Тогда из Назарета, где Он проживал, Иисус пришёл на реку Иордан, дабы явиться народу и принять крещение у Иоанна Крестителя, иначе называемого Предтечей – Предшественником. Согласно Евангелию именно в этот день пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан. При крещении Иисуса Христа на реке Иордан появился голубь, который символизировал Святого Духа, а с небес властный голос Бога говорил о том, что Иисус его возлюбленный сын.
Священная река Иордан
Находки, обнаруженные в ходе раскопок, подтвердили правильность предположений о том, что Вади-эль-Харар — подлинное место крещения Иисуса Христа. В этот день вспоминают, как по преданию Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан. alt Господь наш Иисус Христос принял Крещение в водах реки Иордан в 30-летнем возрасте.
КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ (БОГОЯВЛЕНИЕ)
На левом берегу Иордана стоит Иоанн Предтеча. Правой рукой он благословляет Христа и будто бы приносит его в жертву согласно великому предначертанию, изложенному в Ветхом Завете. Рублев намеренно придал фигуре Крестителя неестественную позу. Он стоит на берегу выше, но низко склоняется к Спасителю, как бы благоговея перед ним.
Скрещенные ноги и непропорциональные руки Предтечи — это символ несовершенства человека по сравнению с Богом. А на правом берегу Иордана находятся ангелы. Их количество может варьироваться, но у Рублева их ровно четыре.
Трое ангелов склонились перед Спасителем, а четвертый с благоговением внемлет Гласу Божьему, раздающемуся с неба. Руки ангелов обернуты покровами, которые они протягивают Христу. Это еще один глубокий символ жертвенного алтаря.
Аллегория Бога и его Гласа — Небесная Сфера, расположенная вверху композиции. Из нее исходит тройной луч — троекратное повторение Гласа Божьего. Под сферой просматривается устремившийся вниз голубь — никто иной, как Святой Дух.
На древних православных иконах, написанных до эпохи раскола, образ Бога Отца зачастую персонифицировался. Сейчас на канонических иконах он присутствует в образе Сферы, а на старообрядческих образах — по-прежнему в образе старца. На заднем плане композиции просматриваются горы, замыкающие пространство.
С одной стороны, они символизируют величие Христа, с другой — напоминают нам о пещере, куда было перенесено тело Спасителя, закончившего земной путь. Эта аллегория еще раз показывает: освобождение от скреп материального возможно, и Спаситель доказывает это на личном примере. Внизу композиции можно рассмотреть миниатюрные фигурки, практически сливающиеся с фоном реки: благообразного старца, и юноши, оседлавшего пару дельфинов.
Это уже упоминавшиеся выше персонифицированные символы Иордана и Красного моря — отсылка к ветхозаветным событиям, предшествовавшим рождению Христа. На более поздних списках эти фигуры уже отсутствуют, так как напоминают о язычестве. Иордан и стоящий посреди него Христос — это некий мостик, связующее звено между прошлым и будущим, Ветхим и Новым Заветом.
Это очевидный символ преемственности и единства прошлого, настоящего и будущего, а также тройственной природы Бога, зримо проявившейся при Богоявлении. Сюжет Крещения и Богоявления широко использовался и в светской живописи. Не остались в стороне и великие русские живописцы: В.
Поленов, В.
Церковь учит, что грехи смываются только покаянием через таинство Исповеди, а купание — это просто традиция, которая необязательна для исполнения. Куда важнее, по словам духовенства, присутствовать на праздничном богослужении в храме. Вместе с тем священнослужители освящают воду в иорданях для желающих совершить купания. В Роспотребнадзоре ранее подчеркивали, что по многолетней статистике в первые сутки после крещенских купаний в больницах возрастает число пациентов, перенесших инфаркт и инсульт. Купание в ледяной воде, по словам экспертов, противопоказано людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы; центральной и периферической нервной системы; болезнями дыхательных путей; желудочно-кишечного тракта; мочеполовой системы; воспалительными заболеваниями носоглотки; эндокринными заболеваниями. Не рекомендуется купаться в проруби детям, беременным женщинам, а также пожилым людям. Что нельзя делать В Крещение нельзя ругаться, ссориться, обманывать, сквернословить. Считается, что все зло, сделанное кому-то в этот день, обязательно обернется против обидчика. Запрещается также сердиться на близких, жаловаться и сплетничать, употреблять алкоголь.
Как и в большинство церковных праздников, нельзя выполнять любую работу, убираться. Планируется, что купания в этом году пройдут с 12:00 до 21:00. В 12:00 митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершит освящение воды. Возле специально оборудованной походной часовни в течение всего дня будет дежурить священник, который сможет дать благословение на окунание в освященной воде и ответить на вопросы томичей.
Южная часть долины Иордана в Священном Писании названа именем Арава евр. В библейские времена в этой долине, которую пророк Захария называл «красой Иордана» 3ах. Александром Яннаем. В Иорданской долине между Сокфоком и Цартаном находились плавильные горны царя Соломона, в которых выливались медные сосуды для Иерусалимского Храма ЗЦар. Ветхозаветный патриарх Иаков юношей с посохом перешел Иордан на пути в Харран, когда, избегая мести своего брата-близнеца Исава, шел в поисках благочестивой жены Быт. Возле берегов Иордана сыновья патриарха Иакова остановились и сотворили семидневный «плач великий», когда несли из Египта забальзамированное тело своего отца для захоронения в Ханаане: «И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя. И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик. И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя месту тому: плач Египтян, что при Иордане» Быт. В библейском тексте это место названо Горен-гаатад евр.
Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия , литии , утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение. История праздника Один из древнейших праздников христианского календаря, праздник Богоявления возник не позднее III века. Первоначально он был посвящен Воплощению, Рождеству и Крещению Христовым это отражено, например, в проповедях святителей Григория Неокесарийского , Григория Богослова , в древних Лекционариях и проч. В IV веке сначала на Западе, а в конце века и на Востоке праздник Рождества Христова выделяется в самостоятельное торжество; содержанием праздника Богоявления остается Крещение Господне. В настоящее время Православной Церкви в Рождество Христово и Крещение празднуются раздельно, хотя состав богослужения на эти праздники имеет много общего.
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Сегодня таким же образом в Иордане совершается обряд омовения или крещения, совмещенный с таинством исповеди. Когда Иисусу Христу исполнилось 30 лет, Он пришел к Иордану, где Иоанн крестил народ. И мой рассказ был бы неполным, если бы я не рассказал об Иорданите (Ярданите) Согласно Нового Завета, Иисус Христос был крещён Иоанном Крестителем в истоке реки Иордан из озера Кинерет (Израиль).
5 вопросов о празднике Крещения Господня
И мой рассказ был бы неполным, если бы я не рассказал об Иорданите (Ярданите) Согласно Нового Завета, Иисус Христос был крещён Иоанном Крестителем в истоке реки Иордан из озера Кинерет (Израиль). Христиане всего мира относятся к Иордану как к священной реке, ведь в его водах принял крещение Иисус Христос. Подобным образом Христос в Иордане омыл, утопил грех, и будучи Сам Святыней святынь, разрушил грех первородный. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. Карта указывала на то, что место крещения Иисуса Христа в реке Иордан (Вифавара) находится не на территории Израиля, а на противоположном берегу реки, на территории современной Иордании в местечке Вади эль-Харар.
Православные верующие отмечают Крещение Господне
По его словам, Святой дух открывает человеку возможность общаться с Богом, "обретать спасение, избавляясь от грехов в этой жизни и обретая Божественную вечность как свой настоящий, подлинный и вечный дом". Однако, отметил патриарх, спасительная благодать Святого духа не сходит автоматически: человек должен хотеть сам ее принять, так реализовав свою свободу выбора. Утром в праздник в храмах служат литургию, а после — водосвятыный молебен. Воду освящают и накануне - в крещенский сочельник - ее можно набирать в любое время после освящения. Христиане верят, что святая вода долго не портится и обладает чудесными свойствами: помогает при болезнях — во здравие души и тела. Также существует традиция освящать водоемы. В Иордане, например на месте событий Крещения Господня, говорят, в этот праздник река поворачивает вспять.
У этого холма археологи раскопали руины византийского монастыря, в котором когда-то имелись храмы, кельи, оштукатуренные цистерны. По количеству библейских мест Иордания уступает только Израилю. Здесь находится гора Нево, с которой обозревал Обетованную Землю Моисей, и на которой Моисей нашел свое последнее пристанище; место Крещения Иисуса Христа; пещера Лота, в которой тот вместе со своими дочерями нашел пристанище после гибели Содома; место рождения пророка Илии; город Гадарин и ряд других известных по Ветхому и Новому Завету мест.
Сотворите же достойный плод покаяния» Мф 3:7-8. Ехидны — это маленькие, но очень ядовитые змейки. Почему он так называет фарисеев и саддукеев? Фарисеи и саддукеи были представители очень влиятельных религиозных течений того времени. Фарисеи тщательнейшим образом постигали и стремились соблюдать Закон Моисея и предписания старцев. Саддукеи же были представителями знати, многие из них являлись священниками. Они ориентировались не на Закон и иудейскую традицию, а на эллинистическую культуру, на то, чтобы служить Риму. Они даже отвергали некоторые идеи Ветхого Завета, например, идеи воскресения из мертвых. И те и другие, услышав о великом пророке, пришли к нему, чтобы внешне раскаяться для того, чтобы избежать суда за свои прегрешения в Царствии Мессии, которое вот-вот наступит. Когда Иисус обличает лжерелигиозных вождей еврейского народа, он говорит: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры» Мф 23: 13.
Слово, которое на наш язык было переведено, как «лицемер», на еврейском языке дословно звучит как «актер». Часто фарисеи молились напоказ, также они «расширяли хранилища». Они с помощью ленточки крепили на голову или на рукав правой руки коробочки филактерии. В этой коробочке помещались небольшие свитки отрывков из текста Торы — важные напоминания из Закона. В какой-то момент вошло в моду делать эти коробочки все больше и больше. Все это делалось напоказ. Таким образом Иоанн говорил им, что они пытаются убежать от гнева будущего царя и пришли сюда не для того, чтобы раскаяться, а для того, чтобы по-прежнему актерствовать. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь. Садовник, видя, что веточка не приносит плода, но тянет соки из дерева, отсекает ее. Иоанн же говорит фарисеям и саддукеям, что уже секира у корней дерева лежит — время на исходе.
Другие евангелисты Марк, Лука описывают, что к Иоанну приходили и иные люди. Иудея находилась под гнетом Рима и в народе были сильны революционные настроения. Они хотели добиться ответа от праведника — как придет Царствие Мессии? Может быть, пора сбросить это иго, что мы должны делать? Однако Иоанн ответил: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же. Легко говорить про свержение оккупирующих властей, однако часто это попросту недостижимо, а бывает, что вновь пришедшие власти оказываются еще хуже прежних. Иоанн Креститель предлагает делать то, что в последствии будет делать христианская церковь. Когда Господь говорит, что вы — соль земли, имеется в виду то, что христиане равномерно распределяются в обществе и каждый из них старается преобразовать то пространство, которое его окружает. В книге Деяний можно найти рассказ о совершенно немыслимых событиях, когда в иерусалимской общине началось «общение имуществ». Христиане продавали свое имущество и приносили деньги к ногам апостолов, чтобы апостолы не брали их в руки, поскольку деньги очень ярко олицетворяют все материальное в этом мире.
При этом, как писал Лука, никто ни в чем не испытывал недостатка. И богатые, и бедные продавали свое имущество и полученной общей суммы хватало на всех. Не обязательно быть богатым, чтобы творить добро, жить, как заповедал Иоанн, можно, делая маленькие добрые дела. Почему у них возник подобный вопрос? Дело в том, что у сборщиков налогов, которыми эти люди являлись, зарплата складывалась из той надбавки, которую они сами устанавливали сверх того, что народ должен был отдать государству. Таким образом, он говорил, чтобы они не брали более каких-то разумных сумм. Иоанн таким образом говорит, что его крещение имеет силу, однако ровно настолько, насколько человек сам в душе попросит Бога. Он говорит, чтобы народ чего-то особенного от него не ждал, однако есть Некто, кто намного сильнее духовно. Предтеча заявляет, что сам он недостоин быть Ему даже самым ничтожным рабом в Риме уже очень старые, непригодные для другой работы рабы при входе в дом развязывали господам обувь. Обратим внимание, что слова «он будет крестить вас…» на греческом будут звучать как: «Он будет погружать вас в Дух Святый и огонь».
Предтеча говорил людям, что сам он погружает их в воду, а Мессия будет погружать в Дух Святый и огонь. Вода необычная стихия, мы, например, не можем легко передвигаться в ней, но можем плавать то, что мы не можем делать на суше. Кроме того, выходя из воды мы на какое-то время остаемся мокрыми — то есть эффект пребывания в воде наследуется, остается. Именно благодаря данным качества воды Иоанн Креститель хочет сравнить погружение в нее с погружением в Дух Святый в то время евреи под Духом Святым понимали благодать Божию. Эти слова еще не были указанием на ипостась Святой Троицы, уже в последствие христианская церковь утверждала, что благодать подается Третьим Лицом — Святым Духом. Итак, он говорил, что вы погрузитесь в Дух Святый, погрузитесь в благодать, которая будет охватывать вас со всех сторон. По настоящее время, освещая что-либо, священнослужитель в молитве призывает Святой Дух, а видимым образом совершает окропление святой водой. Вода — зримый образ незримой благодати. Иоанн также говорит, что погружение в Святой Дух, напоминает погружение в огонь. В Ветхом Завете описываются два случая погружения в огонь.
Первый указывает на Моисея, который видит горящую и несгорающую купину куст. То, что куст горит и не сгорает было символом пребывания Божия. Именно в этот момент пророк получает божественное откровение о спасении еврейского народа и откровение, каково есть имя Господа. Второй же случай описает трех отроков Вавилонии, которые были брошены в печь, но не сгорели, поскольку благодать Божия их сохранила. Огонь очень опасная стихия, и это также стихия, которая меняет то, к чему прикасается. Погружение в воду, которое будет производить Господь Иисус Христос — это погружение в благодать Божию, которое равносильно погружению в огонь. Церковные авторы говорили, что погружение в благодать — это погружение в огонь, который не только сжигает наши страсти, но и придает нам силы на то, чтобы взращивать в себе добродетель. Далее евангелисты рассказывают в этой главе о приходе Господа Иисуса Христа. Иоанн рассказывает об этом событии словами самого Иоанна Предтечи, остальные евангелисты описательно, от третьего лица, повествуют о том, как происходило крещение Господа: «Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» Мф 3: 13-14. Иоанн смущается и не понимает, зачем Мессии принимать от него погружение, ведь Иисус выше его. То погружение, которое будет осуществлять сам Христос намного превосходит его Иоанна погружение. Важно обратить внимание на ответ Господа Иисуса Христа Иоанну. Господь говорит: «Оставь теперь», — не надо сейчас спорить, скоро ты все поймешь. Русский перевод плохо понятен, поскольку в нашем современном языке синонимом слова правда является «истина». Дело в том, что перевод текста осуществлялся более тысячи лет назад на церковно-славянский язык, и тогда слово «правда» в нашем языке тоже несло смысл «праведность». Однако что же такое праведность?
Суть же данной традиции понятна — Христос крестился в реке, и мы как Его ученики, подражая Ему, в этот день тоже окунаемся в водоем. Человек, совершающий такое окунание, думает о Боге, делает это ради Него. И тогда это погружение — символ нашего подражания Христу и стяжания Святого Духа. В современном обществе не так много мостиков, посредством которых Церковь может напоминать о себе общественности. Традиция крещенских купаний хороша тем, что Церковь имеет возможность обратиться к людям, рассказать о своей жизни, о Христе. Предположим, человек, пришедший с друзьями к крещенской купели, увидит изображение Христа. Ему станет интересно, чем прославился Христос, кто Он такой вообще, что за праздник Крещение? И за ответами на все эти вопросы он придет в храм. Это действительно настоящее чудо. Именно поэтому их и невозможно объяснить с точки зрения науки. Мы не ведем подобную статистику и не можем сказать, сколько было таких эпизодов исцеления. А трубить об этом направо и налево было бы не очень правильно. Обычно о таких чудесных избавлениях от болезней и недугов рассказывают в частных беседах. В наше время многие люди думают, что окунуться в купель на Крещение полезно для здоровья, рассматривают это как своего рода физическое закаливание. То есть в первую очередь они уделяют внимание своему телу. Для христианина же на первом месте — спасение его бессмертной души. И когда люди прежде всего пекутся о своем теле, а не о душе, выхолащивается весь глубочайший божественный смысл праздника Крещения. Ведь на самом деле это великое событие наполнено особой духовностью, оно заставляет вспомнить о Христе и максимально приблизиться к Нему через Таинство причастия. А крещенские купания — это вспомогательная традиция, которая дает возможность прочувствовать какие-то моменты физически, через наше тело. Поэтому если человек не живет церковной жизнью, не приступает к Таинству причастия, а хочет только, окунувшись, обрести спасение для своего тела — это утопия. Некоторые люди всерьез считают, что, искупавшись в крещенской Иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это неправильные языческие суеверия про купания в проруби, и ничего общего с церковным учением и устоями они не имеют. Грехи отпускаются священником в Таинстве покаяния, а не в процессе купания в ледяной воде. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня. Христос говорит: «По вере вашей да будет вам». Если человек с большой верой, с открытым сердцем приходит к Богу, обращается к Нему в молитвах, я бы не стал утверждать, что это будет для него безразлично. Но если вас хватило окунуться один раз, это не страшно. И если врач посоветует воздержаться от крещенского купания, стоит прислушаться к нему. Ведь купание в купели — не обязательная обрядовая часть Крещения. Самая важная составляющая этого великого праздника — служба в храме, именно здесь раскрывается вся духовная суть Крещения, а также совершается освящение воды. С древних времен ей приписывают чудодейственные свойства.
Главное, что надо знать про праздник Крещения Господня и святую воду
В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. В этот день Иоанн находился у реки Иордан. Иисус Христос, которому на тот момент исполнилось 30 лет, принял крещение от Иоанна. Согласно Евангелию именно в этот день пророк Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в водах реки Иордан. Согласно Новому Завету, Иисус Христос, когда ему исполнилось 30 лет, пришел на берег реки Иордан. Крещение Иисуса Христа В то время, когда Иоанн Предтеча проповедовал на берегах Иордана и крестил людей, Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. В этот день вспоминают, как по преданию Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в реке Иордан.
Крещение Господне: и происходит чудо обновления…
Это место, где Иоанн Креститель крестил Иисуса Христа, в ранневизантийскую эпоху почиталось как Вифания за Иорданом и было объектом паломничества. Этот день напрямую связан с евангельским событием — крещением Иоанном Предтечей Иисуса Христа в реке Иордан. В этот день церковь вспоминает, как Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в Иордане.