Долг Украины перед Россией за поставленный газ составляет 1,62 миллиарда долларов, сообщил и о главы украинского Минэнерго Эдуард Ставицкий в интервью газете «Коммерсант-Украина».
Настало время расплаты: существование Украины под угрозой из-за задолженностей перед Западом
Верховный Суд Великобритании вынес промежуточное решение в пользу Украины по делу о долге перед РФ на сумму три миллиарда долларов. К тому же долг Украины перед Россией никто не отменял. Государственный долг Украины в валютном эквиваленте вырос на $50 млрд за два года, до $143,7 млрд. Украина заняла третье место среди крупнейших должников. Чуть ранее стало известно о том, что суд решил рассмотреть в ускоренном порядке дело о долге Украины перед Россией.
$300 млрд долга ЕС перед Россией станут долгом Украине – его придётся отдавать
Судебный процесс длится пять лет. Об этом пишет издание «Профиль». Всё началось ещё в декабре 2013 года, когда президенты России и Украины Владимир Путин и Виктор Янукович договорились о предоставлении Москвой Киеву кредита через размещение украинских ценных бумаг евробондов. Средства были выделены из Фонда национального благосостояния.
Он также отметил, что в настоящий момент украинский бюджет способен покрывать только военные расходы, а все остальные статьи финансируются за счёт денег партнёров Киева. В свою очередь, первый вице-спикер Верховной рады Александр Корниенко заявил, что без помощи Международного валютного фонда МВФ на Украине всё посыплется как домино.
Однако намерение правительства Виктора Януковича интегрировать Украину в Единое экономическое пространство стало одной из причин начала массовых протестов в Киеве [31] , в результате которых пост президента достался его оппоненту — Виктору Ющенко. Поиск Украиной путей избавления от «российской газовой зависимости»[ править править код ] Ещё в 1994 году соглашение с Россией предусматривало транзит по территории РФ на Украину среднеазиатского газа. Первые поставки туркменского газа были в основном бартерными [32]. Тариф на транзит туркменского газа через РФ был увязан с ценой транзита по Украине. В 2006 году поставки из Средней Азии прекратились в связи с ростом цен на туркменский газ, требованиями перейти на полную оплату газа живыми деньгами и ростом задолженности Украины перед Туркменией [34]. С победой Виктора Ющенко произошёл резкий крен украинской власти в сторону Запада — новый президент провозгласил евро-атлантический вектор развития страны, отказавшись от «многовекторного» геополитического курса своего предшественника Леонида Кучмы.
Начался постепенный отход от идеи экономической интеграции в рамках постсоветского пространства, сопровождавшийся обострением разногласий в экономической и политической сфере с Россией [35]. Стало ясно, что времена «льгот» цена в 50 долларов за тыс. Новое украинское руководство в качестве приоритетов энергетической политики провозгласило избавление от российской газовой зависимости и поиск альтернативных источников топлива. Была выдвинута задача создания открытого и прозрачного рынка купли-продажи и транспортировки углеводородов из Каспийского региона в Европу путём диверсификации маршрутов поставок нефти и газа в обход России. По концепции украинского руководства, это позволило бы освободить Европу и союзников Украины на постсоветском пространстве от доминирования российского энергетического экспорта. Одну из ключевых ролей в решении этой задачи Украина приписывала себе — своему выгодному географическому положению, наличным транзитным мощностям и промышленному потенциалу.
С этой целью Украина участвовала в провозглашении Балто-Черноморско-Каспийского энерготранзитного пространства, проведении энергосаммитов в 2006—2008 годах. Украина продвигала строительство газопровода «Белый поток» который поставлял бы газ из Азербайджана через Грузию , подключение таким образом к проекту Евросоюза « Набукко ». Эти проекты неоднократно обсуждались с предполагавшимися источниками энергоресурсов — Азербайджаном, Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном — и Грузией как государством-транзитёром [37]. Эти планы, однако, так и не превратились из деклараций в практические действия. Предлагаемый экспорт каспийской нефти и газа через Украину в Европу не был подкреплён какими-либо документами и финансированием. Попытки реализовать указанные декларативные проекты осуществлялись на фоне длительных сложных переговоров Украины с Россией по вопросам транзита и своевременной оплаты Украиной российских газовых поставок.
На фоне раздоров между союзниками по украинской «оранжевой» коалиции проявились неспособность и нежелание мирно договариваться с Россией по первоочередным вопросам. В итоге в 2006 и 2008 годах произошли два острых «газовых» конфликта, которые привели к отключению Россией поставок газа на Украину. Это значительно повысило уровень недоверия между странами [37] , крайне негативно сказалось на имидже России как надёжного поставщика энергоресурсов в Европу и Украины как транзитного государства. До 2007 года также шёл трудный диалог между Украиной и Туркменистаном. Виктор Ющенко предлагал Туркменистану заключить 20-летнее соглашение по поставкам газа на Украину, по которому государственная компания «Туркменнефтегаз» должна была бы взять на себя обязательство поставлять на Украину по 50-60 млрд кубометров газа в год. Соглашение также предусматривало возможность создания консорциума для строительства нового трубопровода по территории Туркменистана, Казахстана, России и Украины для прямого экспорта туркменского газа в Евросоюз.
Обсуждение застопорилось в связи с тем, что Туркменистан потребовал от Украины перейти на оплату поставок туркменского газа в денежной форме и срочно погасить долг в 600 млн долларов по товарным поставкам в оплату туркменского газа, поставленного ещё в 2004 году. Разработка Россией альтернативных транзитных маршрутов[ править править код ] Разрабатывая альтернативные маршруты поставок газа в Европу, в марте 1993 года «Газпром» подписал в Варшаве соглашение о строительстве транзитного газопровода «Ямал — Западная Европа» через территорию Польши в обход Украины. Газопровод был введён в строй в конце 1999 года, на полную мощность вышел в 2006 году. С 1997 года велась проработка маршрута по дну Балтийского моря. С 2005 года началось строительство проекта, известного как « Северный поток ». Прокачка газа по нему началась в 2011 году.
В рамках проработки южного маршрута поставок газа в Европу в 2007 году «Газпром» начал переговоры о прокладке газопровода « Южный поток », однако в связи с негативной реакцией Евросоюза проект не был реализован. Южный маршрут поставок газа прошёл через Турцию газопровод « Турецкий поток », запущенный 8 января 2020 года [38]. Создание альтернативных маршрутов транспортировки российского газа в Европу Ямал-Европа и «Северный поток» привело к постепенному снижению объёмов газового транзита через Украину. Несмотря на это, Украина ещё в начале 2010-х годов оставалась крупнейшим транзитным государством для поставок российского газа в Европу [3]. Газовый конфликт между Россией и Украиной 2005—2006 [ править править код ] Разрыв транзитных соглашений[ править править код ] В марте 2005 года назначенный незадолго до этого новым правительством Тимошенко председатель ГАК « Нафтогаз Украины » Алексей Ивченко предложил «Газпрому» отказаться от бартерных схем при взаиморасчётах и перейти к независимым контрактам на транзит и поставку газа. Обоснованием для разрыва действующих соглашений было желание украинской стороны повысить тарифы на транзит российского газа в Европу по территории Украины до 1,75—2 долл.
Переход на денежные расчёты увеличивал прибыль «Нафтогаза», но исчезновение «недорогого бартерного газа» вело к повышению «платы за отопление и газ для населения»; кроме того, была опасность подорожания и «российского газа для промышленности». Юлия Тимошенко же в том числе, исходя из своих обещаний избирателям придерживалась политики «стабильных и посильных тарифов для населения». В декабре 2005 года уже при правительстве Еханурова именно на мартовские предложения Алексея Ивченко «Газпром» будет ссылаться, предлагая прекратить бартерные сделки и перейти на «рыночные формы взаимоотношений». Среднеевропейские цены к тому времени уже перешли отметку 150 долларов за тысячу куб. Вице-премьер Украины Анатолий Кинах категорически отверг российское предложение, настаивая на сохранении условной бартерной цены на газ из существующих транзитных контрактов. Наступила патовая ситуация, в которой ни одна из сторон не желала соглашаться на предложения другой.
Попытки Украины договориться о расширении и продлении поставок газа из Туркменистана успехом не увенчались. В середине декабря озвученная Россией цена была поднята до 220—230 долларов за тысячу кубометров цена на российский газ для Германии за вычетом транспортных издержек. Советник президента России по экономическим вопросам Андрей Илларионов назвал конфликт, разворачивавшийся между Россией и Украиной, «газовой войной», в которой Россия, по его выражению, применила против Украины «энергетическое оружие» — при этом он признавал, что прежняя цена 50 долларов за тысячу кубометров, установленная 8 августа 2004 года на срок до 2009 года являлась «очевидно субсидируемой» и к тому же была установлена «в иной политической ситуации». Через неделю после этих заявлений Илларионов покинул свой пост [29] [30]. Кризис[ править править код ] В связи с тем, что украинская сторона отказалась подписать какие-либо контракты на поставку газа в 2006 году, 1 января 2006 года Газпром перестал поставлять в украинскую ГТС объёмы газа для Украины. Однако Украина не прекратила отбор газа из ГТС и в течение первых дней 2006 года осуществляла несанкционированный отбор газа для удовлетворения собственных потребностей [42].
Внешние видеофайлы Вопрос бывшему министру топлива и энергетики Украины Плачкову Конфликт был формально завершён в ночь с 3 на 4 января подписанием документов, которые, судя по первоначальным официальным заявлениям, удовлетворили обе стороны. Был подписан договор между « Газпромом » и « Нафтогазом » об условиях поставок российского газа на Украину через посредническую компанию « РосУкрЭнерго » и об условиях транзита российского газа в Европу через территорию Украины сроком на пять лет. Верховная рада Украины , однако, использовала факт подписания этого соглашения для обострения отношений с президентом Ющенко, отправив правительство Юрия Еханурова в отставку. Во второй половине января Украина возобновила сверхплановый отбор российского газа из транзитных газопроводов, что отразилось на поставках европейским покупателям. Некоторые страны Центральной и Восточной Европы воспользовались этой ситуацией для того, чтобы обвинить Россию как ненадёжного энергопоставщика [43]. Компромиссная цена стала возможной благодаря «смешению» дорогого российского и дешёвого туркменского газа в трубе для Украины [44].
Туркменский кризис[ править править код ] Российско-украинский договор 4 января 2006 года, однако, не привёл к завершению газового конфликта [45]. Договором было предусмотрено подписание всех необходимых контрактов между «Газпромом», «Нафтогазом Украины», «РосУкрЭнерго» RUE и Туркменистаном до 20 января, однако этого не произошло в связи с тем, что Туркменистан затягивал принятие решения о том, кто — Россия или Украина — будет приоритетным покупателем её газа экспортные возможности Туркменистана были недостаточны для одновременного выполнения её газоэкспортных контрактов с Россией и Украиной. Хотя Туркменистан обещал поставить на Украину 22 млрд кубометров природного газа по прямым договорам помимо поставок через RUE , с начала 2006 года по прямым договорам на Украину не было поставлено ни кубометра туркменского газа, поскольку Туркменистан заявил о намерении повысить цену на газ. При этом Сапармурат Ниязов вновь напомнил Украине о долге за природный газ, поставленный в предыдущие годы, — 159 миллионов долларов [46]. Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 годов[ править править код ] Основная статья: Газовый конфликт между Россией и Украиной 2008—2009 годов Одновременно с решением ценовых и транзитных вопросов Россия поставила перед Украиной вопрос о погашении украинского долга за газ. Формально эта проблема была решена на встрече в феврале 2008 года президентов Ющенко и Путина в Москве.
Кроме того, была достигнута договорённость о переводе всех отношений по поставкам газа на линию «Газпром» — «Нафтогаз Украины», минуя посредника — RosUkrEnergo [48]. При этом базовая цена российского газа для Украины была снижена до 179 долл. В начале 2009 года отношения двух стран прошли через новый газовый кризис, затронувший интересы европейских потребителей. С 7 января транзит российского газа через территорию Украины был прекращён полностью. Комментируя это событие, Путин отметил достижение договорённостей «по всему комплексу вопросов, связанных с поставкой природного газа на Украину и с транзитом российского природного газа в Европу», но вместе с тем подчеркнул необходимость строительства альтернативных маршрутов транспортировки российского газа европейским потребителям.
После смены власти в Киеве Украина отказалась отдавать эти деньги. В этом же году МВФ скорректировал свои правила и разрешил выделять помощь даже тем странам, у которых есть официальная задолженность, если они предпринимают «добросовестные» усилия для урегулирования долга, а кредиторы не идут навстречу. Министр финансов России Антон Силуанов выразил несогласие с тем, что Украина добросовестно пыталась решить проблему долга. Поэтому решение было принято вопреки протесту России.
В МВФ считают, что госдолг Украины нуждается в глубоком урегулировании
Впрочем, по мнению аналитика, российские активы останутся нетронутыми, а после завершения СВО стороны договорятся о разморозке активов. По его словам, их конфискация произошла в результате уверенности Запада в том, что на фоне санкций и отсутствия резервов «рубль полетит в пропасть как в начале 1990-х», и курс будет составлять 200—300 рублей за доллар. В качестве асимметричного ответа Россия может национализировать западные инвестиции, вложения на Московской бирже. В этом случае произойдет национализация российской промышленности, потому что доля иностранцев в торгуемых акциях наших ведущих компаний очень высокая», — предупредил Разуваев.
Подобная инициатива политически четко вписывается в проблему фискального консерватизма, который стал активно исповедовать новый спикер», — считает Владимир Васильев, главный научный сотрудник Института США и Канады РАН. Как пояснил американист, США не хотят помогать Украине за счет средств налогоплательщиков. Это намек действующей администрации изыскивать другие источники финансирования — вот есть замороженные активы РФ и отсюда изыскивайте средства», — указал Васильев.
Денисов тоже сомневается, что США решатся передать российские активы Украине, потому что «негативные последствия для Соединенных Штатов могут оказаться не меньшими, а то большими, чем для России».
Верховный суд Великобритании 11 ноября проведёт финальные слушания по спору между Москвой и Киевом о непогашенных украинских еврооблигациях на три миллиарда долларов, которые принадлежат Фонду национального благосостояния ФНБ России. При этом решение может быть вынесено только через три-девять месяцев после слушания, сообщил официальный представитель инстанции в беседе с РБК. Россия обратилась с иском в британский суд с требованием вернуть долг в феврале 2016 года. Отмечается, что заседание будет проводить коллегия из пяти судей, возглавляемая председателем Верховного суда лордом Робертом Ридом. Слушания продлятся пять-шесть часов.
Срок выплаты трех млрд долларов истекает 20 декабря.
Раннее Россия предлагала Украине рассрочку платежа на 3 года, при условии, что Евросоюз, США или какой-либо крупнейший международный банк станут ее поручителями. Однако российская инициатива отклика пока не нашла, а тем временем Владимир Путин дал указание правительству страны подать в суд на Украину в случае не погашения долга.
Приговор Британского Верховного суда Главная судебная инстанция Британии отложила вынесение решения до тех пор, пока не рассмотрит апелляцию по делу Пакистанской Международной Авиакомпании против британского агентства Times Travel. Данный вердикт должен показать, как суд рассматривает доктрину экономического принуждения. Доверительный управляющий аргументировал необходимость отмены законного принуждения, а Украина заняла противоположную позицию.
Уточнение определенных аспектов правовой доктрины принуждения в юриспруденции Британии является общим элементом двух споров. В резолюции отмечено, что экономическое давление, оказываемое PIAC на Times Travel в контексте дела, было законным, и не рассматривалось как экономическое принуждение.
Россия простила Украине часть долга за газ – $ 500.000.000
Настало время расплаты: существование Украины под угрозой из-за задолженностей перед Западом | Совет директоров Международного валютного фонда (МВФ) признал официальный статус долга Украины перед Россией на $3 млрд, сообщает РБК. |
Долг Украины перед Россией достиг $16,6 млрд - ИА "Финмаркет" | Верховный Суд Великобритании вынес промежуточное решение в пользу Украины по делу о долге перед РФ на сумму три миллиарда долларов. |
Долговой треугольник: Россия собирается продать задолженность Украины в $3 млрд другой стране | Государственный и гарантированный государством долг Украины достиг рекордно высокого уровня в 136,35 миллиарда долларов. |
Путин заявил, что Россия полностью рассчиталась за долги Украины | Украина из-за конфликта накопила колоссальные долги, пишет "Апостроф". |
Кому и сколько должна Украина? Цена спецоперации для Киева | Наличие непогашенных долгов является препятствием для выделения помощи МВФ, но Украина добросовестно пыталась договориться с Россией об урегулировании спора. |
Обсуждение (6)
- Сможет ли Запад продолжать поддерживать Украину
- Госдолг Украины достиг нового исторического максимума - МК
- Долг Украины за газ перед Россией составляет $1,62 млрд
- Размер внешнего долга и государственного долга Украины
- В британском суде пройдут финальные слушания по долгу Украины перед Россией
В британском суде пройдут финальные слушания по долгу Украины перед Россией
Чуть ранее стало известно о том, что суд решил рассмотреть в ускоренном порядке дело о долге Украины перед Россией. Государственный и гарантированный государством долг Украины продолжил увеличение. На конец октября он поставил новый исторический рекорд, достигнув уровня в 136,35 млрд долларов. Государственный и гарантированный государством долг Украины достиг рекордно высокого уровня в 136,35 миллиарда долларов. В российском внешнеполитическом ведомстве заявили, что сумма задолженности Украины перед СНГ превысила 300 миллионов рублей. В российском внешнеполитическом ведомстве заявили, что сумма задолженности Украины перед СНГ превысила 300 миллионов рублей.
Государственный долг Украины вырос до 68% ВВП
Но Сталинград — символ Победы. Это символ перелома Великой Отечественной и Второй мировой войны. На фоне проведения специальной военной операции это необходимый шаг.
А премьер-министр Шмыгаль заявил, что «теперь Кремль должен будет раскрыть всю информацию о действиях против Украины в открытом суде».
Вопрос, принесут ли эти, украденные, по сути, деньги счастье Украине? Прокомментировать ситуацию «СП» попросила эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований, доктора экономических наук Владимира Брутера: — Подобным решением британский суд, прежде всего, поставил под вопрос свою репутацию. Но отношение к нам сейчас такое, что можно делать с их стороны все что угодно.
У нас нет реальных механизмов воздействия на ситуацию внутри Запада, поэтому они будут принимать те решения, которые хотят. Россия здесь что-либо изменить в свою пользу не сможет. Наконец, когда суд вносит новые измерения, новые компоненты в сложившуюся ситуацию, то это всегда очень опасно.
Поскольку речь идет о том, чего в настоящих соглашениях или договорах не было. Это очень важный момент. То есть, суд решает, что он может изменить структуру событий и процессов, которые происходили ранее.
И это вообще подрывает доверие к судебной инстанции как таковой. Ведь если суд может сам менять измерения, сам может менять конфигурацию, вводить новые определения, то, в таком случае, о чем идет речь. Он тогда всегда может изменить точку рассмотрения и даже менять саму юридическую целесообразность.
Он может вообще говорить все, что хочет. Потому что как бы определяет форму рассматриваемого иска. Читайте также Причем здесь тогда правовая справедливость или какие-то другие категории, непонятно.
Но нам не следует так сильно переживать за бедных и несчастных украинцев. По большому счету это их проблемы. И то, что им тридцать пять лет придется платить долги за оружейные хотелки Зеленского, нас не должно беспокоить. Мы обязаны адекватно отвечать на все вызовы криминального киевского режима и напрягать энергетические мощности Украины.
Раннее Россия предлагала Украине рассрочку платежа на 3 года, при условии, что Евросоюз, США или какой-либо крупнейший международный банк станут ее поручителями. Однако российская инициатива отклика пока не нашла, а тем временем Владимир Путин дал указание правительству страны подать в суд на Украину в случае не погашения долга. Читайте новости в нашем Телеграме.
Наши проекты
- Украинский госдолг удвоился за время военного конфликта с РФ / СНГ / Независимая газета
- В Киеве хотят рассчитаться по госдолгу Украины тем, что "отберут у России"
- Поделиться
- 3 миллиарда в трубу? На что Украина потратила российский кредит
- Украина задолжала России 3 млрд долларов за газ
- Путин заявил, что Россия полностью рассчиталась за долги Украины
Российский институт стратегических исследований
Украине придется возвращать Вашингтону $66,2 миллиарда — эксперт - 08.08.2023, Sputnik Кыргызстан | За период с февраля 2022 года государственный долг Украины вырос более чем вдвое и по итогам прошлого года превысил $145 млрд. |
Дело о выплате Украиной долга России в 3 миллиарда долларов по евробондам затягивается | Но, по словам президента РФ Владимира Путина, Украина также начала предъявлять дополнительно претензии на алмазный фонд, золотой запас России и использовать диалог с нашей страной в качестве предмета торга с Западом: вместо того, чтобы осуществить возврат. |
Высокий суд Лондона ускорит дело по долгу Украины перед Россией | Вести в 20:00 Долг Украины перед Россией: суд Лондона решил разобраться в вопросе поглубже. |
С начала СВО госдолг Украины вырос вдвое | Госдолг Украины в августе вырос на миллиард долларов и достиг почти 134 миллиардов долларов, сообщили в четверг в минфине страны. РИА Новости, 28.09.2023. |
Госдолг Украины превысил $132 млрд
Государственный и гарантированный государством долг Украины продолжил увеличение. На конец октября он поставил новый исторический рекорд, достигнув уровня в 136,35 млрд долларов. Госдолг Украины в августе вырос на миллиард долларов и достиг почти 134 миллиардов долларов, сообщили в четверг в минфине страны. РИА Новости, 28.09.2023. В апреле размер государственного долга Украины вырос еще на 4,4 млрд долларов и превысил отметку в 124 млрд. Общая сумма требований России по делу об украинских еврооблигациях с учетом процентов достигла 4,5 миллиарда долларов. Вследствие дефолта Украины по облигациям на сумму в 3 миллиарда долларов, Москва ежедневно начисляет Киеву 683 тысячи долларов в виде штрафных процентов. За период с февраля 2022 года государственный долг Украины вырос более чем вдвое и по итогам прошлого года превысил $145 млрд.
Госдолг Украины превысил $132 млрд
Бонды нужно было погасить до 20 декабря 2015 года. До конца 2015-го Киев вовремя обслуживал долг, однако впоследствии допустил дефолт по этим облигациям. По заверениям Украины, из-за "давления" России в 2013-м страна была вынуждена отказаться от подписания Договора об ассоциированном членстве с Евросоюзом.
Министр финансов России Антон Силуанов выразил несогласие с тем, что Украина добросовестно пыталась решить проблему долга. Поэтому решение было принято вопреки протесту России. Киев уже реструктурировал все свои еврооблигации таким образом.
Но Россия на это не согласна.
В конце концов, Запад вложил достаточно в Украину и единственный шанс увидеть хоть какую-то отдачу — продолжать помогать Киеву и держать его «на плаву». Например, в ЕС неоднократно шли на уступки Греции, задолжавшей Германии несколько десятков миллиардов евро, потому что давление на Афины привело бы к ухудшению экономической и политической ситуации в этой стране, а, следовательно, и к дальнейшей отсрочке платежей. Во-вторых, помимо прагматического интереса западные страны и компании могут руководствоваться и политическими мотивами. Президент США Джо Байден и лидеры европейских стран подчеркивали, что их цели — нанести как можно больший ущерб России, помогая Киеву в борьбе против Москвы. После начала военных действий многие компании совершают убыточные для себя решения в политических целях — в частности, сворачивают работу в России, даже если это не противоречит действующим санкциям. Пока сложно представить, как западные правительства в одночасье смогли бы отказаться предоставлять Украине средства, жертвуя своей репутацией и политическими целями. В-третьих, на Западе хорошо понимают высокие риски невыплаты Украиной своих долгов и учитывают это при предоставлении ей новой помощи. Например, как сообщал Bloomberg, Германия настаивает на предоставлении Украине помощи в формате грантов, а не займов. Таким образом Украина не будет сталкиваться со все новыми обязательствами, но сможет выплачивать хотя бы накопившиеся долги — в том числе за счет новых грантов.
Именно переговоры о таких гарантиях и являются причиной пробуксовки с предоставлением Киеву новых средств. Что касается США, то закон о ленд-лизе ставит целью как раз вывести помощь Украине из-под всевозможных ограничений.
Все проблемы «нулевого варианта» были связны исключительно с Украиной. Ее формальное согласие на сделку имело целью подмазаться к российскому руководству с меркантильными целями, а выполнять положения договора в Киеве не собирались изначально — как и Минские соглашения, подписанные два десятилетия спустя. Верховная рада отказалась ратифицировать договор с Москвой, ведомая популистской мыслью «а вдруг продешевим». Формально там требовали «независимой оценки» стоимости всех активов, по сути это сразу превратилось в народную украинскую сказку о светлом будущем, в котором «москали» просто так отдадут украинцам много-много денег. Сделку тут же стали обвешивать дополнительными условиями, в том числе абсурдными. Теперь она — символ национального мифа о несметных богатствах, которые ждут украинцев в том случае, если они будут действовать смело и нагло. Иногда украинцы, впрочем, возвращались к изначальному тексту соглашения — тема с одобрением «нулевого варианта» возникала в Киеве как минимум дважды, и оба раза применительно к кредиту, который выклянчивали у Москвы.
Речь идет о 1996 годе, когда РФ, сама находившаяся в долгах как в шелках, ссудила соседям 2,5 млрд долларов, и о 2009-м, когда правительству Юлии Тимошенко срочно понадобились деньги на фоне мирового финансового кризиса. Оба раза торги вызвали у части украинских элит истерику — и эта наглая истерика работала: кредиты украинцы получали, но соглашение по-прежнему не ратифицировали как «неприемлемое условие». У нищих своя гордость. Это необходимо подчеркнуть особо: ведомую провинциальным национализмом Украину невозможно было образумить, она была недоговороспособна в принципе. Требование 40 зданий тому примером: Россия соглашалась даже на это, если украинцы умерят аппетиты хотя бы до 28 зданий. Они умерили — и тут же отказались от 19 предложенных им вариантов, одобрив только девять. Уже при Кучме, когда эпоха российско-украинских отношений была по нынешним меркам «золотой», Киев начал судиться с Москвой за конкретные объекты, в том числе за здание торгпредства в Лондоне. Как правило, судился безуспешно: две трети государств, где находилась советская собственность, почти сразу передали ее российской стороне.
Украина имеет перед Россией долг в 16 млрд долларов
В минфине Украины отмечают, что государственный долг Украины в августе увеличился на $1 млрд и достиг почти $133,9 млрд, причем до 70% от этой суммы составляют внешние заимствования. Долг Украины перед Россией за поставленный газ составляет 1,62 миллиарда долларов, сообщил и о главы украинского Минэнерго Эдуард Ставицкий в интервью газете «Коммерсант-Украина». об этом написала 13 июля украинская газета «Обозреватель».