Президент России Владимир Путин подписал указ, который формирует в стране федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе. Среди прочего теперь претенденты на включение в федеральный кадровый резерв должны сдавать сведения о своих доходах и имуществе и доходах и имуществе членов семьи. Согласно приказу Минтруда России от 20.03.2024 № 130н, с 28 апреля при работе в ЕИС управления кадровым составом с целью включения кандидатов в федеральный резерв нужно использовать унифицированные документы. Кремль начал готовить реформу федерального кадрового резерва для замещения должностей на государственной гражданской службе, такие законопроект и проект президентского указа разработала комиссия при президенте по вопросам госслужбы и резерва управленческих.
Путин одобрил формирование федерального кадрового резерва госслужбы
Федеральный кадровый резерв формируется управлением президента по государственной службе на основе рекомендаций руководителей администрации президента и правительства, руководителей федеральных органов власти и высших должностных лиц регионов. Закреплено, что формирование федерального кадрового резерва осуществляется с использованием федеральной государственной информационной системы в области государственной службы. Президент России Владимир Путин издал указ, создающий федеральный кадровый резерв для гражданской государственной службы. Изменения касаются установления обязанности для государственных гражданских служащих и граждан, претендующих на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, представлять сведения о своих доходах.
«Ведомости»: Кремль приступает к реформе федерального кадрового резерва
Кадровый резерв государственной гражданской службы — это люди, которые при необходимости способны заменить действующих специалистов в кратчайшие сроки. Федеральный кадровый резерв формируется управлением президента по государственной службе на основе рекомендаций руководителей администрации президента и правительства, руководителей федеральных органов власти и высших должностных лиц регионов. РИА Новости. Комиссия при президенте РФ по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров подготовила законопроект и проект президентского указа, предполагающие реформу федерального кадрового резерва для замещения. В России создали федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе для назначения управленцев и руководителей. Соответствующие законопроект и проект президентского указа разработала комиссия при президенте по вопросам государственной службы и резерва управленческих кадров под руководством помощника главы государства Дмитрия Миронова. Окончательное решение о включении кандидата в федеральный кадровый резерв после анализа и проверок будет принимать руководитель администрации президента.
Бойцы СВО после обучения будут включены в федеральный кадровый резерв
Документ опубликовали 22 января на официальном портале правовой информации. Нахождение в резерве станет обязательным для лиц, претендующих на назначение на руководящие должности, в тех случаях, когда решение по ним принимает президент России. Для включения в кадровый резерв потребуется пройти специальный отбор по профессиональному уровню. Кроме того, кандидатам в этот список понадобится отчитаться о доходах и пройти необходимые проверки.
Каких граждан, на основании чего и за какие заслуги — это решит сам президент. Поэтому логично, что один из нынешних принципов формирования общефедерального кадрового резерва — на конкурсной основе предлагается из действующего закона исключить. Более того, глава государства берет на себя полномочия утверждать правила формирования и ведомственных кадровых резервов, включая даже кадровые резервы ветвей и уровней власти. Понятно, что в том же направлении меняется и декларированный прежде принцип об обязательном декларировании действующими и будущими чиновниками своих доходов и имущества как за себя, так и за членов своей семьи. Как следует из представленных в Госдуму поправок, данный подход принципиально вроде бы и сохраняется, но его применение — опять же в соответствии с решениями президента, видимо, будет варьироваться исходя из целесообразности, понимаемой таковой все тем же президентом. Можно предположить, что появление данного законопроекта связана с проблемой так называемого переходного положения внутри российской элиты.
Кроме того, сами процедуры отбора в таких конкурсах носят неформальный характер. Участие в таких конкурсах будет учитываться при рассмотрении кандидатуры будущего резервиста наравне с другими факторами, но не гарантирует попадания в федеральный кадровый резерв, подчеркнул собеседник. Сейчас в соответствии с поручением президента от 1 августа 2008 г. Ее координатором является аппарат правительства, а госзаказчиком — Минтруд. Этот резерв создается на три года и каждый раз набирается заново, пояснила «Ведомостям» заместитель министра труда и соцзащиты Елена Мухтиярова: «В 2024 г. А для попадания в новый резерв коллеги должны будут пройти новую процедуру [описанную в проекте закона и указа]».
Непрерывное пребывание в новом резерве будет дольше — в течение шести лет и более, рассказывает Мухтиярова, но и подход к резервистам будет строже: «Ежегодно каждое должностное лицо, давшее рекомендацию для зачисления в резерв, должно обновлять характеристику [потенциального чиновника высокого ранга]». В Минтруде связывают это с тем, что для зачисления кандидата в резерв требуется не только формальная анкета с биографическим данными, но и достаточно детальный рассказ о его личных характеристиках, а также проектах и достижениях, ответственность за который фактически берет потенциальный наниматель. Информация о тех, кто зачислен в федеральный кадровый резерв, будет поступать в Единую информационную систему управления кадровым составом государственной гражданской службы. Соответствующий функционал подсистемы сейчас в стадии подготовки — ожидается, говорит Мухтиярова, что он будет запущен к 1 апреля. С принятием закона и подписанием указа президента формализуется использование кадрового резерва органами власти, отмечает Мухтиярова: у людей, которые включаются в резерв по номенклатуре администрации президента и правительства, фактически появляется серьезный шанс на дальнейшее продвижение.
Согласно положению, федеральный кадровый резерв - это "сформированная группа лиц, соответствующих определенным квалификационным и иным требованиям для замещения должностей федеральной гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей государственной гражданской службы РФ, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются президентом или правительством России". Тем же указом утверждено Положение о порядке представления государственными гражданскими служащими РФ, гражданами РФ, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв, сведений о доходах, об имуществе, обязательствах имущественного характера и о порядке осуществления проверки достоверности и полноты представленных сведений.
Прикрепленные документы
- «Ведомости»: Кремль приступает к реформе федерального кадрового резерва
- «Ведомости»: Кремль приступает к реформе федерального кадрового резерва
- Глава государства сформирует кадровую гвардию / Политика / Независимая газета
- Утверждены формы документов для федерального кадрового резерва госслужбы- 19.04.2024 - Кодекс
Глава государства сформирует кадровую гвардию
Положение о федеральном кадровом резерве на гражданской службе, определяющее категории и группы должностей, для замещения которых формируется резерв, порядок его формирования и работы с ним, утверждается также указом президента РФ. В России реформируют федеральный кадровый резерв для замещения должностей на государственной гражданской службе, узнали «Ведомости». Федеральный кадровый резерв формируется управлением президента по государственной службе на основе рекомендаций руководителей администрации президента и правительства, руководителей федеральных органов власти и высших должностных лиц регионов. Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект, совершенствующий формирование федерального кадрового резерва госслужбы в России. Понятие федерального кадрового резерва было введено законом в 2004 г., но фактически этот инструмент подбора кадров для высшей группы должностей госслужбы полноценно так и не заработал, объясняет один из собеседников «Ведомостей». В России реформируют федеральный кадровый резерв для замещения должностей на государственной гражданской службе.
Еще о кадровой работе (госслужбе)
Главная Государственная гражданская служба Кадровый резерв на государственной гражданской службе Кадровый резерв на государственной гражданской службе В Российской Федерации установлена многоуровневая система формирования кадрового резерва на гражданской службе с выделением следующих видов кадровых резервов: федеральный кадровый резерв; кадровый резерв федерального государственного органа; кадровый резерв субъекта Российской Федерации; кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации. Кадровый резерв федерального государственного органа представляет собой совокупность сведений о гражданский служащих гражданах , признанных победителями конкурсного отбора для включения в кадровый резерв на замещение вакантной должности определенной категории и группы, а также по другим основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27. Основной целью формирования и использования кадрового резерва является своевременное обеспечение гражданской службы высококвалифицированными кадрами. Кадровый резерв формируется с учетом поступивших в государственный орган заявлений от гражданских служащих и граждан. Общим правилом является включение гражданского служащего гражданина в кадровый резерв государственного органа для замещения должности гражданской службы по результатам конкурса, в рамках которого оценивается соответствие участников конкурса квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям гражданской службы, а также уровень их знаний, навыков и умений. С учетом поступивших заявлений гражданских служащих граждан формируются на конкурсной основе для замещения должностей гражданской службы федеральный кадровый резерв, кадровый резерв федерального государственного органа, кадровый резерв субъекта Российской Федерации и кадровый резерв государственного органа субъекта Российской Федерации далее также - кадровый резерв , в ред.
Наличие единой базы данных, в которую включены участники резервов всех уровней обеспечит следующие эффекты: При отсутствии у руководителя например, у губернатора кандидатур для назначения на вакантную должность из «своего списка», он может обратиться с запросом в единую базу данных. Чиновник, обладающий опытом и потенциалом, но попавший в «карьерный тупик» в своем регионе или ведомстве, имеет шанс быть востребованным в другом месте, что повышает его карьерную мобильность.
Государственные органы получают дополнительный стимул в борьбе за удержание перспективных кадров, что будет способствовать развитию всей кадровой политики и HR-практик. У субъектов государственной кадровой политики в лице Администрации Президента, Аппарата Правительства и Минтруда появятся рычаги для повышения управляемости при реализации кадровой политики. В настоящее время только через управленческие конкурсы и конкурсы по формированию резервов управленческих кадров, организованных при участии РАНХиГС в регионах прошло более 30 тыс. В каждом регионе из полутора десятков вовлеченных в эту работу сформирована собственная база данных перспективных руководителей. Все участники мероприятий по формированию резервов прошли оценку по единой методологии и имеют сопоставимые результаты оценки. Однако эффективность использования этих баз можно было бы значительно повысить посредством их объединения и обеспечения режимов доступа разных пользователей к информации об участниках. Доступ к информации об участниках резерва может зависеть от того уровня резерва, в котором состоит руководитель: уполномоченные представители Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ могут иметь доступ к информации об участниках резерва своего уровня и всех «нижестоящих», представители первых лиц регионов к единому федеральному ФОИВов и региональному кадровому резерву, руководители региональных министерств к региональному и муниципальным резервам и т Единая система управления должностным продвижением управления карьерой руководителей сферы госуправления, основанная на общем классификаторе должностей, отражающем их реальный управленческий статус, и содержащая описание оптимальных карьерных траекторий по уровням и сферам деятельности.
Например, одна из возможных карьерных траекторий может предполагать прохождение следующих ступеней: начальник отдела в областном правительстве — глава муниципалитета — региональный министр — заместитель губернатора — глава крупного города — заместитель министра РФ — глава региона или министр. В идеале успешное карьерное продвижение должно предполагать работу в муниципалитетах, в различных регионах и в федеральном центре, а также в разных ветвях власти. При этом, например, можно отметить, что наличие выборных должностей в карьерограмме руководителя вовсе не гарантирует его назначение избрание на эту должность, а, скорее, выполняет роль ориентира, в том числе для более целенаправленной подготовки и личностно-профессионального развития например, в связи с необходимостью приобретения политического опыта и соответствующего веса в регионе. Кроме того, наличие карьерограмм у руководителей-чиновников вовсе не исключает появление в госсфере руководителей с опытом работы в бизнесе или других сферах деятельности через систему «боковых входов». Позитивным фактором развития кадрового потенциала системы госуправления можно считать привлечение наиболее эффективных руководителей именно из бизнеса. Как показывает опыт последних назначений руководителей субъектов РФ, большинство из них имеют разносторонний опыт управленческой деятельности — в муниципалитете, в регионе, в федеральных органах власти, в госкорпорации, в бизнесе и т. Опыта работы только в госорганах, только в бизнесе или только в правоохранительных структурах, как правило, оказывается недостаточно.
Существующие системы классификации должностей в системе госуправления по уровням управления слабо отражают реальный статус руководителей и должностных лиц. На гражданской службе существуют категории и группы должностей, система классных чинов. В каждом регионе утвержден собственный реестр должностей. Все это очень слабо соотносится между собой и тем более с должностями на муниципальной службе, с государственными и муниципальными должностями, должностями в бюджетной сфере руководителей учреждений , в госкорпорациях и т. Требуется разработка «классификатора должностей», реалистично отражающего статус должности и позволяющего выстраивать карьерные траектории руководителей, — возможный аналог табеля о рангах, существовавшего в Российской Империи, но с несколько иными целями. Единая система подготовки и продвижения кадров, а не два разных процесса. Результаты целевой подготовки и просто участия в образовательных программах должны учитываться, накапливаться и использоваться при принятии решений о назначении или определении дальнейших направлений развития управленческого и профессионального опыта в т.
По результатам участия в образовательных программах все их участники должны оставлять «цифровой след». ВУЗы, учредителем которых является Правительство РФ прежде всего РАНХиГС , должны выступать субъектами выдвижения в резервы всех уровней, включая президентский по результатам участия чиновников и других лиц в образовательных программах. При этом выдвигаться могут исключительно лица, получившие статус «отличник учебы» и продемонстрировавшие во время учебы максимально высокие деловые и необходимые личные качества. Поступление на образовательные программы в сфере госуправления должно оставаться открытым для «не госслужащих», стремящихся к карьере в сфере публичного менеджмента, а успешное завершение таких программ наиболее талантливыми из них должно становиться своего рода билетом в эту сферу с учетом не просто положительных, а именно высоких результатов обучения. Зачисление на ряд образовательных программ за счет бюджетных средств некоторые виды профессиональной переподготовки, MPA, магистратура должно быть знаком предстоящего повышения в должности в случае успешного завершения учебы. Назначение на вышестоящие должности, начиная с уровня регионального министра, начальника управления заместителя директора департамента ФОИВ должно осуществляться только после успешного завершения соответствующей образовательной программы. До этого руководитель может носить статус врио, но не более 1 года.
Об этом сообщает телеканал "360". Согласно документу, утвержден порядок отчетности претендентов на включение в кадровый резерв о доходах и имуществе. Ведение резерва, оценка уровня кандидатов будет вестись при помощи федеральной государственной информационной системы.
При этом эффективность квази-резервов иногда оказывается выше, чем традиционных резервов кадровых резервов на гражданской службе и резервов управленческих кадров , что связано в первую очередь с тем вниманием, которое уделяют формированию подобных резервов высшие должностные лица. Все эти виды резервов существуют как самостоятельные и регулируемые нормативно-правовыми актами, никак не связанными между собой. На гражданской службе кадровые резервы, с одной стороны, сложились в целостную и самостоятельную кадровую технологию, с другой — очень часто и даже, возможно, в подавляющем большинстве случаев используются как костыль для крайне неэффективной системы привлечения и отбора кадров, в частности, при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей. Назначение через резерв дает руководителям большую степень свободы выбора, чем назначение через конкурсы на замещение вакантных должностей.
Поэтому вместо проведения конкурсов на замещение вакантных должностей проводятся конкурсы по формированию кадровых резервов. Таким образом, кадровые резервы выполняют не свою функцию, а функцию непосредственно кадрового отбора с обходом обязательных конкурсных процедур. Попытка создать единую систему резервов управленческих кадров была отражена, как указывалось выше, в подготовленной РАНХиГС и поддержанной Комиссией при Президенте РФ по вопросам государственной службы и резервов управленческих кадров «Общей концепции формирования и использования резервов управленческих кадров в Российской Федерации». Основные положения данной концепции, появившейся в конце 2017 г. Слабым звеном системы работы с кадровыми резервами всех видов и уровней, с точки зрения государственной кадровой политики, является их разрозненность. Управленческие резервы федерального уровня в значительной степени дублируют друг друга: президентский резерв, высший резерв управленческих кадров, «кадровый управленческий резерв». Поднимается вопрос о создании федерального кадрового резерва, также предназначенного для замещения высших должностей.
В настоящее время никак не используются возможности, как и не учитываются ограничения территориального устройства Российской Федерации, расположившейся на огромной территории. Резервы управленческих кадров субъектов РФ и кадровые резервы на гражданской службе решают исключительно локальные кадровые задачи того региона, в котором они формируются. При этом, с одной стороны, каждый из регионов испытывает дефицит квалифицированных управленческих кадров, с другой — у регионов нет информации о перспективных кадрах друг друга, которые по каким-то причинам возможно, временно оказались не востребованы в своем регионе, попали в карьерный тупик и т. Такие неблагоприятные тенденции, как центростремительный отток из периферии наиболее перспективных кадров, острейший дефицит квалифицированных управленческих кадров на большинстве территорий страны, слабая эффективность кадров из-за сложившейся в последние десятилетия клановости в ряде регионов вполне могут быть преодолены за счет осмысленной работы по созданию единой системы кадровых резервов. Что же могут представлять собой кадровые резервы как единая система? Единая многоуровневая система кадровых резервов Единая система управления должностным продвижением Единая система подготовки и продвижения кадров Единые правила назначения на вышестоящие управленческие должности Единая многоуровневая система кадровых резервов, объединенная посредством общей базы данных, сопоставимой информации в т. Наиболее востребованными уровнями и номенклатурами резервов представляются следующие: Таким образом, находясь в системе государственного управления, руководитель должен знать о перспективах своего дальнейшего карьерного роста или отсутствии в настоящий момент таковых , а данные о нем должны быть напрямую доступны тому руководителю, к номенклатуре которого он относится.
Наличие единой базы данных, в которую включены участники резервов всех уровней обеспечит следующие эффекты: При отсутствии у руководителя например, у губернатора кандидатур для назначения на вакантную должность из «своего списка», он может обратиться с запросом в единую базу данных. Чиновник, обладающий опытом и потенциалом, но попавший в «карьерный тупик» в своем регионе или ведомстве, имеет шанс быть востребованным в другом месте, что повышает его карьерную мобильность. Государственные органы получают дополнительный стимул в борьбе за удержание перспективных кадров, что будет способствовать развитию всей кадровой политики и HR-практик. У субъектов государственной кадровой политики в лице Администрации Президента, Аппарата Правительства и Минтруда появятся рычаги для повышения управляемости при реализации кадровой политики. В настоящее время только через управленческие конкурсы и конкурсы по формированию резервов управленческих кадров, организованных при участии РАНХиГС в регионах прошло более 30 тыс. В каждом регионе из полутора десятков вовлеченных в эту работу сформирована собственная база данных перспективных руководителей. Все участники мероприятий по формированию резервов прошли оценку по единой методологии и имеют сопоставимые результаты оценки.
Однако эффективность использования этих баз можно было бы значительно повысить посредством их объединения и обеспечения режимов доступа разных пользователей к информации об участниках. Доступ к информации об участниках резерва может зависеть от того уровня резерва, в котором состоит руководитель: уполномоченные представители Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ могут иметь доступ к информации об участниках резерва своего уровня и всех «нижестоящих», представители первых лиц регионов к единому федеральному ФОИВов и региональному кадровому резерву, руководители региональных министерств к региональному и муниципальным резервам и т Единая система управления должностным продвижением управления карьерой руководителей сферы госуправления, основанная на общем классификаторе должностей, отражающем их реальный управленческий статус, и содержащая описание оптимальных карьерных траекторий по уровням и сферам деятельности. Например, одна из возможных карьерных траекторий может предполагать прохождение следующих ступеней: начальник отдела в областном правительстве — глава муниципалитета — региональный министр — заместитель губернатора — глава крупного города — заместитель министра РФ — глава региона или министр. В идеале успешное карьерное продвижение должно предполагать работу в муниципалитетах, в различных регионах и в федеральном центре, а также в разных ветвях власти. При этом, например, можно отметить, что наличие выборных должностей в карьерограмме руководителя вовсе не гарантирует его назначение избрание на эту должность, а, скорее, выполняет роль ориентира, в том числе для более целенаправленной подготовки и личностно-профессионального развития например, в связи с необходимостью приобретения политического опыта и соответствующего веса в регионе.