Павел Филонов: гений русского авангарда. Читать биографии известных личностей РФ для школьников и студентов на сайте Федерального портала истории России. Цена билетов на выставку «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» в Москве 16 декабря 2023 — 17 марта 2024 года: от 350 рублей.
Выставка Павла Филонова в Зарядье
Павел Филонов. Самый неразгаданный художник русского авангарда | Нынешний, довольно странный статус Филонова обыграл в своей инсталляции «Монумент утопии», помещенной постскриптумом к выставке, в последнем зале, художник-концептуалист Вадим Захаров. |
Филонов Павел | Павел Филонов называл себя не художником, а исследователем. |
7 малоизвестных полотен Павла Филонова
Я еще об этом проекте напишу. Поэтому с начала 30-х гг. Его персональную выставку в Русском музее уже отменяли и раньше, в 29 году — уж очень он никуда не вписывался. А тут прекратились даже и редкие участия в сборняках и совсем уж редчайшие госпокупки его работ, за гроши, впрочем. А продавать Филонов готов был только своему, как он считал, родному коммунистическому государству — он себя называл коммунистом. Несколько раз он общался с западными коллекционерами, которые предлагали ему неслыханные для него бабки, и — отказывал им. При этом Филонов бедствовал жутко. В 30-е годы он продолжал полулегально преподавать своим адептам — принципиально бесплатно. Какое-то нищенское содержание, типа профсоюзного, он не смог получить, поскольку нужно было получать кучу бумаг, а у него, как он сказал, не было для этого времени — он все время фанатически работал. Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов, типа, не на что было лечить жену, он вспоминал свое первое образование — малярно-художественное, и брался за любую работу кистью.
Вроде создания списка жильцов для жилтоварищества. Или брал оформленные на пасынка госзаказы типа этих: Портрет И. Сталина Тракторный цех Но даже эти не компромиссы, а, с точки зрения Филонова, прямые предательства своего пути денег не приносили. Слишком это все отличалось от того, что готово было купить государство. Сталин какой-то не божественный, цех какой-то не вдохновляющий на труд. В общем, Филонов продолжал месяцами кушать суп из килограмма луковиц, разрезанных пополам, с морковкой и картошками реальный рецепт, описанный его женой , разрабатывать свой аналитический метод и подпольно учить фанатов, которые съезжались к нему со всей страны. Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке. Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Ленинград-то бомбили, в том числе - и зажигательными бомбами.
В этой заботе о своем наследии не было ничего похожего на обычное беспокойство художника о сохранности своих картинок. Это было, скорее, стремление спасти некий корпус необходимых человечеству знаний, каких-то важных свидетельств об ином. Художническими амбициями в традиционном для авангардизма виде Филонов никогда не обладал, типа - это я первый придумал и сделал. Короче, там, на крыше он и простудился. А через несколько дней умер от пневмонии.
Так филоновская идея «мирОвого расцвета» с ударением на второй слог раскрывается постепенно — от маленького карандашного портрета представленного копией в лайтбоксе к большим полотнам с множеством деталей, где сюжет разложен на атомы и молекулы. Таким образом художник показывает не только видимый мир, а выходит за его пределы, пытаясь осмыслить незримые процессы мироустройства. Филонов не просто живо интересовался научными трудами своего времени, будь то теория эволюции Чарльза Дарвина или относительности Эйнштейна, а препарировал их живописными средствами. На базе Института художественной культуры, где он был профессором и вел свой курс, вокруг художника сложилась отдельная школа.
Ее идеи визуализированы на холстах Филонова и изложены письменно в «Декларации мирОвого расцвета», которая начала формироваться еще накануне Первой мировой войны, а окончательно оформилась к 1923 году. Для художника мир — это Вселенная, где каждый атом взаимосвязан с бесконечностью Вселенной, на своих холстах он пытается уловить непрекращающееся движение всего сущего. При этом понятие времени для него относительно. Поэтому в его работах то и дело возникают иконописные образы, как в работе «Святое семейство» или «Богородица с Младенцем». Фото: Мария Москвичева Идеи Филонова довольно объемно изложены куратором выставки из Русского музея Евгенией Петровой, которая и 20 лет назад делала проект к его 120-летию в корпусе Бенуа. И все же в «движимой» экспозиции есть пробелы. Вот текст о художнике, а рядом несколько пустых ниш, куда так и просятся какие-то работы, но их нет. Вряд ли это обусловлено тем, что только в последние несколько десятилетий художника начали заново открывать — по сей день его философия не до конца понята.
На выставке есть одна из последних его картин — «Лики», написанная в 1940 году. Картинам Филонова было суждено долгое забвение, затем выход из небытия и, наконец, признание — первый показ его работ в России состоялся в 1988 году.
Выставка интересна как профессиональному сообществу художников и искусствоведов, так и широкой аудитории. Экспозиция организована при поддержке Автономной некоммерческой организации по реализации проектов в сфере культуры и искусства «Территория культуры». Выставка продлится до 17 марта 2024 года Редактор Хотите предложить новость, напишите нам expert travelexpert.
История живописи: Павел Филонов Максим Кантор - о великом живописце, пролетарском художнике-аналитике, враге красивостей Павле Филонове. Увидев незнакомое, требуется поместить своё впечатление на полку, где хранятся привычные вещи. Это новое похоже на вон то старое!
А-а, тогда понятно. В отношении искусства так происходит постоянно: через сравнения культура узнаёт саму себя. Параллели не всегда точны. Так, принятые сравнения: Рубенс — Бальзак сравнивают по причине барочной избыточности или Мопассан — Ренуар указывают на фривольность героев — поверхностны. Бальзак называл Рубенса наглецом см. Мопассан презирал мещанские удовольствия, его рассказы о том, как мещанский флирт калечит человеческую природу; он бы не оценил импрессионизма. Однако сопоставления укоренились.
Сравнение художника Филонова и писателя Платонова, их дарований и методов письма представляется оправданным. Их обоих отличает беспризорная суровость, они стоят особняком — и в писательском цеху, и в художественной авангардной богеме. Меньше всего они похожи на «творцов», в их поведении нет красивых жестов. Оба мастера пишут сухим языком, лишённым прикрас. В искусстве «суровым»часто называют показную брутальность; на деле такая эстетическая «суровость» — лишь салонное ухищрение, дань моде. Так, в советские времена существовали кокетливый «суровый стиль», жеманная соцреалистическая романтика геологов и нефтяников. Искусство Филонова и Платонова сурово без кавычек, в изначальном значении этого слова — образы лишены красивостей.
Герои Филонова и Платонова непривлекательны: взволнованных глаз, эффектных поз, задумчивых выражений, многозначительных фраз — нет. Персонажи «сурового стиля» соцреализма сжимают кулаки, хмурят лоб и супят брови — позируют для «суровых» картин, хотят выглядеть как «настоящие мужчины». Люди, созданные Филоновым, стоят, свесив руки вдоль туловища, и выражения их лиц не героические;лица настолько измочалены жизнью, что ничего, помимо мучительного процесса бытия, не выражают. Лишённые красивостей образы усваиваются зрителем нелегко — нам, зрителям, надо что-либо присовокупить к филоновской простоте. Но добавить к простым лицам нечего. Последнее, что приходит на ум, когда читаешь Платонова или смотришь на полотна Филонова,— это слово «вдохновение» — пресловутая пушкинская лёгкость «минута — и стихи свободно потекут» этим художникам неведома. Современники военного коммунизма и продразвёрстки, эти художники «нового общества» работали как разнорабочие: тяжело и помимо вдохновения слова подгоняли друг к другу, как камни, выкладывали краску, словно грузили дрова.
Видно по линии Филонова, как трудно движется рука художника, видно, как трудно подбирает слова Платонов. Каждый день и монотонно, но ради великой цели. Эта великая упорная монотонность стала своего рода художественным методом. Нужное другим дело мастера выполняют вопреки всему — даже вопреки внешней красоте искусства, вопреки правилам Буало и представлению о катарсисе. В произведениях Платонова или Филонова не бывает катарсиса, то есть нет некоей точки напряжения, в которой сходятся сюжетные линии и страсти. Повествование равномерно тяжело, холст равномерно расписан — центра нет. Их вещи не красивы хрестоматийной красотой.
Если вы станете вспоминать лицо героя Филонова — вам не удастся вспомнить ничего помимо общих черт; индивидуальность стёрта трудом. Остаётся узнать: что же необходимое содержится в трудной работе Филонова и Платонова, ради чего проделан мучительный труд? В таком случае его творчество — это мучительная правда, выговоренная о страшном времени. Впрочем, прямых обвинений режиму писатель не высказал, он просто описал уничтожающий человека процесс жизни, но хорошо это или плохо — он не сказал; каждый может решить сам. Принято числить Филонова мастером, запрещённым советской властью, — и действительно, запланированная при жизни выставка в Русском музее была отменена, а после смерти работы художника не выставляли. Однако никакой критики строя в картинах Филонова найти невозможно. Другом и почитателем Филонова числился советский мэтр Бродский — тот самый, автор «Ленина в Смольном»; всё это странно — это не биография диссидента.
Да, на картинах Филонова изображены грубые люди, тяжело работающие, с безнадёжно уставшими лицами, но разве тяжкий труд противоречит доктрине партии? Подобно грубым скульптурам средневековых соборов, герои Платонова и Филонова предъявляют зрителям своё бытие вне оценочных категорий. Разве герои соборных порталов — мученики и святые — тщатся нам что-то доказать? Это в новое время масляная живопись стала трибуной: герои Гойи взывают к зрителю, требуют соучастия в борьбе, герои Шагала делятся своими страстями. Но люди Платонова и Филонова просто сосуществуют рядом с нами, как живут рядом с нами деревья, как стоят скалы. Герои Филонова и Платонова не стараются казаться значительнее, чем они есть; так и камень не старается придать своим чертам выражения; камню достаточно того, что он знает сам о себе. Персонажи Платонова и Филонова схожи своими чертами с природой Севера — их лица вычищены холодом и ветром от избыточности.
Ввалившиеся щёки, глубоко посаженные глаза, резко обозначенные челюсти, широкий выпуклый лоб, тонкие губы — никакой специальной аффектации, но лицо настолько очищено от всех примет быта, что волнует лабораторной скупостью черт. Словно человека умыли и побрили для операции — не оставили в облике ничего лишнего. Ничего нет лишнего и в одежде — у Филонова люди одеты в серые робы, какие носят рыбаки или заключённые; примет времени нет — с равным успехом это может быть персонаж Средневековья или Новейшей истории; впрочем, мастер и не имел в виду определённую профессию или определённый год. Не отвлекаясь в стороны, себя не жалея. От напряжения воли наполовину сжевал свои зубы... Именно к таким вот лицам обращались большевики, зовя людей на стройки и войны, — такие люди отдают свою жизнь без раздумий. Личная жизнь Филонова была под стать облику — её, по сути, просто не было.
Он был женат на женщине много старше себя, она была вдовой народовольца, то есть старше Филонова как минимум на два поколения. Даже в богемной авангардной России, среди художников, совершавших экстравагантные поступки, это был из ряда вон выходящий поступок. Это не богемный жест, это не страсть к Айседоре Дункан или Лиле Брик —это труд в личной жизни, столь же упорный и не ради удовольствия осуществляемый, как и работа живописца. Рассказывают, что в блокадном Ленинграде художник возил свою старую и немощную жену на санках, отдавая ей свой скудный паёк. Художник умер от истощения, от голода во время блокады — и поэт Кручёных написал такую эпитафию: Был он первым творцом в Ленинграде Но худога Погиб во время блокады, Не имея в запасе ни жира, ни денег. Быть человеком, по Филонову, — это само по себе профессия, тяжёлый труд: люди приходят в этот мир, чтобы страдать и работать. Такой взгляд на жизнь обусловлен, разумеется, ясно сформулированным убеждением в своей миссии в истории.
Павел Филонов: картины для будущих поколений
БЕЗУМИЕ ПАВЛА ФИЛОНОВА Иногда творчество некоторых художников до такой степени не укладывается в общепринятые рамки, что их называют волшебниками, магами, чародеями или же людьми не от мира сего, но при этом мало кому приходит в голову, что эти. Выставка Павла Филонова в Зарядье. РОСИЗО и Государственный Русский музей представляют в выставочном зале Медиацентра Парка «Зарядье» выставку «Павел Филонов. живописец, иллюстратор, график-станковист, теоретик, педагог. Основоположник аналитического метода, способного, по мнению художника, передать характер человеческого мышления. Автор символико-философских картин, портретов. Творчество Павла Филонова плохо вписывалось в творческие ориентиры сталинского режима. В начале 1930-х советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников. Как пояснили корреспонденту Псковской Ленты Новостей в учреждении, эта виртуальная экспозиция подготовлена в рамках большого интернет-проекта «Художник и музей».
Работы одного из лучших учеников Павла Филонова экспонирует «Михайловское»
В 1931 году он писал, что «все свои работы, уже сделанные и те, которые рассчитывает сделать, решил отдать Государству». Большинство его работ были подарены сестрой художника Русскому музею.
Выставка «Павел Филонов. Художник мирового расцвета» Событие завершилось я посетил 16 декабря 2023 года в выставочном зале Медиацентра парка «Зарядье» открылась выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова 1883—1941 — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Масштабный выставочный проект направлен на то, чтобы приблизить зрителя к пониманию творческого наследия Филонова, сохранившегося не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях.
Собственный метод наставник считал пригодным для любых задач — от создания огромных панно до книжных иллюстраций. Философию мастера ученики разделяли с разной степенью преданности. Одни следовали его советам многие годы, другие искали свой собственный путь. Алиса Любимова, ведущий научный сотрудник отдела живописи второй половины ХIX — начала ХХI веков Государственного Русского музея: «Он был особенный мастер, его даже художники, не относящиеся к ученикам, например, Исаак Елизак называли Кальвином Лютером.
То есть сравнивали с такими жесткими деятелями, которые жестко ограничивают волю, творческие какие-то порывы своих учеников».
Меланхолии подвержены и самые «безумные» выразители социальной активности, в глазах которых все же светится некоторое беспокойство, желание действия, воли, без осознанной причины. Беспокойство и незащищенность... Собственно, человек как главный герой, главная идея Мирового Расцвета оказывается самым слабым звеном этой красиво выстроенной утопии.
Человека Филонова губит открытость, он доверчив, слишком распахнут миру, отрешен от прошлого, но и не принят будущим. Две мужские фигуры Налет. Между 1936 и 1938. Бумага, тушь, перо, химический карандаш.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Важным вкладом в более глубокое, сущностное понимание природы его творчества является рассуждения Ковтуна в разделе «От веры к атеизму» во вступительной статье к «Дневникам» Павла Филонова. Важным вкладом в более глубокое, сущностное понимание природы его творчества является рассуждения Ковтуна в разделе «От веры к атеизму» во вступительной статье к «Дневникам» Павла Филонова. Несмотря на открыто декларируемую атеистическую позицию в то время, существенно обеднившую, как полагает Ковтун, творчество мастера, он продолжает на иконографическом, формальном вопрос — насколько? Так в композиции 1930-х гг.
Обращает внимание сходство этого поз и жестов фигур в работе Филонова с фигурой из клейма «Посечение древа» из иконы «Никола, Козьма и Дамиан» п. ХIV вв. Судя по работам, к началу 1920-х он уже произошел и это обстоятельство надо непременно учитывать, ибо для такого типа личности как Филонов этот момент является определяющим для творчества. Тип личности, тип творческой активности.
Филонова совершенно своеобразен, он редкий для художника XX в. Чаще всего его сравнивают с аскетом-сектантом, революционером-подпольщиком. По нашему мнению — это неистовый Савонарола пролетарской революции, сочетающий пантеистическую раскрытость и доверие миру Франциска Ассизского. Формула Вселенной Земля в пространстве.
Бумага, акварель, тушь, перо, графитный карандаш. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Религиозный тип творческой активности остается у него и там, где заместо религии ставится наука, а пронизанный идеями христианского обновления жизни «Мировый расцвет» объявляется самим художником в 1920-е гг. Марксизм-материализм-атеизм как новая религия окончательно вытесняет прежние устои православной веры, но не может уже переиначить высоких морально-этических оснований филоновского характера, оставшихся неизменными.
Павел Филонов. Самый загадочный художник русского авангарда
выставка, приуроченная к 140-летию со дня рождения художника Павла Филонова - одного из самых загадочных и одновременно самого узнаваемого представителя русского авангарда ХХ века. зарядье, выставка, павел филонов Выставка посвящена одному из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Павел Филонов называл себя не художником, а исследователем.
Выставка "Павел Филонов. Художник Мирового расцвета"
Похищенные из Русского музея рисунки Филонова возвращены на законное место: Россия: | В 1919 году, благодаря протекции художника Павла Мансурова, который был комендантом Дома литераторов, Филонов получил жилье – комнату, в которой было два окна, кровать, стол, стулья и книжные полки. |
Работы художника Павла Филонова представят на выставке в Москве | 360° | Художник Павел Филонов. Творчество Павла Филонова плохо вписывалось в творческие ориентиры сталинского режима. Когда в начале 1930-х советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в. |
Павел Филонов: картины для будущих поколений | С 28 октября 2022 по 28 февраля 2023 года в антикварной галерее на Невском 54 (напротив Александрийского театра) открыта выставка Мастеров Аналитического искусства — последователей П.Н. Филонова. |
Работы одного из лучших учеников Павла Филонова экспонирует «Михайловское»
зарядье, выставка, павел филонов Выставка посвящена одному из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Художник и деньги. Путь Павла Филонова — просящийся в легенду путь «самородка». Сын извозчика и прачки, к живописи он прикоснулся через живописно-малярные мастерские, одновременно занимаясь по вечерам в Обществе поощрения художеств. Когда все в мире художниками уже написано, им остается только заглянуть внутрь этого мира, считал Филонов. великий русский художник-авангардист, поэт, ученый, философ, загадочный, неприступный и герметичный. Павел Николаевич Филонов (Pavel Nikolayevich Filonov; родился 8 января 1883 г. — умер 3 декабря 1941 г.) — русский художник, один из активных лидеров российского авангарда конца XIX — начала XX века.
Выставка "Павел Филонов. Художник мирового расцвета" открылась в парке "Зарядье"
Павел Филонов принципиально не брал с учеников деньги и не продавал свои картины. В 1931 году он писал, что «все свои работы, уже сделанные и те, которые рассчитывает сделать, решил отдать Государству». Большинство его работ были подарены сестрой художника Русскому музею.
Павел Филонов Павел Филонов — самый загадочный из классиков русского авангарда, яркая вспышка и уникум в русском искусстве, который возник из ниоткуда и ушел в никуда, практически не оставив последователей. Однако трагическая судьба художника вплетена в трагическую историю России, а глубинные связи его искусства с развитием европейской культуры прослеживает искусствовед Глеб Ершов в книге «Художник мирового расцвета. С любезного разрешения автора и издательства мы публикуем фрагмент этой книги. Павел Филонов. Без названия Три фигуры. Бумага, акварель, графитный карандаш.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Интересно, что советская критика 1930-х гг. Сам Филонов постоянно указывал на позитивность, объективность и естественно-научность своего аналитического метода и чем-то даже пытался буквально воплотить в картинах основные положения диалектического материализма. Во всяком случае, в теоретических работах 1920-х гг. Стремление соответствовать передовому философскому методу познания, способному не просто объяснить, но и революционным образом изменить мир, приводит его к огрублению и вульгаризации метода. У Филонова выходит какая-то натурфилософская диалектика, или натурфилософский материализм. Художник своим творчеством и теорией обнаруживает целый срез отечественной философской и естественнонаучной мысли, сочетающей в себе позитивизм научного метода познания, органицистские монистические концепции познания Циолковского и Тимирязева, Вернадского и Богданова, а также марксизма, понятого в хилиастическом и буквально прикладном ключе. Точность и скрупулезная проницательность и вселенская космическая утопия атомизм и глобализм — вот размах, амплитуда этого направления мысли. Обложка книги Глеба Ершова «Художник мирового расцвета.
Павел Филонов». СПб: Издательство Европейского Университета в Санкт-Петербурге, 2015 Филонов представляет мир как единую, развернутую во времени и пространстве ткань живого организма. По мнению Короткиной «подобная концепция могла возникнуть лишь на основе своеобразного пластического гилозоизма — учения о всеобщей одушевленности материи» [1]. Эта креативная сила природы, по мнению автора, находит свое пластическое и техническое воплощение в любовном выписывании всех организмов, что создает не иллюзию пространственной глубины, а плетения формы, стелющейся по поверхности: «Этот прием типичен для народного искусства в ткачестве, резьбе по дереву или камню» [2]. Отметим, что на ремесленное, кустарно-народно-промысловое начало «сделанности», указывают почти все исследователи, обращающиеся к анализу этого понятия. Органицистский размах мировоззрения Филонова от микро- к макроструктуре, всеобщее креативное начало, пронизывающее и человека, и вселенную, говорит о своеобразном биокосмизме, который можно встретить и у раннего П. Флоренского, и у автора «всеобщей организационной науки — тектологии» А. Этот философ неопозитивстского плана, ученый, создавший оригинальную концепцию тектологии то есть, учения о строении, структурах, всеобщих организационных связях , на наш взгляд, приведен здесь как весьма удачная аналогия.
Выставка «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» в Медиацентре в Парке «Зарядье» в Москве — это выставка, приуроченная к юбилею художника Павла Филонова 1883—1941 — одного из самых загадочных представителей русского авангарда ХХ века. Художник Мирового расцвета»: цель проекта Масштабный выставочный проект «Павел Филонов. Художник Мирового расцвета» в Медиацентре в Парке «Зарядье» направлен на то, чтобы приблизить зрителя к пониманию творческого наследия Филонова, сохранившегося не только в живописи и графике, но и в статьях, манифестах, дневниковых записях.
Филонов позволил себе в классе писать натурщиков не по академическим канонам, а как французский фовист — чистыми красками. Так многие студенты экспериментировали лишь дома. В объяснительной записке ректору Филонов впервые сформулировал свое понимание искусства.
Он сумел убедить профессоров Академии в искренности своих творческих поисков, и их заключение о том, что Филонов «своими работами развращает учеников» было отменено, его восстановили. Однако уже следующей осенью учеба в Академии окончательно потеряла для художника внутренний смысл, и он покинул ее стены. Павел Филонов был одним из столпов русского авангарда, наряду с К. Малевичем и В. Он посвятил свою жизнь выработке своего собственного оригинального метода живописи, был признан и любим искусствоведами. Однако по разным причинам он мало знаком широкой публике. И тогда, и сегодня.
Государственный Русский музей хранит богатейшую коллекцию Филонова. В последние годы музей организовал несколько выставок его произведений. Благодаря его содружеству с Государственным музеем ИЗО РТ казанцы получили возможность познакомиться с творчеством художника поближе, узнать подробности его биографии. Как пишет газета «Коммерсантъ», Павел Филонов идеально сохранился для того, чтобы его открыли заново. Его, можно сказать, вернули к жизни в 1989 году грандиозной выставкой в Русском музее, который после смерти младшей сестры Филонова оказался обладателем самой значительной в мире коллекции работ художника. Интересна биография Павла Николаевича. Впрочем, для времени, в котором он жил и творил, его жизнь была похожа на другие.
С начала 30-х годов, когда советская власть волевым решением прекратила жизнь всех творческих групп и объединений и собрала все художественные силы в Союз художников, дела у Филонова пошли совсем плохо. Его персональную выставку в Русском музее отменили. В 1929 году он уже не вписывался в официальное искусство. Несколько раз художник общался с западными коллекционерами, которые предлагали ему неслыханные для него деньги, и отказывал им. По его мнению, все, что он создал, должно было жить только в СССР. Когда безденежье достигало каких-то уж совсем безнадежных пределов, он вспоминал свое первое образование — малярно-художественное и брался за любую работу кистью. Даже если это был список жильцов для жилтоварищества.
Однако художник не страдал от нищеты, поскольку для него быта вообще не существовало. Когда началась война, основной заботой Филонова было сохранение своих работ, хранившихся в мастерской на чердаке. Он постоянно по ночам дежурил на крыше. Ленинград часто бомбили, в том числе зажигательными бомбами. Как утверждают авторы очерков о нем, в этой заботе о своем наследии не было ничего похожего на обычное беспокойство художника о сохранности картин. Это было, скорее, стремление спасти некие необходимые человечеству знания, какие-то важные свидетельства об ином. Филонов не участвовал в кампаниях гонения на реалистическое искусство, которых было немало в начале прошлого века, мало того, не скрывал, что порой следует его традициям.
Современников удивляло и то, что он не высказывался против новой власти.