Скорее всего, ТЮЗ продолжит свою работу на время ремонта. В Казанском государственном театре юного зрителя состоялась первая премьера юбилейного сезона – спектакль «Шварц, человек, тень». Первый спектакль Казанского государственного театра юного зрителя "Ровесники" состоялся 30 ноября 1932 года. Возглавляет Казанский государственный театр юного зрителя и воодушевляет на возрождение культуры.
Спектакли по произведениям из школьной программы покажут в казанском ТЮЗе
В Казанском государственном театре юного зрителя состоялась первая премьера юбилейного сезона – спектакль «Шварц, человек, тень». Казанский государственный театр юного зрителя Казанский государственный молодёжный театр Казанский ТЮЗ им. Ленинского комсомола. «Казанский репортер» побывал в ТЮЗе на вечере, посвященном 20-летию получения театром «Золотой маски» за спектакль «Буря». В Казани 26 апреля открыло свои двери обновленное здание Казанского татарского государственного театра юного зрителя им. а. Почему для спектакля необязательны занавес, рампа, зал, и как научиться мыслить, «АиФ-Казань» рассказал главный режиссёр Казанского театра юного зрителя Радион Букаев. Главный режиссер Казанского ТЮЗа Радион Букаев сказал, что маленький, ершистый театр, в котором текут потолки и нет места для свободных декораций, которые приходится ремонтировать, самый не отреконструированный театр в республике.
ФОТОГАЛЕРЕЯ
- В Казанском ТЮЗе состоялась «Лаборатория нежности»
- На первые гастроли в Казани пермский ТЮЗ привез декорации и технику на 15 млн рублей
- На первые гастроли в Казани пермский ТЮЗ привез декорации и технику на 15 млн рублей
- казанский ТЮЗ — последние новости сегодня | АиФ Казань
- О мероприятии
Директор Казанского Татарского государственного театра юного зрителя уходит с поста
У нас такое легкое волнение, как будто вновь премьера. Мы ищем новые формы, эксперименты, здесь был эксперимент поставить музыкальный спектакль на сцене ТЮЗа. По откликам наших зрителей он вошел в пятерку самых успешных проектов. Форма спектакля не только доступна, она еще красочная и очень емкая. Этот спектакль дожжен устроить праздник и для артистов, и для зрителей», — сказал Константин Яковлев. При этом Яковлев отметил, что новая интерпретация истории Шекспира «лишь в ритмах и мотивах», и хотя Монтекки и Капулетти в постановке оказываются в обстоятельствах сегодняшнего дня, она по-прежнему наполнена «прекрасным юношеским максимализмом». Детский спектакль «Золушка», с возрастным ограничением от 6 лет, также не покажется зрителю тривиальным. В спектакле, по словам Яковлева, много пластики, смысловых картинок и необычное оформление.
Мероприятие состоится 15 июля. Ожидается, что его посетят свыше 50 тысяч жителей и гостей республики.
Бесы» — новый, яркий, свежий, современный взгляд на театральное искусство, и что одного просмотра и правда недостаточно. Мы увидели, что они играют в ТЮЗе, и пришли сюда.
Первым делом мы посмотрели «Выстрел» — нам очень понравилось! Я прочитала Вашу биографию, посмотрела, какие спектакли Вы поставили, — обратилась к режиссёру Мария, одна из зрительниц, — Мы решили пойти на «Бал. Бесы», и мы снова в восторге. Мы уже купили билеты на следующий спектакль «Нос» в Вашей постановке, и тоже надеемся на положительные эмоции». На встрече присутствовал начальник отдела стратегического развития, поддержки проектов и инициатив Министерства по делам молодежи РТ Денис Сугоняко: «Как зритель,хочу сказать, что действительно много вопросов задаешь сам себе после просмотра этого спектакля и, мне кажется, что главный вопрос, который сегодня обсуждали, заключается в том, что темы, которые были актуальны 150 лет назад, актуальны и сегодня.
Меняется форма, но содержание человека думающего, человека мыслящего, человека молодого — оно, по сути, не меняется. И вокруг этого вся литература и всё искусство. А как представитель Министерства молодежи, я хочу напомнить, что 2019 год является Годом Театра и очень здорово, что у нас в этот год появляются новые спектакли, такие сочные и яркие. Зрительский зал — молодой, мы сегодня видим много студентов. Спасибо вам!
Давайте ходить в театр!
Мы больше писали о Камаловском, Качаловском, оперном театрах. Театр юного зрителя считали своего рода их предшколой, поскольку артистов ТЮЗа видели потом на их сценах. Наверное, что-то писали и о ТЮЗе.
Не могли не писать. Газетные подшивки наверняка что-то сохранили. Больше впечатлений у меня о театре Бориса Цейтлина, поскольку в это время завлитом ТЮЗа работал мой коллега Вадим Шамсулин, до этого заведующий отделом культуры «Казанских ведомостей». Память сохранила слишком мало событий, чтобы восстановить историю театра на личных впечатлениях.
Поэтому пришлось воспользоваться публикациями «Казанских историй» и другими источниками. Театр юного зрителя начинался в 1932 году. Первым художественным руководителем театра стал Александр Бродецкий, который параллельно руководил Театром рабочей молодежи. Деньги на содержание театра собирал весь город, все учреждения и предприятия.
Но в 1934 году с деньгами стало худо - и театр был закрыт. Общественность Казани подняла тревогу, в дело вмешался Совет Народных Комиссаров. И в 1935 году театр был восстановлен как государственный, в 1940-м получил часть здания Дома учителя, который тогда размещался в бывшем купеческом особняке на улице Островского. С 19 сентября 1942 года в истории театра начинается новый этап: в этот день в Казань прибыли артисты и работники Сталинградского ТЮЗа, которые были зачислены в его штат Сталинградцы: Театр юного зрителя в годы войны.
В 1960-е годы режиссеры Казанского ТЮЗа изменили творческие принципы детского театра — они отказались от навязанной театру роли приложения к школе. Рецензенты отмечали убедительность образного режиссерского решения, оригинальное оформление, глубоко волнующую лиричность спектаклей для молодежи. Летом 1959 и зимой 1962 года Казанский ТЮЗ показал на сцене Кремлевского театра Москвы свои лучшие спектакли, которые были записаны Центральным телевидением. Труппа неоднократно принимала участие в различных театральных фестивалях и конкурсах, занимая призовые места.
Так, в 1946-м на первом Всесоюзном смотре детских театров театр из Казани был назван в числе лучших. Мало кто знает, что в 1962 году в Казанский ТЮЗ пришел молодой Марсель Салимжанов, будущий великий татарский режиссер, народный артист СССР, лауреат Государственных премий России и Татарстана, который с 1964 по 1966 год занимал пост главного режиссера. С 1968 по 1973 год главным режиссером был Феликс Григорьевич Григорьян. С 1974 по 1986 год творческий коллектив театра возглавлял Леонид Исаакович Верзуб.
Его спектакль «Оборотень» А. Театральным событием стал спектакль «Остановите Малахова! Над спектаклями «С любимыми не расставайтесь» и «Сон в летнюю ночь» работал художник Рашит Сафиуллин, который сегодня известен как художник-постановщик фильма Андрея Тарковского «Сталкер». С 1977 года в театре проводились «Пушкинские вечера», которые подтолкнули городские власти к проведению праздника поэзии у памятника А.
Пушкину, ныне традиционного. В октябре 1982 года «За большую работу по коммунистическому воспитанию молодежи» театру присудили премию комсомола Татарии имени М. Борис Цейтлин, который стал главным режиссером ТЮЗа в 1987 году, занимает в истории театра особое место. ТЮЗ стал называться Казанским Молодежным театром и приобрел новое творческое лицо.
В репертуаре почти не было детских спектаклей. Это было сложное время для соседнего, Качаловского, театра. Конкуренция между труппами была сильная. И это было трудный период жизни театрального коллектива.
С одной стороны, необычный творческий взлет. В 1996 году за спектакль «Буря» в постановке главного режиссера был удостоен высшей театральной награды страны — премии «Золотая маска» — в номинации «Лучший спектакль года». Казанский театр стал одним из первых в России, получившим эту престижную награду. С другой стороны, пожар 1995 года, который на многие годы прервал поступательное движение театрального коллектива к успеху.
В ночь с 30 на 31 января выгорела треть бывшего купеческого особняка, костюмы и декорации почти всех спектаклей. Полностью сгорели сцена, балкон, первые ряды партера, несколько цехов и подсобок. Была уничтожена старинная лепнина стен и потолка. К счастью, два уникальных по убранству зала — Дубовый и Мавританский — не пострадали.
Около двух часов на пульте у дежурного вахтера загорелась сигнальная лампочка «Пожар на сцене». Прибежавший в зал дежурный увидел, что огонь охватил занавес и декорации спектакля «Добрый человек из Сезуана». После неудачной попытки самостоятельно справиться с огнем вахтер вызвал пожарных. Они приехали буквально через несколько минут, однако оказалось, что тушить пожар нечем: несколько дней в микрорайоне, где расположен театр, не было воды.
Пока отыскали гидрант в соседнем квартале, огонь набрал силу и перебросился на зрительный зал. Только к утру пожарным удалось погасить пламя. Всего в тушении огня участвовали 58 пожарных экипажей. Причиной пожара назвали короткое замыкание, но знатоки закулисной театральной жизни были уверены, что к возгоранию привела непотушенная кем-то сигарета.
В тот вечер главный режиссер назначил ночную репетицию, что было грубейшим нарушением противопожарной безопасности. Еще одним ударом для театра стал уход Бориса Цейтлина с поста главного режиссера. Трудно бросать камень вслед уходящему, если он точно знает, что впереди полный беспросвет — ни своей сцены, ни реквизита, ни перспектив близкой реконструкции здания. Тогда все работники театра думали об уходе, поскольку будущие выступления во дворцах культуры города и гастроли по республике мало кого устраивали.
Театр тогда лишился многих замечательных актеров. Кто-то потом в театр вернулся, как, например, Елена Ненашева и Михаил Меркушин. А вот Роза Хайруллина, выпускница Казанского театрального училища, которая начинала свой творческий путь на сцене ТЮЗа, уехала сначала в Москву, потом в Самару. Станиславского — известная российская актриса, она востребована во многих оригинальных проектах российского уровня.
Я отчетливо помню лицо актрисы.
В Казанском ТЮЗе горожанам покажут инклюзивный спектакль «Синяя птица»
Программа «Популярная история театра от «А» до «Я». Морис Метерлинк и театр молчания». Казанский государственный театр юного зрителя (ТЮЗ) завершил 90-й театральный сезон. Казанский государственный театр юного зрителя Шагая в ногу со временем, руководство ТЮЗа старается выводить своих актеров на качественно новый творческий уровень, отвечающий лучшим традициям классической русской театральной школы. Казанский государственный театр юного зрителя анонсировал запуск нового проекта. Казанский государственный театр юного зрителя анонсировал запуск нового проекта. Оба спектакля с национальным колоритом, для семейного просмотра в постановке главного режиссёра театра – Рената Аюпова.
Здание театра Камала в Казани могут передать ТЮЗу
В столицу РТ ярославский театр, которому только еще предстоит отметить 40-летие, привез спектакли «Незнайка-Путешественник», «Евгений Онегин. Рисунки на полях», «Железяка или «училка» из недалекого будущего», «Супница или кипящие страсти» и «Пижама на шестерых». Всего за пять дней труппа даст десять представлений. А это жизнь театра, театры живут именно этим. У нас сейчас [с Казанским ТЮЗом] зеркальные гастроли. Вместе с тем гастроли для каждого театра — это серьезная работа.
Этот спектакль уже репетируется. Кроме того, в следующем году юбилей Александра Островского: мы попробуем сделать совместный проект с дизайнерами, с урбанистами: так как наш театр стоит на улице Островского, мы попробуем превратить её в произведение Островского. Как это будет, мы пока ещё сами не знаем, осенью это начнёт разрабатываться. Также известно, что уже в конце лета репертуар театра пополнится новым спектаклем-променадом, который будет называться «Пешеходы».
Также назрела необходимость в реконструкции здания театра, в нем уже не хватает места для хранения декораций. В итоге там появится около 80-100 мест. Во время реконструкции мы будет работать стационарно. Не будет такого, что мы останемся на улице. За нас не стоит волноваться», - пояснила Айгуль Горнышева. В настоящее время готов проект реконструкции залов и помещений. Пока неизвестно, где будут проводиться спектакли на период работ. Но в театре уверены, что найдут сцену. А основные постановки — это сказки. В связи с этим огромная нагрузка идет на коллективы, возраст которых составляет от 30 лет», - объяснил Радион Букаев. В Казанском ТЮЗе уществует нехватка молодых артистов.
Об этом пишет «Бизнес Online». Согласно тендеру, только на проект из бюджета республики выделят более 13,5 млн рублей.
В Казани проведут капремонт ТЮЗа и ДК Химиков
- Сергей Левицкий стал режиссером Казанского ТЮЗа - Лента новостей Бурятии
- Казанский Театр Юного Зрителя в Казани: афиша, репертуар на 2024, купить билеты в театр -
- О мероприятии
- В Казанском ТЮЗе прошло новогоднее шоу для детей участников СВО - Республика Татарстан | РТ Онлайн
- Казанский театр юного зрителя стал лауреатом «детской «Золотой Маски»
Благодарность Казанскому театру юного зрителя!
В творческой концепции сделан акцент на русской классике, поставленной современным театральным языком. Также театр занимается такими проектами как инклюзивная творческая лаборатория, бэби-театр, театральная студия для подростков и др. В 2003 году спектакль «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» театра выдвигался на национальную театральную премию России «Золотая Маска» в номинации «Лучший спектакль года».
Одним из первых конкурсов детских театров в истории коллектива стал Всесоюзный смотр 1946 года. Казанский ТЮЗ, буквально возрождённый из пепла после войны, покорил зрителей спектаклями «Находчивый юноша», «Сказка» и «Хрустальный башмачок».
В 1992 году «Погром» по книге Бориса Васильева получил Государственную премию. Как приобрести билеты на сайте Kassir. Определиться с выбором помогут аннотации к спектаклям, информация об их создателях и удобный календарь событий.
Сертификат на приобретение грузового автомобиля на 6,7 тонны театру в подарок от Президента РТ Рустама Минниханова передала его помощник Олеся Балтусова, посвятив театру-юбиляру поздравление в стихотворной форме собственного сочинения. Праздничное мероприятие в кругу коллег и друзей, проходившее на сцене ожидающего реконструкции театра, венчало целую декаду предшествовавших юбилейных событий. ТЮЗ провел в эти дни питчинг идей для своих будущих постановок от зрителей, представил несколько премьер, в том числе аудиоспектакль-музейный гид «До и после Бури» о своем золотом веке с режиссером Борисом Цейтлиным. В день юбилея, а свою историю Казанский ТЮЗ ведет именно с 30 ноября 1932 года, театр встретил гостей по обыкновению творчески, задорно, радушно.
В 2005 году главным режиссером театра стал Владимир Борисович Чигишев [9] , в поле интересов которого было исследование человеческой души. Театр пополнился множеством постановок для дошкольного и школьного детского возраста. Он видел путь развития театра в переориентации на интеллектуальные спектакли, экспериментальный, фестивальный репертуар, особенно в работе с классическим литературным материалом. Богославский , спектакль-коллаж «Война глазами детей. Фрагменты», «Джельсомино в Стране Лжецов» Д. Эрдман , «Нос» Н. Гоголь , «Выстрел» А. Пушкин , «Бал. Бесы» Ф. Достоевский , «Зимняя сказка для взрослых» М. Одним из своих главных достижений на посту главного режиссера Туфан Имамутдинов называл обновление труппы — он привел в театр целый костяк молодых выпускников театрального училища, которые и стали основными проводниками его идей в труппе. Один из таких выпускников, Ильнур Гарифуллин, даже поставил на сцене театра два спектакля: «Бывшие люди» М. Горький и «Приглашение на кАЗнь» В. Важным для Радиона Тимуровича также становится развитие театра в нетеатральных пространствах. В 2021 году состоялась премьера аудиоспектакля-променада «Ночной трамвай», действие которого происходит в реальном трамвае 5а, а зрители погружаются в историю через наушники. Этот опыт перенимают и в других городах — уже появились подобные спектакли в Омске и Калининграде. Проект "ТЮЗ в городе" позволит расширить художественные и территориальные границы театра, будет способствовать увеличению зрительской аудитории и внедрению новых театральных форм. Богомолов в постановке неоднократного номинанта «Золотой Маски» Антона Федорова. Она должна была состояться к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, но из-за пандемии коронавируса была сдвинута на один год. Спектакль «Иваново детство» стал номинантом «Золотой Маски» в 5 номинациях, номинантом и лауреатом Российской национальной театральной премии «Арлекин», Большого детского фестиваля приз от художественного руководителя фестиваля, народного артиста РФ С. Безрукова [12] , был приглашен для участия во множестве фестивалей, включен в специальную программу Russian Case, адресованную иностранным гостям фестиваля «Золотая Маска» [13]. В 2022 году спектакли «Тень» Е.
В казанском ТЮЗе состоялась торжественная церемония награждения талантливой молодежи Татарстана
Получается, Казанский ТЮЗ должен делать из маленького пространства большое, а мы из большого маленькое», — поделилась нюансами работы на гастролях директор Ярославского ТЮЗа, заслуженный работник культуры РФ Наталия Прокина. В то же время сужение сценического пространства имеет свои преимущества — например, позволяет видеть каждого зрителя и, соответственно, установить с ним индивидуальный контакт, рассказала актриса Ярославского ТЮЗа имени Розова Алина Сенюшкина, задействованная в постановке «Незнайка-путешественник», с которой ярославцы дебютировали в Казани. У нас взрослые могут идти и по 3 часа, детские — двухактные с антрактом. В сегодняшнем нашем утреннем спектакле нам даже какие-то фрагменты удалось сократить: то, что проходит на большой сцене, практически не нужно на малой. А детский зритель везде одинаков — это самый искренний, самый благодарный зритель. На детском зрителе всегда можно проверять, хороший спектакль или плохой.
Напомним, что известного уланудэнского театрального режиссера уволили с поста худрука театра Бестужева в конце марта. Он руководил театром с 2015 года. Изнанка» на фестивале театров Дальнего Востока, который прошел в октябре. Справка: Казанский государственный театр юного зрителя начал свою работу с 1932 года.
Напоминаю, что мы его начинали в 2019 году как республиканский фестиваль. Но уже в прошлом году к нам присоединились 30 регионов России. Мы постепенно становимся некой методическо-оброзовательной фестивальной детской площадкой, — вспоминает достижения сезона директор ТЮЗа Айгуль Горнышева. На сцене театра вышло семь премьер. Открывали сезон спектаклем «Северное сияние» режиссера Лилии Ахметзяновой. Пьеса, приуроченная к Году родных языков, строится на народных сказках народов Поволжья. В постановку вошли башкирская сказка о настоящей храбрости, чувашский «ужастик» про водяных, марийский эпос о великанах, удмуртская легенда о небе и татарская сказка о девушке на Луне. Уже в октябре зритель увидел вторую премьеру — спектакль «Юбилей ювелира» по пьесе Николы МакОлиффа в переводе Ольги Варшавер и Татьяны Тульчинской, автор идеи и режиссер — Радион Букаев. В рамках творческой лаборатории Шварца выходит спектакль «Тень». Однако большой гордостью для ТЮЗа остается аудиоспектакль «Ночной трамвай», который вышел в 2019 году.
Аудиоспектакль по пьесе драматурга Зои Рутер рассказывает об Александре Белове, который попал в аварию. Саша бесконечно катается по кругу и раз за разом прокручивает в голове свою недолгую жизнь, которая без остатка уместилась в маршрут длиной 34 километра и 49 остановок. Спектакль покорил сердца не только казанских зрителей, но и успел завоевать симпатию за пределами Татарстана. Подобные спектакли уже появились в нескольких регионах. Я хочу сказать, что это наш уникальный проект. Проект, который сейчас другие регионы повторяют, берут на вооружение, приезжают к нам учиться. В Омске есть подобный аудиоспектакль в трамвае. Подобный проект мы будем запускать в Калининграде, — рассказывает Горнышева. В июле ТЮЗ уходит на летние каникулы.
Мероприятие состоится 15 июля. Ожидается, что его посетят свыше 50 тысяч жителей и гостей республики.
Казанский ТЮЗ завершил 90-й театральный сезон
Возглавляет Казанский государственный театр юного зрителя и воодушевляет на возрождение культуры. Спектакль ТЮЗа столицы Татарстана Казани «Счастливая Шарлотта» попадает точно в лузу этой идеи смотра. Вопросы реконструкции и модернизации комплекса зданий ГБУ «Казанский театр юного зрителя» обсуждались сегодня на совещании в Доме Правительства Республики Татарстан.
В Казани стартовали гастроли Ярославского ТЮЗа
Как добраться Казанский государственный театр юного зрителя расположен на улице Островского, 10. Удобнее всего воспользоваться услугами метро, чтобы добраться до театра. Станция «Кремлевская» Центральной линии находится на расстоянии в 940 метров от театра. Отсюда идти пешком около 11 минут. Идти пешком порядка 12 минут. На общественном транспорте до ТЮЗа Казани можно доехать на автобусах и троллейбусах.
Идти пешком около 180 метров. Пройтись пешком до театра 420 метров. Пешком нужно идти около 450 метров. Пройти пешком порядка 480 метров. Идти пешком до театра порядка 620 метров.
В Казани работают много служб такси, услугами которых можно воспользоваться с помощью мобильного приложения. Среди них: TapTaxi, Яндекс.
Напомним, в Татарстане с начала года в ДТП погибли 85 человек, еще 859 получили ранения.
Главный редактор: Данилова М. Редакционная почта: news brief24.
Фонд борьбы с коррупцией» ФБК , «Альянс врачей» - некоммерческие организации, выполняющие функции иноагентов.
Драматургом вечера выступила артистка Анна Иванова, режиссером — Лилия Ахметзянова. Вход на вечер по пригласительным, но в дальнейшем планируется показ спектакля для зрителей. В фойе для зрителей будет организована продажа комплекта открыток с изображением афиш театра. Здесь можно будет познакомиться с обновленными стендами с исторической информацией. Художники — Надежда Иванова и Артур Миннуллин. Начнет юбилейную декаду питчинг проектов от зрителей «Я - Казанский ТЮЗ» - пять лучших проектов, отобранных по итогам открытого конкурса заявок от жителей Казани, 22 ноября будут представлены художественному совету театра, партнерам и представителям Министерства культуры РТ. По итогам питчинга они выберут один проект, который будет реализован в Казанском ТЮЗе режиссерами, художниками и актерами театра.
Автор идеи тоже примет участие в реализации проекта. Начало в 14:00 в зеркальном зале. Это вечерне-ночной просмотр легендарных спектаклей в постановке Георгия Цхвиравы и Бориса Цейтлина: «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Буря» и «Погром» в видеозаписи. Организаторы и участники знаменитых квартирников ТЮЗа - поколение артистов, пришедших в театр с 1996 по 2005 год, поделятся со зрителями воспоминаниями о театре конца 90-х — начала 2000-х годов, вспомнят свои первые шаги на профессиональной сцене. Это своеобразное признание в любви к своему Театру. У зрителей будет возможность увидеть редкие кадры спектаклей и репетиций тех лет, а также услышать песни в исполнении артистов. Теперь к ней в первом отделении присоединится заслуженный работник культуры РТ, заведующая труппой, артистка Любовь Николаевна Лукина, чтобы вспомнить 1960-е годы в истории театра. Главные режиссеры, народные артисты и знаменитые спектакли тех лет ярким калейдоскопом пронесутся в воспоминаниях артисток и на глазах зрителей словно оживут на родной сцене Казанского театра юного зрителя.
Вход по билетам. Пьесу написал молодой казанский драматург Камиль Гимаздтинов, который взял интервью у артистов театра, работавших с режиссером, и самого Бориса Ильича — всего 30 часов аудиозаписей. Спектакль будет представлять собой аудиоэкскурсию по фойе театра, в котором расположатся инсталляции и артефакты времен Казанского Молодежного театра. Зрители смогут подслушать, что происходило на репетициях, потрогать реквизит некоторых спектаклей и увидеть 90-е годы глазами артистов Казанского Молодежного театра. Его тема — «Как писать о современном театре». Она даст зрителям понятную инструкцию, как смотреть спектакль и писать о нем, как настоящий театральный обозреватель. Воркшоп адресован широкой аудитории — не только журналистам, театральным и культурным блогерам, которых в Казани, оказывается, довольно много, но и тем, кто хочет научиться смотреть и оценивать увиденное в театре, чтобы потом поделится впечатлением в соцсетях или СМИ. ТЮЗ в истории и памяти Когда я готовила к печати пресс-релиз театра о юбилейной декаде, не могла не вспомнить про свой ТЮЗ.
С 1979 по 1995 год он был в зоне моих профессиональных интересов. До 1990 года я работала в отделе культуры «Вечерней Казани», позднее — главным редактором «Казанских ведомостей». Честно признаюсь, театр юного зрителя не был в центре моего внимания. Мы больше писали о Камаловском, Качаловском, оперном театрах. Театр юного зрителя считали своего рода их предшколой, поскольку артистов ТЮЗа видели потом на их сценах. Наверное, что-то писали и о ТЮЗе. Не могли не писать. Газетные подшивки наверняка что-то сохранили.
Больше впечатлений у меня о театре Бориса Цейтлина, поскольку в это время завлитом ТЮЗа работал мой коллега Вадим Шамсулин, до этого заведующий отделом культуры «Казанских ведомостей». Память сохранила слишком мало событий, чтобы восстановить историю театра на личных впечатлениях. Поэтому пришлось воспользоваться публикациями «Казанских историй» и другими источниками. Театр юного зрителя начинался в 1932 году. Первым художественным руководителем театра стал Александр Бродецкий, который параллельно руководил Театром рабочей молодежи. Деньги на содержание театра собирал весь город, все учреждения и предприятия. Но в 1934 году с деньгами стало худо - и театр был закрыт. Общественность Казани подняла тревогу, в дело вмешался Совет Народных Комиссаров.
И в 1935 году театр был восстановлен как государственный, в 1940-м получил часть здания Дома учителя, который тогда размещался в бывшем купеческом особняке на улице Островского. С 19 сентября 1942 года в истории театра начинается новый этап: в этот день в Казань прибыли артисты и работники Сталинградского ТЮЗа, которые были зачислены в его штат Сталинградцы: Театр юного зрителя в годы войны. В 1960-е годы режиссеры Казанского ТЮЗа изменили творческие принципы детского театра — они отказались от навязанной театру роли приложения к школе. Рецензенты отмечали убедительность образного режиссерского решения, оригинальное оформление, глубоко волнующую лиричность спектаклей для молодежи. Летом 1959 и зимой 1962 года Казанский ТЮЗ показал на сцене Кремлевского театра Москвы свои лучшие спектакли, которые были записаны Центральным телевидением. Труппа неоднократно принимала участие в различных театральных фестивалях и конкурсах, занимая призовые места. Так, в 1946-м на первом Всесоюзном смотре детских театров театр из Казани был назван в числе лучших. Мало кто знает, что в 1962 году в Казанский ТЮЗ пришел молодой Марсель Салимжанов, будущий великий татарский режиссер, народный артист СССР, лауреат Государственных премий России и Татарстана, который с 1964 по 1966 год занимал пост главного режиссера.
С 1968 по 1973 год главным режиссером был Феликс Григорьевич Григорьян. С 1974 по 1986 год творческий коллектив театра возглавлял Леонид Исаакович Верзуб. Его спектакль «Оборотень» А. Театральным событием стал спектакль «Остановите Малахова! Над спектаклями «С любимыми не расставайтесь» и «Сон в летнюю ночь» работал художник Рашит Сафиуллин, который сегодня известен как художник-постановщик фильма Андрея Тарковского «Сталкер». С 1977 года в театре проводились «Пушкинские вечера», которые подтолкнули городские власти к проведению праздника поэзии у памятника А. Пушкину, ныне традиционного. В октябре 1982 года «За большую работу по коммунистическому воспитанию молодежи» театру присудили премию комсомола Татарии имени М.
Борис Цейтлин, который стал главным режиссером ТЮЗа в 1987 году, занимает в истории театра особое место. ТЮЗ стал называться Казанским Молодежным театром и приобрел новое творческое лицо. В репертуаре почти не было детских спектаклей. Это было сложное время для соседнего, Качаловского, театра. Конкуренция между труппами была сильная.