Александр Македонский Александр родился в Пелле, столице Македонии, примерно в тот момент его отец становится царем Македонии. Но факт остается – Александр Македонский дошел до Полярного Урала, который назван «северными горами».
10 особенных фактов об Александре Македонском
Он как раз в те времена на средне-русской возвышенности и обитал. То есть, наши предки помнили этого грозного огромного хищника. Это, кстати, к вопросу о «молодости» русских и славян. Если они видели ледниковый период и считаются «молодыми», кого же считать «древними»? Еще в середине 1930-х годов выдающийся советский антрополог В. Бунак, опираясь на данные геногеографического изучения Восточной Европы, пришел к выводу, что исходный «протославянский тип» весьма устойчив и своими корнями уходит в эпоху неолита 9 — 7 тыс. Впрочем, есть и другой вариант. Ледник сошел не 12 — 14 тыс. Последние и могли составить древнейшую карту, поскольку еще застали Великий ледник… Здесь надо иметь в виду, что когда Птолемей пишет «Александровы и Кесаревы Алтари находятся на повороте Танаиса», это не означает, что эта река — современный Дон. В те времена Танаис - это река от истока Оки до излучины Волги у нынешнего Волгограда и далее до устья Дона.
А «поворот Танаиса» - это не что иное, как впадение Оки в Волгу, там как раз река поворачивает с запада на юг. Нехитрый пересчет птолемеевых указаний широты и долготы как раз и показывает на этот поворот. Суть в том, что нулевой меридиан у римского географа проходил по самой западной точке Канарских островов, и потому, зная это, локализовать топонимы, гидронимы и населенные пункты не очень сложно. Вполне возможно, что Птолемей опирался на более древние источники, где нулевой меридиан проходил через Гелиополис — столицу Атлантиды, а параллель — на 3-7 градусов ниже нынешнего экватора, по самой южной точке исчезнувшего материка. Вовсе не обязательно, чтобы сам царь Александр добирался до этих мест, но его отряды вполне могли это сделать, к тому же, шли они не по дикой пустынной местности, а по хорошо освоенной местными скифо-русскими племенами территории. Где-то в районе современной Тулы они и поставили город, назвав его в честь своего великого царя. На карте Джовио Александровы Алтари вообще находятся где-то у истоков Десны, неподалеку от Смоленска, который во времена Птолемея уже существовал. Надо учитывать, что на самом деле карта не слишком точна, поскольку была составлена со слов русского купца, который сам картографом не был и называл те или иные координаты приблизительно. Потому получается, что, например, Днепр Борисфен здесь растянулся от Черного моря аж до Онежского озера.
Вообще, город Александровы Алтари считался у древних словен и русов сакральной столицей — здесь, в храме Велеса хранилась знаменитая «Золотая грамота» царя Александра Македонского вождям этих племен. И потому храм Велеса мог быть где-то на севере. Да и излучина Дона, как собственно, вообще степи и равнины Центрального Черноземья от Волгограда до Харькова и Ворошиловграда, не могли быть «серединой Рипейских гор». Другой город — Кесаревы Алтари — скорее всего, согласно расчетам, был поставлен где-то в районе современного Воронежа. Хотя на карте Джовио этот город изображен, вроде бы, уже в излучине Дона, между Ростовым и Волгоградом, на самом деле, если карту вытянуть по вертикали, город поднимется значительно выше. Вообще, изучение древних карт, да если еще они сопровождаются обширными комментариями и с указанием координат, занятие увлекательное и наиполезнейшее. Прочитаешь такое сочинение, например, «Географию» Птолемея, и узнаешь, что, оказывается, не только восточно-европейская равнина, но и Сибирь, были густо заселены еще задолго до начала нашей эры, что здесь обитали множество различных племен, стояли города, шла активная торговля со всем тогдашним миром. В связи с книгой и картой П. Джовио возникает любопытный вопрос - итальянский ученый указал на карте, а значит, и в книге, оба Алтаря, причем, и книгу, и карту он составлял по рассказам русского купца и дипломата.
Но вот в русских сочинениях эти города почему-то отсутствуют. Однако сам факт их указания на карте 1525 г. Получается, что согласно письменным источникам, эти города благополучно простояли почти 1375 лет — от первого их упоминания Птолеемем в 150 году и до последнего итальянским ученым П. Джовио, точнее, русским купцом и дипломатом Дмитрием Герасимовым — в 1525 году. Сколько лет они существовали до и после, сложно сказать. Во всяком случаем, можно предполагать, что эти города были основаны еще самим великим Александром Македонским или его воинами. А исчезли уже во времена великого царя Ивана Грозного а, скорее всего, во времена великой Смуты 1603 — 1613 г. Получается, что этим городам в начале XVII в. И они пережили нашествия гуннов, аваров, угров, татаро-монгол.
Вполне возможно, потому, что величайший полководец в истории человечества пользуется у потомков непререкаемым авторитетом. Основным источником знаний об Александре является труд древнегреческого историка и географа Флавия Арриана 90 — 180 г. Однако, как выясняется, они описали не все деяния Александра Филипповича, особенно его походы не только в Северное Причерноморье, но и далее на северо-восток, в междуречье Дона и Волги, и даже в Сибирь, дошел до Амура и Северного Ледовитого океана. Что он здесь делал? Воевал со скифами. Правда, не очень успешно, поэтому, видимо, авторы трудов об Александре посчитали неуместным писать о полководце, который якобы не проиграл за свою жизнь ни одного поражения. Оказалось, что это не так. Речь, конечно, идет не об убийстве Александра Филипповича, а разгроме его огромной армии. И пришлось Александру Великому выдать скифам, русам и славянам «Золотую грамоту», в которой он признавал их воинскую доблесть, неуступчивость и храбрость.
Правда, ученые-академики-ортодоксы объявляют сие фальшивкой, но это и не удивительно — они готовы объявить фальшивкой все, что касается древнейшей истории славян и русов, но с ними спорить бесполезно, для таких лжеученых сохранение устоев важнее исторической истины. Но, главное, почему академическая наука, особенно европейская, не желают признавать эту грамоту — в ней великий полководец завещал скифам, русам и славянам те земли, на которых они обитают ныне, то есть, во времена Александра, и должны принадлежать им на вечные времена. А это — практически вся Европа, Британия, Малая Азия, вся восточно-европейская равнина. Именно поэтому «Золотую грамоту» и называют фальшивкой… Отметим, что многие античные и средневековые авторы, не только европейские, но и арабские, и персидские в своих сочинениях постоянно упоминают о том, что Александр Македонский воевал не только со скифами, но и русами, при этом, именно с последними он испытывал наибольшие проблемы. Отметим, что Низами сочинял поэму не «с потолка», а опирался на древние персидские, индийские, древнегреческие и древнеримские источники. Факт существования русов в те времена подтверждает подлинный документ начала I в. В этом тексте, кстати, четко разделены свевы свеи и русы, то есть, это были различные племена, к тому же, совсем не родственные… В науке утвердилось мнение, будто скифы являются ираноязычным народом, что как раз и является фальсификацией. Как и другая экзотическая версия — якобы скифы были тюрками. Впрочем, она легко опровергается — найдено множество изображений скифских мужчин и женщин, типично европеоидной внешности, мужчины носили бороды и длинные волосы, как и славяне.
Кроме того, «академики» пытаются доказать, будто скифы обитали только в Северном Причерноморье, но почему-то вдруг забыли, что эти народы в далекой древности населяли территорию от Атлантического до Тихого океана. Подтверждением тому служат географические названия — первым наименованием Балтийского моря было не Венедское, а Скифское море. Доказательство находим в книге Адама Бременского «Деяния архиепископов Гамбургской церкви» написана около 1075 года , при этом он ссылается на франкского историка Эйнхарда 770 — 840 : «Восточное море, море Варварское, море Скифское или Балтийское это одно и то же море, которое Марциан и другие древние римляне называли Скифскими, или Меотийскими, болотами, гетскими пустынями или скифским берегом. А море это, начинаясь от Западного океана и пролегая между Данией и Норвегией, простирается на восток на неизвестное расстояние…». Странно, что «ученые-академики», хорошо зная труды Адама Бременского, вдруг забыли его сведения о Балтийском море и народах, обитавших на его берегах. Более того, первоначальное название Северного Ледовитого океана — Скифский океан, об этом свидетельствуют древние китайские хроники, которые рассказывают о живших на севере от Китая людей высокого роста, имеющих светлые глаза и светлые волосы. Да и древние индийские хроники и сказания свидетельствуют, что знаменитый Рама, выведший арийские племена с восточно-европейской равнины в Индию, был по происхождению скифом и родился где-то на далеком севере. Имя — «Рама» - говорит о его северном происхождении и переводится как «лесной». На севере России до сих пор густой хвойный лес называется «раменным».
Снова процитируем Помпея Трога: «Скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения... Скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом более древнего происхождения…Скифы владычествовал над всей Азией трижды…Первый период длился полторы тысячи лет и конец уплате дани скифам. Эти данные подтверждает позднее историк 5 в. Павел Оросий: «За 1300 лет до основания Рима царь ассирийский Нин... Игнорируемый российскими академиками русский историк Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» издана в 1693 г. Историю скифов, которую изложил в своих книгах Помпей Трог уже в наше время подтверждают археологические изыскания. Васильева в книге «Великая Скифия» пишет: «Сопоставляя даты основание Рима — 753 г. Но это время и есть период Ямной культуры и ее непосредственных предшественников, время, когда арии южнорусских степей расселялись по всем направлениям на юг, создавая новые царства! Давно доказано, что она относится к восточным, скифским культурам.
Мало того, носители этой культуры достигли и Британских островов, где тоже оставили свой след. В частности, ирландская кельтская сага о Гойделе Гласе Гойделе Зелёном рассказывает о том, что в незапамятные времена их предки прибыли откуда-то из Европы, из «Скифии». И не только ирландская. Вот что гласит шотландское предание «Ветвь Омелы»: «На благословенные острова, наши Кланы привели друиды, ведомые Богами из Великой Скифии, а в Великую Скифию, предки Наши пришли, из-за гор поросших репьём, с берегов Священной Белой реки, где стоит город Богов». Ремезов неподалеку от будущего Омска. Асгард - сакральный город Богов для всех скандинавских, и, как выясняется, скоттов и пиктов, их изначальная прародина. И, оказывается, что это не миф, а реальный город, находившийся на территории России. Во всяком случае, Сибирь была не диким варварским краем, какой ее рисуют лжеакадемики, здесь бурлила жизнь, процветала торговля, стояли богатые густонаселенные города, руины которых находят на территории всей Сибири от границ с Китаем и Монголией до самого Ледовитого океана…Именно отсюда и пришли предки пиктов и скоттов… Скотты и пикты появились на территории Британии около 400 — 300 гг.
Отдаление царя от македонян вызвало сильное раздражение среди солдат, и так недовольных продолжением тяжелого похода, а также части его приближенных, в основном выходцев из Нижней Македонии. Осенью 330 до н. Чтобы изъять из армии самую потенциально мятежную ее часть, он отправил на родину ветеранов и солдат, не пригодных к дальнейшей службе. Во время восстания в Согдиане его отношения с греко-македонским окружением еще более обострились. Летом 328 до н. Произошло усиление автократических тенденций, идеологическим обоснованием которых стала концепция вседозволенности монарха, сформулированная придворным философом Анаксархом. Попытка Александра ввести персидский обряд проскинесиса земной поклон монарху стала причиной нового заговора, составленного молодыми македонскими аристократами из личной гвардии царя «заговор пажей» ; их идейным вдохновителем был философ и историк Каллисфен, ученик Аристотеля. Только случай спас Александра от гибели; заговорщиков забили камнями; Каллисфен, по одной версии, был казнен, по другой — покончил с собой в тюрьме. Поход в Индию. Увлеченный идеей достичь «края Азии» и стать владыкой мира, Александр решил предпринять поход в Индию. В конце весны 327 до н. Кофен совр. Ему добровольно подчинилось большинство царств на правом берегу Инда, в том числе сильное государство Таксила; их правители сохранили свою власть и политическую автономию, но были вынуждены согласиться на присутствие в их городах македонских гарнизонов. Победив аспасиев и ассакенов инд. Паурава , владевшего обширной территорией между реками Гидасп совр. Джелам и Акесина совр. В результате кровопролитного сражения на Гидаспе конец апреля — начало мая 326 до н. Александр стал хозяином Пенджаба. Стремясь сделать Пора союзником, он не только оставил ему его владения, но и значительно расширил их. Основав на Гидаспе города Никею и Букефалию в честь своего умершего коня , двинулся на восток: переправившись через р. Гидраот совр. Рави , покорил катайев и подошел к р. Гифасис совр. Сатледж , намереваясь вторгнуться в долину Ганга. Однако солдаты взбунтовались — они устали от бесконечного похода, тяжело переносили природно-климатические условия Индии и их пугала перспектива войны с могущественным государством Нандов. Александру пришлось повернуть назад и расстаться с мечтой о мировом господстве. Он фактически отказался от контроля над землями к востоку от Инда, передав его местным владетелям. На Гидаспе сухопутная армия встретилась с македонским флотом под командованием Неарха и вместе с ним двинулась к Индийскому океану. Во время похода Александр совершил успешную военную экспедицию против маллов и оксидраков инд. В конце июля 325 до н. Бахманабад и дельты Инда. В сентябре 325 до н. Во время перехода через Гидросию совр. Белуджистан македоняне сильно страдали от недостатка воды и продовольствия и от проливных дождей. Только в ноябре они добрались до Пуры, административного центра Гидросии. Когда армия пересекала Карманию совр. Керман и Хормозган , она превратилась в беспорядочную и деморализованную толпу. В начале 324 до н.
Исторических сведений о других сыновьях царя нет, хотя жен у него было шесть, поэтому, первенцу и единственному сыну доставалось лучшее образование. Многие приспешники и учителя прошли с ним через всю жизнь. Как звали философа, который советовал Александра Македонскому? За политическими завоеваниями последовали любовные. Личная жизнь Александра Македонского была не менее бурной, чем у его отца. Для царя свойственно было скреплять политические договоренности браком. Завоеванные территории, как удачно заметил Александр, проще подчиняются, если местные жители ассимилируются с колонизаторами. Александр Македонский стал одним из первых, кто сумел удержать мощную империю при жизни, завещая регентство на смертном одре своему военачальнику Перидикку — регенту при беременной царице Роксане, которая родила сына через месяц после гибели императора, — но его положение начали оспаривать другие диадохи военачальники , чем и ускорили раскол Империи.
Взойдя на престол в возрасте 20 лет после гибели отца, македонского царя Филиппа II, Александр обезопасил северные рубежи Македонии и завершил подчинение Греции разгромом мятежного города Фивы. Весной 334 года до н. Александр начал легендарный поход на Восток и за семь лет полностью завоевал Персидскую империю. Затем он начал покорение Индии, но по настоянию солдат, утомлённых долгим походом, отступил. Основанные Александром города, которые и в наше время являются крупнейшими в нескольких странах, и колонизация греками новых территорий в Азии содействовали распространению греческой культуры на Востоке. Почти достигнув возраста 33 лет, Александр скончался в Вавилоне от тяжёлой болезни. Немедленно его империя была разделена его полководцами диадохами между собой, и на несколько десятилетий воцарилась череда войн диадохов. Сын македонского царя Филиппа II и царицы Олимпиады, будущий царь получил прекрасное для своего времени образование, его воспитателем с 13 лет был Аристотель. Любимым чтением Александра были героические поэмы Гомера. Военную подготовку он прошел под руководством отца. Уже в юные годы Македонский продемонстрировал исключительные способности к полководческому искусству. В 338 году личное участие Александра в битве при Херонее во многом решило исход битвы в пользу македонян. Юность наследника македонского престола была омрачена разводом родителей. Вторичная женитьба Филиппа на другой женщине Клеопатре стала причиной ссоры Александра с отцом. После загадочного убийства царя Филиппа в июне 336 до н. Главной задачей молодого царя стала подготовка к военному походу в Персию. В наследство от Филиппа Александр получил сильнейшую армию Древней Греции, но он понимал, что для победы над огромной державой Ахеменидов понадобятся усилия всей Эллады. Ему удалось создать панэллинский общегреческий союз и сформировать объединенное греко-македонское войско.
Александр Македонский - еврейский герой
За это время была захвачена почти половина Азии. И это при том что армия Македонского была откровенно крохотной — несколько десятков тысяч человек. Что же позволило ему действовать настолько эффективно? Начнем с обычной мобильности. Как правило, воины того времени шли налегке, а снаряжение, дополнительное оружие и провиант находились в обозе. Разумеется, пехоте и коннице приходилось подстраиваться под него, в результате за сутки армия проходила в лучшем случае 10-15 километров. Филипп распорядился нести доспехи и оружие на себе, а провиант размещать в специальных торбах. Каждый воин нес паек на несколько суток — лепешки, соленые оливки, вяленую рыбу и мясо. Легкие и калорийные продукты имели небольшой вес, при это позволяя отказаться от обозов. Мобильность армии резко возросла - теперь отряды проходили по 30-45 километров за день.
Александр получил прекрасное образование — его учителем стал сам Аристотель. Поэтому он прекрасно разбирался в тактике, внимательно изучал особенности рельефа на местах сражений, выбирая наиболее удобные для себя участки, и именно там навязывал бой врагу. Сам он сражался в первых рядах, являясь великолепным воином, обученным владеть разным оружием с детства. Это вдохновляло простых солдат — в его присутствии они бесстрашно бросались на врага, чтобы правитель заметил их. Наконец, важным фактором стала градостроительная политика. На всех завоеванных землях Александр строил города, называя их преимущественно своим именем или же именами коня и любимого пса. Некоторые из городов он отдавал ветеранам вместе с земельными наделами, надеясь закрепить эти территории за своим царством. Когда он умер О том, где находится склеп Александра Македонского, историки спорят по сей день. А вот дата смерти известна довольно точно — примерно 10-13 июня 323 года до нашей эры.
На момент смерти ему было всего лишь 33 года. Конечно, естественными причинами объяснить смерть молодого, здорового, физически сильного и выносливого мужчины в таком возрасте сложно. Об основных версиях смерти, а также том, где находится гробница Александра Македонского, расскажем чуть позже. Умер он в Вавилоне, всего за несколько дней до объявления нового похода — на этот раз Александр планировал покорить арабов, захватив те города, о богатстве которых слагались легенды. Его убила радиация? Прежде чем вернуться к вопросу о том, где могила Александра Македонского, разберемся с причиной, по которой он умер в столь цветущем возрасте. Версий на сегодняшний день довольно много — одни из них вполне реалистичны, в то время как другие имеют скорее фантастическое происхождение. К последним можно отнести его визит в захваченный индийский храм. Там он увидел корону, изготовленную из странного черного металла.
Как заявили местные жрецы, надеть ее без вреда для здоровья сможет лишь человек, произошедший от богов.
В современной историографии общепринятой является версия о естественной смерти царя [97]. При этом до сих пор причина его смерти достоверно не установлена [98]. Чаще всего выдвигается версия о смерти от малярии. По этой версии организм царя, ослабленный ежедневными приступами малярии, не смог сопротивляться сразу двум болезням; второй болезнью было либо воспаление лёгких, либо вызванная малярией скоротечно протекающая лейкемия белокровие [99] [98].
По другой версии, Александр заболел лихорадкой Западного Нила [100] [101]. Также выдвигались предположения о том, что Александр мог умереть от лейшманиоза , рака и даже СПИДа [102]. Впрочем, тот факт, что больше никто из его сотрапезников не заболел, уменьшает правдоподобность версии об инфекционном заболевании [102]. Историки обращают внимание на участившиеся к концу завоеваний попойки Александра с полководцами, которые могли подорвать его здоровье [102]. Существует и версия о передозировке царём ядовитым морозником , который использовался как слабительное [97].
Наконец, ещё в античности появились версии об отравлении царя Антипатром , которого Александр собирался сместить с поста наместника Македонии, однако никаких доказательств этому не появилось [103]. Согласно легенде [сн 8] , Александр перед смертью передал царское кольцо с печатью военачальнику Пердикке , который должен был стать регентом при беременной царице Роксане. Предполагалось, что она вскоре родит законного наследника, интересы которого до совершеннолетия будет защищать Пердикка. Через месяц после смерти Александра Роксана родила сына, названного в честь отца Александром. Однако верховную власть регента Пердикки вскоре стали оспаривать другие военачальники диадохи , желавшие стать самостоятельными правителями в своих сатрапиях.
Империя Александра фактически перестала существовать уже в 321 до н. Эллинистический мир вступил в полосу войн диадохов , закончившуюся со смертью последних «наследников» в 281 до н. Все члены семьи Александра и близкие к нему люди стали жертвами борьбы за власть. В 311 до н. Гробница Александра Диадох Птолемей завладел забальзамированным телом Александра Великого и перевёз его в 322 до н.
В Мемфисе тело Александра, скорее всего, сохранялось в храме Серапейон [106]. Впоследствии вероятно, по инициативе Птолемея Филадельфа его труп перевезли в Александрию [107]. Спустя 300 лет тела Александра коснулся первый римский император Октавиан , неловким движением отломив нос у мумии [108]. Последнее упоминание о мумии Александра Великого содержится в описании похода римского императора Каракаллы в Александрию в 210-х годах. Каракалла возложил свою тунику и кольцо на усыпальницу великого завоевателя [109].
Существует предположение, что найденный французским экспедиционным корпусом Наполеона в Египте и переданный англичанам саркофаг Нектанеба II [110] [сн 9] мог некоторое время использоваться для захоронения самого завоевателя [111]. В пользу этого предположения говорит частое использование Птолемеями предметов фараонов вплоть до обелисков для своих целей, необходимость пропаганды новой династией своей преемственности с прежними фараонами, а также то обстоятельство, что Птолемей I завладел телом царя так быстро, что мог не успеть создать достойный великого завоевателя саркофаг [107]. В настоящее время этот саркофаг хранится в Британском музее в Лондоне [112]. Личность Александра Римская копия с работы Лисиппа музей Лувра. Одна из наиболее достоверных работ по внешности Александра.
Единственное сохранившееся изображение великого полководца, сделанное с натуры [113] Плутарх так описывает его внешность: «Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа , и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения. Этот мастер сумел точно воспроизвести то, чему впоследствии подражали многие из преемников и друзей царя, — лёгкий наклон шеи влево и томность взгляда. Апеллес, рисуя Александра в образе громовержца, не передал свойственный царю цвет кожи, а изобразил его темнее, чем он был на самом деле. Как сообщают, Александр был очень светлым, и белизна его кожи переходила местами в красноту, особенно на груди и на лице. Личность и характер Александра как всякого великого человека не могут быть точно обрисованы отдельными чертами или одиночными рассказами и историческими анекдотами; они определяются только всей совокупностью его дел и их отношением к предыдущей и последующей эпохам.
Очень часто Александр бросался в гущу схватки, список его ран перечисляет Плутарх : «При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее». Царь часто сравнивал себя с Ахиллом , а Гефестиона — с Патроклом. При этом в Древней Греции двух героев «Илиады», как правило, считали гомосексуальной парой [115]. У македонских аристократов нередко практиковались связи с мужчинами с юношеских лет [84]. Родственники сквозь пальцы смотрели на подобные отношения и обычно проявляли беспокойство, только если юноша не выражал интереса к женщинам к зрелости, что создавало проблемы для продолжения рода [115].
В то же время Александр имел любовниц, трёх законных жён бактрийская княжна Роксана , дочери персидских царей Статира и Парисатида и двух сыновей: Геракла от наложницы Барсины и Александра от Роксаны. В целом царь с большим уважением относился к женщинам, хотя даже учитель Александра Аристотель отстаивал подчинённое положение женщины в обществе [116]. Религиозные взгляды Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей , копия с древнегреческой картины До первых успехов в борьбе с персами Александр активно приносил жертвы богам [42] , но в дальнейшем перестал относиться к богам с пиететом. Так, ещё ранее он попрал запрет на посещение Дельфийского оракула [33] , а оплакивая кончину своего любовника Гефестиона, Александр приравнял его к героям младшим божествам , организовал его культ и заложил два храма в его честь [117] [96]. В Египте Александр провозгласил себя сыном Аммона-Ра и, таким образом, заявил о своей божественной сущности [118] ; египетские жрецы стали почитать его и как сына бога, и как бога [119].
Также он посетил известного оракула Аммона в оазисе Сива. Эти действия обычно оцениваются как прагматический политический шаг, направленный на легитимацию контроля над Египтом [118]. Среди греков стремление царя обожествить себя не всегда находило поддержку — большинство греческих полисов признали его божественную сущность как сына Зевса, греческого аналога Аммона-Ра лишь незадолго до смерти, в том числе и с явным нежеланием, как спартанцы они постановили: «Так как Александр хочет быть богом, пусть будет им» [120]. Вскоре в честь царя начали проводиться Александрии — общеионийские игры наподобие Олимпийских, а незадолго до смерти послы греческих полисов увенчали его золотыми венками, чем символически признали его божественную сущность [121]. Заявление о божественной сущности Александра серьёзно пошатнуло доверие к нему многих солдат и полководцев [122].
В Греции полководцам-победителям иногда оказывали схожие почести, поэтому недовольство вызвали лишь отречение Александра от своего отца и требование признания себя именно как непобедимого бога [123]. Более поздний автор Иосиф Флавий записал легенду о том, что Александру во сне являлся Яхве , и потому Александр с большим уважением отнёсся к иудейскому первосвященнику в Иерусалиме, а также якобы читал Книгу пророка Даниила и узнал там себя [сн 10] [124]. Память об Александре Оценка деятельности Книга о праведном Виразе. Затем проклятый и нечестивый Злой дух, чтобы заставить людей засомневаться в этой вере, наслал обретавшегося в Египте ромея Александра на Иран чинить опустошение и наводить страх. Он убил иранского царя, разрушил царский дворец, опустошил государство.
Он убил многих высших жрецов и судей, хербедов и мобедов, приверженцев зороастризма, деятельных и мудрых людей Ирана. И Ардашир уста раскрыл пред ними: «Эй, славные познаньями своими, Я знаю, нет средь вас ни одного, Кто б не слыхал, каким подверг невзгодам Нас Искандар — пришелец, низкий родом! Он славу древнюю низверг во мрак, Весь мир зажал в насильственный кулак. Где все они? Где блеск их величавый?
О них осталась лишь дурная слава. Не в рай цветущий — в леденящий ад Ушли они. Не вечен и Хафтвад! Римский историк Тит Ливий сообщил о той высокой оценке, которую дал Александру другой знаменитый в истории полководец — Ганнибал : Сципион … спросил, кого считает Ганнибал величайшим полководцем, а тот отвечал, что Александра, царя македонян, ибо тот малыми силами разбил бесчисленные войска и дошёл до отдаленнейших стран, коих человек никогда не чаял увидеть. Наполеон Бонапарт восхищался не столько военным гением Александра, сколько его государственными талантами: Что меня восхищает в Александре Великом — это не его кампании, для которых мы не имеем никаких средств оценки, но его политический инстинкт.
Его обращение к Амону стало глубоким политическим действием; таким образом он завоевал Египет. Сенека назвал Александра несчастным человеком, которого гнала в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость, и который старался подчинить себе всё, кроме страстей [129] , ибо из наук он должен был узнать, «как мала земля, чью ничтожную часть он захватил» [130]. По-разному оценивали Александра на Востоке. В дальнейшем официальные персидские историографы старались изобразить Александра потомком Ахеменидов, чтобы обосновать теорию наследственной преемственности персидского трона [131]. Нередко предполагается, что Александр скрывается под именем Зуль-Карнайн в Коране , где он характеризуется как праведник.
Псевдоисторический роман « История Александра Великого » был переведён на пехлевийский язык , а через него, вероятно, и на арабский язык до появления Корана, и был известен в Мекке [132]. Впоследствии личность Александра пользовалась популярностью в мусульманском мире, и ему нередко старались приписать немакедонское происхождение. Например, североафриканские арабские авторы возводили его корни к территории Магриба, а испанские — к Пиренеям [133]. Средневековый персидский поэт Фирдоуси в поэме Шахнаме включает Александра в ряд правителей Ирана, нейтрально повествует о его философской беседе с мудрецами, но устами царя Ардашира озвучивает негативную оценку завоевателя см. Александр был популярным персонажем и в еврейской традиции — в частности, в Библии, раввинистической литературе и у Иосифа Флавия.
В Книге пророка Даниила , которую Александр якобы читал [сн 10] , он не назван прямо, но рассматривается как часть божественного плана по спасению еврейского народа [134]. В Первой книге Маккавейской Александр представлен как умеренно враждебный завоеватель, одним из преемников которого стал Антиох IV Эпифан , организатор преследований приверженцев иудаизма [135] [136]. В раввинистической литературе отношение к Александру смешанное [137]. Источники В походах Александра сопровождало множество интеллектуалов, включая историка Каллисфена и нескольких философов.
Его род Аргеадов, по легендам берет начало от самого Геракла, а родоначальником предков матери был сам Ахилл. Такое знаменательное родство сослужило Александру добрую службу — осознание себя как потомка настоящих героев сделало героем и самого юношу. Детство Александра прошло в неспокойной обстановке семейных распрей. Он восхищался победами, смелостью и доблестью своего отца, но мать настраивала будущего царя против главы семейства, что порождало в растущем герое некоторые противоречия.
С 13 лет к обучению Александра приступает знаменитый Аристотель. Они изучали медицину, философию, этику, поэтику, политику и литературу. Мудрец прекрасно понимал, что на него возложена миссия по обучению будущего царя. В 16 лет Александр остался один исполнять обязанности царя, когда отец пошел в военный поход. В этот период вспыхнуло восстание фракийских племен, которое было грамотно подавлено будущим героем и остатками войска. На месте фракийского поселения был основан город Александрополь. Через два года будущий царь выступил в своем первом походе в битве при Херонее, а в 336 года до нашей эры после убийства отца стал полноправным правителем. При этом у него был лишь один законнорожденный сын — Александр, который родился после гибели отца.
Из Иллирии, перевалив через горы, братья прибыли в Верхнюю Македонию, в город Лебею. Там они поступили за плату на службу к царю. Старший сторожил коней, второй пас коров, а младший Пердикка ухаживал за мелким скотом.
А супруга царя сама варила им пищу ведь в стародавние времена даже царицы, не только простой народ, жили бедно … Затем царь призвал к себе поденщиков и приказал им покинуть страну… Братья же прибыли в другую часть Македонии и поселились поблизости от так называемых Садов Мидаса, сына Гордия… Братья завладели этой местностью и отсюда покорили остальную Македонию». Македонский язык принадлежит к восточной группе южнославянской ветви славянских языков в индоевропейской языковой семье, вместе с болгарским и Старославянским и древнерусским языком. Рождённая с именем Поликсена греч.
Александр III Великий родился 20 июля 356 г. Детство и юность Александра Согласно Плутарху, Александр был очень светлокожим, и местами белизна его кожи на лице и на груди переходила в красноту. Богатырским сложением Александр не отличался и к атлетическим состязаниям был равнодушен, предпочитая охоту, состязания поэтов и музыкантов.
Он был мягок в обращении с окружающими, но при этом испытывал вечную потребность во всём быть первым и любимым, отчего был склонен к резким перепадам настроения. Плутарха больше всего интересовали не масштабные исторические события, а личность царя, раскрывающаяся в мелких деталях; он признаёт Александра великим воином, пишет о его великодушии, воздержанности, благожелательности. Первым наставником царевича стал родственник матери Олимпиады Леонид из Эпира, обращавшийся с Александром очень строго, однако привязанность к нему Александр сохранил на всю жизнь.
Эпирцу Леониду подчинялся ещё один воспитанник Лисимах из Аркадии, называвший царевича Ахиллом, а себя — Фениксом, одного из персонажей древнегреческой мифологии, верного друга Пелея, обучавшего Ахилла красноречию и военному делу. Согласно легендам, Феникс привёл под Трою 50 кораблей и уговоривал Ахилла продолжать войну. В компании ровесников-аристократов Александр получил типичное для своей эпохи образование, включавшее обучение чтению, счёту и письму, геометрии, начал философии, а также гимнастики, музыки, изучение классической литературы, в первую очередь поэм Гомера.
Целый ряд источников указывают на незаурядные способности юного царевича. Однажды Александр принял персидских послов в отсутствие отца и «не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяжённости дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе — каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов»; удивлённые послы увидели в юноше «величие замыслов и стремлений». В другой раз Александр смог объездить неукротимого коня Буцефала, поскольку понял, что тот просто боится собственной тени.
Рафаэль В 343 или 342 году до н. Филипп решил отправить сына вместе с другими знатными юношами в город Миеза — возможно, чтобы разлучить его с матерью Олимпиадой. С этого времени до 340 года до н.
Источники не дают чёткой информации о том, чему Аристотель учил царевича Александра. Предположительно Александр изучал философию, риторику, геометрию, медицину, зоологию, географию, основательно познакомился с греческой литературой. Известно, что Александр очень любил и часто перечитывал «Илиаду» Гомера, придавая большое значение своему происхождению от Ахилла через мать, хорошо знал «Историю» Геродота, «Анабасис» Ксенофонта, трагедии Еврипида, стихи Пиндара, Стесихора, Телеста, Филоксена и других поэтов.
Филипп официально признал сына Александра наследником македонского престола. Весной 340 года до н. Филипп вызвал Александра, которому шёл тогда шестнадцатый год, в Пеллу и оставил его в столице в качестве регента, но под присмотром опытных полководцев Антипатра и Пармениона, а сам царь отправился осаждать греческие города Пропонтиды.
Филипп II умело прибегал к подкупу, известно его выражение: «Осёл, нагруженный золотом, возьмёт любую крепость». В это время против Македонии восстало фракийское племя медов; царевич Александр разбил восставших и основал в их землях город Александрополь, по аналогии с Филиппополем, который его отец назвал в свою честь. Два года спустя Александр был рядом с отцом, вторгшимся в Среднюю Грецию.
В решающей битве при Херонее 338 г. После заключения мира Александр возглавил делегацию, привёзшую в Афины пепел погибших воинов. Несмотря на все эти подвиги, взаимоотношения царевича Александра с отцом в те годы оставляли сложными.
Исследователи пишут о психологическом отчуждении, связанном с нехваткой общения и непримиримой позицией Олимпиады. Сыновние чувства Александр испытывал к родственнику матери и своему воспитателю Леониду, и считал его своим приёмным отцом. По отношению к Филиппу царевич испытывал ревность и зависть, жалуясь друзьям после каждой победы Филиппа: «Отец успеет захватить всё, так что мне вместе с вами не удастся совершить ничего великого и блестящего».
Даже имея статус наследника престола, Александр был далёк от государственных дел, и многие вельможи и военачальники его не поддерживали как наполовину эпирца по крови, находящегося под влиянием матери-чужеземки из Эпира. Положение стало угрожающим для царевича, когда Филипп женился в седьмой раз — на знатной македонянке Клеопатре. Гипотетический сын, рождённый в этом браке, был бы чистокровным македонянином, а значит, идеальным наследником своего отца; открытое заявление об этом прозвучало уже на свадьбе из уст Аттала, дяди невесты: Аттал… опьянев во время пиршества, стал призывать македонян молить богов, чтобы у Филиппа и Клеопатры родился законный наследник престола.
Взбешённый этим Александр вскричал: «Так что же, негодяй, я по-твоему незаконнорождённый, что ли? Филипп бросился на сына, обнажив меч, но по счастью для обоих гнев и вино сделали своё дело: царь споткнулся и упал. Александр, издеваясь над отцом, сказал: «Смотрите, люди!
Этот человек, который собирается переправиться из Европы в Азию, растянулся, переправляясь от ложа к ложу». Александр, 9 После этой ссоры произошёл открытый разрыв отношений с отцом. Царевич Александр уехал вместе с матерью в Эпир, к своему дяде Александру, а оттуда — к иллирийцам, заклятым врагам Македонии.
Известно, что Олимпиада побуждала своего брата начать войну с Филиппом; возможно, Александр сделал такое же предложение иллирийцам. Филипп вскоре отправил к Александру посланника и добился возвращения сына в Пеллу, но окончательное примирение между ними так и не произошло. Ещё раз отец и сын поссорились из-за переговоров с сатрапом Карии Пиксодаром 337 год до н.
Этот правитель предложил Филиппу союз и свою дочь Аду в жёны для одного из царевичей; тот выбрал в зятья Пиксодару Арридея, и Александр воспринял это как ущемление его прав. Александр направил в Карию своего друга Фессала с сообщением, что сам готов жениться на Аде. Филипп, узнав о таком предложении, немедленно прервал переговоры, и отругал сына, «называя его человеком низменным, недостойным своего высокого положения, раз он хочет стать зятем карийца, подвластного царю варваров».
В 336 году до н. Филипп попытался контролировать своего шурина Александра Эпирского, выдав за него свою дочь от Олимпиады Клеопатру. В день свадьбы в Эгах, в присутствии Александра, царь Филипп был заколот своим телохранителем Павсанием.
Точных данных о мотивах убийцы в источниках нет: по официальной версии, Павсаний мстил за личную обиду, но ходили слухи, что Александр и Олимпиада были осведомлены о его планах или даже сделали его своим орудием. Участие царевича в заговоре считается вероятным, но недоказуемым. Хорошо знавшее и видевшее Александра в сражениях македонское войско провозгласило его царём Македонии.
Александр Великий — царь Македонии Македонии-царства Филиппа-2 в 336 г. Взойдя на престол в возрасте 20 лет после гибели отца, Филиппа II греч. Александр унаследовал сильное царство, созданное его отцом, флот и опытную армию, вооруженную осадными и метательными машинами.
Македонское царство было крупной территориальной державой: оно включало не только Нижнюю Македонию, но и Верхнюю, а также Фракию, часть Иллирии и всё северное побережье Эгейского моря. Враги Македонии в Афинах и Фивах открыто радовались убийству Филиппа, и попытались изгнать оставленные Филиппом военные гарнизоны. В этой ситуации Александр действовал решительно.
Он быстро двинулся с армией на юг, добился своего избрания тагом Фессалии, а потом вошёл в Среднюю Грецию и разбил лагерь под Фивами. Не ожидавшие этого греческие полисы выразили покорность и прислали своих делегатов в Коринф, где был подтверждён договор, заключённый после Херонейской битвы 338 до н. Сохраняя формальную независимость, вся Эллада кроме Спарты теперь подчинялась Александру — гегемону Коринфского союза и стратегу-автократу в предстоявшем походе на персов; многие греческие полисы впустили к себе македонские гарнизоны.
Возвращаясь в Македонию, Александр встретился в Коринфе с философом-циником Диогеном. По легенде, царь предложил Диогену просить у него, чего он захочет, а философ ответил: «Не заслоняй мне солнца». Царь был настолько поражён гордостью и величием философа, который отнёсся к нему с таким пренебрежением, что на обратном пути сказал: «Если бы я не был Александром, я хотел бы быть Диогеном».
Позже Александр посетил и Дельфы; он потребовал от пифии, чтобы она предсказала его судьбу, и услышал «Ты непобедим, сын мой! Александр в 335 году до н. Скифов поддерживали и фракийцы, включая трибаллов и иллирийцев.
Затем наступила очередь низовий Танаиса р. Дон и восставшей округи Афин. Александр объявил, что он хочет, чтобы Демосфен, который назвал его мальчиком, когда воевал с иллирийцами и трибаллами, и подростком, когда он достиг Фессалии, увидел его мужчиной под стенами Афин».
Александр решил нанести упреждающий удар, и весной 335 года до н. В битве у горы Эмон Александр разбил фракийцев, занимавших сильную позицию на возвышенности, а потом одержал победу над трибаллами. Царь фракийского племени трибаллов Сирм др.
Город Сирмий возможно, и в память о царе , возникший на реке Сава — выше современного Белграда, почти тысячу лет привлекал переселенцев из Скифии. Имя Сиромъ сирота, как и серв-серб — безродный известно новгородским грамотам. По античным данным, Александр сражался против 400 тысяч скифов, имея всего 30 тысяч юношей, среди них вполне могли быть повзрослевшие тысячи воинов, из тех детей, каких вывел ранее из Скифии его отец Филипп II.
Где находится гробница Александра Македонского?
Александра III Македонского в европейской историографии часто ещё именуют Александром Великим. Александр Македонский (Александр III Великий, др.-греч. В Карии Александр столкнулся с сопротивлением городов Милета и Галикарнаса, где находились сильные персидские гарнизоны, и где скопились уцелевшие после сражения при Гранике войска сатрапов[55]. Александр Македонский, также известный как Александр III Македонский, был царем Македонии с 336 по 323 год до н.э. Изник В 326 г. до н.э., в честь победы над царем Пором, у которого было большое преимущество в виде боевых слонов и огромной армии, Александр Македонский основал город Никея в притоке реки Инд. Из Египта Александр Македонский направил свое войско в Месопотамию, где в битве при Гаугамелах вновь победил значительно большие силы персов.
Александр Македонский: тайна могилы величайшего завоевателя древнего мира
Проявив великую доблесть и мужество, он разгромил войска персидских сатрапов Малой Азии. После этой победы он принял капитуляцию персидской провинции и Сардинскую казну. Македонская армия Александра столкнулась с персидскими войсками под командованием самого царя Дария III на горном перевале в Иссе на северо-западе Сирии в 333 году до н. Несмотря на то, что армия Дария значительно превосходила армию Александра, сражение, известное как битва при Иссе, завершилось большой победой Александра. После битвы Александр захватил в плен жену Дария — Статиру I, его дочерей — Статиру II и Дрипетис, а также его мать — Сизигамбис, но относился ко всем захваченным женщинам очень уважительно. Александр вступил в Египет в начале 331 года до нашей эры. Он осадил Газу по пути в Египет и очень легко завоевал Египет. В Египте он основал Александрию-за-Египтом, город, задуманный как центр греческой культуры и торговли. Александр и его армия вошли в Индию в 327 году до н.
К этому времени он стал очень амбициозным и желал завоевать весь мир, который, как думали греки, заканчивался в северо-западной Индии. Величайшей из битв Александра в Индии была битва на реке Гидасп против короля Поруса из королевства Пауравов на берегах реки Гидасп в Пенджабе в 326 году. Македонцы одержали победу и аннексировали Пенджаб. Он хотел продвинуться дальше в Индии и направиться на восток к Гангу, где находилась империя Нанда Магадха. Однако его армия была истощена годами боев и отказалась идти дальше. В ответ на мольбы своего генерала Коэна, Александр решил вернуться домой.
Походный лагерь персидского войска вместе с семейством Дария достался победителям. Стремясь завоевать симпатии населения захваченных земель, Александр проявил милосердие к жене и детям Дария, а пленённым персидским воинам разрешил, при их желании, вступить в ряды македонской армии, в её вспомогательные отряды. Многие пленённые персы воспользовались такой неожиданной возможностью избежать позорного рабства на греческой земле. Поскольку Дарий с остатками разгромленного войска бежал далеко, к берегам реки Евфрат, Александр Македонский двинулся в Финикию с целью завоевать все восточное, сирийское побережье Средиземного моря. В это время он дважды отклонил предложение персидского царя о мире. Великий полководец древности мечтал только о покорении огромной персидской державы. Иной цели в походе на Восток он перед собой не ставил. В Палестине македонцы встретили неожиданное сопротивление финикийского города-крепости Тира Сур , расположенного на острове вблизи берега. Тир был отделен от суши полосой воды в 900 метров. Город имел высокие и крепкие крепостные стены, сильный гарнизон и эскадру, большие запасы всего необходимого, а его жители были полны решимости с оружием в руках защитить родной Тир от иноземного войска. Началась 7-месячная, необычайно тяжёлая осада города, в которой принял участие военный флот Македонии. Царь Александр поначалу стал возводить 60-метровой ширины мол через канал, чтобы поставить на нём стенобитные и метательные машины. Но с финикийских галер, стоявших в двух гаванях Тира, неожиданно для македонцев высадился сильный десант у мола, который сжёг часть его деревянных конструкций и разрушил вражеские военные машины. Тогда Александр приказал собрать со всего финикийского побережья флот в 250 различных судов, которые вместе с кораблями македонян блокировали Тир с моря, особенно его военные гавани. Македонский флот сумел одержать убедительную морскую победу над сильной эскадрой Тира, вышедшей из городских гаваней. Одновременно Александр приказал построить из земли, камней и деревьев широкую дамбу к острову. По дамбе под самые крепостные стены подвезли различные метательные и стенобитные машины. После многодневных усилий этих машин крепость Тир была взята осаждавшими в ходе ожесточённого штурма. Только части жителей города удалось спастись бегством на кораблях, чьи экипажи смогли прорваться через блокадное кольцо вражеского флота и уйти в Средиземное море. Во время кровопролитного штурма Тира погибли 8 тысяч горожан, а около 30 тысяч были проданы победителями в рабство. Сам город в назидание другим был практически разрушен и надолго перестал быть центром мореходства в Средиземноморье. После этого завоевателям покорились все города в Палестине, кроме Газы, которую пришлось брать силой. Город защищал персидский гарнизон под командованием мужественного военачальника Батиса. При осаде Газы использовались военные машины, в том числе катапульты и баллисты, доставленные из-под Тира. Их установили на огромном насыпном холме. Проломить стены крепости удалось только через несколько дней, и после нескольких неудачных для македонцев приступов город был взят. Победители в ярости перебили весь персидский гарнизон, сам город был разграблен, а жители проданы в рабство. Это произошло в ноябре 332 года до н. Египет, одна из самых густонаселённых стран Древнего мира, покорился Александру Македонскому без всякого сопротивления. В конце 332 года до н. При покорении Египта македонский царь проявил мудрость великого государственного деятеля: он не касался местных обычаев и религиозных верований в противоположность персам, которые постоянно оскорбляли эти чувства египтян. Он сумел завоевать доверие и любовь местного населения, чему способствовала и чрезвычайно разумная организация управления страной. В начале 331 года до н. Александр Македонский совершил во главе небольшого войска поход через знойную Ливийскую пустыню к храму Зевса Аммона, примерно в 300 километрах западнее города Мемфиса. Жрецы этого особо почитаемого древними египтянами храма посвятили его в ходе торжественной церемонии, по обычаю древних фараонов, в «сына Аммона» «сына Солнца». Весной 331 года до н. Александр Македонский, получив значительные подкрепления от царского наместника в Элладе Антипатра, вновь пошёл войной на Дария, который уже успел собрать большое войско в Ассирии. Македонская армия пересекла реки Тигр и Евфрат, и при Гавгамеле, недалеко от города Арбелы и развалин Ниневии, 1 октября этого же года противники сошлись в битве. У царя Дария теперь было мало надежд на успех в войне. Несмотря на значительный перевес персидского войска в численности и абсолютный — в коннице, полководец Александр, благодаря искусной тактике ведения наступательного боя, вновь одержал блестящую победу. На сей раз он вёл в сражение армию численностью в 47 тысяч человек. Александр, находившийся со своей тяжёлой кавалерией «товарищей» на правом фланге македонской боевой позиции, пробил брешь между левым флангом и центром персов и затем атаковал их центр. После упорного сопротивления, несмотря на то, что левый фланг македонян испытывал сильное давление противника, персы отступили. В считанные минуты их огромная армия превратилась в толпы неуправляемых вооружённых людей. Дарий III бежал в числе первых, а за ним в полном беспорядке побежало все его войско, неся огромные потери. По некоторым данным, они исчислялись в 50 тысяч человек. Победители недосчитались всего 500 человек. С поля сражения македонская армия двинулась на город Вавилон, который сдался без боя, хотя и имел мощные крепостные стены. Вскоре победители захватили персидскую столицу Персеполис и огромную царскую сокровищницу. Блестяще одержанная победа при Гавгамеле сделала Александра Македонского властелином Азии — теперь Персидская держава лежала у его ног. К концу 330 года до н. Меньше чем за пять лет Александр создал величайшую для того времени империю.
Тем не менее судьба распорядилась именно так, что первым местом упокоения Александра стала столица Птолемея. Дорога в Египет В итоге мнение воинов взяло верх — Пердикка уступил. Приготовления к походу заняли более года. Плутарх пишет, что тело Александра бальзамировали по египетскому обычаю, Диодор Сицилийский — что его по вавилонской традиции уложили в наполненный медом золотой по другой версии — стеклянный гроб, который водрузили на великолепный катафалк и под охраной сильного отряда отправили в неблизкий путь в Грецию. Диодор Сицилийский. На этот ящик была помещена крышка из золота, соответствующая ему в точности и прилаженная вокруг его верхнего края. Поверх лежала великолепная пурпурная мантия с золотым шитьем, у которой они поместили оружие умершего, желая показать всё, что было в согласии с его достижениями. Затем они построили крытую повозку, которая должна была вести его. В верхней части повозки был установлен золотой свод, восемь локтей в ширину и двенадцать в длину, покрытый россыпью драгоценных камней. Ниже крыши, по всей длине сооружения, был прямоугольный карниз из золота, на котором были рельефные изображения козлиных голов. Клад Романовых, армянская амазонка и мавзолей Золотой Орды Крышу огромной повозки поддерживали колонны с ионическими капителями, по углам стояли золотые фигуры богини победы Ники с трофеями. Огромное сооружение тащили 64 отборных мула, упряжь каждого была украшена драгоценными камнями и золотыми колокольчиками, возвещавшими о движении процессии. Специальная бригада рабочих и механиков обеспечивала переправы и выравнивала дорогу, чтобы не потревожить покой великого царя. Мы знаем, что процессия всё же оказалась в Египте. Некоторые авторы пишут, что это произошло по инициативе Птолемея Лагида, перехватившего ее возле Дамаска, и то ли силой, то ли хитростью умыкнувшего тело царя. Другие сообщают, что маршрут так и был спланирован, а Птолемей с войском выехал навстречу из уважения к памяти своего друга и вождя. Ситуация была непростая: между диадохами уже начались конфликты менее чем через год Пердикка с войском нападет на Египет , велась сложная политическая игра, в которой каждый старался продемонстрировать своим сподвижникам и воинам, что именно он является продолжателем дела Александра, а не наглым узурпатором.
Александрия в Арахозии Александрия в Арахозии - один из немногих древних городов, основанных Македонским, который можно увидеть и сегодня. Его руины находятся в Афганистане, в цитадели старой части современного города Кандагар. Этот город был построен правителем Македонского царства в 330 г. Город быстро приобрел огромное значение, поскольку располагался на Великом Шелковом пути. Город был построен в 329 году до н. Точная локация города также неизвестна, но большинство ученых придерживаются мнения, что руины города лежат под древней цитаделью Худжанда. Александрия Кавказская Александрия Кавказская - один из городов, основанных во время завоевания Индийского субконтинента. Македонский построил этот город в 329 г. Руины города находятся на территории Афганистана, предполагают, что недалеко от города Баграм. До Александра там правили Ахемениды, а до них Бактрийцы. Букефала Буцефалом звали любимого коня Александра, который был с ним на протяжении примерно 20 лет. После покорения Персидской империи Александр обратил свой взор на Индию. Считается, что во время битвы с индийским царем Пором конь и погиб. В 326 году до н. Александр основал в тех местах два города, один из них на западном берегу реки Гидасп, где прошла легендарная битва, ставшая последним масштабным сражением Александра был назван Букефала в честь верного друга.
Александр Македонский. История жизни величайшего Завоевателя. История Древнего Мира
Из Египта Александр Македонский направил свое войско в Месопотамию, где в битве при Гаугамелах вновь победил значительно большие силы персов. Но факт остается – Александр Македонский дошел до Полярного Урала, который назван «северными горами». Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход.
Крупицы истории
- Почему гробница Александра Македонского все еще не найдена -
- Почему не отмечают 40-й День рождения
- Александр Македонский: почему он прожил всего 32 года
- 10 удивительных фактов о жизни и смерти Александра Македонского
- Загадка Александра Македонского: были ли у полководца дети и что с ними стало?
- Александр Македонский | Русский след
Где родился Александр Македонский?
Сегодня мы расскажем о жизни и смерти величайшего полководца античности, которые завоевал полмира уже к своему тридцатилетию. 0:00 Начало0:55 356 – 336 гг. д. 13.6.323 до н.э., Вавилон) — царь Древней Македонии из. Александр Македонский — одна из самых известных или печально известных фигур в мировой истории. Александр Македонский решил воспользоваться плодами своей победы и продолжил поход. Македонский Александр Ещё в детские годы Александр Македонский отличался от сверстников: был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра было безгранично.
Александр Македонский - биография, новости, личная жизнь
По этой версии организм царя, ослабленный ежедневными приступами малярии, не смог сопротивляться сразу двум болезням; второй болезнью было либо воспаление лёгких, либо вызванная малярией скоротечно протекающая лейкемия белокровие [99] [98]. По другой версии, Александр заболел лихорадкой Западного Нила [100] [101]. Также выдвигались предположения о том, что Александр мог умереть от лейшманиоза , рака и даже СПИДа [102]. Впрочем, тот факт, что больше никто из его сотрапезников не заболел, уменьшает правдоподобность версии об инфекционном заболевании [102]. Историки обращают внимание на участившиеся к концу завоеваний попойки Александра с полководцами, которые могли подорвать его здоровье [102]. Существует и версия о передозировке царём ядовитым морозником , который использовался как слабительное [97]. Наконец, ещё в античности появились версии об отравлении царя Антипатром , которого Александр собирался сместить с поста наместника Македонии, однако никаких доказательств этому не появилось [103]. Согласно легенде [сн 8] , Александр перед смертью передал царское кольцо с печатью военачальнику Пердикке , который должен был стать регентом при беременной царице Роксане.
Предполагалось, что она вскоре родит законного наследника, интересы которого до совершеннолетия будет защищать Пердикка. Через месяц после смерти Александра Роксана родила сына, названного в честь отца Александром. Однако верховную власть регента Пердикки вскоре стали оспаривать другие военачальники диадохи , желавшие стать самостоятельными правителями в своих сатрапиях. Империя Александра фактически перестала существовать уже в 321 до н. Эллинистический мир вступил в полосу войн диадохов , закончившуюся со смертью последних «наследников» в 281 до н. Все члены семьи Александра и близкие к нему люди стали жертвами борьбы за власть. В 311 до н.
Гробница Александра Диадох Птолемей завладел забальзамированным телом Александра Великого и перевёз его в 322 до н. В Мемфисе тело Александра, скорее всего, сохранялось в храме Серапейон [106]. Впоследствии вероятно, по инициативе Птолемея Филадельфа его труп перевезли в Александрию [107]. Спустя 300 лет тела Александра коснулся первый римский император Октавиан , неловким движением отломив нос у мумии [108]. Последнее упоминание о мумии Александра Великого содержится в описании похода римского императора Каракаллы в Александрию в 210-х годах. Каракалла возложил свою тунику и кольцо на усыпальницу великого завоевателя [109]. Существует предположение, что найденный французским экспедиционным корпусом Наполеона в Египте и переданный англичанам саркофаг Нектанеба II [110] [сн 9] мог некоторое время использоваться для захоронения самого завоевателя [111].
В пользу этого предположения говорит частое использование Птолемеями предметов фараонов вплоть до обелисков для своих целей, необходимость пропаганды новой династией своей преемственности с прежними фараонами, а также то обстоятельство, что Птолемей I завладел телом царя так быстро, что мог не успеть создать достойный великого завоевателя саркофаг [107]. В настоящее время этот саркофаг хранится в Британском музее в Лондоне [112]. Личность Александра Римская копия с работы Лисиппа музей Лувра. Одна из наиболее достоверных работ по внешности Александра. Единственное сохранившееся изображение великого полководца, сделанное с натуры [113] Плутарх так описывает его внешность: «Внешность Александра лучше всего передают статуи Лисиппа , и сам он считал, что только этот скульптор достоин ваять его изображения. Этот мастер сумел точно воспроизвести то, чему впоследствии подражали многие из преемников и друзей царя, — лёгкий наклон шеи влево и томность взгляда. Апеллес, рисуя Александра в образе громовержца, не передал свойственный царю цвет кожи, а изобразил его темнее, чем он был на самом деле.
Как сообщают, Александр был очень светлым, и белизна его кожи переходила местами в красноту, особенно на груди и на лице. Личность и характер Александра как всякого великого человека не могут быть точно обрисованы отдельными чертами или одиночными рассказами и историческими анекдотами; они определяются только всей совокупностью его дел и их отношением к предыдущей и последующей эпохам. Очень часто Александр бросался в гущу схватки, список его ран перечисляет Плутарх : «При Гранике его шлем был разрублен мечом, проникшим до волос… под Иссом — мечом в бедро… под Газой он был ранен дротиком в плечо, под Маракандой — стрелой в голень так, что расколотая кость выступила из раны; в Гиркании — камнем в затылок, после чего ухудшилось зрение и в течение нескольких дней он оставался под угрозой слепоты; в области ассаканов — индийским копьём в лодыжку… В области маллов стрела длиною в два локтя, пробив панцирь, ранила его в грудь; там же… ему нанесли удар булавой по шее». Царь часто сравнивал себя с Ахиллом , а Гефестиона — с Патроклом. При этом в Древней Греции двух героев «Илиады», как правило, считали гомосексуальной парой [115]. У македонских аристократов нередко практиковались связи с мужчинами с юношеских лет [84]. Родственники сквозь пальцы смотрели на подобные отношения и обычно проявляли беспокойство, только если юноша не выражал интереса к женщинам к зрелости, что создавало проблемы для продолжения рода [115].
В то же время Александр имел любовниц, трёх законных жён бактрийская княжна Роксана , дочери персидских царей Статира и Парисатида и двух сыновей: Геракла от наложницы Барсины и Александра от Роксаны. В целом царь с большим уважением относился к женщинам, хотя даже учитель Александра Аристотель отстаивал подчинённое положение женщины в обществе [116]. Религиозные взгляды Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей , копия с древнегреческой картины До первых успехов в борьбе с персами Александр активно приносил жертвы богам [42] , но в дальнейшем перестал относиться к богам с пиететом. Так, ещё ранее он попрал запрет на посещение Дельфийского оракула [33] , а оплакивая кончину своего любовника Гефестиона, Александр приравнял его к героям младшим божествам , организовал его культ и заложил два храма в его честь [117] [96]. В Египте Александр провозгласил себя сыном Аммона-Ра и, таким образом, заявил о своей божественной сущности [118] ; египетские жрецы стали почитать его и как сына бога, и как бога [119]. Также он посетил известного оракула Аммона в оазисе Сива. Эти действия обычно оцениваются как прагматический политический шаг, направленный на легитимацию контроля над Египтом [118].
Среди греков стремление царя обожествить себя не всегда находило поддержку — большинство греческих полисов признали его божественную сущность как сына Зевса, греческого аналога Аммона-Ра лишь незадолго до смерти, в том числе и с явным нежеланием, как спартанцы они постановили: «Так как Александр хочет быть богом, пусть будет им» [120]. Вскоре в честь царя начали проводиться Александрии — общеионийские игры наподобие Олимпийских, а незадолго до смерти послы греческих полисов увенчали его золотыми венками, чем символически признали его божественную сущность [121]. Заявление о божественной сущности Александра серьёзно пошатнуло доверие к нему многих солдат и полководцев [122]. В Греции полководцам-победителям иногда оказывали схожие почести, поэтому недовольство вызвали лишь отречение Александра от своего отца и требование признания себя именно как непобедимого бога [123]. Более поздний автор Иосиф Флавий записал легенду о том, что Александру во сне являлся Яхве , и потому Александр с большим уважением отнёсся к иудейскому первосвященнику в Иерусалиме, а также якобы читал Книгу пророка Даниила и узнал там себя [сн 10] [124]. Память об Александре Оценка деятельности Книга о праведном Виразе. Затем проклятый и нечестивый Злой дух, чтобы заставить людей засомневаться в этой вере, наслал обретавшегося в Египте ромея Александра на Иран чинить опустошение и наводить страх.
Он убил иранского царя, разрушил царский дворец, опустошил государство. Он убил многих высших жрецов и судей, хербедов и мобедов, приверженцев зороастризма, деятельных и мудрых людей Ирана. И Ардашир уста раскрыл пред ними: «Эй, славные познаньями своими, Я знаю, нет средь вас ни одного, Кто б не слыхал, каким подверг невзгодам Нас Искандар — пришелец, низкий родом! Он славу древнюю низверг во мрак, Весь мир зажал в насильственный кулак. Где все они? Где блеск их величавый? О них осталась лишь дурная слава.
Не в рай цветущий — в леденящий ад Ушли они. Не вечен и Хафтвад! Римский историк Тит Ливий сообщил о той высокой оценке, которую дал Александру другой знаменитый в истории полководец — Ганнибал : Сципион … спросил, кого считает Ганнибал величайшим полководцем, а тот отвечал, что Александра, царя македонян, ибо тот малыми силами разбил бесчисленные войска и дошёл до отдаленнейших стран, коих человек никогда не чаял увидеть. Наполеон Бонапарт восхищался не столько военным гением Александра, сколько его государственными талантами: Что меня восхищает в Александре Великом — это не его кампании, для которых мы не имеем никаких средств оценки, но его политический инстинкт. Его обращение к Амону стало глубоким политическим действием; таким образом он завоевал Египет. Сенека назвал Александра несчастным человеком, которого гнала в неведомые земли страсть к честолюбию и жестокость, и который старался подчинить себе всё, кроме страстей [129] , ибо из наук он должен был узнать, «как мала земля, чью ничтожную часть он захватил» [130]. По-разному оценивали Александра на Востоке.
В дальнейшем официальные персидские историографы старались изобразить Александра потомком Ахеменидов, чтобы обосновать теорию наследственной преемственности персидского трона [131]. Нередко предполагается, что Александр скрывается под именем Зуль-Карнайн в Коране , где он характеризуется как праведник. Псевдоисторический роман « История Александра Великого » был переведён на пехлевийский язык , а через него, вероятно, и на арабский язык до появления Корана, и был известен в Мекке [132]. Впоследствии личность Александра пользовалась популярностью в мусульманском мире, и ему нередко старались приписать немакедонское происхождение. Например, североафриканские арабские авторы возводили его корни к территории Магриба, а испанские — к Пиренеям [133]. Средневековый персидский поэт Фирдоуси в поэме Шахнаме включает Александра в ряд правителей Ирана, нейтрально повествует о его философской беседе с мудрецами, но устами царя Ардашира озвучивает негативную оценку завоевателя см. Александр был популярным персонажем и в еврейской традиции — в частности, в Библии, раввинистической литературе и у Иосифа Флавия.
В Книге пророка Даниила , которую Александр якобы читал [сн 10] , он не назван прямо, но рассматривается как часть божественного плана по спасению еврейского народа [134]. В Первой книге Маккавейской Александр представлен как умеренно враждебный завоеватель, одним из преемников которого стал Антиох IV Эпифан , организатор преследований приверженцев иудаизма [135] [136]. В раввинистической литературе отношение к Александру смешанное [137]. Источники В походах Александра сопровождало множество интеллектуалов, включая историка Каллисфена и нескольких философов. Многие из них впоследствии опубликовали воспоминания о своём великом современнике. Так, придворный Александра Харет Митиленский написал «Историю Александра» в десяти книгах, которая описывала прежде всего личную жизнь Александра, но сохранилась лишь в незначительных фрагментах [138]. Его сочинение было построено не по хронологическому принципу, а представляло собой скорее сборник анекдотов [138].
Чтобы выразить свою милость иудеям, Александр предоставил им весьма важные привилегии не только в Иудеи, но и в Вавилонии и Мидии. Как бы то ни было, во всяком случае несомненно, что Александр принимал иудеев в свое войско; затем, иудеи заселили значительную часть основанной им Александрии, и очень возможно, что то благоволение, с каким относились к иудеям первые преемники его в Египте, было лишь продолжением его собственного благоволения к сынам Израиля. Во всяком случае несомненно то, что победы Александра имели огромное значение для судеб народа иудейского. Не многие еще имели вообще такое влияние на преобразование жизни народов — можно сказать всего мира, как Александр Великий. С этого времени иудеи постоянно зависели от его преемников — Лагидов и Селевкидов, что повело к великим политическим и религиозным событиям, о которых рассказывается в книгах Маккавейских; позже они подпали под власть римлян, преемников Македонян, и оставались под ней до самого конца своего политического существования. Но еще важнее этих политических следствий было то движение идей, которое создано было македонским завоеванием и которое послужило могучим подготовлением к принятию и распространению христианства. Последствием побед Александра В. Почти повсюду они ввели единство языка: на их языке стал говорить весь цивилизованный мир, и даже на улицах победоносного над греками Рима слышался и был понимаем греческий язык. Вместе с греческим языком повсюду распространялись и греческие идеи, и хотя в них не мало было ложного и нелепого, но все-таки через него именно и лучшие идеи греческих философов и поэтов сделались достоянием всего человечества.
Причина столь внезапной смерти Александра до сих пор остается одной из самых главных загадок древнего мира. Персы, которых он беспощадно разгромил, утверждали, что полководца покарало небо за осквернение могилы царя Кира. Вернувшиеся домой македонцы говорили, что великий полководец умер от пьянства и распутства источники донесли до нас сведения о его 360 наложницах. Римские историки считали, что его отравили неким азиатским ядом замедленного действия. Главным аргументом в пользу этой версии считают плохое здоровье Александра, который, возвращаясь из Индии, якобы часто впадал в обмороки, терял голос и страдал от мышечной слабости и рвоты. В 2013 году британские ученые в журнале «Клиническая токсикология» выдвинули версию, будто Александр был отравлен препаратом, изготовленным на основе ядовитого растения — белой черемицы, применяющийся греческими врачами для вызова рвоты.
Самая распространенная версия гласит, что Александра скосила малярия. В поисках Александра До сих пор неизвестно, где похоронен Александр. Сразу после его смерти начался раздел его империи между его ближайшими сподвижниками. Чтобы не тратить время на пышные похороны, Александра временно захоронили в Вавилоне. Через два года его выкопали, чтобы перевезти останки в Македонию. Но по дороге на траурный кортеж напал сводный брат Александра, Птоломей, который силой и подкупом отобрал «трофей» и перевез его в Мемфис, где и захоронил его вблизи одного из храмов Амона.
Но видимо Александру было не суждено обрести покой. Еще через два года новую гробницу вскрыли и переправили со всеми соответствующими почестями в Александрию. Там тело повторно забальзамировали, поместили в новый саркофаг и установили в мавзолее на центральной площади. В следующий раз сон Александра, очевидно, потревожили уже первые христиане, для которых он был «царем язычников». Некоторые историки полагают, что саркофаг выкрали и закопали где-то на окраинах города.
Ниже представлено 10 таких фактов — они точно заслуживают внимания каждого, кто увлекается историей. Содержание [скрыть] 1 У Александра был конь Буцефал, который служил ему около двадцати лет 2 Александр учился у одного из лучших философов своего времени — Аристотеля 3 У Александра был слабоумный брат, который впоследствии тоже взошёл на трон 4 С момента своего восемнадцатилетия и до самой смерти Александр Македонский не проиграл ни одного сражения 5 Александр Македонский, согласно легенде, разрубил гордиев узел 6 Десятки населённых пунктов Александр III Македонский назвал в честь себя 7 Александр Великий официально имел трёх жён 8 Остаётся загадкой, как именно умер Александр и что явилось причиной его смерти 9 Тело Македонского хранили какое-то время в чане с мёдом 10 Мумия Александра не сохранилась до наших дней У Александра был конь Буцефал, который служил ему около двадцати лет Согласно историку Плутарху, Александр, будучи ещё десятилетним ребёнком, смог обуздать Буцефала в переводе с греческого это имя можно перевести как «бычья голова». Причём даже отец будущего великого полководца посчитал этого коня ни на что негодным из-за его излишней строптивости.
Впоследствии Буцефал стал любимым скакуном Александра, полководец брал его во все свои походы. А когда конь умер скорее всего, это произошло при битве с индийским царём Пором в 326 году до н. Александр укрощает непокорного Буцефала Александр учился у одного из лучших философов своего времени — Аристотеля Отец Александра пригласил Аристотеля, чтобы тот учил его сына наукам мальчику на тот момент было всего 13 лет. И общение с Аристотелем, безусловно, сильно повлияло на образ мышления и систему ценностей будущего полководца. Совершенно очевидно, что именно Аристотель привил Александру Великому уважение к философии в целом. Александр и в юности, и после восхождения на трон с удовольствием общался с разными философами. Например, известно, что однажды Македонский встретился с Диогеном, который в это время отдыхал на городской площади. Император спросил, может ли он что-то сделать для Диогена.
Этот ответ совершенно поразил Македонского. Встреча Александра и Диогена — картина художника Гаэтано Гандольфи, написанная в 1792 году А позднее, во время похода в Индии, Александр приостановил военные действия ради того, чтобы подискутировать с гимнософистами их еще называли «голыми философами». Эти философы были своеобразными последователями и интерпретаторами индуизма. Они принципиально не носили одежды, так как были уверены, что именно из-за неё люди становятся тщеславными. У Александра был слабоумный брат, который впоследствии тоже взошёл на трон В 336 году до н. В живых он оставил лишь своего сводного братца по имени Арридей, который действительно страдал от слабоумия. Брат преспокойно пережил Александра и в 323 году, после того, как умер великий полководец, стал править в Македонии. Хотя, разумеется, власть Арридея была лишь формальной, на практике он был игрушкой в руках своего окружения.