Новости храма Расписание богослужений Храм Николая Чудотворца в Дарьино, Еженедельная рассылка Храм Николая Чудотворца в Дарьино, Цитата дня. Исповедь перед часами литургии – это время покаяния и прощения грехов.
Навигация по записям
- Азы православия. Часы.
- Происхождение
- Отзывы и комментарии
- Утреннее богослужение
Что такое часы в храме перед литургией
Название этой службы раскрывает нам саму ее сущность: она является именно Литургией «Даров Преждеосвященных». Этим она отличается от Литургии св. Василия Великого и Литургии св. Иоанна Златоуста, на которых совершается Евхаристия — приношение и освящение даров. Предлагаются нам эти Святые Дары, чтобы мы имели возможность причащаться от них и освящаться ими. Другими словами Литургия Преждеосвященных Даров — это, в сущности, не «Литургия» в том смысле, как бывают обычные Литургии Иоанна Златоуста или Василия Великого, а особый чин Причащения. Чтобы понять причины возникновения чина приобщения преждеосвященными Святыми Дарами, надо обратиться к его истории. Его корни восходят к древнейшей практике Церкви.
В первые века христианской истории верующие приступали к Святым Тайнам на каждой Литургии. Существовал даже обычай, что верующие, когда не было Литургии среди недели, причащались частным образом от Святых Даров, оставшихся от воскресной Литургии. И на основании этого обычая выкристаллизовалось в монастырях особое последование молитвы: все монахи молились совместно перед Причастием, и затем они также совместно благодарили Бога, Который их сподобил стать причастниками Святых Таин. Это совершалось после вечерни или же после 9-го часа около трех часов пополудни , так как древние отшельники постились до позднего часа, вкушая пищу обыкновенно только один раз в день, вечером. Со временем это последование молитв принимало облик краткой службы, несколько похожей на чинопоследование Литургии. Так возникло то, что ныне именуется «последованием изобразительных», которое в современной практике совершается после шестого или девятого часа. Само название «изобразительная» указывает на то, что в этой краткой службе, в какой-то мере, «отображается» чин литургии.
А в этом отношении оно оказалось предшественником нашей Литургии Преждеосвященных Даров. Во время Великого Поста полная Литургия совершается только по субботам и воскресеньям. Древний церковный обычай, который был подтвержден правилами соборов, запрещает совершение Литургии в будни Великого Поста, так как эти дни должны быть всецело посвящены посту и покаянию. Совершение Божественной Литургии не соответствовало бы скорбному характеру этих дней. Литургия является пасхальной тайной, праздником Церкви, наполненным радостью и духовным ликованием. Однако, здесь возникал вопрос. Как говорит св.
Василий Великий, верующие его времени привыкли причащаться, кроме суббот и воскресных дней, еще, по крайней мере два раза в неделю — в среду и пятницу. Но как причащаться без Литургии? Ответ был дан уже заранее: от Святых Даров, освященных на одной из предшествующих Литургий. Мы находимся во время Великого Поста. Но пост в те времена означал полное воздержание от всякой пищи до наступления захода солнца. А Причастие Святых Даров должно было увенчать, закончить постный день. Поэтому оно должно было, в эти дни, иметь место уже после вечерни.
Чин Литургии Преждеосвященных Даров состоит из вечерни, в конце которой предлагаются Святые, Преждеосвященные Дары и читаются приготовительные молитвы перед Причащением, совершается само Причащение и возносятся, после него, благодарственные молитвы. Связь этой службы с Великим Постом придает ей особый, «скорбный» характер. Престол и священные сосуды, содержащие Св. Тайны покрыты покровцами темного цвета. Молитвы исполнены чувствами смирения и умиления. Вообще, вся служба носит характер особой таинственности. Первая часть Литургии Преждеосвященных Даров состоит из великопостной вечерни, только с некоторыми особенностями.
Священник облачается в темные священные одежды. Сама вечерня начинается не возгласом, обычным для вечерни «Благословен Бог наш…» , а начальным возгласом литургии: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…». Таким образом, все богослужение обращено к надежде Царства, оно то духовное ожидание, что и определяет собой весь Великий Пост. Потом читается, как на других вечернях, псалом 103-й — «предначинательный», начинающийся словами «Благослови, душе моя, Господа! Господи, Боже мой, возвеличился еси зело…». Этот псалом, восхваляющий Бога — Творца всего мира, является как бы «предисловием» вечерни, а, вместе с ней, и всего круга повседневных служб, так как по ветхозаветному преданию, вечер с наступающей ночью считается началом дня или же суток. После этого «предисловия», диакон или, вместо него, сам священник приглашает верующих к совместной молитве, произнося Великую или Мирную ектенью: «Миром Господу помолимся…».
Потом читаются псалмы 119-й по 133-й. Эти псалмы представляют собой 18-ю кафизму или главу из книги псалмов — Псалтири. Эти псалмы называются «песнями восхождения»; в древности, еще в ветхозаветные времена, их пели на ступенях Иерусалимского храма, поднимаясь по ним. В то время, когда на клиросе читаются эти псалмы, священник в алтаре приготовляет Святые Дары на жертвеннике: переносится на жертвенник Преждеосвященный Ангец Тело Христово, напоенное Честной Его Кровью , оставшийся после воскресной или субботней литургии. Потом вливается в чашу неосвященное вино с водой, и покрываются священные сосуды, как это делается перед обычной лиутргией. Все это совершается молча, без каких-либо молитв. Богослужебный устав подчеркивает эту особенность: все молитвы были уже прочтены за воскресной литургией, на которой освящались Святые Дары.
По окончании этих приготовлений и чтения 18-й кафизмы, вечерняя служба продолжается пением отрывков из обычных вечерних псалмов, начинающихся словами «Господи, воззвах к Тебе, услыши мя…». Далее вставляются те церковные песнопения — стихиры на «Господи, воззвах», — которые на данный день указаны в богослужебных книгах. И при окончании этих песнопений, священнослужители совершают обычный вечерний вход — шествие в алтарь через царские врата, которое завершается молитвой «Свете Тихий». Вслед за вечерним входом предлагаются два чтения — «паремии» — из Ветхого Завета: одно из книги Бытия, другое из книги Притчей Соломоновых. Между двумя этими чтениями совершается обряд, напоминающий те времена, когда Великий Пост был посвящен приготовлению людей к крещению. Во время первого отрывка из Ветхого Завета священник ставит зажженную свечу на Евангелие, лежащее на Престоле; по окончании первого чтения священник берет эту свечу и кадило и благословляет молящихся, возглашая: «Свет Христов просвещает всех! Свеча — символ Христа, Света мира.
Стоящая на Евангелии во время чтения Ветхого Завета свеча, символически указывает на то, что все пророчества свершились во Христе, Который просветил Своих учеников, чтобы «они могли разуметь писания». Ветхий Завет ведет к Христу, так же, как Великий Пост ведет к просвещению крещающихся. Свет Крещения, соединяющий людей со Христом, открывает их разум для понимания учения Христова. После второго ветхозаветного чтения начинается посреди храма торжественно-умилительное пение: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею — жертва вечерняя». Слова эти из 140 псалма. Во время этого пения совершается в алтаре каждение перед святым престолом и жертвенником. Пение это повторяется шесть раз, и при этом вставляются другие стихи из того же псалма.
В практике Русской Церкви, после пения этих стихов читается великопостная молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…». Затем следует прилежное моление о всех членах Церкви, а также об оглашенных и, начиная со среды 4-й недели Поста — особенно о тех оглашенных, которые в этом году приготовляются «ко святому просвещению», то есть к Таинству Крещения, которое в древности совершалось в Святую и Великую Субботу. И уже после отпущения всех оглашенных начинается вторая часть Литургии Преждеосвященных Даров: чин Причащения. Наступает торжественный момент перенесения Святых Даров на престол. Внешне этот Вход похож на Великий Вход за Литургией, но по существу и духовному значению он, конечно, совершенно иной. В полном Евхаристическом богослужении Великий Вход есть перенесение приношение еще не освященных Даров: Церковь приносит себя, свою жизнь, жизнь своих членов и все творение в жертву Богу, включая эту жертву в единую и совершенную жертву Христа. Вспоминая Христа, Церковь вспоминает всех тех, кого Он воспринял, для их искупления и спасения.
Перенесение Святых Даров символически изображает явление Христа и завершение поста, молитвы и ожидания, — приближение той помощи, утешения, радости, которых мы ждали. Торжественное перенесение Святых Даров с жертвенника на св. Вот русский перевод этой молитвы: «Ныне силы небесные с нами невидимо служат, потому что вот входит Царь Славы. Вот Жертва Тайная, уже освященная, переносится. С верою и любовью приступим, чтобы быть участниками жизни вечной. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». Вход со Святыми Дарами, уже освященными, совершается с крайним благоговением, и все верующие в храме падают ниц.
Начинается теперь непосредственное приготовление к святому Причащению, заключающее в себе, преимущественно, молитву Господню «Отче наш». Этой молитвой всегда завершается приготволение к Причастию. Произнося ее, молитву Самого Христа, мы тем самым принимаем Дух Христов, как собственный, Его молитву к Отцу, как нашу, Его волю, Его желание, Его жизнь, как наши собственные. Потом совершается Причащение духовенства под пение причастного стиха — «Вкусите и видите, яко благ Господь! Богослужение заканчивается, и священник возглашает: «С миром изыдем! В заключение всей службы, произносится молитва «заамвонная». В ней отражается связь между служением Литургии Преосвященных Даров и постным временем.
Святая Четыредесятница — время подвигов, время тяжкой борьбы со страстями и грехами. Но победа над невидимыми врагами несомненно будет дана всем, которые, по выражению «заамвонной» молитвы — «добрым подвигом» подвизаются. И уже недалек от нас день святого Воскресения. Божественная Литургия Преждеосвященных Даров — одна из самых прекрасных и умилительных служб Церкви. Но, вместе с тем, она является и неким настойчивым призывом к частому Причащению Святых Христовых Таин. В ней слышен голос из глубины веков, голос живого, древнего предания Церкви. Голос этот говорит, что нельзя жить жизнью во Христе, если верующий не обновляет постоянно свою связь с источником жизни — причащаясь Тела и Крови Господа Иисуса Христа.
Ибо Христос есть, по словам апостола Павла — «жизнь наша» Кол. Младенцев же причащают только Святой Кровью, а Святым Телом не причащают, так как они не могут принять твердую частицу Тела Христова. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров младенцев причащать не принято. Двунадесятые праздники — двенадцать от древнерусского «два на десяте» — двенадцать важнейших после Пасхи церковных праздников. Посвящены событиям земной жизни Спасителя и Богородицы. По литургическому принципу внутри годового круга эти праздники разделяются на две категории: Неподвижные непереходящие праздники: они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников: Двунадесятые неподвижные праздники.
Праздники Господни и святых Его празднуются духовно, чистою душою и неоскверненной совестью, обязательным посещением церкви. По желанию верующие заказывают благодарственные молебны в честь Праздника, приносят цветы к иконе Праздника, раздают милостыню, исповедуются и причащаются. Как заказать молебен поминальный и благодарственный?
Молебен заказывается путем подачи записки, оформленной соответствующим образом. Правила оформления заказного молебна вывешиваются у свечного прилавка. В разных церквях существуют определенные дни, когда совершаются молебны, в том числе водосвятные.
На водосвятном молебне можно освятить крестик, икону, свечи. По окончании водосвятного молебна верующие с благоговением и молитвою берут святую воду и ежедневно натощак ее принимают. В чем состоит таинство покаяния и как готовиться к исповеди?
Господь Иисус Христос сказал, обращаясь к ученикам Своим: Истинно говорю вам, что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе Мф. И в другом месте Спаситель, дунув, сказал апостолам: Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся Ин.
Апостолы же, исполняя волю Господа, передали эту власть своим преемникам — пастырям Церкви Христовой, и по сей день каждый, верующий православно и исповедующий чистосердечно перед православным священником свои грехи может получить через его молитву разрешение, прощение, полное отпущение их. В этом и состоит суть таинства покаяния. Человек, привыкший следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния.
Он ждёт и жаждет очередной исповеди, как иссохшая земля ждёт живительной влаги. Представьте себе на минуту человека, по смывавшего с себя телесную грязь всю жизнь! Вот и душа требует омовения, и что было бы, если не было бы таинства покаяния, этого целительного и очистительного «второго крещения».
Накопившиеся грехи и прегрешения, не снятые с совести не только крупные, но и многие мелкие , тяготят ее так, что человек начинает чувствовать какой-то необычный страх, ему начинает казаться, что с ним должно произойти что-то дурное; то вдруг он впадает в какие-то нервные срывы, раздражения, ощущает общее беспокойство, не имеет внутренней твердости, перестает владеть собой. Часто причины всего происходящего сам он не понимает, а она в том, что на совести человека — неисповеданные грехи. По милости Божией эти скорбные ощущения и напоминают нам о них, чтобы мы, озадаченные таким бедственным положением души своей, пришли к сознанию необходимости исторгнуть из нее весь яд, то есть обратились к св.
Практически все таинство покаяния совершается так: вначале священник молится со всеми желающими исповедоваться. Затем он делает краткое напоминание о наиболее распространенных грехах, говорит о смысле исповеди, об ответственности исповедующегося и о том, что он стоит перед Самим Господом, и священник — лишь свидетель таинственной беседы его с Богом, и что умышленное сокрытие каких-либо грехов усугубляет вину кающегося. Затем уже исповедующиеся по одному подходят к аналою, на котором лежат Святое Евангелие и Крест, делают поклон ко Кресту и Евангелию, становятся перед аналоем, склонив голову или на колени последнее не обязательно , и начинают исповедоваться.
Полезно при этом составить приблизительный план для себя — какие грехи исповедовать, чтобы не забыть потом на исповеди; но надо будет не просто прочитать с листка бумаги о своих язвах, а с чувством вины и раскаяния открывать их перед Богом, вынимать их из души своей, как каких-нибудь гадких змей, и с чувством отвращения избавляться от них. Сравни этот список грехов с теми списками, которые будут держать злые духи на мытарствах, и заметь: чем тщательнее ты сам обличишь себя, тем меньше страниц обнаружится в тех демонских писаниях. При этом, конечно, каждое извлечение такой мерзости и выведение ее на свет будет сопровождаться некоторым чувством стыда, но ты знай твердо: Сам Господь и служитель Его — исповедующий тебя иерей, как бы ни был отвратителен твой внутренний греховный мир, только радуются, когда ты от него решительно отрекаешься; на душе священника только радость о покаявшемся.
Любой священник после искренней исповеди еще более располагается к исповедующемуся, гораздо ближе и заботливее начинает относиться к нему. Изглаживает ли покаяние воспоминание о совершенных ранее грехах? Ответ на этот вопрос дается в очерке на Евангельскую тему — «Блудный сын».
Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: «Отче!
А отец сказал рабам своим: «Принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его, и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка и заколите: станем есть и веселиться! Кончается пир в доме благого, милосердного отца. Затихают звуки ликования, расходятся званые гости.
Вчерашний блудный сын выходит из чертога пира, еще полный сладостного чувства любви и всепрощения отца. За дверями он встречается со стоящим вне старшим братом. В его взоре — осуждение, почти негодование.
Замерло сердце младшего брата; исчезла радость, заглохли звуки пира, перед взором встало недавнее, тяжелое прошлое... Что он может сказать брату своему в оправдание? Разве его негодование не справедливо?
Разве заслужил он этот пир, эту новую одежду, этот золотой перстень, эти поцелуи и прощение отца? Ведь еще недавно, совсем недавно... И низко склоняется голова младшего брата перед суровым, осуждающим взором старшего: заныли, заболели еще совсем свежие раны души...
Со взором, просящим милосердия, блудный сын бросается на колени перед старшим братом. Прости меня... Не я устроил этот пир...
И не просил я у отца этой новой одежды, и обуви, и этого перстня... Я даже не называл себя более сыном, я просил лишь принять меня в наемники... Твое осуждение меня справедливо, и нет мне оправдания.
Но выслушай меня и ты, может быть, поймешь милосердие нашего отца... Что прикрывает теперь эта новая одежда? Вот, посмотри, следы этих страшных душевных ран.
Ты видишь: на моем теле не было здорового места; здесь были сплошные язвы, пятна, гноящиеся раны Ис. Они сейчас закрыты и «смягчены елеем» милосердия отца, но еще мучительно болят при прикосновении и, мне кажется, будут болеть всегда...
Господи иже пресвятыи Свой дух, а третии час апостолом Своим пославыи, того благии не отими от нас. Русское пояснение. Господи, ниспославший на апостолов в третий час Пресвятого Твоего Духа, не отними Его от нас, многомилостивый, но обнови нас, молящихся Тебе. Шестой час вспоминает Распятие и Крестные страдания Господа, «на Кресте пригвоздившего рукописание наших грехов », то есть крестной смертью искупившего нас от наказания за грехи. Тропарь 6-го часа.
Иже в шестыи день же и час, на кресте пригвождеи, иже в раи дерзновенныи от адама грех, и согрешении наших рукописание раздери Христе Боже, и спаси нас. В шестой день и час на кресте пригвоздивший дерзновенно совершенный в раю Адамом грех, Христос Бог, разорви рукопись наших грехов и спаси нас. Девятый час воспоминает смерть Господа. Тропарь 9-го часа. Иже в девятыи чaс, нaс рaди плотию смeрть вкусивыи, умертви плоти нaшея мудровaние, Христе Боже и спаси нас. В девятый час вкусивший за нас смерть своей плотию, умертви мудрование страстей наших, Христос Бог, и спаси нас. Общий порядок всех часов : читаются три псалма; тропарь; Богородичен, стих из псалма; Трисвятое; кондак; «Господи помилуй» 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче».
Возглас священника и заключительная молитва. Первый час. Слава, и ныне; «Аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже», 3-жды; «Господи помилуй», 3-жды; Слава: тропарь по уставу, соответственно дню, празднику или святому. И ныне: Богородичен: «Что Тя наречем, О, обрадованная»; «Стопы моя направи», и «Да исполнятся уста моя»; Трисвятое; «Отче наш»; кондак по уставу, соответственно дню, празднику или святому; «Господи помилуй», 40 раз; молитва: «Иже на всяко время»; «Господи помилуй», 3-жды; Слава, и ныне; «Честнейшую херувим», и «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «За молитв святых». Чтец: «Аминь». Третий час.
Начало третьего часа обычное: «Благословен Бог наш». Заключительная молитва: «Владыко, Боже Отче, Вседержителю». Шестой час. Заключительная молитва: «Боже и Господи силам». Девятый час. Круг суточного богослужения Церковь начинает вечером ввиду того, что церковный день у нас, христиан, как и у евреев, начинается с вечера, так как течение времени, по учению Свящ. Писания, началось с вечера.
Это богослужебное время посвящено воспоминанию самой смерти Спасителя на кресте, так как именно около этого часа Христос сделал Свой предпоследний возглас на кресте: "Боже Мой, Боже Мой, для чего Ты Меня оставил? Следовательно, начиная с первого момента богослужения, "Учительное известие" при Служебнике увещает воспоминать при 9 часе последние события жизни Христовой. Заповедь совершать молитву в 9 час, в воспоминание уничижения Господня, со всею ясностью изложена в 34 главе 8 книги Постановлений Апостольских 2-3 вв. Псалмы этой службы избраны св. Пахомием Великим 348 , а тропари и молитвы, ныне читаемые на 9 часе, принадлежат свт. Василию Великому 329-379. Напр, в Типиконе относительно 9 часа пред неделей Фоминой указано, что на нем положен тропарь "С высоты снишел еси", а не "Запечатану гробу".
В период же всего Великого поста совершаются вместе 3 и 6 часы, а затем следует 9 час, после к-рого поются Изобразительные и Вечерня. В навечериях Рождества Христова и Богоявления 9 час совершается вместе со всеми прочими часами. Вместе с 3 и 6 часами и отдельно от вечерни 9 час совершается в среду и пятницу Сырные, если на эти дни приходится предпразднество Сретения или храмовый праздник. В дни поста 9 час положено совершать в храме Типикон, последование 14 ноября и понедельник 1-й недели Великого поста. Порядок совершения 9 часа Свящ-к без фелони, но в эпитрахили, при закрытых царских вратах и задернутой завесе выходит на солею и возглашает: "Благословен Бог наш". Чтец: "Аминь". Свящ-к, стоящий на солее, произносит возглас: "Яко Твое есть царство…", после чего южными дверями уходит в алтарь.
Чтец: "Аминь", "Господи, помилуй" 12 раз , "Слава и ныне", "Приидите поклонимся" трижды. Затем читаются 3 псалма 9 часа: 1. После псалмов: "Слава и ныне…", Аллилуиа трижды , "Господи, помилуй" трижды , "Слава" - тропарь святому из Минеи, "И ныне" - Богородичен часа: "Иже нас ради рождейся от Девы…", Трисвятое по "Отче наш…". После возгласа свящ-ка: "Яко Твое есть Царство…" чтец читает кондак святому из Месячной Минеи… "Господи, помилуй" 40 раз , "Иже на всякое время…", "Господи, помилуй" трижды , "Слава и ныне". Свящ-к: "Боже, ущедри ны…". В этой молитве Церковь просит Господа, распятого на кресте и отверзшего рай разбойнику, чтобы Он умертвил наши плотские страсти и удостоил вечного блаженства на небесах. На этом и заканчивается порядок совершения 9 часа.
Итак, в последовании 9 часа Св. Церковь напоминает нам о часе крестной смерти Спасителя нашего Иисуса Христа. Об этом особенно ярко говорится в великопостном тропаре 9 часа: "Иже в девятый час нас ради плотию смерть вкусивый, умертви плоти нашея мудрование, Христе Боже, и спаси нас". В псалмах этого часа пророчески изображаются плоды крестной смерти Сына Божия, как то: оставление грехов кающимся грешникам, примирение человека с Богом и милосердие Божие к грешнику. Служба 1 часа есть 1-я служба дня. Она есть как бы продолжение утренней службы, и, исключая немногие дни в году, всегда совершается сразу же после утрени. Часы бывают 2х типов: с псалмами 3хпсалмные часы и без псалмов пасхальные.
Тип трехпсалмных часов разделяется на 3 подтипа: 1 вседневные, 2 великопостные, 3 великие под сочельники. Междочасия же, хотя и представляют собою типы часов, но теперь самостоятельного значения они не имеют и в число суточных служб не входят.
На практике же даже в монастыре невозможно сделать так, чтобы иноки постоянно были в храме, а потому часы постепенно стали примыкать к главным службам Всенощному бдению и Литургии. Но в самих текстах остались привязки ко времени суток или к новозаветным событиям. Первый час посвящен «мыслям и чувствам верующих при наступлении утра» М. Скаблланович «Толковый типикон». Это чинопоследование появляется в палестинских монастырях не раньше IV века. Как и остальные часы, первый час состоит из псалмов 5, 89, 100 , нескольких молитв и тропарей. Гораздо раньше христиане стали выделять Третий, Шестой и Девятый часы, связанные с сошествием Святого Духа на апостолов, распятием и смертью Спасителя.
Уже во II веке христиане читали в это время молитву «Отче наш», постепенно сформировалось и особое чинопоследование каждой из служб.. Тексты третьего часа примерно 9 утра тесно связана с воспоминанием о двух событиях Новозаветной истории — суде Пилата над Христом и сошествию Святого Духа на апостолов: «Общая тема 3-го часа — естественная в начале дня молитва о сохранении Праведности». Но сообразно двум воспоминаниям, связанным для христианина с этим часом, эта тема двоится: по «Учительному известию» Служебника, 3-й час воспоминает суд над Спасителем у Пилата с бичеванием и поруганием, имевший место именно между 9 и 12 ч. Духа на апостолов, последовавшее точно в этот час«. Третий час также состоит из трех псалмов 16, 24, 50 , нескольких тропарей и молитв. Шестой час примерно 12 дня посвящен воспоминанию о распятии Христа. Такая привязка к страданиям Спасителя связана с со свидетельством Евангелия от Матфея: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или!
Что такое богослужебные часы и можно ли на них опаздывать?
- Как ходить на всенощную за вдохновением, а не с усталостью -
- Литургия проходит, как минимум, каждое воскресенье
- Как ходить на всенощную за вдохновением, а не с усталостью
- Почему так важно не уходить с помазывания, а оставаться до конца всенощного бдения?
- Исповедь, часы литургии: что это значит
- Литургия часов
Что такое в церкви Часы: зачем совершается эта краткая служба. Можно ли ее пропустить
Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. все особенности службы просто, коротко, доступно. Шестой час – одно из богослужений суточного круга, совершаемое после третьего часа, перед литургией. Сейчас совершаются условно: 9-й час – перед вечерней, 1-й – в конце утреней (эти службы проходят вечером в православных храмах); 3-й и 6-й часы совершаются практически вместе, друг за другом перед литургией. Перед литургией третий и шестой, а иногда и девятый.
Чин Изобразительных
- О Литургии по старому и новому обряду — Русская вера
- Общая характеристика службы Часов, виды Часов и их место в богослужении.
- В помощь прихожанам
- Часы перед литургией что это значит
- Публикация
Время Церкви: Часы. Что такое Богослужебные часы? Б. в.1. чинопоследование часов
В большинстве храмов и монастырей по постным дням Литургия служится ранее предписанного времени и заканчивается чаще всего ранее полудня. В храмах оба этих часа читаются друг за другом утром перед началом Литургии (около 7:00-10:00). В настоящее время, 1-й час почти всегда присоединяется к утрене (кроме Великих часов), 3-й и 6-й часы совершаются утром перед Литургией, а 9-й час служится вечером, предваряя вечерню. В настоящее время, 1-й час почти всегда присоединяется к утрене (кроме Великих часов), 3-й и 6-й часы совершаются утром перед Литургией, а 9-й час служится вечером, предваряя вечерню. Вечерня утреня 1 час. Часы перед Божественной литургией. Следует также отметить, что при архиерейском служении литургии предстоятель совершает входные молитвы без епитрахили, таким образом, вторая практика также отражена в богослужебных книгах2.
Азы православия. Часы.
Богослужебные указания Московской патриархии [6]. В отличие от вседневных и великопостных часов, восходят не к монашескому богослужению, а к «песненному последованию», лежащему в основе Устава великой церкви св. Софии в Константинополе , на богослужениях которой присутствовал император Византии. Совершаются при открытых Царских вратах на середине храма накануне праздников Рождества Христова и Крещения Господня , в так называемые сочельники 24 декабря 6 января и 5 18 января , и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу — ради Страстей Господних. Из трёх псалмов каждого Царского часа, только один псалом из обычного вседневного часа, а остальные два особенные для каждого из трёх дней, когда читаются эти часы. Помимо псалмов, на каждом часе а совершаются они подряд, с первого по девятый поются тропари, стихиры и кондаки предпразднству или страстям Христовым , читается прокимен, паремия — отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о вспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия.
Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня. На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день.
После вечерни по церковному Уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущим, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола. В полночь полагается совершать третью службу суточного круга - полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором пришествии Спасителя и о Страшном суде. Перед восходом солнца служится утреня - одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв. Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.
Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы. Главным же богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия. В отличие от остальных служб литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной Вечери. По времени литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней. Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница - один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы.
Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два-четыре часа на приходах и три-шесть часов в монастырях. Утром последовательно служатся 3-й час, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии - ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов. В те дни, когда литургии не положено например, в пятницу Страстной седмицы , совершается краткое последование изобразительных.
Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы "изображает" ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют. К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко святому Причащению. Помимо ежедневных церковных служб таких как утреня, или вечерня, или часы совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы. Например: Крещение, Венчание, Соборование, молебны, отпевания и другие. Богослужения совершаются обычно в храме и только священнослужителями, верующие же участвуют в них молитвой и пением. О смысле всенощного бдения и Божественной литургии Всенощное бдение Первое отверстие царских врат и каждение алтаря изображает явление славы Божией в сотворении мира и человека и блаженное состояние прародителей в раю Божием после их сотворения. Пение 103-го псалма предначинательного "Благослови, душе моя, Господа" изображает величественную картину создания мира.
Каждение священника во время пения этого псалма изображает действие Духа Божия, носившегося при сотворении мира над водами. Возженный светильник, предносимый диаконом во время каждения, знаменует тот свет, который по Творческому гласу явился после первого вечера бытия. Затворение царских врат после пения псалма и каждения означает, что вскоре по сотворении мира и человека врата рая были заключены закрыты вследствие преступления праотца Адама. Чтение священником светильничных вечерних молитв пред царскими вратами знаменует раскаяние праотца Адама и его потомков, которые в лице священника пред заключенными царскими вратами, как пред заключенными дверями рая, молят Творца своего о помиловании. Пение псалма "Блажен муж" со стихами из трех первых псалмов и чтение 1-й кафизмы изображает частью блаженное состояние прародителей в раю, частью раскаяние согрешивших и их надежду на обетованного Богом Искупителя. Пение "Господи, воззвах" со стихами знаменует скорбь падшего прародителя и его молитвенные воздыхания пред заключенными вратами рая, а вместе с тем и твердое упование, что Господь по вере в обещанного Искупителя очистит и избавит род человеческий от падений греховных. Это пение изображает также хвалу Богу за Его великие милости к нам. Отверзание царских врат при пении догматика Богородична означает то, что чрез воплощение Сына Божия от Пресвятой Девы Марии и сошествие Его на землю отверзлись для нас двери рая.
Исхождение священника из алтаря на солею и тайное моление его знаменует сошествие Сына Божия на землю для нашего искупления. Диакон, предшествующий священнику, представляет образ святого Иоанна Предтечи, приготовлявшего людей к принятию Спасителя мира. Каждение, совершаемое диаконом, указывает, что вместе с пришествием на землю Сына Божия, Искупителя мира, Дух Святой исполнил весь мир Своею благодатию. Вхождение священника в алтарь знаменует вознесение Спасителя на Небо, а приближение священника к горнему месту означает седение Сына Божия одесную Отца и ходатайство пред Отцом Своим за род человеческий. Возглашением диакона "Премудрость, прости! Песнопение "Свете тихий" содержит прославление Христа Спасителя за сошествие Его на землю и совершение нашего искупления. Лития общее исхождение и общее моление содержит сугубые моления о наших телесных и духовных нуждах, и прежде всего - о прощении согрешений наших Божиим милосердием. Молитва "Ныне отпущаеши" см.
Молитва "Богородице Дево, радуйся" см. Благословение хлебов, пшеницы, вина и елея, исполняющее их различных благодатных дарований, напоминает о тех пяти хлебах, которыми Христос, чудесно умножив их, насытил пять тысяч человек. Шестопсалмие - плач кающегося грешника пред Христом Спасителем, пришедшим на землю. Неполное освещение в храме при чтении шестопсалмия напоминает о состоянии души, пребывающей во грехе. Мерцание лампад изображает ночь Рождества Христова, которая оглашена была радостным славословием Ангелов: "Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение". Чтение первой половины шестопсалмия выражает скорбь души, удалившейся от Бога и ищущей Его. Священник, во время чтения шестопсалмия читающий пред царскими вратами молитвы утрени, напоминает о вечном Ходатае Нового Завета пред Богом Отцом - Господе Иисусе Христе. Чтение второй половины шестопсалмия раскрывает состояние раскаявшейся души, примиренной с Богом.
Пение "Бог Господь и явися нам" напоминает о спасении, совершенном явившимся в мир Спасителем. Пение воскресного тропаря изображает славу и величие воскресшего Христа. Чтение кафизм напоминает о тяжких скорбях Господа Иисуса Христа. Пением стихов "Хвалите имя Господне" Святая Церковь прославляет Господа за многие благодеяния и милости Его к роду человеческому. Тропари "Ангельский собор" напоминают благовестие Ангела женам-мироносицам о Воскресении Спасителя. Во время воскресного всенощного бдения читается Святое Евангелие, благовествующее о явлении воскресшего Господа женам-мироносицам или апостолам. По окончании евангельского чтения диакон восходит с Евангелием на амвон, встает лицом к народу, поднимая Евангелие над головой. Молящиеся взирают на него с особым благоговением, как на Самого воскресшего Господа, поклоняясь и взывая: "Воскресение Христово видевше...
Это пение должно быть общенародным. Затем Евангелие переносится на середину храма для поклонения и лобызания верующими. В канонах утрени прославляются Воскресение Христово или другие священные события из жизни Господа , Пресвятая Богородица, святые Ангелы и угодники Божии, чествуемые в данный день. Между 8-й и 9-й песнями канона поется гимн Богородицы см. Устав назначил этой песне особо благоговейное исполнение. Песнь Богородицы имеет свой припев, одинаковый для всех ее шести стихов: "Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем". В этой песне Пресвятая Дева исповедуется истинной Богородицей и великим дерзновением веры поставляется выше высочайших чинов ангельских. Песнь Богородицы выделяется из ряда других особым возгласом диакона пред ней, приглашающим к прославлению Богоматери: "Богородицу и Матерь Света песньми возвеличим", чем отмечается необходимость особой внимательности к песни.
При пении "Честнейшей" церковный Устав предписывает творить поклоны на каждом стихе, призывая этим выразить свое особое почтение Божией Матери. В хвалитных стихирах и в великом славословии возносится особое благодарение и прославление Господа Иисуса Христа. Литургия условно разделяется на три части - проскомидию, литургию оглашенных и литургию верных. На проскомидии, совершаемой обычно во время чтения 3-го и 6-го часов, воспоминается Рождество Спасителя. В это же время воспоминаются и ветхозаветные пророчества о Его страданиях и смерти. На проскомидии приуготовляются вещества для совершения Евхаристии и поминаются живые и почившие члены Церкви. Великую радость испытывают души усопших от поминовения их на Божественной литургии. Поэтому спеши в храм Божий для присутствия на проскомидии, поминая о здравии и о упокоении сродников, и знаемых, и всех православных христиан.
Молиться за усопших можно так: "Помяни, Господи, души усопших раб Твоих имена и прости их согрешения, вольная и невольная, даруя им Царствие и причастие вечных Твоих благ и Твоея безконечныя и блаженныя жизни наслаждение". На литургии оглашенных песнью "Единородный Сыне" изображается пришествие на землю Господа Иисуса Христа. Во время малого входа с Евангелием, изображающего выход Господа Иисуса Христа на проповедь, при пении стиха "Приидите, поклонимся и припадем ко Христу" совершается поясной поклон. При пении "Трисвятого" - три поясных поклона. При чтении Апостола на каждение диакона надлежит ответствовать наклонением главы. Чтение Апостола и каждение означают проповедь апостолов всему миру. Во время чтения Евангелия, как бы внимая Самому Господу Иисусу Христу, следует стоять с приклоненной головой. На литургии верных великий вход символизирует выход Господа Иисуса Христа на вольные страдания для спасения мира.
Пение Херувимской песни при открытых царских вратах совершается в подражание Ангелам, непрестанно славословящим Небесного Царя и невидимо торжественно сопровождающим Его в преуготовленных и переносимых Святых Дарах. Поставление Святых Даров на престоле, закрытие царских врат и задергивание завесы означают погребение Господа Иисуса Христа, приваление камня и приложение печати ко гробу Его. По окончании первой половины Херувимской песни полагается поясной поклон. Во время поминовения Святейшего Патриарха, местного епископа и других полагается стоять благоговейно, с приклоненной головой и при словах "И всех вас, православных христиан" говорить про себя: "Архиерейство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем". Так говорится при служении епископа. При служении же других священнослужителей следует говорить про себя: "Священство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем". В конце поминовения надлежит говорить про себя: "Помяни мя, Господи, егда когда приидеши во Царствии Твоем". Слова "Двери, двери" перед пением Символа веры см.
Ныне эти слова напоминают верным, чтобы они не дозволяли входить в двери своего сердца помыслам греха. Слова "Премудростию вонмем" будем внимать призывают внимание верующих к спасительному учению Православной Церкви, изложенному в Символе веры. Пение Символа веры совершается всем народом. В начале Символа веры следует совершить крестное знамение. При возглашениях священника "Приимите, ядите... Во время совершения самого таинства святой Евхаристии - преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы и приношения Бескровной Жертвы за живых и усопших надлежит молиться с особым вниманием и по окончании пения "Тебе поем... Важность этой минуты так велика, что с ней не может сравниться ни одна минута нашей жизни. В этой священной минуте заключается все наше спасение и любовь Божия к роду человеческому, ибо Бог явился во плоти.
Во время пения "Достойно есть" см.
Великим постом и во всех случаях, когда вечерня соединяется с литургией, подряд один за другим следуют часы: третий, шестой и девятый, а потом изобразительные см. Каждый час имеет после себя особое последование, которое составляет как бы его продолжение и называется «Междочасием», или «Почастием». Каждое междочасие так же, как и час, состоит из чтения предначинательных молитв, трех псалмов, Трисвятого по «Отче наш», тропаря, «Господи, помилуй» 40 раз, «Честнейшую херувим…» возгласа священника и заключительной молитвы; нет только молитвы: «Иже на всякое время».
Молитвословия междочасий помещены в Следованной Псалтири и Иерейском Молитвослове. По уставу, междочасия совершаются только в седмичные, и притом будничные, дни. Отменяются междочасия в период времени празднования Рождества Христова и Богоявления с 20 декабря по 14 января, в седмицы мясопустную и сырную, в течение всей Страстной и Пасхальной седмицы, а также седмицы, следующей за праздником Пятидесятницы. В настоящее время междочасия почти повсюду вышли из употребления.
В те дни, когда по уставу литургия соединяется с вечерней, а также в те дни, когда литургия вообще по той или иной причине не совершается, бывает особое последование, которое носит название «Изобразительных», или «Обедницы». Если последование Изобразительных бывает вместо литургии не в посту, то оно совершается непосредственно после службы 6—го часа; а в дни поста последование Изобразительных совершается после 9—го часа. Изобразительные начинаются двумя псалмами, обычно входящими в состав первой части литургии: псалма 102—го «Благослови, душе моя Господа…» и 145—го «Хвали, душе моя, Господа…» Затем, как на литургии поется песнь, славящая воплотившегося Господа «Единородный Сыне и Слове Божий…» затем заповеди Блаженства, после которых, если Изобразительные совершаются вместо литургии, читается Апостол и Евангелие, затем после троекратного «Помяни нас, Господи…» воссылается Ангельское славословие Триединому Богу: «Свят, свят, свят», читается символ веры который опускается, если потом следует полная литургия , молитва: «Ослаби, остави…» «Отче наш», кондаки по уставу, 40 раз «Господи, помилуй», «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…» возглас иерея, молитва «Всесвятая Троице…» и отпуст, если следует дальше литургия, а если литургии нет, то далее идет «Буди имя Господне…» чтение псалма 33—го «Благословлю Господа на всякое время… «и «Достойно есть…» и отпуст.
Чем медленнее поет хор, чем дольше проповедь, чем больше добавляется изменяемых текстов, тем дольше эта служба. Всенощное бдение: от 1,5 до 3 часов. Редко — более. Вообще, Всенощное бдение изначально должно было служиться всю ночь, но в нынешней практике оно сильно сокращается. Из-за того, что нет единого регламента сокращений, мы и видим такой разброс в его возможной длительности.
Какие службы есть в Церкви? Всего в церковной практике помимо Литургии есть 8 основных богослужений: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9 часы. Число этих служб связано с древним делением суток на 8 страж то есть периодов по 3 часа — регулярно сменяемым караулам на крепостных стенах. Литургия в круг ежесуточных служб не входит, поскольку является «службой служб», то есть самым главным богослужением, и может совершаться в разные часы дня и ночи. Все остальные службы чаще всего привязаны к восходу или заходу солнца. Примерно соотнесение богослужения и времени суток, в которое оно должно в идеале служиться, вы можете увидеть на изображении ниже. Источник: wikipedia. Соответствие страж ночи современному счету времени условное и актуально только для дней весеннего и осеннего равноденствий.
Изначальное время совершения служб привязано не к нашим часам, а к заходу и восходу солнца. Вечерня Вечерня — основная служба вечера, то есть 1-й ночной стражи с 18:00 до 21:00 , начинающая новый церковный день. Однако отдельные ее элементы связаны с предыдущим днем. Основные смыслы вечерни — это поклонение Христу как «радостному Свету», освещающему мир даже в темноте ночи; благодарение Богу за прошедший день; молитва о безгрешном прохождении вечернего периода суток.
Что такое Часы литургии и как в церкви проходит эта служба
Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Часы в храме перед литургией также позволяют верующим настроиться на правильное пение и музыку, которые сопровождают богослужение. Царские часы совершаются при открытых царских вратах, среди храма, перед Евангелием, положенным на аналое. Литургия должна совершаться непременно в храме, которого престол (или, по крайней мере, вместо престола антиминс), на котором совершается Таинство, должен быть освящен архиереем.
Божественная литургия: ее часы, содержание и последовательность
начинается Литургия часов — освящение времени суток, при котором читают подобранные к нему псалмы, молитвы. – Если литургия – это богослужение с ограниченным набором молитв, которые почти всегда одинаковы, то вечерня и утреня очень разнообразны и редко повторяются. По древнему чину помимо третьего и шестого часа перед Литургией читается еще и девятый час. Перед заключительной молитвой в конце каждого часа священник произносит молитву Ефрема Сирина с земными поклонами. Богослужение в храме совершается в определённые часы дня или ночи, каждое последование – в своё время. Вечерня Перед вечерней читается 9-й час, состоящий из псалмов 83, 84, 85, после которых читаются тропари закончившегося дня, затем Богородичен и тропари 9-го часа, Трисвятое.