Методы коррекционного воздействия направлены на формирование адекватного физического и социального контакта детей с расстройством аутистического спектра. Важные факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия. используется метод арт-терапии, который включает в себя различные приемы,такие. В качестве основных механизмов коррекционного воздействия могут рассматриваться корригирующие эмоциональные переживания, конфронтация и научение.
Методы психологической коррекции
При выборе основного коррекционного подхода должны учитываться следующие факторы. Выбор метода коррекционного воздействия на практике зависит от множества факторов, которые влияют на его эффективность и применимость в конкретной ситуации. По способу коррекционного воздействия психокоррекция бывает прямая и косвенная. Основные методы коррекционного воздействия.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия?
Пол также может играть определенную роль в выборе метода коррекционного воздействия. Некоторые методы могут быть более эффективными для мужчин, в то время как другие могут быть более подходящими для женщин. Физическая и психологическая конституция пациента может также влиять на выбор метода коррекционного воздействия. Например, у пациентов с ослабленным иммунитетом или наличием хронических заболеваний могут быть предписаны более мягкие и осторожные методы коррекции. Еще одним важным фактором является уровень функционирования различных систем организма. Например, при коррекции работы сердечно-сосудистой системы необходимо учитывать функциональное состояние сердца и сосудов пациента, чтобы избежать возможных осложнений. Индивидуальные особенности пациента играют значительную роль в выборе метода коррекционного воздействия.
Учет этих особенностей помогает достичь наиболее эффективных и безопасных результатов при проведении коррекционных процедур. Взаимодействие и влияние окружающей среды Окружающая среда играет важную роль в выборе метода коррекционного воздействия на отдельного индивида или группу. Взаимодействие с окружающей средой может быть как позитивным, так и негативным, и оба варианта оказывают влияние на поведение и решения человека.
Определение целей коррекции не должно начинаться со слова "не", не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента.
Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представления коррекционных целей, напротив, включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма определения целей коррекции содержательно задает ориентиры для точек роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития. Цели коррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.
Если цели далеки от реальности, то психокоррекционная программа являет собой большее зло, чем ее отсутствие, так как опасность состоит в том, что создается впечатление, что делается что-то полезное, и поэтому заменяет собой более существенные усилия. При постановке общих целей коррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития. Нужно помнить, что эффекты коррекционной работы проявляются на протяжении достаточно длительного временного интервала: в процессе коррекционной работы; к моменту ее завершения; и, наконец, примерно полгода спустя можно окончательно говорить о закреплении или об утере клиентом позитивных эффектов коррекционной работы. Цели и задачи любой коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного — исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; профилактического — предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающего — оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.
Только единство перечисленных видов задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ.
Рассмотрим основные психологические факторы, которые следует учесть при выборе метода коррекции: Темперамент: В зависимости от индивидуальных особенностей темперамента человека, необходимо выбрать соответствующий метод коррекции. Например, для сангвиника может быть предпочтительным методический подход, включающий живую коммуникацию и активное участие в процессе, в то время как для меланхолика может быть эффективнее использование более медленных и детально проработанных инструкций. Мотивация: Одним из ключевых факторов, влияющих на выбор метода коррекции, является мотивация исправить проблему или изменить определенное поведение.
Если у человека низкая мотивация к изменениям, то эффективным методом может быть использование дополнительной мотивации, такой как поощрение или наказание, либо позитивное воздействие на самооценку. Когнитивные способности: Необходимо учитывать когнитивные способности каждого индивида при выборе методики коррекции. Некоторым людям может быть проще воспринимать информацию через зрительные образы, в то время как другие предпочитают аудиальную или кинестетическую формы обучения. Учитывая этот фактор, можно выбрать методику, лучше соответствующую индивидуальным способностям.
Учитывая эти психологические факторы, возможно более точно подобрать метод коррекции, который будет максимально эффективным для каждого конкретного случая. Важно помнить, что каждый человек уникален, и что работает для одного человека, не обязательно будет работать для другого. Личностные особенности клиента Личностные особенности клиента играют важную роль при выборе метода коррекционного воздействия. Каждый человек уникален и обладает своими индивидуальными особенностями, которые могут влиять на выбор подходящего метода.
Один из ключевых аспектов личности клиента — это его уровень самосознания и осознанности. Клиенты, имеющие высокий уровень самосознания, склонны к самостоятельному поиску решений и готовы активно участвовать в процессе коррекционного воздействия. Для них подходят методы, основанные на самостоятельной работе и саморазвитии, например, когнитивно-поведенческая терапия или тренинги по саморазвитию. Важной особенностью личности клиента является его тип личности.
Различные типы личности имеют разные предпочтения и потребности. Например, экстраверты могут предпочитать групповую работу и методы, основанные на общении с другими людьми, в то время как интроверты могут чувствовать себя более комфортно при индивидуальном взаимодействии или использовании методов, направленных на внутренний рост. Также стоит учесть личностные черты клиента, связанные с эмоциональной сферой.
Временные ограничения могут быть связаны с ограниченным временем или сроками выполнения задач. Правовые ограничения могут требовать соблюдения законодательства и регуляций. Анализ доступных ресурсов и ограничений позволяет определить возможности и ограничения при выборе метода коррекционного воздействия. Учитывая эти факторы, можно выбрать наиболее эффективный и реализуемый метод ответа, учитывая имеющиеся ресурсы и ограничения. Результаты исследований и опыт предыдущих случаев При выборе метода коррекционного воздействия на различные проблемы или ситуации, специалисты полагаются на результаты исследований, а также на свой собственный опыт предыдущих случаев. Они проводят анализ различных подходов, учитывают принципы эффективности и безопасности, а также специфические особенности каждого конкретного случая. Многие исследования показывают, что эффективность различных методов коррекционного воздействия может существенно варьироваться в зависимости от конкретного контекста. Поэтому специалисты рекомендуют учитывать не только общие научные данные, но и учитывать опыт предыдущих случаев, чтобы выбрать наиболее подходящий метод для каждой конкретной ситуации. Опыт исследований и предыдущих случаев часто позволяет оценить, насколько определенный метод коррекционного воздействия может быть эффективным в реальной жизни. Он помогает определить, какие методы могут быть перспективными и какие могут не давать желаемых результатов. Кроме того, опыт предыдущих случаев может помочь специалистам избегать ошибок, которые были сделаны ранее, и изучать лучшие практики, которые позволяют достичь наилучших результатов. Это может помочь ускорить и оптимизировать процесс выбора методов коррекционного воздействия, а также повысить вероятность достижения желаемого и устойчивого результата. Результаты исследований и опыт предыдущих случаев позволяют: 1. Оценить эффективность методов в реальной жизни 2.
Какие факторы определяют выбор метода коррекционного воздействия на ответ
Какие факторы оказывают влияние на выбор метода коррекционного воздействия? | Игровая психотерапия — метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. |
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ на тестирование | Технологии коррекционного воздействия, или интервенции: Коррекционное воздействие является частным случаем психологического воздействия. |
Методы и задачи психологической коррекции - Блог Викиум | Выбор метода коррекционного воздействия является ответственным и сложным процессом, который зависит от множества факторов. |
Факторы, влияющие на выбор подхода
Факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия в процессе решения проблем | Методы психокоррекции очень различны, а выбор метода зависит от психотерапевтического направления, к которому принадлежит специалист. |
Факторы, определяющие эффективность психокоррекции | Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребёнка. |
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ на тестирование | Понимание факторов, влияющих на выбор метода коррекционного воздействия в ответе, является ключевым для успешного принятия решений и достижения. |
Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия | По характеру направленности психокоррекционных воздействий можно выделить два вида: симптоматическую и каузальную, а по способу коррекционных воздействий выделяются директивные и недирективные виды коррекции. |
Цели и задачи коррекционного воздействия
- 6.1.2. Принципы построения коррекционно-развивающих программ
- Факторы эффективности психологической коррекции - Психология -
- Методики коррекционного воздействия: что влияет на выбор?
- Методы коррекционного воздействия: влияющие факторы
Какие факторы оказывают влияние на выбор метода коррекционного воздействия?
При выборе метода коррекционного воздействия необходимо учитывать несколько факторов, которые оказывают влияние на конечное решение. Факторы, оказывающие влияние на выбор метода коррекционного воздействия на организм — от технологии и эффективности до совместимости с телесными системами. Влияние симптомов на выбор метода коррекционного воздействия. Какие факторы влияют на выбор метода и заставляют воспитателя отдавать предпочтение тому или иному пути достижения цели? Влияние природы и характера личности на выбор метода коррекционного воздействия.
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия ответ
Кроме того, данная технология работы стимулирует работу познавательных психических процессов, развивает креативность и способствует самовыражению. Данная методика предполагает самостоятельное изготовление клиентом куклы, которую ему нужно будет оживить в ходе психологической работы: придумать ей имя, рассказать о себе от лица этой куклы. Коррекционное воздействие осуществляется через проигрывание клиентом различных проблемных ситуаций, главным персонажем в которых является изготовленная им кукла. Психодрама Психодрама — это основа групповой психокоррекции.
Методика способствует снятию механизмов психологической защиты, творческому самовыражению участников. Психокоррекционный эффект достигается за счет моделирования ведущим различных ситуаций, в которых каждому из участников группы дается та или иная социальная роль. Психодрама расширяет запас стереотипов поведения у участников группы, дает возможность участникам проработать свои внутриличностные конфликты.
Холдинг терапия Основным направлением психокоррекции, в котором возможности холдинг терапии очень высоки, является коррекция внутрисемейных отношений. Данная технология работы позволяет восстановить утраченное взаимопонимание между родителями и ребенком. Методика основана на обучении матери проявлению заботы и нежных чувств в отношениях с ребенком.
Детско-родительские отношения становятся гармоничными, так как в ходе работы с семьей психолог обучает родителей бесконфликтному поведению, отказу от негативных эмоций в решении вопросов воспитания детей. Имаго метод Имаго метод направлен на преодоление внутренних барьеров человека, коррекцию фобий. Данный вид психологической коррекции формирует у клиента эффективные формы поведения.
Клиенту нужно ежедневно тренироваться в самовыражении. Для этого ему необходимо сначала сформировать эффективный образ «Я», а затем научиться транслировать его через поведение.
Выходя за рамки психоаналитического подхода, следует отметить весьма расширительное толкование термина сублимации как перевода энергии от социально неприемлемых к социально приемлемым целям. В настоящее время психоаналитическая практика претерпевает определенные трансформации, смыкаясь в своих лучших образцах с гуманистическим подходом. Фрейдистское психоаналитическое содержание игротерапии, сводящее игру к актуализации первичных сексуальных влечений, все более и более подвергается вымыванию и эрозии. Популярность и эффективность игротерапии для преодоления трудностей психического развития объяснена Д. Элькониным: «Гениальность учения Фрейда заключается в том, что если сбросить с нее сексуальную оболочку, то за ней раскрывается тончайшая сетка социальных отношений самых разных — от интимных до широких. За всеми травмами...
Гуманистически ориентированный подход Гуманистически ориентированный подход, теоретические основы которого были заложены в работах А. Маслоу, К. Роджерса, А. Адлера, в психологической практике представлен клиент-центрированной терапией, применительно к детям — терапией, центрированной на ребенке, или терапией отношений. Практика игротерапии в рамках клиент-центрированного подхода отражает главные этапы исторического развития теоретических оснований ее использования. Можно обозначить три основных этапа развития клиент-центрированной терапии — от «недирективной» до терапии, центрированной на чувствах и переживаниях. Первый этап— недирективной психотерапии 1940— 1950 — этап формулирования К. Роджерсом основных принципов терапевтической работы.
Главными принципами стали установление между терапевтом и клиентом отношений недирективного типа и предоставление клиенту возможности свободно и самостоятельно исследовать проблемную ситуацию, изменяя свои взгляды и поведение. Терапевтические отношения недирективного типа строились как отношения, укрепляющие чувство безопасности и надежности, отношения, в которых терапевт, взаимодействуя с клиентом в недирективной безоценочной манере, то есть не навязывая своих оценок, советов, мнений выслушивает клиента, демонстрирует его принятие и тем самым создает благоприятные условия для его самостоятельного волевого решения. Второй этап — этап «терапии, вербализующей чувства 1950—1967 — отражает стремление К. Роджерса найти психологические средства, позволяющие оптимизировать процесс поиска клиентом решения проблемной ситуации. Такими средствами стали реализация терапевтом принципа эмпатического принятия клиента и поведения рефлексивно-вербализующего типа. Принцип эмпатического принятия клиента включает три базисных компонента: безусловное принятие клиента и эмоциональная теплота по отношению к нему; эмпатия как понимание чувств и переживаний клиента и сопереживание им; подлинность и конгруэнтность терапевта в процессе коммуникации с клиентом. Принцип эмпатического принятия обеспечивает наиболее благоприятные условия для самоисследования и самопознания клиента. Фокусом исследования выступают чувства, переживания и эмоциональные состояния клиента.
Главная задача терапевта состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать эти чувства, увидеть их взаимосвязь с трудностями поведения и общения и выработать конструктивные способы преодоления конфликтных и проблемных ситуаций. Могущественным средством психологической помощи клиенту становится вербализация терапевтом чувств и переживаний клиента по типу эмпатического или «активного» слушания. Третий этап развития клиент-центрированной терапии характеризуется дальнейшим поиском средств и условий оптимизации терапевтических отношений для повышения эффективности терапии. Итогом этого поиска стала дальнейшая разработка техник конгруэнтной коммуникации, включающих помимо эмпатического слушания конфронтацию, метод разрешения конфликтных ситуаций. Применительно к практике работы с детьми усиленно разрабатывается игровая терапия [95; 212] и семейная терапия, где в центре внимания оказываются детско-родительские отношения и способы коммуникации. В теории и практике игровой терапии, основанной на идеях клиент-центрированной терапии, мы находим реализацию всех указанных выше принципов и требований. В основе игровой терапии, центрированной на ребенке, лежит представление о спонтанности психического развития ребенка, обладающего внутренними источниками саморазвития и потенциальными возможностями самостоятельного разрешения проблем личностного роста. Вместе с тем процесс личностной самореализации и саморазвития может быть нарушен или ограничен вследствие неблагоприятных средовых условий либо нарушений взаимодействия и общения со значимыми другими и, в первую очередь, с родителями и близкими взрослыми.
Отношение и связь с другим человеком составляет необходимое условие личностного развития. Основная задача коррекции состоит в создании или восстановлении значимых отношений между ребенком и взрослым с целью оптимизации процесса личностного роста и развития. Игра как деятельность, свободная от принуждения, подчинения, страха и зависимости ребенка от мира взрослых, представляет для него, по мнению сторонников недирективной терапии, единственную возможность свободного беспрепятственного самовыражения, исследования и изучения собственных чувств и переживаний. Игра позволяет ребенку освободиться от эмоциональной напряженности и фрустрации, изначально предопределенной антагонизмом реальных жизненных отношений между ребенком и взрослым. Таким образом, игра является эффективным средством для решения не только коррекционных, но и профилактических задач, что позволяет рекомендовать игротерапию к использованию во всех детских учреждениях и коллективах. В то время как представители психоаналитического подхода связывают коррекционные возможности игры с ее символическим характером, сторонники недирективной, центрированной на ребенке терапии главное значение придают практике реальных взаимоотношений ребенка и взрослого в процессе игры. Взрослый в игротерапии реализует как бы «двойную функцию»: выступая в качестве «идеального родителя», терапевт посредством эмпатического принятия обеспечивает ребенку переживание чувства самоценности и облегчает самопринятие; выступая в качестве партнера по игре, терапевт открывает возможности приобретения нового позитивного опыта равноправного сотрудничества и кооперации, где каждый участник взаимодействия имеет свободу выбора поступка и право принятия на себя ответственности. Принципиально новый характер и содержание отношений между ребенком и взрослым уничтожают традиционную для нашей системы воспитания дистанцию между ними и в значительной степени приводят к возрастанию социальной компетентности ребенка.
Как указывает Д. Эльконин, трудности поведения, которые подвергаются коррекции этого вида терапией, в большинстве своем вызываются конфликтными отношениями между взрослыми и детьми, — именно поэтому практика отношений нового типа со взрослыми может быть выделена из практической деятельности по установлению и построению этих межличностных отношений. Оптимальной формой для моделирования, исследования этих отношений и ориентировки в них является ролевая игра, позволяющая объективировать их в материализованной форме в виде игровых действий и выполнения ролей, в форме, наиболее благоприятствующей разрешению проблемной ситуации, стоящей перед ребенком. Одной из центральных линий развития дошкольного возраста является «децентрация» Ж. Пиаже как преодоление жестко фиксированной познавательной позиции по отношению к предметному миру и миру социальных отношений и переход к учету и соотнесению многообразия позиций, мнений и точек зрения по отношению к объекту или событию. Эгоцентрическая, т. Игра, по мнению Д. Эльконина, — это «деятельность, преодолевающая эгоцентризм».
Ее основное противоречие — "вся во власти желаний", следовательно, максимально эгоцентрическая, но вместе с тем и преодолевающая эти желания. Подстановка вместо одних желаний других — не своих» [183, с. Главным механизмом, обеспечивающим преодоление эгоцентризма в игре, является принятие ребенком роли и выполнение ее. Основная функция ролевой игры состоит в преодолении «центрации» за счет предоставления ребенку широкой практики изменения позиции в игре. Развитие у ребенка способности к более эффективному разрешению проблемных ситуаций за счет децентрации, то есть умению увидеть и проанализировать ситуацию с различных точек зрения, выделить новые свойства и значения условий разрешения проблемной ситуации, повышает степень его социальной и когнитивной компетентности. Ролевая игра предоставляет существенные возможности для организации условий эмоционально-личностной и интеллектуальной децентрации ребенка. Объяснительным принципом генезиса и развития психологических новообразований в отечественной психологии выступает закон интериоризации, выступающий в виде закона развития высших психических функций у Л. Выготского и закона планомерно-поэтапного формирования действия у П.
Психологическое содержание интериоризации составляет переход от внешних форм действия к внутренним через ряд последовательных преобразований. Ролевая игра имеет существенное значение для формирования внутреннего плана действия. По мнению Л. Выготского, процесс формирования внутреннего плана действия представляет собой переход ребенка в игре от внешних действий с предметами к действиям в смысловом поле, к действиям со значениями предметов. С другой стороны, внутренний план действий возникает только там и тогда, где возникает необходимость ориентировки на действие другого человека, результат этого действия в условиях совместной деятельности при наличии общей цели [183]. Ролевая игра в ее индивидуальном, а тем более — групповом варианте, исполняет желание, пропускает через переживание основные категории действительности [183, с. Отражение и вербализация психологом чувств ребенка в соответствии с принципом «конгруэнтной коммуникации» объективирует эти чувства для ребенка, позволяя осознать их и посредством этого выделить социальные значения и личностный смысл проблемных ситуаций и событий, то есть сориентироваться в ситуации и осуществить адекватный выбор способа ее разрешения. Отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирование реальных, значимых для него межличностных отношений дает ему возможность прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые смыслы и значения своей деятельности, обеспечить формирование новых социальных мотивов деятельности.
При организации коррекционной работы предпочтение, как правило, отдается групповым формам игровой коррекции. Более того, подавляющее большинство теоретиков и практиков игровой терапии настаивают на проведении групповых занятий. Психологический смысл этого обстоятельства связан с той ролью, которую имеют игровые и реальные отношения детей в игре. Как указывал Д. Эльконин, в игре есть два центра: 1 взрослый и «идеальная форма» развития; в первую очередь здесь имеется в виду роль взрослого и 2 общение детей друг с другом, их реальная связь. Если значение отношений «ребенок — общественный взрослый», то есть значение собственно игровых отношений, достаточно полно проанализировано в психологической литературе, то значение реальных отношений еще только предстоит выявить. Вместе с тем в исследовании С. Карповой и Л.
Лысюк [69] представлена модель соотношения реальных и игровых отношений детей в игре и их роли для психического развития ребенка. Авторы полагают, что функция игровых отношений состоит в ориентировке в системе социальных смыслов, мотивов, норм и правил. Отсюда становится понятной необходимость существования двух центров в детской коррекционной игре. Роль взрослого состоит в организации ориентировки детей в проблемных и конфликтных ситуациях, а функция отношений между сверстниками определяется необходимостью организации усвоения новых способов деятельности и поведения в психологически благоприятной атмосфере игровых коррекционных занятий. Игровая комната. Ее оборудование Успешность коррекционной работы в значительной мере определяется организацией необходимых условий проведения игровой терапии и, в первую очередь, специально оборудованным для игровых занятий помещением. Игровая комната должна быть оборудована таким образом, чтобы обеспечить: возможность организации и проведения самых разнообразных видов игр: сюжетно-ролевых игр и игр-драматизаций, подвижных игр с правилами например, «салочки», «жмурки», «прятки» , игровых упражнений под музыку, занятий рисованием и лепкой; возможность осуществления как групповых, так и индивидуальных форм игровых занятий; физическую и личностную безопасность всех, кто принимает участие в занятиях. В игровой комнате должна быть исключена либо сведена к минимуму угроза физическому здоровью и безопасности детей.
Для обеспечения личностной безопасности — чувства комфорта и отсутствия тревожности — участники игровых занятий должны иметь возможность уединения и «интимизации» своей деятельности, пространственного отделения от участников группы и психолога, ведущего игровые занятия, при желании в любой момент изменить позицию участия в игре — от активного участника до позиции наблюдателя за игрой сверстников. Предоставление ребенку свободы выбора характера своего участия в игре, права самому определять и регулировать формы игровой активности обеспечивают чувство его безопасности и являются важным условием формирования способности регулировать свою деятельность.
В обыденной жизни мы часто сталкиваемся с людьми, проблемы которых прямо написаны у них на лице, и люди, вступающие с таким человеком в контакт, не указывают ему на его недостатки, так как боятся показаться бестактными и обидеть его.
А ведь именно эта информация представляет материал, с помощью которого он мог бы измениться. Термин «конфронтация» часто применяют для отрицательной обратной связи. Некоторые психологи считают конфронтацию в форме конструктивной критики очень полезным психокоррекционным фактором.
Одновременно они указывают, что при преобладании одной только конфронтации критика перестает восприниматься как дружелюбная и конструктивная, что ведет к усилению психологической защиты. Конфронтацию необходимо сочетать с эмоциональной поддержкой, которая создает атмосферу взаимного интереса, понимания и доверия. Инсайт означает понимание ребенком неосознаваемых прежде связей между особенностями своей личности и неадаптивными способами поведения.
Инсайт относится к когнитивному научению и вместе с эмоциональным коррекционным опытом и опытом нового поведения объединяется в категорию интерперсонального научения. Коррекционный эмоциональный опыт. Коррекционный эмоциональный опыт представляет собой интенсивные переживания актуальных отношений или ситуаций, благодаря которому происходит коррекция неправильного обобщения, сделанного на основе тяжелых прошлых переживаний.
Сущность этого механизма состоит в том, что клиент в условиях психокоррекционной ситуации, будь то индивидуальная или групповая психокоррекция, повторно переживает эмоциональный конфликт, который до сих пор был не в состоянии разрешить. Но реакция на его поведение психолога или члена группы отличается от той, которую он обычно провоцирует у окружающих. Проверка нового поведения.
В соответствии с осознанием старых неадаптивных стереотипов поведения постепенно осуществляется переход к приобретению новых. Психокоррекционная группа предоставляет для этого целый ряд возможностей. Прогресс зависит от готовности ребенка к изменениям, степени его идентификации с группой, от стойкости его прежних принципов и позиций, от индивидуальных черт характера.
В закреплении новых реакций большую роль играют импульсы со стороны группы. Социально неуверенный ребенок, который пытается завоевать признание пассивным ожиданием, начинает проявлять активность и высказывать собственное мнение. При этом он не только не теряет симпатии своих товарищей по группе, но его начинают больше ценить и признавать.
В результате этой положительной обратной связи новое поведение закрепляется и ребенок убеждается в его выгодах. Предоставление информации, обучение наблюдению. В группе ребенок получает новые знания о том, как люди ведут себя, информацию об интерперсональных отношениях, об адаптивных и неадаптивных персональных стратегиях.
Здесь имеется в виду не обратная связь, которую ребенок получает в отношении собственного поведения, а сведения, которые он приобретает в результате своих наблюдений за поведением других. Ребенок проводит аналогии, обобщает, делает выводы, наблюдает и таким образом учится и познает некоторые закономерности человеческих отношений. Он может теперь взглянуть на одни и те же вещи с разных сторон, познакомиться с разными мнениями по одному и тому же вопросу и многому научиться, даже если сам не будет принимать активного участия в обсуждении.
Осипова говорит о том, что эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия.
Работа с использованием ТЕАССН-подхода и поведенческой терапии в меньшей степени требует определенной организации пространственной среды. Если Вы не имеете возможности перемещать мебель, убирать из поля зрения ребенка лишние предметы, Подбирать подходящие материалы и пособия, то Вам Лучше отказаться от систематического применения этих подходов в своей работе.
Эмоционально-уровневый подход также предполагает создание особой среды, которая помогает ребенку чувствовать себя комфортно, а психологу — находить возможности для взаимодействия с ребенком, однако, эти условия не столь жестки. Таким образом, при выборе коррекционного подхода необходимо учитывать организационные оставляющие ситуации, сложившейся в том образовательном медицинском, социальном, научном учреждении, где Вы работаете. Возраст ребенка на момент начала коррекционной работы является важным фактором, влияющим на решение, о том, применение какого подхода наиболее адекватно.
Прежде всего учитывается психический возраст, определять который желательно не только при помощи тестов, но и опираясь на качественный анализ особенностей развития каждого ребенка, а также на уровень его социальной адаптации. Тот факт, что для сложных и осложненных форм аутизма характерно сочетание нескольких вариантов психического дизонтогенеза, делает задачу определения психологического возраста очень трудной. Весьма часто мы видим следующую картину: по своему аффективному развитию ребенок находится на уровне 2—3 месяцев, по речевому развитию — на уровне года, по развитию зрительного восприятия — на уровне 4-х лет, по развитию моторики — на уровне 3-х лет; при этом физический возраст ребенка — 5 лет.
Если отставание аффективной сферы столь существенно, необходимо начинать коррекцию с применения эмоциоиально-уровневого подхода.
Содержание
- Психологическая коррекция: методы, виды, задачи
- Цели и задачи коррекционного воздействия
- Психологические аспекты принятия решения
- Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ)
Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий
Что влияет на выбор метода коррекционного воздействия в подходе к выбору метода ответа | Важные факторы, влияющие на выбор метода коррекционного воздействия. используется метод арт-терапии, который включает в себя различные приемы,такие. |
Методы коррекционной работы | Выбор метода коррекционного воздействия на практике зависит от множества факторов, которые влияют на его эффективность и применимость в конкретной ситуации. |
На выбор методов обучения оказывает влияние
При выборе метода коррекционного воздействия на различные сферы общества необходимо учитывать политические и экономические факторы. Представим влияние двух подгрупп методов на формирование. Выбор метода коррекционного воздействия зависит от множества факторов, которые влияют на эффективность воздействия. При выборе метода коррекционного воздействия важно учитывать различные факторы, которые могут повлиять на эффективность данной стратегии. При выборе средств коррекционного воздействия необходима уверенность в причинах того или иного нарушения. Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена.
Что определяет выбор метода коррекционного воздействия? Подход к выбору метода ответа
Работа с детьми девиантного поведения. Основные принципы работы с детьми девиантного поведения. Формы работы с детьми с девиантным поведением. Функции воспитания. Воспитывающая функция. Формы и методы индивидуальной работы с педагогами.
Взаимодействие педагога с детьми в ДОУ. Формы работы с воспитанниками. Формы работы воспитателя с родителями. Социальные компетенции дошкольников. Коммуникационные компетенции детей старшего дошкольного возраста.
Компетентности социальных навыков у дошкольников. Формирование социальных компетенций ребенка. Способы психологического воздействия. Методы психологического воздействия в психологии. Виды психологического влияния.
Способы психологического влияния. Взаимосвязь вторичного и первичного дефекта. Первичный и вторичный дефект по Выготскому. Структура дефекта по л. Первичные и вторичные дефекты развития.
Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Коррекционная работа при моторной алалии. Этапы коррекционной работы при моторной алалии. Этапы работы при алалии. Основные направления психолого-педагогического сопровождения:.
Направления работ по психолого-педагогическому сопровождению. Основные направления педагогического сопровождения. Основные направления психолого-педагогической поддержки педагога. Комплекс мероприятий это в педагогике. Медико-педагогический комплекс это.
Педагогическое мероприятие это. Медицинские мероприятия по устранению нарушений голоса. Теоретические модели психокоррекции таблица. Теоретические модели психологической коррекции. Направления психологической коррекции.
Предприятия влияющие на экологическое состояние Хабаровского края. Экологическая бизнес сессия. Метод статистического анализа. Методы анализа данных типы показателей. Что относится к методам статистического анализа.
Статистические методы анализа данных. Консультирование схема. Виды психологического консультирования. Какие факторы определяют выбор методов обучения. Факторы определяющие выбор методов обучения.
Какие факторы определяют выбор методов обучения перечислите их. Факторы влияющие на выбор методов обучения. Методы психологического консультирования. Этапы консультирования психолога. Методы в консультировании психолога.
Факторы влияющие на эффективность групповой деятельности. Факторы эффективности групповой работы. Формальные факторы влияющие на эффективность групповой деятельности. Факторы, влияющие на эффективность групповой работы. Этапы диагностико-коррекционной работы.
Основные этапы коррекционной работы психолога. Этапы реализации коррекционной работы. Этапы проведения психологической диагностики. Направления коррекционной работы с агрессивными детьми. Направления психолого-педагогической коррекции.
Направления коррекционной работы.
Только единство перечисленных видов уровневых профессиональных задач может обеспечить успех и эффективность коррекционно-развивающих программ. Человек вспоминает и рассматривает события своей жизни под руководством терапевта, что приводит его к большему пониманию самого себя и к принятию самого себя. Терапевт анализирует воспоминания клиента и выбирает темы, необходимые для обработки, не озвучивая клиенту свои выводы. В начале работы с клиентом, браться за острые проблемы надо только при наличии очень веских причин. Чем лучше мы подготовим клиента в начале работы, тем легче будет решить проблему, которая стоит перед человеком. При этом, «последнее время», это то, как его воспринимает клиент. Это может быть неделя, месяц, год… Прорабатывая сиюминутные и, казалось бы, незначительные проблемы, в конечном итоге мы облегчим и проработаем весь сценарий. Исходя из представлений трансактного анализа, все проблемы клиента являются сценарными, они возникают в его жизни регулярно и будут отслежены и решены в течение проводимой психотерапии.
Предложенный вопрос должен использоваться при начале каждой сессии, а не только в рамках первой психотерапевтической встречи. Материал, полученный как ответ на задаваемый вопрос, обрабатывается психотерапевтом в процессе психологического консультирования по методу «Случайный попутчик» см. Особенно тщательно прорабатывается раннее и дошкольное детство человека, начало обучения в школе и подростковый возраст потому, что именно в этих возрастах наиболее активно и глубоко формируется его личность, закладываются основы межличностных отношений и складываются проблемы, которые будут сопровождать его всю дальнейшую жизнь. Чем ближе психотерапевтическое событие находится к моменту рождения, тем большее влияние оно оказывает на дальнейшую жизнь человека, так как становится фильтром, через который человек видит более поздние события. Также следует составить список людей или идеальных объектов, с которыми или о которых человек не может без труда говорить, или испытывает сильные и болезненные эмоции, например, родители, начальник, жена, гаишник, аварии с машиной, привычки супруги, поведение детей… Этот список формируется в процессе работы с клиентом и постоянно дополняется. Список составляет не клиент, а терапевт на основании того, о чем говорит человек в сессии. Терапевт выбирает человека, или обстоятельства, с которым, с которыми связаны у клиента самые сильные эмоции. Скажем, клиент продолжает обвинять родителей, следовательно, надо работать с темой «родители». Анализ конкретного события клиентом не является необходимым для процесса терапии, клиент получает инструкцию избегать анализа и каких-либо оценок себя и других участников события, в противном случае он сосредоточится на интеллектуализации и обвинениях, что препятствует психотерапии.
Если клиент всё ещё хочет оскорблять какого-то человека или хочет сделать что-то с ним, то следует продолжить работать дальше. Если клиент настроен весело по отношению к этому человеку или больше не выказывает негативного или агрессивного возбуждения, не расстраивается, общаясь на выбранную тему, то на этом работа с данной темой считается завершённой. Только при условии принятия родителей, позитивного отношения к ним, можно достичь решения по заявленному клиентом запросу.
Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности. Например, для клиента основным критерием успешности своего участия в программе будет эмоциональное удовлетворение от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.
Для психолога, ответственного за организацию и осуществление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей. Для лиц из окружения клиента эффективность программы будет определяться степенью удовлетворения их запроса, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента. Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента.
Игрушки не должны быть слишком большими — ребенку должно быть легко и удобно держать их в руке и манипулировать ими. Куклы должны быть гибкими, что позволит ребенку свободно придавать им желаемую позу, не хрупкими, не ломаться при легком увеличении усилия. Для игры «в детский сад» «в школу» необходим аналогичный набор кукол, предназначенный для изображения учителей, воспитателя, родителей, сверстников, парты столы , кровати для игры в «детский сад» , доску с мелом для игры «в школу». Для игры «в больницу» «в доктора» кроме набора кукол и необходимой мебели нужно иметь игрушечный набор «Айболит» — шприцы, термометр, бинты и пр. Для всех указанных сюжетных игр полезно иметь набор кукольных животных, которые могли бы заменить людей при наличии, например, барьеров, препятствующих разыгрыванию семейных отношений. Разнообразие набора животных позволит ребенку осуществить выбор соответствующего персонажа для идентификации и даст психологу, наблюдающему за игрой, ценный диагностический материал для выявления личностных особенностей ребенка и особенностей переживания им своих отношений со значимыми людьми. В состав набора необходимо включить «диких» агрессивных животных, позволяющих ребенку выразить агрессию в социально приемлемой форме. Широко используются также наборы животных, позволяющие разыграть драматизации известных сказок в коррекционных целях, таких как «Репка», «Теремок» и др. Помимо обычных кукол весьма полезно оказывается использовать и кукол, надевающихся на руку.
Само физическое действие — надевание на руку этих кукол ребенком для разыгрывания сюжета — облегчает принятие роли и идентификацию с персонажем, с которым ребенок теперь составляет как бы одно физическое целое, служа «мостиком», соединяющим мир реальности и мир воображения. Аналогичную функцию выполняют маски различных персонажей сказок, в том числе маски животных. В наборе игрушек необходимо также предусмотреть транспортные игрушки, позволяющие путем перемещения в пространстве выразить в сюжетно-ролевой игре эмоциональные отношения к значимым для ребенка лицам, символизируя путем приближения свою симпатию, потребность близости, желание общения и путем удаления — неприязнь, ревность, стремление к избеганию контактов, неприятие, уход от коммуникации. Кроме того, транспортные игрушки предоставляют ребенку возможность в ходе выполнения игрового действия с ними безбоязненно исследовать игровую комнату, приблизиться к психологу и вызывающим интерес сверстникам, сохраняя необходимую меру личностной безопасности. К транспортным игрушкам относятся машина в набор должна быть включена грузовая машина , самолет, лодка, корабль. Для выражения агрессии помимо диких агрессивных животных волк, крокодил, дракон необходимо иметь игрушечные пистолеты, автоматы, наручники, щит и меч, шумовые музыкальные игрушки барабан, бубны, горн , набор игрушечных солдатиков и соответствующего армейского оборудования, включая военную технику. Для выражения конструктивных и деструктивных намерений и проигрывания наиболее типичных конфликтных ситуаций полезными оказываются строительные наборы — конструкторы различных размеров — от маленьких до больших, в рост ребенка. Большие кубы и параллелепипеды должны быть легкими можно использовать в качестве основы картонные ящики, обшитые материей , доступными для свободного манипулирования ребенка и тем самым должны утверждать его могущество над вещами, утверждать его Я, не причинять ущерба ребенку, не представлять опасности для его здоровья. Из такого строительного набора можно построить дом, пещеру, крепость.
Используется он также для игры-драматизации сказки «Теремок». Полезно использовать в качестве строительного материала для подвижных игр большие мягкие подушки или тряпичные легкие валики для игры «Осада крепости». Для организации управления играми и регуляции поведения детей полезно иметь часы со стрелками, песочные часы для игр-соревнований , два игрушечных телефона для облегчения коммуникации с замкнутыми детьми , «волшебную палочку», «шапку-невидимку» и пр. Для подвижных игр и игр-соревнований нужно иметь мячи большие и маленькие , кегли, мишень с дротиками, скакалки. Можно также использовать настольные игры в футбол, хоккей. Для формирования эмоциональной устойчивости и произвольной регуляции полезно использовать так называемые «фортунные» игры. Такие игры, выигрыш в которых определяется случаем, позволяют создавать ситуацию переживания ребенком успеха или неудачи и формируют у него необходимую толерантность. Нужно предусмотреть предметы, которые могут быть использованы в качестве предметов-заместителей в игре: кубики, лоскутки, палочки, пуговицы, скакалка, одеяло или занавеска. Для занятий изобразительной и конструктивной деятельностью нужны цветная бумага различных размеров, краски, кисти большие и маленькие , цветные и простые карандаши, ластик, пластилин, глина, конструктор, мозаика, ножницы с тупыми концами, пластмассовые емкости для воды.
Игрушки должны находиться в отведенных для них местах в определенном порядке так, чтобы ребенок, освоив этот порядок, мог сам достать интересующую его игрушку и вернуть ее на место, а вся атмосфера игровой комнаты внушала бы ему уверенность в порядке, стабильности и постоянстве мира. Кто должен убирать и наводить порядок в игровой комнате. В решении этого вопроса все практики игротерапии проявляют единодушие: не ребенок. Приведение игровой комнаты в порядок должно стать заботой ассистента психолога или другого лица, поддерживающего помещение в чистоте. Показания для проведения индивидуальной и групповой форм игровой коррекции В зависимости от состава участников игровых занятий различают две формы коррекционной работы: индивидуальную и групповую игротерапию. Несмотря на их очевидные различия, фокусом психологического воздействия в том и в другом случае является каждый ребенок, а не группа в целом. В игротерапии не ставятся групповые цели и не преследуется задача достижения групповой сплоченности. По мнению подавляющего большинства специалистов в области игровой терапии, групповая игротерапия безусловно обладает большей эффективностью и лишь она позволяет обеспечить гармоническое развитие личности, способной достигнуть оптимального баланса между автономией и независимостью, с одной стороны, и умением строить отношения коопераций и сотрудничества с другими людьми — с другой [954; 200]. Однако само наличие широкой практики индивидуальной игротерапии свидетельствует о том, что в ряде случаев именно индивидуальной работе с ребенком отдается предпочтение.
Выбор индивидуальной или групповой формы проведения коррекционных занятий в каждом конкретном случае определяется характером психологических трудностей развития, испытываемых ребенком. Как указывает В. Акслайн, в том случае, когда проблемы ребенка концентрируются вокруг социального приспособления, показана групповая игротерапия. Если проблемы ребенка лежат в сфере эмоциональных отношений и эмоционального развития, более эффективной на начальных этапах занятий оказывается индивидуальная игротерапия. Таким образом, целостный процесс игротерапии включает два этапа — этап индивидуальной игротерапии, который в благоприятных условиях может быть сведен к знакомству с психологом и установлению с ним первичных отношений доверия и взаимопонимания, и второй этап — групповой игротерапии, обеспечивающий обобщение приобретенного позитивного опыта и перенос его в реальную практику социальных отношений. Иначе говоря, вопрос о выборе формы игротерапии должен быть переформулирован так: в каких случаях игровую терапию можно сразу начинать в групповой форме, а в каких групповой терапии должна предшествовать индивидуальная? Главным критерием для выбора групповой формы терапии является наличие у ребенка социальной потребности в общении, мотивов заслужить одобрение у сверстников и взрослого, стремление к высокому социальному статусу [201]. Только при условии сформированности системы социальных мотивов и коммуникативной направленности оправданно включение ребенка в группу. В случае отсутствия социальной потребности актуальность приобретает задача ее формирования, что и может быть наилучшим образом реализовано в процессе длительной индивидуальной работы в результате построения отношения в системе «ребенок—взрослый» как отношений равноправия и сотрудничества со значимым Другим.
Сделать вывод о сформированности социальных мотивов можно лишь на основе анализа истории развития ребенка с учетом результатов психологического обследования. Особое внимание при анализе анамнестических данных следует обратить на случаи сепарации ребенка от матери и социальной депривации в раннем возрасте до трех лет , характер эмоциональных взаимоотношений в семье с родителями и сиблингами, особенности общения и взаимодействия со сверстниками, поведение ребенка в школе и в детском саду. Должны быть также приняты во внимание уровень умственного развития ребенка, его актуальное эмоциональное состояние на момент принятия решения о форме игротерапии депрессия, стресс , типичные варианты реагирования на фрустрацию. Наконец, нужно учитывать уровень развития игровой деятельности, значимость игровых мотивов для ребенка. Так, низкий уровень сформированности игры может стать препятствием для включения ребенка в группу, поскольку в сочетании с агрессивностью, гиперактивностью и неуправляемостью поведения такой ребенок внесет деструктивное начало в групповую активность, явится источником дестабилизации групповых отношений, не умея сотрудничать и вступать в кооперацию со сверстниками. Для таких детей рекомендуется сначала индивидуальная игротерапия, обеспечивающая минимальный необходимый опыт сюжетно-ролевой игры со взрослым, либо другие виды коррекционной работы, например арттерапия. Отметим, что при наличии фобий и страхов индивидуальная игротерапия часто оказывается неэффективной. Это связано с тем, что индивидуальная игротерапия предоставляет ребенку возможность избегания «опасных» объектов и событий благодаря свободе выбора сюжета игры и его развития, неограниченному выбору игрушек, игровых предметов и игровых действий. По сравнению с групповой формой индивидуальная игротерапия лишает ребенка возможности наблюдать модель «бесстрашного» поведения сверстников в отношении объектов и событий, вызывающих страх и тревогу.
Как уже отмечалось выше, групповой форме игротерапии в ряде случаев должна предшествовать индивидуальная форма. Опасность включения в группу сверстников ребенка, ворующего у сверстников, связана с тем, что уже в младшем школьном возрасте у детей возникает практика разрешения подобных происшествий путем «самосуда» и репрессивных мер, без привлечения взрослого. Подобный опыт играет негативную роль для обеих сторон — как для нарушителя, так и для пострадавшего; детская ревность по отношению к сиблингам, принимающая форму острого аффективного переживания либо проявляющаяся в агрессивном жестоком поведении по отношению к братьям и сестрам или родителям. Опасность включения такого ребенка в группу без предварительной индивидуальной работы чревато переносом отношений конкуренции и борьбы за расположение, внимание и любовь родителей с братом или сестрой на отношения с психологом, ведущим занятия в группе, и сверстников. Этап индивидуальной работы предоставит ребенку возможность эмоционального отреагирования конфликтной ситуации в социально приемлемых формах, а установление эмоционально-позитивного, «принимающего» отношения с взрослым-психологом упрочит уверенность в себе, повысит степень самопринятия и самоценности; ускоренное сексуальное развитие — повышенный интерес к вопросам пола, явно выраженная тенденция к эксгибиционизму и «подглядыванию» за сверстниками своего и противоположного пола, открытый детский онанизм. Во всех перечисленных случаях решение о продолжительности индивидуальной игротерапии и переходе к групповой игротерапии принимается психологом в зависимости от содержания и характера трудностей развития, динамики игровой терапии и достигнутых результатов. Требования к составу группы игровой коррекции Определение размера, состава и композиции группы игровой терапии составляет прерогативу психолога, организующего и проводящего игровые занятия. Успех игротерапии и ее эффективность в значительной степени предопределяются искусством подбора состава участников группы, умением сделать каждого члена группы не «потребителем», а активным и полезным «помогающим» партнером как для сверстников, входящих в ту же группу, так и для самого психолога-игротерапевта в реализации поставленных коррекционных целей. Искусство психолога состоит в том, чтобы увидеть в каждом ребенке, за всеми трудностями и проблемами его развития, сложностью и неоднозначностью его личности те его сильные психологические качества, которые могли бы «сработать» на успех групповой игротерапии, стать моделью для подражания у сверстников, обеспечить его принятие сверстниками и возможности для самораскрытия и саморазвития.
Установка психолога на использование психологических резервов личности каждого члена группы для преодоления трудностей и конфликтов каждого из участников занятий имеет огромное значение. Представители гуманистически ориентированной терапии, центрированной на ребенке, например, считают, что выбор состава участников группы должен быть предоставлен самому ребенку как свидетельство его «принятия», уважения его личности и доверия к нему психотерапевта [4]. Сам выбор ребенком партнеров по игре является мощным источником роста социального статуса, степени самопринятия и самоценности и, следовательно, и личностного роста. Однако признавая эффективность этого приема, отметим, что в реальной практике игровой терапии его использование крайне редко, так как «цена» его применения очень высока. Фактически работа всей группы оказывается подчиненной интересам одного ребенка, а в составе группы, подбираемой им по своему вкусу и симпатиям, далеко не все дети испытывают нужду в специальной психологической помощи. Размер группы варьирует в зависимости от степени тяжести и характера проблем личностного развития участников группы, уровня сформированности у них игровой деятельности — желания и умения играть, от возраста детей, от опыта психолога, ведущего коррекционные занятия и, наконец, от организационно-материальных условий работы психологической консультации. Рекомендуемые размеры группы — от трех до семи детей, в отдельных случаях до девяти человек. Для начинающего свою психологическую практику специалиста наиболее целесообразно ограничиться группой из трех-пяти детей. В том случае, когда в состав группы входят «трудные» дети с неблагоприятными тенденциями личностного развития, следует ограничить ее размер пятью участниками.
Показаниями для уменьшения размера группы являются: низкая социальная компетентность, яркие проявления эмоционально-личностного эгоцентризма, низкая эмпатия и отсутствие ориентации на сверстника, агрессивное поведение, яркие и устойчивые фобические реакции, вредные привычки, демонстративно проявляющиеся в поведении ребенка, и др. Желательно, чтобы в составе группы было не более одного ребенка с делинквентным поведением, представляющим угрозу физической или личностной безопасности остальным участникам. Иногда бывает полезно наряду с делинквентом — «возмутителем спокойствия» включить в состав группы «нейтрализатора» — относительно благополучного ребенка с выраженной просоциальной ориентацией и направленностью на сверстника, достаточной социальной компетентностью и умением справедливо разрешать конфликтные ситуации, высоким уровнем развития игровой деятельности. Такой «нейтрализатор» фактически становится помощником психолога в управлении и регуляции деятельностью группы, придавая конструктивный характер совместной деятельности детей. Уровень сформированности игровой деятельности — наличие и значимость для ребенка игровых мотивов, сюжеты и содержание игры, характер игровых действий, предпочитаемые ребенком игровые роли и, наконец, умение подчиняться в игре правилам — также определяют величину группы. Если в группе подавляющее большинство детей находится на первом или втором уровне развития игры [183], то величина такой группы также не должна превышать пяти человек. Как правило, уровень развития игры детей коррелирует с их возрастом, поэтому для младших возрастных групп 3—4 года величину группы также следует ограничить в интересах повышения эффективности игровых занятий. При комплектовании групп приходится учитывать и чисто внешние обстоятельства, оказывающие влияние на эффективность работы группы: величину игровой комнаты, ограничивающей возможности свободной игры большого числа участников, ее оборудование.
Проект "Современные способы психологической коррекции и профилактики в образовательной организации"
Выделяют два типа коррекции в зависимости от ее направленности: симптоматическую и каузальную причинную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешней стороны трудностей развития, внешних признаков, симптомов этих трудностей. Коррекция причинного каузального типа, напротив, предполагает устранение и нивелирование причин, порождающих проблемы и отклонения. Очевидно, что только устранение этих причин может обеспечить наиболее полное решение проблем. Работа с симптоматикой, какой бы успешной она ни была, не сможет до конца решить трудности, которые переживает ребенок. Показательным в этом отношении является пример с коррекцией страхов у детей. Применение метода терапии рисованием дает значительный эффект в преодолении симптоматики страхов. Однако в тех случаях, когда причины возникновения страхов детей лежат во внутрисемейных отношениях и связаны, например, с эмоциональным неприятием ребенка родителями и глубинными аффективными переживаниями, изолированное применение метода терапии рисованием дает лишь неустойчивый, кратковременный эффект. Освободив ребенка от страха темноты и нежелания оставаться одному в комнате, через некоторое время этот же ребенок может обратиться к вам, но уже с новым страхом, например, высоты. Только успешная психокоррекционная работа с причинами, которые вызывают страхи и фобии в этом случае работа с оптимизацией детско-родительских отношений , позволит избежать воспроизведения симптоматики неблагополучного развития.
Принцип приоритетности коррекции каузального типа означает, что приоритетной целью проведения коррекционных мероприятий должно стать устранение причин сложностей и отклонений в развитии ребенка. Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка, разработанное в трудах отечественных психологов. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы через организацию активной деятельности ребенка, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии его личности. Коррекционное влияние всегда осуществляется в контексте той или иной деятельности ребенка. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей согласовывает требования соответствия психического и личностного развития ребенка возрастной норме и признания факта уникальности и неповторимости конкретной личности. Нормативность развития следует понимать как последовательность изменения возрастных периодов, стадий онтогенетического развития. Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимизации развития для каждого конкретного ребенка.
Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто находится в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их. Эта игра вызывает много положительных эмоций у детей с РДА, однако многие из них на первых этапах занятий отказываются войти в круг, затыкают уши, убегают. Игра «Качание в одеяле» Цель: установление эмоционального контакта с группой. Ход игры группа детей и взрослых из 5-7 человек : психолог предлагает ребенку сесть на одеяло. Взрослые вместе с остальными детьми раскачивают ребенка в одеяле, приговаривая: «Море волнуется раз, море волнуется два... Особое значение имеет формирование у аутичного ребенка способности к подражанию как одному из способов усвоения общественного опыта. Психотехнические игры: Игра «Птички» Цель: развитие эмоционального контакта ребенка с психологом и обучение ребенка подражанию действиям взрослых. Психолог показывает детям, как птицы взмахивают крыльями, и приглашает детей «прилететь к нему». Если ребенок не выполняет движение взмах руками , психолог помогает ему. Задание можно усложнить. Психолог присаживается на корточки и стучит пальцем по полу, показывая детям, как птички клюют зернышки. Задания можно повторить. Игра «Обезьянка» Цель: учить детей подражать мелким движениям рук. Оборудование: игрушка Обезьянка. Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и пр. Аналогичные игры можно проводить с куклой, можно использовать ребенка в качестве куклы и дети поочередно показывают действия на нем. Учитывая наличие страхов у детей с РДА и трудности контакта с ними, можно предложить выполнить эту роль родителям. Можно включить в группу здоровых братьев и сестер. На следующем втором этапе основного коррекционного блока занятий можно предложить детям разнообразные манипулятивные игры с предметами, что способствует развитию у них зрительного и осязательного восприятия. Очень важно формировать у ребенка представление о собственном теле, его частях, сторонах. Психотехнические игры: Цель: учить слушать и понимать речевую инструкцию. Оборудование: кегли, корзина или коробка. Ход игры: психолог ставит на стол кегли, предлагает детям взять их и кинуть в коробку, которая находится в двух метрах от него. Если дети успешно справились с заданием, то можно организовать соревнование: «Кто быстрее». Занятие можно усложнить. Детям предлагается кинуть кегли в коробку с учетом цвета.
Это «основная сцена», где разыгрывается борьба за самоопределение: мать настаивает на соблюдении правил - ребенок защищает свое право делать то, что хочет. Поэтому фактором риска можно считать излишне строгое и быстрое приучение к опрятности маленького ребенка. Место взаимоотношений с отцом для становления автономности ребенка. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку: а подает ребенку пример отношений с матерью - отношений между автономными субъектами; б выступает прообразом внешнего мира, т. Дошкольный возраст от 3 до 6-7 лет столь значим для формирования психологического здоровья ребенка и столь многогранен, что трудно претендовать на однозначное описание факторов риска внутрисемейных взаимоотношений, тем более что здесь уже сложно рассматривать отдельное взаимодействие матери или отца с ребенком, а необходимо обсуждать факторы риска, исходящие от семейной системы. Самым существенным фактором риска в семейной системе является взаимодействие по типу «ребенок - кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка превалирует над удовлетворением потребностей остальных членов семьи. Следующий фактор риска - это отсутствие одного из родителей или же конфликтные отношения между ними. Вызывает глубокий внутренний конфликт у ребенка, может привести к нарушениям половой идентификации или, более того, обусловить развитие невротических симптомов: энуреза, истерических приступов страха и фобий. У некоторых же детей - привести к характерным изменениям в поведении: сильно выраженной общей готовности к реагированию, боязливости и робости, покорности, склонности к депрессивным настроениям, недостаточной способности к аффектам и фантазированию. Но, как отмечает Г. Фиг-дор, чаще всего изменения в поведении детей обращают на себя внимание лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности. Следующее явление родительского программирования, которое может влиять на него неоднозначно. С одной стороны, через явление родительского программирования происходит усвоение нравственной культуры - предпосылки духовности. С другой стороны, вследствие чрезвычайно выраженной потребности в любви родителей ребенок стремится адаптировать свое поведение, чтобы соответствовать их ожиданиям. Наиболее существенным фактором риска нарушения психологического здоровья может стать школа. Условно можно выделить следующие этапы в процессе снижения самооценки. Сначала ребенок осознает свои школьные неумения как неумение «быть хорошим». Но на этом этапе у ребенка сохраняется вера, что он сможет стать хорошим в будущем. Далее пропадает вера, но ребенок еще хочет быть хорошим. В ситуации стойкого длительного неуспеха ребенок может не только осознать свою неспособность «стать хорошим», но уже потерять к этому стремление, что означает стойкую депривацию притязания на признание. Подростковый возраст от 10-11 до 15-16 лет. Это важнейший период для становления самостоятельности. Во многом успешность достижения самостоятельности определяется семейными факторами, а точнее тем, как осуществляется процесс отделения подростка от семьи. Бодров три основные характеристики устойчивости: контроль, самооценка и критичность. При этом контроль определяется как локус контроля. По их мнению, экстерналы, видящие большинство событий как результат случайности, не связывающие их с личным участием, более подвержены стрессам. Интерналы же обладают большим внутренним контролем, более успешно справляются со стрессами. Самооценка здесь - это чувство собственного предназначения и собственных возможностей.. Во-первых, люди с низкой самооценкой имеют более высокий уровень страха или тревожности. Во-вторых, они воспринимают себя как имеющих недостаточные способности, чтобы противостоять угрозе. Групповая коррекция нарушений психологического здоровья дошкольников Так же, как и для дошкольников и младших школьников, программа групповых занятий для подростков должна, с одной стороны, обеспечить формирование психологического здоровья в соответствии с его трехкомпонентной структурой, с другой стороны, обеспечить выполнение возрастных задач развития. Соответственно и в работе с подростками можно рассматривать такие основные направления: аксиологическое, инструментальное, потребностно-мотивационное и развивающее. Аксиологическое направление предполагает формирование умения принимать самого себя и других людей, при этом адекватно осознавая свои и чужие достоинства и недостатки. Инструментальное направление требует формирования умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, т. Потребностно-мотивационное направление для подростков предполагает прежде всего умение сделать выбор, принять ответственность за свои выборы, а также формирование потребности в самоизменении и личностном росте. Развивающее направление будет отличаться своим наполнением для учеников разных классов. Но в целом оно должно обеспечить формирование к концу подросткового возраста следующих основных новообразований: эго-идентичности, половой идентичности и личностного самоопределения. При этом под эго-идентичностью, согласно Э. Эриксону, понимается ощущение собственной целостности, активности и жизненной силы, осознание собственной ценности и компетентности. Для V класса характерно резкое повышение интереса учащихся к своему внутреннему миру. Соответственно важным для них становится, с одной стороны, его исследование, с другой - принятие его окружающими людьми. Поэтому главная тема V класса - «Я и мой внутренний мир». В VI классе, как правило, проявляются типичные трудности подростков: возрастает агрессивность, обостряется проблема непокорности, начинаются подростковые конфликты с родителями, в основе которых лежит стремление подростка отстоять свою самостоятельность и чувство взрослости. Поэтому центральной должна стать тема «Типичные проблемы подростка». В VII классе занятия проводятся в форме тренинга, ибо необходимая атмосфера доверия и безопасности уже сформирована как в группе, так между подростками и психологом. Поэтому главная тема в VII классе - Я и другие. В VIII - IX классах можно проводить уроки психологии, ибо уже сформирован определенный уровень абстрактного мышления и учащиеся готовы к принятию психологической информации. Среди самых эффективных дискуссионных методов можно выделить «Неоконченные предложения», «Чужие проблемы», «Чужие письма». В методе «Неоконченные предложения» подросткам предлагается закончить те или иные предложения на какую-либо значимую для них тему, а потом обсудить, кому удалось закончить их наиболее интересно, например: «Когда у родителей плохое настроение... Подводя итоги описанию групповых занятий с подростками, можно сделать вывод, что основа этих занятий - это обучение учащихся жизненно важным навыкам или психосоциальной компетентности - способности индивида к сохранению состояния психического благополучия и его проявлению в гибком и адекватном поведении во взаимодействии с внешним миром. И включение подростков в такие занятия будет способствовать не только сохранению психоло гического здоровья, но и улучшению учебной мотивации, повышению работоспособности, стабилизации внимания и памяти, снизит риск наркомании и алкоголизации. Индивидуальная коррекционная работа с детьми младшего школьного возраста по проблемам адаптации к школе. Коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы Формы и методы. Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. Различные формы переживания, чувств образуют в совокупности эмоциональную сферу человека. Неполнота эмоциональной жизни вызывает у детей различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям, у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, снижении потребности в достижении успеха, повышенной агрессивности, недоверии к окружающим, чрезмерной импульсивности, эмоциональной холодности, нарушении эмоциональных контактов с окружающими. Коррекционно-диагностическая работа имеет несколько этапов реализации: диагностический, коррекционный и заключительный. На этапе диагностики эмоционально-волевой сферы используется определенный банк диагностических методик. Восьмицветовой тест Люшера. Тест самооценки Дембо-Рубинштейна. Шкала тревожности Бэка. Опросник "Самочувствие, активность, настроение" САН. Самооценка психических состояний по Айзенку. Тест школьной тревожности Филлипса. Проективные методики: "Несуществующее животное". Структура психодиагностического исследования состоит из трех основных этапов: подготовительный, проведение экспериментального исследования, анализ и интерпретация результатов подготовка психодиагностического заключения. На первом подготовительном этапе мы осуществляем сбор сведений о ребенке следующим образом: 1 ознакомление психолога с медицинской, социальной и педагогической документацией; 2 беседа психолога с социальным работником и врачом с целью собрать большее количество информации и сформулировать конкретные задачи психологического исследования; 3 беседа психолога с ребенком, имеющая самостоятельное диагностическое значение и формирующая у ребенка правильное отношение к исследованию. Главным моментом на данном этапе является установка контакта и доверительных отношении с ребенком. Этап заканчивается плдбором экспериментальных методик. Второй этап проведение экспериментального исследования включает предъявление ребенку сформированного на первом этапе комплекса методик в заранее установленной последовательности. Выполнению заданий по каждой методике должна предшествовать четкая и лаконичная инструкция. Во время выполнения заданий наблюдается поведение ребенка и ведется запись проводимого обследования протокол. Этап завершается подсчетом баллов, оценок, коэффициентов. На третьем этапе психологического исследования подготавливаем заключение по результатам обследования. Полученная на предыдущем этапе исследования количественная и качественная информация соотносится с данными анамнеза, беседы, наблюдения. По результатам диагностики определяется психологический статус ребенка и составляются рекомендации дальнейшей работы с ребенком для воспитателя, социального педагога, медиков. Коррекция эмоционально-волевой сферы ведется в соответствии с программой реабилитации. С целью коррекции эмоционально-волевой сферы личности используются различные методы и техники. Одним из направлений коррекционной работы является метод куклотерапии, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем сказки, мультфильма или с любимой игрушкой. Ребенок переносит свои проблемы на куклу и с помощью игровой ситуации решает их. Данный метод наиболее эффективен в коррекции страха медицинских процедур у детей с ограниченными возможностями. Это вызвано тем, что дети с ограниченными возможностями чаще, чем обычные дети, получают медицинские процедуры, а также с их эмоциональной неустойчивостью. Для снятия страхов медицинских процедур мы используем элементы игровой и куклотерапии. Дети делают куклам массаж, уколы, лечебную гимнастику. Это помогает детям преодолеть страх, понять необходимость медицинских процедур, почувствовать уверенность в своих силах и действиях. Для коррекции эмоционально-волевой сферы также используется курс психогимнастических занятий. Основная их цель - научить детей справляться с жизненными трудностями, преодолевать барьеры в общении, снять психологическое напряжение, создать возможность для самовыражения. С этой целью используется арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, библиотерапия, игротерапия. Опыт работы по коррекции эмоционально-волевой сферы личности показывает, что только глубокое знание психолого-педагогических особенностей детей, грамотный подбор психодиагностических методик и коррекционных техник, учет индивидуальных особенностей и личностных потребностей детей позволяет специалисту создать условия для наиболее успешного развития и коррекции процессов эмоционально-волевой сферы личности. Коррекция нарушений детско-родительских отношений Формы и методы. Многие психологи используют в своем арсенале различные коррекционные техники для работы с семьей. Применяется для изучения структуры семьи, ролей, коммуникаций и внутрисемейных взаимоотношений. Методика используется для диагностики и коррекции семейных взаимоотношений. Эти методики относятся к социометрическим методикам коррекционной работы с семьей. Они представляют психологу следующие возможности: 1. Уводят коррекционный процесс от интеллектуального и эмоционального обсуждения к реальному взаимодействию членов семьи. Помещают настоящее, прошлое и предвидимое будущее в операциональную систему "здесь и сейчас". Методики содержат в себе элементы личностной проекции и идентификации: чувства, установки поведенчески выражаются в межличностном взаимодействии и таким образом становятся доступными изучению и изменению. Рельефно представляют и драматизируют ролевое поведение. Члены семьи могут наблюдать, что каждый из них делает, как его поведение воспринимается другими, какие роли поддерживаются семьей, а какие - отвергаются. Содержат элемент неожиданности для клиентов - не соответствуют тому, как они представляют себе работу на коррекционном занятии, и поэтому могут снять сопротивление клиентов, с которым так или иначе приходится сталкиваться. Привлекают внимание и интерес клиента. Фокусируют внимание на социальной системе и процессе социального взаимодействия. Методика "Семейная хореография" является вариантом методики "Семейная скульптура". Она направлена на перестройку взаимоотношений в нуклеарной семье; отслеживание негативных образцов поведения и остановку их действия, последовательно изображая поведенческие акты, ведущие к усилению конфликта. Техника "ролевой карточной игры" представляет собой невербальную методику, выявляющую те роли и обязанности во внутрисемейном взаимодействии, которые выполняет каждый член семьи. Участие в игре дает возможность членам группы увидеть более или менее полный набор обязанностей, существующих в семье, и то, как они распределяются между всеми ее членами. Методика относится к структурным методикам психокоррекционной работы в семейных отношениях. Цель структурных методик - так реорганизовать систему, чтобы ее члены могли перейти с одной позиции на другую, от одной роли к другой, установить и поддержать адекватные границы между позициями в системе и, таким образом, способствуя тому, чтобы система реорганизовала сама себя. Структурные методики особенно важны и применяются на начальных стадиях коррекционной работы. Главное для психолога в данной системе - присоединиться к системе и одновременно не быть поглощенным ею. Социальный ритуал - это система действий, совместно выработанных членами группы, в которой все виды поведения определены в строгой последовательности. Ритуалы являются основным источником групповой сплоченности и внутригрупповых связей. Создание аналогичных ситуаций. Под аналогичными ситуациями понимается использование метафор, которые помогают клиентам более четко определить свою проблему для того, чтобы ее разрешить. Данная методика, основанная на системном подходе, предполагает, что любые взаимоотношения в семье могут быть рассмотрены как целостные. Методика определяет ценности и социальные роли как неотъемлемую часть социально-психологического процесса и построена на восприятии и взаимных объяснениях членов супружеской пары или семьи. Она направлена на выявление ценностей, влияющих на внутрисемейные взаимоотношения. Цель методики - схематически изобразить семью и изучить ее потребности, а также исследовать взаимосвязи с другими семьями, социальными организациями и институтами. Связи, напряженность, поддержка и множество других проявлений внутрисемейных взаимоотношений. Можно использовать другие материалы, например строительные блоки. Разрешение этой задачи возможно только при реализации совместных действий. А психолог получает возможность наблюдать поведение семьи не по рассказам клиентов, а непосредственно в действии. Методика, обеспечивающая возможность изучения и использования семейного пространства для изменения внутрисемейных позиций. Предлагается следующая процедура проведения данной методики. Родителям дается большой лист бумаги, фломастеры или карандаши. Их просят нарисовать план дома, где они жили до свадьбы. Методики представляют собой встречи, проводимые регулярно с супружеской парой или семьей, в рамках которых обеспечиваются равные возможности участия всех членов семьи. Выделяют четыре причины, по которым следует проводить "семейный совет": 1. Чтобы дать возможность членам семьи свободно общаться между собой. Чтобы избежать сильных эмоциональных всплесков в семье. Для обучения членов семьи как детей, так и взрослых демократическим приемам разрешения конфликтов. Для поддержания гармонии и мира в семье. Коррекционные воздействия в классическом психоанализе Термин «психодинамика» был введен Вудвортсем. Центральным понятием в представлении всех сторонников психодинамического подхода о причинах нарушения в поведении клиента является понятие конфликта. Конфликты - причины этих нарушений.. В результате в рамках психодинамического подхода были выделены: 1 игротерапия и 2 арттерапия, которые в дальнейшем развились уже в самостоятельные методики и, выйдя за рамки психодинамического подхода, стали существовать в рамках собственных подходов. Цели коррекции. Общая направленность коррекции в психодинамическом направлении - помощь клиенту в выявлении неосознаваемых причин тягостных переживаний и болезненных проявлений. В практике психодинамической школы используются различные методы, которые охватывают почти все аспекты психической динамики человека. Одна группа методов направлена на выявление бессознательных побуждений человека, лежащих в основе его поведения. Другая группа методов акцентирует внимание на внутренних силах, которые помогут человеку справиться с трудностями самостоятельно. С помощью третьей группы методов психолог старается довести до сознания пациента то, как он воспринимает действительность. В классическом психоанализе структура личности включает в себя три основных компонента: 1. Сохраняется неизменным на протяжении всей жизни человека. Из конфликта между «It», «Ego» и «Super Ego» возникает боязнь. Фрейд различал три вида боязни: 1. В основе психоаналитической коррекции лежит представление о том, что аномальное поведение человека является следствием неадекватной интерпретации им своих чувств, потребностей и побуждений. Таким образом, коррекционная работа психоаналитика строится в двух основных направлениях: 1. Работа с клиентом над осознаванием неосознаваемого и принятие клиентом адекватной и реалистической интерпретации. Работа с клиентом по усилению его «Ego» для построения более реалистичного поведения. Позиция психолога. В классическом психоанализе роль и позиция психолога достаточно жестко фиксированы. Основные требования к личности психолога: невмешательство, отстраненность, нейтралитет, личностная закрытость, умение и способность выдержать «перенос» и работать с «контрпереносом», тонкая наблюдательность и способность к адекватным интерпретациям. Требования и ожидания от клиента. К клиенту также предъявляется ряд требований. Во-первых, от него ожидается принятие самой концепции психоанализа. Во-вторых, от клиента ожидается полная открытость и готовность к длительному периоду совместной работы. В-третьих, в условие контракта вносится пункт, согласно которому клиент берет на себя обязательство воздерживаться от резких перемен в личной жизни на протяжении курса психоанализа. Основные стадии психоанализа Первая стадия - поиск болезненного очага. Вторая стадия - вскрытие очага возбуждения, его вербализация. Человек выговаривается, рассказывает психологу о своих переживаниях и их источниках. Третья стадия - переоценка значимости событий.
Анализ факторов и условий, влияющих на эффективность коррекционной работы, показал, что существенное значение для достижения запланированного эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Коррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 ч. Интенсивность коррекционной программы определяется не только продолжительностью времени занятий, но и насыщенностью их содержания, разнообразием используемых игр, упражнений, методов, техник, а также мерой активного участия в занятиях самого клиента. На успешность коррекционной работы влияет пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффективность коррекционных программ существенно зависит от времени осуществления воздействия.