Новости советское воспитание

Возможно, только благодаря этому советскому воспитанию мы выжили в эти 30 лет. А вот широких контактов советского человека с капиталистической заграницей не предполагалось, поэтому за исключением выпускников довольно немногочисленных спецшкол.

Отличия воспитания в советское и нынешнее время

Гайд на 21 серию истории «Советское воспитание»: #СоветскоеВоспитание. были, но было и много хорошего, такого, что смело можно взять на вооружение в наше время. В Госдуме планируют вернуть принципы воспитания советского времени.

5 неприятных моментов воспитания в СССР, о которых молчат не просто так

Прочно вошёл в сознание рассказ в «Весёлых картинках» «Три дровосека: Лапоть, Соломинка и Пузырь отправляются в лес по дрова. На их пути встают трудности и опасности, однако взаимопомощь помогает им их преодолевать. Такие отношения между персонажами я воспринял как совершенно естественные и единственно возможные. А уже старшеклассником познакомился с литературным «оригиналом» той истории: там Соломинка разламывается, Лапоть тонет, а Пузырь лопается от смеха, безучастно наблюдая за гибелью друзей. Понятно, что такой вариант вызвал во мне только брезгливость. Подобное произошло с «Островом сокровищ». Мне очень понравился фильм советского кинорежиссёра Вайнштока, где герои отправляются за пиратским кладом, чтобы добыть средства для борьбы за свободу Родины. И это настолько прочно вошло в моё сознание, что когда через пару лет я прочёл роман Стивенсона, в котором герои преодолевают опасности ради богатства для себя, он показался мне скучным. Цель не вызвала в душе отклика!

Когда я работал над статьёй о советской семье народов, не раз задумывался, что вырабатывало в сознании многих жителей СССР отношение к людям любой национальности как к своим. И пришёл к выводу, что и в этом немалая заслуга художественной культуры. Опять же сошлюсь на собственный опыт. В детские и подростковые годы среди моих любимых книг, которые я перечитывал не раз, были, наряду с произведениями русских и украинских писателей, «Ребята нашего двора» Зенты Эргле, «ТВТ» Янки Мавра, «На берегу Севана» Вахтанга Ананяна, «Остров великанов» Арнольда Негго, которые рассказывали о жизни детей в Латвии, Белоруссии, Армении, Эстонии. Они вызывали во мне такое же отношение, что и мальчишки и девчонки из произведений Гайдара или Осеевой. Их национальность не имела никакого значения. Это были близкие мне сверстники… Согласно Марксу, социалистическое общество должно сделаться системой, которая «как свою постоянную действительность производит человека со всем богатством его существа». Всё, о чём говорилось выше, свидетельствует, что эта задача в Советском Союзе успешно решалась.

Но вот сразу же после победы контрреволюции антисоветская власть взяла курс на снижение уровня массового образования и на отказ от его развивающего характера. Ельцинская Конституция РФ статья 43, п. При этом обязанность обеспечивать получение этого образования перекладывалось с государства на родителей: «Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» там же. Осуществлённая реформа образования ведёт, как констатировали математик профессор О. Смолин и филолог профессор В. Троицкий, к снижению интеллектуального и духовного уровня нации. И это был отнюдь не просчёт, а расчёт реформаторов! Министр образования Фурсенко прямо заявил: «Пороком советской системы образования было стремление создать человека-творца, тогда как задача образования РФ — создать квалифицированного потребителя, способного использовать результаты труда других».

На «умопогашение» народа, подмену гуманистических ценностей существования потребительскими нацелены и другие средства воздействия на сознание людей — телевидение, кино, литература, в которых ныне абсолютно доминирует не подлинно художественная, а «массовая» культура. Академик В. Арнольд, выступая в Госдуме на слушаниях по реформированию образования, назвал тогда ещё только готовившуюся реформу «планом подготовки рабов». И, действительно, значительное снижение уровня развития людей лишает их способности осмыслить явления и тенденции в жизни общества, сделать правильные выводы, что позволяет власти эффективно манипулировать ими. Но есть ещё одна причина, главная, требующая снижения уровня развития народных масс.

Нормативная незащищенность учителя реализовалась в проблемы разрешения конфликтных ситуаций в школе. Все пути для нас открыты, все дороги нам видны Формально это было и осталось. По факту не было и нет. Преимущественно наши амбиции определяются семьей, опираются на семейные ценности, на семейные возможности. Бывают исключения, но они не являются определяющими. Может ли система образования на это повлиять, должна ли? Правила едины, и поэтому формально все равны. Но образование происходит внутри человека. Он сам формирует свое образование, свою картину мира, свои ценности, свое место в мире, свои амбиции. Система образования может создать условия, в которых любой желающий может использовать все ресурсы системы. Система должна это сделать. Но система не может вылепить человека, хотя все структуры системы образования пытаются повлиять через воспитание на систему ценностей ученика, на его модели поведения. Но амбиции на место в мире больше зависят от установок семьи, чем от воздействия школы. Важно отдавать себе отчет, что количество и масштаб «дорог» стремительно растет. Попытка по старой схеме затащить всех на одну вершину, с которой видны всем одинаково все дороги, становится все менее и менее реалистичной. Традиционная схема «Ввести в школу новый предмет» вроде бы уже выходит из практики пугающих «новаций». Мы неизбежно идем к разбиванию учебных курсов на уровни, чтобы сбалансировать востребованность и нагрузку. Является ли это чем-то новым, нетипичным для «лучшей советской школы»? Для честного человека — нет. Покойный и очень уважаемый коллегами наш завуч по английскому языку не раз и весьма горделиво заявлял, что ему «двоек» не ставили, сознавая полную математическую непроходимость. Подобные утверждения я встречал не раз от уважаемых в своем деле людей при полном благосклонно-уважительном отношении окружающих к их учителям, которые смогли проявить понимание и не искалечили формальным подходом таланты. Через ЕГЭ такой душевный подход не пройдет. Но и барьер прохождения через ЕГЭ ниже плинтуса. Учили думать, а не натаскивали на единый экзамен Многое, сказанное против ЕГЭ, надумано. Многое справедливо, но не всегда с адекватными выводами. Хочу напомнить, что экзамен типа ЕГЭ — независимый и внешний — был мечтой огромной страны и был предметом жесточайших обсуждений в прессе. С введением ЕГЭ явно опоздали в нашей неповоротливой инерции. Учили ли в советской школе думать? Не меньше и не больше, чем в современной. Подавляющее большинство и тогда, и сейчас готовят к экзаменам. Экзамен и тогда был ориентиром практически всех. То, что экзамены были разные, позволяет рассуждать, что тогда не натаскивали. Но не на единый общий формат, а на разные — и потому не так наглядно. С чем можно согласиться — теперь это более наглядно и более цинично. Но сейчас все более наглядно и более цинично, потому что потребительские стандарты поведения, а не ценностные. Они и тогда не для всех были ценностные, но тогда надо было все упаковывать в правильную ценностную форму. Возврат в старый формат экзамена — самое глупое, что можно было бы предпринять. Отменять ЕГЭ надо, но сознавая причины его неудачи и иначе решая задачи, которые он решает, в том числе совсем их исключая, заменяя на новый вариант процессов. В частности, формат внешнего независимого экзамена было бы предельно полезно расширить на все предметы и вывести проверку освоения за рамки учебного процесса на всех этапах. Это бы позволило сдавать необходимые учебные курсы в любое время по желанию, независимо от места и способа обучения. Исчезает поле для обязательных программ, если нужно сдать по заранее известным условиям заранее известные учебные курсы. Обязательность тогда определяется необходимыми зачетами, на манер вуза, а не обязательными программами. Ответственность переносится на ученика — ему становится нужно освоить учебный курс, а не школе. У проблем современной школы, включая споры о репетиторах, нет единого простого объяснения — это комплекс новых подходов к прошлым задачам в новых условиях.

Бывают исключения, но они не являются определяющими. Может ли система образования на это повлиять, должна ли? Правила едины, и поэтому формально все равны. Но образование происходит внутри человека. Он сам формирует свое образование, свою картину мира, свои ценности, свое место в мире, свои амбиции. Система образования может создать условия, в которых любой желающий может использовать все ресурсы системы. Система должна это сделать. Но система не может вылепить человека, хотя все структуры системы образования пытаются повлиять через воспитание на систему ценностей ученика, на его модели поведения. Но амбиции на место в мире больше зависят от установок семьи, чем от воздействия школы. Важно отдавать себе отчет, что количество и масштаб «дорог» стремительно растет. Попытка по старой схеме затащить всех на одну вершину, с которой видны всем одинаково все дороги, становится все менее и менее реалистичной. Традиционная схема «Ввести в школу новый предмет» вроде бы уже выходит из практики пугающих «новаций». Мы неизбежно идем к разбиванию учебных курсов на уровни, чтобы сбалансировать востребованность и нагрузку. Является ли это чем-то новым, нетипичным для «лучшей советской школы»? Для честного человека — нет. Покойный и очень уважаемый коллегами наш завуч по английскому языку не раз и весьма горделиво заявлял, что ему «двоек» не ставили, сознавая полную математическую непроходимость. Подобные утверждения я встречал не раз от уважаемых в своем деле людей при полном благосклонно-уважительном отношении окружающих к их учителям, которые смогли проявить понимание и не искалечили формальным подходом таланты. Через ЕГЭ такой душевный подход не пройдет. Но и барьер прохождения через ЕГЭ ниже плинтуса. Учили думать, а не натаскивали на единый экзамен Многое, сказанное против ЕГЭ, надумано. Многое справедливо, но не всегда с адекватными выводами. Хочу напомнить, что экзамен типа ЕГЭ — независимый и внешний — был мечтой огромной страны и был предметом жесточайших обсуждений в прессе. С введением ЕГЭ явно опоздали в нашей неповоротливой инерции. Учили ли в советской школе думать? Не меньше и не больше, чем в современной. Подавляющее большинство и тогда, и сейчас готовят к экзаменам. Экзамен и тогда был ориентиром практически всех. То, что экзамены были разные, позволяет рассуждать, что тогда не натаскивали. Но не на единый общий формат, а на разные — и потому не так наглядно. С чем можно согласиться — теперь это более наглядно и более цинично. Но сейчас все более наглядно и более цинично, потому что потребительские стандарты поведения, а не ценностные. Они и тогда не для всех были ценностные, но тогда надо было все упаковывать в правильную ценностную форму. Возврат в старый формат экзамена — самое глупое, что можно было бы предпринять. Отменять ЕГЭ надо, но сознавая причины его неудачи и иначе решая задачи, которые он решает, в том числе совсем их исключая, заменяя на новый вариант процессов. В частности, формат внешнего независимого экзамена было бы предельно полезно расширить на все предметы и вывести проверку освоения за рамки учебного процесса на всех этапах. Это бы позволило сдавать необходимые учебные курсы в любое время по желанию, независимо от места и способа обучения. Исчезает поле для обязательных программ, если нужно сдать по заранее известным условиям заранее известные учебные курсы. Обязательность тогда определяется необходимыми зачетами, на манер вуза, а не обязательными программами. Ответственность переносится на ученика — ему становится нужно освоить учебный курс, а не школе. У проблем современной школы, включая споры о репетиторах, нет единого простого объяснения — это комплекс новых подходов к прошлым задачам в новых условиях. А они сильно отличаются от советских. Именно поэтому я вижу решение в балансировании ответственности на основе личного выбора. Так что взять из советской школы? Школа, что советская, что любая другая — это социальный институт безопасного нахождения детей днем без родителей, обеспечивающий их социализацию.

Первая государственная IT-школа откроется в Санкт-Петербурге Целью уроков авторы инициативы называют воспитание духа коллективизма и дисциплины. Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины. Они обратились в Госдуму и Правительство РФ с соотвествующим предложением. Авторы инициативы считают, что в школах необходимо разместить мастерские и технопарки, а также учредить ученические производственные бригады, трудовые отряды и летние лагеря труда и отдыха.

Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову

В результате такой целенаправленной работы в Советском Союзе удалось решить небывалую задачу: сделать общение с художественной культурой внутренней потребностью многих миллионов людей из самых разных слоёв общества. Поэт Анна Ахматова после поездки в Англию делилась впечатлением: «Знаете, чему они там из моих рассказов более всего удивились? Для нас всех здесь это привычно. Они же делают большие глаза. Их удивило, даже потрясло, когда я рассказала, что за несколько дней до отъезда получила письмо от моряков и лесорубов. У них никто стихов не читает, кроме очень тонкого слоя интеллигенции. А тут вдруг, извольте видеть, моряки и лесорубы!

Народная артистка СССР балерина Галина Уланова писала: «Если бы у меня спросили, что нового внесла в балетный спектакль советская эпоха, то я бы прежде всего сказала: зрителя». То же самое можно сказать и о советской эпохе в кино. Она воспитала нового зрителя. Невозможно представить, чтобы в капиталистическом государстве, где кино как система является коммерческим предприятием, серьёзные фильмы конкурировали по посещаемости с развлекательными. А в нашей стране, где кино стало, говоря словами историка Жоржа Садуля, «средством культурного воздействия», так было! В 1950—1960-е годы о более раннем времени у меня нет данных свыше 30 миллионов посещений собирали не только комедии и приключенческие ленты, но и многие экранизации классики, картины о революции, Гражданской и Отечественной войнах, не относящиеся к приключенческому жанру, фильмы о труде и жизни людей.

Многомиллионную аудиторию нередко собирали фильмы из категории трудных для восприятия. К примеру, своеобразный по языку, абсолютно лишённый развлекательности, трагичный фильм Тарковского о войне «Иваново детство» собрал в СССР вдвое больше посещений, нежели считавшаяся суперкассовой трилогия «Пираты Карибского моря» в СНГ. Советская художественная культура не только духовно обогащала людей, облагораживала их внутренний мир. Искусство воспитывало в наивысшем и самом благородном смысле этого слова» — так говорил уже в постсоветское время народный артист СССР Евгений Самойлов. В поле воздействия этого воспитания люди попадали с самых юных лет. До сих пор с теплом вспоминаю журнал для самых маленьких «Весёлые картинки» 1950-х годов.

Рассказываемые в нём при помощи рисунков истории не только развлекали ребят, но и приучали их оценивать, что такое хорошо и что такое плохо, ненавязчиво утверждали в их сознании ценность труда, взаимопомощи, вырабатывали неприятие жадности, алчности, эгоизма. На воспитание таких жизненных ориентиров плюс интерес к познанию были нацелены и детские радиопередачи — такие, как «Экипаж разноцветных стрел», «Клуб знаменитых капитанов», «Приключения юнги Захара Загадкина», и им подобные, киножурнал «Хочу всё знать». Напомню, что в Советском Союзе были созданы первые в мире специализированное издательство литературы для детей и киностудия детских и юношеских фильмов. Судя по себе, могу сказать, что такое воспитание художественной культурой было действенным. Вот два конкретных примера. Прочно вошёл в сознание рассказ в «Весёлых картинках» «Три дровосека: Лапоть, Соломинка и Пузырь отправляются в лес по дрова.

На их пути встают трудности и опасности, однако взаимопомощь помогает им их преодолевать. Такие отношения между персонажами я воспринял как совершенно естественные и единственно возможные. А уже старшеклассником познакомился с литературным «оригиналом» той истории: там Соломинка разламывается, Лапоть тонет, а Пузырь лопается от смеха, безучастно наблюдая за гибелью друзей. Понятно, что такой вариант вызвал во мне только брезгливость. Подобное произошло с «Островом сокровищ».

Особые оперативные группы работали на вокзалах и железных дорогах, где фактически «отлавливали» беспризорников, проводили санобработку, кормили и распределяли в приют. К 1924 году в приютах состояло уже 280 тысяч.

Новые системы преподавания Советское время породило и новых педагогов, которым выпало создать фактически с нуля новую систему воспитания. Особенно прославился Антон Макаренко. На базе колонии для малолетних правонарушителей он разработал систему перевоспитания трудных детей, которую предлагал внедрить и в общеобразовательные учреждения. Свои принципы Макаренко изложил в «Педагогической поэме», и его имя стало в России таким же известным и нарицательным, как Монтессори. Макаренко с членами коммуны имени Ф. Дзержинского на летнем отдыхе в Ялте, 1930 TASS В школах старого образца учитель имел авторитарную власть над детьми, а основным принципом Макаренко было вовлечь детей в «общее дело» например, несложный труд - уборка классной комнаты , заинтересовать их тем, что каждый ответственен и за себя и друг за друга. Энергия ребенка таким образом направлялось на общее благо, он чувствовал себя важным и нужным.

Кроме того, Макаренко исповедовал принципы «демократии» в школьной среде - все дети могли высказаться, проводили общие собрания, выбирали старосту, брали на поруки новичков или малышей. При этом он следил за соблюдением дисциплины - и не пренебрегал наказаниями для провинившихся и нарушителей порядка. Он создал Школу-коммуну для трудновоспитуемых детей имени Ф. Достоевского, которую прославили в народе ее выпускники - Григорий Белых и Л. Пантелеев - написавшие культовую книгу «Республика ШКИД», по которой снят не менее культовый одноименный советский фильм. Коммунистическое воспитание Полностью советская система образования сформировалась к концу 1920-х годов. Ее главным идеологом была Надежда Крупская - жена Владимира Ленина и заместитель наркома просвещения.

Воспитание таким образом должно «воздействовать на подрастающее поколение с целью получить определенный тип человека».

В советских семьях оценка была критерием успешности ребёнка в школе. Хорошая успеваемость должна была быть по всем предметам. Отстающих учеников в школе «песочили» и «подтягивали».

Сегодня тотальная успеваемость тоже приветствуется, но не ставится во главу угла. Поэтому я всё-таки голосую за интерес. Если подросток решил, что станет филологом и язык и литература представляют для него неподдельный интерес, бессмысленно требовать от него досконального знания химии. Но это, разумеется, не исключает того, что точные науки он должен знать хотя бы на базовом уровне.

В конце концов, в жизни пригодится». Было: учитель всегда прав. Старших нужно слушаться. Сегодня: ребёнок имеет право на своё мнение.

Отстаивание своего мнения ребёнком и дома, и в школе — частая причина конфликтов, поскольку взрослые порой не готовы воспринимать подростков как равных. В советское время не было принято перечить взрослым, их слово было законом. Главное — научиться общаться на основе взаимного уважения и убедительных аргументов. В этом общении ребёнок в конечном итоге и познаёт, что такое хорошо и что такое плохо.

Поэтому я всё-таки голосую за интерес. Если подросток решил, что станет филологом и язык и литература представляют для него неподдельный интерес, бессмысленно требовать от него досконального знания химии. Но это, разумеется, не исключает того, что точные науки он должен знать хотя бы на базовом уровне. В конце концов, в жизни пригодится». Было: учитель всегда прав. Старших нужно слушаться.

Сегодня: ребёнок имеет право на своё мнение. Отстаивание своего мнения ребёнком и дома, и в школе — частая причина конфликтов, поскольку взрослые порой не готовы воспринимать подростков как равных. В советское время не было принято перечить взрослым, их слово было законом. Главное — научиться общаться на основе взаимного уважения и убедительных аргументов. В этом общении ребёнок в конечном итоге и познаёт, что такое хорошо и что такое плохо. И ещё один важный момент.

Необходимо, чтобы взрослый умел признавать свою неправоту, в этом залог доверительных отношений». Было: каждый ребёнок должен трудиться. Сегодня: нельзя лишать ребёнка детства.

Рожденные в СССР: советские ошибки в воспитании, сломавшие психику многих поколений

Как менялось воспитание детей за последние 100 лет Фото: Руслан Полянин В советское время воспитание было официально провозглашено одной из целей школы, и педагоги добивались неплохих результатов.
Как советское воспитание портило психику человека: обратная сторона «счастливого детства» Конечно, значительное место уделялось идеологическому воспитанию — ученикам следовало понимать задачи советской современности, проникнуться ими и быть готовыми их решать.
5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу Плакаты 1950-60-х годов рисуют облик образцового советского школьника, выделяя наиболее яркие положительные черты, которыми он должен обладать.

1. Думать, что ошибаться стыдно

  • Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 3 | РВС
  • Воспитание Ребенка в СССР и Почему Советское Воспитание Уже Неактуально?
  • Воспитание Ребенка в СССР и Почему Советское Воспитание Уже Неактуально?
  • Жительница США рассказала, как советское воспитание помогло ей во время пандемии - Новости
  • Как в СССР: депутаты предложили вернуть в школы трудовое воспитание

Как менялось воспитание детей за последние 100 лет

В школах СССР начальную и допризывную военную подготовку ввели в 1939 году согласно закону "О всеобщей воинской обязанности", принятому Верховным Советом СССР 1 сентября. Исследование: Чем отличается современное российское воспитание от советского. Социолог Лидия Окольская сравнила воспитательные модели Советского Союза и Российской. В СССР существовала жесткая система воспитания молодежи, но она не сработала, заявил кандидат в президенты РФ, действующий глава государства Владимир Путин. Ростки советского опыта в воспитании подрастающего поколения пробиваются в образовательную систему России сквозь толщу болонского ила и грязевую сель.

Газета "Правда". Воспитать в человеке Человека

Вспоминаем историю появления первого образовательного учреждения для советских детей и то, каким оно стало сегодня. Если отбросить все условности, в советском воспитании действительно было много хорошего. Данные исследования “Советский человек”, СССР/РФ, 1989 и 1999 годы / ©Иллюстрация РИА Новости. Возможно, только благодаря этому советскому воспитанию мы выжили в эти 30 лет. Что предлагают депутаты и в каком виде в российские школы может вернуться советское трудовое воспитание — в материале «». Воспитание того времени было более жёстким и если его сравнивать с теми трактатами, которые пишут современные психологи, то в корне неправильным.

Нужно учиться на одни 5-ки

  • Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2 | ИА Красная Весна
  • Москвич поделился воспоминаниями о коллективном воспитании детей в СССР
  • Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
  • Два мира – два детства. Как воспитание СССР перевёрнуто с ног на голову
  • Так воспитывали детей в СССР: 5 золотых привычек бабушек – ностальгируем вместе

Как воспитывали детей в СССР

Как большевики радикально реформировали школу, а потом устали от экспериментов / Skillbox Media Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования.
Как воспитывали детей в СССР. | Пикабу Бельгия (комментатор Котэ Махарадзе Советское ТВ) (ЧМ.
Назад в СССР: как в школах России будут внедрять трудовое воспитание Владимир Путин не считает советскую систему воспитания подрастающего поколения эффективной, поскольку в конечном счете она не помогла предотвратить распад СССР.

Трудовое воспитание: советские традиции и современность. Часть 2

Рассказываем о 5 фактах, которые разрушают стереотипы о счастливом детстве советского подрастающего поколения. К сожалению, в советской педагогике получила развитие тенденция к сужению (редуцированию) предмета воспитания. Советское воспитание – это действительно особый термин, который характеризует определенные действия родителей по отношению к ребенку. Журналист «Комсомолки» испытала на сыне-второкласснике методики воспитания из советских книг и журналов. Мы в ADME с уважением относимся к наследию прошлого, но считаем, что от некоторых привычек советского воспитания давно пора избавиться. Советские взрослые оценивали детей весьма просто: помыл посуду и сделал уборку – молодец, не выполнил возложенные на тебя в СССР обязанности – будешь бит и пристыжен.

5 советских методов воспитания, которые всё только портят, а у мам они до сих пор в ходу

У образования до поры до времени кое-что объективное тоже можно выделить, например, уровень грамотности. Или количество средних школ «на душу населения». Однако сегодня в условиях почти поголовного среднего образования в сотне стран мира эти показатели уже не имеют значения. Их место заняло «качество». И вот тут-то и начинаются проблемы. Дело в том, что «качество» — понятие не только растяжимое «осетрина второй свежести» , но и довольно неопределенное. Вот, например, несколько лет назад автор встретил в Сети аргумент немолодой уже женщины: «Я до сих пор помню наизусть письмо Татьяны Онегину, которое сдавала учительнице в 8-м классе! Во-первых, это, скорее, характеристика памяти с которой ее следует поздравить ; а во-вторых, хочется тихонечко спросить: «А зачем? Средний актер провинциального драмтеатра помнит наизусть десятки ролей в диапазоне от Чацкого до шестого козленка, он что — высокообразованный человек? Качественное образование полностью соответствует поставленным перед ним обществом на самом деле государством, конечно задачам.

Они, эти задачи, в основном сводятся к профессиональным, социальным и идеологическим. В педагогике положительные результаты — дело не только отложенное, но и относительное. Успех первого выпуска Царскосельского лицея не в том, что он помог сформироваться великому поэту и вообще его известность в первую очередь благодаря дважды ссыльному литератору Пушкину и двум государственным преступникам-каторжникам Пущину и Кюхельбекеру — полный педагогический провал с точки зрения государства. Его успех в том, что из него в немалом количестве вышли те, кого и положено было готовить, крупные государственные деятели: тут и Горчаков, и Корф, и адмирал Матюшкин, и 5 тайных советников… Если мы говорим о школьном образовании, то профессиональные навыки не следует понимать буквально, школы не выпускают готовых специалистов. Здесь скорее следует говорить о выработке базовых умений, об «обучаемости». Выпускник средней школы быстро научится выполнять обязанности, не требующие серьезной специальной подготовки секретарь, продавец, телеграфист , или перейдет на качественно новый уровень, где учебные навыки помогут ему приобрести сложную квалификацию врач, инженер, геолог, учитель. Есть широко приписываемая Бисмарку фраза: «Франко-прусскую войну выиграл прусский учитель». На самом деле сказал нечто похожее другой человек про другую войну. Лейпцигский профессор географии Оскар Пешель написал после австро-прусской 1866 года: «…Народное образование играет решающую роль в войне… Когда пруссаки побили австрийцев, то это была победа прусского учителя над австрийским школьным учителем».

Чем образованнее человек, тем легче обучить его новым навыкам и умениям так что не надейтесь, что военные без боя отдадут призыв людей с высшим образованием. В 1970-80-е стране нужны были инженеры, и в советской школе было немало черчения, богато физики в том числе даже обрывочные сведения о теории относительности и очень много математики, включая начала матанализа и стереометрию. А вот широких контактов советского человека с капиталистической заграницей не предполагалось, поэтому за исключением выпускников довольно немногочисленных спецшкол, говоривших на очень старомодном, но все-таки довольно свободном английском или французском, рядовой школьник-«хорошист» на выпускном экзамене мог прочитать небольшой несложный текст со словарем и наизусть рассказать одну из заранее выученных тем «Владимир Ильич Ленин воз борн ин эйтин севенти ин зе сити оф Симбирск нау Ульяновск». Гуманитарные предметы обслуживали воспитательную «идеологическую» составляющую. Знаний в голове у этой заготовки было немало, а вот умений эти знания добывать...

Приучали к труду и прививали строгий режим — чтобы дети умели его соблюдать с малых лет. После в жизни ребенка появлялась школа, а вместе с ней — коллективные обязанности. Ученики становились октябрятами, а затем пионерами и комсомольцами. Культ совместной деятельности остался. Дети учились в школе, пели в хоре при доме культуры, занимались в научных кружках и спортивных секциях.

Летом ездили в пионерский лагерь, а в свободное время играли во дворе — в «казаки-разбойники», «войнушку», «резиночку». Родители поняли, что золотая медаль не дает гарантий, и перестали требовать от детей выдающихся успехов в учебе. Государство в 90-е меньше финансировало образование, зарплата учителя упала, а новые школы почти не открывались. Детский сад перестает быть единственным вариантом дошкольного образования. Крепнут альтернативы в виде развивающих центров, куда родители ходят вместе с ребенком. Похожая ситуация и со школами — многие остались консервативными, но при этом появился выбор. Если у родителей есть время, они развивают ребенка сами, из дома, в том числе и с помощью онлайн-образования. А в 2020-м онлайн-уроки из дополнительной возможности превратились в необходимость. Школы вынужденно переходят на удаленку из-за коронавируса. Преподавателям — даже тем, кто раньше не работал с компьютером, — приходится осваивать премудрости дистанционного обучения.

Депутаты госсовета Удмуртии предлагают вернуть в школы трудовое воспитание, по аналогии со школами СССР, ради воспитания духа коллективизма и дисциплины. Они обратились в Госдуму и Правительство РФ с соотвествующим предложением. Авторы инициативы считают, что в школах необходимо разместить мастерские и технопарки, а также учредить ученические производственные бригады, трудовые отряды и летние лагеря труда и отдыха. Руководитель фракции Елена Дербилова уверена, что труд играет важную роль в развитии психики и жизненных установок.

В борьбу за увековечивание памяти советского педагога включаются его ученики и друзья.

Летом 1940 года Учительская газета начинает широкую дискуссию по возможности использования в советской школе педагогического наследия Макаренко. В дискуссии приняли участие учителя, профессора, научные сотрудники, коммунары. Были высказаны мнения и за, и против макаренковской системы, но защитники педагога оказались сильнее. В СССР начинается интенсивное освоение педагогического наследия Макаренко, и с этого момента никто уже не сомневается, является ли созданная им воспитательная система советской. Летом 1943 года на кафедре педагогики государственного пединститута им.

Ленина создается Научно-исследовательская лаборатория А. Макаренко, которая ставит целью «изучение и внедрение в практику воспитательных учреждений педагогических идей А. Антон Семенович становится признанным авторитетом в области трудового воспитания. Советская педагогика признавала заслуги Макаренко, но массового применения его система так и не получила. Как мне видится, причиной было утвердившееся в советской педагогике поверхностное представление о трудовом воспитании «по Макаренко».

Были предприняты попытки опереться на отдельные положения его воспитательной системы без понимания, что эти элементы по отдельности работать не будут во всяком случае, не будут приводить к тем блестящим результатам, которые получал Макаренко. Историю отечественного макаренковедения в ее связи с историей советской педагогики подробно излагает в научных работах доктор педагогических Анатолий Аркадьевич Фролов. Эту историю я коротко изложу, поскольку она имеет отношение к рассматриваемой нами теме трудового воспитания. В начале пятидесятых перед педагогическими коллективами была поставлена задача изменить подготовку школьников так, чтобы к окончанию учебы они имели трудовые навыки. В 1952 году в советских школах вводятся уроки труда.

При школах создаются мастерские и учебно-опытные участки. Для старшеклассников проводятся занятия по машиноведению, электротехнике, сельскому хозяйству. Разработчики документа указывают на недостатки существующей школы: «отрыв обучения от жизни, слабая подготовленность оканчивающих школы к практической деятельности». Закон содержал положение о введении в старших классах начального производственного обучения. Старшеклассники прикреплялись к производственным участкам и должны были проходить практику в производственных цехах, в сельскохозяйственных бригадах или межшкольных учебно-производственных мастерских.

Практика применения закона 1958 года оказалась неудачной.

История начальной военной подготовки в советских и российских школах

Советские педагоги изучали опыт трудового воспитания в колонии имени Горького и коммуне имени Дзержинского. Депутаты госсовета Удмуртии выступили с предложением вернуть в школы России трудовое воспитание не примере советской системы образования. Советская система воспитания была весьма многогранной, хотя на первый, поверхностный взгляд, она имела целью воспитать некий послушный винтик. А вот широких контактов советского человека с капиталистической заграницей не предполагалось, поэтому за исключением выпускников довольно немногочисленных спецшкол. В СССР воспитание было направлено на обезличивание человека под воздействием духа коллективизма и всеобщего равенства.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий