Потом Есенин вырывает из блокнота листок (показывает: стихи), складывает его вчетверо и кладет Эрлиху в карман: "Тебе".
Литературно-поэтический портрет "В мире Сергея Есенина"
Его стихи читают все — и высокопоставленные гости, и молодые авторы, и просто поклонники, пришедшие почтить память русского поэта. В Петрограде свои стихи Есенин читает Александру Блоку и другим поэтам. Есенин присылал свои стихи в московские журналы, но их не публиковали.
Живые голоса: Маяковский, Бунин, Есенин
Такое смягчение оценки С. Есенина в посмертной статье очевидно: «Держал себя со скромностью, стихи читал, когда его просили, — охотно, но не много, не навязчиво: 3—4 стихотворения. В стихах самого Есенина Константиново описано как Эдем, место необыкновенной силы и красоты. Первые стихи Сергея Есенина опубликовали в 1914 году, причем сделали это весьма специфические издания – детский журнал «Мирок» (стихотворение «Береза») и большевистская газета «Путь правды».
Есенин и Петербург
Поэтому сегодня в Москве есть несколько домов, где висят мемориальные доски с надписями «Здесь жил Сергей Есенин». Некоторые здания перестроены, снесены или сгорели. Знаменитый особняк Дункан полностью сохранился. Теперь он принадлежит Министерству иностранных дел. В свое время мне даже удалось встретиться с бывшими ученицами Айседоры Дункан, которые показали, где в особняке находился танцевальный зал, покои Айседоры, спальня Есенина. Ни одному из исследователей не удалось пообщаться с таким количеством современников Есенина.
Благодаря такому опыту личных встреч мне удалось собрать уникальную информацию. Я знаю многие детали: что Есенин курил, как одевался, его походку, особенности жестов. К примеру, мало кому известно, что у Есенина был нарушен вестибулярный аппарат, из-за чего он ходил, держась ближе к стенке. Отчасти за счет алкоголя он пытался скрыть этот недостаток. Есенин очень много внимания уделял своей внешности: хорошо одевался и даже завивался и пудрился.
Не случайно, на всех снимках Есенин выглядит настоящим щеголем, денди... Именно он был автором гипсового бюста Есенина, который фигурирует в сериале. Сам поэт частенько в шутку называл статую гипсовым болваном и истуканом, чем очень обижал автора. Как-то во время одного из скандалов Есенин сбросил бюст с балкона четвертого этажа в квартире Софьи Андреевны Толстой и потом долго сокрушался. Коненков уехал за границу в декабре 1923 года, но до этого успел сделать еще и деревянную скульптуру «Есенин читающий», которая сохранилась.
Кроме того, я встречался с сестрами Есенина Катей и Шурой, был знаком с его детьми, на родине поэта общался с селянами, которые помнили Есенина. Другая любопытная встреча связана с именем Ильи Ильича Шнейдера — руководителя школы танцев Дункан в Москве. Шнейдер был свидетелем отношений Есенина и Дункан и рассказывал много неизвестных подробностей одного из самых знаменитых романов XX века. Более того, я даже спал на тот самом диване, на котором когда-то спали Есенин с Айседорой. Сейчас он находится в музее поэта в селе Константиново.
Еще один человек, много рассказавший мне о поэте, — Августа Миклашевская Ее роль сыграла Екатерина Гусева — партнерша Сергея Безрукова по сериалу «Бригада». В фильме героиня Гусевой выглядит абсолютно бесцветной, несмотря на то, что Миклашевская была необыкновенно яркой личностью и сыграла большую роль в жизни Есенина. Что касается сцены в кабаре, где Есенин с Миклашевской танцуют на сцене танго, то это чистая выдумка сценаристов. Есенин бы никогда в жизни не полез на сцену. Кроме того, в то время Миклашевская еще не выступала в кабаре, а была актрисой театра.
Я бывал у нее в квартире, мы долго разговаривали: «Вот в этом кресле сидел Сергей Александрович Есенин, здесь бывал Маяковский», — рассказывала она мне. В Москве, в гостинице «Националь» у меня состоялась еще одна встреча с человеком, хорошо знавшим Есенина. Сол Юрок был одним из самых знаменитых импресарио в мире, открывателем многих талантов. Юрок полгода сопровождал Айседору Дункан и Есенина во время их американского турне и многое рассказал мне о поэте в октябре 1970 года. Основательница танца жеста, она прошла колоссальную культурную школу, училась в Греции и Италии, жила в Париже, была знакома со скульптором Роденом.
Рождение ее звезды произошло еще в 1900 году на Парижской выставке, когда Есенину было всего десять лет. Они познакомились в мае 1921 года в Москве, а не в Петербурге, как показано в фильме. До этого Дункан неоднократно бывала в России и уже завоевала славу: в нее был влюблен Станиславский, о ней восторженно писали поэты Серебряного века Андрей Белый и Дмитрий Мережковский. Она была звездой. В фильме это озорная бабенка, которая бегает босиком по лужам, много пьет, бьет хрусталь и ругается матом.
Между Есениным и Дункан была огромная разница не только в возрасте, но и в менталитете, культуре. Эта яркая личность взросла совсем на другой почве. Встретились два художника, но они должны были расстаться, потому что линии их судеб никак не пересекались, будучи вместе, они шли параллельным путем. Здесь также немало фактических ошибок. Помните эпизод, когда Есенин вдруг начинает читать Айседоре Дункан свое знаменитое стихотворение «Не жалею, не зову не плачу…».
Поэт познакомился с Дункан в 1921 году, а стихи были написаны в 1924-м, когда Есенин уже расстался с Айседорой. Насколько правдива такая трактовка образа? На фоне бесконечных попоек непонятно, когда же, собственно, поэт писал свои гениальные стихи. Мы не видим колоссальной творческой работы. Обрывки стихов возникают случайно и часто невпопад.
А ведь до 1919 года Есенин был образцовым сыном своих родителей. Он все время напитывался культурой: учился в Народном университете имени Шанявского, ходил в Суриковский кружок, работал в типографии Сытина. И потом, ведь в церковно-приходской школе, которую он закончил, особо не побалуешь. В сериале этого нет. Но тогда непонятны устои.
Откуда взялся поэт Есенин: он как бы выпал из ниоткуда и пошел гулять по России. Нам показали только Царское село, где Есенин якобы читал стихи императрице Александре Федоровне и ее дочерям. А ведь он был простым санитаром и его даже на задворки дворца не подпускали. Опять налицо путаница фактов. Как раз тогда он прочитал свое стихотворение «В багровом зареве закат шипуч и пенен…», написанное по случаю именин императрицы.
За это поэт и был пожалован золотыми часами, но он сдал их в полковую кассу после Февральской революции.
Литейный проспект, 24. Дом Мурузи. Дмитрий Сергеевич Мережковский и его жена Зинаида Николаевна Гиппиус жили в этом доме с 1890 по 1912 года. В гостях побывали известные литераторы Серебряного века были Блок, Белый, Есенин. Дом офицеров. Литейный пр. Здесь читал свои стихи С. Учебный театр на Моховой улице, д.
На сцене училища выступали самые утонченные и талантливые люди Петербурга — те, кто создавали Серебряный век русской культуры: А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин, А.
Собрали для вас пять мест, которые связаны с Сергеем Есениным. Декабристов, 57. Здесь состоялась судьбоносная встреча двух поэтов: уже знаменитого Блока и «рязанского парня», только приехавшего в столицу.
Я не знаю даже, как и отделаться от такого головотяпства, а прожигать себя стало совестно и жалко». Выход из этого положения Есенин нашел в творчестве. В поездке поэт закончил поэму и смог отвлечься. Новое произведение публика приняла радушно. Весной 1922 года Сергей Есенин уехал за границу. Впечатления поэта от зарубежной поездки были противоречивыми. В своих письмах он отмечал внешнюю красоту — «после нашей разрухи здесь все прибрано и выглажено под утюг». Но в то же время он не чувствовал в этом духовности: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В путешествии Есенин продолжал работать. Вместе они не только работали, но учились в университете Шанявского.
Вскоре у них завязался роман. Изряднова вспоминала: «Ко мне очень привязался, читал стихи. Требователен был ужасно, не велел даже с женщинами разговаривать — «они нехорошие». Настроение было у него упадочное — он поэт, никто не хочет его понять, редакции не принимают в печать, отец журит… Все жалованье тратил на книги, журналы, нисколько не думал, как жить». Через несколько месяцев после знакомства Есенин и Изряднова начали жить вместе. Есенин почти сразу разочаровался в семейной жизни: свое предназначение он видел в литературе и поэтическом успехе. Изряднова чувствовала себя помехой: «Есенину пришлось много канителиться со мной жили мы только вдвоем ». В 1915 году у них родился сын Юрий, а Есенин оставил Анну. Они познакомились весной 1917 года.
Есенинский Петербург В Петербурге немало памятных мест связанных
Здесь состоялась судьбоносная встреча двух поэтов: уже знаменитого Блока и «рязанского парня», только приехавшего в столицу. Впоследствии именно Блок откроет перед Есениным двери в литературный мир. Пестеля, 27 и Литейном пр.
Есенин был оживлен. Далее Эрлих отмечает, что к шести часам они остались втроем: Есенин, Ушаков и он. Наконец около восьми ушел и Эрлих, но с Невского вернулся: он забыл портфель.
Сергей спокойно сидел у стола "без пиджака, накинув шубу", и просматривал свои стихи. Вскоре они снова простились. Значит, это было уже в девятом часу вечера. А утром, как пишет Эрлих, портье, давая показания, сообщил, что около десяти Есенин заходил к нему с просьбой никого в номер не пускать. Однако в официальных показаниях Г.
Устинова от 28. Горбову читаем: "Вчера, 27 декабря, мы с женой, тт. Эрлих и Ушаков... Когда мы уходили, - уходили вместе все четверо, - Есенин обещал ко мне зайти, но не зашел. Вечером я к нему также не сумел зайти: ко мне пришел писатель Сергей Семенов...
Но если гости в 6 часов "уходили вместе все четверо", значит, последним, кто видел Есенина живым, был Эрлих, который "вернулся вторично". К несчастью, даже увидев поэта за рукописями, он так и не вспомнил о подарке друга.
Есенин создавал своеобразный мир, в котором каждый мог найти что-то свое. Таким образом, Есенин играл важную роль в литературной жизни, привлекая своим талантом и эмоциональностью. Его стихи до сих пор остаются актуальными и затрагивают глубокие чувства каждого, кто внимательно слушает его слова. Петербургская публика Публика в Петербурге знала, что Есенин — один из самых ярких представителей русской поэзии.
Когда он выступал со своими стихами, зала наполнялась людьми, которые были готовы восхищаться его талантом. Многочисленные фани Есенина просто обожали его стихи и готовы были слушать его часами. Есенин играл на эмоциях публики, чередуя стихи о любви, природе, родном селе и городе. Жители Петербурга особенно ценили его стихи, в которых он говорил о русском духе и национальной идентичности. Есенин был способен вызвать сильные эмоции у своей публики, и они готовы были испытывать все то, о чем он пел. Петербургская публика была требовательной и интеллигентной.
Она не соглашалась на малейший недочет в исполнении Есенина и требовала от него идеального представления каждый раз. Но Есенин не разочаровывал своих поклонников. Он всегда выходил на сцену с уверенностью и энергией, чтобы подарить им свои прекрасные стихи и перенести каждого слушателя в свой мир. Читайте также: Что такое код: все, что нужно знать о понятии и использовании Кто интересуется поэзией? В Петербурге, как и во многих других городах, есть люди, которые проявляют интерес к поэзии. Это могут быть любители и ценители стихов, которые жаждут услышать новые произведения из уст знаменитого поэта Есенина.
Именно для таких людей он читает свои стихи в Петербурге. Ценители поэзии, неважно, молодые или в возрасте, приходят слушать Есенина с особым восторгом и волнением. Для них это возможность услышать живое исполнение его стихов, полное эмоций и силы слов. Эти люди считают, что поэзия способна передать глубокие чувства, заинтересовать и захватить душу своим содержанием. Интерес к поэзии Есенина также проявляют студенты, исследователи и любители русской литературы. Они приходят на чтение стихов в Петербурге, чтобы познакомиться с творчеством этого выдающегося поэта, а также для саморазвития и более глубокого понимания поэтического искусства.
Роль Петербурга в жизни Есенина Для Есенина Петербург становится не только местом, где он представляет свои произведения публике, но и городом, который вносит важный отпечаток на его творчество. Свои стихи он наполняет духом города, где витают противоречия и дина? Есенин наслаждался прогулками по петербургским улицам, поэтически воспевал прелести Невы, Троицкого моста и Никольского собора.
Иванов, Г. Адамович, Р. Ивнев, М. В таком профессиональном и знающем себе цену сообществе он несколько проигрывал. Большинство смотрело на него только как на новинку и любопытное явление.
Позволим себе не согласиться с мемуаристом: собранные воедино биографические факты показывают, что апрель 1915 года Есенин вполне плодотворно использовал для закрепления достигнутых успехов. И только Блок, любовь к которому в то время граничила у Есенина с обожествлением[194], от личного общения со своим протеже вежливо уклонился. Но и он в письме к Есенину от 22 апреля нашел нужные слова, чтобы ободрить начинающего поэта: Дорогой Сергей Александрович! Сейчас очень большая во мне усталость и дела много. Потому, думаю, что пока не стоит нам с Вами видеться, ничего существенно нового друг другу не скажем. Вам желаю от души остаться живым и здоровым. Трудно загадывать вперед, и мне даже думать о Вашем трудно, такие мы Алексей Ремизов. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее.
Я все это не для прописи Вам хочу сказать, а от души: сам знаю, как трудно ходить, чтобы ветер не унес и чтобы болото не затянуло. Будьте здоровы, жму руку. Александр Блок[195]. В начале апреля 1915 года на квартире у Рюрика Ивнева собралась большая компания литераторов-модернистов, чтобы послушать, как Есенин читает свои стихи и поет частушки[196]. Нецензурные частушки, которые исполнял Есенин, вызвали куда больший интерес у присутствующих, чем его стихи. В тот вечер перед зрителями едва ли не впервые замаячил образ Есенина, который будет прочно ассоциироваться с поэтом в послереволюционные годы. А 24 апреля, вероятно с подачи того же Городецкого, Есенин отправил первое письмо Николаю Клюеву. Читал я Ваши стихи, много говорил о Вас с Городецким и не могу не написать Вам.
Тем более тогда, когда у нас есть с Вами много общего. Я тоже крестьянин и пишу так же, как Вы, но только на своем рязанском языке. Стихи у меня в Питере прошли успешно. Из 60 принято 51. Если Вы прочитаете мои стихи, черканите мне о них. Мне жаль, что я на этой открытке не могу еще сказать. Жму крепко Вашу руку. Рязанская губ.
Рюрик Ивнев. Но, конечно, хорошо для тебя напечатать наперво 51 стихотворение. Если что имеешь сказать мне, то пиши не медля, хотя меня и не будет в здешних местах, но письмо твое мне передадут. Особенно мне необходимо узнать слова и сопоставления Городецкого, не убавляя, не прибавляя их. Чтобы быть наготове и гордо держать сердце свое перед опасным для таких людей, как мы с тобой, соблазном. Мне многое почувствовалось в твоих словах — продолжи их, милый, и прими меня в сердце свое. Клюев [201]. Это меня не волнует, но хочется знать, на какой стороне Философов и Гиппиус.
Николай Клюев. Он Николай Клюев. С 1 мая по конец сентября Есенин жил в родном селе.
«Знакомый ваш Сергей Есенин»: московский озорной гуляка и певец крестьянской жизни
СЕРГЕЙ ЕСЕНИН 7". Есть в Петербурге и памятник поэту – в Таврическом саду, созданный Альбертом Чаркиным к 100-летию со дня рождения поэта. Главная» Новости» Кому есенин читает свои стихи в петербурге. Читая свои стихи о Петербурге на родной земле, Есенин передавал всю боль и красоту этого города, заставляя слушателей проникаться к его истинной сути.
Кому Есенин читает свои стихи в Петербурге?
Отвечает Лис Настя. Он выступал перед литературными кругами и людьми творческой интеллигенции, в том числе перед поэтами и писателями. Есенин проявлял особую любовь и уважение к классикам русской литературы, поэтому можно предположить, что он читал свои стихи в честь великих русских поэтов. Александра Пушкина он мог воспринимать как своего литературного прародителя, поэтому возможно, что Есенин посвящал свои выступления Пушкину.
Эти мероприятия становились настоящим событием для любителей его творчества. Жители Петербурга с нетерпением ожидали этого момента, чтобы услышать живой голос поэта и погрузиться в его мир. Чтения Есенина в Петербурге проходили в самых разных местах: от кафе и ресторанов до литературных салонов и клубов. Где бы они ни проходили, они всегда привлекали внимание зрителей своей интимностью и искренностью. Есенин читал свои стихи с огромной эмоциональностью и страстью, как будто каждое слово было написано специально для него.
На этих мероприятиях Есенин не только читал свои стихи, но и проводил своеобразные поэтические перформансы. Он приносил с собой кисточки, краски, бумагу и создавал живописные картины, сопровождая их своими стихами. Это создавало неповторимую атмосферу творчества и позволяло зрителям с более глубоким пониманием воспринимать его произведения. Чтения Есенина в Петербурге становились оазисом для всех, кому надоела обыденность и серость повседневной жизни. Здесь каждый мог найти утешение и вдохновение. И хотя Есенин уже не с нами, его стихи продолжают жить в сердцах людей и вспоминаются каждый раз, когда зазвучит его имя. Чтения Есенина в Петербурге — это свидетельство величия поэта и его огромной любви к городу. Неудивительно, что Петербург так часто становился источником вдохновения для его стихов, а сами чтения оставались яркими и незабываемыми событиями в жизни города на Неве.
Места чтений Есенин читает свои стихи в Петербурге в различных местах, создавая уникальные атмосферы для прослушивания его творчества. Литературный салон — одно из самых привлекательных мест для чтения стихов Есенина в Петербурге. Здесь собираются люди, увлеченные литературой и желающие насладиться уникальным исполнением поэта. Книжный клуб — другое место, где можно услышать Есенина, читающего свои стихи. В этом уютном пространстве всегда царит особая атмосфера, способствующая погружению в мир поэзии. Культурный центр — еще одно популярное место, где проходят чтения стихов Есенина в Петербурге. Здесь вы сможете насладиться поэзией в сочетании с приятной атмосферой и увлекательными обсуждениями. Есенин читает свои стихи в Петербурге, приглашая слушателей на встречи в различные места города.
Не упустите возможность окунуться в мир его поэзии и насладиться уникальным исполнением. Впечатления публики Когда Есенин читает свои стихи в Петербурге, зал охватывает атмосфера искреннего восхищения. Сотни слушателей собираются в одном месте, чтобы услышать этого талантливого поэта. Каждое его слово звучит с необыкновенной силой и глубиной, проникая в сердца слушателей.
Есенина и его окружения Н. Клычкова, В. Наседкина и др. Обширная «Есенинская серия» включает более 10 наименований: 3-томное собрание сочинений русского поэта, сборники стихов и воспоминаний поэтов есенинской поры. Как вы восприняли новую попытку осмыслить биографию Есенина? С одной стороны, создатели сериала следуют условной биографической канве, с другой, здесь масса хронологических несовпадений, недосказанных мыслей и, наоборот, слишком надуманных идей.
Вышло своего рода кривое зеркало эпохи. Одиннадцать серий непрерывного вранья с элементами вкрапления правды, которая беспомощно тонет на фоне развесистой клюквы. Отбиваясь от критиков, режиссер фильма Игорь Зайцев ссылается на то, что у авторов картины не было цели создать биографическое полотно из серии «Жизнь замечательных людей». Новый «Есенин» — это чисто художественное произведение». Однако при этом создатели фильма претендуют на некую документальность. Абсолютно очевидно, что подобная «художественная» трактовка исторического материала вызывает массу вопросов у литературоведов и историков. Многое объясняет, так сказать, «первоисточник», который и лег в основу фильма. Материалом для Виталия Безрукова, автора нашумевшего бестселлера «Есенин» послужила многочисленная мемуарная литература, начитавшись которой он с легкостью начал описывать эпоху. Шестьсот страниц текста изобилуют дешевыми эротическими фантазиями вроде «Сергей увидел ее упругое тело…и желание обладать ею снова накатило на него» вперемешку с банальными размышлениями на патриотические темы. Этой, с позволения сказать, книгой Безрукова-старшего сегодня завалены все книжные супермаркеты страны.
Как долго власти оттаивали к поэту? Первое полнокровное издание его стихов произошло только в 1946 году благодаря жене поэта Софье Андреевне Толстой. Следующее издание малой серии относится уже к 1949 году. Затем к шестидесятилетию поэта в 1955 году вышел двухтомник стихов Есенина в мягкой обложке под редакцией Петра Чагина. Так власть постепенно оттаивала к Есенину. А через десять лет в 1965 году состоялось знаменитое заседание в Колонном зале Дома Союзов в Москве, где Евгений Евтушенко прочитал свое стихотворение «Сергею Есенину». В том же году в селе Константиново Рязанской области был открыт дом-музей поэта. Кстати, сам Есенин там никогда не бывал. Постройка, пострадавшая от пожара, была восстановлена в 1927 году, уже после смерти поэта. Когда я увидел, как в одной из серий Есенин этаким купчиком приезжает в свой дом в Константиново: перед ним крепкие тесовые ворота, а у родителей зажиточное хозяйство, — мне стало смешно.
У них всю жизнь была убогая избенка, соломенная крыша и плетень. Не случайно у Есенина в стихах все время присутствует образ «плетневого полисада». До революции Есенины жили средне. Дед Есенина Федор Андреевич Титов был довольно зажиточным, но еще до революции разорился. Кстати, отец поэта Его роль в сериале исполняет Виталий Безруков. Поэтому Есенин воспитывался дедом, которого часто вспоминает в стихах. Федор Андреевич ему даже как-то сказал: «Пустое дело... Ну а если тянет — пиши про рожь, но больше — про кобыл». Когда Есенин умер, старик еще был жив и прослезился, узнав о смерти внука. В восемнадцать лет я поставил себе цель — лично встретиться со всеми живыми современниками Есенина.
Я проехал по всем есенинским местам, сделал огромное количество фотографий, а главное — записал на пленку голоса современников, друзей Есенина. Мне важно было увидеть все своими глазами. Известно, что своего жилья у Есенина не было. Он жил все время в разных местах. В основном, в коммунальной квартире у Галины Бениславской, где мне удалось побывать, у поэта Мариенгофа, в особняке у Айседоры Дункан, но везде как квартирант. Поэтому сегодня в Москве есть несколько домов, где висят мемориальные доски с надписями «Здесь жил Сергей Есенин». Некоторые здания перестроены, снесены или сгорели. Знаменитый особняк Дункан полностью сохранился. Теперь он принадлежит Министерству иностранных дел. В свое время мне даже удалось встретиться с бывшими ученицами Айседоры Дункан, которые показали, где в особняке находился танцевальный зал, покои Айседоры, спальня Есенина.
Ни одному из исследователей не удалось пообщаться с таким количеством современников Есенина. Благодаря такому опыту личных встреч мне удалось собрать уникальную информацию. Я знаю многие детали: что Есенин курил, как одевался, его походку, особенности жестов. К примеру, мало кому известно, что у Есенина был нарушен вестибулярный аппарат, из-за чего он ходил, держась ближе к стенке. Отчасти за счет алкоголя он пытался скрыть этот недостаток. Есенин очень много внимания уделял своей внешности: хорошо одевался и даже завивался и пудрился. Не случайно, на всех снимках Есенин выглядит настоящим щеголем, денди... Именно он был автором гипсового бюста Есенина, который фигурирует в сериале. Сам поэт частенько в шутку называл статую гипсовым болваном и истуканом, чем очень обижал автора. Как-то во время одного из скандалов Есенин сбросил бюст с балкона четвертого этажа в квартире Софьи Андреевны Толстой и потом долго сокрушался.
Коненков уехал за границу в декабре 1923 года, но до этого успел сделать еще и деревянную скульптуру «Есенин читающий», которая сохранилась.
Сам же вождь — Владимир Ульянов-Ленин — Есенина и вовсе мог не знать. Маяковского хотя знал и читал, но вряд ли любил. Как-то раз похвалил, видя некоторую полезность, но не более. Есенина ценил Лев Троцкий.
Но он и Маяковского уважил: «И на смерть Есенина, и на смерть Маяковского Троцкий откликнулся некрологом». Лучшим и талантливейшим Маяковского назвал Иосиф Сталин. Фото автора И вознес его, тем и погубил. Маяковского в результате все советские годы, захлебываясь, восхваляли. Есенина — читали, переписывали от руки, пели на его стихи песни.
Маяковского любили завучи, Есенина — уголовники. К счастью, не только они, да и завучи с уголовники тоже ведь разные бывают. Есенин губил себя «в кабаках». Маяковский — агитками, советскою пропагандой. Мария Степанова цитирует художника и мемуариста Юрия Анненкова: «…Маяковский разрыдался и прошептал едва слышно: — Теперь я… чиновник…» И Марину Цветаеву тоже цитирует: «Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского-поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил».
Что ж, их яркая, трагическая гибель много сделала для их посмертной славы. В отличие от Ильича они-то друг друга знали, понимали, ценили: «Очевидно, что произведения Есенина Маяковский прекрасно знал, взаимно стихи Маяковского отлично знал и Есенин, и иногда, соперничая, они хотели перещеголять друг друга, развивая их или наполняя новым содержанием…» Степанова пишет и о том, что имажинисты Есенина и футуристы Маяковского не только между собой враждовали. Приводит, скажем, забавный эпизод из книги Анатолия Мариенгофа «Мой век, мои друзья и подруги». Случай, когда футурист Маяковский, а также имажинисты Вадим Шершеневич и Мариенгоф втроем осадили одного литературного критика, который выступал с докладом и постоянно называл трех вышеупомянутых литераторов вырожденцами: «— Итак, суммируем: эти три вырожденца… Маяковский ухмыльнулся, вздохнул и, прикрыв рот ладонью, шепотом предложил мне и Шершеневичу: — Давайте встанем сзади этого мозгляка. Только тихо, чтобы он не заметил.
И мы трое — одинаково рослых, с порядочными плечами… встали позади жирного лохматого карлика. Встали этакими добрыми молодцами пиджачного века. Есенин же, к слову, дружил с футуристом Василием Каменским. Степанова пишет о новогоднем вечере в Доме печати, на котором Каменский играл на баяне, а Есенин пел частушки, в том числе и про Каменского. Не все поэты были приятелями, но все были современниками: «Во время личной встречи с грузинскими поэтами Маяковский читал свои стихи, затем — Блока, а затем — неожиданно для всех — Ахматовой».