На юго-востоке Ирана проживает еще один безгосударственный народ ближнего Востока – белуджи. Белуджи обитали в то время в Кермане и к востоку от него, в Сейстане, занимаясь кочевым скотоводством. Армия освобождения приобрела популярность в 2006, после убийства некоторых лидеров белуджи. День белуджской культуры отмечается народом белуджей ежегодно 2 марта с торжествами, посвященными их богатой культуре.
Белуджский сепаратизм больше не является забытой проблемой
Общая численность приближается к 9 млн чел. По вероисповеданию — сунниты ханафитского мазхаба. Представленная видеозапись сделана в пакистанском городе Карачи в 1992 году известным французским этнографом и культурологом Jean During.
Общая численность приближается к 9 млн чел. По вероисповеданию — мусульмане ханафитского мазхаба.
Согласно второй версии, белуджские экстремисты являются инструментом, который Запад и Израиль используют одновременно против Ирана и Китая, два ближайших соседа которого, входящих в ШОС Шанхайскую Организацию Сотрудничества , уже обменялись ударами из-за региона Белуджистан, в котором очень тесно завязаны интересы Пекина и где боевые действия, если они начнутся, очень сильно ударят по энергетической безопасности КНР. В пользу этой версии говорят по сути и считающиеся близкими к военному истеблишменту пакистанские журналисты, которые сообщают, что между Пакистаном и Ираном «ещё не закончилось». На территории Ирана удар наносится по самому государству и его территориальной целостности. Белуджские экстремисты уже заявили о расширении своей активности в Иране. Согласно официальному заявлению министра иностранных дел Ирана, эти «террористы, подвергшиеся нападению в Пакистане, связаны с Израилем». На территории Пакистана удар наносится, прежде всего, по находящемуся на финальной стадии проекту китайско-пакистанского экономического коридора СРЕС , безопасность которого постоянно подвергается сомнению как раз белуджами. Белуджистан в его обоих частях — пакистанской и иранской — играет стратегическую роль в китайской политике из-за прохождения экономических коридоров через эту провинцию и наличия важного порта, который теоретически можно использовать и в военных целях, поэтому нестабильность в Белуджистане может перечеркнуть все усилия Пекина. Посредническое участие Китая выглядит вполне обоснованно, учитывая финансовые интересы Поднебесной в регионе. По данным Reuters, после ударов по Ирану армия Пакистана приведена в «чрезвычайно высокую» боевую готовность. Пакистан стал первым государством, ударившим по территории Ирана со времён ирано-иракской войны 1980-1988 гг. Иран же, в свою очередь, стал одной из немногих стран, которая нанесла ракетный удар по территории обладателя ядерного оружия. Несмотря на возникшую вероятность резкого обострения отношений между полноценной ядерной страной Пакистаном и державой, предположительно владеющей тремя зарядами Ираном , Вашингтон изначально старается занять гипертрофированно однобокую позицию, направленную на подстёгивание одну из сторон, и на дальнейшее углубление конфликта. Официальный представитель Госдепартамента Мэтью Миллер заявил, что США осуждают удар Ирана по Пакистану, демагогически при этом утверждая, что якобы именно Иран является ведущим спонсором терроризма в регионе. Активно разжигает таким же способом конфликт и New York Times , однобоко и безапелляционно заявляющая: «Иран нанёс ракетные удары по своим соседям — Пакистану и Ираку, вызвав резкие осуждения со стороны обеих стран и усилив опасения, что волнения на Ближнем Востоке могут выйти из-под контроля.
Отдельно стоит сказать и о ресурсах Белуджистана. Полезные ископаемые рассыпаны в изобилии — медь, золото, серебро, железная руда, цинк, хром, каменный уголь, природный газ, полудрагоценные камни и т. Первая промышленная скважина была пробурена в 1952 г. Кроме того, Белуджистан известен двумя морскими портами — Гвадар и Чабахар Чахбехар. В Иране белуджи проживают в провинциях Систан и Белуджистан. Это наиболее бедные провинции ИРИ, ключевые маршруты наркотрафика. Численность белуджей в исламской республике превышает 1,5 млн. В их личных документах указывается не национальность, а клан эсези, наутани, калбели и пр. Иранская стратегия «единый персидский народ» проводит строгую национальную политику в отношении меньшинств в целом и белуджей в частности, включая заключение под стражу за «вражду с Богом» и казнь за «распространение скверны на земле». В Пакистане их численность составляет 6,2 млн. Белуджистан — отсталая в социально-экономическом плане провинция Пакистана, испытывающая нехватку питьевой воды и современных коммуникаций. Главная причина радикализма местных белуджей состоит в том, что получая значительные прибыли от эксплуатации газовых ресурсов края, Исламабад выделяет им скудные средства на развитие инфраструктуры и экономики.
Почему режим мулл Ирана мстит белуджам?
Наиболее пострадали от этого азербайджанцы, белуджи, курды и арабы, проживающие в регионах с плохим медицинским обслуживанием. В статье отмечается, что около 500 южных азербайджанцев и их сторонников провели акцию протеста перед Европейским парламентом, чтобы привлечь внимание к рассматриваемому вопросу. В акции, организованной южными азербайджанцами Салехом Кямрани и Шарифом Джафари, приняли участие представители проживающих в Иране неперсидских народов, члены украинской диаспоры, европейские журналисты по защите меньшинств и представители Европейской ассоциации. Было отмечено, что мирная демонстрация призвана разоблачить политику иранских властей по притеснению неперсидских народов и распространению дезинформации о них. Участники акции скандировали лозунги с требованием свободы и справедливого отношения ко всем неперсидским народам в Иране, к женщинам и молодежи, ставшим жертвами насилия «Сепах», осудили аресты протестующих и казни политических диссидентов режимом мулл, использование иранских беспилотников против гражданских лиц в Украине и призвали ЕС остановить ядерную политику Ирана.
Пакистанские силы безопасности не могут подавить экстремистскую угрозу в провинции с тех пор, как в 2005 году на ее территории вспыхнули боевые действия. Местные повстанцы используют глубоко укоренившееся недовольство белуджей, которые давно считают, что ресурсы их родины используются в интересах пакистанской политической элиты. Белуджистан сильно отстает от остальной части Пакистана по показателям развития — от дохода на душу населения до уровня грамотности. Недовольство местных жителей только усугубляется тем, что центральное правительство открыто приветствует китайские инвестиционные проекты в провинции. Как опасаются белуджи, эти проекты вызовут приток миграции, ведущий к дальнейшей маргинализации коренного населения. Пакистанская армия объявила об аресте Гульзара Имама в апреле.
Однако некоторые СМИ, ссылаясь на неофициальные источники, утверждали, что Межведомственная разведка МВР тайно удерживала Имама под стражей с сентября 2022 года. Хотя арест главаря экстремистов вызвал оживленные дискуссии, последствия его не оказали значительного влияния на динамику боевых действий. Боевики "Освободительной армии Белуджистана" ОАБ , союзной экстремистской группировки, совершили серию нападений в нескольких городах провинции вскоре после того, как власти объявили об аресте Имама. Кроме того, по данным Пакистанского института исследований конфликтов и безопасности, число нападений в Белуджистане даже несколько увеличилось в апреле нынешнего года. А в мае боевики забросали гранатами телекоммуникационные объекты, захватили заложников во время рейда на казарму и убили силовиков, охранявших шахтеров. Реакция Исламабада на восстание белуджей была резкой, но широкомасштабные операции по зачистке провинции пакистанской армией проводятся редко. Силы безопасности лишь создали сеть блокпостов.
В настоящее время в Туркменистане проживают около 30 тыс.
От исконного племенного и кланового образа жизни у них сохранилась традиция большой семьи родители и женатые сыновья обычно живут вместе. Их дома имеют общий двор, кухню отдельное крытое место для приготовления пищи и возвышенное место для отдыха на открытом воздухе — тапчан; здесь часто можно встретить тандыр — глиняную печь на открытом воздухе, в которой пекут хлеб. Жители белуджских деревень пользуются газом; туркменские власти планируют провести сюда и воду. Исторические конструкции после распада СССР В 1990-х годах, после распада СССР и краха советской идеологии, в бывших советских республиках возникла потребность в новой модели идентичности; в ее создании большую роль играет власть, а точнее, правящая группа, которая способна выработать новую идеологию для формирования новой идентичности. Определенную роль в этом играют ссылки на древнюю традицию, призванные восстановить утраченные исторические корни. Дальше всего по пути создания новых исторических конструкций продвинулся режим бывшего президента Туркменистана С. Ниязова Туркменбаши. По заказу государ- 18 См.
Президент стремился снести все старое и построить все заново. Под «старым» подразумевалось все, что напоминало об СССР, а под «новым», создаваемым по политическому заказу, — то, что каким-то образом могло быть связано со старинными традициями туркменского народа. Стали появляться новые праздники и национальные герои; основатели туркменской государственности отказались от кириллицы и даже переименовали дни недели и месяцы года. Современные белуджи в Туркменистане и их культурная память Президент Ниязов явно отрицательно относился к проживающим в стране белуджам и признавал только туркменскую историю. По словам очевидца, дело доходило до того, что белуджские музыканты вынуждены были сдавать государству свои музыкальные инструменты. Для белуджей, однажды уже переживших тяжелую адаптацию к советской политике 1930-х годов, вновь настали тяжелые времена. Вопросы, связанные с сохранением традиций, языка и осознанием принадлежности к белуджскому этносу, не стоят в повестке дня властей Туркменистана и в наши дни. Белуджи разговаривают дома на родном языке, но молодое поколение, подвергающееся воздействию социальной среды, постепенно теряет к нему интерес.
Преподавание в школах ведется главным образом на туркменском языке. Английский язык преподается настолько плохо, что дети не умеют правильно читать буквы латинского алфавита. В последнее время резко упал и уровень обучения русскому языку. До распада Советского Союза учебники белуджского языка, как уже сказано, разрабатывались на основе кириллического алфавита. Однако в независимом Туркменистане, где царят националистические настроения, не приходится и мечтать о преподавании на белуджском языке, тем более в «сочетании» с кириллицей. Старики, муллы и некоторые образованные белуджи стараются устно передавать историю своего народа и его кланов, рассказывать об обычаях и традициях касающихся, например, заключения браков или ношения традиционной этнической одежды. Пытаясь сохранить белуджский язык, они слагают стихи о своем народе и его истории, которые читают вслух на свадьбах. Неоценимым источником информации о быте и культуре белуджей Туркменистана являются также записанные И.
Зарубиным народные сказки. Они представляют собой кладезь духовной культуры и нравственных традиций белуджей. Белуджские герои Туркменские белуджи считают своим героем уже упоминавшегося Керим-хана, который помогал им в те трудные времена, когда они переселились на территорию Туркменистана, и освобождал из заключения туркменов, арестованных советским правитель-ством20. Для белуджей Пакистана, Афганистана и Ирана легендарным героем является уже знакомый нам Мир Чакар, которому удалось объединить племена и создать первое белуджское государство. Мир Чакар стал также и главным героем белуджского эпоса «Хани и Шах Мюрид», являющегося своего рода аналогом европейской истории о чистой и трагической любви Ромео и Джульетты. Белуджское историческое сознание и знания о белуджах В ХХ веке появилось несколько монографий, посвященных белуджам как этнической группе. Так, Ф. Шольц посвятил свое исследование периоду, начавшемуся после установления британского господства; как и у других авторов, которые сосредоточили основное внимание на проявлениях белуджского национализма, его интерес ограничивается территорией современного Пакистана.
В 1930-х годах жизнь белуджей в Туркменистане изучали члены экспедиции Российской академии наук. В монографии Э. Гафферберг описываются быт, обычаи и традиции белуджей, а также трудности, испытываемые этносом в ходе интеграции в СССР. После распада Советского Союза интерес к туркменским белуджам возрос. Белуджи из Пакистана, зачастую с удивлением, открывают для себя их культуру; об этом свидетельствует, например, статья «Туркменистан: страна пятидесяти тысяч белуджей», принадлежащая перу пакистанского журналиста из Кветты Яр Яна Бадини. Ржехак и двое его коллег-белуджей опубликовали в 2007 году словарь, содержащий слова и фразы на балучи, пушту, дари и английском языках. Он был первым словарем западноиранских языков, на которых говорят около 10 млн человек. Авторы его стояли также у истоков белуджской Академии в Заранчи в афганской провинции Нимруз , создание которой было завершено в 2010 году.
Она, как и академия в городе Кветта, должна была стать центром научного сотрудничества и обмена информацией между пакистанскими, иранскими и афганскими белуджами и одновременно служить культурному развитию белуджей и изучению их этнических традиций. Особенно ценно, что в строительстве здания для Академии активно участвовали сами белуджи — кто денежными взносами, кто личным трудом21. Цель подобных проектов — донести до мира как и до самих белуджей, разбросанных по разным странам белуджскую историю и культуру. Возможно, это поможет взглянуть на белуджей несколько по-другому и не воспринимать их только как опасных националистов, создающих проблемы для стран, в которых живут. Процесс ассимиляции белуджей, несомненно, связан с компактностью их поселения, но это обстоятельство не всегда 21 Cm. Например, в Пакистане ассимиляции белуджей не происходит или происходит в небольшой степени , хотя здесь они проживают некомпактно. Более того, в некоторых случаях соседствующие с белуджами народности принимают их обычаи и язык. Что же касается белуджей, проживающих в Омане г.
Маскат и Иране г. Мешхед , то они почти полностью ассимилировались; их невозможно отличить от местного населения. Белуджи Туркменистана, по сравнению с другими национальными группами, живущими в стране, отличаются высокой устойчивостью к ассимиляции. Однако и они частично соблюдают туркменские обычаи, что проявляется в образе их жизни например, при проведении семейных церемоний. Некоторые прогрессивные представители белуджей прилагают немалые усилия для того, чтобы опровергнуть распространяемую СМИ информацию, обрисовывающую их народ как националистов и боевиков. Немалую роль в этом нелегком деле играют восстановление и сохранение традиций белуджского народа, который должен уважительно относиться к своей истории.
Для Индии порт Чахбехар выгоден, потому что позволяет коротким путем доставлять грузы в Афганистан, Россию и Среднюю Азию, исключая транзит через Пакистан. Для Ирана порт Чахбехар — самая близкая точка доступа в Индийский океан, для востока страны — это важнейший центр торговли. Кроме того, развитие Чахбехара — часть программы централизованного бункеровочного бизнеса. Таким образом, проект Большого Белуджистана стал объектом геополитических войн. Чахбехар от Гвадара отделяют всего 70 км. Именно на этом отрезке сталкиваются интересы Китая и Индии. В баталиях за Белуджистан выиграет тот, кто последует тактике win-win: реализует свои геополитические ссылки и обеспечит благополучие белуджского народа. Подписывайтесь на наш канал в Telegram или в Дзен.
Почему режим мулл Ирана мстит белуджам?
Состоит в основном из представителей персидского народа белуджей. К возникновению проблемы белуджей, как и многих других национально-этнических и социальных проблем в разных частях света, в свое время приложили руку британские. Белуджи — иранский народ с кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке. Этнические белуджи, вступившие в борьбу за свои национальные права, подвергаются всевозможным притеснениям со стороны персидско-мулларского режима.
Белуджи народ фото
Главным ремеслом остается ткачество — белуджи производят самые разные шерстяные изделия: ковры, паласы, ткани. В иранском Захедане этнические белуджи вновь вышли на улицы после пятничной молитвы. В Белудж (Белуджи: بلوچ, романизированный:Балуч; или Белудж) являются Иранский люди[7] которые живут в основном в Белуджистан район самого. Для постсоветского медиапространства эта новость прошла незамеченной. Этнические белуджи, вступившие в борьбу за свои национальные права, подвергаются всевозможным притеснениям со стороны персидско-мулларского режима. Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости.
Почему режим мулл Ирана мстит белуджам?
Конфликт белуджей с властями Ирана также имеет религиозную окраску: белуджи исповедуют суннизм, тогда как большинство населения страны — шиизм. Этот обширный регион населяют белуджи – потомки парфян, мидийцев и скифов, один из иранских народов, родственный иранцам, пуштунам, курдам, таджикам. بلوچ [baloːtʃ]) — иранский народ с традиционной кочевой культурой и развитым племенным делением, говорящий на языке северо-западной группы. В пакистанской провинции Белуджистан уже несколько десятков лет действуют несколько сепаратистских организаций белуджей — пятой по величине народности Пакистана. Белуджистан представляет собой историческую территорию расселения белуджей, народа арийского происхождения со специфичным этногенезом и клановым устройством. Напомним, белуджи являются разделённым народом на стадии разложения племенного строя, значительная часть которого проживает в Афганистане и Иране (провинция.