Новости в чем проявляется нравственная ответственность ученых

Нравственная ответственность ученых-практиков выше, чем теоретиков, по-скольку они знают, что создают. Настоящим ученым может считаться не только человек с развитым интеллектом и способностями, но и человек нравственно ответственный С давних пор ученые отвергали плагиат — присвоение чужих идей.

В чем проявляется нравственная ответственность ученых?

Нравственная ответственность ученых также подразумевает объективность и точность в передаче результатов исследований. Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера. Ответил (1 человек) на Вопрос: В чем проявляется нравственная ответственность ученых.

Нравственная ответственность ученых: важность для общества

Возникают неправительственные международные движения и организации «Гринпис», «Пагоушское движение ученых», «Римский клуб» и др. Можно различить три из занимаемых учеными позиции поданному поводу. Приверженцы «чистой науки» считают, что наука сама по себе не несет никакой ответственности за то, как используются ее открытия и изобретения Э. Теллер, Коэн. Другие ученые Эйнштейн, М. Борн, А.

Он ответствен за полноценность вырабатываемого им научного «продукта»: от него ожидается безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работы своих собратьев, строгость анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.

Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса. Речь идет здесь об ином — о голосе содружества ученых, об их профессиональной позиции. Примером, получившим уже довольно широкую известность и касающимся коллективной акции ученых, является согласованная добровольная приостановка исследований в новой области пауки — генной инженерии. Тут непродуманная методика или неосмотрительность при «ускользании» опасного, потенциально патогенного материала из лабораторий вследствие случайной небрежности могли бы иметь крупные, даже глобальные последствия, вплоть до возникновения новой, неведомой ранее эпидемии, против которой медицина еще не располагает средствами борьбы.

Этот вопрос был обсужден на специально созванной в Азиломаре США. В очень острой дискуссии в конечном счете было принято решение об объявлении моратория, то есть о приостановке соответствующих исследований впредь до разработки тщательно продуманных мер предосторожности, гарантирующих от возможной опасности. Противниками этого мероприятия выступали поборники «свободы научного поиска», но здравое начало взяло верх, и в настоящее время соответствующие правила работы приняты в большинстве стран, иногда они приобретают даже законодательный характер. Таким образом, «Азиломарский моратории» по Ирану можно считать прототипом проявления учеными своей ответственности перед лицом опасности, могущей достичь размеров широкого народного бедствия, масштабов кризиса. Проблема ответственности ученого с большой ясностью и отчетливостью встает, когда он сталкивается с дилеммой «за» или «против», как это имело место, например, в медицине в начале века, при эпохальном открытии Эрлихом его первого радикального средства против сифилиса — препарата «606». Медицинская наука и вместе с ней практика в те времена управлялась одним принципом, да и теперь еще он фигурирует в «гиппократовой клятве».

Это принцип, ставший непререкаемым законом: «прежде всего не вреди». Эрлих выдвинул и мужественно отстаивал другой принцип: «прежде всего приноси пользу». Эти принципы прямо адресованы к ответственности, к совести ученого. Ясно, что они выходят далеко за рамки одной лишь медицинской науки, имеют самое широкое общее значение. Такие проблемы встают многократно, и здесь нет абсолютного рецепта.

Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и экономики.

Наивно думать, что действия, поведение отдельного ученого скажутся на возникновении или протекании того или иного кризиса.

В чём проявляется нравственная ответственность учёных?...

В-третьих, открытие и внедрение новых видов и источников энергии, использование новых видов материалов с заданными свойствами. В-четвертых, широкое развитие автоматизации производственных процессов, что сопровождается внедрением новых форм организации труда и производства.

Они признают слепое преклонение перед наукой или неконтролируемый страх перед ней.

Сегодня особенное значение отводится рациональному и реалистичному отношению к науке. Такая тенденция порождает четкое представление специфики границ и возможностей научного познания. Согласно работам В.

Степина, ситуация в современной науке и технологических видах активности личности связана с формированием постнеклассического типа научной рациональности. Научная рациональность и социальная ответственность Этот тип научной рациональности позволяет оценить степень сложности развивающихся систем, которые обладают синергетическими характеристиками. На основании синергетических характеристик можно выделить: биологические и социальные объекты при учете исторической эволюции; развивающиеся компьютерные сети.

Определение 5 Рациональность — это характеристика знания с точки зрения его соответствия некоторым принципам мышления.

Ценностный императив науки может заключаться в том, что любое новое знание, открытие не должно увеличивать риск существования и выживания человека, а должно быть направлено на благо человечества, служить его интересам. Ключевые слова: ответственность ученого, этика науки, нравственность Abstract: The author discusses the moral and the moral responsibility of the scientist in the modern world. Keywords: responsibility of the scientist, science, ethics, morality Для современной эпохи становится типичной ситуация, когда все более часто возникающие кризисы в обществе, экономике, гуманитарной сфере отзываются на судьбах и целых народов, и отдельных личностей. По этой причине они налагают особую ответственность как на саму науку, так и на ее творцов, то есть на ученых. Проблема нравственной ответственности ученого перед обществом существует очень давно и тесно переплетается с этической функцией науки. Ученый всегда стремится к свободе творчества и в то же время он не может быть свободен от той ответственности, которая связана с последствиями его открытий для человечества. Ответственность ученого является оборотной стороной свободы его научного творчества.

С одной стороны, ответственность невыполнима без свободы, с другой - свобода без ответственности становится беззаконной. Нравственной или безнравственной - а точнее гуманной или антигуманной - является не сама научная деятельность, а последствия практического внедрения новых научных знаний и открытий. Даже когда ученый не может предугадать эти последствия, это не снимает с него моральной ответственности перед обществом за свое открытие. Ученый ответствен за полноценность своего открытия: от него требуется безупречная требовательность к достоверности материала, корректность в использовании работ своих коллег, строгость проводимого анализа и прочная обоснованность делаемых выводов. Это элементарные, сами собой разумеющиеся стороны ответственности ученого, его личная этика, называемая этическим кодексом ученых. Несмотря на близость этической и моральной сторон деятельности ученого, мы все же несколько разведем эти понятия и сосредоточиться на моральной ответственности ученого за последствия своей исследовательской деятельности. На наш взгляд, ценностный императив науки может заключаться в том, что любое новое знание, открытие не должно увеличивать риск существования и выживания человека, а должно быть направлено на благо человечества, служить его интересам. Однако такую точку зрения разделяют не все ученые.

Некоторые из них провозглашают этическую «нейтральность» науки, поскольку наука и мораль не имеют точек соприкосновения, они считают, что наука - «сама себе этика». Такой подход освобождает ученых от моральной ответственности за последствия сделанных ими научных открытий. Рассуждая о морали ученого, необходимо учитывать то, что сегодня наука рассматривается в трех своих проявлениях: - наука - это система знаний, - наука - это вид профессиональной деятельности человека, - наука - это социальный институт. Конечно, если рассматривать науку как систему знаний, то она действительно нейтральна, лишена ценностных факторов, потому что научное знание объективно: оно не может быть ни нравственным, ни безнравственным, ни добрым или злым; оно существует безотносительно к нашей оценке научного факта. Такой подход предполагает безучастность ученого к практическому применению его открытия и в какой-то степени безучастность к тому, как повлияют новые знания на судьбы человечества. В том случае, если рассматривать науку как профессиональную человеческую деятельность или как определенную систему взаимосвязи научных организаций, членов научного сообщества то есть социальный институт , то мы неизбежно придем к выводу, что она подвержена влиянию на нее ценностных включающих в себя и нравственные факторов, которые принимаются как членами научного сообщества, так и общества в целом. Мы разделяем мнение многих ученых, которые подчеркивают изначально ценностно-ориентированный характер научной деятельности исследователя, независимо от времени его жизни. Поскольку научная деятельность - это род человеческой деятельности, то она не может не ориентироваться на человеческие ценности.

Представляет интерес повествование Плутарха об Архимеде III век до Новой эры , который отказывался изложить свои математические открытия по причине опасности их инженерных приложений. В эпоху Возрождения Леонардо да Винчи писал в своих тетрадях, что он не будет публиковать и разглашать свои чертежи подводной лодки «…из-за злой природы человека, который может использовать лодку как средство разрушения на дне моря» [2]. Френсис Бэкон, который провозгласил свой тезис «Знание — сила», вместе с тем подчеркивал в «Новой Атлантиде», что могущество знания следует охранять от широких слоев общества. Глава Дома Соломона сообщества мудрецов, исследовательского центра проводил консультацию по вопросу о том, какое из изобретений будет опубликовано и какое нет. Они давали присягу, что будут сохранять в тайне то, что они полагали секретным.

Можно выделить и более поздние примеры такой позиции: известный немецкий физик, создатель «матричной квантовой механики», которая называется именем Вернера Гейзенберга, в 1941 г. В 1945 г. Американский ученый, которого называют отцом кибернетики, Норберт Винер в 1947 г. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что всегда были ученые, которые осознавали, что возможны двоякие последствия научных открытий. Они могут быть использованы как во благо человека, так и против человека, т.

Еще один подход к решению проблемы этики науки связан с именем Галилея, который считал, что научное исследование не может быть ничем ограничено. На полях своего экземпляра «Диалог о двух главнейших системах мира» имелись в виду две системы — Птолемея и Коперника он написал: «Наихудшие расстройства беспорядки наступают тогда, когда разум, созданный свободным… вынужден рабски подчиняться внешней воле» [2]. Ученые имеют право добывать научную истину, не заботясь о возможных отрицательных последствиях. Этой точки зрения придерживались Ньютон, Вольтер, Спиноза. Последний повторял, что в науке человек имеет нечто чистое, бескорыстное, самодостаточное и благословенное.

Однако ситуация изменилась с высвобождением атомной энергии. Цель этого издания — прояснить ответственность ученых в отношении проблем, связанных с освобождением ядерной энергии. Если раньше ответственность ограничивалась обязанностью хорошо выполнять свою работу, без фальсификации экспериментов, то теперь ученые должны показать миру те опасности, которые связаны с беспрецедентным ростом науки. Речь идет о проблемах экологии, генной инженерии и т. Призывом к ответственности ученых стало Пагуошское движение.

С тех пор такие конференции проводятся ежегодно. Таким образом, мы видим, что этическому регулированию подвергаются не только использование результатов научной деятельности, но и сама научная деятельность, т. Этика как наука имеет свой научный аппарат. Это прежде всего категории морали — добро, зло, совесть, долг, нравственные обязанности, честность и др. Сегодня особую актуальность приобретает ответственность личности, коллектива, общества в целом.

И в конечном счете ответственность поколения за сохранение жизни на Земле. Ответственность пронизывает все сферы жизни общества. Существует нравственная, политическая, правовая, экологическая и другие виды ответственности. Возникает вопрос: какова природа ответственности, почему она возникает и в чем ее сущность? Ответственность возникает там, где люди связаны взаимными обязанностями.

Человек не берет готовым вещество из природы, а производит все, что ему необходимо для жизни в рамках определенного социума. Участники коллективной деятельности связаны взаимными обязанностями, за которые они несут ответственность. Так возникают совершенно новые отношения — отношения ответственной зависимости. Закрепляются эти отношения в нравственности. В любой коллективной деятельности, там, где участники связаны взаимными обязанностями, объективно складываются зоны различной степени ответственности, в том числе зоны повышенной ответственности.

Эти зоны определяются значимостью того или иного участка общего дела для конечного результата, формируются по мере усложнения технической вооруженности труда, ценностью и сложностью применяемой техники, степенью риска и материальным ущербом, который неизбежен в случае аварии или выхода из строя той или иной системы. Такие зоны повышенной ответственности пронизывают все сферы жизни общества, в том числе производство, бизнес, науку. Зоны повышенной ответственности определяют меру ответственности.

Этика науки и профессиональная ответственность ученого

В чём проявляется нравственная ответственность учёных? - Univerkov - образовательный сайт Сегодня предельно остро стоит проблема нравственной ответственности ученых за свои открытия.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых? — это прежде всего ответственность перед людьми (обществом в целом): их новые разработки влияют на качество жизни людей.
В чем проявляется нравственная ответственность ученых ? в чем проявляется нравственная ответственность ученых? в чем проявляется рост влияния науки на современное общество?
Ответственность ученого Нравственные принципы ученого, видимо, охватывают две стороны: нравственность как личности и нравственность как ученого. Первая у него связана с общечеловеческой или классовой моралью, а вторая – с научной деятельностью, профессией.
Социальная и нравственная ответственность ученого Мне кажется, что ученые должны нести нравственную ответственность за свои изобретения и открытия.

ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов

  • Лучший ответ:
  • Страница 79
  • Обществознание в чём проявляется нравственная ответственность учёных? в чём ...
  • Социальная и нравственная ответственность ученого
  • В чём проявляется нравственная ответственность учёных? - Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ »

Этика и наука. Ответственность ученого

прежде всего, в необходимости изменения сложившегося в сознании ученых. Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера. Проблема нравственной ответственности ученого особенно остро встает в таких областях научного знания как генная инженерия, биотехнологии, биомедицинские и генетические исследования человека. про то, как тема ответственности учёного вошла в интеллектуальный оборот.

В чем проявляется нравственная ответственность настоящих ученых?

Обществознание в чём проявляется нравственная ответственность учёных? в чём проявляется рост влияния науки на современное общевство? Истинными учёными являются не просто интеллигентные и профессиональные люди, добившиеся фурроров в научных исследовательских работах. про то, как тема ответственности учёного вошла в интеллектуальный оборот.

Страница 79

  • Проявления нравственной ответственности ученых в исследованиях
  • Последние вопросы
  • В чем проявляется нравственная ответственность ученых ?
  • В чем проявляется нравственная ответственность ученых кратко
  • В чем проявляется нравственная ответственность ученых?

Нравственная ответственность ученого.

Свобода должна проявляться не только во вне и при помощи науки, но и внутри нее самой во всех формах свободы мысли постановка научных проблем, научная фантазия, предвидение и т. Одним из проявлений свободы научного творчества, а следовательно, и ответственности, является способность ученого освободится от предвзятых мнений, умение практически проанализировать свою работу и доброжелательно отнестись к работе другого, увидеть в ней зерна истины. Постоянное сомнение в правильности и достоверности выводов и открытий, является одним из оснований научной добросовестности, чувства ответственности ученого за истинность научных взглядов. Победа сомнений, которой предшествовала интенсивная работа мысли по проверке выводов и выражает подлинную свободу творчества. Одной из особенностей современной науки является ее все большее сближение с производством, уменьшается дистанция от момента научного открытия до его практического воплощения, ответственность ученого увеличивается. Появляется необходимость того научного риска, без которого невозможно претворение лабораторных результатов и научных выводов в производство в широком масштабе. Таким образом вопрос о практическом применении научных открытий заключает в себе проблему риска, то есть осознания ученым необходимости той смелости, которая выступает одной из конкретных форм проявления ответственности.

Формы проявления научного риска многообразны, но всегда вопрос о нем тесно связан с проблемой моральной ответственности ученого. В нормах научной этики находят свое воплощение, во-первых, общечеловеческие моральные требования и запреты. Во-вторых, этические нормы науки служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей, это бескорыстный поиск и отстаивание истины. Мертон дает описание этоса науки, который понимается им как некоторый комплекс ценностей и норм, обязательных для человека науки. Нормы науки строятся вокруг четырех основополагающих ценностей: универсализм, общность, незаинтересованность бескорыстность , организованный скептицизм. Тотальный характер нарушения этических норм ставит под угрозу функционирование всей науки.

В современной науке особую остроту приобрели вопросы, касающиеся не только этических норм взаимодействия внутри научного сообщества, сколько взаимоотношений науки и ученого с обществом. Этот круг вопросов часто обозначают как проблему «социальной ответственности ученого». При всей своей современности и актуальности проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. Убеждение в том, что поиск истины есть благо само по себе, стало постепенно изменяться. Ядерные взрывы, растущее загрязнение окружающей среды, генетические изменения живых организмов показали, что последствия применения научно-технических достижений являются необратимыми. Свободный выбор объекта и предмета исследования субъектом науки сопровождается осознанием последствий от применения открытия в отношении природы, общества, человека и культуры.

Социальная ответственность ученого оказывается одним из факторов, определяющих тенденции развития науки, отдельных дисциплин. Социальная ответственность ученого выступает как органическая составляющая научной деятельности, достаточно ощутимо влияющая на проблематику и направление исследования. Тема ответственности ученого напрямую связана с вопросом о свободе исследования, научного поиска. В дискуссиях по социально-этическим проблемам науки, наряду с защитой ничем не ограниченной свободы исследования, представлена и противоположная точка зрения, которая предлагает регулировать науку так, как «регулируется железнодорожное движение».

Во все времена общество учёных отклоняло плагиат присвоение чужих идей. Скрупулёзное следование правде, правдивость перед самими собой и другими отличают истинных учёных. В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень взыскательны, им не индифферентно, каким образом добыта правда.

Если ни один из предложенных ответов не подходит, попробуйте самостоятельно сформулировать вопрос иначе, нажав кнопку вверху страницы. Последние ответы Рпп22 27 апр.

За это его поругали, но вместо того чтобы сказать что нибудь плохое учителю в лицо ученик обязан сдержать свой гнев. Если Вам н.. Приведи те пример ситуации когда человек сдержал свой гнев? James0Wayne 27 апр. Но причинивший боль человек, даже не извинился. Аркадию было жутко больно и неприятно. Он постарался ус..

А вспомните А. Сахарова, осознавшего возможное количество жертв, к которым приведет испытание атомного оружия, и выступившего против его испытания в атмосфере. Особую остроту проблема нравственной ответственности приобрела в последнее время, в частности, в связи с прогрессом в области генной инженерии, поскольку это затрагивает интимные механизмы жизни.

В 1975 г. Объявление моратория было беспрецедентным событием для науки: впервые по собственной инициативе ученые решили приостановить исследования, сулившие им колоссальные успехи. По мере разработки чрезвычайно строгих мер безопасности при проведении экспериментов некоторые исследования постепенно возобновились, но наиболее рискованные типы экспериментов до сих пор остаются под запретом. Это пример того, что социальная ответственность - органическая составляющая научной деятельности впрочем, как и любой человеческой деятельности. Сейчас делается много попыток создания определенных этических кодексов, которые регулировали бы исследования в области генетики человека, выходят работы по этике генетического контроля. Например, К. Поппер считал, что естествоиспытатели должны давать клятву стремиться только к благу для людей и никогда к вреду. Провозглашен манифест Рассела - Эйнштейна о необходимости признать приоритет человеческих измерений развития науки и техники, создано Пагоушское движение, Всемирная федерация научных работников. Но могут ли кодексы, клятвы обеспечить полное решение проблемы? Вопрос о свободе исследований, о том, как она должна пониматься, был одним из центральных в ходе дискуссий вокруг этих исследований.

Высказываются самые разные точки зрения. Наряду с защитой абсолютно ничем не ограничиваемой свободы исследований, была представлена и диаметрально противоположная точка зрения - предлагалось регулировать науку так же, как регулируется движение по железным дорогам. Между этими крайними позициями находится широкий диапазон мнений о возможности и желательности регулирования исследований, о том, кому должно принадлежать здесь решающее слово - самому исследователю, научному сообществу или обществу в целом. Говоря о необходимости свободы мысли и свободы научного поиска, В. Вернадский высказывал весьма проницательные, можно сказать оптимистические суждения о взаимоотношениях власти государства и науки. Он считал, что власть не может явно или скрыто ограничивать научную мысль, а должна всемерно способствовать ее плодотворному и беспрепятственному развитию. Тем более недопустимо насильственное государственное вмешательство в научное творчество, «оправдывая» это классовыми, партийными и другими узколичными интересами. Выработка этого сознания уже стала предметом пристального внимания мировой философии. Речь идет об артикуляции и коррекции ценностно-нормативных зависимостей и нормативов, регулирующих выбор стратегий и оценку смыслов деятельности человека. В новой системе ценностей и приоритетов, выстраданных цивилизацией, природа предстает уже не безразличным и косным резервуаром ресурсов, не объектом покорения и господства, а субъектом, живущим интенсивной внутренней жизнью, в зеркало которой смотрится человек и в отношении к которой он утверждает себя уже не просто как активное и умелое, но как свободно-универсальное, а потому и моральное существо.

Социальная и нравственная ответственность ученого

Косвенно ученые несут ответственность за свои открытие, в том числе, когда они используются во вред. Нравственная ответственность ученых-практиков выше, чем теоретиков, по-скольку они знают, что создают. Проявления нравственной ответственности ученых проявляются в множестве аспектов исследовательской деятельности.

ГДЗ Обществознание 8 класс Боголюбов. §9. Проверим себя. Номер №4

Идея нравственной оценки научной деятельности возникла уже давно. Но во всей своей остроте проблема Н. Таковы, например, поражающие воображение достижения ядерной физики, биотехники и медицины трансплантация органов, генная инженерия, клонирование человеческих существ и т. Потенциальную угрозу существованию человечества представляют техногенные изменения среды его обитания. Мировая общественность на государственно-политическом уровне принимает определенные меры к ликвидации или по крайней мере к умалению вредных отрицательных последствий научно-технического прогресса. Так, ООН выработала несколько международных законов, запрещающих использование ядерной энергии, химических отравляющих веществ, бактериологического оружия и других средств массового уничтожения людей.

В чём проявляется нравственная ответственность учёных? В чём проявляется рост влияния науки на современное общество? Ответ на вопрос Ответ на вопрос дан famabro 1. В отличие от личного опыта и здравого смысла наука имеет дело с научными фактами. Особенность этой системы в сборе , обновлении систематизации, критическом анализе научных фактов и, на этой базе происходит синтез новых научных знаний или обобщений. Черты, которые отличают науку, как систему государственных организаций, вырабатывающих и хранящих научные знания: Закономерность каждая наука имеет свои закономерности. Чёткость в каждой науке всё четко, это достигается благодаря теоретическим и практическим знаниям. Цели науки в каждой науке есть цель. Теоретический характер в любой науке, которая только есть на Земле, присутствуют теоретические знания. Проникновение в суть явлений каждая наука старается найти причины возникновения того или иного явления.

Как и в любом трудовой сфере, в научной - высоко поставлен вопрос этики и морали. Одно дело, когда мотивацией ученого служит бескорыстная приверженность к науке, страсть к познанию, жажда сделать мир и жизнь людей лучше - то есть высоконравственные мотивы. Другое, когда тщеславный порыв к славе, желание увековечить свое имя или же наладить карьеру затуманивает рассудок, что, в свою очередь, приводит к формировании лженауки, присвоении чужых достижений ит.

Иное дело, когда доминирующими мотивами выступают тщеславное желание блестящей карьеры, единоличной славы любыми средствами, например, путем присвоения чужой интеллект туальной собственности и т. Это обычная, общая моральная ответственность, возлагаемая на членов любого трудового, коммунального и других коллективов, требующая вы-полнения элементарных общечеловеческих правил, норм поведения; б специфическая профессиональная Н. Идея нравственной оценки научной деятельности возникла уже давно. Но во всей своей остроте проблема Н. Таковы, например, поражающие воображение достижения ядерной физики, биотехники и медицины трансплантация органов, генная инженерия, клонирование человеческих существ и т. Потенциальную угрозу существованию человечества представляют техногенные изменения среды его обитания.

Ответственность ученого

В отношении чести имени в большинстве своём учёные очень требовательны, им не безразлично, каким образом добыта истина. Гораздо шире становится ответственность ученого, когда вопрос встает о формах и результатах использования его трудов через посредство техники и Они стоят на страже ляют знания в пользу человечества. Нравственная ответственность ученого — проблема этики науки, профессиональной этики ученого — исследователя, изобретателя, проектировщика, конструктора и в своей деятельности естественным образом несет ответственность общечеловеческого характера. Нравственная ответственность учёных должна проявляться, в первую очередь, в осознании того факта, что научно-технический прогресс может приносить не только пользу, но и нанести вред человечеству. 4. В чём проявляется нравственная ответственность учёных?

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий