировать, давая им на кормление какие-то должности и структуры. Подобные схемы работали, в том числе, на выборах: чиновники могли идти на нарушения, зная, что система их не бросит. Нынешняя же технократическая власть холодна и эгоистична: она ни с кем делиться не собирается, оппонентов она стремится просто уничтожить, во многом тем самым и рождая новую городскую оппозицию. Именно поэтому она ни слушать никого не хочет, ни просить никого ни о чем большем, чем положено по инструкции. Контроль без опоры Для технократа, несомненно, выполнение инструкций из Москвы важнее, чем учет мнения местных элит и населения.
Именно поэтому возникают три больших «но». Во-первых, ему будет сложно опираться на местные элиты в условиях кризиса. Во-вторых, то же самое касается населения. Не имеющий личного авторитета губернатор плохая опора и плохой коммуникатор при любой сложной ситуации. В-третьих, странно ожидать внутренней мотивации к реальному развитию территории от человека, который приехал в командировку, и все знают, что он временно, что тут не будут жить ни он сам, ни его дети, ни его внуки. Несет ли технократизм плюсы? Да, несомненно. Улучшается соблюдение различных нормативов и регламентов. Губернатор, приехавший в регион временно, в расчете на продолжение карьеры в федеральном центре будет стремиться в первую очередь не испортить биографию. Поэтому он вряд ли будет создавать вокруг себя новые кланы и поощрять коррупцию.
Известны случаи, как в некоторых регионах местный бизнес неудачно пытался находить подходы к новым губернаторам: назначенец давал понять, что ни в какие неформальные отношения вступать не будет.
И, во-вторых, все кандидаты взаимодействуют с президентом во время избирательной кампании. Федеральный закон также предусматривает, что сами избиратели могут отозвать выбранного губернатора. Основанием для этого может служить нарушение им закона или «неоднократное грубое без уважительных причин неисполнение им своих обязанностей, установленное судом». Источники: Федеральный закон "О внесении изменений в федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов российской федерации" Совет полезен?
Законодательные основы выборов глав субъектов РФ
14 июня 2018 Татуин ответил: Назначает губернаторов президент Российской Фередации. расширяются основания для досрочного прекращения полномочий губернаторов в связи с утратой доверия президента. В России проходят выбора губернаторов в 18 субъектах страны. Политические аналитики обратили внимание, что назначение на должности федеральных министров губернаторов Владимира Якушева (Тюменская область) и Дмитрия Кобылкина (ЯНАО) в 2018 году подтверждают возможность подобного сценария. Эксперты могут назначить главе региона штраф в 1-3 балла за конфликты на федеральном или региональном уровне и за вмешательство силовых структур.
Какие кадровые перестановки ждут российское правительство после выборов президента
Закон гласит: губернаторов и президентов республик назначает Президент РФ. Главная Новости В России. Сейчас губернатор не может быть избран на должность руководителя региона больше двух сроков подряд. • Совет Федерации не обсуждал возможную отмену губернаторских выборов • Президент назначил врио губернаторов в пяти регионах.
Кто назначает губернаторов в России по конституции?
Действительно, в перечень ремонта многоквартирных домов в России, по информации официального сайта ведомства, включено 80 779 многоквартирных домов, капремонтом сейчас занимаются 12 264 организации. Но вокруг Фонда ЖКХ, как и вокруг любой госкопорации, которая тратит бюджетные деньги, не раз и не два разгорались скандалы. Самая главная тема, которая всегда звучит в разговорах о строительстве и коммуналке, — искусственное раздувание стоимости тех или иных услуг. Проще говоря, купили гвозди за копейку штучка, а расходов расписали на рубль. Самый громкий скандал возник с зарплатами и премиями руководству фонда. А буквально вчера прозвучала новость из Красноярска — аудиторы местной Контрольно-счетной палаты посчитали, что один миллиард рублей из выделенных фондом освоили неэффективно. А УВД возбудило уголовное дело по факту хищения 6 млн. В Иркутске администрация осталась недовольна работой конкретных фирм — мол, качество и объемы работы подкачали. И даже после этого глава правительства ответил журналистам на несколько вопросов. Он объяснил, что, конечно, это требует необходимой концентрации внимания, плюс готовится к таким мероприятиям премьер вместе с коллегами. Очень важно знать, что происходит реально.
Глава правительства пояснил: к примеру, по бумагам работникам Амурского судостроительного завода все выплатили.
Эти сменщики обычно получают серьезную поддержку со стороны президента и центральной власти. Тренд 2017 года В 2017 году была тенденция на замену губернаторов по регионам России. Порядка 20 губернаторов лишились своего кресла по тем или иным причинам, и на их должности были назначены новые главы регионов, которых называют молодыми технократами.
Хотя слово "молодой" подошло далеко не всем: руководителю Красноярского края Уссу Александру полных 63 года. Это явная тенденция на обновление региональных элит со стороны Кремля. В СМИ даже озвучивались новые методики отбора кандидатов: с помощью тестов, новых критериев успешности и даже прыжков со значительной высоту в воду. Помимо тренда на обновление также был очевиден еще один тренд: ротация полномочных представителей по округам.
Тенденции на 2018 год По мнению политологов, в 2018 году произойдет еще несколько перестановок, назначений и освобождений от должностей. Новая идея президентского срока после 18 марта 2018 года состоит в обновлении губернаторских позиций около 80 процентов к 2020 году. Также за 2018 год пройдут выборы в 16 регионах, девять представителей которых являются временно исполняющими обязанности врио.
Как пример это ситуация с Януковичем, когда его власть начала шататься и его назначенные в областях Украины губернаторы были абсолютно не нужны регионам, там их за своих не считали. Назначаемые губернаторы будут именно такими чужими во всех субъектах, где они окажутся", — констатирует Солонников.
Эксперт полагает, что идею отмены выборов продвигают отдельные участники политического процесса, а не Кремль как единый центр принятия решений. По его словам, даже если идея будет реализована, то речь будет идти о ликвидации прямого голосования, поскольку для полной отмены выборов потребуется изменить Конституцию. Сейчас федеральным законодательством предусмотрена возможность избрания руководителей субъектов Федерации депутатами региональных парламентов. Такая схема действует в Крыму, кавказских республиках, Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах. Бианки предполагает, что власти могут лишь ограничиться расширением списка этих регионов в случае необходимости.
После появления новостей о возможных электоральных изменениях telegram-канал "Ротонда" сообщил, что администрация президента провела опрос среди глав региональных органов власти по этому поводу. По данным ресурса, власти Петербурга поддержали отмену прямых выборов губернатора. Ещё в феврале канал писал , что в Смольном задумались о том, как развести муниципальные и губернаторские выборы, чтобы улучшить информационный фон последних.
В Амурской области В. Путин уволил ранее удостоившегося его же доверия «местного» губернатора Л. Короткова, место которого занял варяг Н. Колесов, попытавшийся превратить регион в свою вотчину и вовлеченный сейчас в скандалы, угрожающие ему отставкой. Амурский эксперимент, как и иркутский, заставляет задуматься по поводу критериев подбора губернаторов, если назначенцы компрометируют центр, и их потом приходится менять. Недавно стартовал и архангельский эксперимент, где регион возглавил И. Михальчук, фактически вытесненный из родной Якутии, где он участвовал в местных межклановых войнах и проиграл, когда против людей из его окружения начали методично работать правоохранительные органы. Вообще многие из новых губернаторов имеют слабые позиции в регионах и отнюдь не способствуют укреплению вертикали власти. Острые конфликты раздирают Саратовскую область при П. Ипатове, влияние которого в регионе весьма ограничено. Нельзя назвать уверенными и прочными позиции А. Карлина в Алтайском крае, В. Дудки в Тульской области, Т. Мамсурова в Северной Осетии и т. Однако, сохранение у власти действующих губернаторов, получивших искомое путинское доверие, тоже вызывает немало вопросов. Критерии отбора этих губернаторов с точки зрения их управленческих и иных достоинств были недостаточно строгими, многие назначения проводились наскоро, на безрыбье. Символично, что первым прошедший процедуру назначения С. Дарькин сейчас находится под жестким прессингом силовых структур, и ему грозит отставка. Еще раньше символичным и тоже сомнительным было назначение ныне покойного костромского губернатора В. Шершунова, которого В. Путин, отменив выборы, буквально спас от отставки, поскольку по местному законодательству В. Шершунов уже не имел права баллотироваться на новый срок. Также центр спустил на тормозах ситуацию в некоторых «неинтересных» регионах, оставив там откровенно слабых руководителей. В прошлом году с трудом, но все-таки положительно был решен вопрос с переназначением брянского губернатора Н. Денина, который оказался фигурантом уголовных дел. В соседней Курской области не стали искать замену действующему губернатору А. Поменяв власть в ряде республик Северного Кавказа, Кремль продолжает делать ставку на М. Зязикова в Ингушетии, где ситуация очень неустойчива, и никак не может решить, что делать с Карачаево-Черкесией там назначение еще не произошло. Парадоксальна история некоторых «зубров». Центр почти в открытую признает, что исчерпал свой ресурс Е. Строев, и что ему не нужен К. Не без подачи влиятельных структур ходят слухи об отставках Ю. Лужкова, М. Шаймиева и др. Однако, формально ведь все эти губернаторы получили доверие В. Кто же победил? Подводя итоги всем противоречиям и неувязкам экспериментальной практики назначений, следует вернуться из регионов на федеральный уровень и задуматься еще раз, кто и зачем назначал всех этих губернаторов. Огромное значение в этой связи имеет проблема ответственности президента. Ведь, глава государства не просто находится на вершине властного Олимпа и там спокойно царствует, но и несет публичную ответственность за тех, кому он лично и официально дает путевку в политическую жизнь. Высокий рейтинг В. Путина одновременно означал и его кредит доверия при назначении губернаторов. Поэтому в момент назначения, каким бы «странным» оно иной раз не казалось, граждане искренне верили в правильность этого решения, а элиты надеялись на продуманность сделанного главой государства выбора и лоббистские способности назначенца. Однако, в России президенту просто нереально нести ответственность за действия более чем 80 губернаторов. И у него нет реальной возможности глубоко вникать в проблемы каждого региона, делая выбор в пользу той или иной кандидатуры, нет достаточной объективной информации, чтобы взвесить за и против. В итоге возникает типичная ситуация, когда свита играет короля. Растет роль президентского окружения, всяческих лоббистов. Часто бывает, что президент просто оформляет кадровое решение, согласованное группами влиятельных чиновников и бизнесменов. Но при этом он берет на себя и только на себя публичную ответственность за это решение. Задумываясь сейчас о том, кто же выигрывал от губернаторских назначений, можно сделать вывод, что это был не только и не столько В. Путин другое дело, если бы он сделал еще один шаг и остался на третий срок. Реальные решения принимались верхушкой президентской администрации, рядом питерских по происхождению групп, руководителями некоторых государственных корпораций, в ряде случаев — полпредами или высокопоставленными «единороссами». В сущности, назначение губернаторов оказалось своеобразной формой выборов, но только выборов непубличных, теневых, с малым числом участников и нередко с одной целью — перераспределения финансовых потоков и контроля над ними. Кроме того, имеют ведь широкое хождение слухи об определенных суммах, которые где-то и кому-то платили губернаторы и их соперники, существуют подозрения в коррупционности этой процедуры в ее нынешнем виде, и это опять-таки бросает тень на президента, тень, которая ему совсем ни к чему и не к лицу. И нужно признать, что на самом деле при назначении губернаторов не было единого центра принятия решений, каковым по идее должен быть глава государства. Зато была борьба различных центров за влияние на президента, борьба, в которой главе государства приходилось делать свою ставку, свой выбор, следуя конъюнктуре, подыгрывая то одним, то другим и ставя свою кадровую политику в регионах в зависимость от текущей расстановки сил в верхах. И все это прикрывая своим рейтингом и личным авторитетом. Наивными выглядят и разговоры о личной лояльности региональных глав руководителю государства. Первостепенной задачей региональных руководителей является автономия в своем регионе. За эту автономию они, конечно, готовы платить лояльностью, которая имеет показной характер, и измерять степень которой несерьезно. Ельцине, они не раз меняли свою лояльность и даже свою идеологию. Путин сделал региональные элиты «своими», создав властную вертикаль и назначив большинство губернаторов. Но вот президент сменился, и «чьи» теперь губернаторы? И нужно ли так ставить вопрос? Ведь нет в России политиков, которые настолько опытны и влиятельны, что создали разветвленную систему личных отношений в регионах. Ельцин, ни В. Путин, ни Д. Медведев, приходя к власти, не имели прочной кадровой опоры в регионах и работали с «готовым» материалом. И даже зависимость губернаторов от центра имеет условный характер. Контроль центра над регионами средний, не блестящий, от губернаторов требуют выполнения определенного минимума нужных центру задач, а в остальном отпускают их на «вольные хлеба». Кремль нередко позволяет губернаторам «вешать лапшу на уши» и верит в их несуществующие успехи. Конечно, президентская власть, при всех сделанных оговорках, за счет отмены губернаторских выборов усилилась. Но практика назначений показала и относительный успех губернаторов-инкумбентов. При всех разговорах, зачастую совершенно оправданных, об исчерпании ресурса действующих губернаторов и необходимости их замены, процедура назначения губернаторов показала отсутствие источника новых кадров. Заявка центра на обновление региональной элиты оказалась… просто заявкой, «ударом на копейку», поскольку новые кадры неоткуда было брать. Пресловутых силовиков среди губернаторов больше не стало, и сам В. Путин, похоже, быстро осознал, что посты региональных лидеров им не подходят. Маслова Кремль отказался сам, убедившись на последних выборах, что регион плохо управляем. Кулаков до сих пор не назначен и считается кандидатом на вылет. Пока, впрочем, держится М. И заметим, что все трое пришли к власти через выборы, а через механизм назначений каких-либо еще силовиков потом не продвигали. Назначать бизнесменов центр тоже не спешит, понимая, что у тех своя корысть. Удачным в этом смысле было назначение А. Канокова главой Кабардино-Балкарии, но в Амурской области, наоборот, проблем при Н. Колесове прибавилось. Лоббирование олигарха В. Вексельберга на пост губернатора Камчатки не вызвало энтузиазма в Кремле и даже, как считают, стоило должности полпреду К. В общем, Кремль набрал что-то из бизнеса, что-то из столичного и регионального чиновничества, что-то из корпуса мэров, депутатов Госдумы и пр. Апофеозом «обновления» региональной элиты стала ситуация в Дагестане, где новое оказалось хорошо забытым старым, и к власти пришел бывший первый секретарь обкома КПСС М. Чем назначенная власть отличается от выборной? К губернаторским выборам прежней поры тоже, конечно, много претензий. Объединяет оба процесса одно — проблема профессионализма нынешней элиты. Как назначения, так и выборы сейчас могут возносить к власти и прекрасных руководителей, и случайных людей. Последние губернаторские выборы характеризовались высокой управляемостью, и их крайне редко выигрывала оппозиция. Коммунисты свой кадровый резерв к тому моменту исчерпали, и конкурентами губернаторов чаще становились выдвиженцы бизнеса, федеральных групп влияния, мэры и иные более или менее автономные игроки. Если конфликты в региональных элитах не были погашены губернатором, то это могло привести к опасной для него конкуренции и поражению. Символично, что последние в истории губернаторские выборы, которые прошли в 2005 г. Интересно, что если на федеральном уровне рейтинг президента рос, то на региональных выборах в 2000-е гг. Ельцине режимов, многие руководители столкнулись с проблемой третьего срока, когда третьи выборы фиксировали значительный спад популярности и влияния. Однако, отсутствие мощной оппозиционной силы всероссийского масштаба, каковой перестала быть КПРФ, не давало ясной альтернативы и помогало губернаторам выигрывать выборы если не личной популярностью, то административным давлением. В сущности, это та же проблема кадрового обновления, которая потом повлияла на политику назначений. И в результате некоторых выборов к власти тоже приходили случайные фигуры. Победа юмориста М. Евдокимова в Алтайском крае подавалась в свое время чуть ли не как одна из главных причин отмены выборов, как таковых. Побеждали на выборах и коррумпированные чиновники, и своекорыстные бизнесмены, все это, конечно, было. И некоторые сомнительные деятели в «эпоху» назначений были отстранены от власти, как это случилось в Корякском АО, Архангельской области и др. Но обсуждение конкретных персоналий, «хороших» и «плохих» победителей на выборах или же назначенцев, недостаточно для того, чтобы решить, какой механизм эффективнее. Можно, конечно, сказать, что «оба хуже», поскольку важнейшая проблема — это формирование профессиональных управленческих элит, и эта проблема пока не решается. Но искать выход все равно необходимо. И для этого нужно ответить на несколько принципиальных вопросов. Вопрос первый: зачем нужно назначение губернаторов? Нынешняя модель властной вертикали, поставив губернаторов под контроль и доведя до возможного предела их лояльность, несомненно, была эффективной - в той мере, в какой она способствовала выполнению поставленных центром конъюнктурных задач. В результате была создана электоральная машина, которая обеспечила «Единой России» — конституционное большинство в Госдуме в условиях неблагоприятного для нее изменения избирательной системы, а преемнику В. Путина — благополучное избрание. Ведь именно за неспособность обеспечить нужные результаты выборов были «наказаны» смоленский и ярославский губернаторы по итогам парламентских и президентских выборов соответственно, и никто даже не пытался скрыть эту мотивацию. Однако, новые задачи, связанные с модернизацией страны, с реформами, перед губернаторами — «солдатами Кремля» не поставлены. Возникает вопрос, чем теперь мерить эффективность властной вертикали. Ведь не ушла никуда исходная, ясная изначально проблема подобных трансформаций: в стране создается инфраструктура авторитарной модернизации, но самой модернизации за этим не следует, и все вырождается в банальные кадровые зачистки в клановых интересах и управление выборами. Вопрос второй: до какого предела центру нужно всем управлять и все контролировать в регионах, при том, что в России при любом режиме это делать вообще практически невозможно? В системе назначений есть еще одна кажущаяся «странность». Много говорилось о том, что после отмены губернаторских выборов нет необходимости в полномочных представителях президента в федеральных округах. Однако, этот институт пусть ослаб, но продолжает существовать, и новый президент по своим причинам отнюдь не заинтересован в его ликвидации. Оказывается, что в нашей большой стране даже за президентскими назначенцами нужен дополнительный контроль, поскольку не в той мере центр доверяет губернаторам. Именно так обстояло дело при Б. Ельцине, который назначал в начале своего правления и глав администраций, и полпредов в субъектах федерации.