При Екатерине II на Масленицу были популярны трехдневные маскарадные шествия, в которых участвовали сотни людей. Во время масленичных гуляний в Москве, которые пройдут с 7 по 13 марта, вы можете узнать, как делали чучела Масленицы и традиционных кукол — кручёнки или мотанки, с не сшитыми, а закреплёнными туго скрученной нитью деталями и неподшитыми краями лоскутков. Так как Масленица длится целую неделю, на каждый день проводится специальный обряд. Масленичная неделя — время гуляний, веселья и дружного времяпровождения, поэтому особых ограничений в этот период нет.
Традиции Масленицы: зачем дрались и просили прощения
В последний день масленичной недели люди просили прощения друг у друга за все, в чем были неправы. Неделя Масленицы в народной традиции делится на две части: первые три дня — это Узкая Масленица (завершаются хозяйственные работы, ведется подготовка к празднику); следующие 4 дня — Широкая Масленица, когда начинаются гулянья. Масленица 2023: что категорически нельзя делать в праздничную неделю, чтобы год был счастливым. Когда в 2024 году Масленица в России и других странах, все про праздник, который к православным перешел с язычества, обряды, что нельзя делать, как соорудить чучело и испечь блины. Иногда Марену или Масленицу изображал человек, а его «похороны» были чисто символическими. В последний день Масленичной недели просят прощения у близких и сжигают чучело Масленицы, встречая весну.
Стартовала Масленичная неделя: что можно и нельзя в первый день Масленицы
Рассказываем, когда начинается Масленичная неделя в 2024 году, и как отмечать ее по дням. В любом случае, в Масленичную неделю люди провожали зиму и «звали» солнце. В любом случае, в Масленичную неделю люди провожали зиму и «звали» солнце.
Обычаи Масленичной недели: что можно и что нельзя делать
До Крещения Руси праздник Масленицы отмечался 7 дней перед днем весеннего равноденствия и ещё неделю после него. В России на Масленицу всегда гуляли с размахом. ПетрIне отказывал себе в удовольствии прокатиться по Санкт-Петербургу на запряженном лошадьми корабле, а его дочь Елизавета, по словам очевидцев, с большим энтузиазмом участвовала в застольях, съедая по две дюжины блинов. В годы правления ЕкатериныIIв большом почете были трехдневные маскарадные шествия, состоявшие из 200 — 400 человек. Праздник блинов и безудержного веселья начинался за 56 дней до Пасхи и длился ровно неделю с понедельника по воскресенье.
Раньше он совпадал с днем весеннего равноденствия, а значит отмечался в одно и то же время 20 или 21 марта. Наши предки знали, что в это время пробуждается природа от зимнего сна. От яркого света Ярила - солнца тают сугробы. Оказывается, знаменитая поговорка «первый блин комом» дошла до нас в искаженном виде и приобрела совершенно другой смысл, позволяющий начинающим хозяйкам списывать свои неудачи в приготовлении первого блина на русские традиции.
На самом деле, поговорка должна звучать - «первый блин комАм». Когда — то, отмечая Масленицу или Комаедицу, наши предки по утру шли в лес и оставляли подношение медвежьему богу Коме на пеньках. От этой традиции и пошло выражение «первый блин Коме».
Отсюда праздник и получил свое название — Масленица. Другая версия тоже связана с маслом, которое на Руси считали символом достатка.
Коровы начинали давать молоко, из которого можно было сбить масло, именно весной. Из-за своей ценности этот продукт стал обязательным атрибутом такого важного праздника, как проводы зимы и встреча весны. Третья версия связана с приходом христианства. Праздничные дни выпадают на неделю перед Великим постом — в это время нельзя есть мясо, но можно молочные продукты. Считается, что свое название Масленица получила потому, что люди пекли блины и обильно поливали их маслом.
За семь дней Масленицы люди хотели успеть не только наесться впрок перед Великим постом, но и вдоволь повеселиться. Поэтому они строили снежные крепости, горки и катки, ходили в гости друг к другу, катались на санях, а также гуляли и пели песни. Во время гуляний совершали различные ритуалы, которые помогали «убить» зиму и привлечь хороший урожай, задобрив красавицу-весну. Одна из популярных традиций — сжигание соломенного чучела, которое тоже называли Масленицей. В первые дни масленичной недели его встречали и задабривали, а в последний день — сжигали на большом костре.
Пепел чучела закапывали на полях, чтобы там вырос хороший урожай. Со временем традиции потеряли языческое значение, хоть и сохранились до наших времен. Например, сжигание чучела осталось символом проводов зимы и прихода весны, а не жертвой ради плодородия земель и хорошего урожая. Еще один атрибут Масленицы, который сохранился до наших дней — блины. Раньше это угощение готовили, чтобы поминать усопших, затем оно стало символизировать солнце.
Сейчас тоже пекут блины, чтобы поминать предков, но на Масленицу для большинства это просто вкусное угощение Масленицу празднуют не только в России и странах СНГ. У каждого дня Сырной седмицы были свои традиции и ритуалы, которые люди строго соблюдали. Многие сохранились до сих пор. Традиции Масленичной недели 1.
Блины в буквальном смысле ели до отвала. Еще подавали кашу и пряники. А молодые девушки собирались вместе и распевали веселые песни. Теща в этот день должна была особо заботиться о зяте. Она намазывала маслом голову зятю, как бы «умасливая» его, чтобы он не обижал ее дочь. Четверг — разгуляй, или Широкий четверг.
Начинались большие гуляния. Парни устраивали кулачные бои. Люли катались на санях вместе с чучелом Масленицы. Пятница — тещины вечерки. Теща с подругами идут на блины к зятю. Блины к приходу матери пекла дочь — жена зятя. Теща приводила с собой подруг, чтобы похвастаться перед ними своим зятем. Пригласить тещу нужно было еще вечером накануне, а с утра отправляли разодетых «зазываток». Чем больше людей отправлялось с приглашением, тем больше зять уважал тещу. Суббота — золовкины посиделки.
Невестки приглашали в гости золовок сестер мужа , которым нужно было подарить подарок, а также подруг и другую родню. Если золовки были уже замужем, то нужно было ездить по их семьям с подарками и угощением. Воскресение — проводы Масленицы, оно же — Прощеное воскресенье. А еще люди поминали усопших и посещали кладбища. Гуляния заканчивались сжиганием чучела, также в костер отправляли и старые вещи как символ болезней и печали. Всю праздничную еду, которую наготовили в течение недели, нужно было обязательно доесть. Если же еда оставалась, ее раздавали нищим или сжигали, выбросить еду или дать ей пропасть считалось плохой приметой. На советский лад После 1917 года Масленицу перестали отмечать широко. В конце 1950-х годов праздник возродился, правда, под другим названием — «Проводы русской зимы». Проходил он только в выходной день в парках или в скверах.
В это время нужно выходить на улицу, кататься на санках, гулять и праздновать. Тем более, что с четверга по воскресенье работать тоже запрещается. Также у каждого дня есть свой запрет. Например, в понедельник нельзя вслух обсуждать планы на будущее; просить и давать в долг; бездумно тратить большие деньги, ремонтировать мебель и навещать гостей без подарков. Во вторник запрещено отказывать в милостыне нуждающимся и лицемерить, а в среду ругаться с родными и друзьями, бросать незаконченными вязанные вещи и искать в небе падающую звезду. Начиная со второй половины недели, в четверг, старайтесь не грустить и не быть без гостей; не посещать стоматолога, косметолога или хирурга, а также не спорить с начальством. В пятницу нельзя пить много крепкого алкоголя исключение — бокал вина ; выбрасывать и перебирать старую одежду, мыть окна, сплетничать, жаловаться, хвастаться или дразниться и подбирать ненужные вещи с улицы.
Масленица: что за праздник и как его отмечать
Стартовала Масленичная неделя: что можно и нельзя в первый день Масленицы - МК | Что нельзя было делать в масленичную неделю. В период Масленицы запрещалось ссориться, конфликтовать, обсуждать людей и сквернословить. |
Как называются дни масленичной недели и что принято делать в каждый из них? | рассказывает, как принято отмечать каждый день Масленицы, когда нужно делать соломенное чучело и когда тёща должна ждать своих зятьёв на блины. |
Масленица-2024 в России: когда и как отмечают, традиции, рецепты блинов, народные гуляния | Масленица потому так названа, что русским в течение этой недели позволяется вкушать коровье масло, ибо они во время поста вместо коровьего употребляют конопляное в кушанье. |
Масленица: сжигание чучела и массовые гулянья или сыропустная неделя на пороге поста
Масленичная неделя — время гуляний, веселья и дружного времяпровождения, поэтому особых ограничений в этот период нет. Такое празднование Масленицы делает человека недостойным даже называться христианином, потому что он не слушается указаний святой Церкви. Рассказываем про приметы на Масленицу: как провести праздник, чтобы привлечь удачу, любовь и благополучие. В субботу накануне масленичной недели церковь молится об упокоении душ всех когда-либо живших христиан, она называется Вселенской родительской субботой.
Зачем православным языческий праздник. Вся правда о Масленице
В течение всей праздничной недели принято веселиться от души, угощаться блинами, кататься на санях с горки, устраивать бои на снежках, ходить друг к другу в гости. Считалось, чем больше их женщина приготовит, тем более сытой и счастливой будет жизнь у ее семьи в течение всего года. А еще это угощение должно было подарить домочадцам солнечные и радостные дни, ускорить приход весны. Первый испеченный блинчик считался поминальным. Его не ели, а отдавали нищему, чтобы он помянул добрым словом усопших родственников. Еще одним обычаем этого дня было сооружение из соломы чучела, которое олицетворяло собой зиму.
Его торжественно обряжали в женский наряд, насаживали на шест и с величальными песнями возили на санях. После чего соломенную бабу, которую называли Авдотьюшкой Изотьевной или Дуней румяной, устанавливали на высокой снежной горке. После этого наши предки катались на санях, пели и веселились. Вторник — Заигрыш На следующий день — Заигрыш - люд продолжал предаваться развлечениям и обжорству. В городах воздвигались деревянные балаганы с угощениями, карусели, горки, устраивались театральные представления с Петрушкой, масленичным дедом и ряжеными.
Катание с горки приносило не только радость, но и пользу — чем дальше с горки прокатишься, тем урожайнее будет год Катание с обледенелой горы на деревянных салазках, по мнению наших предков, не только приносило радость, но и пробуждало плодотворящие силы земли. Чем дальше с горки прокатишься, тем урожайнее будет год: тем выше поднимутся хлеба и длиннее уродится лен. А еще во время вторничных гуляний на Масленицу молодежь присматривала себе пару. В этот день было принято ходить на смотрины. Среда — Лакомка В среду — Лакомку — было принято открывать свой дом для гостей и угощать всех заглянувших на огонек блинами.
Хозяйки обязательно накрывали богатый стол. Помимо блинов и пирогов на него ставили самовар с чаем, а также пиво, сбитень, медовые пряники и каленые орехи. Еще одной традицией среды на Масленой был визит к теще. Она угощала зятя блинами, стараясь ему угодить и задобрить. Этот день в старину считался одним из наилучших в году для налаживания отношений в семье.
Приурочены они к различным праздникам и событиям, в том числе, к мясопусту перед Великим постом. Главнейшая часть любого карнавала — шествие по главным улицам города. Всё происходящее во время шествия носит подчёркнуто игровой характер. Основная фигура на карнавале — шут. Он задаёт тон и шествию, и представлению, которое затем развёртывается на центральной площади города. Действительно, очень похоже на Масленицу. Но есть интересная особенность. По определению М.
Бахтина, главная отличительная черта карнавала — это выход из обычной жизни, «жизнь наизнанку, мир наоборот». Во время карнавала отменялись все законы и запреты, господствующие в повседневной жизни. Одна из особенностей карнавала — профанация, направленная на снижение традиционно высоких образов, карнавальные кощунства, непристойности, связанные с половыми органами и испражнением, и даже пародии на священные тексты. Аналогичные особенности отмечались и на Руси на Масленицу. Так, в Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов — Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнажённом виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела.
В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина , «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. Подобные непотребства в западных карнавалах и на Масленице вряд ли можно назвать благочестивыми христианскими традициями. Тем не менее, некоторые исследователи даже в обнажении на Масленицу видят глубокий христианский символизм. Выше было отмечено, что Сырная седмица заканчивается воспоминанием Адамова изгнания. В связи с этим предлагается рассматривать Масленицу как предшествующую этому событию жизнь первых людей в раю, передаваемую через игровые и иные формы. Так обильные трапезы символизировали изобилие плодов земных, которое было у первозданной четы в Эдемском саду.
Игры и гуляния призваны олицетворять беззаботное состояния Адама в Эдеме, где не было нужды трудиться «в поте своем» Быт3:19. Обряд величания молодоженов стоит понимать как символизм, связанный с созданием первой семьи в раю и наставлением от Творца: «плодитесь и размножайтесь» Быт. Обнажение же на Масленицу символизирует «костюм Адама», который до своего изгнания из рая не имел никаких одежд. Особо стоит отметить символизм сжигания чучела. Для него собирали различную ветошь — солому, веники, старые вещи и т. Сжигание ветоши становилось прообразом великопостного преображения человека, преодоления в себе ветхости. Одним из аргументов, высказываемых против языческого происхождения Масленицы, является отсутствие письменных источников раннее 16 века с упоминанием праздника. Первые письменные упоминания о Масленице появляются в 1543 г.
Конечно же, там ничего не было сказано о самой Масленице и о том, как проводили ее на Руси. Но сохранились заметки иностранцев, побывавших на Масленицу в России в 16-17 веках. Английский мореплаватель Ричард Ченслер в 1553 году писал: «Последнюю неделю перед Великим постом русские «называют «масляной», и в эту неделю они не едят ничего, кроме молока и масла. Однако я думаю, что ни в одной стране не бывает такого пьянства». Немецкий путешественник и ученый Адам Олеарий 1647 год упоминает о масленичном разгуле: «Первую неделю этого поста они зовут масленицей, во время которой они не едят ни мяса ни рыбы, но лишь масло, молоко и яйца, притом так напиваясь ежедневно водки, меду и пива и так угощаясь, что они не помнят сами себя; последствиями этого являются великий разврат и легкомыслие, а раньше зачастую совершались нападения и убийства. В течение следующей недели они начинают жить умеренно, едят лишь мед и овощи, пьют квас и воду, ходят в бани, потеют и смывают совершенные в течение предыдущей недели грехи». В книге «Anhang von der Reussischen oder Moscowitischen Religion», изданной в Лейпциге в 1698 году, есть такое описание разгула на Масленицу: «Во всю Масленицу день и ночь продолжается обжорство, пьянство, разврат, игра и убийство… В то время пекут пирожки, калачи и тому подобное в масле и на яйцах; зазывают к себе гостей и упиваются медом, вином и водкою до упаду и бесчувственности. Во всё время ничего более не слышно, как: того-то убили, того-то бросили в воду.
В бытность мою у русских на этой неделе убитых нашлось более ста человек. Нынешний патриарх давно уже хотел уничтожить этот бесовской праздник, но не успел; однако же он сократил время его на восемь дней, тогда как прежде оный продолжался до 14 дней. Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и таким же образом отправляется. Славный папа Иннокентий XI хотел было его уничтожить; но, подобно патриарху русскому, успел только сократить его на восемь дней». Речь в последнем отрывке идет о Патриархе Адриане, последнем патриархе Первого Патриаршего периода. Здесь мы видим то самое упоминание из версии о языческом происхождении Масленицы, согласно которому в самом конце 17 века Масленица была укорочена вдвое. Этому же Патриарху сторонники языческой версии приписывают перенос Масленицы со статичной даты празднования на подвижную, привязанную к началу Великого поста. Дальнейшее рассмотрение данного вопроса обнажает интересный факт — Церковь активно боролась с масленичным разгулом и безобразиями.
Так, свт. Тихон Задонский, после назначения его на Воронежскую кафедру в 1763 г. Бывает здесь поздравление: «Здравствуй, братец, или сестрица, с масленицей! А далее чем еще веселье сему праздничку делают? Не держится зло между стенами, не скрывается в домах, выходит на публику, является на улицах, площадях, на дорогах, и бывает зло сугубейшее, зло соблазнами… Тут возносятся кличи, песни, а в другом месте кулачные бои производятся, где-то драки, брани, сквернословие слышится. И так кажется, что сам воздух соблазнами человеческими преисполнен, шумит. А что в ночи, что в тайных и сокровенных местах делается, о том и не говорю. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить… Стыд лицо мое покрывает, когда я о таком праздновании говорю.
А притом думаю, что так празднуют те христиане, возрожденные водой и Духом, чающие воскресения мертвых и жизни будущего века. Болезнь и жалость сердце сокрушает, что таким празднованием вера святая и благочестивая порочится. Страх и трепет содрогает члены мои, когда я пред умными глазами моими представляю праведный и страшный Божий суд». Такая борьба церковных иерархов с масленичным разгулом наводит на мысль о том, что Церковь могла видеть в Масленице элементы язычества, которые пыталась искоренить. Встает вопрос — откуда же могли взяться элементы язычества в христианском празднике? Ведь к 17-18 векам христианство на Руси существовало уже не одно столетие. Вновь обратимся к письменным источникам. Филолог-славист и этнограф Н.
Гальковский в своем труде «Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси» пишет: «Вера в старых языческих богах у наших предков скоро потемнела под влиянием христианства, но совершенно память о них сгладилась не скоро. До некоторой степени поддерживался и культ старых богов. Духовенство прежде всего должно было обратить свое внимание на это явление, которое слишком резко бросалось в глаза своей аномалией. И действительно, самые ревностные и самые страстные обличения ревнителей христианства были направлены против памяти и почитания языческих божеств». Автор упоминает «Слово Христолюбца», памятник домонгольского периода: «Оно проникнуто глубоким негодованием против двоеверия современного ему русского общества. Как Илья Фесфитянин, заклавший триста пятьдесят жрецов идольских, говоря: «ревнуя поревновах по Господе»,— так и Христолюбец не мог терпеть двоеверно живущих христиан, которые веровали в Перуна, Хорса, в Мокошь, в Сима и Регла, в вил, в род и рожаниц…. К прискорбию Христолюбца двоеверно жили не только невежи, но и вежи. Но смысл древнего язычества был уже забыт: требы и вообще языческие обряды совершались… просто по привычке, без понимания их смысла, по крайней мере Христолюбец, перечисляя имена богов, почти ничего не говорит о языческом культе по существу, о чем без сомнения он не преминул бы распространиться при его ревности к обличению.
В среду вечером женатые мужчины с друзьями приходили к тёще на блины. Считалось, что чем больше блинов будет съедено в этот вечер, тем счастливее сложится семейная жизнь у молодой пары. Сам же день именовался лакомкой. С этого дня Масленицу начинали праздновать широко, — все работы прекращались. В городах организовывали ярмарки с традиционными развлечениями вроде лазания за призом. Катались с горок, строили и разрушали снежные крепости, устраивали кулачные бои.
К боям готовились особенно тщательно, накануне посещали баню и надевали чистую одежду. Пятница, 24 февраля, считалась днем ответного визита тещи к зятю. Мать жены могла привести с собой подружек и других близких людей. Блины пекли только женщины, поэтому маму угощала дочка. Суббота, 25 февраля. В этот день блинную трапезу предстояло разделить к родней мужа.
Больше всего ждали к столу сестер, или золовок, — для них готовили не только угощения, но и подарки. Воскресенье, 26 февраля. Последний день народных гуляний, когда прощались с Масленицей и сжигали соломенное чучело, заготовленное еще в понедельник.
Согласно православным традициям, в воскресенье принято просить прощения. Это позволяет отпустить обиды, чтобы вступить в Великий Пост и встретить Пасху с легким сердцем. Во время широкого праздника делать грязную работу запрещалось. Накануне следовало закупить впрок продуктов, — муку, масло, яйца, сметану, сливки. Предстояло все запасы съесть, скормить гостям или раздать бедным.
В субботу накануне Масленицы вспоминают усопших родственников. Согласно традициям, в этот день принято посещать кладбище, оставлять блины на могилке. В деревенских избах можно было положить ему у слухового окошка. Тогда вся неделя будет богатой на угощения. Если кто-то предлагал блины, отказываться было не принято. Еще есть поверье: кто печет блины и угощает гостей каждый день, того ждет большое счастье. Вообще на неделе нельзя грустить и сторониться массовых развлечений. Бытовало мнение, что такое поведение способно навлечь беду.
События на видео.