16 марта 2014 года, 13:40 Сайт референдума о статусе Крыма подвергся DDos-атаке в ночь на воскресенье, информирует РИА Новости.
История референдумов в Крыму
25 апреля Верховный совет Крыма принял решение провести 25 июня общекрымский референдум. На Красной площади состоялся концерт в честь десятилетия воссоединения Крыма с Россией. Общекрымский референдум по вопросу о статусе полуострова Крым и города Севастополь состоялся 16 марта 2014 года, по итогам которого Крым вернулся в состав Российской Федерации.
Онлайн-репортаж: как Крым голосовал за вхождение в состав России
Автор: Ирина Макеева 16 марта 2014 года в Крыму и Севастополе состоялся общекрымский референдум, на который был внесен вопрос о присоединении к России. Президент страны Виктор Янукович покинул Киев, а исполнение обязанностей главы государства было возложено на председателя Верховной Рады Александра Турчинова. В тот же день депутаты парламента Украины отменили закон, предоставляющий русскому языку статуса регионального в ряде областей страны.
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Скачать презентацию: Медиа-кит При перепечатке или цитировании материалов сайта Sila-rf.
Политический кризис на Украине, разраставшийся от ноября 2013 года к февралю 2014 года, выявил в стране новую силу — радикально настроенных представителей партий и движений националистического толка. Представители этих движений стали движущей силой оппозиции не только в Киеве, но и во многих областях Украины. Их тактика провокационного характера, а также агрессивные действия при противостоянии с органами правопорядка страны привели к массовому кровопролитию в Киеве, а затем, после незаконной отставки президента Украины Януковича, начали с невероятной скоростью распространяться на регионы страны. Это явление было связано с поддержкой националистов в правящей структуре новой власти на Украине. Открытые выступления лидеров оппозиции носили не просто националистический, но и открыто русофобский характер. На фоне борьбы за власть события в регионах Украины принимали острый оборот. Начал вставать вопрос о необходимости федерализации страны, исходивший, прежде всего, со стороны восточных областей и Крыма, где русофобские настроения новой власти и намерения националистов вызывали справедливые опасения. Население этих регионов, опасаясь открытых угроз представителей «Правого сектора», вооружённые формирования которого начали творить произвол в западных областях Украины и открыто угрожать любым ценностям, каким-либо образом связанным с Россией и общим историческим прошлым наших стран при потворстве со стороны новой власти, перешло от мирных протестов к открытому противостоянию с новой властью. Новое правительство Украины категорически отказывалось от рассмотрения вопроса о возможности федерализации и продолжало оказывать давление на своих противников, постепенно доведя ситуацию на востоке Украины до состояния гражданской войны — когда началось противостояние вооружённых формирований вновь образованных Луганской и Донецкой Народных Республик и правительственных войск при поддержке вооружённых формирований националистической направленности.
А в начале 1990-х, когда процессы, которые привели к развалу СССР, уже начались, в Крыму снова подняли вопрос о статусе региона и задумались о возвращении полуострову статуса республики. Декларация о государственном и правовом статусе Крыма. Первые Советские Республики — это была Таврида. Попытка поиска ответа на ситуацию, связанную с распадом большого Российского государства. События 1991 года имеют такую же природу. Серьёзно актуализировалась региональная повестка — это было связанно с тем, что недостаточно адекватно были распределены полномочия между Центром и Крымской областью. Также начался процесс возврата ранее депортированных из Крыма граждан, а также каждому жителю полуострова нужно было дать себе ответ на вопрос с происходившими на Украине процессами национального возрождения», - рассказал инициатор референдума. Ефимов уверен, что эти злободневные вопросы заставили сообщество Крыма осмыслить своё место в мире и предложить своё видение будущего. Принимать те решения, которые нужны сообществу. Конечно, варианты будущего предлагались разные. Как тогда, так и в последующем, большинство хотели единения с Россией. В 1991 году, осмысливая возможность реализации различных векторов, достигли понимания того, что нужно воссоздать вначале Республику и стать субъектом всех процессов государственного строительства. После этого решать главные вопросы», - пояснил депутат Верховного Совета Крыма I созыва. Сергей Ефимов Ефимов отметил, что свершилось главное - Крымский областной совет принял решение воссоздавать Республику путём референдума. Никакие другие способы не привели бы к легитимному, устойчивому итогу. Решение о проведении всенародного голосования было принято 12 ноября 1990 года на внеочередной сессии крымского областного Совета народных депутатов. Шла подготовка, люди бурно обсуждали грядущее голосование. Журналисты тоже работали без передышки, в архиве сохранились интересные плёнки с интервью того времени. Я думаю, что народ Крыма откликнется на призыв к проведению референдума. И думаю, что вопрос будет решен положительно, и Крым приобретет статус автономии», - говорила в январе 1991 года крымчанка Любовь Серебрянская, заслуженный тренер УССР, мастер спорта и мать будущей олимпийской чемпионки по художественной гимнастике. Проводилась разъяснительная работа в коллективах, сейчас ведется подворный обход депутатами сельского районного совета, агитаторами по проведению референдума. Мнения очень разные. Есть люди, которые категорически отказываются от участия в голосовании, есть те, кто считают, что правильно поставлен вопрос, что нужна автономия Крыму, что это даст большую экономическую самостоятельность», - разъясняла в том же январе 1991-го Зинаида Довгалюк, зампредседателя колхоза «Победа» Советского района. Далеко не всех тогда радовала возможность крымчан высказать свое мнение насчет вероятной автономии.
История референдумов в Крыму
Все предпринятые шаги направлены на то, чтобы с автономией считались, разговаривали и согласовывали решения центральных органов власти» [59] [60]. Теперь участникам референдума предлагалось выбрать один из двух вариантов: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации? Формат проведения Порядок проведения референдума был установлен временными положениями о референдуме, принятыми Верховным Советом Крыма и Севастопольским городским советом 6 и 7 марта соответственно [64] [65]. В положениях записано, что подсчёт голосов участников референдума осуществляется открыто и прозрачно. Граждане имеют право осуществлять наблюдение за голосованием на референдуме и подведением его итогов. Также говорится, что комиссия АР Крым по проведения референдума «регистрирует официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций, республиканских организаций, объединений граждан, общественных организаций» [64] , аналогичное право предоставлялось Севастопольской городской комиссии по референдуму [65]. Правом голоса на референдуме были наделены только граждане Украины, достигшие на день голосования возраста 18 лет и зарегистрированные в соответствующей административно-территориальной единице [64] [65] , что не давало возможности гражданам России, проживающим на территории Крыма, принять участие в референдуме. По данным комиссий референдума, в АРК в списки избирателей было включено 1 533 135 человек [66] , в Севастополе — 306 258 человек [67]. Бюллетени для проведения референдума 16 марта содержали варианты ответа на трёх языках: русском, украинском и крымско-татарском. Бюллетень, в котором были оставлены неотмеченными или были отмечены оба варианта ответа, считался недействительным [68]. Решение на референдуме принималось простым большинством голосов [b] [c].
Предвыборная агитация.
Плакат из фондов Госархива РК «В архиве Крыма представлена основания масса документов, которые рассказывают о подготовке референдума. Это плакаты, статьи, агитационные материалы. Также непосредственно сообщения Центральных избирательных комиссий. К примеру, декабрь 1991 года, выборы президента Украины, проведение Всекрымского референдума. Такие статьи, в то время публиковали две газеты — Крымская правда и Крымские известия. Всё это доказательства и прямые факты того времени», - рассказывает начальник отдела использования информации документов в Государственном архиве Крыма Наталья Колышницына, демонстрируя экспозицию выставки, приуроченной к 30-летию первого референдума. Переходя от стенда к стенду, можно увидеть, как в начале XX века объявили Социалистическую Советскую Республику Таврида, которая, хоть и просуществовала непродолжительное время, однако положила начало спорам о правовом статусе полуострова.
Именно тогда началась разработка Конституции республики. Ценные документы, свидетельствующие об этом, существуют в единственном экземпляре и хранятся в Госархиве РК. То, что в 1921 году на территории полуострова должна существовать Республика - этот вопрос считался решённым, даже не обсуждался. Поднимались темы технические, как это должно быть», - рассказала Наталья Колышницына. Вырезка из газеты Документы из фондов Госархива РК 1921 год. Телеграмма из Совета Национальностей в Облисполком Крыма о необходимости создания на территории Крымского полуострова автономной республики. В частности, тогда от Крыма отошла полностью вся Арбаская стрелка», - рассказала сотрудник архива. Тогда жители не слишком-то почувствовали изменения, ведь Украина была частью единого Советского Союза.
А в начале 1990-х, когда процессы, которые привели к развалу СССР, уже начались, в Крыму снова подняли вопрос о статусе региона и задумались о возвращении полуострову статуса республики. Декларация о государственном и правовом статусе Крыма. Первые Советские Республики — это была Таврида. Попытка поиска ответа на ситуацию, связанную с распадом большого Российского государства. События 1991 года имеют такую же природу. Серьёзно актуализировалась региональная повестка — это было связанно с тем, что недостаточно адекватно были распределены полномочия между Центром и Крымской областью. Также начался процесс возврата ранее депортированных из Крыма граждан, а также каждому жителю полуострова нужно было дать себе ответ на вопрос с происходившими на Украине процессами национального возрождения», - рассказал инициатор референдума. Ефимов уверен, что эти злободневные вопросы заставили сообщество Крыма осмыслить своё место в мире и предложить своё видение будущего.
Принимать те решения, которые нужны сообществу.
Этому громкому, ставшему уже историческим факту, предшествовали драматические политические события на Украине, начавшиеся ещё осенью 2013 года. Политический кризис на Украине, разраставшийся от ноября 2013 года к февралю 2014 года, выявил в стране новую силу — радикально настроенных представителей партий и движений националистического толка. Представители этих движений стали движущей силой оппозиции не только в Киеве, но и во многих областях Украины. Их тактика провокационного характера, а также агрессивные действия при противостоянии с органами правопорядка страны привели к массовому кровопролитию в Киеве, а затем, после незаконной отставки президента Украины Януковича, начали с невероятной скоростью распространяться на регионы страны.
Это явление было связано с поддержкой националистов в правящей структуре новой власти на Украине. Открытые выступления лидеров оппозиции носили не просто националистический, но и открыто русофобский характер. На фоне борьбы за власть события в регионах Украины принимали острый оборот. Начал вставать вопрос о необходимости федерализации страны, исходивший, прежде всего, со стороны восточных областей и Крыма, где русофобские настроения новой власти и намерения националистов вызывали справедливые опасения. Население этих регионов, опасаясь открытых угроз представителей «Правого сектора», вооружённые формирования которого начали творить произвол в западных областях Украины и открыто угрожать любым ценностям, каким-либо образом связанным с Россией и общим историческим прошлым наших стран при потворстве со стороны новой власти, перешло от мирных протестов к открытому противостоянию с новой властью.
Но к чести руководителей советов наших муниципалитетов, они имели копии списков, что позволило подготовиться. Были созданы территориальные и участковые комиссии, референдум состоялся, несмотря на попытки украинской стороны его сорвать. Всё было демократично и законно, в соответствии с международным правом, уставом ООН - более полутора сотен наблюдателей, в том числе и иностранных, мы тогда зарегистрировали. Выбор полуострова до сих пор не могут принять некоторые западные политики, умалчивая, правда, что было у крымчан право на всенародный референдум. Так возникла идея проведения референдума. Почему-то на Западе об этом даже не вспоминают, очевидно, умалчивание об этой норме - специальная технология, выполнение команды об этом не говорить.
Нарастание внутреннего конфликта, акции протеста в Крыму
- Общекрымский Референдум 2014 года. Как это было
- Причины и предпосылки воссоединения
- День референдума в Крыму
- День референдума в Крыму
- Референдум о статусе Крыма: Числа и факты
- Крымский выбор-2014: как мы возвращались в родную гавань
Главные новости
- Референдум и присоединение Крыма к России
- Исполняется семь лет со дня проведения референдума о статусе Крыма - Российская газета
- Референдум о статусе Крыма: Числа и факты
- Референдумы Севастополя: в обретении статуса города
- Референдум в Крыму 16 марта результаты
Результаты референдума в Крыму 2014 и реакция Запада
25 апреля Верховный совет Крыма принял решение провести 25 июня общекрымский референдум. Референдум о статусе Крыма прошел сегодня на территории полуострова. В СКИПТБ прошло мероприятие, приуроченное к данной дате, на нем студентам в очередной раз напомнили о событиях, сопровождавших этот период в истории нашей страны, а также была проведена викторина для проверки и закрепления знаний о представленном событии. 16 марта был проведён референдум о статусе Крыма, на основании результатов которого была в одностороннем порядке провозглашена независимая Республика Крым, подписавшая с Россией договор о вхождении в состав РФ. Состоялся Крымский референдум о статусе и воссоединении с Россией. Общекрымский референдум по вопросу о статусе полуострова Крым и города Севастополь состоялся 16 марта 2014 года, по итогам которого Крым вернулся в состав Российской Федерации. Крымский референдум (Референдум о статусе Крыма) — всеобщее голосование по вопросу о государственной принадлежности Крымского полуострова, проведенное 16 марта 2014 года на территории Автономной Республики Крым и города Севастополя. В результате референдума.
16 марта (2014г.) - День референдума в Крыму
Состоялся Крымский референдум о статусе и воссоединении с Россией. Общекрымский референдум по вопросу о статусе полуострова Крым и города Севастополь состоялся 16 марта 2014 года, по итогам которого Крым вернулся в состав Российской Федерации. В ходе референдума Крым вернулся в состав Российской Федерации. 16 марта 2014 года в Крыму прошел референдум о статусе полуострова. Как проходил референдум. На общекрымский референдум 16 марта вынесли два вопроса: 1. "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ?" 2. "Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?". Къырым статусы референдумы; официальное название — общекрымский референдум, укр. загальнокримський референдум, кр.-тат. умумкъырым референдумы) — всеобщее голосование по вопросу о будущем статусе и государственной принадлежности полуострова, проведённое.
Обсуждение (3)
- Референдум о статусе Крыма (2014) — Википедия
- Хроника Крымской весны, 16 марта: участники референдума выбирают Россию – Telegraph
- Четыре года назад на полуострове Крым прошёл референдум о статусе автономии
- 16 марта 2014 года состоялся Крымский референдум о статусе и воссоединении Крыма с Россией
Крым проголосовал за выход из состава Украины 33 года назад: как это было
Знаю, что раскопки проводятся и работа идет, но этого пока недостаточно. Мы должны сделать еще больше и будем развивать Херсонес и дальше как центр притяжения не только для граждан нашей страны, но и тех кто захочет приехать в Севастополь из-за границы Владимир Владимирович Путин Президент Российской Федерации Культурное значение Херсонеса для массы неоспоримо, а для тех немногих ученых, которые специально изучают историю по археологии известного края, недостаточно ознакомления с его древностями, собранными в Эрмитаже и Историческом музее, но необходимо побывать на месте.. Карл Казимирович Косцюшко-Валюжинич основатель и первый директор музея-заповедника В Крыму буквально все пронизано нашей общей историей и гордостью. Здесь древний Херсонес, где принял крещение святой князь Владимир. Его духовный подвиг — обращение к православию — предопределил общую культурную, ценностную, цивилизационную основу, которая объединяет народы России, Украины и Белоруссии.
Горожане требовали права самим решать будущее полуострова Крым. Сначала референдум был назначен на 25 мая. Но из-за нестабильной обстановки на полуострове и в стране, проведение голосования ускорили. Два варианта В бланке, который должны были заполнить голосовавшие, было два варианта ответа. Это украинцы, русские, крымские татары, потомки итальянцев, греков и многие другие. Из-за этого в бюллетенях к референдуму были варианты ответов на трех языках: русском, украинском и крымско-татарском.
Сторонники евроинтеграции потребовали отставки президента и правительства страны. В Киеве прокатилась волна беспорядков, которая затем перекинулась на другие украинские города и регионы. Бывший президент страны Виктор Янукович покинул Киев. В тот же день депутаты отменили закон, предусматривающий предоставление русскому языку статуса регионального в ряде областей страны. Это решение вызвало массовые протесты среди русскоязычного населения, прежде всего на юго-востоке Украины и в Крыму.
Политический кризис на Украине, разраставшийся от ноября 2013 года к февралю 2014 года, выявил в стране новую силу — радикально настроенных представителей партий и движений националистического толка. Представители этих движений стали движущей силой оппозиции не только в Киеве, но и во многих областях Украины. Их тактика провокационного характера, а также агрессивные действия при противостоянии с органами правопорядка страны привели к массовому кровопролитию в Киеве, а затем, после незаконной отставки президента Украины Януковича, начали с невероятной скоростью распространяться на регионы страны. Это явление было связано с поддержкой националистов в правящей структуре новой власти на Украине. Открытые выступления лидеров оппозиции носили не просто националистический, но и открыто русофобский характер. На фоне борьбы за власть события в регионах Украины принимали острый оборот. Начал вставать вопрос о необходимости федерализации страны, исходивший, прежде всего, со стороны восточных областей и Крыма, где русофобские настроения новой власти и намерения националистов вызывали справедливые опасения. Новое правительство Украины категорически отказывалось от рассмотрения вопроса о возможности федерализации и продолжало оказывать давление на своих противников, постепенно доведя ситуацию на востоке Украины до состояния гражданской войны — когда началось противостояние вооружённых формирований вновь образованных Луганской и Донецкой Народных Республик и правительственных войск при поддержке вооружённых формирований националистической направленности.
Референдум о статусе Крыма и Севастополя (2014 г.)
96,77%, высказались за. 16 марта 2014 года в Крыму состоялся референдум о статусе автономии, более 90% пришедших на участки высказались за вхождение республики в состав России. Почти 96% проголосовавших на референдуме о статусе Крыма высказались за вхождение автономии в состав федерации. Назначив и проведя общекрымский референдум о статусе полуострова, власти Крыма пошли по легитимному, демократическому пути, который фактически означал совет с каждым жителем Крыма. «Сейчас принято рассматривать референдум о государственном и правовом статусе Крыма как своего рода пролог «Крымской весны», — сказал Председатель Государственного Совета РК Владимир Константинов на торжественном собрании, посвящённом 29-летию республики.
Хроника Крымской весны, 16 марта: участники референдума выбирают Россию
Фото из википедии Причины и предпосылки воссоединения Присоединение, а вернее — возвращение, этих территорий в состав России было зафиксировано межгосударственным договором, подписанным в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца в Москве главами России и Республики Крым. Причем, согласно данному документу, Республика Крым и город Севастополь были не просто приняты в состав РФ, но и стали ее новыми субъектами. Следует вспомнить, что выход Крыма из состава Украины и последующее его присоединение к России — это одно из последствий политического кризиса на Украине конца 2013 — начала 2014 годов. Фотоснимок Крыма со спутника.
Фото из википедии После распада СССР в 1991 году, в Крымской области был проведен референдум по воссозданию Крымской автономии, а в 1992 году была принята крымская конституция, которая установила вхождение Крыма в состав Украины на договорных отношениях. В связи с обострением политической ситуации на Украине в конце 2013 года, руководство Крыма придерживалось линии сближения с Россией. А после смены власти в стране в феврале 2014 года, «в условиях рвения к власти групп национал-фашистского толка», Верховный Совет Автономной Республики Крым и Севастопольский городской совет 11 марта 2014 года приняли декларацию о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя.
Делилиманская бухта в Крыму 16 марта прошел общереспубликанский референдум о статусе Крыма, опираясь на результаты которого, Верховный Совет и провозгласил Крым независимым суверенным государством — Республикой Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус. И уже данное независимое государство обратилось к Российской Федерации с предложением о принятии его в состав РФ в качестве нового субъекта, о чем 18 марта и был подписан соответствующий договор в Москве, который вступил в силу 21 марта — с даты его ратификации Федеральным Собранием.
Первые месяцы рабочая группа президиума областного совета по вопросу о статусе Крыма занималась анализом экономического положения области, степени его зависимости от УССР и РСФСР, изучением истории Крымской АССР и ее правового положения — начиная с создания в 1921 году до ее упразднения в 1945—1946 годах. Как севастопольцы принимали участие в этой работе и принимали ли вообще — неизвестно, во всяком случае, ни президиум горсовета, ни сессии горсовета до осени 1990 года этот вопрос не обсуждали. Но осенью ситуация изменилась. По докладу Ступникова в президиуме севастопольского горсовета на заседании 21 сентября приняли «протокольное решение» то есть даже не стали оформлять это отдельным постановлением — «поддержать все требования». В это время руководители Крыма обсуждали уже не просто вопрос о статусе Крыма как было заявлено в июне 1990 года , а вопрос о референдуме по определению этого статуса. Важно, что в Крыму идея референдума шла одновременно и по государственной облсовет , и по партийной обком линиям, т.
А главным вопросом межнациональных отношений в Крыму был «крымско-татарский». Грача, в котором он говорил: «Для областной партийной организации, пожалуй, единственным выходом является сильная региональная политика, в которой время и инициатива — главные факторы успеха. Именно формированием такой политики занят сейчас областной комитет партии. Ключевыми здесь являются проблемы статуса Крыма и весь спектр вопросов, связанных с межнациональными отношениями. По этому поводу мы все должны четко уяснить, что изменения государственного статуса Крыма можно достичь только правовым путем и не следует поддаваться на подбрасываемые крымчанам «легкие» варианты типа гагаузского или приднестровского. Проблему статуса необходимо решать цивилизованно и взвешенно, не превращая ее в территориальный спор между Россией и Украиной, предмет политической борьбы и общественных движений. Основой может послужить только мнение крымчан». Форманчук и А.
Клименко — интервью было опубликовано в преддверии 42-й областной т. На замечание корреспондента о том, что тема статуса Крыма сама по себе выводит «на вопрос о том, где быть Крымской республике — в составе Украины или в составе России, а может быть, и союзной республикой? Таким образом, тема возможного пророссийского выбора подменялась темой будущей равноправности Крыма с другими союзными республиками. Впрочем, можно предположить, что именно на фоне этой темы в спешном как пишет севастопольский историк С. Тезисы Грача, Форманчука, Клименко повторил в своем докладе на уже упомянутой партийной конференции первый секретарь обкома партии Багров: «Определение статуса Крыма как самостоятельного субъекта Федерации, имеющего договорные отношения со всеми суверенными республиками, имеющими интересы в Крыму» станет базой для экономики Крыма и его национальной политики в духе «гармоничного сочетания национального и интернационального». Итак, Крым заходил на повышение собственного статуса через решение межнационального вопроса, связанного с крымскими татарами. Однако Севастополь находился в стороне от этой темы — так, государственная программа по возвращению крымских татар, как следует из документов президиума горсовета от 19 октября 1990 года, не распространялась на город Севастополь. Тогда, создавая временную комиссию по крымско-татарскому вопросу, президиум отмечал, что в его компетенции находится только создание такой временной комиссии, «учитывая многочисленные обращения крымских татар по вопросу прописки в городе Севастополе, отсутствие государственной программы по возвращению крымских татар применительно к Севастопольской зоне,… принимая во внимание особый статус города Севастополя».
Появление в севастопольской газете в конце октября 1990 года сразу нескольких материалов по теме статуса Крыма было не случайным. На 12 ноября была назначена внеочередная сессия областного совета народных депутатов «О статусе Крыма и об отношении к подписанию союзного договора» — предполагалось участие председателя Верховного Совета УССР и первого секретаря компартии Украины Л. Кравчука, и требовалось участие депутатов от Севастополя. Решение о присоединении к заседанию в Крымском облсовете было принято на заседании президиума горсовета Севастополя 19 октября в отсутствии Ступникова, по докладу его заместителя Н. Глушко, после выступлений Пархоменко, Круглова и ряда других членов президиума. Накануне отъезда в Симферополь на сессию крымского областного совета народных депутатов уезжавшие севастопольские депутаты дали интервью газете «Слава Севастополя». Руководитель делегации Ступников заявил, что является противником идеи референдума о статусе Крыма конкретно для Севастополя, который немыслим вне Союза и которому для противостояния тенденциям украинизации лучше проводить через Верховный Совет УССР концепцию федерализации — это позволит отделиться от закона УССР об украинском языке как единственном государственном, а именно это является ключевой проблемой для города. Об особом статусе Севастополя говорили в своих интервью и другие участники севастопольской делегации, и только Минаев высказался в духе заявлений руководителей Крыма о референдуме как единственном способе решения вопроса о статусе Крыма в контексте предстоящего подписания нового союзного договора.
В этом положении Севастополь упоминался один раз. Вероятно, на сессии крымского областного совета стало ясно, что Севастополь не слишком лоялен теме референдума о статусе Крыма. Во всяком случае, через неделю после этой сессии и накануне сессии городского совета в газете «Слава Севастополя» появилась большая статья еще одного представителя крымской партийной верхушки — заведующего государственно-правовым отделом крымского обкома партии В. Бурмистрова, в которой объяснялось, зачем в этом референдуме принимать участие городу-герою. Начинался материал с повторения аргумента, что положительный результат референдума «сразу» приведет Крым в «участники Союзного договора», при этом «Если Украина не станет подписывать Союзный договор, то мы сами будем решать свою судьбу, оставаться нам в Союзе ССР или нет». Как до этого и Грач, и Форманчук на страницах «Славы Севастополя», а Багров — на сессии крымского областного совета, Бурмистров подчеркивал: «Нельзя забывать, что мы — часть Украины. Ибо Крым был ранее частью Российской Федерации. Вполне возможно, что так оно со временем и будет.
Но сегодня вопрос поставлен только о восстановлении утраченной в 1946 году государственности. Мы же должны идти строго конституционным путем. А он только в автономии как части Украины». Новым мотивом в статье Бурмистрова по сравнению с предыдущими заявлениями руководителей и членов крымского обкома партии по поводу референдума было обращение непосредственно «к севастопольцам с тем, чтобы они отдали свой голос за воссоздание нашей будущей республики». При этом в «будущей республике … естественно, положение города должно быть особым. У него должно быть не меньше, а даже больше прав в самоуправлении, чем есть сейчас, как у города республиканского подчинения, замыкающегося непосредственно на Киев. Все эти права, если хотите, особенности должны быть специально законодательно оговорены в будущей Конституции республики… Как бы то ни было, Севастополь — часть Крыма, и он должен быть представлен в Верховном Совете республики. На сегодняшний день есть определенный разрыв в работе областного и городского Советов.
Общекрымские проблемы должны решаться с участием севастопольцев». Итак, уже в ноябре 1990 года была озвучена та властная конфигурация, которая, по мнению руководства Крымской области, должна была возникнуть между Севастополем и Крымом в результате референдума о статусе Крыма, — вхождение севастопольцев в крымский парламент, в том числе, видимо, для преодоления обозначенного Бурмистровым «разрыва в работе областного и городского Советов». Интересно, что Бурмистров упрекнул в отрыве Севастополя от Крыма только государственный институт — севастопольский городской совет народных депутатов. Это означает, что крымскому обкому не в чем было упрекнуть севастопольский горком партии, проблема состояла только в позиции горсовета, а именно горсовет и принимал решение об участии Севастополя в референдуме Крыма. На 4-й внеочередной сессии севастопольского городского совета от 21 ноября, на которую был вынесен единственный вопрос — «О проведении референдума», и на которую приехало руководство Крымской области во главе с заместителем председателя облсовета Г. Капшуком, Ступникова не было. Заседание вел его заместитель Н. Глушко, основным докладчиком был Л.
Грач начал с повторения тезиса Бурмистрова, что успех референдума сильно зависит «от того, насколько синхронны будут действия областного и севастопольского городского советов» что, конечно, говорит о том, что этой согласованности на тот момент не наблюдалось : «Сегодня мы в равной степени ответственны перед избирателями за предоставление права всем крымчанам самим определить свою судьбу путем проведения референдума».
На Украине 22 февраля произошла смена власти, имеющая признаки государственного переворота. Верховная рада отстранила президента Виктора Януковича от власти, изменила конституцию и назначила президентские выборы на 25 мая. Постановлением Верховной рады 23 февраля исполняющим обязанности президента Украины был назначен Александр Турчинов. Реакцией на переворот и приход к власти антироссийски настроенных оппозиционеров стали митинги в городах юга и юго-востока Украины в защиту русскоязычного населения, многие из которых проходили под российскими флагами. В Крыму и Севастополе митинги переросли в мощное пророссийское движение.
Более 20 тысяч человек 23 февраля вышли в центр Севастополя на площадь Нахимова на митинг «народной воли». Собравшиеся выразили недоверие местным властям и Верховной раде Украины. Жители города единогласно выбрали мэром города предпринимателя Алексея Чалого. Председатель горадминистрации Севастополя Владимир Яцуба объявил об отставке. Городской совет Севастополя проголосовал за создание в городе исполнительного комитета, который возглавил Алексей Чалый. С 24 февраля севастопольцы начали постоянно проводить митинги в центре города в поддержку народного мэра.
Пикеты проводились также возле воинских частей Украины с призывами не обращать оружие против людей.
Вопросы референдума Образец бюллетеня Первоначально, в соответствии с постановлением Верховного Совета Крыма от 27 февраля 2014 года, на референдум был вынесен вопрос: «Автономная Республика Крым обладает государственной самостоятельностью и входит в состав Украины на основе договоров и соглашений? Эта формулировка соотносилась с конституцией Крыма от 1992 года впоследствии отменённой в Киеве [37] , однако в той же конституции также определялось осуществление республикой « суверенных прав» и всей полноты власти на её территории [37] и её право на самостоятельные отношения с другими государствами и даже международными организациями: формально сохраняя Крым «украинским», такой вариант на практике подразумевал в случае реализации его политическую независимость от центра [38].
Бюллетень для голосования на референдуме В вышедшем 28 февраля 2014 года номере газеты Верховного совета АРК «Крымские известия» были опубликованы разъяснения в отношении вопроса, который будет выноситься на референдум 25 мая, где отмечено, что в вопросе, предложенном для референдума, нет положений о независимости АРК, выходе АРК из состава Украины или вхождении АРК в состав другого государства, а «целью референдума является усовершенствование статуса АРК, чтобы права автономии были гарантированы при любых изменениях центральной власти или Конституции Украины. Все предпринятые шаги направлены на то, чтобы с автономией считались, разговаривали и согласовывали решения центральных органов власти» [39] [40]. Теперь участникам референдума предлагалось выбрать один из двух вариантов: «Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации?
Формат проведения Порядок проведения референдума был установлен временными положениями о референдуме, принятыми Верховным Советом Крыма и Севастопольским городским советом 6 и 7 марта соответственно [45] [46]. В положениях записано, что подсчёт голосов участников референдума осуществляется открыто и прозрачно. Граждане имеют право осуществлять наблюдение за голосованием на референдуме и подведением его итогов.
Также говорилось, что комиссия АР Крым по проведения референдума «регистрирует официальных наблюдателей от иностранных государств, международных организаций, республиканских организаций, объединений граждан, общественных организаций» [45] , аналогичное право предоставлялось Севастопольской городской комиссии по референдуму [46]. Правом голоса на референдуме были наделены только граждане Украины, достигшие на день голосования возраста 18 лет и зарегистрированные в соответствующей административно-территориальной единице [45] [46] , что не давало возможности гражданам России, проживавшим на территории Крыма, принять участие в референдуме. По данным комиссий референдума, в АРК в списки избирателей было включено 1 533 135 человек [47] , в Севастополе — 306 258 человек [48].
Бюллетени для проведения референдума 16 марта содержали варианты ответа на трёх языках: русском, украинском и крымско-татарском.
Крымские референдумы - путь к независимости?
Как проходил референдум. На общекрымский референдум 16 марта вынесли два вопроса: 1. "Вы за воссоединение Крыма с Россией на правах субъекта РФ?" 2. "Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?". 1. Учитывая волеизъявление народов Крыма на общекрымском референдуме, состоявшемся 16 марта 2014 г., признать Республику Крым, в которой город Севастополь имеет особый статус. Референдум проводился на фоне аннексии Крыма Россией.[4][5] На референдуме избирателей спросили, хотят ли они воссоединиться с Россией в качестве субъекта федерации или они хотят восстановить конституцию Крыма 1992 года и статус Крыма как части Украины. В Крыму 16 марта прошел референдум о статусе республики. 9250 голосов участников общекрымского референдума отдано в поддержку вопроса №2 общекрымского референдума (Вы за восстановление действия Конституции Республики Крым 1992 года и за статус Крыма как части Украины?) общекрымского референдума. Сегодня в Крыму отмечают особую дату. Ровно 10 лет назад там прошел референдум о статусе полуострова.