Альберт Эйнштейн наряду с Зигмундом Фрейдом и Мартином Бубером был в числе соучредителей Еврейского университета. В силу полной еврейской интеллектуальной беспомощности никого, кроме Эйнштейна, евреям найти не удалось. Эйнштейн выразил глубокую обеспокоенность благополучием Стенцеля и подчеркнул его значительный вклад в историю древнегреческой науки. На интернет-аукционе eBay за $3,1 млн было продано оригинальное рукописное письмо Эйнштейна о Боге и религии, написанное 3 января 1954 года немецкому философу. Это письмо 3 января 1954 года Эйнштейн написал немецкому философу еврейского происхождения Эрику Гуткинду, работавшему на тот момент в Принстонском университете.
10 еврейских фактов об Альберте Эйнштейне
Новая коллекция рукописей Эйнштейна была приобретена Еврейским университетом при содействии Фонда семьи Крун-Гудман из Чикаго. Также китайцы потребовали, чтобы были исключены упоминания о том, что Эйнштейну предлагали стать первым президентом израильского государства, сообщает Sem40. На Эйнштейна распространился запрет на преподавание в университете. На фоне усиливающихся гонений на евреев в Германии Эйнштейн решил уехать из Европы и в 1932 году поселился в Принстоне (штат Нью-Джерси), где продолжил свою работу.
Эйнштейн, иудаизм и сионизм
Этот образчик эпистолярного жанра оценили в 7 тысяч долларов. На торги так же выставлены записки Ричарда Никсона, в которых он делится впечатлениями о своей встрече с лидером кубинской революции Фиделем Кастро 19 апреля 1959 года. По его мнению, харизматичный лидер острова свободы чрезмерно угождает мнению толпы и слабо ориентируется в экономических законах. Этот документ почти 50-летней давности желающие могут приобрести за тысячу долларов.
Он ничуть не утерял интерес к дамам. И после череды мимолетных романов встретил самую авантюрную любовь своей жизни. Израиль поместил портрет гения на банкнотах Соблазнила шпионка НКВД В 1965 году Принстонский университет пригласил известного российского скульптора Сергея Коненкова, дабы тот создал статую Эйнштейна. Коненков прибыл с женой Маргаритой. Пара жила в Штатах с середины 20-х по 1945-й. Маргарита хорошо ездила верхом, знала в совершенстве пять языков. Позже Эйнштейн признавался, что впервые в ее присутствии стал стесняться своей внешности. По фотографии, возможно, и не подумаешь, но Маргарита пользовалась огромным успехом у мужчин. В частности, у нее был роман как с Шаляпиным, так и с его сыном, а так же с Сергеем Рахманиновым. Жена скульптора пригласила профессора погостить с друзьями в их доме на Лонг-Айленде. Так завязался их роман. В то время ей было 45, ему - 66. Маргарита подкупила врача, чтобы тот выдал ей предписание уехать в другой штат - «для лечения». Там любовники общались совершенно свободно. Их отношения длились четыре года, до конца войны, и закончились трагически. Ее обвинили в том, что добывала для СССР секреты атомного оружия. Под давлением Коненкова в слезах открылась Эйнштейну. Она клялась, что, несмотря на задание, испытывала к нему искренние чувства. Ученый был потрясен. Но добился, чтобы коварную Марго беспрепятственно выпустили на родину. После отъезда Марго Эйнштейн утешился с библиотекаршей из Принстона Джоанной Фантовой, с которой общался до самой своей смерти. Умер Альберт в 76 лет. Коненкова пережила его на 25 лет. Последние дни ее были ужасны: над немощной женщиной измывалась домработница, к тому же безбожно ее обкрадывая.
Одно из посланий было адресовано первой супруге Милеве Эйнштейн-Марич. Физик описывал то, насколько сильно поменялась его жизнь после прихода нацистской власти: они захватили дом учёного, а его книги сожгли. На Эйнштейна распространился запрет на преподавание в университете. В связи с этими проблемами он больше не мог оплачивать лечение его сына Эдуарда.
В письме Эйнштейн умолял Росса помочь ему доставить Стенцеля в безопасное место в Великобритании, где Стенцель мог бы выступать в качестве приглашенного лектора. Эйнштейн выразил глубокую обеспокоенность благополучием Стенцеля и подчеркнул его значительный вклад в историю древнегреческой науки. В письме Эйнштейна говорилось: «Профессор Цангер из Цюрихского университета просил меня проинформировать вас о профессоре Стенцеле в Киле, который потерял свою должность. Он исследует историю науки в древней Греции. Вопрос в том, есть ли возможность пригласить этого джентльмен в Англию или Америку в качестве приглашенного лектора». Несмотря на страстную мольбу Эйнштейна, Стенцелю так и не удалось бежать из нацистской Германии.
Письмо Альберта Эйнштейна о Боге и евреях пойдет с молотка
Более того, вопреки научной этике в своей статье Эйнштейн не делает никаких ссылок на работы предшественников, что особенно поразило Макса Борна. При этом Эйнштейн, который читал по-французски так же хорошо, как и по-немецки, знал работу Пуанкаре «Наука и гипотеза», а также, без сомнения, и все другие статьи Лоренца и Пуанкаре» выделено мной - В. И опять мнение биографов П. Хайфилда: «Статьи Эйнштейна, написанные в 1905 году, отнюдь не вызвали бурной реакции в научном мире, напротив, их практически не заметили». В статье 1906 года Эйнштейн пишет: «Мы показали, что изменение энергии должно соответствовать эквивалентному изменению массы на величину, равную изменению энергии, делённому на квадрат скорости света... Несмотря на то, что простое формальное рассмотрение, которое должно быть приведено для доказательства этого утверждения, в основном содержится в работе Пуанкаре 1900 г. Вопросы есть? И наконец, возникает вопрос: если лоренцевы преобразования были получены из общих соображений, то они и должны оставаться преобразованиями Лоренца, не так ли? Поэтому следует остановиться на том, что же всё-таки сделали Лоренц и Пуанкаре.
Лоренц делает фундаментальное предположение - эфир в движении вещества участия не принимает гипотеза неподвижного эфира - см. Самин, «Сто великих учёных», М. В 1892 году в заметке «Относительное движение Земли и эфира» Лоренц описывает способ согласования результатов опыта с теорией неподвижного эфира, заключающийся в предположении о сокращении размеров тел в направлении движения сокращение Лоренца-Фицджсральда. Как мы знаем, в механике такой принцип был введен Галилеем. Он гласил, что никакими механическими опытами невозможно установить, покоится данная система или движется равномерно и прямолинейно. Лоренц высказал предположение, что никакими мыслимыми опытами невозможно обнаружить относительное движение Земли и эфира» С. Кудрявцев, «Д. Томсон», М.
В 1902 году Лоренц и его ученик П. Зееман становятся Нобелевскими лауреатами вторыми после Рентгена за исследования влияния магнетизма на процессы излучения. В 1904 году Лоренц выступил со статьёй «Электромагнитные явления в системе, движущейся со скоростью, меньшей скорости света», где вывел формулы, связывающие между собой пространственные координаты и моменты времени в двух различных инерциаль-ных системах отсчёта преобразования Лоренца. Пуанкаре 1854-1912 , исходя из теории Лоренца... Кузнецов вы делено мной - В. Он показал, что не только в неподвижной, но и в любой другой системе отсчёта, движущейся равномерно и прямолинейно, законы физических явлений будут одинаковыми. Однако к такому заключению он пришёл, исходя из представлений классической физики и гипотезы неподвижного эфира»- С. Следует отметить, что преобразования Лоренца «явились исходными при создании теории относительности» Малая Советская Энциклопедия, 1959.
В 1898 году один из выпусков широко известного тогда французского научного журнала открылся статьёй Пуанкаре «Измерение времени», в которой автор анализировал такие простые, казалось бы, понятия как равенство двух промежутков времени и соответствие между собой моментов времени в разных точках пространства. Полученный результат казался современникам Пуанкаре весьма неожиданным: абсолютного времени и абсолютной одновременности в природе не существует. Лишь на основе условного соглашения можно считать равными длительности двух промежутков времени и одновременными два явления, происшедшие в разных точках пространства. Это было совершенно новое, «неклассическое» понимание времени и одновременности. Другое положение статьи 1898 года Пуанкаре писал о постоянстве скорости распространения света во всех направлениях. Непосредственное участие Пуанкаре в создании теории относительности следует из его статей «Пространство и время», «Новая механика». В конце XIX века были уже найдены преобразования пространственно-временных координат, составляющие основу теории относительности. Были получены также самые необычные следствия этой теории о сокращении длин отрезков и расширении временных интервалов.
В работах Лоренца и английского физика Лармора контуры новой теории, приводящей к революционному преобразованию всей физики, проступали вполне отчётливо. Но они применялись лишь для уравнений электродинамики, что не обеспечивало всеобщности принципа относительности. В них требование «вариантности независимости всех законов физики относительно преобразований Лоренца являлось новой, строгой в математическом отношении формулировкой универсального принципа относительности. Академик А. Логунов по случаю 130-летия со дня рождения А Пуанкаре написал: «Анри Пуанкаре уже в первой работе от 5 июня 1905 года , исходя из уравнений Максвелла-Лоренца, установил принцип относительности для электромагнитных явлений как строгую математическую истину. Он распространил также постулат относительности на все силы природы, открыл законы релятивистской механики» А. Перестройка теории тяготения в соответствии с принципом относительности имела особое значение, как начало становления новой, так называемой релятивистской теории гравитации. Именно в изложении французского учёного новая физическая теория обрела строгую математическую форму.
Он первым ввел в неё четырёхмерное представление, добавив к трём пространственным координатам четвёртую - собственное время системы отсчета»... В 1921 году швейцарский физик В. Паули написал для «Математической энциклопедии» статью «Принцип относительности», где он выделяет работы трёх авторов - Лоренца, Пуанкаре и Эйнштейна. Паули писал: «В работе Пуанкаре были заполнены формальные пробелы, оставшиеся у Лоренца. Принцип относительности был им высказан в качестве всеобщего и строгого положения», а роль работы Эйнштейна состояла в том, что она давала изложение совершенно нового и глубокого понимания всей проблемы» выделено мной - В. Что касается знаменитого соотношения между массой и энергией, то Пуанкаре ещё в 1900 году пришёл к результатам, из которых непосредственно следовало это соотношение для электромагнитного излучения. В 1954 году вышел второй том «Истории теорий эфира и электричества» Э. Уиттекера, один из разделов которого назывался «Теория относительности Пуанкаре и Лоренца».
Против издания этой книги выступал давний большой друг Эйнштейна Макс Борн краткую биографию Макса Борна можно прочитать в сборнике С. Фридмана «Евреи - лауреаты Нобелевской премии», М. Но сам Борн писал: «... Специальная теория относительности была открытием, в конечном счёте не одного человека. Работа Эйнштейна была тем последним решающем элементом в фундаменте, заложенном Лоренцем, Пуанкаре и другими, на котором могло держаться здание, воздвигнутое затем Минковским» выделено мной — В. Пуанкаре же, по мнению Эйнштейна, «несмотря на остроумие своих построений, слабо понимал ситуацию в физике» Б. В своё время много усилий приложил великий русский математик Л. Понтрягин к изданию книг А.
Он писал: «Дело в том, что в работах Пуанкаре ещё задолго до Эйнштейна высказаны основные положения теории относительности... Между тем сионистские круги упорно стремятся представить Эйнштейна единственным создателем теории относительности. Это несправедливо» выделено мной - В. Например, можно сказать «тора Эйнштейна», то есть «теория Эйнштейна». Но если слово не переводится и пишется с заглавной буквы Тора , то это означает, что речь идёт об исходящем от Бога знании» «Энциклопедия для детей. Религии мира». Исходящие от человека знания содержались в сентябрьской 1905 года статье Эйнштейна и в части постановки задачи о теории, удовлетворяющей принципу относительности, совпадали с работами Лоренца и Пуанкаре. Кузнецов, выделено мной - В.
Геометрическая иллюстрация по замечанию В. Журавлёва теории относительности была дана в работах немецкого математика Минковского 1907 год, доклад «Принцип относительности» , но он ни в одной своей статье не отметил выдающихся результатов Пуанкаре в развитии математического аппарата теории относительности и не упомянул предложенную Пуанкаре идею четырехмерного представления этой теории. В то же время в ряде вопросов Пуанкаре здесь опередил и Минковского. Но, видимо, такие притязания немецкой науки представлялись ему настолько необоснованными, что он не считал нужным делать специальные заявления по этому поводу» там же. Поведение же Лоренца выглядело «весьма странным потворствованием развернувшейся тогда кампании, тенденциозно приписывающей одному Эйнштейну результаты коллективного труда нескольких выдающихся учёных... Может быть, это было связано с тем, что Лоренц разрешил использовать своё имя для организации частного фонда со сбором в него пожертвований? И ещё одна интересная деталь - в 1912 году Лоренц оставил специально созданную для него кафедру теоретической физики, передав её Паулю Эренфесту самому близкому Эйнштейну европейскому физику, общение с которым у него продолжалось двадцать лет. Следует отметить, что во время пребывания во Франции в 1922 году Эйнштейн не смог выступить во Французской Академии наук.
По словам Б. Кузнецова «Здесь для многих имя Эйнштейна было одиозным - он был сторонником свободы, мира, социального прогресса». Видимо, во Французской Академии Наук собрались одни националисты и антисемиты и, вообще, будущие фашисты. Скорее можно предположить, что французским академикам хорошо была известна роль Лоренца и Пуанкаре в создании теории относительности и роль Эйнштейна и связанных с ним «сторонников свободы» в монополизации этой теории. Вспомним, что в своём выступлении 1911 года в Лондонском университете Пуанкаре по-прежнему связывал происшедший переворот в физике только с именем Лоренца, совсем не упоминая Эйнштейна. В 1915 году Эйнштейн опубликовал общую теорию относительности. В специальной теории относительности 1905 г. Общая теория относительности по существу является теорией тяготения.
В 1826 году Н. Лобачевский доказал, что может существовать иная, неевклидова геометрия, отказывающаяся от постулата параллельных линий. В геометрии Н. Лобачевского через точку, взятую вне прямой, можно провести бесчисленное множество прямых, не пересекающихся с данной. Фактически, общая теория относительности - это попытка дать физическое объяснение четырёхмерной геометрии. Г Кузнецов пишет: «Идея физической реальности некоторой новой, нетрадиционной, может быть парадоксальной, может быть неевклидовой, геометрии появилась у Лобачевского, Гаусса и Римана. Но она не стала физической теорией... Специальная теория относительности базируется на следующих основных положениях: 1 отсутствие в природе эфира; 2 принцип относительности; 3 принцип постоянства скорости света; 4 неизменность интервала, состоящего из трёх пространственных координат и произведения времени на скорость света; 5 принцип «одновременности», определяющий одновременность происходящего события, по моменту прихода к наблюдателю светового сигнала.
Первое положение - представление об эфире как о неподвижной среде, которая могла, следовательно, быть избранной в качестве системы отсчёта, позволяла таким образом, выделить абсолютное движение. Исходя из признания существования эфира, Лоренцем были получены его преобразования, использованные Эйнштейном в специальной теории относительности с отказом от признания факта существования эфира. Второе - по существу есть обобщение механического принципа относительности Галилея 1632 г. Галилей, рассматривая механические явления, происходящие в закрытой каюте корабля, пришёл к выводу, что никакими опытами внутри каюты невозможно обнаружить факт покоя или равномерного и прямолинейного движения корабля. Эйнштейн распространил этот вывод на немеханические явления. Таким образом, принцип относительности утверждает, что все законы природы а не только законы механики одинаковы во всех инерциальных системах координат инерциальная система -это та, в которой выполняются законы Ньютона , то есть системах, движущихся прямолинейно и равномерно относительно друг друга; все инерциальные системы равноправны. Третье положение - скорость света в вакууме одинакова во всех инерциальных системах координат. Это допущение понималось Эйнштейном как постоянство скорости света.
В действительности же эта связь была получена Пуанкаре подробнее об этом говорится ниже. Отсюда возник так называемый парадокс «близнецов»: космонавт, который пролетел на корабле год по часам корабля со скоростью, близкой к скорости света, возвратившись на Землю, встретит брата-близнеца, постаревшего почти на сорок лет. Третье допущение есть обобщение результатов опыта Майкельсона 1881 года , из которого следует, что скорость света одинакова в разных направлениях и не зависит от факта движения Земли. В основе четвёртого и пятого допущения лежит «привязка» к скорости света. Общая теория относительности распространяла специальную теорию относительности на ускоренные движения, для чего нужно было показать, что за счёт тяготения могут быть отнесены не только динамические эффекты движения, но и оптические явления, делала вывод о наличии у света гравитационной массы. Эйнштейн отождествлял тяготение с искривлением пространства-времени. Идея гравитационной массы света и соответственного искривления светового луча под действием тяжёлого тела - в его гравитационном поле давало новую гипотезу о Вселенной. В основу общей теории относительности Эйнштейн положил следующие допущения: 1 Гравитационное поле моделируется искривленным пространством бесконечно малого объёма, и соответствующее ускорение системы отсчёта проявляется в том, что локально гравитационное поле может быть устранено преобразованием координат.
Здесь следует отметить, что Эйнштейн в своём первом сообщении об уравнениях гравитационного поля сказал, что приведённые им соотношения получены «из общих соображений»-, не упомянув об авторстве Гильберта. Гильберт по своей наивности незадолго до этого сообщил результаты своих математических выкладок Эйнштейну после настойчивых просьб последнего. Когда же он понял, с кем имеет дело, было уже поздно -уравнения Гильберта, вывод которых представляет серьёзное математическое достижение, стали именоваться уравнениями Эйнштейна. Эйнштейн писал 1924 год : «... Мы не можем а теоретической физике обойтись без эфира, то есть континуума, наделённого физическими свойствами... Двойственной, по словам Б. Кузнецова, была оценка теории относительности при жизни Эйнштейна. С одной стороны, «...
Суд назначил экспертизу, которая должна была определить, не свидетельствует ли эта работа об умственном расстройстве подсудимого» выделено мной - В. И дальше - «... Тем более, что по вопросу «травли» теории относительности в Германии есть и другое мнение: в то время Эйнштейн и Минковский усиленно превозносились немецкой школой физиков в качестве единственных создателей теории относительности. По поводу же незыблемости физических принципов теории относительности в варианте Эйнштейна можно привести слова Д. Томсона: «Очарование физики в том и состоит, что о ней нет жёстких и твёрдых границ, что каждое открытие не является пределом, а только аллеей, ведущей в страну, ещё не исследованную, и сколько бы ни существовала наука, всегда будет изобилие нерешённых проблем... Понятие «эфир» возникло ещё во времена древних греков: по их мифологии - это самый верхний, чистый и прозрачный слой воздуха местопребывание богов. Аристотель ученик Платона в дополнение к четырём стихиям - огонь, вода, воздух, земля - ввёл пятую сущность всех вещей - эфир. Так в физику вошло понятие «мировой эфир» - универсальной среды, заполняющей всё пространство, в том числе и промежутки между атомами и молекулами в телах.
Лукреций древнеримский философ, автор сочинения «О природе вещей», излагающего идеи Демокрита и Эпикура считал, что эфир - материя, состоящая из особенно лёгких и подвижных атомов. Современник Ньютона - Гюйгенс, говоря о природе света, считал, что световое возбуждение следует рассматривать как упругие импульсы, распространяющиеся в эфире, заполняющем всё пространство, а огромная скорость распространения света обусловлена упругостью и плотностью эфира и не предполагает быстрых перемещений частиц эфира. Во времена Гюйгенса-Ньютона волновая тория света была лишь схематично намечена. Эйлер и Ломоносов отстаивали и развивали представление о свете, как о волнообразных колебаниях эфира. Ломоносов пытался уточнить и углубить понятие эфира, рассматривая различные возможные типы движения эфира - «текущее, коловратное и зыблющееся. В 1756 году он писал: «Так как эти явления электричество имеют место в пространстве, лишённом воздуха, а свет и огонь происходят в пустоте и зависят от эфира, то кажется правдоподобным, что эта электрическая материя тождественна с эфиром». И далее: «Чтобы это выяснить, необходимо изучить природу эфира; если она вполне пригодна для объяснения электрических явлений, то будет достаточно большая вероятность, что они происходят от движения эфира. Наконец, если не найдётся никакой другой материи, то достовернейшая причина электричества будет движущийся эфир».
Впоследствии то, что световые волны поперечны, то есть направления колебаний в них перпендикулярны к направлению распространения, что возможно только в твёрдом теле, заставило приписать эфиру свойства упругого твёрдого тела. Максвелл на основе опытов Герца сформулировал заключение, что свет есть электромагнитное явление. В представлении Лоренца конец девятнадцатого века эфир есть безграничная неподвижная среда, единственной характеристикой которой является лишь определённая скорость распространения в ней электромагнитных возмущений и в частности света. Это представление об эфире как о неподвижной среде, которая могла, следовательно, быть избранной в качестве системы отсчёта, позволяла таким образом выделить абсолютное движение. О взглядах Пуанкаре у академика А. Логунова сказано так: «Интересно отметить, что хотя выдвинутый Пуанкаре постулат относительности предполагает полную невозможность определения движения материи относительно эфира, само понятие эфира им не отбрасывается». И далее: «В современной теоретической физике понятие эфира уступило понятию физического вакуума - основного состояния, в котором неизбежно присутствуют квантовые флуктуации - нулевые колебания квантовых полей» выделено мной — В. Проблеме эфира уделял большое внимание и великий русский учёный Д.
Менделеев, который, в частности, писал: «Для многих учёных эфир содержит эту первичную материю в несложившемся виде, то есть не в форме элементарных химических атомов и образуемых ими частиц, молекул и веществ, а в виде составного начала, из которого сложились сами химические атомы» «Основы химии», Л. Электродинамика теории относительности, пришедшая на смену электродинамике Лоренца, вообще отказалась от представления об эфире, играющем роль материального носителя электромагнитных процессов. Электромагнитное поле, и в частности свет, являются сами по себе особой формой материи, имеющей много черт сходства, но и характерных различий с веществом в обычном смысле слова электронами, позитронами, нейтронами, атомами и пр. Материальная природа света отчётливо проявляется в явлениях светового давления, установленного опытным путём П. То обстоятельство, что свет электромагнитное поле и вещество представляют собой две различные формы материи, с особой отчётливостью проявляется в превращениях кванта света в пару электрон-позитрон и, обратно, в образовании светового кванта за счет объединения позитрона и электрона. Но целый ряд оптических явлений, в частности фотоэлектричский эффект и вопросы рассеяния света, выдвинули на первый план корпускулярные особенности света, а, следовательно, и признание существования мирового эфира или физического вакуума. Как подчёркивал академик Г. Ландсберг «Оптика» : «Нельзя не отметить, что современная квантовая теория света теория Ньютона характеризуется чертами, которые напоминают ньютоново представление о свете даже в большей степени, чем это может показаться с первого взгляда.
Корпускулярные свойства света получили экспериментальное обоснование, гораздо более серьёзное и разнообразное, чем это было во времена Ньютона... Ацюковский определяет мировой эфир как газоподобную среду, заполняющую всё мировое пространство и являющуюся строительным материалом для всех видов «элементарных частиц» вещества «Эфиродинамические гипотезы», «Петит», 1997. Отвергая в специальной теории относительности существование эфира, Эйнштейн в общей теории относительности теории тяготения допускает его существование: «Общая теория относительности наделяет пространство физическими свойствами; таким образом, в этом смысле эфир существует. Согласно общей теории относительности пространство немыслимо без эфира... Ацюковского «Эфиродинамические гипотезы». Причина отказа Эйнштейна от гипотезы существования эфира весьма оригинальна и была им обоснована так: «... Ацюковский «Блеск и нищета Теории относительности Эйнштейна», г. Жуковский, 2000.
В свою очередь заметим, что можно говорить только о теории относительности, присвоенной Эйнштейном, или о теории относительности в варианте Эйнштейна. Взгляд же «гения всех времен» и одного народа на «мировой эфир», когда в одной «своей» теории он отрицает наличие эфира, а в другой - опирается на это представление, можно рассматривать с одной стороны как причуды гения «что хочу, то и ворочу» , а с другой стороны как проявление кретинизма, когда «левая рука не знает, что делает правая». Вернадский, - что вакуум не есть пустота с температурой абсолютного нуля, как ещё недавно думали, а есть активная область максимальной энергии нам доступного Космоса. То есть пустоты нет. Мы вернулись к старому спору средневековых философов и учёных, но в отличие от них идём экспериментальным путём - путём наблюдений» здесь и далее в этом разделе высказывания Вернадского приводятся по книге Р. Баландина «Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие», М. Вернадский отмечал, что вся наша Вселенная в основном состоит из космического вакуума: «... Космический вакуум пространственно господствует как таковой, и газообразное вещество, которое представляют собой звезды и Солнце, геометрически теряется в космической пустоте».
Вернадский вспоминал мысль Менделеева: «Я помню со своей молодости, какое впечатление на меня произвело в конце 70-х годов предисловие Д. Менделеева 1834-1907 к русскому переводу книги Мона о погоде. Он указал, что разгадка погоды находится в современной ионосфере, в вакууме, подчиненном вращению нашей планеты. Это было великое предвидение будущего. Сейчас мы стоим перед разгадкой «пустого» мирового пространства - вакуума. Это лаборатория грандиознейших материально-энергетических процессов» выделено мной - В. Заметим также, что мысль, высказанная Менделеевым, относится к семидесятым годам девятнадцатого века! Чрезвычайно современно звучат слова Вернадского: «Об этих пространствах с рассеянными атомами и молекулами правильнее мыслить не как о материальной пустоте «вакуума», но как о концентрации своеобразной энергии, в рассеянном виде содержащей колоссальные запасы материи и энергии...
Физика, часть вторая» отмечает: Предпринимались многочисленные, но неудачные попытки обнаружить эфир, точнее «эфирный ветер». Решающий опыт, проведённый Альбертом Майкелъсоном и Эдвардом Морли, был осуществлён в 1887 г. Фридмана «Евреи - лауреаты Нобелевской премии», «Дограф», М. При этом Фридман делает очень интересное «утверждение»: «Майкельсон ретроспективно подтвердил ещё не появившуюся к тому времени специальную теорию относительности Альберта Эйнштейна»- выделено мной - В. В этой короткой фразе содержится сразу два ложных утверждения: 1 слово «ретроспективный» означает «обращённый к прошлому, посвящённый рассмотрению прошлого» «Словарь иностранных слов» , то есть нельзя «ретроспективно» подтвердить то, что ещё не появилось; 2 специальная теория относительности не является теорией Эйнштейна. При этом никого не смущает факт, что мы не видим всё «небо в алмазах», что свет от далёких звёзд не доходит до Земли, хотя в предположении отсутствия эфира физического вакуума дальность распространения света должна быть бесконечной. Однако практически с тех пор в физике принято считать, что «Опыт Майкельсона» показал ошибочность представлений о существовании в природе такой среды, как эфир» Ю. Галаев «Эфирный ветер.
Полный обзор по экспериментальным исследованиям проблемы дан в работе В. Ацюковского «Эфирный ветер» Энергоиздат, 1993 , в которой отмечается, что в корректных экспериментах ряда учёных, в первую очередь Д. Миллера, «эфирный ветер был обнаружен, значение его скорости и направление были определены с неплохой для своего времени точностью. Оказалось, что направление этого ветра вовсе не совпадает с направлением движения Земли, как предполагалось в начале, а почти перпендикулярно к нему... И хотя Миллером... Один из таких экспериментов был выполнен Ю. Галаевым «Эфирный ветер. Эксперимент в диапазоне радиоволн», «Петит», 2000 , который отмечает: «Значение скорости эфирного ветра, измеренное в настоящей работе в диапазоне радиоволн, близко к значениям скоростей эфирного ветра, измеренным в оптическом диапазоне электромагнитных волн в экспериментах Миллера, Майкельсона, Лиса, Пирсона...
Таким образом, результаты выполненного эксперимента согласуются с положениями исходной гипотезы о существовании в природе материальной среды эфира»-. Райкина: «ученье свет, а неучёных - тьма». Матвеева» «В третье тысячелетие без физической относительности? Матвеев пишет: «Специальная теория относительности давно и постоянно не даёт покоя скептикам, выражающим сомнение в её правильности. Несмотря на то, что публикации скептиков не приветствуются истинодержателями всех стран мира, такие публикации просачиваются в печать либо публикуются на страницах крайне малочисленных газет и журналов, лишённых фиговых листков «демократии». Всё сказанное является абсолютно справедливым, но, к сожалению, не имеющим никакого отношения к рекламируемой книге. Действительно, «истинодержатели всех стран мира» делают все возможное и невозможное для того, чтобы материалы, критикующие теорию относительности в варианте Эйнштейна, не могли бы явиться в демократических средствах массовой информации, крича при этом о «свободе слова». Но открываем авторскую аннотацию книги: «Очарованный теорией относительности Эйнштейна автор книги оспаривает традиционный взгляд на физическую относительность и на страницах предлагаемой вашему вниманию книги показывает, что всё в материальном мире абсолютно и ничего относительного в нём нет.
От множества книг, авторы которых, отвергая неприемлемые для них выводы специалистов в области теории относительности, покушаются и на важнейшие физические положения самой теории, данная книга отличается тем, что специальная теория относительности Эйнштейна рассматривается в ней как верная теория, в мировоззренческом плане свидетельствующая о вещах, прямо противоположных тому, что заявляли физики и философы уходящего от нас столетия» выделено мной - В. В одном автор прав - эта теория в смысле её универсальности «прямо противоречит тому, что заявляли физики и философы». Автор вносит «ясность» в этот вопрос, запутавшись в физических определениях скорости. Он пишет: «Относительное движение можно считать объективным, реальным и, простите за каламбур, абсолютным. При соответствующем определении скорости можно даже утверждать, что спидометр автомобиля показывает реальную абсолютную скорость движения автомобиля относительно поверхности земли».
Еще в 1929 году, в беседе с Хьюго Бергманом, профессором Еврейского университета в Иерусалиме, он высказывал твердое убеждение в том, что все еврейские дети в Палестине должны изучать арабский.
В том же году он заявил Хаиму Вейцману: «Если мы не сможем найти способа честно сотрудничать и честно договариваться с арабами — значит, все 2000 лет наших страданий не научили нас абсолютно ничему и мы заслуживаем той участи, которая нас ожидает». С раннего детства гонимый за одну лишь принадлежность к корням своей нации, он страстно мечтал об обществе всеобщего равноправия. Незадолго до смерти он обрисовал свое видение будущего в письме к политику Цви Лурии — одному из тех, кто подписал Декларации независимости Израиля: Важнейшим аспектом нашей политики должно стать наше неизменное и однозначное желание обеспечивать равенство для арабских граждан, живущих в нашей среде… Наше отношение к арабскому меньшинству — настоящий пробный камень нашего нравственного стандарта. Зная, какие сложные чувства испытывал Эйнштейн в отношении Израиля, нечего и удивляться тому, что в 1952 году он не воспользовался шансом стать президентом собственной нации, когда Вейцман, занимавший эту должность, скончался. Премьер-министр Давид Бен-Гурион чувствовал, что просто обязан предложить эту должность Эйнштейну, учитывая огромную общественную поддержку столь именитого кандидата. Но, к облегчению всех организаторов этого процесса, проживавший в США ученый вежливо отказался, сославшись и, видимо, вполне справедливо на то, что для подобной работы ему не хватает ни природной склонности, ни жизненного опыта.
Говоря по телефону с послом Израиля в Вашингтоне, он прямо заявил: «Я — определенно не тот, кто на это способен». Хотя еврейство Эйнштейна почти наверняка сыграло огромную роль в его биографии, под конец жизни он стал возражать против того, чтоб его причисляли как к этой, так и к любой другой национальной культуре. В 1918 году он объяснял немецкому математику Адольфу Кнесеру: «По рождению я еврей, по паспорту швейцарец, а по сути своей — человек и только человек, без всякой привязки к какому-либо государству или национальности». Его отношение к своему «нерелигиозному еврейству», пожалуй, лучше всего выражено в статье, которую он написал для журнала «Коллиерз» двадцать лет спустя: «То, что объединяло евреев тысячи лет и объединяет сегодня, — это прежде всего демократические идеалы социальной справедливости в сочетании с идеалами взаимопомощи и терпимости к людям». Читайте также.
В действительности, несмотря на существенные расхождения во взглядах, они относились друг к другу с глубочайшим уважением. Параллельные жизни К 1922 году, когда 18-летний Оппенгеймер только начинал учебу в Гарварде, Эйнштейн уже был нобелевским лауреатом и по праву считался одним из ведущих физиков мира. Общая теория относительности 1915 и другие работы немецкого ученого оказали на американского студента огромное влияние. На фоне усиливающихся гонений на евреев в Германии Эйнштейн решил уехать из Европы и в 1932 году поселился в Принстоне штат Нью-Джерси , где продолжил свою работу.
В августе 1939 года он подписал письмо на имя президента Рузвельта , составленное его коллегой Лео Силардом. В нем они предупреждали Белый дом, что итогом недавних открытий немецких физиков в области деления урана может стать создание в этой европейской стране атомной бомбы. Именно это письмо заложило основу сверхсекретного проекта «Манхэттен», возглавить который в 1942 году правительство США поручило Оппенгеймеру, ставшему к тому времени одним из ведущих физиков-теоретиков мира. Согласно нескольким источникам, подключать 64-летнего Эйнштейна к работе в проекте «Манхэттен» не стали из-за немецкого происхождения ученого и его левых взглядов. Однако оказали свое влияние и расхождения с главой проекта во взглядах на теоретическую физику. Как утверждают авторы биографической книги «Американский Прометей: Триумф и трагедия Дж. Роберта Оппенгеймера» на которой основан фильм Нолана , американский физик считал Эйнштейна «не работающим ученым, а живым святым покровителем физики».
Анастасия Евдокимова 2018-12-05 04:56:00 Поделиться: Письмо Альберта Эйнштейна с размышлениями о религии и Боге, адресованное немецкому философу еврейского происхождения Эрику Гуткинду, продали на аукционе в Нью-Йорке за 2,892 миллиона долларов. Письмо было написано 3 января 1954 года, за год до смерти ученого.
В его конце указана подпись Эйнштейна.
«Колоссальный антисемитизм»: записи Эйнштейна выставлены на аукцион
Эйнштейн не осознавал своего еврейства, пока в Германии не пришли к власти националисты. Письмо Альберта Эйнштейна с размышлениями о религии и Боге, адресованное немецкому философу еврейского происхождения Эрику Гуткинду, продали на аукционе в Нью-Йорке за 2. В этом письме Эйнштейн рассуждает о своем отношении к богу, Библии и евреям. В пятницу, 29 марта, стало известно о том, что личные письма великого ученого Альберта Эйнштейна были проданы на аукционе Nate D. Sanders.
«Колоссальный антисемитизм»: записи Эйнштейна выставлены на аукцион
Бурные волны антисемитизма, поднявшиеся в начале 1920-х годов особенно сильно — в его родной Германии , разлучили Эйнштейна с еврейским культурным наследием, но только не собственным происхождением. Подобными заявлениями он неизбежно вызывал резкую враждебность у ортодоксов. Так, в 1920 году некая эксцентричная организация под названием «Сообщество немецких естествоиспытателей за сохранение чистой науки» обвинила Эйнштейна в том, что на понятии относительности он нажился финансово, и заклеймила «еврейскую сущность» его теории. Однако если злоумышленники надеялись, что подобная тактика заставит Эйнштейна замолчать, они были глубоко разочарованы. Чем яростней разворачивалась против него кампания антисемитизма, тем выше он ценил свое еврейство. Как писал Зигмунд Фрейд, еще один великий еврейский интеллектуал XX века, еврейские ученые того неспокойного времени проявляли так называемый «созидательный скептицизм», лишь подтверждая свой исторический статус европейских аутсайдеров. Потрясенный фашизацией Европы, Эйнштейн выступает еще более решительным защитником своих еврейских братьев и сестер. Примечательно, что в 1921 году он согласился сопровождать Хаима Вейцмана, президента мировой сионистской организации, в турне по США с целью сбора средств для создания еврейского университета в Палестине. В том же году Гитлер начал жаловаться на то, что немецкая наука — «наша некогда величайшая гордость» — теперь «преподается иудеями».
Сотрудничество с Вейцманом — факт по-своему удивительный, если учитывать с детства присущее Эйнштейну отвращение к национализму. Но даже если он не разделял на тот момент идею Вейцмана о создании еврейского государства, его явно привлекала мысль о культурном понятии еврейской нации, и потому он с большим энтузиазмом помогал в создании Еврейского университета в Иерусалиме. Их путешествие произвело в США настоящий фурор, сравнимый разве что с эффектом от визита Чарльза Диккенса за восемьдесят лет до того — или гастролей «Битлз» сорок лет спустя.
В письме Эйнштейн объясняет свои атеистические воззрения. Кроме того, Эйнштейн — еврей по национальности — написал, что не считает еврейский народ избранным.
А еврейский народ, к которому я имею честь принадлежать, и к чьему образу мыслей я испытываю глубокое уважение, для меня ничем не лучше других народов. По моему опыту, евреи никак не отличаются от остальных, разве что они защищены от большинства бедствий своей слабостью".
Просил о создании Еврейского университета 41 Эйнштейн проникся идеями сионизма и отстаивал позицию о Еврейском государстве в Палестине. В частности, он просил об открытии Еврейского Университета в Иерусалиме. В этот период он не раз говорил, что стал чувствовать себя евреем и отмечал, что евреи могут добиться своего только объединив свои усилия. Отъезд из Германии из-за гонений 41 Еврейское происхождение и увеличение антисемитизма в мире заставили Эйнштейна собрать вещи и сбежать в США. В Германии он был объявлен врагом, за него обещали крупную награду, а все его труды были названы лженаукой. Все, что он не успел вывезти в Америку было уничтожено и разграблено.
В США же ценили его мнение и даже президент Рузвельт встречался с ним. Приветствовал создание Израиля 41 В 1947-ом году, когда государство Израиль должно было вот-вот появиться на мировой карте, Эйнштейн призывал арабов и евреев жить в мире и горячо приветствовал то, что евреи наконец обретут свою страну. К слову, Израиль появился в 1948-ом году. Эйнштейн — президент Израиля? Но Альберт отклонил это заманчивое предложение, сославшись на то, что он в первую очередь ученый, а не политик.
Порой они своей пламенной стилистикой очень напоминают письма вождя русской революции Владимира Ленина. Цена на некоторые образцы эпистолярного жанра Вашингтона достигает 80-100 тысяч долларов. Среди экспонатов также находится и письмо британского премьера Невилла Чемберлена Адольфу Гитлеру, датированное сентябрем 1938 года, в котором он пытается отговорить фюрера от военного похода на Чехию, а взамен предлагает аннексию судетских земель. Торговый дом напоминает, что именно этот человек подписал известное мюнхенское соглашение - «Мюнхенский сговор». Оставленное фюрером без внимания письмо теперь оценивается в сумму до 50 тысяч долларов.
Эйнштейн: Израиль в душе и в сердце
- Альберт Эйнштейн и его связь с израильской наукой
- Дальний родственник Наполеона и Эйнштейна: каким на самом деле было происхождение Гитлера?
- Письмо Эйнштейна с критикой Бога и Библии продано почти за 3 млн. долларов
- Обсуждение (14)
Обнаружены письма Эйнштейна о тяготах евреев
Очевидно, что в момент выселения евреев из Палестины крови индоевропейских народов у них практически не было. Не менее очевидно, что по мере их распространения в Европе какая-то часть детей в еврейских семьях рождалась от мужчин нееврейского происхождения. Но и не ариец! Одно о происхождении Гитлера можно сказать точно: если бы глава нацистской Германии дожил бы до наших дней, то был бы несколько расстроен данными генетики. Дело в том, что национал-социализм, который называют «нацизмом», хотя сами нацисты куда чаще говорили именно «национал-социализм», опирался на конкретную расовую теорию. Ее сформулировал немецкий филолог Ханс Гюнтер.
Делались попытки отнести к евреям и Еву Браун, на основании того, что, судя по митохондриальной ДНК из ее волос, она носитель гаплогруппы N1b1. Но это еще менее обосновано, чем в случае Гитлера: людей, являющихся ее носителями, очень много не только среди евреев. При этом евреи в этой теории к европейской расе не относились несмотря на явное внешнее сходство. Более того, европейская раса ассоциировалась с индоевропейцами и их историей. Для национал-социалистов именно немцы были ближе всего к исходным индоевропейцам и играли ключевую роль в прогрессе индоевропейских народов.
Чем больше «германского ядра» было у тех или иных народов, тем успешнее они, в рамках теорий национал-социалистов, развивались. Как показывают генетические данные, к реальной истории все это не имело никакого отношения. Во-первых, многие носители «европейской расы» — по мужской линии потомки гаплогруппы безусловно африканской. В том числе сам Гитлер. То есть получается, что сама идея «европейской» и «ориенталистской» расы Гюнтера основана на ложных посылках.
Он принял за ее основу параметры черепов и лица, в то время как реальная наследственность определяется ДНК, а не формой черепов. Последствия этой ошибки национал-социалистов для мировой истории были чрезвычайно далеко идущими. Возьмем типичную цитату из «Майн Кампф»: «Не раз в истории мы видели, как народы более низкой культуры, во главе которых в качестве организаторов стояли германцы, превращались в могущественные государства и затем держались прочно на ногах, пока сохранялось расовое ядро германцев. В течение столетий Россия жила за счет именно германского ядра в ее высших слоях населения».
Роберта Оппенгеймера» на которой основан фильм Нолана , американский физик считал Эйнштейна «не работающим ученым, а живым святым покровителем физики». Как рассказал сам Нолан в интервью New York Times, в своем фильме он пытался отразить весьма непростые взаимоотношения героев друг с другом: «Мне они очень напомнили отношения отстраненного от работы мастера с подмастерьем, который взялся закончить начатую им работу», — сказал он. Принимал ли Эйнштейн участие в создании атомной бомбы? В фильме есть сцена, в которой оказано, как в ходе работы над проектом «Манхэттен» Оппенгеймер начинает опасаться, что взрыв разрабатываемой им атомной бомбы может полностью уничтожить планету — и он идет за советом к Эйнштейну. Эта конкретная встреча — плод фантазии режиссера: в реальности дело было не так, как показано в фильме. С 1943 по 1945 год Оппенгеймер работал в лаборатории Лос-Аламоса, в штате Нью-Мексико — за тысячи километров от Принстона. Встречался ли он в те годы с Эйнштейном или консультировался ли с ним каким-либо иным образом, неизвестно. Однако в 1965 году, все на той же парижской конференции, Оппенгеймер опроверг неподтвержденные сообщения о том, что Эйнштейн якобы каким-то образом участвовал в создании оружия массового уничтожения. По его словам, вышеупомянутое письмо 1939 года, призывающее президента Рузвельта обратить внимание на возможность разработки в Германии атомной бомбы, на решения американской администрации «практически никак не повлияло». Немало ученых, в том числе и Эйнштейн, и Сцилард и целый ряд других, резко осудили атомную бомбардировку японских городов. По их мнению, в этом не было никакой необходимости, ведь Япония уже практически была побеждена.
Его содержание не оставляет сомнений в том, что физик не разделял религиозных верований, считая их "ребяческими суевериями". Эйнштейн написал это письмо 3 января 1954 года философу Эрику Гуткинду, который прислал ему экземпляр своей книги "Выбирайте жизнь: библейский призыв к мятежу". Спустя год письмо было продано с аукциона и с тех пор остается в частных коллекциях. В письме Эйнштейн провозглашает: "Слово бог написание оригинала сохранено. Никакая даже самая изощренная интерпретация не сможет это для меня изменить". Эйнштейн, еврей по национальности, в свое время отклонивший предложение стать вторым президентом государства Израиль, также отвергал представление о том, что евреи являются богоизбранным народом. А еврейский народ, к которому я счастлив принадлежать, с менталитетом которого я ощущаю глубокое родство, не имеет для меня каких-то иных качеств, отличающих его от всех других народов. Судя по моему опыту, евреи не лучше других групп людей, хотя от худших раковых опухолей их защищает отсутствие власти.
Пошел в католическую школу 41 Несмотря на то, что его родители были евреями, они не спешили обучать Альберта еврейским традициям. Более того, Альберт пошел в католическую школу. В школе учителя были невысокого мнения об Эйштейне. Они также считали его слишком медленным и сомневались в его полноценности. Они не считали, что с него выйдет что-то толковое… Был в Иерусалиме с лекциями 41 Уже в 20-х годах прошлого столетия «гадкий утенок» стал лебедем и к нему пришло всемирное признание. Каждый день он получал огромную стопку писем с приглашениями. Многие страны мира просили о лекциях Эйнштейна. Он был в Японии в 1921-ом году, где получил сообщение о получении им Нобелевской премии. А через 2 года он прибыл в Иерусалим, где провел несколько встреч и естественно прочитал свои лекции, который были встречены овациями. Просил о создании Еврейского университета 41 Эйнштейн проникся идеями сионизма и отстаивал позицию о Еврейском государстве в Палестине. В частности, он просил об открытии Еврейского Университета в Иерусалиме.
Эйнштейн спасает евреев, или Как отговорить фюрера
Физик Эйнштейн не только талантливо излагал свои теории, но и умел при случае пошутить. Эйнштейн, еврей по происхождению, из-за нарастающей волны антисемитизма нередко подвергался агрессии. Письмо Альберта Эйнштейна выставлено на интернет-аукцион eBay, торги начнутся 8 октября. Также китайцы потребовали, чтобы были исключены упоминания о том, что Эйнштейну предлагали стать первым президентом израильского государства, сообщает Sem40.
Почему Эйнштейн не пожелал быть президентом Израиля, хотя ему предлагали
Эйнштейн же полагал, что любой студент, усвоивший основы физики, может понять его частную теорию относительности. На Эйнштейна распространился запрет на преподавание в университете. До этого у Эйнштейнов была встреча с Авраамом Флекснером, получившим в еврейских кругах 5 миллионов долларов для организации в Принстоне (США) научно-исследовательского центра. Интересна история была связана у Эйнштейна с «Филиппом Галъсмаиом, двадцатидвухлетним евреем, отбывавшим десятилетний срок заключения в австрийской тюрьме за убийство отца. Следующие пять лет, включавшие все студенческие годы, Эйнштейн оставался человеком без какого-либо гражданства1.
Обнаружены письма Эйнштейна о тяготах евреев при Третьем рейхе
А еврейский народ, к которому я счастлив принадлежать, с менталитетом которого я ощущаю глубокое родство, не имеет для меня никаких достоинств, отличающих его от других народов», — сообщает Эйнштейн. Альберт Эйнштейн - автор специальной и общей теории относительности, один из крупнейших физиков-теоретиков XX века. В 1921 году он получил Нобелевскую премию по физике. После войны он стал сооснователем Пагуошского движения ученых за мир.
Из наградного листа: «В боях за социалистическую Родину против немецких оккупантов показал себя смелым и решительным командиром. В наступательных боях в районе Моспино 7. Этуш был послан на помощь в батальон, имевший сложную обстановку в выполнении поставленной боевой задачи, тов. Этуш бесстрашно не щадя своей жизни воодушевляя бойцов, смело повел роту на врага, при чём своим умелым маневром выбил противника из района Городок при этом уничтожил 30 солдат и офицеров, захватил ручной пулемет. Этуш работая начальником штаба по тылу на всем протяжении наступательных боев, обеспечил нормальную работу тыла и его передвижения. Бесперебойно доставлял боевым подразделениям продовольствие и боеприпасы. Хорошо обеспечил прием и эвакуацию раненых. В 1943 году под Токмаком село Жовтневое в Запорожской области был тяжело ранен. После госпиталя получил вторую группу инвалидности и был комиссован. Благодарим Максима Персона и сайт jewmil. Борух Горин, главный редактор издательства «Книжники»: «96 лет. Огромная жизнь. И как-то уже не так должно быть скорбно. А вот же! Потому что с такими людьми уходит волшебство, уходит большая часть твоей жизни. Детский восторг и ужас — Карабас-Барабас, король и трактирщик. Было полное впечатление несуразности меня рядом с ним, не зрителем перед телевизором. Скорбим и помним». Алексей Сыпков, постоянный автор нашего портала, рубрика «Про иудаизм»: «По поводу смерти В.
Как отмечается, одно из писем физик написал в 1934 году своей первой жене Милеве Эйнштейн-Марич — она была его супругой с 1903-го по 1919 год. В своем послании Эйнштейн жаловался на то, как сильно изменилась его жизнь после прихода к власти Адольфа Гитлера: нацисты захватили дом, в котором жил ученый, и превратили его в лагерь для членов Гитлерюгенда, его лодку конфисковали, а книги сожгли. Также физику, как и другим евреям, было запрещено преподавать в университете. Кроме того, Эйнштейн отмечал, что из-за возникших у него финансовых проблем ему стало сложно оплачивать лечение его сына Эдуарда, у которого была диагностирована шизофрения. Другое письмо, датированное 1939 годом, было адресовано другу Эйнштейна доктору Морису Ленцу, который помогал еврейским беженцам.
С 1943 по 1945 год Оппенгеймер работал в лаборатории Лос-Аламоса, в штате Нью-Мексико — за тысячи километров от Принстона. Встречался ли он в те годы с Эйнштейном или консультировался ли с ним каким-либо иным образом, неизвестно. Однако в 1965 году, все на той же парижской конференции, Оппенгеймер опроверг неподтвержденные сообщения о том, что Эйнштейн якобы каким-то образом участвовал в создании оружия массового уничтожения. По его словам, вышеупомянутое письмо 1939 года, призывающее президента Рузвельта обратить внимание на возможность разработки в Германии атомной бомбы, на решения американской администрации «практически никак не повлияло». Немало ученых, в том числе и Эйнштейн, и Сцилард и целый ряд других, резко осудили атомную бомбардировку японских городов. По их мнению, в этом не было никакой необходимости, ведь Япония уже практически была побеждена. Фильм Нолана рассказывает о том, как Оппенгеймер пытался убедить правительство в Вашингтоне установить ограничения на использование разработанной им технологии. Однако политики развернулись против него, припомнив американскому физику давние связи с коммунистами и обвинив в попытке создать угрозу национальной безопасности. В связи с этим ему даже пришлось оправдываться перед специальной комиссией правительства. В книге Берда и Шервина рассказывается, как Эйнштейн заявил Оппенгеймеру, что тот «не должен был принимать участие в этой охоте на ведьм, поскольку сослужил своей стране хорошую службу». Случайным свидетелем этого разговора стала секретарша американского физика Верна Хобсон.