Анализируемый фрагмент краски базового слоя «Моны Лизы» был едва виден невооруженным глазом, размером не больше человеческого волоса, и находился в верхнем правом крае картины. Первая поездка знаменитой картины «Мона Лиза» в Россию состоялась в 1961 году.
Кому улыбалась Мона Лиза и кем она была в реальной жизни? История одного шедевра
Есть ли шанс, что это станет не предрождественской «уткой», а обретением неизвестного шедевра? Гендиректор Государственного Эрмитажа определенно и обоснованно скептичен в отношении к информации, впервые опубликованной британской газетой Daily Mail. Таблоид оповестил об очередной сенсационной находке столь же популярного на родине, сколь и скандально известного за ее пределами итальянского искусствоведа и археолога Сильвано Винчети. По его мнению, работа, предоставленная на экспертизу частным коллекционером из Санкт-Петербурга, — второй вариант «Джоконды». При этом Винчети обнародовал результаты собственных изысканий, которые не исключают, что этот вариант принадлежит кисти самого Леонардо — по крайней мере, не меньше, чем кому-нибудь из его учеников, помогавших работать над картиной. Как утверждает исследователь, об этом свидетельствует, в частности, сходство цветов, отмеченные по методике послойного изучения в инфракрасном диапазоне. По верхней губе и не только Имя российского коллекционера, понятно, не разглашается. Нет в информационном поле и сведений о так называемом провенансе — происхождении картины: кто первый покупатель, кто второй, в каких собраниях и музеях находилась и т. Впрочем, вопрос провенанса — вообще один из самых сложных: дело в том, что до недавнего времени «Мона Лиза», висящая в Лувре, считалась единственной и неповторимой.
О сохранившихся авторских копиях достоверных сведений не поступало. Можно ли верить нынешним заявлениям профессора Винчети? Основания для того, чтобы считать прибывшую из России работу еще одной подлинной «Моной Лизой», весьма серьезны, полагает Карло Педретти — авторитетный исследователь наследия Леонардо. В частности, Педретти указывает на схожесть изображения верхней губы на обоих образцах. Что интересно, при всем скепсисе саму возможность подобной атрибуции не исключают и в Эрмитаже. Леонардо, может быть, руку и приложил», — приводит слова Михаила Пиотровского «Интерфакс». Искусствовед Сильвано Винчети во время пресс-конференции в Риме.
Наряду со свинцовыми белилами и маслом в базовом слое краски было обнаружено соединение, известное как плюмбонакрит. Ранее этот минерал был выявлен в нескольких работах Рембрандта XVII века, но исследователи ещё не встречали его в произведениях итальянского Возрождения. Плюмбонакрит образуется при соединении оксида свинца с нефтью. Согласно исследованию учёных, смешивание этих двух веществ на палитре — техника, которую более поздние художники использовали для высыхания краски. Обнаружение редкого соединения в "Моне Лизе" позволило предположить, что Леонардо был первопроходцем этого метода, сказал профессор Университета Сорбонны в Париже Жиль Валлес, автор последнего исследования на эту тему, — Все, что исходит от Леонардо, очень интересно, потому что он, конечно, был художником, но он был также химиком, физиком — у него было много идей, и он был экспериментатором, стремившимся улучшить знания своего времени, — сказал Валлес журналистам.
Фото: pixabay Поэтому дирекция Лувра пришла к выводу, что портрет нужно перевесить. Правда, переезд потребует значительных ремонтных работ, включая открытие нового входа в Лувр и формирование двух залов в подвальном помещении. Один из них должен стать новым домом "Моны Лизы". Посетители смогут проходить к ней напрямую, что сократит очереди в Лувр. Стоимость проекта впечатляет.
Под влиянием визита «Джоконды» в стране началась настоящая сексуальная революция. Именно с картиной связывают открытие в тот год сотни ночных и стриптиз-клубов, все они назывались «Мона Лиза». Женщины стали носить прямой пробор, как героиня, и старались похоже улыбаться. На обратном пути из Японии она прибыла в Москву.
В Лувре мужчина на инвалидной коляске бросил торт в картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза»
Картина была найдена в 1914 году, и остаются загадкой мотивы её похищения. Кражу совершил итальянец Винчецо Перуджо , художник-декоратор Лувра [14] , хранивший картину сначала в своей квартире в Париже , затем перевёз её в Италию. Громкая репутация картины связана не только с её высокими художественными достоинствами, но и с атмосферой загадочности, окружающей это произведение. Она занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самое дорогое произведение живописи по страховой оценке в размере 100 миллионов долларов в 1962 году. Ряд экспертов-искусствоведов предполагают, что цена картины колеблется от одного до трёх миллиардов долларов.
Тем временем в прессе накалялись страсти: журналисты кричали, что похищение «Джоконды» — это провокация, что по поручению кайзера у французов украли их гордость и святыню, чтобы унизить весь французский народ. Немцы в ответ кричали, что французы пользуются собственной безалаберностью, чтобы развязать войну с Германией, а сами не способны даже уследить за великим полотном в самом сердце Парижа. Среди прочих упоминался и миллионер-коллекционер Эдуардо де Вальфьерно из Аргентины, который незадолго до происшествия заказал целых шесть копий великой картины. Сам де Вальфьерно под шумок распродал все шесть копий, утверждая, что это и есть украденный оригинал.
И, кстати, причастность Эдуардо де Вальфьерно к похищению так и не была опровергнута: есть мнение, что он был заказчиком похищения, а виновник Винченцо Перуджа — всего лишь исполнителем. Эдуардо де Вальфьерно сказочно разбогател на продаже копий, после чего скрылся. Преступление удалось раскрыть после того, как итальянский воришка попытался избавиться от украденной картины: видимо, заказчику, заработавшему на копиях невероятные деньги, оригинал был больше не нужен. Через два года после похищения антиквар из Флоренции получил письмо из Франции, в котором ему предлагалось купить оригинал «Джоконды». Антиквар предложил автору письма встретиться во Флоренции, и во время этой встречи молодой итальянец заявил, что сделал это, потому что считал справедливым вернуть на историческую родину картину, которую когда-то похитили французы. Антиквар установил подлинность картины и, конечно, сообщил об этом полиции. Сейчас «Мона Лиза» находится за пуленепробиваемым стеклом в Лувре. Он утверждал, что цель у него была только одна: восстановить историческую справедливость. Флорентийский суд проникся такой страстью парнишки и смилостивился, приговорив его всего к одному году заключения.
После суда «Джоконду» не вернули в Лувр сразу, а в течение полугода выставляли в крупнейших музеях Италии, и только после этого «Мона Лиза» вернулась в Лувр.
Когда утомленные любители искусства добираются наконец до зала, где висит "Мона Лиза", то обнаруживают, что ее толком не разглядеть - небольшое по формату полотно висит за барьером и защитной стеклянной панелью. Винсент Дельёвен, главный куратор Лувра по итальянской живописи XVI века, заявил, что в большом зале "Мона Лиза" выглядит, как почтовая марка". По словам эксперта, это идет вразрез с идеей автора полотна: "Леонардо да Винчи хотел установить личные отношения между картиной и человеком, ее рассматривающим", - рассказывает он. В том, что портрет надо защищать, у работников Лувра сомнений нет. На "Мону Лизу" не раз покушались, ее обливали краской, супом, в нее бросали торт...
Из-за мер безопасности дисциплинированные посетители музея могут рассматривать полотно не более 30 секунд, к тому же преодолевая препятствие из рук и голов других туристов, делающих селфи.
Помимо встречи с «Моной Лизой», Лувр продал на торгах экскурсию по крышам Парижа в обществе известного во Франции художника-авангардиста Летом ради спасения экономики Франции предлагали даже продать «Мону Лизу». Картина дня.
Сколько стоит Мона Лиза?
По словам директора Фонда Моны Лизы (Fundación de la Mona Lisa) в Швейцарии Стенли Фельдмана (Stanley Fieldman), в чьих руках уже более десяти лет находится портрет, улыбка женщины на нём более ярко выражена, а само лицо – моложе и свежее. Монна Лиза, одна из самых известных картин в мире, находится в Эрмитаже в зале № 253. Точная копия картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза», оригинал которой находится в Лувре, будет продана на аукционе Artcurial в Париже 9 ноября. Сейчас «Мона Лиза» находится за пуленепробиваемым стеклом в Лувре. Мона Лиза – самое раскрученное произведение в мире и самое популярное среди вандалов.
Тайна легендарного полотна: как Мона Лиза стала такой знаменитой
«Мона Лиза» — одна из 16 картин Леонардо да Винчи, о существовании которых нам точно известно, и все они находятся в публичных собраниях. «Мона Лиза» провела турне по городам Италии, а затем вернулась во Францию. Картина Леонардо да Винчи «Мона Лиза», также известная как «Джоконда». В очередной раз не повезло шедевру гениального Леонардо да Винчи. Мона Лиза (копия картины Леонардо да Винчи). «Мона Лиза» провела турне по городам Италии, а затем вернулась во Францию. История создания картины «Мона Лиза».
Тайна легендарного полотна: как Мона Лиза стала такой знаменитой
Уже несколько десятков лет искусствоведы пытаются понять, что Да Винчи зашифровал в полотне. Они обнаружили на картине скрытые буквы и цифры. Они увидели в правом глазу Моны Лизы буквы "LV". Вероятно, это инициалы автора. А в левом — буквы — "СЕ" или, возможно, "В". На мосту же они рассмотрели число 72. Разгадать эти загадочные шифры до сих пор никому не удалось", — пояснил Уолтер Айзексон.
Первоначальный эскиз "Мона Лизы" В 2006 году канадские ученые нашли на Джоконде черновые наброски да Винчи. Технология инфракрасной и лазерной визуализации помогла увидеть, как изменился первоначальный эскиз. Кроме того, на платье Моны Лизы должно было быть кружево. На коленях у нее должно было лежать покрывало. А в волосах была заколка. Но ничего этого мы на мировом шедевре не видим", — отметил Уолтер Айзексон.
Нет у Мона Лизы и бровей. Долгое время искусствоведы считали, что это дань моде XVI века. Тогда представительницы высших слоев общества специально сбривали брови и волосы с верхней части лба. Но девять лет назад французский инженер Паскаль Котэ и историк искусств Эндрю Грэм-Диксон заявили: брови у Джоконды все-таки были. И высокоточное сканирование выявило прорисованные волоски на месте бровей Джоконды. Некоторые мои коллеги считают, что брови обесцветились от времени.
Другие уверены: дело в чересчур трепетном отношении слуг королевского дворца, где десятилетиями висела картины. Желая сохранить ее красоту, они чистили и мыли "Джоконду", вот и стерли ей брови", — отметил искусствовед Эндрю Грэм-Диксон. Сам Эндрю Грэм-Диксон полагает: штрихи бровей, возможно, доказывают, что картина, висящая в Лувре — подделка. Историк планирует проверить подлинность всемирно известного шедевра.
Лиза родилась в старинной аристократической семье Герардини во Флоренции.
Доходы семейство получало от фермерских угодий в Кьянти. Две предыдущие супруги умерли при родах. У Лизы было три сестры и три брата. Семья Герардини снимала дома, так как это было дешевле, чем ремонтировать собственный. Однажды они поселились рядом с Пьеро да Винчи — отцом Леонардо.
Так что Лиза и великий художник уже тогда могли быть знакомы. У Герардини был небольшой загородный дом, где семья проводила лето, пока отец семейства наблюдал за работой на фермах. В 15 лет Лиза Герардини вышла замуж за Франческо дель Джокондо — скромного торговца тканями и шёлком. Он был старше её на 14 лет. Лиза стала его второй женой после смерти первой — Камиллы Ручеллаи.
Она, кстати, была сестрой второй жены отца Лизы. Приданое за девушкой дали скромное по тем меркам: 170 флоринов и ферма Сан-Сильвестро недалеко от загородного дома Герардини. Это позволяет полагать, что Франческо и Лиза поженились по любви, ведь ни один из них не мог похвастаться состоянием. Впрочем, Франческо выиграл больше, так как взял в жёны девушку из знатного рода Флоренции. С годами дель Джокондо разбогател и стал флорентийским чиновником.
Считалось даже, что он представлял интересы одной из самых влиятельных семей Флоренции — Медичи. Правда, за такую репутацию ему пришлось поплатиться. После изгнания Медичи из Флоренции его заключили в тюрьму и оштрафовали. Когда Медичи вернулись, Франческо освободили. По одной из версий историков, супруг Лизы был не так чист на руку.
Мартин Кемп и Джузеппе Палланти в книге «Мона Лиза: люди и живопись» полагали, что он разбогател на работорговле. Франческо покупал девушек в Северной Африке и перевозил во Флоренцию, обращая при этом их в христианство. Некоторые из них работали горничными в доме дель Джокондо. Лиза прожила в браке с Франческо до конца своих дней. У них родилось пятеро детей, также девушка взяла на себя воспитание Бартоломео — сына Франческо от первого брака.
Супруг Лизы умер от чумы в 80 лет. До этого он составил завещание, в котором возвращал приданое Лизе. Кроме того, он подарил ей личную одежду, украшения и сделал всё, чтобы обеспечить будущее своей вдовы.
Правда, переезд потребует значительных ремонтных работ, включая открытие нового входа в Лувр и формирование двух залов в подвальном помещении - прямо под квадратным двором музея. Один из них, по замыслу, и станет новым домом "Моны Лизы": посетители смогут проходить к ней напрямую, что сократит очереди в Лувр. Впечатляет стоимость проекта: на то, чтобы разместить шедевр Леонардо с комфортом и должными мерами предосторожности, уйдет до полумиллиарда евро. По сообщениям, Министерство культуры Франции поддерживает инициативу Лувра, осталось убедить министра финансов Бруно Ле Мэра. Ранее он заявлял, что надеется сэкономить 25 миллиардов евро в бюджете 2025 года, призывая сектор культуры затянуть пояс.
В мае 2022 года 24-летний посетитель музея бросил в картину кусок кремового торта и размазал его по бронестеклу. Свой поступок он объяснил желанием привлечь внимание к "состоянию планеты". В январе 2024 года экологи-анархисты облили супом бронестекло, защищающее картину. Спаситель музея Александр I Музей во дворце Лувр открылся в 1793 году после Великой французской революции. В настоящее время он является одним из наиболее крупных художественных собраний в мире. Историки напоминают, что в сохранение знаменитых коллекций внес вклад российский император Александр I.
Life78 поговорил с ученым, нашедшим вторую «Мону Лизу» в Петербурге
Репродукция картины Мона Лиза или Джаконда Леонардо да Винчи. Картину «Мона Лиза» в Лувре выпачкали тортом. Кто изображен на картине «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, почему эта картина считается самой дорогой в мире и несколько секретов, связанных с этим произведением. Помимо встречи с «Моной Лизой», Лувр продал на торгах экскурсию по крышам Парижа в обществе известного во Франции художника-авангардиста и посещение симфонического концерта в одном из залов музея. Картину Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (1503–1519), также известную как «Джоконда», могут выставить в отдельном помещении Лувра. Где находится картина «Мона Лиза»?
Загадочная госпожа: кем была Лиза дель Джокондо и почему её портрет стал легендой
Москва была последним пунктом маршрута всемирных гастролей «Мона Лизы» (до этого картина была в США), с тех пор она никуда из Лувра не выезжала. Мона Лиза кисти Леонардо да Винчи (1503-1519) – самая загадочная картина. Чтобы найти картину «Мона Лиза» в Эрмитаже, нужно знать, что она находится в Зимнем дворце, одном из основных зданий музея. В 2010 году в Цюрихе был создан Mona Lisa Foundation (Фонд Моны Лизы), члены которого решили доказать, что картина написана Леонардо.