Несколько лет назад в выставочных залах Академии художеств состоялась персональная выставка работ Анны Вадимовны, открывшая коллегам прекрасного мастера. Она преемница Императорской академии художеств, обеспечившей великие достижения русского искусства XVIII–XX веков и создавшей свою художественную школу, которая дала образование классикам отечественного искусства.
Академия наук и художеств: выставка к 285-летию основания
Санкт-Петербургская академия художеств имени Ильи Репина. В Новосибирске государственный художественный музей совместно с Российской академией художеств представляют персональную выставку произведений известного живописца, академика и первого вице-президента Российской академии художеств, заслуженного. Учреждением Академии наук и художеств Пётр I сделал принципиально важный шаг к модернизации культуры, науки и образования. Ушёл из жизни режиссер, президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России Владимир Наумов.
Императорской Академии художеств - 265 лет!
Это решение не было принято в одночасье: проводились исследования азиатской части страны, появлялись отдельные народные умельцы, существовали ученые, развивались производства и искусства. Но все это происходило бессистемно, в изоляции от творческой и научной мысли зарубежных коллег. Необходимость каждый раз заново «изобретать велосипед», не зная, что он уже существует, мешала общему развитию науки и образования, адекватной передаче научного знания, без которой нельзя было ни совершенствовать технологии, ни создавать военную промышленность, ни строить флот. А в Европе тогда уже закладывался фундамент современной физики и математики, существовали десятки университетов особенно много их создавалось в раздробленных Германии и Италии. Поэтому идея о создании своего объединения, которое могло бы стать сосредоточием научной мысли, местом ее обмена, а также мощным образовательным центром, возникла у Петра задолго до 1724 года. Начиная с 1697 года он периодически обсуждал ее с Г. Лейбницем, немецким ученым и философом, организатором Научного общества в Берлине. Конечно, Лейбниц мало был знаком с российскими реалиями, но в предлагаемых им проектах создания своей академии на российской почве были и здравые советы: изучить и нанести на карты неисследованные части страны, выяснить, соединены ли Америка и Азия, закупить книги и типографские станки для издания и распространения научной литературы, завести научную библиотеку, обсерваторию и химическую лабораторию, создать описания страны, чтобы лучше понять ее нужды.
Студенты-дизайнеры посетили научно-практическую конференцию в Академии художеств 26 апреля 24 апреля в Белом зале Российской академии художеств прошла научно-практическая конференция «Градостроительство. Архитектурная среда. Формирование городов России».
Велись работы по геодезии и картографии. Одним из крупнейших достижений также стало создание в 1745 году первой генеральной карты страны — «Атлас Российский». Кроме того, организовывались экспедиции на огромной территории — от западных границ до Камчатки, в результате которых уточнялись географические карты, изучались природные богатства, растительный и животный мир, быт и культура народов. По инициативе Ломоносова АН организовала сбор экономико-географических сведений с помощью рассылки анкет и получение с мест образцов руд. В Академии создавалось богатейшее собрание научной корреспонденции XVIII века, а с 1728 года начал издаваться ежегодный сборник трудов «Комментарии Петербургской академии наук» на лат. Учреждением Академии наук и художеств Пётр I сделал принципиально важный шаг к модернизации культуры, науки и образования. О влиянии императора на развитие науки и искусства в России рассказывается в подборке видеоматериалов Музеев Московского Кремля. Текст: Вера Марунова.
Кандидатов представила глава ведомства Ольга Любимова. На заседании заслушали выступления о текущем положении дел в своих учреждениях и планах на посту Екатерины Сазоновой, которая исполняет обязанности ректора Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения с октября 2023 года, и Татьяны Мищенко, которая возглавляет Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей им. Иогансона при Российской академии художеств с 2014 года.
Проект положения об учреждении Академии наук и художеств, 1724
И заодно в образах и символах практически всех композиций можно разглядеть еще и диалог с разными культурами — вплоть до эпохи Возрождения. Изображение библейских сцен — традиционная учебная практика для студентов академии. Но эта неклассическая выставка позволила молодым художникам высказаться свободно на тему того, что столетиями является каноническим и в живописи, и в религии.
Ковалевского, А.
Ферсмана, К. Циолковского, А. Чижевского, В.
Шухова и др. Помимо биографических документов, рукописей статей, чертежей, рисунков, фотографий в экспозиции выставки можно увидеть награды ученых, памятные медали и знаки, учрежденные в их честь. Художественная часть выставки представлена произведениями выдающихся мастеров современного отечественного изобразительного искусства.
А значит, надо больше внимания уделять созданию и поддержке исследовательской аспирантуры, базовых кафедр в вузах, передовых инженерных школ. Другое важное направление, где возможно и необходимо объединение усилий всего академического сообщества, - это региональная научно-техническая политика и пространственное развитие России. Событием того же ряда стало постановление правительства о создании Санкт-Петербургского отделения РАН. И вдвойне символично, заключил Геннадий Красников, что накануне 300-летия РАН под ее управление перешли исторические здания на Университетской набережной в Санкт-Петербурге, где заседал президиум Академии наук до 1934 года. Участники совместного мероприятия четырех академий стали первыми посетителями двух выставок - "Российская академия наук - 300 лет служения России" и "Дети о науке", которые открылись в тот же день в здании РАН на Ленинском проспекте, 32. В его творческой биографии много выдающихся работ, включая масштабный проект архитектурного ансамбля Академии наук СССР. В силу разных причин идеи Щусева для строительства главного здания Академии наук не были реализованы, но часть его задумок можно встретить в облике и внутреннем оформлении нескольких академических институтов. Выставка в Музее архитектуры Москва, ул.
Главной темой конференции стало градостроительство в России. На сегодняшний день урбанизация требует новых подходов к созданию комфортной среды, так как старые подходы дискредитировали себя полностью и привели к тому, что застройка приняла бессистемный характер. Перекос в сторону создания «человейников» приводит не только к проблемам градостроительства и развития городской среды, но и к демографическим, социально-экономическим и психоэмоциональным проблемам.
Состоялось закрытие «Малой академии наук и искусств», приуроченной к Году педагога и наставника
А лучшие из лучших — обладатели золотой медали первого или второго достоинства — направлялись в так называемые пенсионерские поездки за границу. Как правило, в Италию или Францию. Академия оплачивала пребывание медалистов в Европе на протяжении внушительного срока: в XVIII веке речь шла о трех годах стажировки, а позднее — уже о шести. Традиция эта не обходилась, конечно, без эксцессов. Порой художники-пенсионеры «забывали» возвращаться на родину в срок. Зато прибыл не с пустыми руками. Пенсионерская практика весьма способствовала творческому росту художников и укрепляла славу русского искусства за рубежом.
Их открытия сделали Россию первой страной, освоившей космос, запустившей в эксплуатацию первую в мире атомную станцию. Со дня основания Академия занималась и издательской деятельностью. Это одна из важнейших задач в укреплении связей образования и науки, развитии образовательной деятельности. В 1999 году указом президента Российской Федерации день образования Российской Академии наук 8 февраля был установлен Днем российской науки. Связанные статьи.
Разноплановые произведения дают однозначный ответ: без живописного, образного языка никуда. У каждого автора он свой, и поиск его непрост. Живописность может проявляться в разных формах, будь то скульптура, художественное стекло или керамика, но это основа основ, от которой отталкивается художник в поисках себя. Вместе с выставкой в Белом зале РАХ стартует конференция под названием «Диалог культур в истории и современности. Панорама художественных контактов Италии и России». Будут говорить о связях русской и итальянской культур, сравнивать художественные явления в искусстве двух стран от Ренессанса до наших дней, обсуждать взаимное влияние национальных школ. В нынешних условиях, правда, среди выступающих — только отечественные искусствоведы и музейщики, но они, в отличие от ряда западных коллег, не собираются перечеркивать историю под натиском текущих политических событий. Из песни слова не выкинешь, как не выкинешь эстетику кватроченто и итальянского Возрождения из творчества Андрея Тарковского. В день своего рождения РАХ запустит цепочку культурных событий, что ни день — новое открытие выставки, «круглый стол» или заседание. Москва, Петербург, Новокузнецк, Смоленск, Нижний Тагил, Барнаул, Рязань, Красноярск, Дмитров, Нальчик — география влияния и деятельности художественной структуры сегодня простирается по всей стране.
Особенно важны уроки анатомии, ведь для того, чтобы верно изобразить человека, недостаточно одного таланта, его нужно подкреплять знаниями строения тела. Президент РАН Г. Красников напомнил историю возникновения РАХ. Идея создания академии художеств принадлежала Петру I, который считал, что развитие искусства наравне с высоким уровнем образования — важнейший элемент культуры. Императорская академия художеств возникла лишь в 1757 г. Как считает президент РАН Г.
Императорской Академии художеств - 265 лет!
Якутские художники удостоились высоких званий и наград Российской академии художеств – jour-ykt | Мысль о создании Академии наук и художеств в России была высказана Петром I ещё в конце 1690-х годов. |
В Минкультуры России прошла аттестация ректоров творческих образовательных учреждений | Академия художеств – наиболее активно действующее, значительное и авторитетное творческое учреждение России, не имеющее аналогов в мире, реализующее общенациональные интересы в сфере развития художественной культуры и эстетического воспитания. |
Музей Академии художеств
Дело в том, что 28 января 1724 года по старому стилю, то есть именно 8 февраля по стилю новому, в Сенате был зачитан указ Петра I об учреждении «Академии наук и курьёзных художеств». «Сегодня Академия наук активно участвует в экспертном и научном обеспечении государственной деятельности. Авторы «реформы» Академии наук так и не были озвучены властью, поэтому я даю им обобщенное название – кукловоды.
Якутские художники удостоились высоких званий и наград Российской академии художеств
В парадных залах Санкт-петербургской академии художеств имени Ильи Репина открылась выставка дипломных работ выпускников вуза. К розпложению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания; первый образ называется универзитет, второй — Академия, или Социетет художеств и наук. §. В документах об учреждении Академии наук и художеств Кунсткамера рассматривалась как неотъемлемая часть академии наук, а фонд — как инструмент, способствующий деятельности академиков.
Академия художеств отмечает свой день
Российской кузнице кадров в области изящных искусств — 264 года | Публикации Научной библиотеки Российской академии художеств. |
Выбран президиум Международной Академии наук и искусств (российское отделение) | Актуальные новости образования и мероприятий в Интерколледже. |
Студенты Академии художеств покажут красоту Чеченской республики | Знакомство с Уральским педвузом прошло успешно: состоялось закрытие «Малой академии наук и искусств», приуроченной к Году педагога и наставника. |
Российской кузнице кадров в области изящных искусств — 264 года - Парламентская газета | К розпложению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания; первый образ называется универзитет, второй — Академия, или Социетет художеств и наук. §. |
Telegram: Contact @spb_academy_fine_arts | Академия наук и художеств была основана 28 января (8 февраля) 1724 г. в Петербурге указом императора Петра I. В 1757 году Академия художеств отделилась от Академии наук. |
Конференция в Академии художеств
Выставка «Где только горы, я и небо» дает возможность взглянуть на Кавказ глазами молодых, «горящих» художников, жадных до цвета, до ракурсов, до новых оригинальных сюжетов. Этюдные работы наполнены выразительной эмоциональной окраской, богатым национальным колоритом и обладают уникальным звучанием. Идея расширить географию летних пленэров факультета графики Академии художеств принадлежит художнику, старшему преподавателю кафедры рисунка Академии художеств Рустаму Яхиханову. Благодаря его целеустремленности и поддержке ректора Академии художеств Семена Михайловского, совместно с Чеченским государственным педагогическим университетом ЧГПУ , впервые за историю существования Академии летняя практика студентов прошла в Чеченской республике.
Заслуженный деятель искусств РТ, Винера Завиевна двадцать лет являлась художественным руководителем этой мастерской, поэтому экскурсия длилась более двух часов, с подробным изучением рабочих объектов мастерской и технологического процесса изготовления отливок. А для того, чтобы встреча носила еще и образовательный оттенок, студентам было дано задание создать изобразительный товарный знак с использованием скульптурных образцов или скульптурных элементов, увиденных во время экскурсии. Изобразительными товарными знаками могут быть реалистичные или стилизованные изображения предметов, животных, людей, абстрактные фигуры и линии, орнаменты, художественно выполненные шрифтовые элементы, а также композиции вышеуказанных элементов.
Российская академия наук и художеств организовывала и проводила исследования для получения новых знаний о законах развития природы, человека и общества, которые могут способствовать развитию экономики, технологии, социальному и духовному росту России. Неоценим вклад академии в организации первого государственного музея «Кунсткамера», а в настоящее время в ведении Академии наук 55 функционирующих музеев: исторические, литературные, мемориальные. Российская наука дала миру замечательных ученых, таких как Ломоносов, Павлов, Менделеев и др.
Этот ряд всемирно известных имен можно продолжать и продолжать. Российские ученые не только прославили отечественную науку на весь мир.
По завершении образования и достижении совершеннолетия в 1865 году вел. Владимир Александрович был избран почетным любителем, в 1868 году в возрасте 22 лет стал товарищем заместителем президента вел. Марии Николаевны 1819-1876 , в конце жизни большую часть времени проводившей в Италии и поэтому фактически возложившей на Владимира Александровича полные права руководства Академией. Одним из первых его шагов было назначение ежегодных премий в сумме 1500 рублей за лучшие художественные произведения, представленные на академических выставках. После кончины вел. Владимир Александрович стал президентом Академии, оставаясь на этом посту вплоть до своей смерти в 1909 году. Таким образом он реально руководил Академией 41 год, а в статусе президента - 34, и это был самый большой срок президентства в ее истории. С 1883 года Академия приступила к широкомасштабным работам по устройству провинциальных музеев и передаче им произведений искусства.
Так, только в 1884-1885 годах в Ригу, Саратов, Вильнюс, Одессу, Харьков и другие города было передано более полутораста картин, скульптур и рисунков из Музея Академии. С этого времени ИАХ стала отчасти руководствоваться этой целью при своих постоянных закупках с выставок. Все эти мероприятия, поднимавшие авторитет ИАХ, преследовали далеко идущие цели - стимулирование интереса к искусству в провинции. В этой связи ИАХ придавала первостепенное значение организации и распространению художественного образования по всей стране. По свидетельству современников, с президентством вел. Владимира Александровича «навсегда останутся связанными три крупных факта в истории русского искусства: 1 введение нового академического устава 1893 г. В последнем уставе ИАХ, утвержденном в 1893 году, было записано: «1. Императорская Академия художеств есть высшее художественное учреждение для поддержания, развития и распространения искусства в России. Академия художеств содействует всеми доступными ей средствами подъему и развитию искусства и обязана наблюдать за делом художественного образования и воспитания в России»[7]. Таким образом был подтвержден государственный статус всей деятельности.
По поручению великого князя, который был президентом Одесского общества изящных искусств, основанная еще в 1865 году Одесская художественная школа была расширена и реорганизована; с 1884 года в своих рескриптах он ежегодно посылал ей свои указания. После смерти Владимира Александровича Одесская школа, сохранившая о нем признательную память, по просьбе общественности стала носить имя вел. Владимира Александровича. Современники отмечали, что исключительно его личному почину «обязано своим началом и самое большое дело Академии - устройство и организация художественных школ в Одессе, Казани, Тифлисе и других городах, что поставило Академию во главе обширного художественного дела государственного значения: распространения художественного просвещения в нашем отечестве»[8]. Неоценима его роль в создании и поддержке музыкальных коллективов и обществ. В отношении изобразительного искусства воля императора осуществлялась его братом, вел. Владимиром Александровичем, стремившимся сплотить вокруг Академии лучшие художественные силы. Благодаря предпринятым им мерам покинувшие Академию дипломанты, образовавшие Товарищество передвижных художественных выставок, спустя десять лет после разрыва с Академией в своем большинстве вернулись в ее лоно. Академия предоставляла Товариществу залы для выставок - желательно совместных. Многие передвижники стали преподавать в Академии, получая высокое профессорское жалованье, однако при этом поставили условие, что не будут носить мундир.
Многие из них выполняли заказы членов императорской семьи - да же такие жанристы-бытописатели, как А. Корзухин и В. Маковский, исполнили несколько портретов великих князей. Сам основатель Товарищества И. Крамской создал парадные портреты императора и императрицы. Методика академического образования формировала художников, могущих в совершенстве справляться с самыми разными художественными задачами. В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. Александр Михайлович признается: «... Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С. Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств.
Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10]. Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу. Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии. Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами». Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое. В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями. Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца. Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии. В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений.
Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному. В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах. Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства. При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи. Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы. Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия. В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников.
Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания. Списки их утверждались Советом Академии. Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове. Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж. Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений. Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни. Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н. Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой».
В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея. В Пензу приехал душеприказчик Н. Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П. Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К. Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея. В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров. В архивах академиков В. Васнецова, А. Киселева, С.
Иванова, И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы. Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь»[11]. На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П. Преемник К. Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А. Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А.
Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И. Крамского, И. Шишкина, И. Репина, И. Ендогурова, Ф. Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства [12]. Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах. Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III. Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В.
Основу собрания музея составили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Совет Академии разработал положение и штат музея. Положение предусматривало, «что художественные коллекции музея пополняются произведениями, о которых Академия должна предварительно произнести одобрительное суждение»[13]. С тех пор и до закрытия ИАХ в 1918 году почти на каждом заседании Совета утверждались произведения для закупки Русским музеем, представленные специальной комиссией из трех академиков. Журналы заседаний Совета Академии содержат не только принимаемые время от времени решения о замене выбывших членов этой комиссии новыми, но и множество других поручений. Советом постоянно командировались профессора и академики в Московское училище живописи, ваяния и зодчества для участия в выпускных экзаменах это было вменено ИАХ в обязанность. Заседание Совета Императорской Академии художеств При изучении документов ИАХ становится очевидным, что многие ее музейные начинания финансово поддерживали российские миллионеры. В этом отношении показателен пример почетного члена Академии, мецената Б. В 1913 году «сахарный король» обратился к президенту ИАХ вел. Марии Павловне с представлением следующего содержания: «...
Стремясь посильно придти на помощь энергичной Вашей деятельности, я, в бытность этой зимой в Венеции, пришел к решению предоставить в распоряжение Ваше двадцать одну тысячу рублей, как сумму, необходимую на сооружение в Венеции Русского выставочного павильона, и десять тысяч рублей в качестве капитала, проценты с коего употреблялись бы на необходимейшие расходы по охране имеющего быть воздвигнутым здания»[14]. Русский выставочный павильон в Венеции был построен по проекту академика А. Щусева и открыт в 1914 году. Он и сейчас верно служит русскому искусству в качестве российского павильона на Венецианской биеннале. Президент ИАХ вел. Мария Павловна 1854-1920 в 1910 году высказала идею о постройке в Петербурге выставочного «Дворца искусств». Через два года Академии был передан участок земли, примыкавший к Михайловскому дворцу со стороны набережной Екатерининского канала. Проект здания разработал ректор архитектуры Академии художеств Л. Бенуа, но на его осуществление требовалась огромная сумма - более миллиона рублей.
Российская академия художеств
Академия художеств развивалась благодаря стараниям просветителя и мецената Ивана Шувалова и поборника российского образования Михаила Ломоносова. 28 марта 2024 г. в Российской академии архитектуры и строительных наук прошла Вторая ежегодная Конференция памяти почетного академика РААСН Марка Яковлевича Вильнера. На открытии выставки выпускников в Академии художеств. Императорская академия художеств сыграла важную роль в художественной жизни страны и обеспечила великие достижения русского искусства XYIII – XIX вв.
Российской академии художеств имени Репина исполнилось 265 лет
Академия художеств содействует всеми доступными ей средствами подъему и развитию искусства и обязана наблюдать за делом художественного образования и воспитания в России»[7]. Таким образом был подтвержден государственный статус всей деятельности. По поручению великого князя, который был президентом Одесского общества изящных искусств, основанная еще в 1865 году Одесская художественная школа была расширена и реорганизована; с 1884 года в своих рескриптах он ежегодно посылал ей свои указания. После смерти Владимира Александровича Одесская школа, сохранившая о нем признательную память, по просьбе общественности стала носить имя вел. Владимира Александровича. Современники отмечали, что исключительно его личному почину «обязано своим началом и самое большое дело Академии - устройство и организация художественных школ в Одессе, Казани, Тифлисе и других городах, что поставило Академию во главе обширного художественного дела государственного значения: распространения художественного просвещения в нашем отечестве»[8].
Неоценима его роль в создании и поддержке музыкальных коллективов и обществ. В отношении изобразительного искусства воля императора осуществлялась его братом, вел. Владимиром Александровичем, стремившимся сплотить вокруг Академии лучшие художественные силы. Благодаря предпринятым им мерам покинувшие Академию дипломанты, образовавшие Товарищество передвижных художественных выставок, спустя десять лет после разрыва с Академией в своем большинстве вернулись в ее лоно. Академия предоставляла Товариществу залы для выставок - желательно совместных.
Многие передвижники стали преподавать в Академии, получая высокое профессорское жалованье, однако при этом поставили условие, что не будут носить мундир. Многие из них выполняли заказы членов императорской семьи - да же такие жанристы-бытописатели, как А. Корзухин и В. Маковский, исполнили несколько портретов великих князей. Сам основатель Товарищества И.
Крамской создал парадные портреты императора и императрицы. Методика академического образования формировала художников, могущих в совершенстве справляться с самыми разными художественными задачами. В своей «Книге воспоминаний»[9] вел. Александр Михайлович признается: «... Первыми он упоминает всегда приносившие убытки пять императорских театров и балет С.
Дягилева, а далее указывает: «Такую же значительную материальную поддержку требовала и Императорская академия художеств. Хотя официально она и содержалась за счет Государственного казначейства, Академия никогда не сводила концы с концами, и члены Императорской семьи считали своим долгом поддерживать материально ее нуждавшихся учеников»[10]. Наивысшей наградой для учащихся Академии была золотая медаль за «программу», то есть, как бы сказали сейчас, за дипломную работу. Программой она называлась потому, что Совет Академии предлагал оканчивавшим учебу исполнить картину на сюжет чаще всего из русской истории или на библейскую либо мифологическую темы с целью проверки профессиональных знаний, полученных во время учебы. Желавшие участвовать в конкурсе предоставляли эскизы на рассмотрение Совета Академии.
Тем, чьи работы получали одобрение, Академия на год предоставляла повышенную стипендию и отдельную мастерскую в своем здании; они назывались «программистами» или «конкурсантами». Присуждение золотой медали давало право награжденным на заграничное пенсионерство, то есть на поездку до шести лет за границу для усовершенствования за счет Академии, причем содержание выделялось очень щедрое. В Императорской Академии художеств студенты за успехи в учебе награждались золотыми и серебряными медалями первого и второго достоинства , поощрительными медалями первого и второго достоинства и денежными премиями. Это происходило регулярно на «третных» экзаменах учебный год делился на «трети» по 4 месяца. Их списки публиковались в Отчетах и Журналах Академии.
В эти списки входили и денежные вспомоществования «недостаточным учащимся», выдававшиеся по постановлению Совета на основании их прошений. Количество выдаваемых пособий определялось их необходимостью; сумма пособия составляла от 10 до 50 рублей. Ежегодно в ноябре Совет присуждал стипендии сроком на один год, по истечении которого Совет, в зависимости от успехов стипендиата, либо продлевал стипендию, либо передавал более достойному. В последней трети XIX века в России появилось много провинциальных художественных школ; особенно интенсивным этот процесс был в 1880-1890-х годах. Большая часть школ создавалась благодаря инициативе выпускников Академии художеств, вернувшихся к родным пенатам, при поддержке местных городских властей и состоятельных горожан - почитателей и ценителей искусства.
При этом главную опеку над школами осуществляла Академия художеств, которая всячески способствовала их развитию, курируя учебную и просветительскую, а в некоторых случаях и финансовую деятельность. Обращение провинциальных школ к Академии за помощью и поддержкой было само собой разумеющимся, поскольку никакому другому образовательному художественному учреждению было не под силу осуществлять столь грандиозные задачи. Академия художеств всегда оказывала безвозмездную помощь различным учебным заведениям, воспитывавшим художников или просто имевшим рисовальные классы. Начиная с первой провинциальной школы, открытой академиком А. Ступиным в Арзамасе в 1810 году, Академия щедро дарила гипсы, оригиналы и другие учебные пособия.
В создании художественных школ по всей России в конце XIX - начале XX века колоссальную роль сыграло безвозмездное деятельное участие членов ИАХ, ее преподавателей или бывших выпускников. Они становились директорами, входили в советы или попечительские комитеты школ, оказывая разнообразное содействие в организации учебного процесса. Академия щедро помогала не только провинциальным учебным заведениям, но и музеям, безвозмездно передавая или предоставляя во временное пользование произведения из собственного собрания. Списки их утверждались Советом Академии. Впервые в 1884-1885 годах Академия передала 150 произведений в поддержку провинциальных музеев в Риге, Саратове, Вильно, Одессе и Харькове.
Впоследствии это происходило регулярно: произведения искусства, гравюры и книги отсылались партиями в Тобольск, Нижний Новгород, Самару, Хабаровск, Ташкент, Пермь, Воронеж. Музеев, взятых Академией под свое благотворительное попечительство, было более двадцати, им передали более восьмисот художественных произведений. Такая помощь - одна из традиций Академии, не прерывавшаяся в разные периоды истории нашей страны и являющаяся по сей день непременной частью нашей художественной жизни. Типичный пример - история Пензенского художественного училища и картинной галереи, одной из старейших в России. Их созданию послужило завещание пензенского губернатора, генерал-лейтенанта Н.
Селиверстова 1830-1891 , он завещал городу коллекцию картин, библиотеку, а также свыше полумиллиона рублей на учреждение Рисовальной школы «на манер Штиглицкой». В завещании специально оговаривалось выделение из этой суммы пятидесяти тысяч рублей неприкосновенного капитала для обеспечения существования художественного музея. В Пензу приехал душеприказчик Н. Селиверстова - известный путешественник и знаток искусства, почетный член Академии художеств П. Состоялась закладка здания, а в 1898-м - торжественное открытие училища и музея, директором которого Академия художеств утвердила известного художника академика К.
Савицкого 1844-1905; имя его носит сейчас Картинная галерея. В первом отчете за 1898 год в Академию художеств он дал подробную характеристику учебного процесса и музея, собрание которого уже состояло из 224 произведений живописи и графики. Савицкий стремился пополнить музей произведениями современных мастеров. В архивах академиков В. Васнецова, А.
Киселева, С. Иванова, И. Шишкина сохранились письма, в которых Савицкий обращался к своим друзьям с просьбой прислать в дар вновь созданному музею свои работы. Что тебе стоит дать музею какой-нибудь небольшой рисуночек, который бы наглядно представил тебя. Поищи, найдешь»[11].
На призывы откликнулись многие художники и безвозмездно передали музею свои работы. По просьбе Савицкого Академия художеств также прислала в дар новому музею живописные произведения русских мастеров, графические листы, скульптуру, а также назначила Комиссию для просмотра коллекции, для чего в Пензу приезжал, чтобы руководить ее работой, П. Преемник К. Савицкого академик Николай Филиппович Петров всемерно способствовал росту собрания музея, которое пополнялось за счет добровольных пожертвований горожан. Самыми крупными из них были коллекции бывшего пензенского губернатора А.
Татищева и попечителя училища, генерала от инфантерии А. Боголюбова около 140 произведений искусства, в том числе работы И. Мартоса, И. Крамского, И. Шишкина, И.
Репина, И. Ендогурова, Ф. Рубо, а также коллекция старинного вооружения и предметов прикладного искусства [12]. Похожий путь становления прошли другие провинциальные художественные школы и музеи в Казани, Одессе, Харькове, Риге, Смоленске и других городах. Самым крупным вкладом Академии художеств в организацию музейного дела в России явилось формирование и курирование коллекции Русского музея имени императора Александра III.
Начало Русскому музею было положено высочайшим указом от 13 апреля 1895 года; тогда же ему был дарован Михайловский дворец, перестройка и приспособление которого для нужд музея были осуществлены академиком В. Основу собрания музея составили предметы и произведения, переданные из императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Совет Академии разработал положение и штат музея. Положение предусматривало, «что художественные коллекции музея пополняются произведениями, о которых Академия должна предварительно произнести одобрительное суждение»[13]. С тех пор и до закрытия ИАХ в 1918 году почти на каждом заседании Совета утверждались произведения для закупки Русским музеем, представленные специальной комиссией из трех академиков.
Журналы заседаний Совета Академии содержат не только принимаемые время от времени решения о замене выбывших членов этой комиссии новыми, но и множество других поручений. Советом постоянно командировались профессора и академики в Московское училище живописи, ваяния и зодчества для участия в выпускных экзаменах это было вменено ИАХ в обязанность. Заседание Совета Императорской Академии художеств При изучении документов ИАХ становится очевидным, что многие ее музейные начинания финансово поддерживали российские миллионеры. В этом отношении показателен пример почетного члена Академии, мецената Б. В 1913 году «сахарный король» обратился к президенту ИАХ вел.
Марии Павловне с представлением следующего содержания: «... Стремясь посильно придти на помощь энергичной Вашей деятельности, я, в бытность этой зимой в Венеции, пришел к решению предоставить в распоряжение Ваше двадцать одну тысячу рублей, как сумму, необходимую на сооружение в Венеции Русского выставочного павильона, и десять тысяч рублей в качестве капитала, проценты с коего употреблялись бы на необходимейшие расходы по охране имеющего быть воздвигнутым здания»[14]. Русский выставочный павильон в Венеции был построен по проекту академика А. Щусева и открыт в 1914 году. Он и сейчас верно служит русскому искусству в качестве российского павильона на Венецианской биеннале.
Президент ИАХ вел. Мария Павловна 1854-1920 в 1910 году высказала идею о постройке в Петербурге выставочного «Дворца искусств». Через два года Академии был передан участок земли, примыкавший к Михайловскому дворцу со стороны набережной Екатерининского канала. Проект здания разработал ректор архитектуры Академии художеств Л. Бенуа, но на его осуществление требовалась огромная сумма - более миллиона рублей.
В феврале 1913 года петербургские и московские банкиры собрали миллион рублей для увековечения 300-летнего юбилея Дома Романовых. Дарители просили Николая II «предначертать цель и назначение» этой суммы. И хотя императору предлагали использовать эти деньги по-разному, он отдал предпочтение предложению вел. Марии Павловны. Уже летом император и великая княгиня заложили первые кирпичи в основание будущей постройки.
Здание было впоследствии передано Русскому музею, сохранив до сих пор свое название «корпус Бенуа». Портрет художника И. ГРМ Великий художник академик И. Айвазовский 1817-1900 много сделал для родного города Феодосии. Трогательно звучат слова его духовного завещания: «Мое искреннее желание, чтобы здание моей картинной галереи в городе Феодосии со всеми в ней картинами, статуями и другими произведениями искусства, находящимися в этой галерее, составляли полную собственность города Феодосии, и в память обо мне, Айвазовском, завещаю ее родному городу Феодосии, моему родному городу...
Так, академик В. Поленов 1844-1927 в своем имении устроил даже небольшой художественный музей, так как считал необходимым поднимать культуру сельских жителей. ГТГ 4 марта 1915 года в Академию была препровождена копия духовного завещания скончавшейся в 1914 году Наталии Борисовны Нордман, жены И. Репина"»[16] Музей-усадьба И. Репина «Пенаты».
Фото С.
Из-за недобора пришлось нарушить указ Петра, в котором говорилось, что «Университет есть собрание ученых людей, которые наукам высоким, яко Теологии и Юриспруденции Прав искусству , Медицине и Философии, сиречь до какого состояния оные ныне дошли, младых людей обучают» и упразднить медицинский факультет. Он впервые появился в университете только в 1920 году. Здесь же впервые стали учить на русском языке. Первым, кто в 1741 году стал читать лекции на не на немецком и латыни, был ректор университета, Михаил Васильевич Ломоносов. Второе рождение университет пережил в 1819 году, когда был преобразован из Главного Педагогического института в Санкт-Петербургский университет. В его составе было три факультета — историко-филологический, физико-математический и юридический. Сейчас в университете 24 факультета, а общее число студентов, обучающихся в этом учебном году, перевалило за 25 тысяч. В минувшем году университет первым в России ввел собственные ученые степени.
Она также организовала и провела научный семинар по древнерусскому и церковному искусству, привлекая специалистов из России и других стран. Анна Рындина была известна первой отечественной ученой, которая начала заниматься изучением древнерусской резной иконы. Гражданская панихида и отпевание пройдут 24 августа в Храме преподобного Пимена Великого в Москве.
Первые ученики Императорской Академии художеств настоянием Шувалова посылались за границу «для усовершенствования». Шувалов понимал, что образование, даваемое юной Академией, было недостаточным и лишь там, где были «старые академии, собрание картин и древностей, в ателье известных мастеров, молодой русский живописец или архитектор мог отшлифовать свой талант». Студентов отправляли в Париж, Рим, Венецию, Лондон сроком на три года. Всё это время Академия внимательно отслеживала нахождение своих воспитанников за границей, требовала уведомления об их времяпровождении и созданных ими работах. Подающие надежду сделаться в будущем знаменитыми художниками пансионеры нередко проводили своё время «в праздности, нежели в учении».
Так, например, художник Фёдор Алексеев «учился в Венеции, вёл бурную жизнь и своим поведением часто гневил Академию. Это, однако, не мешало ему много работать, и из него выработался первоклассный мастер пейзажа». В обучении молодых русских художников принимал участие «друг России Дидро». На снимках изображены абитуриенты различных сословий: крестьяне, аристократы, представители духовенства. Издание «Фотографические портреты явившихся на вступительный по рисованию экзамен» , датированное 1888 годом, — одно из уникальных собраний фотографий, хранящихся в электронном фонде Президентской библиотеки.
Новости и события Российского исторического общества
Российская академия художеств. Российская академия архитектуры и строительных наук. Выставка студенческих художественных работ открылась в Итальянском зале Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина. Знакомство с Уральским педвузом прошло успешно: состоялось закрытие «Малой академии наук и искусств», приуроченной к Году педагога и наставника. Они выразили твердую убежденность в необходимости сохранения целостности структуры Российской академии художеств в сфере образования, науки и воспитания молодого поколения. Выставка "От реализма к абстракции" в залах Российкой академии художеств.