Предприятие «Восточной горнорудной компании» (ВГК) — «Угольный морской порт Шахтерск» — в июне отгрузил потребителям 2,44 млн тонн угля. В январе-ноябре 2023 года через морские терминалы Северо-Запада отправили на экспорт 51 млн тонн угля. По каким-то причинам уголь не смог попасть в порт, хотя мощности самого терминала позволяют серьезный рост грузооборота. Торговый порт Посьет, расположенный на побережье Японского моря в заливе Посьета, обеспечивает поставки угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Экспортные поставки нашего энергетического угля из северо-западных портов в страны Азии стали расти еще в прошлом году.
В Мурманске строят порт «Лавна» для выхода на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона
Существенный прирост перевозки экспортного угля в направлении портов Северо-Запада также подтвердил «Ведомостям» представитель РЖД. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, устанавливающий повышенную ответственность для юридических лиц за несвоевременное устранение нарушений при осуществлении деятельности по перевалке, дроблению и сортировке угля в морском или речном порту. В Telegram-канале Эльгинского угольного проекта сообщалось, что добыча и переработка угля на месторождении достигнет 50 миллионов тонн в год. Ранее крупнейшие экспортеры угля отказались от перевалки грузов в порту ОТЭКО из-за высоких тарифов, считая приемлемыми уровень в $12–15.
На восток через запад
- Сообщить новость
- Перевозили уголь, загрязняли природу: Новороссийский порт может заплатить штраф 53 млн
- Эксперт: потенциал перевалки угля вырос в портах Тамань и Усть
- Минэнерго прогнозирует стабилизацию экспорта угля в 2023 году
- Объем вложений в борьбу с угольной пылью увеличили в портах
Российский уголь отправляется в Азию из северо-западных портов
Для России, потерявшей после распада СССР большинство портов Черноморья, наращивание стивидорных мощностей юга — важное направление интеграции в мировую торговлю и отчасти геополитический интерес. Председатель подкомитета по транспорту и логистике комитета по международному сотрудничеству РСПП Олег Дунаев считает, что проект органично дополнил традиционные международные угольные цепочки России на востоке и северо-западе страны. По его словам, отечественные промышленники получили новый экспортный канал с эффективной перевалочной инфраструктурой и возможностью фрахта судов типа Capesize. Кроме того, это доступ к рынкам Китая, Пакистана, Индии и Турции — они показывают впечатляющую динамику потребления угля на фоне декларируемого Западом, но плохо прогнозируемого перехода к углеродной нейтральности. Увеличивать объемы Глава концерна «Национальные телематические системы» — о новых разработках в сфере грузоперевозок Объемы перевалки грузов через порт Тамань растут рекордными темпами: по итогам девяти месяцев 2021-го перевалка навалочных грузов выросла в 2,5 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В составе кластера ОТЭКО помимо навалочного терминала действует перегрузочный комплекс нефти, нефтепродуктов и сжиженных углеводородных газов мощностью 20 млн т в год. Ожидается, что общий объем перевалки в 2021 году превысит 30 млн т. Порт Тамань в последние годы получает всё большее значение как транспортный хаб для экспорта российского угля, включая высокомаржинальный антрацит. По сути, возможности порта как новых транспортных ворот страны ограничены только пропускной способностью Босфорского пролива.
На площадке трудятся порядка 1300 рабочих, задействовано 300 единиц техники, работа кипит круглосуточно. Одна из особенностей стройки в том, что многие процессы идут не линейно, а параллельно, в частности — возведение зданий разного назначения. С сентября 2021 года, когда начались активные работы, генеральным подрядчиком строительства порта является АО «ТЭК Мосэнерго». В компании отмечают, что опыт подобной работы есть. Почти такой же порт, как «Лавна», только закончили в Суходоле Владивостока и запустили угольный терминал во Владивостоке. Плиты для причала используем от местного производителя — их делает мурманская компания, они проходят пятиступенчатый контроль. Специальный сульфатостойкий бетон изготавливаем на месте. Цемент, который используем, делают всего два завода в России», — говорит заместитель генерального директора «ТЭК Мосэнерго» по понтонному строительству Сергей Сорокин. Несмотря на обкатанный процесс строительства, работать в условиях Крайнего Севера с его морозами и непредсказуемой погодой все же было сложно. Еще одну трудность пришлось преодолеть в 2022 году, когда из-за санкций нарушилась логистика поставок оборудования — его везли из Германии. У «Лавны» будет много отличий от подобных предприятий, в частности, ее экологичность.
Привязанная к курсу рубля экспортная пошлина на широкий перечень товаров, в том числе уголь, была введена правительством с 1 октября 2023 г. Ставка пошлины при курсе 80-85 руб. В конце декабря 2023 г. Позже правительство снова вернуло эскортную пошлину на уголь с 1 марта 2024 г.
Добавим, прошлый суточный рекорд, установленный в 2021 году, равнялся 188 тыс. Скопировать ссылку.
Мишустину рассказали о запуске крупнейшего угольного порта в Приморье
Судьба строительства нового угольного порта в Приморске может зависеть от мха. Инспекторы Росприроднадзора провели осмотр акватории Черного моря порта Новороссийск и установили, что при перегрузке угля навалом на причалах № 6а и № 6 Восточного пирса ПАО «НМТП» наблюдалось сильное пыление. В документе указали, что поставки угля за границу через российские порты в 2022 году были рентабельными. 60%, в декабре 2023 года в порту примут первую партию угля. Согласно данным ИПЕМ, уголь по-прежнему остаётся основной номенклатурой груза, следующей в порты Северо-Запада.
РЖД не нашли подтверждения заявленным объемам перевозок угля в Тамань - СМИ
Понятно, что речь идет, скорее всего, о поставках с целью перепродажи. Поэтому сегмент потребления российских углей образующийся в южных странах это, скорее всего, будет Египет, Алжир и Марокко. Они будут наращивать свои объемы для того, чтобы участвовать в выгодных сделках по реализации санкционного российского угля на европейские рынки путем смешивания его с продукцией других регионов. Поэтому это направление станет интересным. Прямые же поставки с северо-запада в адрес азиатских рынков, наверное, в ближайшее время из-за ценовой конъюнктуры станут нерентабельными.
Поэтому здесь есть над чем работать и о чем думать», - рассказывает Максим Шапошников. На самом деле российским угольщикам может быть еще интересно африканское направление, полагает Максим Шапошников. Но сейчас мы наблюдаем в ЮАР систематические проблемы с поставками угля в порты. Например, сейчас там железная дорога стоит на ремонте экстренном, и это приводит к тому, что дороги забиты автомобильным транспортом, который пытается довести уголь в порт.
И, соответственно, это приводит к большим заторам. Поэтому сказать, что на африканском континенте все хорошо с углем, это неправильно, тем более на фоне снижения цен на уголь. Тот же самый южноафриканский уголь может перестать быть рентабельным при поставках в определенные страны. Поэтому, конечно, это оставляет для российских угольщиков некоторые дополнительные возможности по поставкам.
Другой проблемой здесь является наличие платежеспособного спроса сейчас — экономики стран Африки в силу падения сырьевых цен также будут испытывать серьезное давление, и будут ли они иметь ресурсы для того, чтобы приобретать российский уголь? Это большой вопрос», - опасается Максим Шапошников.
Проект сложный из-за рельефа, там будет непросто фрахтовать флот, тяжелая ледовая обстановка. Тем не менее, инвестор энергично реализует проект», - отметил Александр Головизнин. В тоже время активно растет грузооборот угля в портах Азово-Черноморского бассейна. В 2022 году крупнейшей объем перевалки среди угольных стивидоров показал не многолетний лидер АО «Восточный порт», а «ОТЭКО-Портсервис», обработавший около 30 млн т ископаемого. В тоже время остальные игроки в бассейне конкурировать с ним по динамике роста практически не могут, мощности и потенциалы там практически исчерпаны», - сказал представитель «Морстройтехнологии». Динамика перевалки угля по отдельным портам Балтийского бассейна также неравномерна.
Уверенно растет объем перевалки только в Усть-Луге. Конечно, на фоне лидеров рынка это скромно, но появление нового игрока на Балтике заметно.
Например, нашли в Ленобласти горных баранов. То есть часть информации была просто скопирована из других заключений, — объясняет Паркина. На слушаниях активисты пытались донести своё мнение до администрации Ленинградской области и представителей «Приморского УПК» — они категорически против возведения угольного гиганта и просят оставить их леса. Однако, по мнению местных, собрания были сфальсифицированы — на них, как утверждают жители, специально привезли автобус с людьми, которые выступали за. При этом активистам всё таки удалось приобщить около двух тысяч подписей тех, кто выступал против.
Однако в документах это не отразили, а власти заключили, что большая часть людей идею поддерживают. Противники порта же обратились в суд — первый иск они подали к администрации Выборгского района Ленинградской области, которая и занималась слушаниями. Процесс длился около года и закончился не в пользу активистов. Ещё одна акция протеста «Спорт вместо порта», которую провели жители Приморска и петербуржцы. Фото из архива активистов Затем противники порта вновь собирались на митинги и проводили акции протеста. Однако, несмотря на недовольство людей, в 2021 году проект всё равно утвердили на федеральном уровне. К этому моменту петербуржцы и жители Ленобласти собрали около 400 тысяч рублей на независимую общественно-экологическую экспертизу.
Учёные исследовали документы государственной экспертизы Росприроднадзора, на основании которой «Приморскому УПК» и выдали разрешение на строительство. В госэкспертизе они обнаружили множество, по их мнению, неточностей и ошибок. При этом места стоянки нерп на льду они искали в июне. Неудивительно, что не нашли, — рассказывает Паркина.
Усилиями компании на Черноморском побережье в порту Тамань создан и работает экспортный хаб мирового уровня.
Компания внедряет передовые подходы к защите окружающей среды. Экологическая безопасность деятельности компании подтверждена, в том числе, международным сертификатом качества ISO 9001. Пресс-служба администрации Краснодарского края.
Ресурсы России
- Правительство РФ отменило экспортные пошлины на уголь с 1 мая по 31 августа
- Наши проекты
- Шестые сутки в Азовском порту горит уголь
- ГТЛК: порт Лавна примет первый уголь в декабре 2023 года | Информационное агентство «Би-порт»
Транспортная прокуратура нашла нарушения при перевалке угля в морском торговом порту Владивостока
Первый поезд с углем мы приняли в октябре и постепенно начали накапливать судовую партию для отгрузки. Работы длилась 91 час в режиме тестирования стакер-реклаймеров, конвейерных лент и судопогрузочных машин. В будущем, когда все эти процессы будут отлажены, и мы войдем в режим эксплуатации, скорость погрузки может увеличиться до 7 тысяч тонн угля в час при работе двух судопогрузочных машин одновременно», — отметил руководитель предприятия. На протяжении всего времени погрузки порт работал в круглосуточном режиме.
В арктических регионах растут объемы перевалки угля в порту Беринговский, начато строительство терминала «Северная звезда». В этом году запланирован запуск первого состава с углем из порта Лавна. Мурманский морской торговый порт реализует проект дозагрузки судов на рейде. В тоже время остановлено строительство угольного терминала АО «Прайм» на 16 млн т, поскольку РЖД не подтвердило инвестору объемы вывоза. Но всегда есть решение как у терминала «Порт Эльга». Они решают проблему дефицита железнодорожных мощностей строительством собственных. Проект сложный из-за рельефа, там будет непросто фрахтовать флот, тяжелая ледовая обстановка. Тем не менее, инвестор энергично реализует проект», - отметил Александр Головизнин.
С сентября 2021 года, когда начались активные работы, генеральным подрядчиком строительства порта является АО «ТЭК Мосэнерго». В компании отмечают, что опыт подобной работы есть. Почти такой же порт, как «Лавна», только закончили в Суходоле Владивостока и запустили угольный терминал во Владивостоке. Плиты для причала используем от местного производителя — их делает мурманская компания, они проходят пятиступенчатый контроль. Специальный сульфатостойкий бетон изготавливаем на месте. Цемент, который используем, делают всего два завода в России», — говорит заместитель генерального директора «ТЭК Мосэнерго» по понтонному строительству Сергей Сорокин. Несмотря на обкатанный процесс строительства, работать в условиях Крайнего Севера с его морозами и непредсказуемой погодой все же было сложно. Еще одну трудность пришлось преодолеть в 2022 году, когда из-за санкций нарушилась логистика поставок оборудования — его везли из Германии. У «Лавны» будет много отличий от подобных предприятий, в частности, ее экологичность. Таких портов с тандемными вагоноопрокидывателями мало в России, в основном используется грейферная перевалка угля. У нас перегрузка будет идти по новой технологии: уголь пойдет от зоны разгрузки с поездов на причал по 14-ти закрытым галереям, затем погрузочные машины будут подавать его прямо в трюмы», — рассказал советник директора «Морской торговый порт «Лавна»» Андрей Левакин.
Стоит отметить, что проекту благоволят разные заинтересованные стороны: Якутия, до недавних пор недовольная темпами освоения Эльгинского месторождения; Хабаровский край, жалующийся на пропускную способность РЖД, которая сдерживает 56 млн тонн потенциальных грузов; АО «РЖД», которому проект позволит отвести часть грузов с перегруженного Восточного полигона. Проект Тихоокеанской железной дороги реализуется ударными темпами, заявил губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев в октябре текущего года.
В 2023 году для экспорта угля через порты открылись новые направления
Румынское военно-морское управление заказало расследование. Рабочие установили ограничитель, чтобы товар не попал в море. Над водой появились следы нефти.
Два причала, 15 силосов для хранения зерна, станция разгрузки железнодорожных вагонов, лаборатория для проверки качества. Но самое важное преимущество — глубоководность. Глубина у причала — 12 метров, а значит, сюда могут подойти крупнотоннажные суда, которые через океаны и моря готовы доставить зерно в Африку, Латинскую Америку и Азию. Пётр Паринов, руководитель Администрации морских портов Балтийского моря: «Порты Черного моря перегружены сейчас, и то, что сейчас здесь появляется такой терминал, это большой плюс».
Все новости Хабаровск Объем вложений в борьбу с угольной пылью увеличили в портах Предприятия, занимающиеся погрузкой и разгрузкой судов, планируют направить более 950 млн рублей на природоохранные мероприятия. Деньги направят на модернизацию оборудования, установку ветрозащитных экранов и реконструкцию очистных сооружений.
Компании по погрузке и разгрузке судов в портах края увеличили объем вложений в природоохранные мероприятия на этот год. Средства в частности пойдут на борьбу с угольной пылью. Деньги, по ее словам, направят на модернизацию оборудования пылеудаления, ветрозащитные экраны и реконструкцию очистных сооружений и на другие нужды.
Влияет на ситуацию и то, что Китай после годового перерыва опять стал закупать австралийский уголь. У покупателей есть выбор, и они выбирают более дешевый товар. Кризис пока не затронул экспорт коксующегося угля, он по-прежнему отправляется через порты Дальнего Востока, что делает его значительно более конкурентоспособным на рынке.
Его перевозка выгодна РЖД. Как поясняет Панина, коксующийся и энергетический уголь используется для производства электроэнергии и отопления отличаются друг от друга химическими и физическими свойствами. Энергетический уголь содержит больше золы и серы, летучих примесей и влаги и имеет более низкую теплопроводную способность. Чем меньше в угле влаги и летучих примесей, тем легче он переносит транспортировку и хранение, меньше риски возгорания и дешевле перевозка. Обязательно оценивается также экологическая безопасность, поскольку при перевозке угля могут выделяться различные газы, которые опасны не только для окружающей природы, но и для вагонов и железной дороги. Поэтому для перевозки разного типа угля используются разные типы вагонов, что также влияет на стоимость.
Но заместить дешевеющий энергетический уголь дорожающими рекордными темпами коксующимся углем не получится из-за ограниченных объемов его добычи в России, отмечает Белогорцева.
В Мурманске строят порт «Лавна» для выхода на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона
Напомним, что ранее угольную пыль в порту осаждали снежными облаками. В России существует более 40 угольных портов, на экспорт уголь отгружают в 28 из них. Инспекторы Росприроднадзора провели осмотр акватории Черного моря порта Новороссийск и установили, что при перегрузке угля навалом на причалах № 6а и № 6 Восточного пирса ПАО «НМТП» наблюдалось сильное пыление. А первый уголь появится в порту в 2023 году. Открытая перевалка угля в порту Красноярска для отправки на Таймыр осенью 2022 года.
В ноябре в Приморье заработает новый угольный порт
Все документы и экспертизы на строительство практически такого же комплекса готовы. Владимир Долгополов, исполнительный директор АО «Дальтрансуголь»: «24 миллиона мы можем уже сейчас и плюс 16 млн в перспективе. Мы всегда закладываем в проект гораздо больше, чем планируем по факту и думаю там не за горами увеличение и за 40 млн. Главное, чтобы развивался весь полигон, развивалась». Развитие железной дороги — задача национальная.
Работы ускоряют сразу в нескольких регионах Дальнего Востока. Строят дополнительные пути и приёмоотправочные парки. В этом году только в Хабаровском крае в плане сдать более 30 объектов. Это последняя станция БАМа на побережье Татарского пролива.
Вагоны проходят здесь, чтобы потом их отгрузили и уже морем отправили в страны АТР. С вводом в эксплуатацию объектов Восточного полигона железных дорог интенсивность здесь вырастет в разы. Около 40 миллионов уже сегодня переваливают в Ванинском районе.
Из-за жесткой политики Тамани по нормам перевалки многие крупные производители были вынуждены сократить добычу и в настоящее время, даже если «ОТЕКО» снизит тарифы, они не смогут оперативно восстановить объемы добычи угля, так как для возобновления прежнего уровня добычи потребуются месяцы, при условии наличия средств. В 1 квартале 2024 года российские угледобывающие компании продолжают сталкиваться с вызовами и неблагоприятными факторами, среди которых: падение мировых цен, рост железнодорожных тарифов и ставок перевалки в портах, а также логистические проблемы, связанные с ограниченной пропускной способностью на сети РЖД и увеличением расстояния транспортировки дорогостоящий фрахт при поставках угля в Азиатско-Тихоокеанский регион через терминалы в европейской части России. Ключевые слова:.
Ставка пошлины при курсе 80-85 руб.
В конце декабря 2023 г. Позже правительство снова вернуло эскортную пошлину на уголь с 1 марта 2024 г. Предполагалось, что решение будет действовать до 28 февраля 2025 г.
Да и после слушаний «Мечел» ничего про них не сообщал. Еще по теме Следователи возбудили уголовное дело после гибели горняка на кузбасской шахте «По имеющимся данным, общественные слушания были формальными.
На нем присутствовали лояльные к порту люди, которым представили документы никак не подтверждающие законность его работы. Речь шла о дальнейших работах по увеличению грузооборота, включая углубление дна», — отметила Марина Железнякова. Также интригующе обстоят дела с документами, выставленными на общественные слушания. У себя на портале «Мечел» их не публиковал. В его пресс-службе на просьбу представить документацию посоветовали зайти на сайт фонда «Чистые моря», который ее разрабатывал.
Там она и вправду есть. Анализ документов показал, что в них дается характеристика порта Посьет, планы по росту грузооборота с почти 5,353 млн тонн в 2018 году до 9 млн тонн в 2021-м , описываются процессы перевалки угля, представлена оценка воздействия порта на окружающую среду и мероприятия, описаны меры по обеспечению благоприятных экологических условий для жизни и здоровья населения поселка Посьет. Они насчитывают не одну страницу и понять их сходу обывателю вряд ли удастся. И, главное, план природоохранных мероприятий порта Посьет до конца 2020 года дан в виде небольшой таблицы, в которой очень трудно прочитать даже отдельные слова. Из нее вообще неясно, какую же конкретно пользу принесет реализация всех этих мероприятий как населению соседствующего с портом поселка, так и животным и растениям, живущим в его окрестностях.
Фото: пресс-центр ПАО «Мечел».