Что учесть на этапе планирования бизнеса и как избежать частых ошибок. Создание бизнес-плана – серьезная и масштабная работа, которую способна осуществить команда разнопрофильных специалистов. 0/92. Разберемся, как составить бизнес-план, а также рассмотрим его виды, стандарты бизнес-планирования и узнаем — в чем же заключается его эффективность. Основные принципы (требуемые характеристики) планирования как инструмента управления бизнесом сводятся к следующему.
Как бизнесу строить планы в условиях неопределённости: актуальные тренды и эффективные технологии
Основные принципы бизнес-планирования | Методология планирования — это совокупность принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем.-3. |
Как составить бизнес-план, который работает | Алексей Боев, сооснователь сервиса учета финансов «ПланФакт», рекомендует приступать к планированию на основе цифр — собрать несколько вариантов финансовой модели денежного потока бизнеса, а уже после составлять план на год. |
Бизнес-планирование: почему это важно для любой компании | Бизнес-планирование в данном контексте выступает как элемент управления бизнес-процессами на предприятии. |
Как составить бизнес-план, который работает
Директор по развитию «1Капиталь» Полина Константинова Дмитрий Соломников, директор по развитию «1Капиталь» , рассказывает о том, как грамотно составить бизнес-план и кому он действительно нужен, а каким компаниями лучше использовать более простую альтернативу. Как правильно составить бизнес-план и нужен ли он вашей компании Автор: Полина Константинова Зачем нужен бизнес-план? У многих предпринимателей еще до запуска проекта возникает вопрос о бизнес-плане. К нам часто обращаются начинающие предприниматели, которые хотят запустить новый бизнес с нуля: салон красоты, производство, аренду спецтехники, продуктовые магазины и так далее. Один из примеров: потенциальный клиент хотел открыть компанию по строительству деревянных домов. Единственный актив, который у него был — контакт знакомого, который всю жизнь занимается их стройкой. Главным аргументом в пользу этого бизнеса стала информация о возможном ограничении вывоза необработанного леса с территории РФ, что должно было, по мнению этого предпринимателя, способствовать снижению конкуренции на рынке. Остальная вводная информация полностью отсутствовала. У меня сразу появился вопрос, а зачем в таком случае ему нужен бизнес-план? Ведь прежде чем подойти к его написанию, необходимо: Полностью разобраться в продукте, рынке, конкурентах. Пообщаться с поставщиками и потенциальными клиентами, оценить перспективы выхода на рынок.
Самый простой способ определить конкурентов — через поисковик. Просто попытайтесь найти услугу, которую будет предоставлять ваша компания, в браузере. Конкуренты найдутся на первой-второй странице поисковой выдачи Локальному бизнесу особенно важно оценить рынок в отдельном районе. Если открываете кафе у дома или шиномонтажку, вы не будете конкурировать с такими же компаниями в других частях города.
А бизнесу, целевая аудитория которого шире, чем жители ближайшего ЖК, стоит поискать конкурентов более глобально — изучить данные Росстата, отраслевые рейтинги, которые публикуют деловые издания, и список тех, кто бывает на профильных мероприятиях: на конференциях, вечеринках и премиях. Чтобы изучить конкурентов, смотрите их соцсети, читайте отзывы и подмечайте важные детали: стоимость и ассортимент услуг, давно ли компания на рынке, условия работы. Провести подобное маркетинговое исследование можно самому или через специальные компании. Шаг 2.
Название метода — аббревиатура. Она расшифровывается так: S — Strengths — сильные стороны бизнеса, которые выделяют его среди конкурентов W — Weaknesses — слабые стороны компании O — Opportunities — возможности для роста и развития бизнеса T — Threats — внешние угрозы, которые препятствуют развитию компании и могут привести к негативным последствиям Представим, что вы собираетесь открыть интернет-магазин. Шаг 3. Собираем исходные данные Прежде чем приступать к написанию плана, важно определиться с вводными вашего бизнеса.
Например, это: Выбор системы налогообложения. Выберите налоговый режим, который подойдёт вашей компании, и рассчитайте размер налогов. Инвестиционные расходы. Сюда входят затраты на ремонт помещения, закупку оборудования и обучение сотрудников.
Перечень прочих затрат. Он может включать в себя аренду, коммунальные платежи, расходы на рекламную кампанию и многое другое. Расчёт источников финансирования и сроки выплаты займов. Численность персонала и размер оплаты труда.
Анализ закупки сырья. Выберите, какое сырьё, где и с какой периодичностью придётся закупать. Расчёт выручки, прибыли, рентабельности, а также прогнозирование зависимости от сезонности при необходимости. Политика ценообразования.
Определите, за счёт чего будет формироваться цена на услуги.
В конце учебника дается шаблон, содержащий пошаговые инструкции по самостоятельной разработке бизнес-плана.
В нем фиксируются все значимые для компании риски и возможности, пути их минимизации и реализации по сути это стратегии компании , а также ответственные владельцы каждого из рисков и возможностей. Пример 1 Компания «Волга» производит мебель для дома. На рынке уже более 15 лет, имеет узнаваемый бренд на рынке и положительную деловую репутацию. В связи с усилением конкурентной борьбы и снижением покупательской платежеспособности населения у компании возникла необходимость проанализировать текущую ситуацию и разработать стратегический план развития компании на ближайшие три года. Используя метод SWOT-анализа, менеджмент компании определил сильные и слабые стороны бизнеса, а также внешние угрозы и возможности для его развития. Результаты стратегического анализа текущей ситуации представлены на рис. Вывод При выборе стратегии развития компании следует сделать акцент на свои сильные стороны высокое качество продукции, сервисное обслуживание покупателей, положительная деловая репутация для использования возможностей расширения бизнеса увеличение продаж, выпуск нового вида продукции, предоставление дополнительных услуг покупателям.
В то же время необходимо укрепить свои слабые стороны износ фондов, недостаточная квалификация персонала, зависимость от кредитов , чтобы минимизировать риск реализации внешних угроз рост цен на сырье, усиление конкурентной борьбы на рынке, снижение покупательского спроса. Разработка миссии и стратегий развития организации Чтобы понимать, в каком направлении двигаться, развиваться, компании следует прежде всего определиться со своей миссией, т. В миссии организации обязательно отражается сфера деятельности и ее конечная цель. На основе принятой миссии разрабатываются стратегии развития компании, которые обеспечат выполнение миссии. Пример 2 Миссия компании «Волга» звучит так: «Мы работаем для того, чтобы быть лучшими на рынке мебели для дома и удовлетворять все потребности покупателей путем высокого качества нашей продукции и предоставления сервисных услуг». Исходя из результатов SWOT-анализа и смысла миссии, стратегии развития компании «Волга» должны заключаться в следующем: 1 обеспечить конкурентное преимущество компании на рынке мебели для дома; 2 предоставить покупателям широкую ассортиментную линейку мебели для дома; 3 обеспечить высокое качество продукции компании; 4 организовать предоставление покупателям нашей продукции сопутствующих сервисных услуг. Стратегии развития, во-первых, должны охватывать все аспекты миссии компании, а во-вторых, не должны отклоняться от ее смысла. Соблюдение первого условия необходимо для успешной реализации миссии компании, второго — для того, чтобы не отвлекать ресурсы и усилия компании на решение задач, не служащих выполнению миссии компании. При разработке стратегий развития компании надо тщательно проверять их взаимосвязь с утвержденной миссией. Поскольку стратегии развития в рамках компании носят глобальный характер и для их реализации необходимы усилия всех подразделений компании, необходимо транслировать их на стратегии отдельных подразделений, чтобы руководители и персонал каждого подразделения четко знали свои цели и задачи по выполнению общей стратегии компании.
Как составить бизнес-план: какие в нём основные разделы и что в них писать
Бизнес-планирование можно характеризовать как рабочий инструмент для только создаваемых и уже существующих организаций. Создать бизнес-план можно двумя способами — разработать самому или прибегнуть к помощи профессионалов и заказать его консалтинговой фирме. Принцип точности – каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности. Принцип точности – каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности. В рыночной экономике планирование осуществляется через бизнес-планирование, которое реализуется в бизнес-плане и должно придерживаться следующих принципов.
Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании)
Преимущества бизнес-планирования в период санкций | Если предприниматель на первоначальном этапе планирования не составляет бизнес-план своего стартапа, то велика вероятность, что такой бизнес в скором времени станет убыточным, а сам предприниматель потеряет вложенные средства и ресурсы. |
Сущность и принципы бизнес-планирования | Объясняем, что такое бизнес-план, какие разделы он должен содержать и как его правильно разработать. |
«Основополагающий принцип бизнес-планирования – «прошлого нет» | Глубокое погружение в мир бизнес-планирования: узнайте основные принципы создания бизнес-плана, избегайте типичных ошибок и овладейте эффективными инструментами для составления вашего плана. Получите комплексный гид по превращению бизнес-плана из. |
С чистого листа: зачем нужен бизнес-план и как его составить
Объясняем, что такое бизнес-план, какие разделы он должен содержать и как его правильно разработать. Узнайте, как составить бизнес-план и получить максимальную отдачу от процесса, в этом всеобъемлющем руководстве. При разработке бизнес-плана необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования. Персональное планирование — важный инструмент для роста производительности, однако этого мало, чтобы бизнес выполнял свои цели.
Hello World!
Используйте хорошие принципы бизнес-планирования, и вы создадите хороший план, на котором вы сможете построить процветающий бизнес. В рыночной экономике планирование осуществляется через бизнес-планирование, которое реализуется в бизнес-плане и должно придерживаться следующих принципов. В то же время существует внутренняя логика структуры бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки. Принцип точности – каждый бизнес-план должен составляться с наиболее возможной степенью точности.
Функции и принципы бизнес-планирования
Бизнес-планирование является новым явлением в экономике РФ, при том, что большинство понятий рыночной экономике уже широко используются в деловой жизни и практике отечественных предприятий. В России на сегодняшний день больше распространена разработка технико-экономических обоснований ТЭО , но не бизнес-планы. Такое положение связано с административно-командной системой управления экономикой, в условиях которой не было необходимости учитывать большинство факторов, свойственных рыночной системе хозяйствования. Между тем, в последние годы ТЭО все больше приобретает характер бизнес-плана. Это связано с тем, что задача бизнес-плана и ТЭО одна и та же: обоснование экономической целесообразности разрабатываемого проекта, т. Однако, разработка ТЭО может вестись и для проектов, которые могут быть убыточными. В случае разработки бизнес-плана такая ситуация возможна только лишь для какой-либо части проекта, без которой весь проект не может быть осуществлен.
Процесс бизнес-планирования в отечественной практике осложняется политической и экономической неопределенностью, несовершенствами в системе бухгалтерского и финансового учета. Особенности бизнес-планирования в России состоят в следующем: 1 Постоянно меняющиеся экономические отношения заставляют менеджеров высшего звена самим следить за будущими шагами в развитии компании и вести конкурентную борьбу; 2 Некоторая часть руководителей компаний, при отсутствии опыта в управлении коммерческой организацией, не учитывают экономические проблемы рыночной среды; 3 Наличие необходимости использования российскими предпринимателями обоснования своих бизнес-планов для лучшего отражения эффективности использования инвестиций.
Их можно взять в таможенной статистике.
Данные о финансовой деятельности конкурентов — их можно посмотреть, например, в базе налоговой. Нужно изучить, что происходит с основными участниками рынка — растут или падают их обороты. Если растут, то результат анализа может выглядеть так: «Как можно видеть, обороты всех конкурентов растут.
Значит, у нас тоже всё будет хорошо». Если падают, можно сделать такой вывод: «Как можно видеть из анализа, основные конкуренты теряют позиции — это облегчает нам выход на рынок». Анализ рынка в бизнес-плане — это не научный срез ситуации.
Его главная цель — обосновать, почему вы считаете, что ваш бизнес или проект будут успешными. Соответственно, нужно использовать все факты, которые это подтверждают. Продукт или услуга В этом разделе подробно описывают продукт или услугу, которые предлагает компания.
И акцентируют внимание на уникальных конкурентных преимуществах, если они есть. Нужно включить в него ответы на такие вопросы: Какую услугу оказывает компания или какой товар продаёт. В чём преимущества товара или услуги с точки зрения клиентов — почему клиенты придут именно к вам.
Какой у продукта или услуги жизненный цикл — что вы предлагаете делать, чтобы продлить их жизнеспособность. Какой путь проходит продукт или услуга, прежде чем найти клиента, и что вы предлагаете, чтобы ускорить этот процесс. В этом разделе нужно максимально чётко рассказать о том, что вы будете продавать.
Для чего нужен бизнес-план Бизнес-план помогает определить цели и задачи бизнеса и просчитать места, в которых легко ошибиться. Часто предприниматели пренебрегают бизнес-планом и рассчитывают, что всё сложится как-нибудь само. Но если действовать без предварительной подготовки, есть риск прогореть. Иногда бизнес-план составляют для уже существующих компаний, чтобы пересмотреть актуальную стратегию развития: учесть произошедшие изменения, просчитать рентабельность новой бизнес-модели и определить возможности масштабирования. Часто бизнес-план заказывают, чтобы получить финансирование из внешних источников: взять кредит в банке, оформить государственные субсидии или убедить инвестора поддержать проект. Основная цель — доказать потенциальным партнёрам, что вложенные средства окупятся. Основные виды бизнес-планов В зависимости от того, зачем бизнес-план нужен, выделяют несколько его видов. Такой тип планирования нужен собственникам бизнеса, чтобы просчитать расходы и оценить риски и перспективы проекта.
Если вы организуете бизнес с партнёром, бизнес-план также поможет понять, сходятся ли ваши ожидания от проекта. Для кредитования. Часто банки выдают деньги для бизнес-целей только при наличии бизнес-плана. По представленному проекту они оценивают перспективы компании и её рентабельность, предлагают возможные условия кредитования. Требования к документам везде разные, поэтому узнавать их нужно у конкретного банка. Но в любом случае банку в первую очередь интересна финансовая составляющая проекта: имущество для залога, смета, планируемая прибыль и прочее. Именно этим подробностям стоит уделить особенное внимание. Для поиска инвесторов.
Этот вариант направлен на то, чтобы получить деньги от инвесторов. Конкретные требования к документу зависят от потенциальных финансовых партнёров. План должен зацепить инвестора, поэтому к стандартным пунктам можно добавить наглядные таблицы, инфографику или резюме с выжимкой основных параметров проекта. Для получения господдержки. Существуют государственные программы, которые направлены на поддержку малого бизнеса. Такие есть, например, для агропромышленности, туризма и других сфер. Документацию нужно собрать в соответствии с требованиями конкретной программы, в противном случае заявку не примут. Это запасной план на случай тяжёлого финансового положения.
Он должен помочь минимизировать ущерб, который возник на фоне резкого падения спроса.
То есть мы понимаем, к какому числу должно быть все готово, составляем план, включающий определение материалов, расчет времени на каждую задачу, а также выделение ресурсов и рабочей силы. Хватит ли нам сотрудников?
А материалов? То есть благодаря планированию можно заранее оптимизировать свои процессы, установить реалистичные сроки и обеспечить эффективное использование всех ресурсов Софья Бельгаеваэксперт по тайм-менеджменту Кроме того, планирование в бизнесе помогает учесть возможные риски: такие как, например, задержка поставок. Также планирование улучшает коммуникацию внутри команды.
Все это, по словам эксперта, помогает быстро достигать целей компании, что необходимо для развития организации. И здесь хорошо подойдет метод таймблокинга, — говорит она. В обеденное время она полностью с ребенком.
Вечернее время, когда муж приходит с работы, можно посвятить себе». Планирование помогает не отвлекаться и не перепрыгивать с задачи на задачу, что очень часто бывает в жизни современного человека и тем более матери, уверена Бельгаева. Топ-5 ошибок в планировании Может показаться, что планирование — это довольно просто, но далеко не у всех оно получается с первого раза.
С какими основными ошибками сталкиваются новички? Ошибка 1. Игнорирование ценности времени Планирование начинается не с ежедневника, а с мышления, уверена Ольга Петрова.
Потому что нет простого понимания: зачем все это нужно? Признаться честно самому себе. А ведь это результат нашего выбора.
И что будет дальше? Как только мы начинаем осознавать, насколько важно и ценно то, куда уходит каждый наш час, приходит и умение выбирать: хочу ли я сейчас заниматься именно этим проектом, проводить время именно с этими друзьями, читать именно эту новостную ленту? Непонимание своих ценностей Иногда это приводит к постановке неправильных целей, к которым не лежит душа.
А значит, и достичь их будет крайне сложно. Или же семья, забота о близких? А может быть, помощь животным?
Если вы знаете свои ценности — вы сможете точнее поставить цель, истинную для себя. А в дальнейшем выбирать пошаговые действия и идти к мечте с настоящим удовольствием. Приготовить сырники по утрам с семьей или заказать доставку?
Монетизировать хобби или открыть благотворительный проект? Провести вечер с детьми или доделать отчет в офисе?
Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании)
Как правильно составить бизнес-план (и нужен ли он вашей компании) | Rusbase | это определение оптимального результата и эффективных путей Цели бизнес-планирования. |
Как составить стратегический план предприятия | При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (рис. 2). |
Бизнес-планирование: функции, стандарты, этапы | Предметом бизнес-планирования является деятельность компании, заключающаяся в реализации стратегических планов и стремлении к достижению стратегических целей, соответствующих миссии компании. |
Вы точно человек?
До сих пор в российских компаниях встречаются плановые отделы, службы бюджетного планирования. Да и за словом «бюджет» нередко скрывается самый обычный план на 1-2 года. Сегодня планируют все, вне зависимости от масштаба бизнеса и того, осознанно ли они это делают. Причём, вопреки канонической классификации планирования по содержанию, целям, предмету, периоду, на первое место выходит классификация по уровню планирования: организация — подразделение — исполняемый проект — сотрудник. Схема кликабельна И это ещё одна сфера деятельности фирмы, которая неизбежно сталкивается с автоматизацией или пользуется её услугами. Вот как это происходит в случае с CRM-системой: Схема кликабельна CRM-система на уровне сотрудника и проекта позволяет вести практически все процессы и учитывать максимум данных.
При использовании в подразделении или компании в целом, она выполняет функцию источника информации для планирования и прогнозирования наряду с ERP, системой бухгалтерского учёта, внутренним биллингом и т. Набор средств автоматизации зависит от сферы деятельности компании и задач управления. Остановимся подробнее на каждом из видов планирования по принципу от частного к общему, то есть от сотрудника к компании в целом. Сотрудник — жизнь в CRM-системе Закон Паркинсона гласит: работа занимает всё время, отпущенное на неё. Пожалуй, в нём есть истории обо всём: и о прокрастинации, и о трудоголизме, и о безумном трафике социальных сетей и развлекательных сайтов в рабочее время.
Безусловно, взгляд работодателя прост и честен: я даю в обмен на ваше время деньги — вы в это время работаете. Некоторые подчинённые считают, что отданных 7-8 часов вполне достаточно, и без работы. Соответственно, задача руководителя — обеспечить выполнение работы, задача сотрудника — сделать рабочий процесс простым и продуктивным прежде всего для себя. Планирование — путь решения задач обеих сторон. Планируйте время — причём не только на день, но и на неделю, и на месяц.
Редко кто занимается деятельностью с высокой степенью непредсказуемости. CRM-система , установленная у сотрудника на ПК, должна прежде всего стать деловым календарём с бонусом: напоминаниями и оповещениями, чтобы не забыть ни одного дела и выполнить задачи в срок. Планируйте вовремя — лучше всего строить план работы в начале периода, когда вы ещё не приступили к выполнению задач. В этом правиле есть приятный бонус: возможно, что-то можно делегировать другим сотрудникам, а самому сосредоточиться на более крупной, но важной задаче. Расставляйте приоритеты важности и срочности.
Безусловно, на работе всегда будут задачи со сроком «ещё вчера» и формулировкой «да тут по мелочи», но в целом основные задачи должны иметь проставленный приоритет кстати, тоже делается в CRM-системе и вообще любом таск-менеджере. Группируйте однородные задачи — это позволит сосредоточиться на выполнении цепочки заданий и закрывать бОльшие части проекта. Экономьте время на рутинной работе. Например, на поиске контактов или документов. Если у вас есть CRM-система, то в ней найти нужный контакт и документ — дело считанных секунд, если нет — найдите подходящее приложение для контактов, аккуратно распределяйте документы по папкам и разделам не, ну кто-то же продолжает так жить!
Будьте ленивыми — всегда старайтесь упростить путь выполнения задачи. Так даже внутри самого жёсткого плана вам удастся выиграть время на более сложную задачу ну или на небольшой перерыв. Регламентируйте время это больше относится к руководителям — на звонки, совещания, презентации, поездки к клиенту. Очевидно, что ситуации бывают разные, но зная норматив, сотрудник с меньшей вероятностью его нарушит. Наша команда Регионсофт всегда стремилась к тому, чтобы кроме ядра CRM-системы в классическом понимании контакты, сделки, отчёты развивать весь сопутствующий набор функций, в том числе делать внутри программы инструменты и модули, которые будут нравиться сотрудникам и обеспечат им удобство и скорость работы.
Вот, что происходит в CRM как всегда, на примере RegionSoft CRM , хотя сегодня многие системы имеют механизмы персонального планирования в том или ином виде. За планирование каждого отдельного сотрудника сотрудник видит себя, руководитель отдела — своих подчинённых, директор — всех отвечает трёхнедельный планировщик. Удобный агрегированный календарь для оценки объёма и степени загруженности менеджеров. Достаточно взглянуть на него, чтобы понять, кому можно назначать задачи, а кто уже в делах по горло. Дополнительно для степеней загруженности введена цветовая индикация.
Из трёхнедельного планировщика можно открыть визуальный планировщик дня: в нём содержится информация обо всех задачах, поставленных сотруднику им самим или руководителем. Календарь простой и привычный — задачи создаются прямо в нём, перетаскиваются мышью. В квадратных скобках перед названием задачи отображается клиент, к которому она относится. Руководителю и самому сотруднику задачи доступны в визуально удобном реестре, где отображены статусы задачи, важность, сама задача, сроки исполнения. Можно легко отследить невыполненные задачи по каждому сотруднику и постановщику, оценить стадии выполнения задачи.
Кстати, подобные группировки в CRM-системах или системах управления проектами экономят время на оценку ситуации, позволяют быстро готовиться к совещаниям и делают прозрачным рабочий процесс. Персональное планирование — важный инструмент для роста производительности, однако этого мало, чтобы бизнес выполнял свои цели. Поэтому ещё одним инструментом планирования являются KPI — ключевые показатели эффективности. Они задают цели плановые значения , которые в дальнейшем соизмеряются с достижениями сотрудника фактические значения. Больше всего сотрудникам нравится, что они всегда держат перед глазами KPI-монитор, где виден прогресс по каждому показателю.
Возникает вопрос: что дешевле? Завершать инвестиционный этап, вкладывая дополнительные средства, искать покупателя на неработающий актив или просто забросить этот проект, списав убытки? Еще одно очень сложное состояние: инвестиционная фаза идет, но уже сейчас ясно, что инвестиции окажутся выше запланированных, так как все дорожает, и последующие доходы будут ниже тех, которые указаны в бизнес-плане. Даже если вы продаете его гораздо дешевле, чем собирались. Необходимо четко просчитать, сколько средств вам еще необходимо вложить в проект и сколько вы сразу сможете получить, продав его.
Условно говоря, если вам осталось вложить 10 млн руб. Подчеркну: это справедливо даже в том случае, если вы предварительно уже вложили в проект, скажем, 90 млн руб. Потому что надо понимать, что эти 90 млн рублей не будут возвращены. Возможно, никогда. Один из основных принципов принятия подобного непростого решения — это руководствоваться правилом «прошлого нет».
Как изменились эти предпочтения за последний год? Я иногда консультирую такие компании, но моя выборка не может считаться достаточной по размеру или репрезентативной. Я думаю, что инвесторы по-прежнему заинтересованы в технологических стартапах, но это специфический вид предприятий, в них есть особенности, которые серьезно отличают их от «нормальных» бизнесов. Существенные изменения по сравнению с периодом годичной давности связаны с тем, что год назад подавляющее большинство бизнес-планов касались запуска B2C предприятий, сейчас же эйфория веры в рост расходов домохозяйств сошла на нет, доля бизнес-планов B2B стала очень значительной. Еще сейчас пытаются запустить не такие бизнесы, как раньше, они стали более изощренными, скажем так.
Как сильно это повлияло на реализацию известных вам бизнес-планов? Вообще, насколько гибким является такой инструмент планирования, как бизнес-план? Может ли он быть оперативно изменен, подстроен под новые условия? Изменились и другие величины, которые в явном виде использованы в бизнес-планах, например, средние чеки покупателей, их тоже требуется менять, но и это не самая большая трудность, это все арифметика. Намного сложнее корректно отразить то, что в ряде сегментов существенно поменялась картина конкуренции.
Объемы сегментов сжались драматически, следует ожидать совершенно другой реакции существующих бизнесов на появление нового конкурента.
При этом необходимо учитывать, что внешняя среда организации не подлежит контролю, поэтому нужно всегда осуществлять обратную связь с внешней средой, получать сигналы и их оценивать с тем, чтобы корректировать сценарии стратегических планов. В этих вопросах поможет бизнес коуч , который даст необходимые рекомендации. Стратегическое планирование предусматривает обеспечение соответствия внутренней среды организации изменению внешней среды. Качественные изменения системы могут происходить постепенно эволюция и скачкообразно в условиях кризиса. Сущность процесса планирования в организации — построение будущего для достижения организационных целей и задач. Результатом является стратегический план, то есть определенным образом оформленный документ, который представляет собой программу развития организации и её подразделений.
Во-первых, бизнес-план призван показать основную идею активного гражданина, то есть ответить на простой вопрос: «Чем он желает заниматься и какие услуги, продукты предоставлять населению? Документ без описания идеи или предложения по развитию конкретного вида деятельности не является бизнес-планом. Основа формирования бизнес-плана Во-вторых, показать текущее благосостояние и подготовку будущего бизнесмена. В этом пункте разработку предстоит отметить, какими запасами и ресурсами, стартовым капиталом обладает предприниматель, показать его достаточность и оптимальность, а также возможности для активного роста. В-третьих, рассматриваемый документ призван показать каналы и условия сбыта, обосновав их со всех сторон.
Этот раздел бизнес-плана позволит оценить масштабы деятельности нового субъекта экономики, его цели и возможности по покорению рынка, конкурентные преимущества и пр. В-четвертых, на основе бизнес-плана экспорт подчеркивает пользу и выгоду, получаемую каждой из сторон сотрудничества, отмечая перспективность и возможности развития бизнеса в текущих условиях и на ближайший период. Формирование бизнес-плана предполагает простое, понятное и точное обоснование желания развивать определенную бизнес-идею. Он призван подчеркнуть полезность и эффективность вложений, их окупаемость, востребованность предлагаемых товаров и услуг, законность их производства и предоставления и пр. На законодательном уровне существует ряд рекомендаций по подготовке бизнес-плана на территории РФ.
Классическая структура документа включает в себя следующие разделы: Вводный, где констатируется цель и задачи проекта, предоставляется аннотация ключевой идеи; Общая характеристика организации.
Бизнес-план: как его написать?
Бизнес-планы Основные принципы бизнес-планирования Бизнес план — это главная составляющая для создания собственного дела. Для его создания нужен индивидуальный подход, так как нет двух одинаковых задумок, нет двух одинаковых бизнесов. Главное приделить особое внимание грамотному его составлению. Каждый человек, который задумывался над будущим своего бизнеса, понимал, что без бизнес-плана ему не обойтись. В основном это происходит в тот момент, когда он задумывается над созданием нового предприятия или решает расширить уже существующее. Одним словом, когда вам нужны инвестиции, следует приступить к созданию бизнес-плана. Ни один кредитор не будет с вами сотрудничать, если не увидит грамотного и подробного бизнес-плана.
Создать такой документ можно самому или прибегнуть к помощи профессионалов. В первую очередь нужно определиться с суммой кредита. Если вам нужна не большая сумма денег, то проще создать бизнес-план самому. Даже если вы где-то допустите ошибку , то сотрудники банка смогут ее увидеть и исправить без денежного вознаграждения. Но в случае привлечения большого капитала в свое дело лучше потратится и поручить создание бизнес-плана опытным работникам консалтинговой фирмы. Вызнаете, что ваш будущий бизнес принесет большие доходы, но это еще нужно доказать инвестору.
Поэтому в бизнес-плане вы должны все доходчиво и убедительно изложить с помощью расчетов, графиков и таблиц, не забыв приправить все своим убеждающим докладом о том, почему нужно развивать именно ваш проект. Никто из кредиторов не заинтересован в потере денег, а потому нужно особо тщательно отработать раздел, где будет отображена окупаемость бизнеса. А потому консалтинговые фирмы подходят к отработке этой части плана с особой тщательностью.
Анализ отрасли и рынка. Здесь указывается состояние дел в отрасли, важнейшие факторы, объем рынка, категории продуктов, производителей и потребителей, конкурентная ситуация, тренды, преобладающие стратегии и т. Это ключевой элемент плана: нужно предложить продукт, который бы отличался от того, что есть у конкурентов, показать его достоинства и недостатки, оценить экономический эффект от его вывода на рынок. Имеющиеся ресурсы. В данном разделе необходимо продемонстрировать способность реализовать бизнес-идею: организационное устройство компании, производственные мощности, финансовые и людские ресурсы, успешный опыт деятельности на рынке, партнеры, контролируемая доля рынка и пр. Производственный план — как фирма обеспечит изготовление заявленного продукта с учетом объемов, качества, сроков, логистической цепочки и других имеющих значение факторов. Маркетинговая стратегия — каким образом предполагается реализация товаров или услуг каналы распространения, потребительская аудитория и способы ее расширения, рекламные кампании и пр. Финансовые расчеты с расшифровкой всех затрат и предполагаемой выручки, чтобы выйти на максимальную прибыль. Прогноз обычно дается в перспективе на несколько лет вперед с выделением целевых показателей. Риски — внутренние и внешние угрозы, их влияние на достижимость целей, мероприятия по снижению рисков. Дополнительная информация, которая подтверждает сведения и расчеты, изложенные в предыдущих пунктах. Как составить бизнес-план Есть ключевые правила планирования, которым стоит следовать, если вы хотите произвести своим бизнес-планом наилучшее впечатление на партнера или инвестора. Информативность в сочетании с краткостью Объемные документы, содержащие много второстепенной информации, никто не будет читать. Включите в бизнес-план самое важное, а прочие сведения, по которым могут возникнуть вопросы, лучше перенести в приложение. Понятность и прозрачность Инвестор должен оценить, в чем суть вашей идеи, что вы просите у него, и что получится на выходе. Это нужно излагать просто и понятно: не стоит загромождать документ научной или специальной технической терминологией. Кроме того, следует избегать двусмысленностей, а тем более не пытаться обмануть инвестора — в этом случае вы сразу лишитесь доверия. Предварительная проверка элементов плана Интерес к вашему проекту резко вырастет, если вы покажете, что данная идея работает. Протестируйте свой бизнес-план, например, маркетинговую стратегию опробуйте на контрольной группе, составленной из представителей целевой аудитории. Полезными окажутся и отзывы экспертов относительно ваших предположений. Чем больше план опирается на практический результат, тем выше у него шансы на успех. Определение целей и задач В конечном итоге бизнес-план оценивается по тому, насколько действительность оправдала ожидания, и начинать следует с четкого выделения того, к чему вы стремитесь — то есть формулировки целей и задач. Их отсутствие лишает весь документ смысла. При этом цели и задачи должны быть конкретными, понятными и реально достижимыми. Если план рассчитан на долгосрочную перспективу, то целевые показатели привязываются к этапам и имеют качественное и количественное выражение. Осознание полезности плана Многие начинающие предприниматели допускают ошибку в планировании, относясь к бизнес-планам как к ненужной формальности, без которой легко обойтись. В действительности этот документ необходим не только для привлечения инвестиций, но и для самого организатора бизнеса — тем самым будет проще оценивать итоги своей деятельности, ставить цели и добиваться их. Принцип планирования бизнеса Единство структуры и отсутствие внутренних противоречий Все части бизнес-плана должны быть взаимосвязаны внутренней логикой изложения. Поэтому если подготовкой разделов занимаются разные специалисты, то нужно потом проверить, чтобы не осталось вызванных этим несостыковок и противоречий. Непрерывность Бизнес-планирование — перманентный процесс. Часто компания одновременно имеет несколько планов на разных стадиях, к примеру один разрабатывается, второй запускается, реализация третьего подходит к концу. Гибкость Современный бизнес очень динамичен, и потому, как бы ни был хорош план, следует предусмотреть возможность внесения в него коррективов и даже отказа, если обстоятельства сделают его неактуальным. Точность Бизнес-план должен содержать не только словесные описания, но и количественные параметры — расчеты, целевые показатели и пр. Именно это придает проектной документации практическую ценность. Основные виды бизнес-планов По целям бизнес-план может быть предназначен нескольким потребителям: Самому предпринимателю — для оценки того или иного проекта, выработки стратегии.
Минимизирует возникновение ошибок при расчётах. Его создают на начальных этапах существования организации или в процессе её функционирования. Программа проекта. Рассчитывает затраты ресурсов и капитала на реализацию идеи. Составляется при организации стартового бизнес-проекта или внедрении новой идеи в производство. Например, разработки новой модификации авто на базе уже существующей модели. Создаётся в дополнение к основному плану компании. Учитывая масштаб суммы, бизнес-планы, составляющиеся по стандарту ЕБРР, актуальны для компаний средней и крупной формы организации. Стандарт инвестиционной консалтинговой компании BFM Group, основанный на максимальном количестве финансовых показателей с анализом их чувствительности к внешним факторам. Стандарт KPMG. Данная бизнес модель практически не применяется в России. В соответствии с данным стандартом акцент делается на маркетинговые и финансовые показатели. Разработка бизнес резюме Считается ключевой частью документа. Кратко излагает информацию о компании, её целях. Объясняет причину успешности идеи. Выполняет, в своем роде, функцию «наживки», привлекающей интерес и внимание будущего инвестора. Резюме описывает основные плюсы. Но, данный раздел составляется и добавляется к документу после окончания работы над всеми остальными статьями. Содержание раздела различается с учётом стадии развития организации: Для организации нового предприятия с нуля Для действующей компании Описание имеющегося опыта и ключевой идеи, послужившей толчком для начала проекта. Цели, миссия, суть проекта Описание компании. Несколько предложений в общем объёме текста. Анализ рынка Информация о потребностях рынка, подтверждение необходимости и актуальности разработанных для него решений. Данные, касающиеся деятельности организ. Год основания, учредители, положение на рынке, локация, численность персонала. Возможности для роста Данные, связанные с маркетинговой, финансовой деятельностью в графическом отображении Продукты или услуги Перспективы на будущее Стратегия, планы развития Информацию в рамках Резюме стоит подавать предельно кратко и ясно. С этой страницы начнётся знакомство потенциальных инвесторов и кредиторов с вами и вашей компанией, поэтому каждое слово в ней необходимо заполнить понятным и уместным языком.
Варианты утилизации продукта. Пример, как можно оформить раздел с описанием продукции в бизнес-плане по строительству нового кирпичного завода. Здесь можно увидеть информацию в таблицах — виды продуктов и объемы производства, а также список новых товаров: размер кирпича, вес, тип поверхности, прочность и морозоустойчивость. Пример, как можно расписать информацию о продукции В другом примере в бизнес-плане логистического центра указана информация об услугах, вариантах хранения товаров, экспедиторских видах транспортировок, организации процессов комплектации заказов и отгрузки посылок. Пример бизнес-плана — оформление информации о продукции и услугах Маркетинг После анализа отрасли и изучения продукции переходим к разработке маркетинговой стратегии продвижения. В анализ входят следующие параметры: Изучение рынка и целевой аудитории. Конкурентные качества товара или услуги. Варианты реализации продукции. Путь клиента или этапы от производства товара до его покупки потребителем. Здесь вы можете отразить оба исследования, чтобы выявить возможные проблемы и риски — а в дальнейших разделах указать решения. Ценообразование — этот пункт может быть учтен в разделе «Анализ отрасли». Методы продвижения продукции и варианты повышения спроса на товар. Этому разделу и последующим нужно уделить особое внимание, так как это важные составляющие, которые помогут принять решение — стоит ли реализовывать проект или лучше продумать вариант другого бизнеса. В маркетинговом плане укажите связь между тремя параметрами: цена, рентабельность и качество продукта. После того, как выявите эту связь, вы сможете определиться с маркетинговой стратегией: Продвижение доступной продукции среднего качества. Уникальный товар, не имеющий аналогов. Узкоспециализированная продукция, которая требует тщательного разбора гипотез и прогнозов по продвижению. А здесь пример качественного маркетингового анализа в бизнес-плане школы анимации. Полное исследование рынка с графиками и данными, описание сильных и слабых сторон конкурентов, примеры целевой аудитории, а также варианты продвижения проекта. Маркетинговый анализ в бизнес-плане школы анимации Продолжение маркетингового анализа в бизнес-плане школы анимации: ценообразование и план по офлайн и онлайн-продвижению на два года. Маркетинговый анализ в бизнес-плане Компания использовала для мониторинга конкурентов и сегментации рынка SWOT анализ. Это один из инструментов стратегического планирования. Он помогает выявить сильные и слабые стороны организации, ее возможности и предполагаемые угрозы — то есть определить, какие факторы влияют на компанию. Минус данного исследования в том, что анализ не подкреплен качественными и количественными показателями — и оценить его точность будет нельзя. SWOT анализ и его составляющие Производство Один из главных разделов, в котором описываются все этапы производства продукции. В бизнес-планах, которые создаются для внутреннего рассмотрения, этот раздел добавляют вторым в документе. Здесь вы должны разобрать такие параметры, как: Активы предприятия — помещение, оборудование, персонал. Технологии, которые вы будете использовать в производстве продукции. Аренда или покупка дополнительных помещений. Наем персонала. Безопасность продукции для человека и окружающей среды. Производственные мощности и необходимые ресурсы. Данные о субподрядчиках и поставщиках — условия сотрудничества и контакты. Смета текущих трат. Расчет себестоимости продукции. Все данные должны быть точно указаны и расписаны. Если в раздел не помещается таблица или смета — прикрепите их в раздел «Приложения» с указанием названия и номера страницы.
Бизнес-планирование
Принципы планирования и бизнес-планирования[править]. Планирование должно соответствовать следующим принципам[2][3]: Целенаправленность. Рассмотрим основные принципы, которые применяются в бизнес-планировании. Хотя каждый бизнес-план индивидуален, ключевые принципы бизнес-планирования остаются неизменными. Чтобы выполнить все эти требования, процесс бизнес-планирования должен осуществляться, базируясь на следующих принципах.