Разумеется, после освобождения Ленинграда от блокады среди первоочередных задач было восстановление разрушенного города. После окончания блокады, Ленинграду потребовались годы на восстановление. Главная» Новости» 80 лет полного освобождения ленинграда от фашистской блокады.
О возрождении Ленинграда после блокады расскажут в Петропавловской крепости
Материалов не было: коптили большие осколки стекла, на них я иголкой выцарапывала рисунки. Они получались белыми на темном фоне. Мои работы отправляли на какие-то выставки. В Ленинград же я вернулась благодаря моей воспитательнице, которой пришел вызов от военного человека на ее дочку и племянницу, она взяла меня с собой.
За то время, что меня не было, маму отправили на лесосплав. Изначально о реставрации я и не думала, поступила в архитектурно-художественное училище на живописца-альфрейщика, то есть я должна была расписывать потолки и стены. А восстановительные работы решили проводить уже в конце войны.
В 1946 году организовали инспекцию по охране памятников, которая руководила реставраторами Ленинграда. Пока формировалась инспекция, нас отправляли на самые разные задания. Например, как-то раз в Смольном мы для столяров смывали каустической содой краску и лак со стульев, все пальцы тогда были разъедены.
Потом нам нашли работу. Так я попала в Ленинградские реставрационные мастерские, точнее меня в них отобрали. Там всю жизнь и проработала.
Я рисовала веточки винограда. После этого было много объектов: среди них мне особенно запомнилась частная квартира с живописью Михаила Скотти. Помещение принадлежало потомкам художника Андреева.
Потом уже были дворцы на Невском проспекте. В Русском музее мы занимались росписью в технике гризайль рисунок, имитирующий лепку, - прим. В Эрмитаже реставрировали настенную живопись.
В Строгановском восстанавливали большой живописный плафон. Сегодня, думаю, можно увидеть в Доме ученых бархат на лестнице, который я реставрировала. Наверное, это связано с тем, что у выпускников архитектурно-художественного училища были хорошие преподаватели.
На тех, что размещены в первом из них, представлены ближайшие предки и члены семьи Петра I и сам император, часть полотен повествует о доблестном морском сражении русского флота с турецким в Чесменской бухте. Во втором зале на всех стенах морские батальные сюжеты на тему русско-турецкой войны, запечатленные Ф. Картины Гаккерта реставрировали Р.
Саусен и Б. В Чесменском зале установлен плафон из Дома малютки с сюжетом «Жертвоприношение Ифигении» кисти немецкого живописца Августина Тервестена Старшего, так как старый плафон, исполненный Вернером, погиб в 1941 г. В 1970 г.
Его главное украшение — дубовые резные панно, исполненные известным французским мастером Николя Пино. Лишь восемь сохраненных в эвакуации заняли свои прежние места. Восстановление остальных, включая обрамления зеркал, затянулось до начала 2000-х гг.
Особый интерес представляют восточный и западный Китайские кабинеты, созданные по проекту Валлен-Деламота для Екатерины II как «лаковые каморы». Свое название эти помещения получили благодаря лаковым панно, выполненным из элементов китайской ширмы, подаренной еще Петру I. При восстановлении этих сюжетных росписей, представлявшем главную трудность, было необходимо повторить по фотографиям не только сами композиции, но и технику их письма с утонченной китайской манерой наложения мазка кистью, постепенным нажимом и плавным отрывом от плоскости расписываемой доски.
Работы по росписи проведены с участием консультанта — китаеведа из Государственного Эрмитажа Т. Араповой, она же подобрала соответствующие атрибуты для росписи сюжетов военных сборов и выращивания риса. В декоре Китайских кабинетов важное место занимали паркеты.
Савков сам составил проект рисунка с цветовым решением этих полов на основе изучения аналогов. Подобные по стилю и составу пород древесины паркеты сохранились в Китайском дворце в Ораниенбауме. Они и послужили основным исходным материалом.
При выполнении паркетных работ по проекту Савкова мастера из бригады Антонова тщательно подбирали древесину разных пород: лимонное дерево, красное, черное, амарант, сандал и многие другие. Секрет изготовления керамики для печей с подглазурной росписью был забыт, и в послевоенное время реставраторам пришлось возрождать этот метод. Прежде всего, следует отметить вклад архитектора А.
Гессена и художника-керамиста Б. Гессен является автором проектов реставрации многих памятников петровской эпохи, богато украшенных расписными изразцами как голландского, так и русского производства. Реставрационные работы на фасадах Большого дворца.
Архитектор привлек к работе по воссозданию керамических расписных изразцов Б. Мицкевича, выпускника Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. Мухиной, которому после многочисленных опытов и экспериментов все-таки удалось добиться нужного результата.
Печи в Китайских кабинетах были восстановлены тоже Б. Восстанавливать китайские, как их тогда называли, печи долгое время не решались из-за отсутствия самой технологии изготовления китайской керамики. Известно, что восточные мастера держали в строгом секрете все тайны своих промыслов, будь то фарфор или другая керамика.
К решению указанной проблемы удалось подступиться после того, как в хранилище архитектурных фрагментов научный сотрудник В. Знаменов, который в дальнейшем стал директором музея, обнаружил керамические обломки изразцов от этих печей. Сделав анализ черепков, реставраторы установили, что эти печи являлись типичным образцом русской китайщины: они были изготовлены в России.
Реставраторам не пришлось соглашаться с теми, кто уговаривал их расписывать сюжеты печей на фанере или делать их из папье-маше. Сегодня эти печи украшены настоящей керамикой, созданной по технологии подглазурной обжиговой росписи. Восточный и западный кабинеты открыты в 1971 и 1972 гг.
В 1978 г. Последними интерьерами, где работы курировала еще Е. Казанская, были Парадная Купеческая лестница и Танцевальный Купеческий зал к их проектированию приступили еще в 1950-х гг.
Возрождение интерьеров завершили их ученики. Здесь, так же, как и в Статсдамской, во всем великолепии восстановлены барочные резные композиции Ф. Растрелли с использованием зеркал, живописных вставок на стенах, плафонной живописи и наборных паркетов.
Статсдамская была открыта для посетителей в 1979 г. Следующие залы восстанавливали ученики тех замечательных первопроходцев, подвижников и талантливых мастеров своего дела, которые спасли погибающее сокровище национальной культуры, но это уже следующая глава в летописи уникального памятника. В историю Санкт-Петербурга навсегда вписаны имена реставраторов, которые в суровые послевоенные годы получили образование в ремесленных училищах и стали мастерами высочайшего уровня.
Они восприняли те знания и опыт, которые передали им преподаватели и мастера дореволюционной школы. Последние еще застали те времена, когда высокий художественный стиль и вкус были востребованы и могли быть по достоинству оценены ревностными критиками, способными различать тончайшие оттенки и нюансы в исполнении произведений монументального и декоративно-прикладного искусства и архитектуры. Спустя 75 лет после победоносного окончания Великой Отечественной войны, пытаясь осмыслить масштабы и значение небывалых по размаху и энтузиазму ремонтно-восстановительных и реставрационных работ, можно уверенно утверждать, что это был важнейший этап в истории ансамбля.
Несмотря на тяжелейшие испытания военного времени, реставраторам удалось осуществить задуманное и выполнить свой святой долг — не допустить утрату ценнейшего памятника национальной культуры. Леонтьев, ГМЗ «Петергоф». В петровскую эпоху плоскости потолков не оставляли без украшения — их заполняли росписями и лепкой.
Монплезир не стал исключением. Росписи были выполнены во всех помещениях дворца, за исключением кухни: в Парадном зале, пяти комнатах, двух галереях и павильонах-люстгаузах. Для их исполнения летом 1718 г.
Генерал-архитектор Жан-Батист Леблон дал ему прекрасную характеристику: «…Пильман живописец гротеске и арабеске и украсительных вещей есть только один сего таланта, который обретается в службе у вашего императорского величества. Можно употребить его писать потолоки и ламбри в палатах Петергофских и других…». Дворец Марли, разрушения.
Как летний дворец, изначально он не предназначался для отопления и проживания в зимнее время. Возможно, именно поэтому Пильман выбрал для монументальной росписи более сложную технику — темперу по сухой штукатурке, а не масло по холсту. При благоприятных условиях такие произведения сохраняются весьма длительное время.
Устройство потолочных перекрытий оказалось очень подходящим для долгой жизни живописных плафонов в подобных условиях. Они состоят из деревянных балок, довольно тонкой дощатой подшивки 2,5—5,0 см , под которой расположена дранка из щипаных березовых прутьев. На дранку нанесены известковый намет, гипсовый грунт, а затем живопись.
Кроме того, на чердаке дворца не сделано утепление, что также сыграло существенную роль в сохранении расписанных потолков. На некоторые росписи негативно повлияло неблагоприятное время их исполнения. Так, работы в западной галерее и люстгаузах проводились в холодное время года с февраля по апрель.
Поэтому спустя всего лишь 17 месяцев, в октябре 1722 г. Бушуев, М. Хотя мастера заранее предупреждали, что в зимнее время в холодном помещении работать нельзя, «а ежели де держать в ней жар или печь поставить, и оттого де сверху угар велик и в морозы от тепла станет мокнуть, а внизу де теплу быть не можно…».
В 1725 г. Спустя 27 лет в документах Гоф-интендантской конторы указывается, что в 1752 г. Местоположение Монплезира на самом берегу Финского залива, где от бушующих волн его отделяла лишь подпорная стенка из валунов и небольшая терраса, также обусловило необходимость частых ремонтных работ из-за сырости и после неоднократных наводнений.
В 1902 г. Успенский отметил, что «после наводнения в 1770 году Монплезир капитально ремонтируется. Надо отдать справедливость — весьма толково.
Характер петровского времени сохранен вполне. По документам известно, что в 1823 г. В 1856 г.
Комаров сообщил в Петергофское дворцовое управление, что «на будущее необходимо иметь в виду в Монплезире правку плафонов». В 1898 г. Министерство Императорского Двора даже утвердило план по капитальному ремонту всех зданий Монплезира, который начали претворять в жизнь в начале XX в.
В 1913 г. В то время плафоны Пильмана по своему колориту были уже неузнаваемы. Нет данных о проведении каких-либо работ в Голландском домике до 40-х гг.
Петергоф оккупировали фашистские войска. Через два года и четыре месяца, 19 января 1944 г. В последнем акте Дирекции дворцов-музеев от 22 сентября 1941 г.
Оконные и дверные проемы зашиты досками. Комнаты освобождены от убранства…. Совсем иную картину увидели сотрудники музея 31 января 1944 г.
Даже маленькие павильоны на концах галерей кажутся совсем целыми…». Однако Монплезир оказался «поврежден гораздо серьезнее, чем это казалось с первого взгляда. Боковые галереи лишились не только рам своих больших окон-дверей, но и части подпорных столбов.
Вопреки стихиям и невзгодам Монплезир опять выстоял, уцелел. Из его подвалов саперы вынули пять мин замедленного действия. На морской террасе фашисты построили дзот, а рядом установили орудие.
В Монплезирском саду расположили несколько блиндажей. Парадный зал дворца использовали в качестве прохода между террасой и садом, а жилые комнаты — в качестве караульного помещения: здесь соорудили двухъярусные нары, для отопления установили печки-времянки, их трубы вывели в дымоходы через изящную лепку каминов. Сначала показалось, что росписи сильно пострадали, но уже в процессе реставрационных работ обнаружилось, что повреждения некоторых плафонов незначительны.
Удалось установить, по каким причинам они возникли: протечки, конденсат, перепады температур, механические повреждения, в том числе от взрывной волны, осколочных попаданий и вандализма оккупантов. Самые значительные утраты произошли из-за протечек кровли: были повреждены известковый намет и гипсовый грунт, в некоторых местах было ослаблено их сцепление с дранкой, и появились осыпания вместе с красочным слоем. В некоторых местах, наоборот, известковый намет и гипсовый грунт с красочным слоем оставались целыми, а дранка была поражена гнилью и жучком-точильщиком.
В этом случае поздние поновления росписей масляными красками отрицательно сказались на их сохранности. При кратковременных протечках отсутствие утепления чердака дает возможность известковому намету и гипсовому грунту просохнуть самостоятельно. Кроме того, свойство темперных красок позволяет испаряться влаге с их поверхности.
Масляный красочный слой, наоборот, задерживает испарение, и, если протечка не устранена, сначала разрушаются гипсовый грунт и известковый намет, а потом гниет древесина, на которой они держатся.
За досрочное выполнение плана восстановления уличного освещения, самоотверженную работу по восстановлению его и пуск в эксплуатацию в установленные сроки Исполком Ленгорсовета депутатов трудящихся наградил грамотами Ленгорсовета 85 женщин — работниц и служащих нашего треста. Помимо награжденных грамотами товарищей, еще ряд женщин — сотрудниц нашего треста своей честной добросовестной работой заслужили быть отмеченными, в связи с чем приказываю: за активную и добросовестную работу по восстановлению и эксплуатации уличного освещения города объявить благодарность с занесением в личное дело нижеследующим женщинам нашего треста» приложен список из 52 человек. Восстановление городского хозяйства продолжалось, и вместе с тем увеличивалось число аварий на сетях, о которых сигнализировали жители города. Увлекшись восстановительными работами, сетевые районы ослабили внимание к эксплуатации действующих сетей уличного освещения.
Поэтому всем начальникам эксплуатационных районов было приказано предупредить обходчиков, что «несообщение ими сведений о погашении света будет расцениваться как прогул, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Также приходилось вести борьбу и с управхозами. Список лиц представленных к вручению наград 9 мая 1945 года — великая для всего советского народа дата. В этот особо торжественный день Ленинградские областной и городской комитеты партии и исполкомы Областного и Городского Советов депутатов трудящихся обратились к населению Ленинграда со словами благодарности: «Вы с честью выполнили свой долг перед Родиной, грудью своей преградили путь врагу, спасли Ленинград… Не щадя ни сил, ни жизни своей, вы все отдавали на дело борьбы и победы. Ваша борьба и ваш труд, слившиеся с борьбой и трудом всего советского народа, не пропали даром.
Враг разбит и повержен». На вручение медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 гг. За два послеблокадных года в городе появилось более 18 000 фонарей, и только к концу 1950 года их количество превысило довоенный уровень.
От голода и обстрелов умерло 672 тысячи человек, сотни домов были разрушены, не работало отопление и канализация. Поэтому восстановление города также стало серьезнейшим испытанием для его жителей. О том, как в Ленинград, несмотря на тяжелейшие условия, возвращалась мирная жизнь, — в материале «ФедералПресс». Население Ленинграда после блокады «Не лилась кровь, не взрывались снаряды и бомбы, но все окружающее напоминало о кошмаре блокады — дровяные сараи во дворах, где штабелями складывали покойников, фотографии недавно умерших родственников и соседей, бутылки из-под олифы, на которой жарили лепешки из жмыха, завалявшиеся плитки столярного клея, из которого варили студень, и т.
В первые послевоенные годы число ленинградцев пополнялось за счет реэвакуированных и демобилизованных, которых было не очень много из-за больших фронтовых потерь, уточняет старший научный сотрудник института истории обороны и блокады Ленинграда Дмитрий Асташкин. Для этого нужны были люди. К концу блокады, в январе 1944 года, в городе проживало 579 тыс. Через полтора года число ленинградцев вырастет на миллион. В июле 1944 в Ленинграде было около 725 тысяч, в сентябре 1944 года — около 920 тысяч человек. Был и бум рождаемости — в 1945—1946 годах. С 1 июня 1946 г.
Иначе милиция выселяла в течение суток». Многих ленинградцев оставили в Челябинске и других городах военной эвакуации, замечает доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института истории обороны и блокады Ленинграда Борис Ковалев. Некоторые предприятия, указывает он, были оставлены в Сибири, на Урале — например, в Челябинске. Многим жителям, покинувшим Ленинград во время эвакуации, не разрешали после блокады вернуться в город.
Восстановление энергетики Северо-Запада после Отечественной войны
Показываю 10 объектов до и после | Предусматривалось ускоренное восстановление Ленинграда как крупнейшего индустриального и культурного центра страны. |
Восстановление Александровского дворца после Великой Отечественной войны. Утраты и приобретения. | Главная» Новости» 80 лет снятия блокады ленинграда 2024. |
Восстановление города после войны — Царское Село глазами детей | Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было длительным и сложным процессом, который включал несколько основных этапов. |
Восстановление Ленинграда
«От войны к миру: восстановление исторического центра Ленинграда после блокады». 1:09 Восстановление домов в Ленинграде после войны 1946. «От войны к миру: восстановление исторического центра Ленинграда после блокады». Предусматривалось ускоренное восстановление Ленинграда как крупнейшего индустриального и культурного центра страны. Через два месяца после освобождения Ленинграда от вражеской блокады, 29 марта 1944 г., Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял решение «О первоочередных мероприятиях по восстановлению промышленности и городского хозяйства Ленинграда в 1944 году». Генеральный план 1948 года, прежде все-го, был направлен на восстановление народ-ного хозяйства и города после войны.
ИСТОРИЯ ОДНОЙ ФОТОГРАФИИ. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКИХ ДОМОВ
Интересует тема "Восстановление Ленинграда"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Восстановление Ленинграда началось сразу же после освобождения. Вот получается, что после Войны грязь проникла на 1 см в мраморные поверхности.
Жилищный вопрос после блокады Ленинграда: путаница с жильем и нехватка квартир
На участке Поповка — Дубцы из глубоких минных колодцев, шахт и тоннелей было извлечено более 10 тыс. В кратчайшие сроки был возведен большой мост через реку Волхов вблизи станции Чудово, восстановлены пути и станционные устройства. Уже 23 февраля 1944 года все восстановительные работы на участке Колпино — Поповка — Дубцы были завершены. Из города на Неве в сторону Москвы проследовал первый после снятия блокады грузовой поезд.
Без названия. Будет отопление. Серебряный А ну-ка взяли! Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его!
Кто остался в Ленинграде Состав и численность населения Ленинграда тщательно контролировались властями. Для обеспечения внутренней безопасности следили, чтобы в город не смог попасть никто "лишний". Еще до начала блокады всех, кто пытался приехать в Ленинград, перенаправили дальше в эвакуацию, минуя город. К тому же приняли меры для выселения неблагонадежных людей — их списки были составлены в конце августа 1941 года, рассказал Ломагин. Сберечь до последней крошки. Как хлеб стал на долгие годы ленинградской святыней Население города за период блокады сократилось в пять раз: с 3,2 млн человек до 650 тыс. Тогда были эвакуированы все, кто не мог участвовать в решении задач по обороне города. Задача была оставить в Ленинграде "лишь то количество населения, которое нужно непосредственно, во-первых, на удовлетворение насущных нужд фронта и флота и, во-вторых, на удовлетворение насущных нужд остающегося населения, и чтобы это население было достаточно мобильно, чтобы в любой момент могло сменить свою профессию на винтовку, оборониться от штурма, потом опять взяться за работу, чтобы оно было мобильное, самодеятельное, а не беспомощное; могущее держать в руках себя и помогать другим в деле организации обороны".
В середине 1942 года, когда в Ленинграде числилось 1,1 млн жителей, было принято волевое решение вывезти из города 300 тыс. Адрес — не дом и не улица Моментального и массового возвращения эвакуированных жителей в Ленинград после снятия блокады не произошло. Во-первых, еще продолжалась война, во-вторых, к вопросу заселения города тоже подходили крайне строго. Поэтому возвращение далеко не всех ленинградцев состоялось. Оно было растянуто по времени, и в первую очередь завозили рабочую силу — "молодые руки", те, которые будут восстанавливать город", — сказал Никита Ломагин. Вышедшее 12 февраля 1943 года постановление исполкома Ленгорсовета "О въезде и выезде из Ленинграда" требовало согласовывать с властями каждый случай реэвакуации. Первыми возвращались работники эвакуированных предприятий — некоторые уже в 1943 году, а если люди ехали сами по себе, то для разрешения на въезд должны были указывать причины, довоенный адрес, подтверждать наличие жилплощади и возможность устройства на работу. При этом рассчитывать на заселение в свою довоенную квартиру могли далеко не все.
Все было государственное. То есть не факт, что человек уехал из квартиры и вернется в нее же", — отметил Мастридеев. Многим из тех, кто оставался в Ленинграде, за время блокады также пришлось сменить адреса. В сентябре 1941 года городским властям пришлось в двухдневный срок переселить больницы, родильные дома, детские сады, а также женщин с детьми из южных и пригородных районов в центральные. Переселения внутри города продолжались и в дальнейшем — те, кто утратил жилье в результате бомбежек и пожаров или хотел поселиться ближе к месту работы, занимали свободные уцелевшие квартиры. Около трети жилого фонда за годы блокады было повреждено или уничтожено. Порядка 9 тыс. Получившим или вернувшим жилье ленинградцам было нелегко наладить быт — обустроить дом тоже было проблемой.
После блокады в городе было сложно приобрести вещи, одежду, обувь, мебель, дефицитом были даже кошки. Осенью 1943 года в Ленинграде действовало всего 440 продовольственных магазинов в пять раз меньше, чем до войны. Промтоварных магазинов было 314 до войны 1 477 , и их ассортимент был приспособлен к нуждам войны. Приметы мирной жизни Писательница Вера Инбер, пережившая блокаду, отмечала в своем дневнике весной 1944 года, что "с той же энергией, с какой люди Ленинграда обороняли свой город, они берутся теперь за его восстановление". Инбер фиксировала малейшие изменения, возвращавшие людей к прежним городским традициям: в конце апреля на улицах Ленинграда появились часовщики, которые снова пустили отремонтированные уличные часы, не работавшие всю блокаду.
Следующий раздел выставки посвящен этой теме. Главным символическим акцентом зала является художественная инсталляция «Разрушенный и восстанавливаемый дом».
Руины здания соседствуют с вновь возведенными стенами, разбросанные в хаотичном порядке игрушки, посуда и предметы быта с одной стороны и восстанавливаемая квартира с сервированным для мирного чаепития столом — с другой. Уже в первые дни после блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников. Об этом периоде красноречиво говорят плакаты, листовки 1944 года с призывами к ленинградцам восстанавливать город: «Мы отстояли Ленинград, мы восстановим его! Отдадим все силы на восстановление родного города! Ленину, реставрируют Исаакиевский собор, Театр оперы и балета имени С. Кирова, Пулковскую обсерваторию, отстраивают заново разрушенные дома, восстанавливают электросети, водопроводные магистрали, трамвайные пути и разбитые набережные. Главные городские доминанты — золоченые шпили и купола Петропавловского собора, Исаакиевского собора, Адмиралтейства, Михайловского замка — освобождаются от маскировочных чехлов и серой краски.
Их демаскировку проводит команда альпинистов, в составе которой легендарная ленинградская альпинистка Ольга Фирсова.
Как в послевоенном Ленинграде восстанавливали памятники архитектуры
После снятия блокады Ленинграда и освобождения Ленинградской области от фашистских захватчиков в феврале 1944 года здесь начались работы по восстановлению железнодорожных линий. Данная разработка урока посвящена восстановлению пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга после ВОВ, восстановлению пригородов Ленинграда. После войны Зоя Алексеевна всю жизнь работала учителем: даже два года преподавала в посольстве в Корее, потом каждый день ездила в школу на Пулковские высоты. Послевоенное строительство Еще во время блокады был разработан план восстановления Ленинграда.
Финансовая служба Ленинграда в первые послевоенные годы
Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было длительным и сложным процессом, который включал несколько основных этапов. После снятия блокады Ленинграда, жители города освобождают памятник Петру l от защитных укрытий. — Европа училась у советских мастеров, восстановивших послевоенный Ленинград и его пригороды.