Новости что такое строгий пост

Строгий пост в православии — это период времени, когда верующие отказываются от определенных продуктов, следуя строгим правилам питания. Великий пост — наиболее строгий и длительный период воздержания для верующих, направленный на духовное обновление и подготовку к празднованию Светлого Воскресения. В 2024 году Поста начинается 18 марта и заканчивается 4 мая: на протяжении 48 дней верующие отказываются от пищи животного происхождения и 5 мая празднуют Пасху. Самые строгие многодневные посты это несколько недель воздержания перед главными христианскими событиями.

Какие бывают посты?

  • Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
  • Церковный пост: зачем, когда и как мы постимся - архимандрит Симеон (Куцас) - читать, скачать
  • ПО УСТАВУ ВО ВРЕМЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА МОЖНО ПРИНИМАТЬ ПИЩУ ТАКИМ ОБРАЗОМ:
  • Великий пост. История и особенности
  • Страстная неделя Великого поста: что можно есть, что можно и что нельзя делать?
  • Строгий пост в наше время. О пользе и вреде

Пост: 5 степеней строгости

Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. «Соблюдение поста может оказать положительное влияние при наличии у человека гиподинамии, пищевой аллергии, желчекаменной болезни и подагре, — перечисляет Сергей Караулов. Верующие особо строго держат пост в первую и в последнюю неделю поста – Страстную Седмицу". – рассказали Sputnik священнослужители. Олег несколько лет возглавлял строгие монастырские кухни, а потому лучше многих знает о кулинарных особенностях поста. Самый строгий пост начинается за несколько дней до Рождества и завершается Сочельником, во время которого многие верующие не употребляют пищу вплоть до восхода первой звезды. В древней Церкви пост был довольно строгим.

Что такое пост и как правильно поститься?

Начало В Евангелии сказано: «Когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься». Первые верующие были евреями, они хорошо запомнили эти слова Христа и соблюдали пост во время иудейской Пасхи, надеясь тем самым искупить не только собственные грехи, но и грех соплеменников-распинателей. Однако позже, с появлением в конфессии крестившихся язычников, время празднования христианской и иудейской Пасхи разошлось, поститься в сам праздник запрещали видные богословы, в том числе Иоанн Златоуст. Великий пост и Пасха. Однако современные историки опровергают эту гипотезу, ссылаясь на более ранние свидетельства о формировании Великого поста. Из письма ведущего богослова II века Иринея Лионского узнаем, что он стал свидетелем разногласий, касающихся празднования Пасхи и дат поста: «Некоторые думают, что они должны поститься один день, другие — два дня, иные — даже несколько, тогда как другие отсчитывают сорок часов дня и ночи для своего поста». Скорее всего ранние христиане праздновали Христово Воскресение не ежегодно, а еженедельно, соблюдая пост в пятницу — день крестной смерти Иисуса. Это объясняет споры по поводу дня христианской Пасхи, а также последующую символичность и подвижность этой даты. Обычай же отмечать Воскресение только раз в год, а вслед за этим и держать предпасхальный пост, формировался на протяжении столетий. Сначала сам пост был коротким и очень строгим, позже увеличивался и менялся.

Успенский пост установлен в православии в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы. Цели у него такие же, как и у Великого поста — подготовка к переживанию особо значимого события. Успенский пост православные верующие соблюдают, чтобы быть «достойными праздника» завершения земной жизни Божьей Матери. Длится пост две недели и всегда в одни и те же даты — с 14 по 27 августа.

Согласно церковному преданию, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы 28 августа Божья Матерь закончила свою земную жизнь. Первый день Успенского поста называется Медовым Спасом. В это время на Руси начинали собирать мед и освящали его в храмах. Что можно и нельзя есть в Успенский пост?

Успенский пост является строгим.

Если вы сами, воздерживаясь от скоромной мясо-молочной пищи и развлечений, осуждаете других за их «нерадивую» жизнь, то это тем более — не пост. Пост — это воздержание от всего, что может вставать между вами и Богом, во время поста христиане воздерживаются даже от интимной супружеской жизни, пост — это уход внутрь себя и пребывание там наедине с Господом, это время самоанализа, внимательного пересмотра своей жизни, период наиболее активной духовной работы по исправлению своих недостатков, искоренению страстей, очищению плоти и духа. Постом христианин должен уделять больше внимания и времени на посещение храма, домашнюю молитву, помощь ближним и творение дел милосердия. Некоторые из Святых Отцов называют молитву и пост двумя крылами, возносящими к Небу христианскую душу. Церковью установлена целая система постов, соблюдая которые, христианин способствует успешному прохождению духовных подвигов, совершенствованию души, стяжанию Божественной Благодати Святого Духа. Посты бывают однодневные и многодневные. Однодневными постами являются каждые Среда и Пятница в течение года, за исключением Святок период между праздниками Рождества и Крещения , Пасхальной и «сплошных» седмиц недель. Кроме того, однодневными постами являются: Крещенский сочельник Навечерие Богоявления , Усекновение главы Иоанна Предтечи — 29 августа 11 сентября по новому стилю и Воздвижение Креста Господня — 14 27 сентября. Посты различаются по степени строгости: строгий пост — разрешается для вкушения только растительная пища овощи, фрукты ; менее строгий пост — разрешается растительное масло, в воскресные и праздничные дни — рыба.

Отсюда пошла христианская традиция», — объяснила собеседница «360». Это время для духовного очищения, ухода от привычек и мыслей, которые не служат росту и развитию. В течение 40 дней верующим стоит усиленно молиться, исповедоваться и приходить на службы. Важно понимать, что без искреннего раскаяния и обращения мыслями к Богу пост теряет свою суть, превратившись в обычное воздержание от вредной пищи.

Священнослужители все чаще советуют избегать переизбытка информации, ограничив бездумное времяпровождение в социальных сетях. Православным лучше сосредоточиться на внутреннем самосовершенствовании и духовном обновлении. Богослов и архиепископ Кесарии Каппадокийской Василий Великий писал: «Настоящий постник воздерживается от гнева, ярости, злобы и мщения. Настоящий постник воздерживает язык от празднословия, сквернословия, пустословия, клеветы, осуждения, лести, лжи и всякого злоречия.

Словом, настоящий постник тот, кто удаляется от всякого зла». Великий пост делится на два основных этапа: Святую четыредесятницу и Страстную седмицу или Страстную неделю. В течение Святой четыредесятницы верующие стремятся к духовному очищению и приближению к Богу через пост, молитву и исповедь грехов. Это время подготовки к встрече с воскресшим Христом.

Страстная седмица посвящена последним дням жизни Сына Божьего на земле, его учению, Тайной вечере, страданиям на Голгофе и воскресению. В эти дни верующие особенно глубоко переживают предшествующие Пасхе события, вместе мысленно проходя эти страдания с Иисусом Христом. Во время Рождественского поста верующие стараются следовать примеру монашеского образа жизни — не только в еде, но и в поведении, акцентируя внимание на милосердии: примиряются после ссор, занимаются благотворительностью, проявляют доброжелательность и открытость к окружающим. Постные дни также благоприятны для совершения крещения как детей, так и взрослых, чтения акафистов, молитв за усопших, в том числе проскомидий и панихид.

Желательно чаще причащаться — это способствует духовному и физическому развитию. Важно добросовестно читать молитвы, посещать храмы, исповедоваться в содеянном, а также помогать нуждающимся.

Православные посты

Наиболее строгие недели поста — первая и последняя (Страстная). Отдельного устава для мирян не существует, поэтому мы публикуем календарь, соответствующий монастырскому уставу. Изначально строгий пост был вызван не столько христианскими побуждениями, сколько элементарной необходимостью. В остальные недели пост не такой строгий, однако помним, что нельзя кушать во время Великого поста продукты животного происхождения. Православие сегодня Посты Что такое сухоядение в пост – это когда православные монахи и миряне даже чай не пьют?

Что можно и нельзя есть в Успенский пост?

  • Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания - 18.03.2024, Sputnik Беларусь
  • Великий пост 2024: когда начинается, что можно и что нельзя, календарь питания по дням
  • Что такое Пост и зачем он нужен?
  • Пост в религиях мира

Что такое строгий пост в православии?

При строгом соблюдении человек, соблюдающий пост, не принимает никакой пищи или воды с захода солнца предыдущего дня до 48 минут после восхода солнца следующего дня. Православный пост намного строже католического, но даже из овощей и фруктов можно приготовить множество действительно вкусных и питательных блюд, способных поддерживать высокий жизненный тонус человека, который не отказывается на период поста от привычного. это самый продолжительный и строгий из всех постов Русской православной церкви, именно поэтому его называют Великим. Следует отметить, что строгий пост относится больше к монашествующим.

Пост: 5 степеней строгости

Цель его заключается в покаянии и подготовке верующих к Светлому воскресенью. Предусматривает воздержание в пище, отказ от развлечений, очищение души от грехов. Продолжительность 1 Великий пост начинается сразу после Масленицы и длится 48 дней, вплоть до Пасхи Светлое воскресение. Согласно православным канонам, делится на шесть недель, называемых Четыредесятница, и Страстную неделю седмицу. Четыредесятница установлена в память о сорока днях, которые Иисус Христос провел в пустыне в посте и молитвах, а Страстная неделя посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни, смерти и погребении Христа. Подготовка 2 Великому посту предшествует четырехнедельный подготовительный период. В его первые две недели запрета на употребление тех или иных продуктов нет. Во время третьей недели верующим не разрешается есть мясо по средам и пятницам, а во время четвертой, на которую приходится Масленица, полностью запрещается употребление всех мясных продуктов.

Последнее воскресенье перед Великим постом Прощеное воскресенье в христианской традиции является кульминацией подготовительного периода. В этот день принято каяться и просить друг у друга прощения за нанесенные за год обиды, чтобы очиститься от грехов и сосредоточиться на духовной жизни. В храмах на вечернем богослужении совершается особый чин: после чтения молитвы настоятель просит прощения у присутствующих на службе, то же самое делают и прихожане.

Сейчас она не соблюдается, но по уставу первые четыре дня поста практикуется сухоядение.

Что это такое? Это значит, что можно есть сырые овощи, фрукты, хлеб, мед, орехи, пить воду, чай. Хотя особо рьяные постящиеся не пьют даже чай. Сухоядение — это сухая пища, которую не подвергали тепловой обработке.

То есть сырые овощи, сырые фрукты, орехи, сухофрукты и так далее. В пятницу первой недели Великого поста в первый раз разрешается горячая растительная пища. Но без растительного масла. Это строгий пост.

Еду уже можно готовить — допустим, варить крупы и овощи, но употребляются они без растительного масла. В первую субботу и воскресенье поста уже можно есть горячую пищу с растительным маслом, а в воскресенье даже вино благословляется. Потому что это неделя торжества православия. Воскресный день — день, в который ничего не делают, — посвящен Богу.

Таким образом, неделя торжества православия — это первое воскресенье поста, на трапезе благословляется немного употребить вина. Если поститься по монастырскому уставу, то каждую неделю режим такой: понедельник, среда и пятница — сухоядение, вторник и четверг — горячая пища без масла.

Прежде всего следует упомянуть: Закон вражды плоти и духа После грехопадения прародителей был взят мир от земли, и она стала полем вражды. Как сказано об этом в Апокалипсисе: «И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч» Откр. В частности, эта противостояние простирается и на природу самого человека, в которой его плоть враждует с его же духом.

Как об этом говорит апостол Павел: «Плоть бо похотствует на духа, дух же на плоть: сия же друг другу противятся, да не яже хощете, сия творите» Гал. Совершенно естественно, что человек духовный стремится подчинить свою плоть духу. Причем одним из основных средств сего подчинения как раз и является христианский пост. Как говорят, святые отцы по мере того, как увядает в частности, от поста плоть, в такой же мере процветает дух христианина. И наоборот: насколько утучняется плоть, настолько же хиреет дух.

Однако здесь достойны более внимательного исследования эти слова Гал. По их смыслу выходит, что не только плоть похотствует на дух, но и сам дух также похотствует! Что здесь имел в виду апостол? Выскажу свое мнение. В привычной нам системе православно-аскетических «координат» обычно под плотью понимается тело, а под духом душа человека.

И чаще всего именно так оно и бывает. Но не всегда, особенно в наше время. Дело в том, что если душа, которую мы считаем духом, одержима грехами, то тогда она или дух действительно похотствует на тело плоть. Особенно это касается гордыни, которая является чисто душевным или духовным грехом. В таком случае бывает по пословице: «От дурной головы — ногам больно»!

А типичный пример сему евангельский блудный сын Лк. По своей гордыне, чисто душевной или духовной страсти тело, ведь, не гордится , он требует дать положенную ему часть имения Лк. И заметим, сколь много бед эта похоть духовная, то есть гордыня, причинила его телу: он «пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему» Лк. Как видим, типичный пример того, как дух похотствует на плоть!

И что же спасло блудного сына, может быть какие-то «великие духовные рассуждения»?! Нет, Евангелие говорит о нем: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! Встал и пошел к отцу своему» Лк. Заметим, та же самая гордыня греховная страсть духовная удерживала блудного сына в чужой стране и в рабском состоянии. Из-за этой гордыни ему было стыдно, после всей своей предыдущей фанаберии, вернуться к отцу нищим, босым и в лохмотьях.

А спас его от этого рабства обыкновенный голод — естественная и беспорочная то есть не греховная телесная страсть. Она-то и внушила заблудившемуся юноше смиренную и спасительную мысль вернуться к отцу уже не в качестве сына, а в качестве обыкновенного наемника. Итак, в данном евангельском примере похотствует дух, то есть душа по причине гнездящейся в ней гордыни. А спасает тело, поскольку удобно смиряет горделивую душу. Это следует помнить каждому постящемуся.

И не случайно Неделя о блудном сыне, в которую и читается сие евангельское зачало Лк. Православный пост предназначен совсем не для богопротивного убийства тела, как считали язычники, а для искоренения гнездящихся в нем и в душе христианина греховных страстей. Ведь у язычников также был пост ради достижения духовных целей. Но под этими духовными целями они понимали общение с нечистыми духами, которых почитали, как «богов». Так, к примеру, в житии св.

Киприана Карфагенского упоминается, что, когда он еще был язычником и учился волхвованию, то на горе Олимп: «Видел он также в мнимых образах языческих богов и богинь, а равно различные призраки и привидения, вызыванию коих он учился в строгом сорокадневном посте; ел же он по захождении солнца, и то не хлеб и не какую-либо иную пищу, а дубовые желуди». Естественно, что такой богопротивный пост ради общения с нечистыми духами и пребывании в стимулируемых ими страстях, особенно гордыне, — для православного христианина совершенно неприемлем! Повторяю, христианский пост служит для искоренения или, хотя бы, ослабления страстей, а не для их усиления! А также для победы духа христианина над его плотью ради стяжания благодати Духа Святого. Пост — это некий отказ от земного ради небесного.

О чем Господь сказал: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» Мф. Вот что, в первую очередь, а именно — духовное получает постящийся православный! Второй этический закон, с которым связан христианский пост, это: Закон связи наслаждений и страданий Этот закон был открыт философами еще за несколько столетий до Рождества Христова. Суть его состоит в том, что все и всяческие земные наслаждения необходимо связаны со страданиями. Так, например, чтобы насладиться пищей, сначала надобно испытать голод; а чтобы получить удовольствие от пития, сначала необходимо испытать жажду.

Но если первые есть наслаждения, то, очевидно, вторые голод, жажда — это страдания. И они, эти наслаждения и страдания, необходимо связаны друг с другом! Обратное также верно. А именно: люди, которые непомерно предаются тем или иным наслаждениям, в результате получают болезни и страдания. Обжора — расстройство желудка; пьяница — цирроз печения; блудник — дурные болезни, а также преждевременную импотенцию; наркоман — заболевание всего организма и т.

Интересно, что этот этический закон, над открытием которого философы бились много лет, Господь в беседе с самарянкой выразил всего лишь шестью словами: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять», — но при этом еще и добавил, — «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» Ин. Здесь под сей водой, которую Он дает нам, Господь разумеет благодать Святого Духа, кою стремится получить каждый православный христианин. В частности, как и было сказано выше, получить чрез подвиг поста — для этого, собственно, мы и постимся. Но заметим и то, что побочным следствием этого постного делания является и определенная победа над этическим законом связи наслаждений и страданий. И действительно, как погоня за наслаждениями порождает страдания, так точно верно и обратное: злострадания в частности, пост , добровольно принятые христианином ради Христа, дают ему также дозволенные и здравые телесные радости.

Вспомним обряд разговения, особенно приятный после Великого поста! Кроме того, как обжора расстраивает свой желудок и болеет, так, наоборот, добре постящийся и правильно разговляющийся чрез это стяжает не только духовное, но и телесное здравие. Как говорил некий преподобный отец: «Бог назначил пост не по злобе, а для того, чтобы человек не умер от несварения желудка». Итак, можно сказать, что христианский пост — это благословенное Православной Церковью посильное воздержание христианина от пищи, пития и ряда других плотских удовольствий ради получения благодати Святого Духа, здравия души и тела, а в наше время и того, что можно назвать счастьем. Как правильно соблюдать пост Церковь не требует от христианина поста выше его сил.

Для детей, стариков и больных делается послабление в канонической строгости поста. Только тут надо правильно понимать, как можно получить это послабление. Часто бывает, что перед постом к священнику подходит, скажем, какая-нибудь старушка и, ссылаясь на болезни, просит его благословить ее на молоко или еще какой-то запрещенный продукт. Она не понимает, что священник не имеет права отменять установленные святыми отцами правила поста. Как же быть?

В таких случаях советую таковым слабым христианам поститься посильно, как они могут. Если же при этом нарушаются канонические правила поста, то в конце его следует принести в этом покаяние на исповеди. Сказав, что по немощи телесной я нарушил а то-то и то-то. Так будет правильно. Но при этом надобно стремиться поститься как можно строже.

А мерилом здесь для слабых является их христианская совесть. Но что имеется в виду под словами, что в наше время пост, да, собственно, и всякое христианское воздержание дает счастье?! Это особенно хорошо видно из того, что называется: Постные ограничения интимной жизни супругов Речь, конечно, идет о христианских супругах, состоящих в законном браке. Поскольку вне его интимная жизнь между мужчиной и женщиной — это тяжкий грех блуда.

Христианин посещает богослужения, исповедается и причащается Святых Христовых Тайн. Ограничения касаются и образа жизни. Отказываются от шумных мероприятий, пустых развлечений телевизор, компьютерные игры, походы в клубы и рестораны. Также соблюдается супружеский пост — воздержание от близости. Питание — очень скромное. Не разрешается употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца, все молочные продукты и кондитерские изделия.

Пища с растительным маслом допускается только в субботу и воскресенье. Понедельник, среда и пятница — дни сухоядения, то есть приготовленная с помощью термической обработки пища запрещена. В первый день поста, а также в Страстную пятницу день распятия Христа полностью воздерживаются от пищи. В Праздничные дни — Благовещение и Вход Господень в Иерусалим — допускаются послабления в виде рыбы, а в Лазареву субботу — в виде икры. Помимо потребления только допустимой пищи, ограничивают себя и в её количестве. Источник: artchive. Не принято демонстративно отказываться от скоромной запрещенной пищи и, тем более, осуждать не постящихся или считать себя чем-то лучше их. Это противоречит смыслу Великого поста. Когда положены послабления в посте? Атрибуты духовной части поста под силу любому человеку, и послаблений в них не просят.

Питание и супружеский пост обсуждаются со священником индивидуально, в зависимости от состояния здоровья, ситуации в семье или опыта предыдущих постов. Благословение на послабления берется накануне поста у священника. Часто они идут навстречу начинающим.

Описание поста и что это такое – зачем нужен, как его держать, что можно и нельзя

Несмотря на строгие ограничения, питание в Великий пост может быть разнообразным. Что касается желания навестить усопших на кладбище во время поста, то строгих запретов нет. Строгий пост является символом покаяния и принесения жертвы, физическим проявлением духовной практики религиозных традиций. Поэтому строгий пост им соблюдать я все-таки не рекомендую, только если под наблюдением специалиста. Более строгими являются Великий и Успенский посты, в кои рыба не вкушается (за исключением нескольких дней, о коих будет сказано ниже).

Великий пост 2023: меню, и что категорически запрещается верующим в дни воздержания

Пост для мирян предполагает воздержание от мясного, молочного и яиц, а в строгий пост — еще и от рыбы. В 2024 году Поста начинается 18 марта и заканчивается 4 мая: на протяжении 48 дней верующие отказываются от пищи животного происхождения и 5 мая празднуют Пасху. Строгий пост является символом покаяния и принесения жертвы, физическим проявлением духовной практики религиозных традиций. В III веке произошло удлинение пасхального поста на 40 дней под влиянием продолжительной практики оглашения, из желания строгим постом и усердными молитвами готовить оглашенных к принятию таинства крещения[3]. Отметить ее стремятся по всем церковным канонам, поэтому чтят строгий пост из числа многодневных – Великий.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий