Глава Минобрнауки Валерий Фальков сообщил, что на инженерные специальности в 2023/24 учебном году выделят больше бюджетных мест. В рамках приёмной кампании 2022 года государство объявило о готовности оплачивать обучение 251 тысячи 033 абитуриентов инженерно-технических специальностей.
В вузах появится больше бюджетных мест на инженерные специальности
Умственный труд постепенно будет автоматизирован: базовые операции экономические, транспортные модели, управление — всё будет автоматизировано. Поэтому инженер будущего будет конкурентным только тогда, когда, обладая профессиональными компетенциями, он сможет создавать новые знания. Вот этот навык станет востребованным и останется востребованным всегда. В дополнение к теме Использование цифровых технологий Процесс цифровой трансформации общественной жизни — тренд нашего времени. Его основа — это профессиональные компетенции инженера, знакомство с современными технологиями, гарантирующие эффективность навыков. Это будущее страны. Олег Покусаев, директор Научно-образовательного центра «Цифровые высокоскоростные транспортные системы», уверен, что важно понимать на перспективу, какие компетенции инженера получат развитие в ближайшую пятилетку. Это и автоматизированные системы проектирования, и таск-менеджеры, которые помогают увязать личные задачи с производственными, находясь в едином рабочем пространстве с коллегами. Конкретика следующая: востребованы скилы, ключевым моментом которых является человеческий капитал. Это инженерия с базовым владение Excel, 1С, Power BI, всем тем, что помогает стремительно развиваться в трендовом направлении.
Кроме того, проект будет способствовать осознанному самоопределению школьников, выбору ими образовательной траектории в русле инженерных и технологических направлений подготовки, реализуемых в вузах, — пилотных площадках проекта. В 2025 году к проекту присоединятся университеты из трех федеральных округов, а к 2027 году — из восьми.
Ее тяжело преподавать удаленно, тут нужен тот же подход, что и на уроках труда». Обеспечить вузы инфраструктурой Чтобы вывести подготовку студентов на качественно новый уровень, требуется также развитие научно-технологической инфраструктуры: оснащение вузов и научных организаций оборудованием и ПО для выполнения НИОКР по передовым направлениям, уверен Алексей Переверзев. Дело в том, что обучение будет эффективным лишь в том случае, если оно носит прикладной характер — студентам нужно осваивать современное технологическое оборудование, которое сегодня используют на предприятиях. В идеале программы обучения на нем нужно разрабатывать в кооперации с производителями этого оборудования. Важно также, уверен Переверзев, внедрять отечественные продукты в образовательный процесс при активном участии промышленности. Второй вариант — создать учебные площадки на территории предприятий, заинтересованных в притоке кадров, где студенты могли бы практиковаться и наблюдать за работой организации изнутри. Так, к примеру, поступил « Росатом », открыв на своих площадках отраслевые центры компетенций, в которых студенты партнерских вузов могут обучаться на полнофункциональном промышленном оборудовании компании. Еще один путь — компьютерные симуляторы, имитирующие работу с конкретным типом и моделью оборудования. Студенты там разрабатывают решения для развития технологий сетей пятого поколения. Разрабатывать образовательные программы вместе с предприятиями Систему подготовки кадров для разработки средств проектирования и производства можно перезапустить только в партнерстве с предприятиями, уверен Алексей Переверзев. Еще одна проблема: отрыв теории от практики. Во многих вузах на первых курсах студенты получают блок теоретических знаний и лишь на следующих — проходят практику. К началу практических занятий ребята уже успевают забыть большую часть теории и не могут эффективно ее применять. Решением бы стало параллельное преподавание теории и практики, чтобы у будущих инженеров в голове появилась единая картина прикладного применения физики и математики и знаний из других областей. Переверзев при формировании образовательной программы предлагает объединить сложные инженерные направления работы в наборы по принципу сквозных технологических решений, а те — разделить на технологические операции и создать программы, которые помогут в их качественном освоении. Импортонезависимость «Далее следует сфокусироваться на разработке контрольно-оценочных решений, способных максимально объективно на основе "вытягивающего подхода" анализировать усвояемость учебных программ и максимально оперативно вносить корректировки, — уверен эксперт. Кроме того, в программу подготовки нужно встраивать технологическое предпринимательство. Важна также координация подготовки кадров и НИОКР в рамках академической среды со стратегией развития отрасли. Имеет значение и стандартизация тематик и требований к выпускным работам для присуждения квалификации инженера на основе потребностей предприятий. Усилить работу с профориентацией абитуриентов Предприятиям, которым требуются инженерные кадры, необходимо плотнее работать с вузами для привлечения абитуриентов. Важно понимать, что у молодых людей на этом этапе отсутствует четкая картинка, куда и зачем идти, порой они даже не знают о существовании реальных компаний на рынке, в которых смогут работать после получения диплома.
Всего для опережающей подготовки инженерных кадров подготовлены 500 программ. Вторым оператором проекта выступает Федеральное государственное автономное научное учреждение «Центр социологических исследований» «Социоцентр» — некоммерческая организация, подведомственная Министерству науки и высшего образования РФ. Ее руководитель — профессор Андрей Келлер подчеркнул, что в передовых инженерных школах готовят элиту профессии, профессионалов, способных решать нетривиальные задачи, которые часто не видны обычному конструктору. К примеру, передовая инженерная школа Сеченовского университета в 2023 году открывает специалитет «Медицинский инженер». Здесь подготовят уникальных специалистов, чьи компетенции находятся на стыке двух профессий — медика и инженера. Наши мединженеры будут говорить с врачами на одном языке», — подчеркнул директор Института бионических технологий и инжиниринга Сеченовского университета Дмитрий Телышев. В Нижегородском государственном техническом университете им. Алексеева передовая инженерная школа готовит кадры для «Росатома». После обучения здесь студенты смогут без дополнительной адаптации приступить к работе на предприятиях атомной отрасли. А через несколько лет именно они станут элитой атомно-водородной энергетики.
«Инженерные кадры России-2023»: итоги сезона
Также исследование подтвердило существование «стеклянного потолка» для женщин в инженерной профессии, то есть ограниченных возможностей карьерного роста и достижения руководящих позиций. Кроме того, мы разработали типологию карьерных траекторий, где для мужчин характерны вертикальная траектория карьерный рост до руководящих должностей и расширение компетенций , а также горизонтальная стабильная и ненаправленная траектория. У женщин же вертикальные траектории возникают в условиях нехватки специалистов или обходной траектории, когда достижение управленческих позиций происходит через менеджерские должности. Среди горизонтальных у женщин преобладают нетехнические траектории с перемещением между местами работы. Мы также объяснили возникновение гендерно-специфичных карьерных траекторий, проанализировав структурные, культурные и деятельностные факторы. Среди структурных факторов большое возрастающее значение имеют организационные трансформации и перестройка взаимосвязей между ВУЗами и предприятиями.
Прочитать Ещё красноречивее о недостатках государственной кадровой политики сигнализирует рынок труда. Достойный показатель, но он свидетельствует разве что о сужении «серого» рынка.
Для прояснения кадровой ситуации в промышленности гораздо важнее знать долю выпускников, нашедших работу по специальности. На форуме «Инженеры будущего» прозвучала информация о текущем дефиците специалистов с высшим образованием в сфере оборонно-промышленного комплекса — 120 тысяч человек. Даже в благополучной с точки зрения заработков добывающей промышленности квалифицированного специалиста найти непросто.
Также очень важно в нынешней ситуации достичь полного технологического суверенитета», — выразил уверенность ректор Санкт-Петербургского государственного морского технического университета Глеб Туричин. Он добавил, что на данный момент стало возможно создание подразделений, которые будут обеспечивать элитное обучение кораблестроителей. Раньше такую практику затрудняла дороговизна. Сейчас же благодаря финансированию никаких препятствий не осталось, созданы все необходимые рыночные условия.
Все эти ресурсы тесно связаны с цифровой трансформацией проектирования, производства и отраслевой экономики», — добавил Глеб Туричин. Тем не менее необходимо время, чтобы профильные отрасли смогли наполниться такими специалистами. Важно, чтобы скорость роста промышленности не создала кадровый голод, но на данный момент серьезных опасений в этом контексте нет. Мы смогли выйти на уникальные показатели — самый высокий объем подготовленных специалистов.
Иначе говоря, это разработчик высокотехнологичных протезов, который разбирается в биологии, генетике и биомедицинской инженерии. Работа таких специалистов меняет медицину: людям не нужно ждать годами очереди на пересадку органов, ведь создать необходимый материал для трансплантации можно в лаборатории. С помощью имплантатов можно лечить серьёзные болезни: например, учёные из Новосибирска создали биоразлагаемый микропротез, спасающий от глаукомы.
Проектирует и обслуживает андроидов домашних, военных, медицинских, промышленных , занимается созданием беспилотных автомобилей и летательных аппаратов. Робототехники могут работать во многих сферах промышленности: от машиностроения и космической отрасли до производства умного оборудования для современных заводов. Строго говоря, они нужны везде, где андроиды скоро заменят рабочих. Занимается разработкой архитектуры информационных систем, проектирует их интерфейсы и разрабатывает модели применения Big Data. Востребованность этих специалистов продиктована развитием умных технологий. К примеру, инженер IoT оптимизирует реальность под нужды человека, используя возможности интернета вещей. Сейчас это умные дома, где можно вскипятить чайник по команде со смартфона и послать сигнал розетке, чтобы она выключила утюг.
А в будущем умными станут целые города. Профессия на стыке химии, биологии и медицины. Такой специалист может работать на предприятиях, где создают лекарства и продукты питания, а также на крупных производствах, которым нужно контролировать экологическое состояние окружающей среды. Так, именно биотехнологи способны решить проблему обилия мусора на планете: они вывели новый штамм бактерии, которая может разлагать пластик. Уже состоявшиеся специалисты технической сферы наверняка найдут в этом списке перспективные идеи для профессиональной переподготовки. Чем инженеры могут заниматься в будущем По мере развития новых технологий и усиления цифровой революции набор инженерных специальностей станет ещё шире. Почти как авиадиспетчер, только в космосе.
По мере роста количества космических полётов следить за движением кораблей станет всё сложнее. Значит, понадобятся специалисты, которые будут обслуживать околоземную транспортную сеть и отвечать за организацию транспортных потоков в космосе. Тканевый инженер. В будущем необходимые для пересадки органы можно будет выращивать под каждого конкретного пациента. Заниматься этим будут тканевые инженеры. Инженер по безопасности транспортной сети. Возможно, именно благодаря их работе с улиц наконец исчезнут пробки.
Технологический прорыв. Какую специальность получить, чтобы тебя не заменили боты
В Атласе новых профессий, составленном при поддержке «Сколково», оператор БПЛА для разведки новых месторождений значится в списке специалистов. Участие в нем могут принять студенты естественно-научных и инженерно-технических специальностей. Процент молодежи, которая выбирает инженерные профессии, в ЯНАО выше, чем в целом по стране. Инженерные профессии, которые, вероятно, будут востребованы в будущем, включают инженеров-программистов, инженеров-электриков, инженеров-механиков, робототехников.
«Инженер — это игра вдолгую, профессия, которая будет лежать в основе любых трендов»
Зная самые востребованные инженерные специальности, можно выбрать отрасль для обучения и дальнейшей работы. Профессия "инженер" становится синонимом "технического специалиста", поэтому среди инженерных специальностей есть и инженеры-химики, инженеры по бурению, инженеры. Дефицит инженерных кадров начал формироваться в 90-е годы, когда диплом о высшем инженерном образовании потерял свою ценность – инженеры не нужны были вовсе. − Как вы думаете, какие перспективы у профессии инженера-программиста? В Политехе не сомневаются, что по мере развития новых технологий и усиления цифровой революции набор инженерных специальностей станет ещё шире.
Профессии будущего на стыке дисциплин
Большую роль сыграл основанный Августином де Бетанкуром Институт корпуса инженеров путей сообщения, воспитанники которого и их ученики построили Транссибирскую магистраль. Всё это создало основу для советской инженерной школы, вершинами которой стала реализация космического и атомного проектов. По словам ректора НИЯУ МИФИ, сегодня развитие инженерного дела зависит от взаимодействия трех компонентов: людей, получающих востребованное инженерное образование, университетов, способных такое образование дать, и компаний-работодателей. Абитуриенты, которые поступают в ведущие технические университеты России, как подчеркнул Владимир Шевченко, не уступают своим ровесникам, приходящим в лучшие технические университеты мира.
И многие выпускники российских университетов имеют потенциал стать специалистами мирового класса.
IT — это та сфера, где специальности настолько разные, что здесь найдётся место людям с разными целями, интересами и склонностями. Например, то, что айтишнику нужно быть богом математики, — просто стереотип. Если вы больше творческий человек, то можете стать писателем или дизайнером, которые работают над играми и приложениями. И это всё ещё будет IT. Хотя все уже поняли, что в этой сфере можно хорошо заработать, на российском IT-рынке по-прежнему кадровый голод. Так происходит из-за того, что многие хотят стать айтишниками, но по-настоящему хорошие специалисты — это редкое явление.
Ведь всего за пару лет вряд ли возможно массово улучшить ситуацию с физикой в школах. Такое мнение выразил и автор телеграм-канала «Наука и университеты» Евгений Белый: «Послушайте, это, конечно, здорово — заставить всех сдавать дополнительный ЕГЭ. Только и сейчас, когда есть информатика как альтернатива физике, аншлага при поступлении на инженерные специальности не наблюдается. Опасаемся, что в случае реализации предложения ректора с набором будущих инженеров станет совсем плохо». Кстати, в сентябре идею принимать на инженерные специальности по результатам трёх указанных ЕГЭ уже высказывали на встрече президента с руководителями передовых инженерных школ и представителями региональных властей. Представители вузов считают, что это будет мотивировать школы создавать и поддерживать профильные классы. Дополнено 20. Там считают, что это может повысить качество приёма, однако в первый год реализации этой инициативы возможно снижение числа абитуриентов. Дополнено 19. Читайте также:.
В моей голове это не укладывается, ведь на инженере лежит огромная ответственность. Но разница в доходах этих специалистов в 2-3 раза в пользу IT сферы. Сейчас я работаю инженером-конструктором с ЗП в 45 тыс. Многие скажут «а не офигел ли ты ныть с такой зарплатой»? Хз, пишу этот текст в 4 утра, из-за температуры не могу уснуть, потратил вчера солидную сумму на лекарства. Я еле устроился на инженерную должность, без опыта работы это крайне тяжело и мне пришлось сильно снизить зарплатные ожидания, чтобы просто попасть в эту профессию, эта тема для отдельного поста, если данное обсуждение будет интересно, то напишу ещё один пост для большего понимания картины, хотя кому это может быть интересно, кого я обманываю? Кто-то скажет «подожди DratutySho, сейчас ты наберешься опыта, станешь чувствовать себя увереннее, как специалист и потребуешь прибавки к зарплате».
Обязательный экзамен по физике увеличит недобор на инженерных направлениях
Участие в нем могут принять студенты естественно-научных и инженерно-технических специальностей восьми вузов. В ВУЗах России резко возросло число бюджетных мест по инженерным специальностям. Студентов технических специальностей, например инженеров, можно было бы временно отправить в творческие вузы для получения дополнительного образования в области.
Михаил Мишустин отметил важность максимальной доступности инженерного образования
В Москве 4 и 5 мая на площадке инновационного центра «Сколково» прошел федеральный этап профориентационного конкурса «Инженерные кадры России-2023». Представители инженерных профессий оказались среди наиболее востребованных и высокооплачиваемых в России. Зная самые востребованные инженерные специальности, можно выбрать отрасль для обучения и дальнейшей работы. «Если говорить о конкретных специальностях — усилится дефицит станочников широкого профиля, токарей, инженеров», — перечислял Сафонов. Представители инженерных профессий оказались среди наиболее востребованных и высокооплачиваемых в России.