Новости нарушение памяти в психологии

Первый – это нарушения памяти, имеющие общее название «парамнезии» – искажение или замещение содержания воспоминаний, связанные с особенностями функционирования определенных участков коры головного мозга1. Качественные расстройства памяти (парамнезии) — искажение содержания воспоминаний. Исследования исходной памяти в здоровых популяциях показали, что ненадежное поведение запоминается лучше, чем заслуживающие доверия действия, но этот эффект был в основном из-за нарушения первоначальных ожиданий. Вследствие вышесказанного нарушение рабочей памяти можно считать эндофенотипическим признаком, маркером восприимчивости к расстройствам шизофренического спектра.

«Цифровое слабоумие»: невролог раскрыл, почему у молодежи все чаще возникают проблемы с памятью

Такие больные здороваются по несколько раз в день один и тот же вопрос, обращается помногу раз с одной и той же просьбой, производят впечатление назойливых людей. Встает вопрос, является ли забывание недавнего прошшого следствием дефекта воспроизведения или это дефект удержания материала. Ряд хорошо известных в медицинской психологии экспериментальных данных говорит о том, что речь идет о плохом воспроизведении. Приведем эти данные.

Еще в 1911 г. Клапаред описал интересные факты, выступившие у подобных больных. Клапаред несколько дней подряд здоровался с больным, при этом незаметно для больного колол его при рукопожатии спрятанной иглой.

Больной перестал подавать Э. Клапареду руку, но при этом не узнавал его, не помнил ни самого факта укола, ни того, что с ним здоровались. В лаборатории Б.

Зейгарник были поставлены следующие эксперименты с больным, у которого после тяжелого брюшного тифа развился корсаковоподобный амнастический синдром. Больной должен был в течение некоторого времени нажимать на кнопку при зажигании зеленой лампочки. На следующий день больной, введенный в кабинет, не только не помнил, что он вчера делал, но отрицал сам факт того, что он вчера был в этом кабинете, не узнавал экспериментатора, однако, когда стала зажигаться лампочка зеленого цвета, он стал нажимать на кнопку и не производил этого действия, когда зажигалась лампочка другого цвета.

Спрошенный, почему он это делает, больной удивленно пожал плечами: «Не знаю». Какие же выводы мы отсюда должны сделать? Эти и многие другие экспериментальные факты свидетельствуют о том, что при корсаковском синдроме процессы запечатления и сохранения опыта у больных не нарушены, данное расстройство по преимуществу является следствием нарушения процесса воспроизведения.

Одним из примечательных особенностей при корсаковском синдроме являются конфабуляции, то есть заполнение провалов памяти несуществующими событиями. Так, один из больных заявил, что он сегодня «ходил в лесок по грибы», другой «вспомнил», что «он вчера был дома и ему там устроили пышную встречу». Это наводит на мысль о существовании какого-то парадоксального механизма восполнения дефекта, который подтверждается и другими наблюдениями.

В подтверждение приводим выписки из истории болезни как всегда по Б. Зейгарник , внесенные в нее психиатром и клиническим психологом. Врач-психиатр: Во время беседы больной нечаянно пролил чернила, испачкав рукав халата.

На вопрос, откуда взялись чернильные пятна на столе и рукаве, больной отвечает: «Не знаю, вероятно, дали мне такой халат». Утверждает, что ходил сегодня в «рощу березовую гулять». Также упорно и настойчиво отрицает факты, имевшие место в действительности.

При этом больной помнит события и факты своей прошлой жизни, год женитьбы и т. Нарушения памяти больной не замечает, утверждая, что у него прекрасная память. Психолог: Больной без всякой заинтересованности относится к эксперименту.

Он не может выполнять задания, требуемого учета прежних действий. Так, классифицируя картинки, он образует много одноименных групп. Когда больной образовал 2 группы животных и экспериментатор обратил его внимание на это, больной удивился: «А разве я уже собирал животных?

Выявляются грубые нарушения памяти: из 5 предъявленных слов он воспроизводит после 5-кратного повторения лишь последнее. Результаты четырех предыдущих воспроизведений: 1, 2, О, 1 слово. Применение опосредования по методу А.

Леонтьева ему не помогает. Из 10 слов он запомнил лишь 2 слова хотя 2 слова хотя сам процесс опосредования ему в принципе доступен. Точно так же больной не может воспроизвести сюжет простого рассказа «Галка и голуби».

Экспериментатор: «Почему Галка полетела к голубям? Экспериментатор: «Может, она слышала, что у голубей хорошая пища была? Экспериментатор: «Ну, а кто кого выгонял из гнезда?

Кто перекрасился? Какая раскраска? Не понимаю, о чем вы толкуете?

Корсаковский синдром часто сочетается также с нарушением ориентировки во времени. Былые события причудливым образом сочетаются с настоящим. Нарушается линейность времени, то есть возможность упорядочения и увязывания отдельных отрезков жизни между собой.

Особенно ярко эта сторона нарушения наблюдается при прогрессирующей амнезии. Прогрессирующая амнезия — это одно из наиболее тяжелых расстройств памяти, она распространяется не только на текущие события, но и на прошедшие: больные не помнят прошлого, путают его с настоящим, они смещают хронологию событий, у них выявляется дезориентировка во времени и пространстве. Временами такие нарушения памяти носят гротескный характер.

Например, одной больной казалось, что она живет в начале прошлого века, что только что кончилась первая мировая война и началась Октябрьская революция. Другой больной с таким нарушением в прошлом официант в ресторане считал, что он во время обеда обслуживает посетителей, требовал, чтобы они больные ему заплатили за еду, иначе он позовет «хозяина». Подобные нарушения памяти отмечаются часто при психических заболеваниях позднего возраста, в основе которых лежит прогрессирующая, качественно своеобразная деструкция коры головного мозга.

Клинически болезнь характеризуется неуклонно прогрессирующими расстройствами памяти: сначала снижается способность к запоминанию текущих событий, потом недавнего прошлого, затем стираются в памяти события последних лет и отчасти давно прошедшего времени. Наряду с этим сохранившееся в памяти отдаленное прошлое приобретает особую актуальность в сознании больного. Он живет не в настоящей реальной ситуации, которую не воспринимает, а в обрывках ситуаций, действий, положений, имевших место в далеком прошлом.

Такие расстройства памяти, характеризующиеся «жизнью в прошлом», ложным узнаванием окружающих возникают в основном при старческом слабоумии. В основе его левит диффузный, равномерно протекавший атрофический процесс коры головного мозга. Нарушение динамики мнестической деятельности Описанные выше нарушения памяти носят в основном стабильный характер.

В других случаях память психически больных может оказаться нарушенной со стороны ее динамики, больные в течение какого-то отрезка времени хорошо запоминают и воспроизводят материал, однако спустя короткое время не могут этого сделать, то есть на первый план выступают колебания их мнестической деятельности. Если такому больному предложить запомнить 10 слов при десяти предъявлениях и изобразить количество воспроизведенных слов в виде кривой, то последняя будет носить ломаный характер. Больной может после второго или третьего предъявления запомнить 6-7 слов, после пятого - лишь 3 слова, а после шестого - опять 6 слов.

Болезнь Альцгеймера — медленно прогрессирующее заболевание. В течение многих лет больные сохраняют независимость и самостоятельность. Поэтому большое значение имеет своевременное обследование и лечение данного заболевания. Особенно следует обращать внимание на преходящие нарушения мозгового кровообращения, которые бесследно проходят, и больные зачастую недооценивают значимость преходящих слабости или онемения в конечности, кратковременного нарушения зрения или речи, и даже забывают об этих эпизодах в своей жизни. В настоящее время при обследовании с помощью МРТ, КТ головного мозга , ультразвуковых методов диагностики мы можем определить жизнеспособность вещества мозга, что влияет на выбор лечения. К сожалению, в последние годы приходится видеть атрофию головного мозга разной степени тяжести не только у пожилых , но и у молодых людей трудоспособного возраста. Как правило, молодые люди не придают значения повышению уровня артериального давления, холестерина, и к врачу обращаются в случае развившегося какого либо осложнения. Кроме недостаточности мозгового кровообращения и болезни Альцгеймера причиной когнитивных нарушений могут быть и другие заболевания головного мозга-инфекции нервной системы клещевой энцефалит, Лайм- боррелиоз и др. В каждом случае причину когнитивных нарушений устанавливает врач-невролог в ходе клинического и инструментальных методов обследования.

Современная медицина располагает многими лекарственными средствами, которые помогают справиться с расстройствами памяти, и при своевременном обращении к врачу Вы сможете улучшить состояние Вашего здоровья и сделать жизнь более полной и интересной.

Говорим о причинах ухудшения памяти Если до недавнего времени проблемы с памятью ассоциировались с людьми пожилого возраста, то в современных реалиях всё чаще обращаются за помощью с жалобами на плохую память люди среднего и молодого возраста. Ухудшение памяти — это естественный физиологический процесс или симптом заболевания? Когда начинать бить тревогу?

Помогут и физические нагрузки в высоких пульсовых зонах — минимум 150 минут в неделю. Такая активность стимулирует выработку нейротрофического фактора — биологически активных веществ, отвечающих за процессы нейрорепарации», — заверил невролог. Оценка качества и количества сна — обязательное условие для тех, кто хочет укрепить память, подчеркнул собеседник, как и отказ от легкодоступных углеводов и регулярного потребления кофе. О курении и токсичных дозах алкоголя тоже придется забыть. А если все эти шаги не приносят улучшений, нужно проконсультироваться с врачом.

Ухудшение памяти: когда бить тревогу

Эти провалы относятся к преходящим нарушениям памяти, однако в ряде случаев они могут свидетельствовать о нарушении кровообращения в области задних мозговых артерий, что чаще всего возникает при алкоголизме, наркомании. Повреждение даже малых участков мозга при черепно-мозговой травме тоже приводит к утрате памяти или провалам. При этом возникает ретроградная амнезия, которая захватывает несколько часов до травмы. Возможна и более длительная фиксационная амнезия — несколько суток сразу после травмы, которая отмечается при ясном сознании пациента. Через несколько суток после травмы память в большинстве случаев восстанавливается. К преходящим нарушениям памяти приводят операции на височных долях мозга, эпилептические припадки. Больные с эпилепсией забывают не только сам припадок, но и короткий период спутанного сознания после него. В некоторых случаях именно такие провалы в памяти дают основание заподозрить эпилепсию при бессудорожных припадках. Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе.

Ухудшение функций мозга происходит при недостатке кислорода вследствие сердечно-легочной недостаточности, токсическом поражении при печеночной и почечной недостаточности. Кислородное голодание мозга после резкого подъема или снижения артериального давления часто сопровождается резким ухудшением памяти. Такое же действие оказывает снижение уровня глюкозы при голодании и сахарном диабете. Кроме того, при сахарном диабете развивается ангиопатия — поражение кровеносных сосудов, что усугубляет дефицит питательных веществ. Резкое ухудшение памяти с провалами происходит при гипотиреозе, что обусловлено недостатком йода в организме. Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты также сопровождается нарушением памяти. Витамин В12 необходим для регенерации миелина — вещества, которое покрывает нервные волокна и обеспечивает их функционирование.

Самолечение в таких ситуациях категорически недопустимо, потому что опасные болезни, сопровождаемые сбоями памяти, распознаются только специалистами. Вот почему при их обнаружении нужно обращаться к врачу, который диагностирует главную проблему, назначит правильное лечение, что в дальнейшем предотвратит прогрессирование серьезных стадий слабоумия. В каждой подобной терапии используют коррекционные мероприятия, которые направлены на нормализацию и улучшение функций головного мозга. Плохая память не лечится лекарствами, но ее можно значительно улучшить, если вы сами в этом серьезно заинтересованы. Исключите вредные привычки из своей жизни, займитесь доступным видом спорта, регулярно обращайтесь к доктору для лечения возникающих соматических заболеваний: нарушение памяти и здоровое тело — не совместимы. Сознательно и разумно соблюдайте режим работы и отдыха. Здоровый сон с нормальной продолжительностью — основа качественной деятельности головного мозга, поскольку именно в состоянии сна мозг продолжает сортировку поступившей за период бодрствования информации и фиксирует ее в долгосрочной памяти. Если же человек страдает бессонницей и отсутствием полноценного сна, то нарушения памяти неизбежны. Пересмотрите питание. Включите в ежедневный рацион блюда из жирных сортов морской рыбы, содержащие полезный легкоусвояемый йод и полиненасыщенные жирные кислоты, а также омега-3, которые улучшают интеллектуальные способности. Кроме того, полезны свежие сезонные овощи, блюда из цельнозерновых злаков, тыквенные семечки и различные виды орехов. Придерживайтесь питьевого режима, потому что обезвоживание отрицательно влияет на функционирование нервной системы человека. Выделите время для ежедневных интеллектуальных занятий, читайте художественную литературу, отгадывайте различные виды кроссвордов, выполняйте упражнения для улучшения памяти, и ваши усилия увенчаются успехом. Заведите новые полезные привычки для тренировки памяти.

Выделяются три группы додементных нарушений: субъективные, легкие и умеренные. Субъективные когнитивные нарушения — это когда человек жалуется, но врач не находит никаких изменений. На что могут жаловаться пациенты? Легкие когнитивные нарушения выявляются специалистом при нейропсихологическом исследовании, но их невозможно заметить при обычной беседе. Умеренные когнитивные нарушения уже заметны для окружающих, однако профессиональная, социальная и бытовая активность человека еще не ограничены. Любое ограничение в повседневной деятельности пациента свидетельствует о деменции. Высокий уровень интеллекта не защитит от развития деменции. Просто она может долгое время оставаться незаметной, и тогда переход к тяжелой форме произойдет очень резко. Никто ничего не замечал, только студенты однажды пожаловались, что он третью лекцию подряд одно и то же читает. Оказалось, что у него уже очень грубые нарушения, он путал лето с зимой», — рассказала Элен Мхитарян. На ранней стадии даже врач может не находить нарушений у такого пациента. Если изначально пациент имел очень высокий когнитивный уровень, а потом чувствует, что его возможности снижаются, он все еще может находиться в рамках возрастной нормы», — пояснила Надежда Коберская. Вы сможете нарисовать часы? Какие методы применяют врачи для диагностики заболеваний, вызывающих деменцию? Это различные анализы и обследования, но главное — МРТ и нейропсихологическое тестирование. К сожалению, стандартов нейропсихологического тестирования пока не существует. Врач выбирает или составляет протокол по своему усмотрению. Очень ярко проявляются особенности заболевания при проведении теста рисования часов, рассказала Элен Мхитарян. Больному предлагается нарисовать на чистом листе бумаги циферблат, чтобы стрелки указывали определенное время.

Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе. Ухудшение функций мозга происходит при недостатке кислорода вследствие сердечно-легочной недостаточности, токсическом поражении при печеночной и почечной недостаточности. Кислородное голодание мозга после резкого подъема или снижения артериального давления часто сопровождается резким ухудшением памяти. Такое же действие оказывает снижение уровня глюкозы при голодании и сахарном диабете. Кроме того, при сахарном диабете развивается ангиопатия — поражение кровеносных сосудов, что усугубляет дефицит питательных веществ. Резкое ухудшение памяти с провалами происходит при гипотиреозе, что обусловлено недостатком йода в организме. Дефицит витамина В12 и фолиевой кислоты также сопровождается нарушением памяти. Витамин В12 необходим для регенерации миелина — вещества, которое покрывает нервные волокна и обеспечивает их функционирование. Разрушение миелинового слоя сопровождается замедлением нервных импульсов и нарушением памяти. Память может страдать у пациентов, принимающих ряд лекарственных препаратов. К ним относятся холинолитики атропин, скополамин, платифиллин, металлизир , антидепрессанты и нейролептики. Разрушающее действие на структуры мозга и, соответственно, память оказывают стероидные гормоны. Последние исследования доказывают, что люди, длительно принимающие стероидные гормоны например, бодибилдеры , имеют серьезные проблемы со зрительно-пространственной памятью. Информацию о негативном влиянии стероидных гормонов на память следует учитывать также пациентам с бронхиальной астмой и артритом. Опухоли, инфекционные заболевания, приводящие к поражению ЦНС, оказывают иногда необратимое влияние на память. К таким заболеваниям относят энцефалит и менингит.

Куда опять подевались очки? Говорим о причинах ухудшения памяти

Питание мозга энергией лучше решать по-другому. Также стоит отметить, что женщины живущие в браке и рожавшие детей дольше остаются в репродуктивном возрасте, отодвигая развитие менопаузы. Нарушение кратковременной памяти часто проявляется после: длительного беспокойства, тяжелых психотравмирующих ситуаций, затяжной депрессии; систематического недосыпания отдых менее 6 часов в сутки. Нарушение режима сна и бодрствования влечет за собой рассеянность, раздражительность, снижение концентрации внимания и способности к запоминанию; регулярного курения, приема спиртного, наркотических средств, сильнодействующих антидепрессантов или снотворных препаратов. Вредные вещества вызывают интоксикацию организма, что приводит к расстройствам вербальной и визуальной памяти; инфекционных поражений энцефалит, менингит ; витаминодефицита, нехватки аминокислот, необходимых для полноценного функционирования ЦНС и поддержания обменных процессов в клетках головного мозга; травм головы; эндокринных нарушений, патологий внутренних органов легких, печени, почек ; больные зубы и ротовая полость. Некоторые удивятся и спросят - какая здесь связь. Вот какая. Плохое состояние пародонта, ткани десны и зубов пародонтиты, глубокие десневые карманы, выпадение зубов, адентия связано с риском умственного снижения и деменции по следующим причинам. Пародонтит провоцирует системное воспаление, выбрасываемые провоспалительные медиаторы Дэста с соавт, 2022 вызывают нейровоспаление и поражение мозга. Особенности патологии Выделяют несколько специфических видов нарушения памяти.

Клиническая картина заболеваний может меняться в зависимости от личностных черт и физиологических особенностей организма пациента. Расстройства при шизофрении Замедление интеллектуальных процессов является типичным симптомом психогенного отклонения. Причина нарушения памяти при шизофрении — функциональное поражение структур мозга. У больных не проходит процесс обобщения полученной информации и ассоциативного мышления. Ослаблена кратковременная память. Расстройства после инсульта Острое нарушение мозгового кровообращения возникает при сдавливании вещества головного мозга кровью или закупорке артерий тромбом. После инсульта больные нуждаются в коррекции нарушений памяти. В результате приступа отмечается забывание времени, предшествующего заболеванию. При обширных инсультах возникают тотальные транзиторные амнезии.

Отклонения у детей Нарушения памяти младших школьников часто проявляются ввиду врожденных патологий, связанных с умственной отсталостью. Неблагоприятное влияние оказывают частые ОРВИ, напряженный психологический климат в семье, детском саду или школе. Эти факторы могут спровоцировать частичную потерю памяти, снижение усидчивости и концентрации. Кто поможет справиться с болезнью Записаться на лечение от нарушений работы памяти можно в клинику «Елизар-мед». Профессиональные врачи центра заботятся о точной диагностике и индивидуальном подборе корректирующих методик. Дипломированные специалисты: назначают безопасные медикаменты и витамины, например, исправление дефицита витамина Д и других витаминов снижает риск развития болезни Альцгеймера, сосудистой деменции и деменции от смешанных причин Чен Ли Джу с соавт. Существуют противопоказания, необходима консультация специалиста. Пример появления, развития и динамики деменции с нарушением пищевого поведения Деменция с нарушениями пищевого поведения, случай наблюдения из практики врача психиатра. Пациентка Г.

Доставлена из дома бригадой скорой медицинской помощи. Анамнез жизни со слов дочерей. Сведений об отягощенной наследственности нет. Родилась в полной семье, средней из троих детей. Старший брат и младшая сестра проживают в другом городе. В школу пошла в 7 лет. Закончила 10 классов общеобразовательной школы, училась средне. В дальнейшем образование не продолжила. Шила на заказ на дому швейному мастерству обучилась у матери.

Несколько лет работала закройщицей на текстильной фабрике. В дальнейшем трудилась на овощной базе сначала подсобным рабочим, затем помощником кладовщика и старшим кладовщиком. Уволилась через несколько лет после смены руководства. Несколько лет официально не работала, подрабатывала продавцом на вещевом рынке, затем в частном магазине продавала продукты. С 2003 года работала официанткой в столовой в течение 6 лет, еще 4 месяца - консьержкой в подъезде жилого дома.

Фил понял, что связь нарушений в компонентах рабочей памяти с расстройствами обучения можно использовать для своевременного обнаружения последних. Он стал применять специальную батарею тестов на рабочую память Working memory test battery for children , чтобы диагностировать расстройства и разрабатывать специальные программы обучения. Подобные программы включают в себя специальные упражнения, направленные на тренировку двигательных навыков и внимания. Помимо этого, так как сегодня вариантов лечения немного, Фил предложил физическую терапию, основная идея которой в том, что чем больше двигаешься, тем больше учишься делать это правильно.

Он постарался создать благоприятную и комфортную среду на своих занятиях, ведь одна из проблем таких детей — низкая самооценка, которая формируется отчасти из-за насмешек сверстников. Фил рекомендует детям быть изобретательными: например, если у них не получается что-то записать, он предлагает использовать другие средства памяти — диктофон, маркерную доску и т. Пример Фила и его учеников показывает, что плохая рабочая память может служить фактором риска в развитии расстройств обучения. А это означает, что ее можно использовать для скрининга таких детей, чтобы вовремя разработать для них специальные программы обучения, которые помогут компенсировать когнитивные недостатки. Расстройства обработки информации Депрессия и руминации Франц, Эрнст и Эдгар — три таланта, которые во взрослой жизни столкнулись с серьезным расстройством, отнимающим ресурсы у рабочей памяти. Они страдали от резких перепадов настроения, ощущали гнетущее одиночество, а порой не могли заставить себя что-либо делать, даже есть. Психиатры обозначили все симптомы простым, но многозначным названием — большое депрессивное расстройство. Трем молодым людям, а также лицам, имеющим сходные диагнозы, ученые предложили пройти исследование. Целью было понять, как их заболевание влияет на рабочую память.

Для этого использовали методику «n-back-задача», описанную выше. Оказалось, что у пациентов с депрессией активность префронтальной коры была значительно выше , чем у обычных испытуемых. Впрочем, на результаты выполнения задачи это не влияло. Дополнительно у пациентов наблюдалась сильная активность в передней поясной извилине. Лобно-теменная сеть и поясная извилина. Источник Префронтальная кора — хаб многих когнитивных функций, она играет важную роль в организации общения нейронов коры больших полушарий с древними лимбическими структурами мозга, которые мы традиционно ассоциируем с эмоциями. Именно эту зону мозга отождествляют с центральным процессором рабочей памяти, который выделил Алан Бэддели. Нарушения в работе центрального процессора могут приводить к патологическим изменениям в этой области уменьшение нейронов и их связей друг с другом , и вызывать проблемы эмоционального контроля. С чем же связана увеличивающаяся активность данной области?

Видимо, это попытка мозга компенсировать эмоциональные влияния, затормозить ненужные мысли, чтобы рабочая память проявила себя на полную мощность. Более того, гиперактивация может быть стратегией мозга для компенсации уменьшения в размерах нейронов, возникающего при депрессии. Подобные наблюдения позднее подтвердились в метаисследованиях. У трех наших героев — Эдгара, Эрнста и Франца — также гиперактивировались некоторые другие зоны например, правая височная извилина. Однако наблюдался и ряд областей со сниженной активностью инсулярная кора. Более того, было показано, что степень гиперактивации коррелирует с уровнем сложности решаемой задачи. Возможно, как предположил Джозеф Калликот, это своеобразный сигнал нейронной неэффективности: мозг не способен контролировать свою гиперсеть, из-за чего для выполнения одной и той же задачи включаются разные зоны мозга, активность которых может пересекаться — способствовать друг другу или мешать. Может быть интересно Где хранится наша память, как можно картографировать мозг и почему внимание — это фикция Специфическая картина распределения активности по мозгу при депрессивном расстройстве служит способом его диагностики. Логично предположить, что если нормализовать активность мозга в определенных областях, то можно снизить и симптоматику депрессии.

Подобное торможение осуществляется с помощью медикаментов и транскраниальной электрической стимуляции, при котором слабый электрический ток подается в нужную область мозга. Он изменяет способность нейронов к возбуждению их порог активации. Биполярное расстройство личности Источник Винсент и Авраам решили поучаствовать в исследовании рабочей памяти, так как порой им казалось, что они ничего не могут запомнить. На этом исследовании они повстречали Франка, Эрнста и Эдгара, у которых депрессивное расстройство сочеталось с биполярным. Все они время от времени испытывали гнетущее ощущение тщетности бытия, которое сменялось маниакальной гиперактивностью, ощущением бесконечной внутренней энергии и безудержным желанием двигаться. Ученые предложили им протестировать рабочую память с помощью задачи «Комплексная фигура Рея». Участникам показывают рисунок из большого числа деталей. Его нужно запомнить, а через некоторое время нарисовать по памяти. Источник Оказалось, что участники хуже выполняют задачу на запоминание, которая, по сути, задействует все компоненты рабочей памяти.

Также низкие результаты были продемонстрированы при выполнении вербальных и визуальных тестов. При этом наблюдалась повышенная активность в префронтальной области, височной коре и задней теменной коре. Ученые предположили, что это — артефакт работы мозга. Возможно, такие результаты показывают, что данные пациенты в целом запоминают иначе, используя другие стратегии.

Утрата кратковременной памяти событий, которые были недавно, только что часто сопутствует травмам и интоксикациям. А вот постепенная утрата долговременной памяти может свидетельствовать о прогрессировании серьезных заболеваний. Врачи выделяют и такие основные виды утраты памяти: Ретроградная амнезия — человек не может вспомнить события, происходившие с ним до момента потери памяти. Антероградная — человек утрачивает способность запоминать. Диссоциированная амнезия — человек продолжает сохранять общие знания, но теряет воспоминания, касающиеся его личной жизни.

В некоторых случаях она проявляется тяжелым заболеванием диссоциативная фуга, при котором человек может внезапно утратить практически все воспоминания о себе, вплоть до имени. Фиксационная амнезия — неспособность запомнить текущие события и в результате невозможность накапливать и усваивать новую информацию. Потеря памяти может быть: Стационарной — воспоминание утрачено, но другие нарушения не наблюдаются. Регрессирующей — утраченные воспоминания со временем возвращаются. Прогрессирующей — забывается все больше, вплоть до утраты базовых навыков. Факторы, провоцирующие потерю памяти Любое нарушение памяти — реакция мозга на внешний раздражитель, болезнь, травму и прочее. Поэтому все факторы развития амнезии связаны с воздействием на головной мозг. Влияет на кровообращение, является ядом. Может стать причиной легкой антероградной амнезии — мозг хуже усваивает новую информацию.

При тяжелом алкоголизме может развиваться синдром Корсакова — острая нехватка витамина В1, при котором наблюдается фиксационная амнезия, позже состояние перерастает в сочетание ретроградной и антероградной амнезии. Наркотики, в том числе и марихуана. Так же, как и алкоголь, влияют на способность запоминать новую информацию. Недостаток сна. Во время сна мозг обрабатывает полученную за день информацию, в том числе формируются навыки, долгосрочные воспоминания. Недостаточное питание. Нехватка витаминов, чистой воды, а также клетчатки в рационе может сказываться на работе мозга. В частности, последние исследования в США доказали возможность временных нарушений памяти при частом употреблении антигистаминных препаратов. Также проблемы с памятью испытывают люди, употребляющие препараты на основе статинов для понижения уровня холестерина в крови.

Стресс, депрессия. Причем эти состояния могут влиять как на общее ухудшение памяти, так и вызвать так называемую истерическую амнезию — выборочное забывание неприятных травмирующих событий. Недостаточная умственная активность. Замечено, что малообразованные люди более склонны к серьезным нарушениям, связанным именно с памятью. Например, у них чаще развивается болезнь Альцгеймера. Плохое зрение. Может стать причиной легкой формы антероградной амнезии. Потеря памяти при болезни Альцгеймера Болезнь Альцгеймера — наиболее частая причина деменции. Но первые симптомы могут начать беспокоить уже после 40 лет.

Болезнь Альцгеймера не лечится, однако ее можно приостановить. Поэтому крайне важно определить ее на ранних стадиях. И первые симптомы связаны именно с нарушениями памяти. Среди характерных ранних проявлений такие: Периодическое забывание имен близких и недавних событий. Например, из памяти могут выпадать целые разговоры. Человек может потеряться в знакомой среде. Во время беседы больной несколько раз повторяет один и тот же вопрос. Также может постоянно рассказывать одну и ту же историю. Рассеянность, частая потеря вещей.

Поскольку возникают трудности с выполнением домашних дел, человек часто перекладывает их на близких. Больной не может долго концентрироваться на чем-то одном. Одним из характерных признаков болезни Альцгеймера является настороженное отношение ко всему новому и нежелание а на самом деле, невозможность принимать перемены. Связано это с тем, что в процессе прогрессирования болезни развивается не только ретроградная, но и антероградная амнезия. Нарушения памяти делают человека раздражительным. На ранних стадиях он понимает, что что-то не так, однако в полной мере осознать свое состояние не может. Заподозрить болезнь Альцгеймера и настаивать на диагностике и последующем лечении — задача близкого окружения. Потеря памяти как симптом других заболеваний Потерей памяти могут сопровождаться и другие заболевания. Наиболее часто симптом возникает при таких состояниях: Черепно-мозговые травмы.

При сотрясении мозга наблюдается ретроградная амнезия, часто регрессирующая или стационарная. При более тяжелых травмах может развиться антероградная амнезия. Характерна ретроградная прогрессирующая, в редких случаях регрессирующая, амнезия. Интоксикации алкогольная, наркотическая, лекарственная и прочие. Если отравление разовое, из памяти исчезают события, которые были во время самой интоксикации. При алкоголизме может развиваться синдром Корсакова с характерной фиксационной амнезией. Опухоли головного мозга. Характерна амнезия на период приступа. Профилактика прогрессирования потери памяти Прогрессирующую потерю памяти при различных деменциях, в том числе и болезни Альцгеймера, возможно замедлить.

Симптом связан с повреждением нейронной сети в головном мозге. Восстановить утраченные связи невозможно, однако можно создать новые. Поэтому лучшие результаты показывают больные, которые не лишены общения с близкими, а также те, чья жизнь наполнена событиями. Новые эмоции, впечатления, разговоры могут даваться с трудом, но все же приносят свою пользу. Прогрессирование заболевания у одиноких людей идет быстрее. У здорового человека потеря клеток мозга начинается приблизительно с 20-летнего возраста. Однако, мозг способен обучаться, в частности, перепрофилировать другие клетки, передавать им функции утраченных, выстраивать новые нейронные связи.

Наблюдая вместе с Ю. Розинским 1948 подобных больных, мы выявили, что такие нарушения памяти обнаруживаются на фоне апатического и эйфорического состояний. При апатическом состоянии деятельность больных оказывается лишенной произвольности, целенаправленности; для таких больных недоступен выбор, спонтанное переключение с одного предмета деятельности на другой, проявление инициативы, у них отсутствует потребность окончить начатое дело.

При эйфорическом состоянии часто наблюдалась расторможенность, легкомысленно-дурашливое поведение расстройства критики. Недостатки памяти больные восполняют конфабуляторными высказываниями. Мы наблюдали больных, которые вместо описания предъявляемых им рисунков рассказывали о чем угодно, но не о том, что в действительности было предложено. Им значительно легче было создать любой, несоответствующий ситуации вариант, чем адекватно сообщить о виденном или слышанном. В силу дезориентировки у больных была нарушена адекватная оценка окружающего. Им было недоступно соотнесение прошлого и настоящего в плане временной характеристики событий. Приводим для иллюстрации историю болезни больного Е. Больной Е. Анамнестические данные. Со слов родных родился и развивался нормально.

В детстве ничем не болел. По характеру всегда был общительным, живым, активным, инициативным. Учился хорошо, к учебе проявлял интерес. Всегда очень активный, являлся примерным производственником. Дома - очень внимателен к родным, заботлив, мягок. Много времени проводил за книгами - "любитель почитать". Диагноз при поступлении: перелом основания черепа, ушибленная рана лба. После удаления сгустков крови в области лобной кости слева линейная рана длиной 5 см с рваными краями. Рана проникает до кости. Другая линейная рана на левой брови, длина ее 2 см.

Под кожей черепного свода широкая гематома, занимающая лобную, почти половину теменной и височную область. Произведена операция. Напряженная твердая мозговая оболочка разрезана крестообразно. Из-под нее стали выходить сгустки крови и жидкая кровь. На рану наложены швы. Не ориентирован; говорит, что травма была 4 года назад. Он родился в 1941г. Соглашается, что тогда ему не может быть 44 года, "надо взять послужной список и посмотреть". Работал он "на этом, в котором говорили лет 5". Месяц назвать не может: "сентябрь, октябрь, ноябрь - выбирайте любой".

Жену и дочь, пришедших к нему не узнал. Во второе посещение через 2 недели его состояние было лучше, он узнал родных, но отнесся к их приходу совершенно равнодушно, считал, что он находится дома, что родные не пришли, а находятся здесь с ним постоянно. Тотчас забывал все, что ему говорили и что говорил сам. Не высказывал никаких желаний, просьб. Совершенно равнодушно отнесся к уходу родных, ни о чем их не спрашивал. Неврологический статус. Малоподвижен, застывает в однообразных позах, ходит мелкими шагами. Слегка уплощена левая половина лобной кости, там же костный дефект, видна пульсация. Правый зрачок неправильной формы, расширен, не реагирует на свет. Легкая асимметрия лица.

Легкая неустойчивость в позе Ромберга. Гиперкинезов нет. Брюшные рефлексы слегка ниже, чем справа. Сухожильные и периостальные рефлексы на верхних конечностях очень живые. Коленные и ахилловы равные, но повышенные. Патологических рефлексов нет. Рентгенологическое исследование. Перелом свода и основания черепа с развитием спонтанного пневмоцефалона на почве травматической порэнцефалии. Исследование спинномозговой жидкости. Реакции Вассермана, Закс-Витебского, Кана - отрицательные.

Психический статус. Больной не ориентирован, вял, пассивно лежит в постели, не меняя позы. Будучи неопрятен мочой, может длительное время лежать в мокром белье, никогда сам ни о чем не попросит. На вопросы отвечает односложно, после длительной паузы, часто не отвечает совсем. Данные психологического исследования и клинических наблюдений показали, что поведение больного, его ответы зависят от обстановки и конкретных вещей, среди которых он находится. Будучи введен в кабинет врача, подходит к столу, начинает разбирать на нем бумаги. Увидев раскрытую папку, закрывает ее. Заметив карандаш, берет его и начинает писать на лежащей перед ним папке или бумаге, или книге, наконец, просто на столе. Книгу, лежащую перед ним, берет и начинает читать. На вопрос о том, что там пишут, ответил: "Об авторе пишут".

На фоне подобного ситуационного поведения выступают грубые нарушения памяти: Больной не может воспроизвести события, относящиеся к периоду до травмы и после нее, так же как факт самой травмы. Больной не запомнил сюжета рассказанного ему рассказа: "Что-то вы мне рассказывали". Из 10 слов после многократного повторения не запомнил ни одного: "А вы мне ничего не говорили". Не помнит имени врача, имен окружающих его больных. Выйдя из палаты, он не в состоянии отыскать ее, в палате не находит свою постель. Не может сказать, сколько человек лежит с ним в палате, совершенно неспособен указать времени дня: утром может сказать, что это вечер, и наоборот, и даже завтрак или ужин не являются, для него опознавательными моментами времени. На один.

Нарушение памяти в молодом и пожилом возрасте. Снижение памяти на недавние события. Забывчивость

Но как сильный стресс действует на память? Если вкратце, то он помогает формировать новые воспоминания о стрессовой ситуации, в которой вы оказались, но мешает извлечению из памяти ранее сформированных воспоминаний. Исследования показывают, что ложная память может быть вызвана различными факторами, включая контекстуальные подсказки и социальное влияние. Расстройства памяти могут быть обусловлены нарушением метаболизма в центральной нервной системе.

«Я забыла, кто я и где нахожусь». Пережившие ковид — о проблемах с вниманием и памятью

Амнезия и провалы в памяти: Psychology Виды нарушения памяти следует начать рассматривать с нарушения непосредственной памяти.
Проблемы с памятью у молодых людей В учебном пособии рассматривается проблема расстройств памяти, которые могут привести к нарушению функционирования и дезадапта-ции больного, в том числе и социальной.
Виды нарушений памяти Синдром корсакова проявляется нарушением памяти о последних событиях жизни, но события прошлого остаются в памяти в хорошем воспоминании.
Ухудшение памяти - лечение и запись на прием в Москве, симптомы и причины В учебном пособии рассматривается проблема расстройств памяти, которые могут привести к нарушению функционирования и дезадапта-ции больного, в том числе и социальной.
Появление провалов в памяти: причины, виды, последствия, методы, как лечат Нарушение памяти в той или иной форме порождает множество проблем.

Нарушения памяти. Причины, подходы к лечению

Будучи похороненными в недрах памяти и забытыми на протяжении многих лет, воспоминания вырвались наружу, будучи поддерживаемые и подталкиваемые противоречивой психотерапевтической техникой, известной как «терапия восстановления памяти». Нарушение памяти в престарелом возрасте требует от окружающих близких пожилого максимального терпения и заботы. Нарушение памяти после инсульта нередко сочетается со слабостью мышц одной половины тела, проблемами со сном, нарушением речи, недержанием и депрессией. Если возникают проблемы с памятью у молодых людей, причины часто связаны с неосознанным нарушением функций головного мозга. Нарушение памяти в психологии и психиатрии считается серьезной проблемой, которая требует медицинской коррекции.

Лекция 7 Нарушения памяти

Рекомендуется заниматься физическими упражнениями не менее 30 минут в день. Мозговая тренировка. Постоянное обучение и интеллектуальные задачи помогают укрепить связи между нейронами и улучшить работу памяти. Решайте кроссворды, играйте в головоломки и учите новые навыки. Управление стрессом. Стресс имеет негативное влияние на память. Используйте разные методы управления стрессом, медитацию, глубокое дыхание и йогу. Поддерживайте социальные связи. Взаимодействие с другими людьми и поддержка социальных связей помогают сохранить здоровье памяти. Ограничение потребления алкоголя и никотина. Эти вещества негативно влияют на работу памяти и общую функцию мозга.

Эти рекомендации являются общими и не гарантируют предотвращение всех нарушений памяти. Если у вас возникли серьезные проблемы с памятью, рекомендуется обратиться к врачу для более точного диагноза и назначения соответствующего лечения.

Когнитивные нарушения развиваются по разным причинам. Чтобы установить их вовремя и желательно как можно раньше, необходимо пройти обследование у врача— невролога. Когнитивные нарушения могут быть органическими и функциональными. Функциональные нарушения развиваются при отсутствии поражения вещества головного мозга. Это может быть в случае переутомления, нервных стрессов и перегрузок, отрицательных эмоций, неадекватных физических нагрузок.

Они не опасны и всегда проходят или уменьшаются после устранения причины этих нарушений. Но иногда может потребоваться медикаментозное лечение и наблюдение в течение какого-то времени врача- невролога. Нарушение памяти Органические когнитивные нарушения возникают в результате повреждения вещества головного мозга, которое является следствием того или иного заболевания. Самыми частыми причинами органических когнитивных расстройств является недостаточность кровоснабжения головного мозга. Недостаточность кровообращения головного мозга в начальной стадии заболевания проявляется повышенной утомляемостью, снижением настроения, тяжестью в голове, могут быть головные боли, нарушение сна. Более выраженные расстройства памяти, поведенческих реакций развиваются при возрастной атрофии головного мозга или болезни Альцгеймера по имени австрийского невролога,описавшего это заболевание в 1905г.

В норме память не только сохраняет её, но и воспроизводит в нужный момент. Таким образом человек учится, набирается опыта и формирует своё представление об окружающем мире. Её характерными чертами являются: объём определяет количество информации, которое способен запомнить человек, чтобы потом использовать её в своей работе; точность воспроизведения отражает способность максимально сохранять информацию во всех деталях; длительность указывает на срок, в течение которого мозг может хранить информацию в полном объёме.

Механизм нарушения памяти Поскольку причин нарушения памяти очень много, описать механизм её развития довольно сложно. Поэтому рассмотрим патогенез на примере одной из частых причин нарушения памяти — болезни Альцгеймера. Этот вредоносный белок образует амилоидные, или сенильные, бляшки во внеклеточном пространстве, что запускает сложные патологические реакции, в результате которых тау-белок переходит в «больную» форму за счёт окисления фосфорилирования и накапливается внутри клеток мозга в виде клубочков. Какие виды памяти нарушаются Существуют разные виды памяти со своими целями и задачами. В зависимости от вида памяти разнятся причины её нарушения. По характеру психической активности существуют: Моторная память — это запоминание, хранение и реализация разных движений, из которых постепенно формируются разнообразные навыки, например ходьба или письмо. Конечно, тело не повторяет движения точь-в-точь, а меняет их в зависимости от обстоятельств. Но без моторной памяти человеку приходилось бы заново учить каждое движение бесчисленное количество раз. Двигательная память возникает в раннем детстве, первые её зачатки можно наблюдать уже на первом месяце жизни, когда у ребёнка появляются условные рефлексы.

Потом он начинает запоминать и воспроизводить движения осознанно, подключая к этим процессам мышление, волю и другие элементы психики. Этот вид памяти нарушается при ДЦП. Она развивается либо позже, либо своеобразно. Также проблемы с двигательной памятью могут возникнуть у людей с черепно-мозговой травмой, нарушениями мозгового кровообращения и при опухолях головного мозга. Эмоциональная память — направлена на запоминание и воспроизведение чувств и эмоций. Она имеет большое значение, так как эмоции показывают, как человек справляется со своими потребностями и взаимодействует с окружающим миром. Такой вид памяти нарушается при болезни Паркинсона. Например, люди с этим заболеванием могут случайно проявлять эмоции, которые не испытывают, например смеяться или плакать, когда им не смешно или не грустно. Словесно-логическая память — отражает процессы запоминания и воспроизведения мыслей, когда человек размышляет и обрабатывает новую информацию.

Проследить работу словесно-логической памяти можно на примере запоминания важных диалогов или рекомендованной литературы. Особенностью этого вида памяти является то, что мысли не существуют без языковой поддержки [1] [8] [12]. Такой вид памяти нарушается при шизофрении. Из-за этого человек не может запомнить и искажает информацию, которую только что услышал. В зависимости от целей деятельности память может быть: непроизвольной — осуществляется автоматически, без особого волевого напряжения и сознательного контроля; произвольной — требует волевых усилий и цели для запоминания информации. Также существует разделение на кратковременную, долговременную, оперативную и промежуточную память. Объём кратковременной памяти всегда индивидуален. Он зависит от природных характеристик человека и, как правило, остаётся неизменным в течение жизни. Для кратковременной памяти характерно механическое запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала [2] [10] [11].

В кратковременную память попадают последние 5—6 единиц информации, воспринимаемые через органы чувств. Этот вид памяти страдает при шизофрении : человек становится невнимательным и рассеянным, не может сконцентрироваться. Также проблемы с кратковременной памятью — это один из первых признаков болезни Альцгеймера и энцефалопатии Вернике : человек не помнит события, которые произошли с ним недавно, например снова идёт в магазин за хлебом, хотя только что его купил. Работа долговременной памяти сильно зависит от кратковременной, так как в неё проникает лишь та информация, которая когда-то прошла через кратковременную память. Это становится возможным благодаря волевому усилию человека.

Еще одна сложность в том, что человек с болезнью Альцгеймера скрывает свои трудности, ему стыдно в них признаваться, он страдает и у него может развиться депрессия. Другие симптомы, указывающие на это заболевание, — стремление прятать вещи, нарушение ориентации, проблемы со счетом и с речью трудности в подборе слов. Эгоизм и шаркающая походка Сосудистая деменция может возникнуть в результате инсульта или вследствие хронических заболеваний, вызывающих нарушение кровоснабжения мозга.

Характерные особенности сосудистой деменции: общее ухудшение памяти, не только на недавние события, замедление психической деятельности, сильное сужение круга интересов, сложности с восприятием новой информации, болтливость. У человека нарушается письмо, меняется походка становится «шаркающей». Он превращается в эгоиста, требует к себе особого внимания. Чтобы получить это внимание, человек охотно жалуется на свое состояние, в отличие от пациента с болезнью Альцгеймера. Сколько стоит деменция «Ко мне на обед приходит Путин» Деменция с тельцами Леви дает, по словам Элен Мхитарян, «очень богатую клиническую картину». Характерная особенность — состояние пациента то улучшается, то резко ухудшается. Ему сложно концентрировать на чем-то внимание, у него возникают зрительно-пространственные нарушения. Бывают очень яркие галлюцинации, причем уже в течение первого года заболевания.

Люди часто понимают, что это галлюцинации, но не воспринимают их критически. Она говорит: я понимаю, что это президент и премьер-министр, что этого быть не может, но они приходят», — рассказала Элен Мхитарян. Кроме того, у этих пациентов возникают двигательные расстройства, напоминающие симптомы болезни Паркинсона, но со своими нюансами. Еще одна характерная особенность — резкое снижение артериального давления при изменении положения тела. Родственники жалуются обычно на то, что пациенты резко меняются в характере. А раньше он был спокойным человеком, даже не кричал», — привела пример Элен Мхитарян. Она советует родственникам, в первую очередь, изменить свое отношение к больному. Многие поведенческие нарушения связаны с неправильной реакцией членов семьи на симптомы заболевания.

Из-за чего бывают проблемы с памятью и что с этим делать

Достоверно причины расстройства памяти не известны. Медики лишь установили, что для пациентов с патологией характерны базальные повреждения переднего мозга и повреждения лобных долей, которые провоцируют нарушения памяти и проблемы с самосознанием. «В неврологии нарушения памяти являются актуальной междисциплинарной проблемой. Есть избирательные, контекстные нарушения памяти, когда человек что-то не запоминает, потому что для него это неважно или травматично, при этом он того не осознает.

ПРОВАЛЫ В ПАМЯТИ

Ее нарушение влечет за собой расстройство способностей к познанию, умению рассуждать, запоминать, принимать решения и общаться. Проблемы памяти выходят за пределы нормы, если вы замечаете следующие признаки: забываются не только мелочи, но и важные события; невозможно сосредоточиться, теряется нить разговоров, плохо соображает голова, тяжело улавливать сюжеты книг или фильмов, много раз задаются одни и те же вопросы; неспособность принимать решения, планировать что-то или изучать инструкции; стало тяжелее ориентироваться в привычных условиях и выполнять знакомые задачи; нарушаются функции речи и письма: путаются слова, меняются местами слоги, портится способность выражать мыслей; слабая память и изменение поведения становятся заметны вашему окружению; путается хронология событий или появляются ложные воспоминания; ухудшение памяти со временем становится все более ощутимым. Заболевания, которые включают в себя патологию памяти, обычно начинаются малозаметно, но со временем прогрессируют и лишают человека способности работать, общаться и даже обслуживать самого себя. Поэтому если у вас заметно ухудшилась память, не откладывайте посещение врача, ведь это может быть первым признаком серьезного неврологического или психического недуга. Чем быстрее будет назначено лечение, тем успешнее удастся восстановить утраченные функции. Причины ухудшения памяти Факторами риска являются пожилой возраст, генетическая предрасположенность, артериальная гипертензия, повышенный уровень холестерина, лишний вес, низкий уровень образования, недостаток физической и социальной активности. Возраст — самая распространенная причина того, с чем связано ухудшение памяти. Большинство людей начинает жаловаться в 65-70 лет. Причина в возрастном изменении функциональной активности мозга. Наличие этих факторов должно настораживать, однако для развития патологического процесса их недостаточно.

Более ста заболеваний могут стать причинами того, почему теряется память. Среди них есть как обратимые, так и необратимые. Часто этот симптом становится первым сигналом наступившего расстройства, а затем уже присоединяются другие когнитивные и соматические нарушения. При ухудшении памяти причины могут быть следующими: травмы головы: падения, драки и аварии могут привести к когнитивным нарушениям, даже если человек не терял сознания; деменция: самое распространенная причина плохой памяти у взрослых после 65 лет. Существует несколько разновидностей деменции, и каждая имеет свои особенности клинической картины. Среди них деменция при болезни Альцгеймера, сосудистая деменция, лобно-височная деменция, деменция с тельцами Леви; заболевания головного мозга: опухолевые или инфекционные процессы в мозге могут стать причиной того, почему ухудшается память; болезнь Крейцфельдта — Якоба: быстро прогрессирующее нейродегенеративное заболевание. Если при нарушении памяти причина в этой редкой, но опасной патологии, то необходима немедленная помощь, так как БКЯ имеет высокий процент летальности; психические расстройства и эмоциональные проблемы: состояние стресса, депрессии и тревожность могут приводить к забывчивости, плохой концентрации и другим причинам нарушения повседневной деятельности; лекарственные препараты: среди побочных эффектов могут быть когнитивные расстройства; алкоголизм: зависимость от алкоголя значительно нарушает работу мозга, что влияет на ухудшение памяти и способность к умственной деятельности; гипотиреоз: среди его симптомов слабость, утомляемость, нарушения сна, интеллекта и памяти; дефицит витаминов: витамины, в частности B-12, помогают поддерживать нормальную жизнедеятельность нервных клеток. Если у человека стала плохая память и внимательность причины могут быть в их дефиците и плохом рационе питания; бессонница: расстройства сна приводят к усталости и заторможенному состоянию, что негативно влияет на мышление и память. Нарушения могут варьироваться от легких до тяжелых, но все они являются результатом повреждения структур мозга, что ухудшает память, препятствуя хранению, удержанию и воспроизведению воспоминаний.

К примеру, медиальная височная доля участвует в формировании эпизодической памяти, а лимбическая система обрабатывает информацию и организует долговременную память. При проблемах с памятью причины могут приводить к прогрессирующим формам, как при болезни Альцгеймера или Хантингтона, или к острым, например, в результате травмы головы. Память может утрачиваться на текущие события или на события, которые произошли во время или после травмирующей ситуации. В любом случае при слабой памяти причины должны быть выяснены, что не всегда возможно сделать самостоятельно. Постарайтесь честно ответить на вопрос: «Есть ли у меня признаки нарушения памяти? Если ваше состояние или состояние близкого человека вызывает беспокойство, обратитесь к врачу. Обычно при плохой памяти причины могут быть определены и скорректированы только при помощи специализированного обследования.

В результате она продержалась в вашей сенсорной памяти положенные три секунды и исчезла навсегда. Что делать? На этот раз уже ничего — придётся вежливо переспросить. А на будущее: информация в кратковременной памяти кодируется в виде звука. Чтобы запомнить впервые услышанное имя, обычно достаточно произнести его самому хотя бы один раз. Действует безотказно. Вылетело из головы Вы начали фразу, чтобы поделиться какой-то мыслью, но вас перебили, и вы забыли, что хотели сказать. Исследование показывает, что тут действует такой же механизм, как и при резкой остановке физического движения. Неожиданный стимул приводит в действие субталамическое ядро — скопление плотно упакованных нейронов, которые и прерывают ваш мыслительный процесс. Кратковременная память — ситуативный процесс, то есть он привязан к событиям, на фоне которых развивается. Чтобы вспомнить забытое, часто достаточно мысленно воспроизвести предшествующую последовательность событий или просто вернуться в место, где возникла первоначальная мысль. Когда вертится на языке Вы точно знаете, что именно хотите сказать, но не можете вспомнить нужное слово. Обычно это касается имён, дат, названий мест, книг или фильмов. Интересно, что при этом мы почти всегда хорошо помним, о каком человеке, месте или фильме идет речь. В психологии такое называется блокировкой. Этот феномен хорошо изучен во время серии экспериментов этих двух ученых, как их там... И одно воспоминание совсем не обязательно тянет за собой другое. Ведь, если честно, имена и даты впечатляют нас гораздо меньше фактов. Мозг по запросу выдал вам ту информацию, которую вы искали, а с названиями разбирайтесь сами. Единственный реальный способ борьбы с блокировками — создавать прочные ассоциации между опорными фактами и дополнительной информацией. Психолог Дэниел Шактер в книге The Seven Sins of Memory показывает, что нам гораздо легче запомнить имя человека, если оно ассоциируется с каким-то тематически близким понятием.

Этот же термин применяется для обозначения полной потери воспоминаний. Это обратный процесс — пациенты отмечают феноменальное усиление памяти, запоминают все мелочи, могут воспроизвести большой объем информации. Это частичная потеря воспоминаний или частичное снижение памяти. Есть симптомы, связанные с поражением различных компонентов памяти: Невозможность запомнить события, происходящие в настоящий момент времени. Затруднения с воспроизведением событий из прошлого, затруднения с воспроизведением запомненной ранее информации. Интересно, что при нарушениях памяти довольно часто удалению подвергаются какие-то конкретные объекты воспоминаний: Память о травмирующих событиях, негативные ситуации и события. Удаление событий, компрометирующих человека. Может наблюдаться и забывание, не связанное с конкретными объектами, но при этом фрагментарное. В таком случае из памяти выпадают случайные участки воспоминаний, и не удается найти какую-то систему. Что касается качественного нарушения воспоминаний, то симптоматика может быть следующей: Замещение собственных воспоминаний чужими или собственными, но из другого периода времени. Замещение собственных воспоминаний вымышленными, никогда не существовавшими в реальности и объективно невозможными. Замещение собственных воспоминаний ситуациями и фактами, почерпнутыми из СМИ, где-либо услышанными — то есть реальными, но не принадлежащими конкретным людям или пациенту. Еще одно необычное нарушение связано с восприятием реального времени как чего-то такого, что происходило в прошлом. Так как бывает чрезвычайно важно разобраться, какие именно нарушения есть у пациента, ему приходится долгое время работать с психиатром даже при отсутствии психического заболевания — это необходимо для объективного распознавания симптоматики и постановки верного диагноза. Нарушение памяти у детей У детей постановка диагноза затруднена еще сильнее. Это связано с тем, что нарушения памяти могут проявляться вследствие врожденных заболеваний или могут быть приобретены уже в течение жизни. У детей выделяют две основные формы потери памяти — это гипомнезия проблемы с запоминанием и последующим воспроизведением информации и амнезия полная потеря какого-либо участка памяти. Кроме заболеваний сферы интеллекта, к нарушению памяти у детей могут привести психические заболевания, отравления, а также коматозные состояния.

В основном проблемы с памятью сводятся к некоторым трудностям воспроизведения тех или иных деталей информации при отсутствии клинически значимой утраты воспоминаний о событиях жизни. Нет закона Рибо: память на недавние и отдаленные события существенно не отличается. Нет перечисленных выше признаков гиппо-кампального типа нарушений памяти, в тесте «12 слов» с категориальной подсказкой пациент может назвать не менее 10 слов. Очень характерным признаком неспецифической забывчивости является ощущение близости искомой информации «вертится в голове», «на кончике языка», «я же это знаю», «помню, но забыл» и др. Спустя некоторое время пациент часто сам припоминает ту информацию, которую не мог воспроизвести сперва. Повышение мотивации, включение эмоционального компонента, повторные предъявления информации существенно улучшают результативность мнестической деятельности [5, 14-16]. Третьим распространенным в клинической практике типом мнестических нарушений являются преходящие расстройства запоминания. В подавляющем большинстве случаев они связаны со снижением уровня бодрствования или изменением сознания. Такие расстройства наблюдаются при интоксикациях например, при алкогольном или наркотическом опьянении , делирии, острой спутанности сознания, эпилептических припадках [17]. Пациент амнезирует события определенного промежутка времени, измеряемого десятками минут или часами, реже - днями или неделями. Длительный период амнезии наблюдается в относительно редких случаях длительного пребывания в состоянии спутанного сознания или сопора, например, при тяжелой интоксикации, последствиях черепно-мозговой травмы, инсульте, нейроинфекции и др. При данном типе нарушений памяти забываются только события, произошедшие в период измененного состояния сознания. Полностью сохранна память о событиях, предшествующих этому состоянию и последовавших по выходу из него. Отдельные эмоционально значимые или важные события либо детали самого эпизода также могут припоминаться впоследствии. Обычно не выявляется каких-либо нарушений памяти при ней- ропсихологическом исследовании пациента после нормализации сознания или восстановления надлежащего уровня бодрствования. Во время состояния измененного сознания нейропсихологическое исследование, как правило, невозможно из-за трудностей контакта с пациентом и грубых поведенческих расстройств. В редких случаях, когда нейропсихологическое исследование все же удается провести, выявляются грубые нарушения не только памяти, но и всех когнитивных функций. Среди преходящих нарушений запоминания особое место занимает транзиторная глобальная амнезия ТГА. В отличие от других вариантов преходящих нарушений запоминания при ТГА в острую фазу нет никаких изменений уровня бодрствования. Пациент находится в ясном сознании, у него также нет нарушений других высших психических функций, но избирательно утрачивается способность запечатлевать текущие события. При этом критика остается сохранной, пациент, как правило, адекватно обеспокоен происходящим с ним. Нейропсихологи-ческое исследование во время острого эпизода выявляет нарушения эпизодической памяти по гиппокампальному типу. Однако данные расстройства носят преходящий характер: фиксационная амнезия длится несколько часов, затем самостоятельно регрессирует. ТГА остается не до конца изученной, прежде всего в силу относительной редкости этого расстройства и, как правило, ретроспективной диагностики. Лечение амнестических нарушений Ведение пациентов с нарушениями памяти определяется их причиной, то есть основным церебральным заболеванием, и патофизиологией мнестических расстройств. При наиболее распространенной в клинической практике неспецифической забывчивости, как уже говорилось выше, трудности воспроизведения обусловлены дефицитом внимания и снижением активности познавательной деятельности в целом. Поэтому в таких случаях целесообразно использовать лекарственные препараты, повышающие нейродинамический тонус церебральной коры, то есть степень ее активации со стороны стволо-во-подкорковых структур. Хорошо известно, что такой эффект имеется у ноотропных препаратов из группы производных пирролидона. Экспериментальные и клинические исследования свидетельствуют, что на фоне применения нооторопных препаратов активируется внутриклеточный метаболизм, увеличивается число рибосом в нейронах, повышается синтез молекул АТФ в митохондриях. Результатом активации внутриклеточного метаболизма становится увеличение синтеза и активности ключевых церебральных нейротрансмиттеров - дофамина, норадреналина, ацетилхолина, которые участвуют в по- знавательной деятельности. Одновременно наблюдается увеличение кровоснабжения головного мозга [19, 20]. Первым ноотропным препаратом, специально синтезированным для коррекции нарушений памяти и других высших мозговых функций, был пирацетам. Применение ноотропов способствует улучшению памяти и обучаемости, регрессу речевых и других когнитивных расстройств при различной неврологической патологии у взрослых и детей [21-23]. Однако у пожилых пациентов с клиникой когнитивных нарушений употребление пирацетама иногда сопровождается психомоторным возбуждением, раздражительностью, нарушениями сна и другими нежелательными явлениями. Наряду с пирацетамом существуют другие производные пирролидона фонтурацетам, этирацетам, окси-рацетам, анирацетам и т. Фармакологический профиль, данные исследований и опыт практического применения свидетельствуют о наличии важных преимуществ у препарата фонтурацетам М-карбамоил-метил-4-фенил-2-пир-ролидон, Актитропил.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий