«Жилка» — организованная преступная группировка (ОПГ), действовавшая с конца 1970-х по середину 2000-х годов на территории Казани, республики Татарстан и ряда других регионов России. Главная» Новости» Опг тукаевские последние новости. Следите за новостями воровского мира на канале Прайм Крайм в Telegram и Хайаер был классическим примером лидера организованной преступной группировки, он всегда знал, как и что нужно делать, умел договариваться и с другими бандитскими лидерами, и с официальными лицами.
Казань пацанская. Как молодёжные уличные банды держали в страхе столицу Татарстана
В конце января 2007 года, в Уфе были похищены две несовершеннолетние девушки - студентки одного из местных вузов. В Казани студенток доставили в "досуговое" агентство, где избили и заставили заниматься проституцией. Спустя неделю одна из девушек сбежала от очередного клиента и обратилась в УБОП. В результате спецоперации вторая пленница была также освобождена, а сутенеры задержаны. Во время расследования дела "досуговых агентств" оперативникам удалось вплотную подойти к раскрытию других преступлений, в том числе ряда убийств, совершенных участниками ОПС "Низы". А в октябре 2007 года один за другим было задержано большинство активных участников группировки. Предположительно "Низы" появились в Казани в конце 70-х годов на территории, ограниченной улицами Восстания, Серова и Восход. К началу 1990-х годов группировка состояла из нескольких бригад: Сапога, Анохина, Зарипова и так называемых "рыночников". Последняя считалась наиболее многочисленной и влиятельной. Основным источником финансирования бригады было "крышевание" предпринимателей Московского рынка Казани.
Несмотря на некоторую разобщенность, "Низы" принимали самое активное участие в мафиозной войне 1994-1996 годов между преступным сообществом "Жилка" и союзом группировок "Севастопольские" выступая на стороне последних. Несмотря на победу в войне, "Низы" понесли немалые потери. Например, в начале 90-х между одним из лидеров "Низов" Анохиным и лидером "Жилки" Хайдаром Закировым Хайдер произошел конфликт по поводу помещения детского садика на территории "Жилки", где располагалась подконтрольная "Низам" фирма. Хайдер потребовал, чтобы "Низы" отдали садик. Но получил отказ. В итоге в течение нескольких месяцев участников бригады перестреляли по одному. На руководителя бригады также было совершено покушение, но мужчина чудом выжил, после чего предпочел уехать из Казани. Кроме того, по заказу того же Хайдера в полном составе была уничтожена бригада Сапога. По слухам, мафиози не смогли поделить базу стройматериалов в поселке Левченко.
Вечером 23 января 1996 года в казанском кафе "Мозаика" на улице Восстания киллеры расстреляли ужинавших там "низовских". Четверо из них скончались на месте, один получил тяжелые ранения. Главной целью киллеров был лидер бригады Сапог, но тот опоздал на встречу в кафе и, придя в "Мозаику", обнаружил только трупы товарищей. Однако пуля настигла и его.
Вместе с ним киллеры не пощадили и жену авторитета, и его водителя. Их подкараулили в подъезде: супруги собирались ехать за водой в Раифу. Зимой 2001-го, проживая в Москве, лидеры банды Фахриев и Ларионов вдруг решили: курьеры Силов и Войнов, которые каждый месяц привозили им деньги с Московского рынка — воруют! Расправа была страшной: курьеров пригласили в «подшефное» кафе «Низам» на ул. Энергетиков, затем насильно вывезли в гаражи на Жилплощадке, застрелили и закопали тут же.
Перезахоронили их только в 2007-м, в лесном массиве «Ислейтарского лесхоза» Высокогорского района. Иногда под пули бригадных боевиков попадали и авторитеты других группировок. Лидер "дементьевских" Хоттабыч Р. Галиуллин стал предъявлять им претензии и грозить расправой. Утром 10 июня 2002 года "низовские" в доме по улице Побежимова, где жил Хоттабыч, устроили засаду. Когда Галиуллин вышел из квартиры и стал спускаться по лестнице, он получил смертельное огнестрельное ранение в голову. Зарабатывали на «крыше» и проституткахСледователь Фатхуллин рассказывает: предприниматели, которые торговали на рынке, должны были каждый месяц отдавать «крыше» определенную сумму и часть товаров. Например, в 2001 г. Тех, кто отказывался платить, избивали до полусмерти или сжигали точку так сгорел павильон сотовой связи «Телефон.
Причем не все они теперь свидетели, некоторые даже признаны потерпевшими. Один из «Тукаевских» Ринат Рамджанов совершил убийство, но стал не только подсудимым, но и потерпевшим по делу ОПГ в которой состоял. Он задолжал крупную сумму членам своей группировки. Знал, что если не отдаст долг, последует расправа. Поэтому взял пистолет и попытался ограбить знакомого директора ломбарда, предполагая, что у того может быть при себе крупная сумма наличными.
Потерпевший вышел из машины, завязалась потасовка, и в драке директор получил смертельное огнестрельное ранение. Из этих показаний стало ясно, что внутри ОПГ возникла отдельная банда из семи человек во главе с Кирилловым. Именно они, по версии следствия, принимали решения об устранении несговорчивых бизнесменов и криминальных конкурентов.
Люди раскупили весь тираж книги «Слово пацана», по которому сняли криминальную драму, а выпуск тру-крайм-подкаста Саши Сулим про татарстанские ОПГ того периода за месяц набрал больше 5 миллионов просмотров. Автор оригинальной книги Роберт Гараев выступил консультантом многосерийного шоу Wink и Start. Он рассказал, что остается на связи с многими героями молодежных банд и узнал их мнение о сериале Крыжовникова. Никто не говорит: «Вот такого не было». Все понимают, что сериал не документальный фильм, а художественный», — заявил Гараев в интервью 116.
Новости Татарстана
- Лидеры оргпреступности Казани получили пожизненный срок
- «Закат казанского феномена»: как сформировался костяк кровавых ОПГ 90-х годов
- Ильшату Гафурову провели очные ставки с лидерами ОПГ «29-й комплекс»
- Ильшату Гафурову провели очные ставки с лидерами ОПГ «29-й комплекс» 20.07.2022
- В Верховный суд РТ направлено дело в отношении еще 11 участников преступной группировки «Низы»
- ХРОНИКА РАЗБОРОК: ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Казанское ханство [102]
Бывшему ректору КФУ Ильшату Гафурову провели очные ставки с лидерами группировки «29-й комплекс» из Набережных Челнов Адыганом Саляховым и Рузалем Асадуллиным, а также другими участниками ОПГ. Еще одной жертвой криминальных войн стал участник группировки «Грязь» — по версии обвинения, за помощью в его устранении в 2004-м один из «грязевских» лидеров обратился к лидеру ОПГ «Зининские». Казанские ОПГ участвовали в массовой драке со стрельбой — СМИ.
Ильшату Гафурову провели очные ставки с лидерами ОПГ «29-й комплекс»
Верховный суд Татарстана во вторник огласил приговор в отношении 11 участников казанской преступной группировки "Низы", на счету которой 10 убийств и другие тяжкие преступления. Конкретно с возникновения ОПГ «Тяп-Ляп» в микрорайоне Теплоконтроль принято отсчитывать старт эпохи организованной преступности вообще во всей в России. Хайаер был классическим примером лидера организованной преступной группировки, он всегда знал, как и что нужно делать, умел договариваться и с другими бандитскими лидерами, и с официальными лицами.
Читайте также
- Банды из «Слова пацана»: пять самых известных и страшных ОПГ Казани
- В Казани осуждены члены "Банды Фахриева"
- Группировка «Тяп-Ляп»
- Telegram: Contact @Kazan_OPG
- Как бандиты из Казани оценили «Слово пацана»? У бывших членов ОПГ есть два любимых героя
- В Верховный суд РТ направлено дело в отношении еще 11 участников преступной группировки «Низы»
Лидер ОПГ «Низы» получил пожизненный срок
По версии следствия, группировка «Низы» образовалась в Казани в конце 80-х годов, она называлась так, поскольку контролировала одну из территорий Московского района, находящуюся в низине. К 2000 году власть в Казани была поделена, поэтому войны между ОПГ стихли, успокоились, между собой договорились. ОПГ — все новости по теме на сайте издания Не всех участников драки с оружием в Казани отправили в СИЗО.
В Казани начали судить участников ОПГ «Зининские», «Курицынские» и «Грязь»
Жизнь по понятиям Члены подростковых ОПГ Казани жили по своим понятиям, будто в отдельном государстве: у них была своя территория, своя улица, свой квартал. Гражданами в нем считались пацаны, и у них был свой социальный и экономический ресурс — их собственная сила. Силу они могли применять в отношении «чушпанов», членов других группировок и бизнесменов, отказавшихся платить дань. Карта территорий Казани, поделенных местными бандами в 90-е годы Фото: back-in-ussr. Пацан не мог сдавать своих или чужих милиции и обязан быть предельно честным со своей группировкой. Слово пацана считалось чем-то вроде клятвы: «пацан сказал — пацан сделал». В случае нарушения правил старшие могли выгнать пацана из группировки. В лучшем случае — просто с побоями, в худшем — с побоями и вымогательством денег. Законы улиц По словам Гараева, членство в группировке чем-то напоминало работу. В обмен на новый статус ребята были обязаны трижды в неделю посещать сборы и вести здоровый образ жизни. В случае нарушений их ждали санкции — побои.
Считалось, что мы — боевая бригада физически крепкой молодежи. Даже когда мы писали на стенах название нашей «конторы», то пользовались аббревиатурой НСО — «Низовское спортивное общество». То есть идеальный член группировки — это непьющий и некурящий спортсмен, что на деле, конечно же, было не так. На сборах старшие определяли лимит минимального количества присутствующих — 15-20 человек. Если количество пацанов было меньше положенного, к отсутствующим отправлялись гонцы и всеми правдами и неправдами их притаскивали. В противном случае — «санкции». Одноклассники Роберта Гараева. Из одиннадцати человек восемь так или иначе были связаны с различными ОПГ Фото: страница « Казанский феномен » во «ВКонтакте» — Экзекуция происходила следующим образом, — рассказывает бывший член «Низов». Бил не каждый, и поэтому в сумме ты получал три-четыре крепких удара по лицу. Важным нюансом было то, что уворачиваться нельзя.
Ты должен был принять эти удары в полную силу. Иногда старшие проверяли: размахиваясь, останавливали кулак перед самым твоим лицом. Если ты пытался увернуться — отшивали [выгоняли]. Однажды после такой экзекуции я очнулся в снегу, помня только искры в глазах, а дальше — черный экран. На половине моего лица был огромный синяк, губы не слушались, и ближайшие два дня сигарета постоянно выпадала изо рта. Когда ко мне на следующий день зашел одноклассник, чтобы поинтересоваться, почему я не пришел на уроки, он не узнал меня и спросил: «А Роберт дома? Когда провинившихся «суперов» били молодые, те потом приходили отрываться на младших, припоминая им все пропуски на сборах и выкуренные сигареты. Умирали молодыми Помимо Малыша за новичками «Низов» присматривал еще один «крайний» — Куян. Оба были невысокого роста и очень агрессивные. В обязанности «крайних» входило общение со старшими и дисциплина среди пацанов.
Стоило появиться в модном, на его взгляд, прикиде на сборах, Малыш был тут как тут с фразой: «Дай заносить».
Союзы группировок Союзы группировок появились в 1970-е годы: так, в печально известном пробеге «Тяп-ляп» участвовали «Павлюхинские», «Тукаевские» и «Мирновские» [52]. Одной из самых мощных группировок того времени была «Грязь» из Кировского района, которая пользовалась авторитетом во всей Казани [1]. В то же время в Авиастроительном районе Казани появился союз банд «Татарский двор», «Соцгород» и «Дементьев» [52].
На стыке десятилетий в Московском районе появилось объединение «Телестудия» из банд «Хитрый двор», «Панели», «Пентагон», «Чайники» и «Звери» — позже к ним присоединились «Шамилька», «Игоряновские», «Квадратовские» и «Брод». Наиболее крупным союзом стал «Золотой союз», куда вошли группировки «Жилка», «Стандартный двор», «Северный», «Чайники», «Левченко», «Сухая река», «Пентагон», «Хитрый двор», «Панели», «56-й квартал» и «Савинка». Этот союз распался во время бандитских войн между «Жилкой» и «Севастопольскими» [52]. Зоны влияния Наименьшее количество банд действовало на улицах с индивидуальной застройкой и тесными старыми двориками, которые были самыми спокойными: поведение соседей контролировалось достаточно прямолинейно, но честно и гласно [54].
Намного больше банд действовало на городской территории заводской застройки со сформировавшимся населением, значительную часть которого составляли ранее судимые: примером таких районов был Соцгород с птичьим рынком [55]. Главными очагами преступности несовершеннолетних считались и спальные районы [56] [15]. По словам дочери одного из лидеров «Перваков», жизнь в Казани в ту эпоху подразумевала, что каждому мужчине рано или поздно придётся оказаться в той или иной молодёжной банде [40]. Продюсер Ильхам Сафиуллин, проживавший в Московском районе ранее он назывался Ленинским , считал этот район самым криминогенным, где люди уже с детства готовились провести много времени за решёткой [43].
Казань была разделена всеми существовавшими в городе бандами на сферы влияния: группировки соседних территорий, как правило, были заклятыми врагами, а союзы заключались с теми бандами, которые находились достаточно далеко [15]. Войны, которые велись между группировками, получили название «асфальтных» [1] , поскольку на жаргоне подростков борьбу за территории описывали выражениями «делить асфальт» [5] или «битва за асфальт» [47]. Эти войны также называли «монтажными», поскольку в драках подростки в качестве оружия использовали монтажки , хотя в ход также шли кирпичи, монтировки, цепи, металлические шары и любое другое похожее оружие [16]. Наличие огнестрельного оружия у члена «конторы» вызывало как минимум недоумение, хотя есть свидетельства того, что в 1970-е годы «в Борисково и на Тёплом шмаляли будь здоров» [53].
Под контролем каждой из «контор» находились техникумы и ПТУ, вследствие чего попасть в некоторые учебные заведения было физически невозможно: автобус или троллейбус мог быть обстрелян металлическими шарами, которые швыряла враждебная группировка. Из-за страха попасть «под раздачу» из других городов перестали приезжать абитуриенты, а у школьников сократились возможности для выбора училища [15]. Специалисты-практики делили группировки на два вида. Один тип «контор» носил чисто оборонительный характер, и их создавали подростки с целью защиты себя и своей территории от незваных гостей.
Другой тип «контор» был связан с агрессивными набегами на соседние территории: такие банды укрепляли своё влияние и авторитет путём драк с «чужими» или избиений таковых лиц. Группировки второго типа считались близкими к преступным бандам: численность агрессивных «контор» варьировалась от 6 до 13 в 1980-е годы. Смысл подобного разделения часто оспаривался [57]. По словам Анвара Маликова, известными дворовыми бандами Альметьевска были «Гестапо», «Бразилия» и «Чили» их названия изображались огромными буквами на стенах домов [13].
Структура банды Иерархия Ядро каждой молодёжной группировки называлось «коробкой» и обычно включало или двор, или несколько рядом стоящих многоэтажных домов. Группировку могла образовывать как одна такая «коробка», так и сразу несколько «коробок» [49]. Гараев, который состоял в банде под названием «Низы» [59] , утверждал, что в казанских бандах была сформирована собственная возрастная иерархия, которая могла насчитывать до шести уровней возрастов в крупных бандах: разница между членами одного возраста составляла один или два года, однако все ребята с одного уровня переходили на уровень выше в один и тот же день [60]. Названия возрастов в иерархии казанских банд отличались в зависимости от группировки [61].
Подобных людей члены группировки презирали и могли безнаказанно избить, ограбить [3] или забить до смерти [62]. Согласно Гараеву, в шестиуровневых группировках выделялись следующие возрасты — «скорлупа», «супера», «молодые», «средние», «старшие» и «старики». При ориентировочной численности шестиуровневой группировки от 150 до 200 человек в её состав могли входить порядка 30 «младших», 30 «суперов», 30 «средних», 40 «старших», небольшое количество «стариков», порядка двух лидеров и ещё несколько авторитетных людей, хранивших у себя оружие [60]. Новичков этой группы называли «шелухой» дети от 10 до 13 лет [49] и высматривали из них потенциальных кандидатов на более высокие должности [64] , считая их своеобразным резервом конторы [49].
Занимавшим низшую ступень в этой иерархии не доверялось никаких серьёзных поручений, кроме как «постоять на пиках» покараулить, побыть на шухере [60]. Ступень выше занимали «супера» от 14 до 17 лет [49] , которые всегда сидели в своём микрорайоне и не имели права выходить за его пределы; от них требовали всегда быть на виду [64]. Выше них шли «молодые» от 17 до 19 лет [49] , которые были главной силой в драках с представителями банд других районов, используя кирпичи, арматуру и дубинки [65]. Они также устраивали драки рано утром перед началом школьных занятий «бежали с добрым утром» или вечером «спокойной ночи».
Так называемые «средние» шли ещё выше и имели право ездить в другие микрорайоны на переговоры, объявляя войну и заключая мир, а также наказывая «молодых» за провинности [64]. Выше всех шли «старшие» или «армейцы» [26] возраст мог быть в пределах 20—35 лет или старше [49] , которые определяли политику группы: только они имели право ходить на дискотеки, устраивать ссоры с представителями других банд «чужими» и затевать войну против других микрорайонов. Во главе каждой небольшой группы стоял «автор» [66] , который входил в руководящее ядро группировки и обеспечивал связь своего отряда с другими частями и компаниями. Высшее звено руководства любой группировкой называлось также «авторитетами» [65] , «стариками», «дедами» или «королями» [49].
Количество «авторов» варьировалось: во главе мог стоять совет таковых лиц или один конкретный человек, которого рядовые «мотальщики» не знали [67]. Выбирать лидера группировки могли демократическим путём из наиболее авторитетных «стариков», но самый авторитетный и заинтересованный сам мог её возглавить [60]. Людей, отошедших по возрасту от руководства бандой старше 40 лет , называли иногда «древними» [60] : это прозвище перекочевало и на лидеров казанских ОПГ в постсоветской России [46]. Иерархия казанских банд была схожа с армейской: младшие возраста всегда беспрекословно подчинялись старшим, однако никто из старших не должен был злоупотреблять властью; со стоящими ниже по возрасту старшие обязаны были поступать по справедливости.
За связь между возрастами, дисциплину и коммуникацию отвечали «смотрящие», которыми становились красноречивые люди с лидерскими качествами. Многоступенчатая возрастная иерархия имела сходства с боевыми комсомольскими дружинами, пионерскими отрядами и лагерными «мастями» [60]. Банды считались символическими «государствами», «граждане» которых обязаны были защищать свою территорию и честь — давать сдачи тому, кто их оскорблял или посылал куда подальше — и имели полное право обобрать и унизить любого «чушпана» [68]. Личный состав банды Казанские дети в 1975 году В составе типичной банды были выходцы из разных семей — рабочих, служащих, интеллигенции, рядовых и руководителей.
Позже там стали появляться школьники и учащиеся ПТУ, а также студенты [69]. По словам Светланы Стивенсон , среди членов подобных банд были и те, у кого была постоянная работа например, врач-педиатр [10] ; в некоторых бандах действовал запрет на работу в сфере обслуживания то есть её члены не могли быть, к примеру, уборщиками, официантами или таксистами [16] [68]. Среди членов банд порой встречались и дети известных партийных деятелей: так, в доме, где селились члены обкома КПСС, обосновалась группировка «Сквер», которая влилась в состав банды «Калуга» [3]. В известной стычке на Глубоком озере участвовали преимущественно хулиганы в возрасте от 18 лет [1].
По словам Роберта Гараева, подавляющее большинство мужчин, родившихся с 1958 по 1979 годы, состояли в бандах или имели хотя бы одного родственника, числившегося в бандах [71] ; согласно некоторым исследованиям, к концу 1980-х в Казани каждый третий молодой человек в возрасте от 12 до 18 лет входил в какую-либо компанию [72]. Гараев сравнивал банды с символическими «государствами». У некоторых из членов «контор» было своё прозвище, которое они должны были доказывать своими делами на благо банды [43]. Психолог Т.
Горшенина называла типичную казанскую уличную банду характерной «примитивной группой» с иерархией групповых ролей главарь, авторитет, ведомые и нормы поведения : такая группа всегда замкнута, не допускает инакомыслия и низводит отдельного человека до положения «винтика» [73]. По своей сути «молодые» и «старые» были агрессивными фанатиками, для которых существовал только культ силы и которые не думали ни о чём, кроме драк [74]. По версии Агеевой, верхушку банд составляли те молодые люди, которые не смогли себя реализовать ни в школе, ни в ПТУ; их подчинённые в бандах легко привыкали к авторитету своих лидеров, поскольку привыкли к «абсолютному повиновению» родителям и учителям — и те, и другие считались «аутсайдерами» [75]. В банды часто втягивали молодых ребят, нередко проводя для приглашённых «новичков» жёсткое испытание: под угрозой расправы хулиганы требовали от «новичка» встать на колени.
Если он отказывался это делать и дрался, то тогда его признавали «своим». Представитель «суперов», который отличился в драке, мог быть повышен до «молодого» [76]. По мнению Юрия Щекочихина, верхушку каждой «конторы» составляли исключительно уголовные элементы [18]. Общак У каждой конторы была собственная коллективная касса — «общак», формируемый из добровольных взносов членов этой конторы разовых и регулярных и из средств, добытых преступным путём [49] , в том числе и путём вымогательства мелочи у школьников — это действие называли словом «шакалить» [77] [78].
Обычно молодого человека спрашивали о наличии карманных денег, и если он говорил, что у него не было денег, его просили подпрыгнуть, чтобы по звуку определить наличие денег. В случае обнаружения мелочи человека избивали [43]. Сбор денег в «общаки» вёлся и в школах в классе было по три-четыре члена группировки : ежемесячно и пионеры, и комсомольцы платили в «общак» 2 или 3 рубля [47] [6]. Собранные деньги шли на «грев» обеспечение всем необходимым соратников, в том числе и находившихся в заключении [16].
За сбор общака отвечали «смотрящие» [60]. Группировщики, которые занимались квартирными кражами в одиночку или небольшими компаниями, платили бандам дань за то, что не могут быть активными членами банды. Салагаев в газете «Космомолец Татарии» утверждал, что сумма всех «общаков» достигала 1 миллиона рублей, а в « Литературной газете » утверждалось, что главари покупают на средства из общаков себе машины. Представитель «тяп-ляповцев» отвергал заявления о машинах у лидеров, утверждая, что лишь одна группировка может «позволить себе» такую роскошь [79].
При этом именно у « первогоровских » в Казани появились первые жёлтые внедорожники типа «Хаммер» [60]. Во время Перестройки данью обкладывались различные цеховики , которые не платили налоги: с них собирали изначальную сумму в размере от 10 до 15 процентов, которую называли данью «за боюсь». Решение цеховиков пожаловаться в милицию привело впоследствии к стравливанию группировок с цеховиками и друг с другом. По мнению продюсера Ильхама Сафиуллина, именно момент начала сбора дани с цеховиков превратил уличные и дворовые группировки в преступные шайки [43].
Девушки в бандах Хотя в «контору» входили преимущественно мальчики и юноши [80] , некоторые девушки в письмах утверждали, что состояли в той или иной «конторе», «мотались» наравне с парнями и рано вступали в интимные отношения [81]. Девушек, которые состояли в отношениях с парнями из «контор», на жаргоне называли «матрёшками» [77]. С каждой бандой были связаны и так называемые «общие девочки», жившие строго по законам какой-то конкретной «конторы» и являвшиеся сексуальными партнёршами всей компании [49] , что вызывало у некоторых девушек откровенное отвращение [81]. Среди «общих девочек» были как вступившие на этот путь добровольно, так и вынужденные сделать это под угрозами [82].
Девушки в бандах носили олимпийки, широкие клетчатые юбки, яркий макияж с румянами и косую лакированную челку, а их банды назывались «бабскими конторами» и существовали на территориях мужских. Достаточно часто парни разгоняли женские «конторы» [71] , хотя их деятельность ограничивалась хулиганством и не имела криминальной направленности [83]. Отношение к девушкам варьировалось от банды к банде: в одних действовал закон «Не смейте защищать девчонок, девчонки — не люди» [84] ; в других запрещалось бить представителя «чужих», если он шёл с девушкой [18] , хотя в последние годы существования СССР нападению подвергались и парни, гулявшие с девушками [85] ; в третьих у состоящего в банде парня девушка обязательно должна была быть девственницей до 1988 года это правило действовало во многих бандах [71]. Девушка, подвергавшаяся групповому изнасилованию, часто получала психологическую травму и иногда готова была предпочесть смерть подобному позору: об этих случаях члены банд вспоминали со стыдом [71].
Законы банды Одежда и знаки отличия Состоящий в банде подросток или юноша должен был носить опрятную и удобную для драки одежду и иметь аккуратную стрижку: в бандах часто приветствовались спортивные костюмы и кроссовки [53]. В середине 1980-х годов новым элементом их зимней одежды стала суконная шапка-ушанка с овчинной оторочкой, наглухо завязанная под подбородок: эта шапка защищала при ударе арматурой по голове [15]. В конце 1980-х годов в качестве зимнего головного убора вместо норковых «формовок» пришли разноцветные кооперативные шапки-«петушки» [53]. Требования к одежде варьировались от банды к банде: так, банда «56-го квартала» носила синие шапки-помпоны, «Чайники» и «Жилка» — красные шапки, а члены других банд носили шапки с помпонами другого цвета или без помпонов, за неправильную шапку «своего» могли избить [26].
В некоторых бандах «мотальщики» должны были носить белые носки, калоши, телогрейки и шапки типа «фернанделек» или вязаных «карандашей», а носить джинсы запрещалось. Для внешности казанских гопников также были характерными короткая стрижка или стрижка налысо, а также галоши на толстый носок домашней вязки, которые не мешали в драке. Несмотря на общую схожесть с одеждой и внешним видом гопников других городов, казанские малолетние банды явно выделялись на этом фоне [86]. Чтобы отличить «своих» от «чужих», банда могла использовать отличительный знак, роль которого могли играть значок, тип вязаной шапочки [87] , причёска члена группировки [88] , татуировки или вышивки на одежде например, LVI для «56-го квартала» или определённый пароль [2].
Так, банда «Чайники» чётко очерчивала свою территорию, вешая на фонарных столбах своей улицы чайники [65] позже их снимали милиционеры [47] , а банда «Грязь» оставляла на стенах домов надпись GRZ [1]. Члены банд дежурили на автобусных остановках, в парках и на детских площадках — ключевых точках, необходимых для контроля над территорией [65]. По негласным законам любой банды, в ответ человек должен был сказать, в какой банде он состоит. Если он не понимал, о чём речь, то его могли ограбить для описания грабежа использовали слово «доить» [18] и избить, иногда имели случаи избиения до смерти [2].
Если он врал, то его могли и вовсе изгнать из банды [37]. У членов казанских банд был собственный жаргон: в 1991 году в книге Л. Агеевой «Казанский феномен: миф и реальность» был представлен словарь жаргона казанской молодёжи из «контор» [42] , а в 2019 году в журнале «Идель» появилась ещё одна версия словаря казанских подростков, в составлении которой участвовали писатели Айдар Сахибзадинов и Булат Безгодов, поэт Алексей Остудин, режиссёр Тимур Садыков и продюсер Ильхам Сафиуллин [89]. Дисциплина Банды функционировали на основе коллективной ответственности и железной дисциплины, что превращало их в подобие военизированных структур: за нарушение закона «старшими» избивался не только нарушитель, но и все представители его возрастной группы [3].
У каждой банды был свой кодекс чести, который отчасти ориентировался на здоровый образ жизни и патриотизм, а отчасти базировался на блатной романтике [3] , уголовных понятиях и воровском законе , хотя «воры в законе» не пользовались таким авторитетом в Казани [18]. В большинстве группировок действовала жёсткая дисциплина: строго запрещалось курение, употребление алкоголя и наркотиков, а также беспричинные оскорбления и употребление конкретных слов. Участникам банды нельзя было сотрудничать с милицией, барыжить или сбегать с драки [53]. У отдельных «контор» мог быть свой подвал, переоборудованный в тренажёрный зал, где они могли бы заниматься спортом и качать мышцы.
Эти традиции вскоре перекочевали и в места лишения свободы [15]. Помимо запрета на курение, алкоголь и наркотики, от каждого члена банды требовали быть в хорошей физической форме это выражалось в виде занятий спортом для младших возрастов , контролировать речь и сохранять самообладание [68]. Среди обязанностей членов банды были участие в сборах дани и «войнах» против соседних группировок [3] : стычки назывались «пробежками» и могли носить как «тренировочный», так и «боевой» характер [15]. Банда могла проводить «сборы», которые делились на «простые» и «строгие».
На простых сборах члены банды собирались во дворе и могли вести разговоры, «постоять часок без дела», посидеть в подъезде или поиграть в карты. На строгих сборах наказывали провинившихся например, «суперов» за самовольную отлучку или куда-либо бегали. Сборы приводили к тому, что у школьников ухудшалась успеваемость: они не успевали делать уроки, а также не могли ничем развлечься [76]. Ряд членов банды занимался в спортивных школах: те были освобождены от обязанностей присутствовать на всех сборах [91].
Молодых людей, кто посещал тренировки по карате , общественность почти всегда считала состоящими в одной из «контор» [43]. В 1990-е годы вместо слова «сборы» стало употребляться «сходняк» [16]. Драка с более сильным противником с 1970-х годов стала важнейшим элементом вступления во многие банды: этот ритуал назвали «пришиванием», иногда от новичка требовали напасть на прохожего или члена другой «конторы» [71]. Иногда человека могли «пришить» к банде путём его же избиения [92].
В драках между группировками обычно использовались арматура или ножи [26] в частности, ножи при себе всегда имели члены «Жилки» [68]. Черепно-мозговую травму, наносимую в драках между бандами, казанцы называли в разговорной речи «копилкой» [49] , а под выражением «сделать копилку» подразумевалось причинение такой травмы с помощью арматуры.
Версий исчезновения Гайнутдинова было множество. Одним из источников его доходов являлись нефтегазовые акции, которые в свое время удалось «отжать» у бугульминского предприятия «Газстрой». В результате предприятие разорилось и осталось должно известной фирме «Сувар» огромные деньги. Имелись у Клопа и конфликты с различными представителями криминального мира. Как-то он попытался «наехать» на одного из солидных челнинских бизнесменов, но разговаривать о предмете спора прибыл один из ветеранов «Тяп-ляпа» — Константин Кормильцын Костяпа , суровый вид которого позволял решать вопросы без применения физического насилия. Тема «по-пацановски иметь с барыг» накрепко засела в голове Клопа еще с 1990-х и не отпускала до последнего дня.
Под его пристальное внимание попадали совершенно разные люди, включая даже медицинских работников. Только методы «работы с терпилой» не менялись: угрозы, оружие, избиение, похищение… Однажды, куражась в ночном клубе «Арена», Гайнутдинов слегка повздорил с участниками ОПГ «Грязь» и тут же, на ровном месте, объявил им войну. Ошарашенные «грязевские» приезжали за советом к «первакам», но те, видимо, помня про «Эйфорию», отказали в поддержке. Узнав об этом, окрыленный Клоп стал на каждом углу говорить, что в Казани его все боятся и скоро он поедет в Москву короноваться в воры в законе. Целью было подмять под себя центральный рынок Йошкар-Олы, чему активно сопротивлялся марийский криминальный «авторитет» Дмитрий Ненароков Носорог. Возглавляющий местную ОПГ «Кремлевские», он был судим за вымогательство, нарушение неприкосновенности жилища, побои и уступать незваным гостям не собирался. В ходе конфликта вооруженные до зубов стороны трижды встречались, но к единому мнению так и не пришли. От провокационного приглашения Носорог отказался и переночевал дома, а утром собрался с другом в сауну на стадионе «Строитель».
Выйдя в свой двор на улице Подольских курсантов Йошкар-Олы, Ненароков сел за руль «девятки» и тут же получил пули в грудь и голову из пистолета Макарова от подбежавшего киллера в капюшоне. Клопу показалось, что Ислам якобы из зависти послал к нему в автосервис с проверкой представителей налоговой инспекции. Гайнутдинов собирал «старших» группировки в своем офисе напротив рынка «Даурия». На одном из «сборов» кто-то из них стал предъявлять лидеру претензии за его вредные привычки, оплачивать которые нередко приходилось из денег «общака». Гайнутдинов критику учел и уже готовился поехать на лечение в одну из наркологических клиник Москвы, но судьба распорядилась иначе. Кто же на самом деле похитил Клопа, доподлинно неизвестно. Только раньше — 11 июля 1998 года — так же пропал без вести еще один «высотовский» авторитет — Олег Мизилин Лелик , когда-то живший на одной лестничной площадке с Анваром Камалеевым Тортиком и гулявший на его свадьбе. Обгоревший Mercedes Лелика, входившего в близкое окружение Рашида Гайнутдинова, обнаружили у села Шигалеево Пестречинского района Татарстана, а вот куда из салона девался сам Мизилин, следствию установить так и не удалось.
Были ли исчезновения «высотовского» шефа и его верного Лелика связаны с ответным ударом по делу «Эйфории» или каждый из пропавших без вести сам нашел свою трагическую судьбу, покажет время. В этот предновогодний вечер в казанском кафе «Альтаир» собралась молодежь, а за соседним столом отмечали праздник их ровесники из ОПГ «3-я коробка», которая контролировала территорию треугольника, очерченного казанскими улицами Братьев Касимовых и Зорге, а также проспектом Победы. Лет пять назад между этими группировками случился локальный конфликт из-за того, что представители «3-й коробки» избили Клопа в одном из казанских ресторанов. Тогда, недолго думая, возмущенный Гайнутдинов со своей бригадой приехал в «3-ю коробку» и толпой налетел на ее участников. Оборонявшиеся сумели наглухо забаррикадироваться в местном автосервисе, а впоследствии конфликт был разрешен мирным путем. Новая ссора вспыхнула из-за незначительной мелочи. В драке один из представителей «3-й коробки» пырнул ножом «высотовского» Марселя Курбанова Курбан , после чего все разбежались в разные стороны. Менталитет «высотовских» за время существования группировки почти не менялся, а со временем стал напоминать образ жизни одного из кланов итальянской мафии, красочно описанный Марио Пьюзо.
Из книги «Крестный отец»: «Семейство Бочичио не обладало достаточной силой и умом для бесконечной борьбы. Половина членов семейства погибла в вооруженных стычках, вторую половину отправили на каторжные работы на острова… Они сознавали свою ограниченность и неспособность тягаться с другими семействами в борьбе за организацию таких дел, как проституция, игры, наркотики. Эти простаки были способны предложить подарок патрульному полицейскому, но не знали, как подобраться к политическому взяточнику. У них всего два положительных качества: честность и жестокость. Бочичио никогда не лгали, никогда не изменяли друзьям. Бочичио также никогда не забывали обиды и не оставляли ее без отмщения, как бы дорого это им не обходилось». Вот и на этот раз казанские «Бочичио» недолго думали об ответных мерах. В полночь того же дня около 40 человек по старинке приехали с арматурами в так называемую «3-ю коробку», но, не обнаружив непосредственных обидчиков, как всегда избили кого нашли и заодно покорежили автотранспорт в округе.
Среагировавшие на вандализм милиционеры сработали на опережение и уже ждали возвращавшихся с акции «высотовских» на их территории, блокируя подъезжающие автомобили с налетчиками. Одним из сидевших за рулем при набеге на «3-ю коробку» был курсант Казанского высшего артиллерийского командного училища, которого вместе с остальными задержанными доставили в отдел милиции «Камая». Вскоре за военнослужащим приехал один из командиров и под слово офицера забрал «сына полка». Курсанту даже отдали его автомашину, за которой давно и недобро наблюдали подъехавшие к отделу милиции неприятели. Вскоре дорогу движущимся к училищу военным преградили ВАЗ-2114 и Toyota, из которых вышли около десяти парней с бейсбольными битами. Это были разъяренные участники все той же ОПГ «3-я коробка». Вытащив водителя на проезжую часть, они забили его до потери сознания. Офицер покинуть салон не рискнул, а его непутевый воспитанник через три дня скончался в больнице.
Одного из виновников смерти курсанта удалось задержать лишь в 2011 году. За причинение тяжкого вреда здоровью член ОПГ «3-я коробка» Ильдар Гайнуллин получил семь с половиной лет строгого режима. Поначалу в условиях неволи Строка нарушал режим, имел выговор и даже помещался в карцер за ношение запрещенного предмета. Позже, понимая, что такой образ жизни не позволит ему выйти на свободу раньше, и уже имея опыт УДО по первой судимости, Мочалов взялся за ум. Став слесарем-ремонтником инструментального цеха и перейдя на облегченные условия содержания, ударным трудом он заработал аж 28 поощрений! Всего через пару лет после освобождения Строка умер от рака в своей старой «хрущевке» по улице 2-й Даурской, немного не дотянув до 45-летия. Последний «стрелок» Вячеслав Семенов за 20 с лишним лет отсидки тоже подорвал свое здоровье. Освобождался он из владимирского централа по отбытии наказания с заслуженно наколотыми под ключицами синими восьмиконечными звездами отрицалы режима.
В феврале 2018 года похожий на живого мертвеца Семен появился в Казани и поселился подальше от родной «Высотки», устроившись простым водителем. Через месяц после его возвращения в столице Татарстана побывала та самая группа The Prodigy, под музыку которой когда-то погибали молодые парни в ночном клубе «Эйфория».
Все подсудимые обвиняются в трех эпизодах убийств. Помимо этого, Зубарева и Берендеева также обвиняют в незаконном хранении оружия и взрывчатых веществ. Обвинительное заключение утвердил первый заместитель прокурора Республики Татарстан Алексей Заика, где сообщалось, что только один из подсудимых признал вину в полном объеме - Виктор Курицын. По данным следствия, ОПГ «Зининские» была сформирована в середине 80-х годов прошлого века. В ходе борьбы за лидерство в группировке один из ее активных участников при помощи «Курицынских» организовал убийство одного из своих руководителей.