Цена совершенства: психолог рассказал о последствиях синдрома отличника. Людям с синдромом отличника бывает сложно делегировать задачи или давать себе поблажки в работе и учебе. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. Со стороны кажется, что ребенок с синдромом отличника — это просто сплошные плюсы: исполнительный, ответственный, всегда с хорошими оценками, не подведет, слушается родителей, принимает авторитет без скандалов. Дети с синдромом отличника работают в режиме достигаторства и боятся допустить даже самую маленькую ошибку.
Особенности синдрома отличника у детей и у взрослых
- Методист Лэндри рассказала, что синдром отличника грозит ребёнку развитием невроза
- Отстаньте от ребенка
- Синдром отличника: в чем заключается и как от него избавиться - Новости
- Синдром отличника: что это такое и как с этим справиться
- Диалоги «отличников»
Синдром отличника у взрослых и как от него избавиться
Когда человек становится взрослым, это выливается в семейно-бытовые и профессиональные трудности, связанные со стремлением к недостижимому идеалу. Что такое синдром отличника и его признаки Это неофициальное понятие, не встречающееся во врачебной и психологической литературе. Таким термином называют поведение ребенка, стремящегося постоянно достигать наивысших результатов во всем, за что берется. То есть это вид перфекционизма, проявляющийся в нетерпимости к невысоким и умеренным достижениям. При синдроме отличника школьник фактически «заедает» сам себя: рыдает из-за единственной четверки в четверти, несколько раз перепроверяет домашнюю работу, страшно переживает, если не получит очередной диплом или похвальный лист. Синдром проявляется в поведении ярко, вот его ключевые симптомы: безумная тревожность из-за учительского отношения и выставляемых оценок; трагическое восприятие малейшей ошибки или неуспеха; крайне негативное «взрывное» восприятие даже правильной и полезной критики; страх перед принятием решений из-за вероятности ошибиться; стремление идеально выполнять домашние задания и сильные переживания, если это не получается; крайне критическое и уничижительное отношение к себе, принижение собственных достижений; высокая требовательность к окружающим, насмешливость и злорадство при выявлении чужих ошибок и недочетов. Чаще всего синдром проявляется именно в плане учебы, но не только. Также это может быть перфекционизм в спорте, в творческой деятельности.
Ребенок с синдромом отличника непременно должен получать первые места на соревнованиях и олимпиадах, или безупречно играть сложные партии на музыкальных инструментах, или выдавать шедевры изобразительного искусства. Если учитель или другой взрослый из окружения скажет, что школьнику еще далеко до Моцарта или Микеланджело, то все — рыдания, истерики, депрессивные настроения гарантированы. Причины синдрома отличника Как любое личностное расстройство, синдром отличника у ребенка появляется не просто так, а является следствием внешних негативных воздействий со стороны родителей или школы. Вот ключевые причины развития синдрома у школьника: Завышенные требования со стороны учителя при высокой сложности школьной программы. Ребенок может не справляться с учебной нагрузкой, какой-то предмет может даваться ему нелегко. А учитель, вместо того чтобы поддержать ученика, давит на него, критикует за слабую успеваемость, запугивает непрохождением экзаменов и непоступлением в университет. Такая психологическая нагрузка приводит к тому, что школьник начинает бояться плохих оценок.
Постепенно это выливается в патологически негативное отношение к неуспеваемости. Давление со стороны родителей. Бывает так, что учительское отношение вполне нормальное и корректное, но ребенок все равно трясется по поводу каждой оценки. Здесь проблему следует искать в семье. Вполне вероятно, что школьник постоянно получает от родителей вербальный или поведенческий намек на то, что он ценен и любим, только когда ведет себя идеально и получает отличные отметки. Обычно такие взаимоотношения в семье складываются, когда родители строгие, принципиальные, сами отличаются перфекционизмом. Они ругают и наказывают за малейшие ошибки и даже за средние результаты, но расхваливают ребенка, покупают ему вкусности и желанные вещи, если он достигает наивысшей цели.
В итоге у школьника формируется поведенческий рисунок: он требует от себя слишком высоких целей и жутко расстраивается, когда не достигает их, он старается превзойти в учебе всех одноклассников, живет только учебными достижениями и забывает о личной жизни. Заниженная самооценка. Когда ребенок считает себя некрасивым, неинтересным, непопулярным, то он пытается компенсировать надуманные недостатки отличной учебой. Он полагает, что только как возвысится в глазах окружающих. Следует учитывать, что низкая самооценка — тоже не самостоятельная психологическая проблема, а следствие внутренних травм, неблагоприятной семейной обстановки или травли. Почему детский перфекционизм — опасное явление В некоторой степени перфекционизм полезен, он заставляет ребенка стремиться вперед, к заветным целям, прилагать максимальные усилия для достижения желаемого, чтобы в будущем стать успешным человеком. Синдром отличника сопровождается щепетильностью, настойчивостью, нацеленностью на результат, а это хорошие качества, если применять их во взрослом возрасте в деловой сфере.
Но вместе с тем синдром несет в себе большую опасность.
Если наличие синдрома отличника серьезно снижает уровень вашего субъективного благополучия, но вы не можете справиться с ним самостоятельно, обратитесь к психологу», — заключил эксперт. Психологи рассказали, как научиться расшифровывать чужие чувства 11 января психолог, бренд-стратег и основатель компаний Simuran Consulting Владмира Симуран рассказала «Известиям», как справиться с критикой и хейтом , и объяснила, почему оставлять его без обратной связи вредно для психики. В первую очередь она посоветовала определить, точно ли это хейт или в словах оппонента есть рациональное зерно. Если обратная связь направлена на ваше развитие, то, по ее словам, стоит поблагодарить и как минимум принять к сведению новые данные.
Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать — снижается; если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать; ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить; главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих. Проблемы, к которым может привести синдром отличника Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка — показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном.
Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей. Следовательно, в будущем круг его возможностей значительно сужается. Люди, имеющие опыт неудач, легче и быстрее справляются с жизненными сложностями, чем те, которые не смогли его получить. Синдром отличника Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом. Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими.
Вижу, как тяжело бывает с этим во взрослой жизни... Только касалось это оценок в школе. Когда получил двойку за забытую тетрадь, я сказала Ура, у меня нормальный ребенок!. Теперь не боится получать оценки отличные от пятерок... Ну так это не боязнь, а разумный подход. Сложно, но можно. У меня подруга, очень хороший адвокад-международник, два года ходила к психологу. Но сейчас, как она говорит "результат на лицо".
Степень улыбки смайлика зависила от того как ребенок справился. Соревновательного элемента не было. Не помню чтобы дети соревновались. Спасибо за это учителю. Это результат отношения взрослых и к ребёнку, и к себе. Я просыпалась каждый день с намерением сегодня быть хорошей и чтобы мне дали за это жетончики. У них там была такая система стимулирования хорошего поведения. Но все равно, что-нибудь происходило плохое и мне давали черный жетончик.
Воспитателей я даже не осуждаю. Жетончики - это те же оценки. Ни педагоги, ни родители просто не знают, как работать по-другому, без стимулирования оценками. Как правило, у педагогов есть лишь единственный способ заставить ребенка жить и учиться по установленным в школе, в садике правилам - ставить отметки. Если честно, то оценочная система -- это способ манипулирования детьми. Чтобы слишком не травмировать детскую психику, пытались ввести безоценочную систему хотя бы в младших классах до второго включительно. Но на практике все зависит от учителя и его подачи. У моих детей в первом классе отметки заменяли наклейками.
У одной учительницы наклейки дети клеили на плакат с елочкой, с корабликом и т. Учительница так много работала и вкладывала в детей, что в целом все дети хотели быть самыми лучшими и любимыми. Да и родители старания учителя очень ценили и души ней не чаяли. Мы делали все, для того, чтобы ей было легче работать. Как правило, мы сами, родители, стараемся выбрать своему ребенку самую лучшую учительницу, такую у которой все учатся, которая умеет всех детей мотивировать, у которой все дети дисциплинированны, к которой все хотят попасть... Ради того, чтобы быть самой лучшей, моя дочь очень старалась. И учительница ее за это очень любила. Когда мы уходили, она очень расстраивалась, даже слеза навернулась.
Для чего я все это написала? Чтобы показать, что моя дочь такая умница? Чтобы показать, что именно такие учителя больше всего ценятся родителями. Родители сами приводят своих детей к ним. Дети зацикливаются на формальной стороне учебного процесса - на оценках и несут эту установку дальше в среднюю школу. К слову сказать, мы, когда поняли в чем проблема, из той школы ушли в другую систему обучения.
Синдром отличника: от депрессии до тика
В большинстве случаев синдром отличника формируется под воздействием воспитания в семье, когда для родителя важен успех ребенка. В этом видео с психологом обсудим как воспитывать детей, нужно ли избавиться от синдрома отличника? Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Ребенок с синдромом отличника хорошо учится, но у него возникают определенные проблемы. Как понять, есть ли у ребёнка синдром отличника?
Симптомы синдрома отличника
- Из-за чего возникает синдром отличника
- Синдром отличника у взрослых или «Почему нельзя быть идеальным»
- «Синдром отличника» - как он мучает нас и наших детей
- Педиатр Парецкая предупредила родителей о синдроме 7 сентября у школьников
Синдром отличника: что это, признаки, как избавиться
"Общепринятого определения у синдрома отличника нет, но его можно озвучить как склонность ребенка к различным невротическим реакциям, связанным с оценками. Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. У отличников и отличниц не редки проблемы в общении со сверстниками, часто они предъявляют завышенные требования окружающим. Со стороны кажется, что ребенок с синдромом отличника — это просто сплошные плюсы: исполнительный, ответственный, всегда с хорошими оценками, не подведет, слушается родителей, принимает авторитет без скандалов. Со слов специалиста, "синдром отличника" проявляется в человеке в последствии в постоянном стремлении достичь лучших результатов и высоких целей, зачастую в ущерб самому себе.
Синдром отличника: как помочь ребенку?
Что такое комплекс отличника, по каким особенностям можно выявить этот синдром, какие типы отличников встречаются и как помочь ребенку-отличнику. О синдроме отличника можно говорить, если человек постоянно ожидает одобрения со стороны и болезненно нуждается в похвале. «Синдромом отличника» называется неестественная зависимость от мнения окружающих, маниакальное стремление добиваться успеха и одобрения во всем, что делаешь. Особенно высок риск развития синдрома отличника у ребенка именно в той сфере, где родители не смогли себя реализовать.
Рыдает над домашкой, боится ошибиться — синдром отличника или перфекционизм?
Это неизбежно оставляет меньше времени на другие аспекты жизни. Более того, перфекционизм может приводить к длительной прокрастинации и в итоге к невозможности выполнять академические задания или проекты по работе. Тесная связь с ментальными расстройствами. Метаанализ 284 исследований показал , что высокий уровень перфекционизма тесно связан с депрессией, тревожностью и обсессивно-компульсивным расстройством. По некоторым данным, перфекционизм является серьезным фактором риска возникновения расстройства пищевого поведения. Это может быть связано с установкой о необходимости быть идеальным во всем, в том числе соответствовать недостижимым стандартам красоты. Один из первых исследователей перфекционизма Дон Хамачек считал главной причиной возникновения «нездорового», или «невротического», перфекционизма непоследовательное поведение родителей, которые либо слишком часто ругали ребенка, либо выражали свое одобрение, только когда он выполнял какие-то условия и достигал в чем-то успеха. В результате, — утверждает психолог, — человек вырастает с мыслью, что он должен стать идеальным, иначе никто не будет любить и принимать его. Несмотря на глубокие корни проблемы, уменьшить проявления синдрома отличника можно и во взрослом возрасте. Свою эффективность в этом вопросе доказала когнитивно-поведенческая терапия.
А затем и работника, который задерживается на работе допоздна, у него нет выходных, в отпуске он продолжает трудиться. Просто любите своих детей — за то, что они есть, помогайте им выбирать цели, но не держите их за руки, когда они пробуют разные увлечения, поддерживайте во всем, — подытоживает специалист. Портрет юного перфекциониста Ребенок стремится быть первым любой ценой, болезненно воспринимает даже малейшую критику и плохо переносит похвалу в чей-то в адрес, кроме своего. Для него не существует других оценок, кроме пятерки, на балл ниже — это уже катастрофа вселенского масштаба. Синдром отличника у таких детей начинает проявляться уже в начальной школе и быстро набирает темпы. Причины появления синдрома Родители, пережившие в детстве неуспех, стараются достичь всего того, чего не смогли когда-то, через своего ребенка. Так за счет детских побед они подтверждают свой статус и поднимают свою самооценку. Любовь родителей заслуживается ребенком через пятерки и успехи. Только ими он может привлечь к себе их внимание, услышать похвалу и ласку. С раннего детства родители только негативно реагировали на ошибки сына или дочери, забывая о том, что без промахов тоже никак. Все это уже сформировало заниженную самооценку, к которой в школе добавился стресс от попадания в новую среду. К тому же мамы и папы постоянно сравнивают его с другими детьми, например: «Почему не делаешь, как Света, позоришь нас? И ни в коем случае не с другими детьми, а также не оценивайте личность сына или дочери по оценкам, ведь это лишь временный показатель какого-то этапа обучения.
Поэтому важно найти способы профилактики данного синдрома начиная с семьи и продолжая школьным периодом. С другой стороны, для «сильных» учащихся высокая оценка может стать главной целью в обучении, поскольку она позволяет поддерживать статус отличника. То есть оценка может способствовать формированию «синдрома отличника». Такая самостоятельность в оценке своей учебной деятельности является условием мотивации к учению, осмысленности учебной деятельности. По мнению н. Бердяева, творчество — это прежде всего свободное проявление личности [бердяев, 2015, с. Гилфорд определяет креативность как универсальную творческую способность личности. Следуя этому тезису, дети с «синдромом отличника» склонны находить только одно решение задания, а дети без синдрома имеют более творческое мышление и могут найти несколько вариантов. По этой причине факторы школьной и студенческой дезадаптации являются предметом исследования в науке. Поэтому очень важно на раннем этапе развития данного синдрома диагностировать его, а также найти способы коррекции. Эта проблема вызвала исследовательский интерес, поэтому целью описанного ниже эксперимента является установление механизма образования «синдрома отличника». Это стало первым шагом в создании диагностической методики оценки данного синдрома. Цель: теоретическое и эмпирическое обоснование «синдрома отличника» в зависимости от наличия высокой ситуативной тревожности в условиях оценивания. Объект: «синдром отличника». Предмет: взаимосвязь «синдрома отличника» с наличием ситуативной тревожности в условиях оценивания. Гипотеза: у учеников с выраженным «синдромом отличника» повысится ситуативная тревожность в условии оценки качества выполненных заданий, а в условиях отсутствия оценки тревожность останется неизменной либо повысится незначительно.
Но разница между их недовольством и вашим в том, что окружающим особо нет дела до ваших неудач. Они могут осудить или осмеять, но уже через пару минут переключатся на что-то другое и забудут. А ваше недовольство собой придётся нести дальше, как кандалы. Если хотите исправить перфекционизм, начните с самооценки. Примите факт, что не бывает безупречных людей, и позвольте себе не быть таким. Знаем, это так легко не исправить. Но разобраться в себе и полюбить без одних пятёрок поможет психолог. Всё получится! Перераспределите приоритеты Иначе — перестаньте волноваться о том, что вам неинтересно. Это достаточно просто сделать: в следующий раз, когда захотите удариться в достигаторство, спросите себя — зачем. Это ваше личное желание?
Синдром отличника. Почему опасно быть лучшим
Синдром отличника: от депрессии до тика - Мамочкам | Возникновение синдрома отличника у ребенка обусловлено совокупностью факторов. |
Синдром отличника – чем опасен и как как избавиться | Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. |
Синдром отличника: 6 советов, как сосуществовать в гармонии с привычкой, разрушающей жизнь
Так за счет детских побед они подтверждают свой статус и поднимают свою самооценку. Любовь родителей заслуживается ребенком через пятерки и успехи. Только ими он может привлечь к себе их внимание, услышать похвалу и ласку. С раннего детства родители только негативно реагировали на ошибки сына или дочери, забывая о том, что без промахов тоже никак. Все это уже сформировало заниженную самооценку, к которой в школе добавился стресс от попадания в новую среду.
К тому же мамы и папы постоянно сравнивают его с другими детьми, например: «Почему не делаешь, как Света, позоришь нас? И ни в коем случае не с другими детьми, а также не оценивайте личность сына или дочери по оценкам, ведь это лишь временный показатель какого-то этапа обучения. Если вместо пятерки отличник принес оценку ниже, не ругайте! Обсудите, что не удалось, в случае необходимости помогите с уроками.
Не ошибается тот, кто ничего не делает. Поэтому не бойтесь ошибок, ведь они повод справиться с трудностью, преодолеть себя. Не отталкивайте ребенка, когда он хочет поделиться своими впечатлениями. Показывайте свою любовь при каждой возможности и любите его просто потому, что он есть, без условий.
Именно близкие люди дают первый неудачный опыт, который потом вызывает ряд психологических проблем. А именно: Компенсация собственных неудач. Родители муштруют ребенка, потому что сами многое упустили в детстве или юности. Теперь пытаются за счет маленького человечка исправить свои ошибки. Завышенные требования. Сами носители синдрома и детей такими делают. В воспитании преобладает акцент на «достигаторство» — погоня за успехом даже при отсутствии моральных и физических ресурсов.
Дефицит внимания. Чтобы компенсировать недостаток времени, проведенного с ребенком, родители поощряют его излишней похвалой, подарками, поблажками. А он, в свою очередь, измеряет родительскую любовь «подношениями». Такие отношения в семье нельзя назвать психологически здоровыми не только в плане риска развития синдрома отличника, но и в других смыслах. Заниженная самооценка. Прилежностью и хорошей учебой ребенок старается компенсировать свою неуверенность в себе и обилие комплексов, психологических барьеров. Родители же слепы к истинным проблемам своего дитя: учится хорошо, значит, всё с ним нормально.
Любовь нужно заслужить. Это одна из самых серьезных ошибок, которой родители пресекают выстраивание близких и доверительных отношений с детьми. В нормальной ситуации родительская любовь безусловна.
Человек с синдромом отличника очень чувствителен к неудачам и ошибкам, которые воспринимаются им остро и болезненно. Основные причины синдрома отличника у детей и у взрослых нехватка любви, принятия и внимания со стороны семьи и близких; завышенные требования родителей, которые становятся внутренним стандартом; отсутствие похвалы за процесс и результат, а не за оценку; сильное эмоциональное и психологическое давление на человека; физическое наказание, насилие за ошибки и плохие оценки. Как помочь ребенку справиться с синдромом отличника Проявляйте любовь к нему, говорите и показывайте, что любите его за то, что он просто есть, что он важен и ценен для вас и всей семьи. Хвалите ребенка за результат, каким бы он ни был, а не за оценки.
Например: «Здорово, что ты постарался разобраться с этой задачей». Интересуйтесь у него процессом учебы. Что он узнал? Что ему понравилось? Что показалось сложным? Что было интересно для него, а что скучно? Не говорите ребенку, что оценки — это самое важное, что быть троечником — значит быть плохим, а отличники — самые лучшие.
Значит, нужно не просто постоянно выполнять домашние задания, а постоянно чем-то удивлять. Отсутствие оригинальности моментально замечается всеми. И уж совсем непростительно совершить ошибку: - педагоги высказывают мнение о недостаточной подготовке; - родители ищут причины в отсутствии старания; - сверстники радуются ошибкам того, кто учится лучше. Получается, что отличник — это ребенок, чьи ошибки стоят «дорого».
Школьная успеваемость отражается на личностных отношениях в семье и в школе. Просто получать пятерки становится недостаточным, нужно выигрывать конкурсы и олимпиады. Но вскоре окружающие привыкают и к таким победам. От отличника ждут чего-то нового.
Помните правило шахматной королевы из книги «Алиса в зазеркалье»? Если же хочешь попасть в другое место, тогда нужно бежать, по меньшей мере, вдвое быстрее! Впереди может ждать тупик. Тупик 1.
Человеческие возможности имеют ограничения. Старания часто не приводят к результатам. Появляется неудовлетворенность собой. Тупик 2.
Одна ошибка способна изменить отношения. Вместо поддержки и помощи, ребенок получает насмешки, замечания и порицания. Исправление ошибки не несет изменения отношений. Для ребенка становится приоритетным не сама деятельность, а отношение к ней окружающих.
Тупик 3. Деятельность, выполненная качественно, остается незамеченной. И, напротив, некачественная работа замечается окружающими. Тупиковые ситуации вызывают нервное напряжение у ребенка, что чревато расстройствами разных типов.
Комплекс отличника прочно закрепляется и становится основой личности взрослого человека.
Статья «Влияние родителей на формирование «синдрома отличника»»
Только не забывайте главное: нужно каждый день предоставлять ребенку свободное время для ничегонеделания с вашей точки зрения. Это так же полезно, как и все другие виды игр. Дети ведут себя как дети Согласитесь, мы все об этом забываем. И воспринимаем незрелые поступки малышей и их не всегда ровный путь познания жизни как нечто вопиющее. Ребенок познает мир, а мы вместо того, чтобы уважать его действия, реагируем грубостью, раздражением и нетерпимостью.
Ждем от него логичных поступков и самоконтроля, а это очень большие требования для еще физически и психологически маленького человека. Так что запасаемся терпением и помогаем. Даже если для этого нам потребуется успокоительное или бокал вина! Единственное, о чем и правда можно почитать, — это об этапах развития малыша Тут скорее важна техническая часть.
Про скачки роста, на фоне которых бывают перемены настроений. Про сепарацию, тревогу, возрастные кризисы только не воспринимайте все буквально. Про то, что любые перемены, будь то переход с трех снов на два или отмена ночных кормлений, в основном проходят через плач стресс , и чем быстрее успокоитесь вы сами, тем быстрее малыш привыкнет к новым правилам игры. Маленькие дети крайне консервативны.
Каждая перемена для них — сопротивление. Но вы можете помочь крохе преодолеть кризисы максимально безболезненно. Наблюдайте за своим ребенком А не за соседскими отпрысками. Какая разница, что мальчик Вася тихонько играет в песочнице, а ваш Коля носится как угорелый по площадке.
Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну». Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим — это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками. Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться.
Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу. Как помочь ребенку избавиться от комплекса отличника? Хорошая успеваемость в школе — это не признак того, что ваш ребенок подвержен синдрому отличника. Ему может быть действительно интересно учиться.
Ну а на практике и учителям трудно отказаться от этого простого и наглядного способа оценки, и многим родителям гораздо удобнее с помощью оценок "воспитывать" детей. Поэтому наши первоклашки по-прежнему приносят нам из школы если не оценки как таковые, то уж непременно какие-нибудь звездочки, штампики, рисунки, дифференцирующие успехи так же, как старые пятерки или двойки. Действительно, для определенного количества физически и психически здоровых детей, нацеленных на лидерство, оценка - это и стимул к успеху, и награда за успехи. У таких школьников стремление к наилучшему результату, конечно, стоит поощрять. Однако не для всех это так. Что может быть плохого в том, чтобы быть отличником? Для отличника учеба, а во взрослой жизни - работа - это вся жизнь. Взрослому "отличнику" бывает крайне сложно справиться с неудачей и часто ситуация поражения может привести к депрессии. Опускаются руки. Дети и взрослые , которые имеют опыт неудач, гораздо быстрее справляются с жизненными сложностями и в стрессовой ситуации не впадают в ступор при мысли о возможном провале. Шанс ошибиться пугает такого человека, а значит и круг возможных задач сужается. Часто у них нет близких друзей и подруг. Иногда по причине большой занятости дополнительные занятия, многочисленные интересы. Иногда по причине того, что интеллектуалу неинтересно общаться со сверстниками. С одной стороны, они надеются с помощью этих отношений повысить свою самооценку. С другой, - привыкнув встречать одобрение окружающих из-за успехов в учебе, полагают, что это одобрение автоматически обеспечит им успехи и в других сферах жизни. Конечно, родителям со своими отличниками обычно легко, особенно с теми, кто еще не достиг подросткового возраста. Приятно иметь ребенка, который много читает, размышляет, постоянно занят делом, к чему-то стремится, добивается первенства. Некоторые взрослые сами воспринимают отметку как сверхценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Сын или дочь живут с чувством, что от их школьных оценок зависит все: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом. Как следствие - постоянная тревога, опасение не справиться с ответственностью, плохо выглядеть в глазах одноклассников, лишиться расположения родителей. Если единственная цель - получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного выбора увлечений и развлечений. Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии.
Часто таким образом ребёнок пытается обратить на себя внимание, добиться своей значимости перед родителями и заслужить их любовь. Обычно желание демонстрировать свою успешность является проявлением неуверенности в себе, причинами которой может быть совокупность различных факторов. Ребёнок может думать, что его недостаточно любят, что он недостаточно красив или успешен, возможно, его часто сравнивают с другими детьми, которые добились больших результатов. Бывает, что родители сами не понимают, как транслируют ребёнку не абсолютную любовь с полным принятием, когда «мы тебя любим несмотря ни на что», а любовь с союзом «если». То есть мы тебя любим, но с определёнными условиями — если ты победитель, если ты станешь лучшим, если ты сделаешь всё превосходно. Представьте только, какое давление и стресс испытывает ребёнок? Если я не буду лучшим — я потеряю любовь родителей! Неудивительно, что синдром отличника может перерасти в серьёзную психологическую проблему у детей, когда ребёнок тревожно спит, у него случаются истерики из-за школьных неудач, появляются нервные тики. Также ошибочно принято считать, что у детей-отличников большие стремления к знаниям, ведь они успешны по всем предметам, получают одни «пятерки». Но если копнуть глубже, то можно увидеть, что не знания их интересуют, не познание нового их мотивирует, а нужны им отличные оценки, именно высший результат.
Синдром отличника: как не задавить ребенка собственными амбициями
Может показаться, что синдром отличника характерен только для тех, кто учится в школе или университете, но это совсем не так. Кроме того, самооценка ребенка с «синдромом отличника» сильно зависит от внешних факторов и должна подпитываться постоянной похвалой. Синдром отличника у ребенка способен развиться по нескольким причинам.