Главное отличие Масленицы, которую отмечают в преддверье Великого поста, является разгульное её веселье и обилие испечённых блинов.
Масленичные потехи (Полурядинский СДК)
Не обошлось на мероприятии без шуток, игр и веселых затей, ведь на праздник пожаловала сама Масленица. Она поведала старинные секреты приготовления самых вкусных блинов. Званая гостья загадала присутствующим загадки, провела народные игры: «Угости блинами», «Собери блин», «Эх, прокачу!
Неподдельный восторг от разительного отличия Бакшевской Масляницы от казенных маслениц во дворах города. Появились идеи, планы и задачи на 25-й год. Надо реализовывать. Обязательно приедем снова. Да и пора бы уже не просто приезжать, а привносить, да?! После стольких лет… всегда! Сам удивлен, что гоняю на эту Масленицу уже 10-й раз и мне это не надоедает… Но факт есть факт — Бакшевская Масленица это тот формат Масленицы, который мне больше всего нравится, который цепляет своей атмосферой и на который хочется приезжать снова и снова.
Переход от зимней спячки к весеннему возрождению знаменовался праздником, который назывался комоедица или масленица. Церковь далеко не всегда полностью упраздняла народные языческие традиции и праздники, понимая, что просто запретительные меры малоэффективны, но часто замещала языческие праздники христианскими и как бы воцерковляла народные обычаи, придавая им совсем иной смысл. Так было и с радоницей, и с обычаем колядования, и с той же масленицей. Церковь приурочила масленицу к Сырной подготовительной недели перед Великим постом, убрав языческий смысл и заменив его новым христианским содержанием. Для православных Сырная седмица, масленица — неделя плавного перехода к посту. И даже трапеза, уже лишенная мясных снедей, напоминает нам об этом. Она посвящена воспоминанию о Страшном суде. Во вторник этой седмицы за вечерним богослужением в храмах уже читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», и, конечно, разгул и пьяное веселье абсолютно не совместимы с тем смыслом, который Церковь вкладывает в эту подготовительную неделю. Мы, разумеется, не отрицаем разумное, умеренное веселье на масленицу. Ходим друг к другу в гости, едим блины и копим силы перед постом. Но, к сожалению, приходится наблюдать, что не все соблюдают меру, а многие проводят Сырную неделю вполне по-язычески. Я не говорю о тех людях, которые не соблюдают пост — для них не существует и понятия подготовки к посту. Они могут сжечь чучело масленицы, а потом с таким же интересом сходить на пасхальный крестный ход. И то и другое, по их мнению, хорошо. Нет, я имею в виду православных церковных людей, которые подчас не задумываются над тем, что на масленую неделю недопустимо буйное веселье, обжорство и пьянство все эти «излишества нехорошие» недопустимы, впрочем, и в любые другие дни года. К несчастью, очень свойственна нам эта формула: либо все — либо ничего. И, кстати, не только в современной расцерковленной России, но так было и до революции. Не все знали меру и удержа в масленичной гульбе. Как говорил Достоевский, «широк русский человек, я бы сузил». Можно также вспомнить про еще одного персонажа Федора Михайловича — Митю Карамазова, про которого было сказано, что он мог созерцать как бы две бездны: порока и добродетели. Святитель Тихон Задонский говорил: «Кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина». Пост — это школа воздержания и умеренности во всем. Мы должны за время Четыредесятницы и других постов научится подчинять стремления своей плоти духу, контролировать свои желания и хотения, чтобы, освоив эту науку, соблюдать разумную меру и воздержание от греха и в повседневной жизни. А если мы после поста даем себе полную свободу, отпускаем вожжи — разговляемся без меры, а потом также неумеренно заговляемся перед новым постом, значит мы так ничему и не научились за время пощения. Вспоминается один мой знакомый, который очень усердно постился, почти ничего не ел во время первой и Страстной седмиц Великого поста, зато потом мог после Пасхи уйти в запой. И опять получается, что не мы хозяева наших инстинктов и устремлений, а они подчиняют нас себе. Дай Бог, чтобы грядущий пост хоть немного научил нас воздержанию и послужил пользе духовной и телесной. Если хочется ему вторгнуться, ворваться в мир духовный, то приведут эти «души прекрасные порывы» вначале не к чистой духовности, а к миру подмен и перевертышей, к подделкам под святость, к миру подкрашенной лжи. Эта мысль проходит красной нитью через все творения святителя Игнатия Брянчанинова. Ее он завещал, как одно из настоящих сокровищ, векам грядущим с их умножающейся нищетой и множащимися иллюзиями. Язычество никогда не умирало «до конца». В мире, где плоть и дух противостоят друг другу, где плоть еще не преображена, язычеству тепло и уютно прятаться в той части жизни, где плоть — безраздельная хозяйка. Ни бедность, ни богатство, ни грубость быта, ни тонкости просвещения язычеству не помеха. Человек с двумя высшими образованиями точно так же способен бежать к «бабке» за магической помощью, как и малообразованный крестьянин. Сумеречное, магическое сознание способно все истолковывать и переиначивать под себя, способно добавлять свою ложку дегтя в любое количества меда, уничтожая ценность последнего. Это, как мне кажется, касается и масленицы. Праздновать ее в смысле проводов зимы и встречи долгожданного весеннего тепла было не зазорно и в годы государственно-атеистической идеологии. Там речь не шла о подготовке к Великому посту и постепенному отказу от скоромной пищи. Смысл евангельских чтений о блудном сыне, о Страшном суде и Адамовом изгнании не разъяснялся гуляющим массам. Вместо этого как «наше», «родное» преподносились горячие блины и водка, особенно вкусные на морозе, сжигание чучела, звуки гармошки, катанье с горок, женский визг, коньки, бубенцы далекой тройки… — одним словом, все то, что вкладывается в понятие «а-ля рюс» и михалковскую стилистику «Сибирского цирюльника». Да оно и ладно. Есть в жизни место и время для здорового смеха, шутки и вкусной еды. Только называть это надо своими именами, а не «духовным возрождением» или «возвратом традиций». Тут и язычество не спит, но проявляет дивную резвость в эпоху информационных технологий.
Гости библиотеки окунулись в атмосферу праздника, познакомились с его историей, традициями, дошедшими до наших дней, узнали о значении каждого дня масленичной недели. На мероприятии звучала веселая народная музыка, создавая настроение праздника и веселья. Присутствующие узнали, что масленица никогда не обходится без игр и конкурсов, и с удовольствием принимали участие в масленичных забавах. Участники мероприятия отгадывали загадки, вспоминали пословицы и поговорки. Весело и шумно соревновались в метании снежков и валенок.
Поговорим о масленице
Праздничная программа заканчивалась добрыми словами в след ушедшей Масленице: «Масленица, прощай! Связь между масленичным весенним гулянием и медведем проста: животное является хищником, который просыпается в первые весенние дни и выходит из зимней спячки. Ребятам в игровой форме рассказали об истории празднования Масленицы, ее традициях, играх и забавах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным.
Сжигали стену и брали крепости: как прошла Масленица в России
Одним из любимых праздников русского народа всегда была Масленица. Во всех филиалах МУК «ЦКС Ртищевского района» 18 февраля 2017 года прошли народные гулянья. В Лапинской сельской библиотеке для участников женского клуба «Хозяюшка» прошли фольклорные посиделки «Гостья наша – дорогая Масленица!». Развлечения - 27 февраля 2023 - Новости Уфы - В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают весну. Фото: РИА Новости/Владимир Вяткин. На ВДНХ самая яркая часть фестиваля — сожжение чучела Масленицы — запланирована на 26 февраля в 15:00.
Масленичные потехи (Полурядинский СДК)
Проявили творчество в изготовление кукол- оберегов. Все с радостью проводили Масленицу и попрощались с ней до следующего года. Традиционно в конце праздника все угощались блинами. Праздник прошел интересно: с ряжеными, хороводами, и веселыми масленичными забавы.
В масленичных гуляниях приняли участие обучающиеся 1 - 9 классов. Повсюду царила атмосфера радости и веселья. Как положено на празднике веселились от души, гостям рассказали о масленичных традициях и символах, о том, почему масленичный блин является не просто праздничным угощением, а символом золотого солнца, ожившего после зимней спячки. Ребята с большим удовольствием слушали народные масленичные мелодии и песни, участвовали в веселых конкурсах, водили хороводы, исполняли частушки, декламировали стихи. В этот день повсюду царила атмосфера радости и веселья.
И наши дети стали участниками этого праздника. Всю неделю они готовились к этому событию и ждали его с нетерпением. На занятиях узнали, как раньше на Руси праздновали Масленицу, что означает и откуда берет начало этот обычай. На Масленицу, говорят, у каждого три дела: с горок кататься, блинами объедаться и с зимушкой прощаться! Масленичные гулянья перешли на улицу, где началось настоящее веселье. Ребята кружились в хороводе, завлекая в весёлую пляску весь детский сад, а затем играли в русские народные игры. Детские глаза выражали восторг, а на лице сияла улыбка от ярких эмоций праздника. В завершении детей ожидали вкусные блины. Этот замечательный день прошел в атмосфере тепла и веселья.
В результате праздник стали отмечать в последнюю неделю перед Великим постом. В рамках подготовки к Великому посту на этой неделе нельзя есть мясо, но можно и даже нужно питаться сырами и другими молочными продуктами. У историков нет единой версии происхождения народного названия праздника. Как Масленица получила свое название: По одной из версий, люди пытались задобрить весну, которая пришла на смену зиме — умаслить ее. Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка. Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом. За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться. Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни. Во время гуляний совершали различные ритуалы, которые помогали «убить» зиму и привлечь хороший урожай, задобрив красавицу-весну. Одна из популярных традиций — сжигание соломенного чучела, которое тоже называли Масленицей. В первые дни масленичной недели его встречали и задабривали, а в последний день — сжигали на большом костре. Пепел чучела закапывали на полях, чтобы там вырос хороший урожай. Со временем традиции потеряли языческое значение, хоть и сохранились до наших времен. Например, сжигание чучела осталось символом проводов зимы и прихода весны, а не жертвой ради плодородия земель и хорошего урожая. Еще один атрибут Масленицы, который сохранился до наших дней — блины. Раньше это угощение готовили, чтобы поминать усопших, затем оно стало символизировать солнце.
“Прощай Зима, гуляй Масленица!”
Словом, отмечали Масленицу. Горячий чай с традиционным масленичным угощением представили организации райцентра и близлежащих деревень. Именно поэтому на Масленицу издавна пекли очень много блинов с различными начинками, а в завершении недели сжигали чучело Масленицы, символизирующее прощание с зимой и. Вот и мы проводили нашу Масленицу горячими золотистыми блинами, которые испекли для нас наши замечательные повара! Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд. В масленичную неделю люди провожают зиму и встречают ица-праздник, который о.
Где блины, тут и мы – россияне вспоминают традиции Масленицы, а журналисты UG.RU делятся рецептами
Калтасинцы с песнями и плясками зиму провожали – весну встречали | Особый смысл масленицы в совсем еще недавние времена, когда не было ни телефонов, ни электронной почты, был в том, чтобы люди в течение недели, предшествующей Прощеному. |
Масленичные гуляния "Широкая масленица" | 26 февраля завершается предшествующая Великому посту масленичная неделя. |
Волжская городская Дума Волгоградской области | Участие в масленичных гуляниях, общении с волжанами в парке «Новый город» приняли и заместитель председателя городской Думы Екатерина Карташова (фракция ЛДПР) и. |
Масленичные потехи (Полурядинский СДК) | Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику). |
Познавательно - игровая программа "Масленица"
В конце недели было проведено развлечение "Широкая Масленица", где дети от души веселились, водили хоровод, пели, играли в народные игры, учувствовали в конкурсах. В нашем детском саду проведение народного праздника Масленица уже стало хорошей доброй традицией. Карта сайта. Главная Главная» Масленица 2024. Масленица по народным поверьям-самый весёлый, очень шумный и народный праздник.
«Масленица хороша, широка ее душа!»
Ребята своими руками смастерили масленичные сувениры, а вместе с учителями технологии изготовили из бумаги масленицу. Ежегодное проведение «Масленицы» стало традиционным и любимым праздником для наших учеников и их родителей. гражданами пожилого возраста и инвалидами Комплексного центра социального обслуживания населения состоялись праздничные масленичные посиделки «Масленица хороша, широка. Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд.