Важно помнить и чтить обряды и традиции своей страны, поэтому мы подготовили в помощь молодоженам серию статей.
Новые свадебные традиции
- Свадебные традиции народов России - Мила-Веста
- Современные свадебные традиции и обычаи
- Свадебные традиции и обычаи
- Традиции свадьбы в России
Традиции и обычаи на свадьбе
Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний. Свадебные традиции народов России — колоритные факты из древних обрядов у малых народностей страны. Ныне существующие свадебные традиции в России, в своём большинстве, основаны на обычаях предков. Традиции свадебного дня. необычайно красивых, торжественных, трогательных мероприятий.
Свадебные обряды и традиции
Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области. Некоторые обычаи и традиции проведения русских свадеб до сих пор используются в современных тематических торжествах. О том, как проходили свадебные обряды у малых народов России – в материале «МИР 24». Перегораживание дороги в свадебном обряде деревни Марьино Глинковского района Смоленской области. Свадебные традиции бракосочетания в России являются смесью из старинных русских обрядов, традиций советского периода и западных веяний.
Танец невесты и отца.
- Свадебные обычаи и традиции
- Гуляли неделю
- Несколько идей для свадьбы в традициях славянской культуры
- Свадебные традиции и обычаи устаревшие и современные 2024 года.
Игры в покойника. Странные свадебные традиции на Руси
Идея проекта «Играем свадьбу» — посмотреть на свадьбу как событие в культурно-историческом контексте, показать, какие формы проведения свадебного торжества и почему выбирают наши современники и как свадебные традиции и обычаи народов. Эти традиции могут напугать кого угодно: как на Руси проходили свадебные гуляния и какие ритуалы предстояло пройти новобрачным. Обсуждая традиции свадьбы в России, нельзя забыть о важном обычае получения родительского благословения. О свадебных обычаях, бок о бок идущих с церковным таинством венчания, узнаем из описания русского этнографа М. Забылина. Из голливудских фильмов в российские свадьбы пришла традиция проводить церемонию с клятвами.
Свадьба в России сегодня: традиции и современные тренды
Современные свадебные традиции в России Современная свадьба в России вобрала в себя гремучую смесь из исторических традиций, которые были перемешаны с обычаями советской эпохи и разбавлены новизной перестройки и «лихих 90-х». Самая любимая свадебная традиция среди жителей СФО и ДФО — бросание букета невесты: этот обычай соблюдали на своей свадьбе 57 % опрошенных женатых пар. современные свадебные традиции, бенгальские огни на свадьбе, организатор RUN THE SHOW AGENCY. Обычаи, обряды и традиции славянской свадьбы.
Русская свадьба - традиции и современность
Напротив, разрешено надевать шикарные платья любых цветов, подчеркивающих красоту девушки. Калмыцкая Пожалуй, самая быстрая свадьба у народа России. Сговор, сватовство и прочие этапы, вплоть до обсуждения меню стола и приглашенных гостей, проводили в один вечер! На следующий день уже отмечали. Ну а чего тянуть : Конечно, это было все возможно только при согласии обоих любящих, о котором знали, естественно, задолго до официального предложения. Интересные обряды: свататься в дом невесты шли обязательно с дарами, среди которых была водка, но ее никогда не пили, а берегли для того, чтобы лечить заболевших в общине. Обычными дарами был чай и густое масло, которое тоже добавляли в напитки и блюда; традиционное жертвоприношение на счастливую жизнь молодых была свежеотрубленная баранья голова. Она находилась в доме все время, пока семья «оформлялась»; невеста после свадьбы получает другое имя, которое ей «назовет» дух предков жениха. Для скрепления союза произносится йорял — молитва, похожая на шаманские камлания.
Это очень колоритно, но в наши дни придется долго уговаривать настоящего колдуна взяться за дело — они не любят суеты и показухи. Тувинская Культура относится к буддийским, отсюда и свадебные обряды, и традиции с соответствующим колоритом. В принципе, сватовство и прочие этапы помолвки схожи с общепринятыми, но есть несколько интересных моментов, отличающих тувинскую свадьбу от остальных: сватовство происходило только в доме родителей девушки, иначе считалось, что она «не вышла», и свадьбу могли даже признать недействительной. Даже теперь современные молодые люди поддерживают этот обычай и едут для этого шага в родные края, если живут отдельно от родных; связывание кос — в старину их носили и мужчины. На свадьбе молодым связывали концы волос и соединяли руки шерстяной ниткой. Так молодые сидели все торжество, не веселясь в прямом смысле; возможный развод считался проклятием для женщин — ради них на сватовство забивался баран, а это в буддийской вере считается страшным грехом, если жертвоприношение было сделано зря. Также будущий муж и вообще все родственники жениха просто обязаны были одарить молодую драгоценностями. Для этого на свадьбе с нее снимали простые кольца и сережки и надевали «богатые».
Все сокровища оставались в распоряжении будущей жены навсегда. Армянская Этот народ славится своими традициями, пышными торжествами и «громким» сопровождением. На таких свадьбах всегда много хлеба, вина, мяса. И это не случайно — с древних времен армяне проводили свадьбы по завершении уборки урожая, заготовок на зиму. Есть и другие интересные факты: лучшим временем для сватовства и начала семейной жизни считается осень и начало зимы еще и потому, что дети, зачатые в это время, отличались силой и красотой; торжества продолжаются 7 дней — число считается магическим в культуре; в каждой будущей семье есть кавор — крестный жениха. В будущем он и шафер, и будущий крестный всех родившихся детей, и вообще самый уважаемый человек клана, практически талисман. После образования новой семьи молодые не принимают самостоятельных решений, пока живы старшие родственники третьего поколения — бабушки и дедушки. Потомки, в свою очередь, также отнесутся и к ним.
Еврейская Ортодоксальная культура очень сложна для точного повторения. Но без неё не обойдется, если будущие муж и жена принадлежат этой вере. Устроением свадьбы будут заниматься специальные люди.
Одну супруги обязаны открыть на годовщину свадьбы, другую — когда в их семье появится первенец. Свадебное застолье завершается танцевальной частью, которую, по традиции, открывают молодожены совместным вальсом. Они как бы приглашают всех гостей последовать их примеру.
Венчание на Руси Обряд венчания считается одним из самых важных в свадебных традициях Руси. Молодые люди сообщают о своих серьезных намерениях быть вместе и дают обет перед Богом. Священнослужитель проводит обряд венчания в церкви, а затем молодые отправляются на свадебную прогулку в автомобиле или другим способом. Сегодня, чтобы обряд венчания состоялся, нужно предоставить в церковь свидетельство о браке. Девичник и мальчишник Традиция предсвадебных девичников на Руси уходит корнями в седую древность. Подружки приходили к невесте, мылись вместе в бане, заплетали ей косу, гадали, пели песни и грустили, что юность подруги закончилась.
Этот ритуал имел еще и чисто практическое значение — молодую старались уберечь от порчи. Мальчишник появился совсем недавно, жених на Руси ходил в баню один. Свадебные фотографы Санкт-Петербурга.
Обсудить Редактировать статью Два любящих сердца решили создать новый союз. Впереди множество приятных хлопот по подготовке торжества. Самое время вспомнить, какие существуют свадебные традиции. В России большинство пар старается придерживаться хотя бы самых основных. Все обычаи несут в себе смысловую нагрузку, о которой мы часто уже не помним, выполняя все неписанные правила, скорее, по привычке, чтобы было, как у всех.
Попробуем разобраться, что символизируют обычаи и традиции на свадьбе в России. Свадебное платье Первое, что приходит в голову, когда вспоминаешь свадебные традиции в России, - это свадебное платье. Романтичное и воздушное, скромное и невинное, роскошное и элегантное - оно может быть любым, главное, чтобы невеста чувствовала себя в нем самой красивой в свой день. Несмотря на это, большинство девушек выбирают белые наряды. И лишь в редких случаях соглашаются на то одеяние, в котором кто-то уже выходил замуж. Обычно это мамино платье, если у нее сложился счастливый брак. Почему именно белое и новое? Цвет этот символизирует юность и невинность. Поэтому многие женщины, выходя замуж во второй раз, выбирают синий или вариации цвета шампанского, считая, что свой белый наряд они уже надевали.
Новое платье символизирует новую жизнь, которая начинается со дня заключения брака. Кстати, белый цвет в традиции свадьбы в России пришел из Европы. Издавна наши девушки выходили замуж в красных платьях, что символизировало плодородие. Мода изменчива, в том числе и на свадебные образы. Многие современные невесты стремятся уйти от традиционных цветов, добавляя к своему наряду яркие или, наоборот, нежные ленты или другую отделку. Красный сейчас выбирают только самые неординарные и экстравагантные особы. Фата История фаты как атрибута свадебного наряда насчитывает около двух тысяч лет. Римские невесты скрывали лица под вуалью в знак скромности, целомудрия и тайны. Лишь после церемонии муж мог снять эту завесу с любимой.
На Востоке же фата не украшала молодую, а держалась между будущими супругами, чтобы они не могли касаться друг друга до своей первой ночи. Свадебные традиции в России обязывают невест, первый раз выходящих замуж, надевать фату. Если брак второй, то это становится ненужным. Сегодня к этому обычаю относятся уже не так серьезно.
Стороны как бы заключали «свадебный договор», который скреплялся привселюдным «рукобитием» — отцы семейств пожимали друг другу руки. Именно отсюда пошло крылатое выражение «ударить по рукам». Интересно, что в процессе обручения окончательно утверждался не только размер «приданного», но и размер «клада». Этим словом называли гарантии материального обеспечения невесты со стороны семьи жениха. В том случае, если будущий муж не справится со своими новыми обязанностями, жена должна была какое-то время жить за счет этих средств. Подготовка Подготовка невесты к свадьбе Дальнейшие действия в русской свадебной традиции сильно менялись, в зависимости от эпохи и региона.
В целом, их суть сводилась к подготовке торжественной церемонии венчания. Будущая невеста носила уже другую одежду чем сообщала окружающим о предстоящем событии. Иногда проводился девичник, только суть его отличалась от современных гуляний женской компании. Молодая собирала незамужних девушек, чтобы они помогли ей вышить свадебную одежду и подготовить приданное. Жених тоже не бил баклуши. Ему нужно было позаботиться о выкупе, свадебном поезде и месте для пира. А уже перед самой церемонией венчания, молодой вместе с друзьями шел в баню, чтобы очиститься от всех грехов холостяцкой жизни. Пешая свадебная процессия была только у самых бедных слоев населения. Сбруя лошадей украшалась цветами и лентами, участники процессии пели песни и желали здоровья и благополучия новобрачным. Мужчины, участвовавшие со стороны жениха, надевали красные рубахи либо украшали свой наряд красными поясами и лентами.
Современные свадебные традиции и обряды
Он брал с собой 1—2 сватов. Все они должны были быть хорошими, счастливыми семьянинами. Никогда на должность сватов не выбирали бездетных и вдовых. В большинстве случаев ни жених, ни его родители не приходили в дом невесты, пока сватами не была получена предварительная договоренность о браке. Неблагоприятными днями для сватовства считались среда и пятница есть мнение, что в эти дни запрещалась львиная доля всех дел, которым покровительствовало женское божество, например, ткачество, прядение.
А также понедельник — так же, как и в нынешнее время, он звался тяжёлым днём. Сватать обычно приходили после захода солнца. Приносили с собой круглый хлеб, по желанию — горячительный напиток. Сваты заходили в дом, не дожидаясь приглашения, переступали порог правой ногой, грели руки у печи и сразу садились под матицу или возле неё — потолочную балку, отделяющую в гостиной зону «для гостей» от личного пространства семьи, входить в которое было не принято.
Таким образом, сваты устраивались как раз на границе. Во многих регионах хозяева не угощали сватов, а если эти особенные гости попадали в дом во время семейной трапезы, всю еду спешно убирали. Разговор сваты вели иносказательно, вроде того что «у вас в саду цветочек, можно ли его пересадить в наш садочек? А вот как об этом рассказывает народная песня: «Так уж мы летали, летали Да на сине море плавали».
Пимоненко, 1896 г. Невеста либо не присутствовала на сватовстве, либо её усаживали возле печки которая оберегала её , откуда она молча наблюдала за происходящим, одетая в так называемое «печальное» платье. Когда согласие было достигнуто, родители впервые отламывали принесённый сватами хлеб. Часто отец невесты разламывал его на две или четыре части.
Одну половину хлеба отдавали родственникам невесты, другую — родственникам жениха. Они разделяли его между всеми присутствующими. Петров, 1861 г. Фрагмент Но это было не окончательное решение о свадьбе, обязательно назначался осмотр хозяйства потенциального мужа, а в некоторых случаях устраивали и смотрины невесты.
Кроме того, во время помолвки которая также называлась сговором стороны жениха и невесты договаривались о том, в какой срок они сыграют свадьбу и породнятся, распределяли свадебные чины, оговаривали вопросы приданого, условия проживания невесты и так далее. Переговоры заканчивались подписанием документа, отдалённо напоминающего брачный контракт — так называемой рядной записи. После этого начинался настоящий праздник в честь помолвки. Согласно чину «Домостроя», организовывалось лёгкое угощение.
В первую очередь поздравляли будущую тёщу. Стороны обменивались подарками, далее следовали поцелуи с ширинками — дарением друг другу платков. Важным обрядом было рукопожатие отцов невесты и жениха над столом, которое называлось рукобитье это слово стало синонимом «сговора». Интересно, что во время рукопожатия оба отца закрывали кисти своих рук: надевали рукавицы, распускали рукава своей одежды или просто пожимали руки друг другу через рушник.
Это наглядно показывало, что две семьи всё ещё чужие. В некоторых регионах рукобитье и помолвку разделяли на два праздника: первое считали делом семейном, присутствовали лишь ближайшие родственники. В то время как помолвка отмечалась в другой день, и приглашали на неё столько гостей, сколько мог вместить дом родителей невесты. Во время помолвки совершалось первое благословение на брак.
Будущие супруги становились перед родителями невесты, отец невесты благословлял иконой, мать — хлебом с солью. Гравюра с картины И. Середина XIX в. В рамках помолвки часто совершалось домашнее обручение, которое заключалось в следующем.
Парень и девушка клали свои кольца в эту посуду. Затем отец невесты три раза передвигал эти предметы. Таким образом, перед парнем оказывалась посуда с кольцом девушки, а перед девушкой — посуда с кольцом парня. Жених и невеста надевали их.
Есть версия, что само слово «обручение» происходит от одного из названий колец — «обручей». На будущих супругов иногда надевали один на двоих меховой тулуп либо плащ , покрывая их с головой. Его приносил жених. Обычно это трактуют как символ покровительства, которое с этой поры обязан обеспечивать девушке её суженый.
После помолвки невеста называлась «сговоренка». Будущих супругов могли называть «помолвленные». То же значение и у слова «наречённые». Дарили ли на Руси кольца?
Только что мы говорили об обычае обмена кольцами, часто проводившемся на помолвке, теперь рассмотрим происхождение этой традиции. Дело увенчалось успехом, и папа начал заочное венчание. Однако все были удивлены, что русский государь не передал с послами своё кольцо для обряда. На этот вопрос присутствующий уполномоченный Иван Фрязин ответил, что такого обычая на Руси нет.
Из данного сообщения некоторыми делается неправильный вывод, будто на Руси не было обручения вообще, и только после приезда Софьи Палеолог оно получило распространение в нашей стране. На самом деле на Руси в то время не было обычая обмена кольцами на венчании, тогда как обручение перед свадьбой было широко распространено. Видный историк М. Никольский показал, что обмен кольцами возник на Руси задолго до введения христианства.
В Переяславльско-Суздальской летописи отмечено: выбор суженого совершался на языческих праздниках в полях путём «пръест ручных показана, и от пръстней даралагания на пръеста чюжия»; также использование перстней в качестве атрибутов супружества указывается в «Слове об идолах» как дохристианский славянский обряд. На сохранившемся до наших дней памятнике славянского язычества, Збручском идоле, найденном на территории нынешней Украины и датируемым X веком, есть изображение богини с кольцом в руке. Считается, что это покровительница брака Лада. Таким образом, изначально на Руси обмен кольцами происходил дома и за несколько недель до свадьбы.
Но всё переменилось в 1702 году. Петр I издал указ, согласно которому не нужно было обручаться заранее, это разрешалось делать только в церкви перед венчанием, да и то было необязательно. По замыслу Петра I, указ должен был уничтожить юридическую силу обручения. Однако простые люди закон восприняли не в полной мере, и многие крестьяне всё равно продолжали проводить обмен кольцами в честь помолвки.
Утро невесты начиналось с плача. Она, не зажигая свечи и накрывшись платком, как только ударяли колокола к заутрени, обращалась к матери. Затем, также с плачем обращалась к крестному отцу, тоже ночевавшему в доме невесты. Затем все вместе отправлялись на утреннюю службу в церковь.
Даже поход в церковь был регламентирован. Впереди шел крестный отец, за ним шла невеста, а за нею — подруги. После службы, выйдя из церкви, невеста снова обращалась с плачем к крестному отцу, после чего шла домой. Отец с матерью, увидев, что дочь приближается к дому, открывали ворота, после чего невеста входила во двор, оборачивалась к подругам и обращалась с плачем к ним.
Затем она кланялась подругам и проходила в избу. Все шли за ней следом. Войдя в избу, невеста молилась, а затем снова плакала. После этого ритуального плача подруги невесты расходились по домам, чтобы переодеться в праздничные наряды и снова вернуться в дом невесты.
С их приходом начинался обряд выкупа невесты. В это время жених, получив от родителей благословение иконой и хлебом-солью, выезжал за невестой. Вместе с ним ехали его родственники, которых на Руси называли «поезжане». В это время невеста просила благословения умыться и одеться у родителей, кланяясь им в ноги, а затем шла одеваться.
Она умывалась с мылом, надевала чистую рубашку, китайник — женскую горничную одежду типа сарафана из синего холста, на плечи накидывала шаль, а на голову повязывала ленту, на которую надевала фату. На ноги невеста надевала чулки и коты — особые женские ботинки. Во время процедуры одевания совершался еще один обряд — голое тело опоясывалось лыком, что символизировало защиту от колдунов, под правую руку ложилось немного льна, шерсти и мыла, что символизировало желание невесты одеваться чисто и богато, на грудь ложилось три кренделя для того, чтобы у мужа никогда не переводился хлеб, и три пряника, символизирующих сытую жизнь. Помогали невесте одеваться ее подруги.
После процедуры одевания, они выходили к родителям невесты с песней пожелания здоровья невесте с женихом, ее родителям, а также будущим детям. После песни молились у всех икон, а затем садились на лавки и пели. Пока подруги пели песни, невеста плакала. После песни подруги расплетали невесте косу, что также сопровождалось пением специальной песни - «кому оставить свою руссу косу и девью красоту?
Выкуп невесты. Когда жених подъезжал к дому невесты, то первым в дом входил дружка — главный персонаж в свите жениха. Он обращался к подругам невесты, чтобы они вышли из-за стола, но те не обращали на него внимания, продолжая петь. Затем, они говорили, что не уступят даром свое место и хотят, чтобы дружка прислал кого-то помоложе себя и с выкупом.
После этого входил жених, а за ним вносили пряники. Жених, подойдя к столу, говорил: «ну, красные девицы, нельзя ли уступить нам это место», потом перед каждой клал по прянику или по два. Подруги невесты продолжали петь, не обращая на него внимания. Затем к девушкам подходил крестный отец жениха со словами: «Красные девицы послушайтесь хоть того, кто постарше вас, а я вам за место заплачу».
После этого он клал перед любимой подругой невесты деньги. Если подругам дар нравился, то они прощались с невестой, выходили из-за стола, а на столе оставляли елку. Елка символизировала красоту. Невеста брала эту елку и выходила из-за стола, елку относила матери, а мать ставила елку в угол.
Крестный отец невесты брал ее за руку и сажал на шубу за стол рядом с женихом, рядом садилась сваха, после чего невеста начинала плакать в последний раз. Во время песни сваха расплетала невесте косу, подруги пели свите жениха песни и давали деньги, гости получали угощение. Маковский К. Под венец.
Серпуховский художественно-исторический музей, Серпухов Затем все вместе отправлялись на венчание. Выводил невесту брат или дядя после молитвы и благословения родителей. Выводящий получал благословение, брал от иконы свечку и шел в куть — задний женский угол в избе, где девушки от лица невесты пели каждому члену семейства песню о том, что она отказывается выйти без отца или матери без благословения. Невесту выводили за конец платка, который она держала в руках.
Выводящий подводил ее к столу, вместе с ней молился, обводил вокруг стола, ставил возле жениха и предавал ему конец платка, приговаривая: «У меня невеста была послушна и почетна, держи ее так, чтобы она и тебя слушала и у тебя была честна». В это время женихова сваха заходила в куть куть — угол в избе против устья русской печки и с поднятыми руками вверх говорила три раза: «Обманули — провели! Девушки просили у дружки рыбный пирог, который он отдавал с головы, вставши на стул так, что девушки вынуждены подпрыгивать. Затем они пел песню.
Когда жених получал невесту, крестный жениха угощал всех вином и первую рюмку подносил выводящему невесту, потом подносил по рюмке отцу и матери, затем всем остальным подносилось вино. После этого угощения гости садились за стол, и подавалась закуска, состоящие из трех блюд: рыбного пирога, похлебки и челпана — каравая хлеба. Угощение подавалось под деревянными блюдами, что также было обусловлено обрядовым действом — крестный отец жениха снимал блюдо с каждого угощения, после чего мать невесты приносила челпан в знак того, что пора заканчивать закуску. Жених со свитой привозили с собой пиво, которым угощали родственников невесты и ее подруг.
После закуски подруги пели песни для жениха, свахи и гостей, затем целовали гостей, а те дарили им деньги. После этого гости становились посередине избы, а на места невесты с женихом садились родители невесты. Посидев немного, они выходили из-за стола. Жениха и невесту благословляли хлебом и иконой, которые затем передавались свахе невесты.
С собой в церковь брали пиво, чтобы угостить гостей после венчания. Но на этом действо не заканчивалось. Подруги невесты садились на подушку или шубу, на которой за столом сидела невеста, и требовали выкуп. Выкуп уплачивал крестный отец жениха.
Только после этого все выходили из избы. Выход жениха и невесты из избы обставлялся как театрализованное действо. В разных регионах России существовали разные традиции выхода жениха и невесты. Например, в Пермской губернии происходил отъезд к венцу молодых следующим образом: на дворе жених брал в охапку невесту и сам усаживал ее в сани вместе со свахой, а сам верхом ехал вместе с тысяцким тысяцкий - должностное лицо княжеской администрации в городах Средневековой Руси, первоначально военный руководитель городского ополчения.
Гости выходили во двор и усаживались. Их нужно было угостить; в это время девушки пели трогательные песни, окружив жениха и невесту. Между тем колдун или знахарь обходил кругом все сани, телеги, верховых лошадей, экипажи и все остальное, чтобы удостовериться, что нигде нет колдовства. Наконец брат или дядя невесты отворяли ворота, и свадебный поезд отправлялся в церковь.
При выезде из двора, дружки крестообразно хлестали нагайкой ворота невесты и ближайший угол дома. После этого девушки в сопровождении вытницы — женщины, причитавшей на свадьбе — возвращались в избу и усевшись на то место, где только что сидела невеста, закусывали пирогом и расходились по домам. Когда свадебный поезд останавливался у церкви, свахи ставили жениха и невесту рядом и давали им держаться руками за концы ширинки и в этом положении вели их в церковь. Кузин С.
К свету Божьему. После венчания молодые в сопровождении гостей отправлялись в дом жениха. Свадебный поезд встречали родители жениха и его родственники. Отец выносил икону, а мать — хлеб-соль.
Братья и сестры жениха, если таковые имелись, выходили навстречу поезду с брагой и пивом. Иногда, в северных регионах России, мать жениха выходила навстречу молодоженам грязной, одетой в лохмотья. Таким образом, она хотела показаться страшной молодой жене и внушить ей боязнь к себе. После того, как гостям подавалось вино, все заходили в избу.
Отец и мать жениха вставали у стола лицом к дверям. Молодые молились на икону, которая была в руках у отца, а затем трижды кланялись и подходили за благословением. После благословения свахи уводили молодых за печь или на женскую половину, где новобрачной заплетали две косы вместо одной и надевали головной убор. Затем молодоженов выводили к столу.
Молодые усаживались лицом к дверям. Дружка произносил молитву и начинался свадебный пир. В южных регионах России было принято, чтобы после венчания молодожены разъезжались по своим домам. Вечером молодой муж приезжал к жене и оставался ночевать в ее доме, а утром увозил ее к себе.
Свадебный пир имел огромное значение, если говорить о свадебных обрядах. Молодоженов за столом называли «князь» и «княгиня», им отводилось почетное место под иконами обязательно лицом к двери. Соблюдалась степень родства при рассадке гостей, а также мужские и женские места. Жених и невеста не ели и не пили, перед ними ставили пустую миску, а столовые приборы перевязывали красной лентой.
Этот обряд связан с представлениями о том, что жених и невеста не имеют права принимать участие в трапезе вместе с женатыми родственниками, поскольку еще к ним не относятся. Правда, такой запрет распространялся не на все регионы России. Так, например, в Пермской губернии молодые ели одной вилкой и одной ложкой, пили из одного стакана, что символизировало их единство. Существовала круговая подача вина, ее частота определялась возможностями устроителей пира, так у богатых вино подавали после каждого блюда, а у бедных — через три блюда.
Во время подачи вина молодой наливал рюмку, а молодая подносила ее на тарелке. Гости выпивали только тогда, когда выпьют молодые. Было принято при каждой подаче высказывать пожелания молодым и дарить им деньги. Свадебный ужин состоял, как правило, из рыбного пирога, щей, холодца, жареной баранины, утки, индейки и челпана.
Если свадьба выпадала на постный день, то предлагались судак с уксусом, рыбный пирог, уха, мед и кисель. Одним из основных свадебных обрядов была брачная ночь.
Встреча молодожёнов у места застолья После свадебной прогулки молодоженов встречают у порога, где проходит застолье, те молодожёны, которые не посещали дом жениха после церемонии бракосочетания, проходят обряд благословения родителей, в кругу гостей, перед тем как сеть за свадебные столы. Встреча молодожёнов сопровождается обрядом выбора главы семьи.
Родители встречают с хлебом-солью и после благословения предлагают откусить, или отломить от каравая по кусочку. Чем кусочек каравая будет больше, тот и глава семьи. Под бурные аплодисменты и поздравления молодожёнов провожают к специально подготовленному для них столу, посыпала дорогу молодожёнам зерном, лепестками цветов, бросают монеты. Сценарий встречи молодожёнов может включать самые разнообразные праздничные элементы: запуск шаров, голубей, пиротехнику, игры, конкурсы и прочие придумки.
Обряд дарения молодожёнов После встречи молодожёнов, наступает обряд дарения, он иногда открывает свадебное застолье, или проводится непосредственно при поздравлении молодоженов. В обоих случаях, почётное право первыми поздравить молодоженов, предоставляется родителям жениха и невесты, затем бабушкам и дедушкам, сестрам и братьям, крестным родителям, родне со стороны жениха, родне со стороны невесты и друзьям. На первом застолье, ответное слово произносят молодожёны. Здесь же невеста одаривает родителей жениха подарками, братьев сестер и бабушек с дедушками жениха.
Первое застолье и заканчивается, когда все поздравили молодых. Обряд дарения молодожёнов, да и всё застолье, сопровождается криками «Горько! Первый танец молодоженов Красивая традиция— первый танец молодоженов открывает танцевально-развлекательный блок.
Гадание на мальчика или девочку А гадания на мальчика и на девочку в наше время вводят гостей в ступор. В крайнем случае, не трясите деньги с гостей! Предоставьте атрибут, которым они смогут голосовать в отдельно отведённом месте, может складывать конфетки в красивые коробочки. Ну или можно придумать с ведущим активность на эту тему. Танец молодоженов Опять же позитивная пауза! Танец молодых это топ!
А также танец невесты с отцом. Очень трогательно и волнительно. Напишем сразу, что вынос торта тоже огонь! Фотки кайф, торжественно режем первые куски, ничего сильно обременяющего не происходит. Первый танец жениха и невесты Семейный очаг Душераздирающая традиция, после которой будут реветь все. Надо оно вам или нет, решайте сами. Домашний очаг Бросание свадебного букета и подвязки Разжигающие споры сейчас традиции. Бросание букета и подвязки. Кто-то верит, что это все реально работает, кто-то считает это унизительным, кому-то просто такая движуха в кайф.
Сейчас есть разные креативные способы реализации этих традиций. Все зависит от вашей фантазии, или опытный ведущий поможет и накидает разные варианты. Бросание букета на свадьбе Свадебный торт Одна из прекраснейших свадебных традиций, про которую сложно сказать что-то плохое. Обязательно рекомендуем. Если все остальные традиции присутствовали не на всех свадьбах, то эта свадебная традиция есть на всех свадьбах, особенно если у вас есть банкет. Свадебный торт Бенгальские огни и фейерверк Заключительная свадебная традиция! Финальная волшебная точка. Кто на что финансово горазд.
Свадебные традиции в России
Если девушка принимает дар — значит, она согласна выйти замуж; раньше любимая вынимала из подаренного ей букета цветок и передавала его жениху, в знак своей благосклонности. Счастливый избранник прикалывал растение к своему костюму, демонстрируя всему свету, что невеста идет под венец по доброй воле. Сегодня нарушать идеально выверенную композицию, составленную лучшими флористами, не принято. Поэтому, бутоньерку заказывают вместе со свадебным букетом, заранее. Но, при желании можно соблюсти этот красивый, трогательный обычай; бросание букета невесты в стайку незамужних подружек — еще один, свято соблюдаемый, обычай. Редкая свадьба обходится без смешных попыток девушек поймать наперегонки брошенные цветы. Этим жестом невеста делится своей удачей с незамужними подружками.
Считается, что самая ловкая и быстрая счастливица выйдет замуж до истечения года, причем брак будет благоприятным. На современных свадьбах довольно часто наряду с букетом бросают подвязку невесты. Данный обычай пришел к нам из Средневековой Европы. Жених торжественно и красиво снимает подвязку с ножки нареченной, и кидает ее своим холостым друзьям. Невеста должна станцевать со счастливчиком, поймавшим ее элемент гардероба. Также есть примета, что этому парню вскоре быть женатым.
Первый поцелуй Изначально жених и невеста впервые целовались на своей свадьбе, в присутствии родственников, уважаемых старейшин, почетных гостей. Считалось, что при поцелуе объединяется не только дыхание — соединяются души молодых. Прилюдный поцелуй объявлял всем присутствующим, что отныне пара представляет собой единое целое. Сегодня добрачные отношения пар менее целомудренны. Но, как волнителен первый поцелуй, произведенный перед всеми друзьями и родственниками! Он словно закрепляет права молодых друг на друга, добавляет романтики и любви в отношения.
Традиция горько на свадьбе Крики «Горько! Практически на каждой свадьбе можно услышать эти веселые возгласы. Откуда пошел данный обычай? Как ни странно, к поцелуям данное слово, по одной из версий историков, не имеет никакого отношения. Изначально в обязанности невесты входило с почетом обнести всех гостей водкой или иным крепким алкогольным напитком. Присутствующие забирали с подноса рюмки, взамен отдариваясь деньгами или другими ценными подарками, после чего выпивали подношение и кричали «Горько!
Вторая версия ближе по смыслу к современному обычаю: данное слово кричали гости во время поцелуя жениха и невесты, чтобы отогнать злых духов. Считалось, что нечистая сила, обманутая возгласами гостей, не будет вредить новобрачным, ведь им, итак, несладко. По третьей легенде гости своими восклицаниями предупреждали жениха и невесту, что вино горькое, и следует подсластить его крепким, сладостным поцелуем. Битье бокалов Данная традиция имеет глубокие корни, причем соблюдают ее в большинстве стран мира. На Руси били глиняный горшок, доказывая целомудренность невесты. Если тот оставался целым, значит невеста — порченная.
В Англии жених бросал на дорогу блюдо с кусками пирога. Евреи разбивали бокалы, из которых молодые выпили вино. Согласно примете, чем больше образуется осколков, тем счастливее будет жизнь молодоженов. Свадебные танцы В число интернациональных свадебных традиций входят особые, церемониальные танцы. Это первый танец жениха и невесты, открывающий праздничный бал. В этом танце молодые выражают всю свою любовь и нежность.
Далее следует прощальный танец невесты и ее отца, после которого глава семьи окончательно передает обязанности по защите и все права на дочь ее мужу. Церемония разжигания домашнего очага Этот ритуал имеет древние корни. Изначально в таинстве принимали участие только женщины-хранительницы очага: мать и свекровь делились горящими углями из своих очагов с молодой женой, чтобы она могла разжечь в своем доме живой, теплый огонь, благословленный поколениями предков. Сегодня в ритуале могут участвовать и мужчины, а угли заменяют красивыми свечами, лампами или даже бенгальскими огнями. Подача свадебного торта Совместное преломление хлеба во все времена означало единение, братание. Именно такой смысл и вкладывается в обычай торжественного угощения праздничным тортом или пирогом, пришедший к нам из Древнего Рима.
Великолепный свадебный торт подается в конце банкета, являясь его кульминацией. Молодые совместными усилиями разрезают лакомство и одаривают кусочками всех присутствующих, свидетельствуя, что отныне все гости являются членами одной, дружной семьи. Первая брачная ночь Таинство первой ночи завершает длинный, насыщенный событиями и эмоциями день свадьбы. Для невинной девушки это очень важное событие, а для жениха — ответственный момент.
В наше время, молодожены рассматривают это событие как личное, имеющее особое значение, преодолевающее рамки изживших себя традиций. Мы составили список свадебных традиций, рассмотрели, какие свадебные обряды можно забыть, а какие стоит использовать на бракосочетании в текущем 2024 году. Уточнить дату Оставляя заявку Вы соглашаетесь с политикой конфинденциальности Устаревшие свадебные традиции Выкуп Ритуал выкупа невесты обладает очарованием. Но, провести его интересно и оригинально не просто.
Если не хотите отбрасывать его, то возложите организацию и проведение на специалистов. Они составят уникальную сюжетную линию, в которой отражены хобби, события в вашей паре, украсят площадку, подберут атрибуты, костюмы. Тогда будет уверенность, что выкуп станет шикарным выступлением, а не клоунадой в неухоженном подъезде. Бросать крупу и монеты в молодых Летящие рис и монетки не такие уж и приятные предметы. Представьте, сколько времени потребуется невесте, чтобы выбрать рис из прически. А получить пятирублевой монетой в лицо — тоже не самое приятное ощущение. Есть более элегантный способ встречи молодой пары, о котором расскажем дальше. Цеплять замки Традиция давно исчерпала себя.
В различных российских городах власти вынужденно удалили замки — заграждения не держали нагрузки и начали наклоняться, обрушаться под «тяжелым весом любви». На замену есть более новый, интересный способ «капсула времени», о котором написано ниже. Выпускать голубей Эта традиция существует очень долго. Она вовсе не свежа и не такая безобидная. Откажитесь от эксплуатации голубей в пользу более гуманного, но при этом также символичного ритуала. Каравай Существуют более интересные способы встретить новобрачных. Например, вместо традиционного каравая можно выбрать другое, соответствующее стилю свадьбы. Для свадьбы в итальянском стиле можно использовать пиццу или заменить встречу с караваем разрезанием красной ленточки.
Это будет символизировать конец «старой» жизни, вступление в «новую» вместе. Собирать деньги с гостей или что-то продавать им Есть много аналогичных традиций, которые сегодня выглядят странно. Апогеем является сбор денег на мальчика или девочку. Гости уже решили, какую сумму вручат молодым. Она находится в конверте или потрачена на подарок. Дальнейшие попытки выманивания денег попахивают манипуляцией. Многие платят картами, некоторые телефоном.
В их обязанности входил поиск достойной партии по требованию, а также сбор информации о происхождении и финансовом положении юноши или девушки. Фото: В. Тетмайер, «Сватовство», 1895 год Сватовство Сам ритуал сватовства тогда походил на деловые переговоры: жених проводил беседы с родителями невесты. Иногда процедура затягивалась на годы. Если родители давали добро на брачный союз, мужчине предоставляли право на частые посещения дома будущей жены и возможность проводить время с избранницей. Девушка получала новый статус, визиты иных претендентов на ее руку осуждались обществом. Отказ жениха от встреч с семьей и невестой мог стать поводом для скандала, так как подобное поведение мужчины считалось оскорбительным. Формально в родительском одобрении для вступления в брак уже не было необходимости с XVIII века: уже тогда Петр I запретил принуждать кого-либо к браку. Однако перечить родителям все равно осмеливались немногие — влюбленные старались, чтобы отец и мать благословили союз. В семьях, где было несколько девушек на выданье, нужно было соблюдать очередность: младшая дочь не могла опередить в замужестве старшую. Однако уже во второй половине века традицию, согласно которой родители решали судьбу детей, начали считать пережитком прошлого.
Так, например, у полян было принято, чтобы устройством брака занимались родители, жених практически не принимал ни в чем участия — невесту уже приводили к нему, никто не спрашивал взаимного согласия молодых. Куликов И. Старинный обряд благословения невесты в городе Муроме. Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник, г. Владимир При этом у других племен, например древлян, радимичей, согласие родителей вообще не имело значения, представители племен просто похищали понравившихся им женщин. Единственное, что могло свидетельствовать в пользу существования свадебного обряда — это обычай похищать девушек только у воды. В отдаленную эпоху жизни наших предков, в эпоху, когда в силе был обряд «похищения» или «умычки» невест, воде придавалось большое значение при заключении брачного союза. Реки, ручьи, озера были местами, где часто заключались браки язычника — славянина. Достаточно было объехать свадебному поезду трижды вокруг озера, чтобы считать брак совершенным. Впоследствии долгое время, по принятии нашими предками христианской веры, обряд этот держался в народе, заменяя собою церковный чин венчания. Насколько крепко держался этот обряд в быту славянского древне — русского человека, видно из того что в половине XIX века он проводился в Витебской губернии среди раскольников. Молодой парень, условившись с девушкой, отправлялся к священному озеру, объезжал его трижды вокруг и тем самым как бы скреплял брачный союз. В Костромской губернии существовал обряд, по которому во время гуляний людей на Красной горке, в первый день Фоминой недели, парни обливали водой тех девушек, которые им приглянулись. На той девушке, которую парень облил водой, он по обряду и должен был жениться. В основе указанных свадебных обрядов, связанных со священным почитанием славянами воды, лежат древние мифологические представления. Религия славянских племен состояла, с одной стороны, в поклонение стихийным божествам, с другой, в почитании душ умерших предков. Вода, как одна из стихий мира, без которой невозможна жизнь живого существа на земле, имела в глазах древних славян большое значение. Поливание, плескание водой, употреблявшееся при заключении брачного союза в Древней Руси, имело значение освящения, заменявшего собою в те времена церковное венчание. Не только языческие обряды составили русский свадебный обряд. Этот обряд вообще можно назвать «собирательным», поскольку в него вошли греческие, римские, скандинавские, немецкие, литовские и восточные элементы. Так, например, к греческой и римской традиции относятся венки, обручальные кольца, свечи, соединение рук и свадебные дары. В римской мифологии богиня Венера считалась покровительницей брака. Ее имя было Suada, что этимологически близко слову «свадьба». У греков, римлян и древних пруссов существовала традиция, перешедшая в русский свадебный обряд — осыпание новобрачных хмелем. У римлян и древних германцев существовал и обычай передачи ключа жене, как символа хозяйской власти. Этот обряд также был заимствован на Руси. Нельзя не сказать и о таком обязательном атрибуте любой русской свадьбы, сохранившимся до сих пор, как свадебный каравай. Это важный символ бракосочетания. Считается, что он пришел из Рима, в частности от римского обряда conffareatio. Confarreatio — это древнейший религиозный обряд при браке между патрициями, которым завершалось вступление жены в законное и социальное сожительство с мужем. Жена по отношению к мужу становилась «filiae loco», так как она из рук отца переходила «in manum» мужа. Ее приданое имущество поступало во владение мужа, для себя она ничего не могла приобретать, только для мужа. У римлян новобрачные должны были вкушать пирог, сделанный из муки, воды, соли и меда. На Руси после введения христианства с изготовлением свадебного каравая было связано множество правил и ограничений. Выпекали караваи из пшеницы — символа плодородия. Замешивать тесто доверялось только замужней женщине, которая была счастлива в браке и имела много детей. Так она делилась своим счастьем с будущей семьей. Перед тем, как замешивать тесто, эта женщина должна была умыться, помыть руки, надеть на голову платок, а на шею нательный крест. Замешивалось тесто под молитву — читали «Отче наш» и «Богородицу». Каравай украшали сложными узорами, в частности веточками калины, которые на Руси считались символом любви. Не просто было и поставить каравай в печь — сделать это мог только женатый, счастливый в браке мужчина, который также во время процесса читал молитву. Подносила молодым каравай, как правило, мать жениха. Подносился каравай на сведенных концах расшитого рушника после венчания в церкви. А вот традиции ломать каравай сначала не было — молодые должны были только трижды его поцеловать. После этого каравай разрезали обычно это делал ребенок и угощали гостей. Караваи пекли, как правило, многослойными и делили в соответствии с установленным порядком. Молодые получали верхушку, середина доставалась гостям, а низ отдавали музыкантам, игравшим на свадьбе причем в этот низ часто запекали монетки. Если кто-то из молодоженов вступал в брак не в первый раз, то каравай уже не выпекали. Как известно, в настоящее время существует традиция отламывать от каравая по кусочку. Эта традиция пришла из Англии, где было принято, чтобы молодожены целовались через горку маленьких пирожков. Существовал на Руси и обряд разувания обряд снимания сапога. Перед тем как новобрачные отправятся спать, жених клал в один из своих сапог деньги, золотые и серебряные. Невеста должна была снять один сапог по своему выбору. Если ей удавалось снять сапог, в котором находись деньги, она не только получала их за свой труд, но с этого дня уже не обязана была снимать с мужа сапоги. Если невеста попадала впросак, то не только теряла деньги, но и наделялась обязанностью постоянно снимать сапоги с мужа. Этот вариант обряда разувания считается более поздним по отношению к обряду простого разувания, когда новобрачная должна была перед первой брачной ночью снять мужу сапоги. Этот обряд символизировал покорность и являлся заимствованием германского обряда. В Германии молодая жена снимала сапог с мужа и клала его в изголовье кровати, что символизировало господство мужчины над женщиной. Иностранцы, в начале XVI века посещавшие Россию, говорили о том, что обряд разувания не ограничивается в России простым сниманием сапога с мужа, но имеет продолжение — муж ударяет жену голенищем сапога или плетью, чтобы приучить ее к покорности. Большое значение для правильного проведения свадьбы имела жареная курица. Это также заимствованный обычай, заимствован он у немцев. Встречался данный обычай и у других народов. У литовцев, например, на первый день бракосочетания муж разрывал принесенную ему к постели жареную перепелку и отдавал часть жене. В особенности в свадебных обрядах очень важное место занимал культ птиц и ужей, как символов вечной жизненной силы. Изображениями птиц и ужей украшали сакральный обрядовый хлеб — каравай. Искусно изготовленные фигурки птиц вешали над свадебным столом. У немцев же была традиция подавать новобрачным так называемую «брачную» или «любовную» жареную курицу. У русских с XV века существовала традиция подносить в первый день бракосочетания молодоженам жареную курицу, а также украшать фигурками птиц свадебный каравай. Обряд, который на первый взгляд кажется чисто русским, - надевание кокошника на новобрачную, разделение косы на две и заплетание — на самом деле является заимствованием у татар. На голову татарской невесты, перед выездом на венчание, надевали покрывало с полукруглой налобной частью, напоминавшей по форме кокошник. Русские невесты стали надевать кокошник по аналогии. Это привело к тому, что за новобрачных начало вступаться духовенство. Например, церковный статут Ярослава, относящийся к XI веку, требовал уплаты пени с родителей невесты в пользу архиерея, если невеста, выданная замуж против своей воли, кончала с собой. Это право распоряжаться судьбой детей по своему усмотрению поддерживалось силами обрядов. Так, например, высоко было значение сватов и свах, которые засылались родителями жениха к невесте. Этот обычай засылания сватов сохранился вплоть до ХХ века, но видоизменился. Во-первых, сваты стали приходить к невесте не от родителей жениха, а от него самого, помимо этого жених зачастую стал брать с собой сватов только для поддержки и соблюдения обычаев сватовства. Сватовство могло проходить по поручению жениха, но эти случаи редки. Как правило, сватов засылали все-таки родители жениха. При этом разрешение на брак давали родители невесты, даже если сама невеста была против. Невеста могла быть вообще не знакома с женихом, это не имело никакого значения для успешного сватовства. Журавлев Ф. Перед венцом. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Успешное сватовство завершалось росписью приданого — так называлось составление списка того, что давалось в приданное невесте. В эту роспись включалось все движимое и недвижимое имущество. Составленная роспись передавалась родителям жениха через сватов. Жених не мог увидеть эту роспись до того момента, когда заключался сговор, то есть принималось решение о браке. Жених не имел право, и видеться с невестой до сговора. Обязанность посмотреть на невесту возлагалась на так называемых смотрильщиц. Эти женщины приходили в дом невесты, родители показывали им свою дочь, а смотрильщицы осматривали ее, проводили беседу, после чего сообщали жениху, достойна ли его невеста. Этот обряд существовал во всех слоях общества, но дольше всего продержался у простонародья. О том, что обряд сватовства поддерживался всеми классами, свидетельствует история сватовства древлянского князя Мала к княгине Ольге, поскольку не сам князь приехал к Ольге просить ее стать его женой, а послал послов, чтобы они посмотрели на невесту и убедили ее выйти замуж: «Гордясь убийством как победою и презирая малолетство Святослава , древляне вздумали присвоить себе власть над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал, женился на вдове Игоря: ибо они, платя дань государям киевским, имели еще князей собственных. Двадцать знаменитых послов» древлянских приплыли в ладии к Киеву и сказали Ольге: Мы убили твоего мужа за его хищность и грабительство; но князья древлянские добры и великодушны: их земля цветет и благоденствует. Будь супругою нашего князя Мала. Ольга с ласкою ответствовала: Мне приятна речь ваша. Уже не могу воскресить супруга! Завтра окажу вам всю должную честь. Теперь возвратитесь в ладию свою, и когда люди мои придут за вами, велите им нести себя на руках. Несмотря на то, что в случае с княгиней Ольгой , сватов ждала смерть, вообще на Руси сваты всегда пользовались большим уважением. Они одаривались подарками, в случае если сватовство прошло удачно, им отводились почетные места на свадебном пиру. О таком отношении свидетельствует, в частности, описание свадьбы дочери князя Всеволода III Верхуславы с сыном Рюрика Ростиславом: «князь Рюрик сыграл сыну своему Ростиславу свадьбу богатую, какой не бывало на Руси» и что «Якова — свата и бояр отпустил к Всеволоду в Суздаль с великою честию, одаривши их богато». Поиск хороших сватов считался залогом удачного сватовства, а потому этот поиск требовал значительных усилий.
Русская свадьба - традиции и современность
Раньше на этом ритуале решалась судьба будущей пары. Родители и родственники жениха добивались согласия и благословения от родителей невесты. Устаревший окончательно обряд, который олицетворял плач будущей супруги, так как она уже на следующий день должна была уходить из дому. Плач имел ритуальное значение, отгонял злых духов от будущей семьи. Так верили наши далекие предки. Чтобы добиться руки невесты, жених должен был выполнить целый ряд задач, часть из которых действительно были сложными. Молодого человека могли не пускать во двор, всячески отгоняя от места пребывания невесты. А родители могли запросить у жениха любую вещь или сумму денег за согласие отдать дочку замуж. Девичник и мальчишник.
В древние времена эти ритуалы носили сакральный характер. Сегодня же они превратились просто в веселые оригинальные вечеринки перед свадьбой. Цель встречи с друзьями и подругами была в том, чтобы получить поддержку и одобрение брака. Устарели и другие традиции, такие как рукобитие, смотрины. Сильно изменилась и суть обряда венчания. Также раньше банкет после заключения брака проходил в доме жениха, а на стол накрывали всей деревней. Это также было ритуалом, который во многом играл роль сплочения будущей семьи, знакомства сватов и других родственников жениха и невесты. Сама подготовка такого банкета была непростой задачей, в которой каждый проявлял свой истинный характер.
Оригинальные обряды на свадьбу Часто молодожены не хотят использовать ни популярные, ни классические обряды, отдавая предпочтение оригинальным красивым способам отметить свой праздник. Это может быть полет на воздушном шаре над родным городом или посещение дорогих сердцу мест с проведением индивидуальных обрядов, возложением цветов. Можно назвать такие примеры необычных обрядов: Посадка дерева.
Про весёлый обряд с «тёмным прошлым», про кражу невесты речь уже шла в нашем блоге, поэтому остановимся на другом предмете вожделения свадебных клептоманов — туфельке. Раньше туфельку невесты воровали девушки. Они просили примерить туфлю по очереди. Та, кому она приходилась в пору забирала обувь, требуя от жениха выкуп. Действо было призвано удостоверить собравшихся в состоятельности жениха.
Сегодня же туфельку крадут мужчины со стороны невесты, а вот «переговорщиком» выступает свидетельница.
Чем и для чего осыпают молодоженов на свадьбе? Многие слышали, что уже после проведения церемонии молодые проходят по коридору из гостей, а они тем временем осыпают их зерном или монетами. Эта традиция привлекает богатство. Зерно ассоциируется еще и с плодородием. Крупа подойдет любая: рис, пшено, гречка. Заменить зерно и монетки можно мелкими конфетками, чтобы пожелать жениху и невесте сладкой жизни. Это выглядит красиво и очень радует маленьких гостей. Если гости бросают монетки, то они должны быть максимально маленькими. Несмотря на желание привлечь к молодой семье большой достаток, крупные монеты использовать нельзя.
Обилие кусочков металла может травмировать и причинить боль молодоженам. В последнее время пользуется популярностью традиция осыпать молодых лепестками цветов. Легкие лепестки не бьют по коже, смотрятся очень изысканно, создают приятный аромат. Можно выбрать лепестки роз в одной гамме или подобрать несколько цветов. Традиционный свадебный каравай На Руси на свадьбу подавали вкусный каравай, который являлся символом достатка. Он делался круглым и золотистым, как солнце. Именно солнце почиталось как божество, дарующее свет, тепло, достаток и изобилие. Каравай старались всячески украшать изображениями листочков, колосков, фигурками в виде пары голубей или лебедей. Такой каравай выносили на красивом праздничном рушнике, который должна была вышить невеста своими руками. Им встречали гостей на пороге дома жениха.
Обязательно рядом должна была стоять мисочка с солью. Нужно было отложить кусочек каравая, макнуть в соль и съесть. Таким образом молодые оставляли все печальное позади соль символизировала соленые слезы , вступали в новую счастливую жизнь. Размер отложенного кусочка раньше показывал не главенство в доме мужа или жены главой всегда был муж , он говорил о том, какого пола будет первенец. После того, как молодые и гости съедали каравай, рушник аккуратно складывали и убирали. Его считали частью приданного и хранили в доме. Разжигание домашнего очага Раньше мать делилась разожженными углями с дочерью. Вместе они зажигали домашний очаг. Сейчас эта традиция стала более символичной. Молодые заранее покупают красивую свечу, желательно красного цвета, так как красный символизирует любовь.
После трогательных слов ведущего матери жениха и невесты зажигают эту свечу. Это символ тепла, огня, идущего от предков. Суть обычая в том, что мамы передают тепло своего сердца, а также свою мудрость детям, желают им счастья, терпения. Многие предпочитают покупать именно свечу и хранить ее в доме. В тяжелое время или после ссоры можно зажигать свечу и вспоминать клятвы, произнесенные на свадьбе. Первая брачная ночь После свадьбы наступал самый волнительный и ответственный момент — первая брачная ночь.
Спасибо вам большое за сохранение памяти, за ваше отношение к истории, к семье", - сказал на церемонии награждения участников акции генеральный директор ГИМ Алексей Левыкин. Всего жители Тулы прислали более 110 фотографий разных лет, самая старая - 1902 года. На ней запечатлено бракосочетание Елены и Михаила Котюховых, который до 1916 года был управляющим тульским отделением Императорского Земельного банка. Все собранные в ходе акции документы вошли в мультимедийный альбом выставки "Русская свадьба.
Традиции и обряды", изображения проецируются на стену в одном из экспозиционных залов.
Несколько идей для свадьбы в традициях славянской культуры
Простолюдины громко праздновали без венчания, и новость о новобрачных становилась известна по всей округе. Традиции свадебного дня. В русской традиции считалось нормальным шить самой себе свадебное платье.