Памирцы являются одной из национальностей, населяющих Памир, и они отличаются от таджиков не только этнической принадлежностью, но и культурой, традициями и языком. КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? @okasca_history. Сегодня говорим о Памире и его свободолюбивых жителях. 9. По Таджикистану проходит знаменитый Памирский тракт, который авторитетные географические и туристические издания постоянно включают его в топы самых красивых дорог мира. Всего памирцев насчитывается около 300 тысяч человек.
Что за памирские народы и чем отличаются от таджиков?
Таджикистан. Памир. | ГБАО населена памирскими народностями, родственными таджикам, но имеющим собственные языки и свою этническую идентичность. |
Кто такие Памирские таджики? - Ответы на вопросы про технологии и не только | Чем памирцы отличаются от таджиков? Как уже говорилось, термин «памирцы» обычно используется в отношении группы иранских жителей Горного Бадахшана в Таджикистане и провинции Бадахшан Афганистана. |
07. КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ @okasca_history
Кроме того, памирцы славятся своей музыкальной и художественной культурой. Они сохранили множество традиционных музыкальных инструментов, таких как рубаб, гитара-чарвоз, флейта, барабаны и другие. Музыкальные композиции памирцев часто отражают их историю, природу и национальные ценности. Кроме того, памирцы активно развивают художественные ремесла, такие как вышивка, плетение и ковроткачество, создавая уникальные и красочные изделия. Таджики, в свою очередь, также обладают своими уникальными культурными особенностями. Одной из них является многолетний опыт ткачества. Изделия таджикских ткачей отличаются высоким качеством и оригинальными узорами, передающими национальную символику. Таджикская культура также известна своими национальными праздниками, такими как Навруз и Иди Рамазан, которые отмечаются с особым размахом и традициями. Таким образом, культурные особенности памирцев и таджиков позволяют нам увидеть богатство и многообразие этнического наследия Центральной Азии. Их уникальные традиции, особенности архитектуры, национальная кухня и музыкальная культура делают эти народы неповторимыми и интересными для изучения и понимания. Этнический состав Памирцы, также известные как памирские народы, населяют в основном горные районы в Восточной Европе и Центральной Азии.
Они проживают в таких странах, как Таджикистан, Афганистан, Киргизия и Пакистан. Основные группы памирцев включают шугни, бартанг, аним, ишкашимских и рушани. В каждой из этих групп существуют свои особенности культуры и языка. Таджики, с другой стороны, представляют собой этническую группу, в основном проживающую в Таджикистане. Они также населяют Афганистан, Китай, Россию и Узбекистан. Таджики разделены на несколько подгрупп, таких как горные таджики, платотские таджики и долинские таджики. У них есть свой собственный язык — таджикский, который является разновидностью персидского языка. Таким образом, хотя памирцы и таджики имеют некоторые сходства в своем этническом составе, они все же различаются по своему географическому распределению и особенностям своей культуры и языка. Одним из основных отличий между этими народами является язык. Памирцы говорят на памирском языке, который относится к иранской языковой семье.
Таджики же говорят на таджикском языке, который относится к персидской языковой группе. Также культурные различия можно найти в традициях и обычаях. Памирцы придерживаются традиций, которые уникальны для этого региона. Они имеют особые ритуалы и обычаи, связанные с семьей, свадьбами, похоронами и другими социальными событиями. Таджики, с другой стороны, также имеют свои уникальные традиции и обычаи, но они могут отличаться от памирских.
Кишлак Душанбе с давних времён лежал на Великом Шёлковом пути, проходил по памирским горам. Торговые шёлковые караваны, шли через всю территорию Китая от Самого синего Океана до центра юной Европы. Памирцы всегда представляли серьёзную угрозу этим караванам и не раз за всю свою историю подвергались акциям усмирения. На Памире и в мире существуют мифы об одной из древних акции. Её называют Край земли Александра.
Именно с памирских гор Македонский смотрел на гору, к которой был прикован Прометей - самый первый из непокорных. Александр прошёл много гор и понял, что добраться до Прометеевой горы его жизни не хватит. Потому что в горах за каждой следующей горой всегда оказывается гора ещё выше и путь к вершинам открывает лишь путь к следующим вершинам. Итак Александр Великий покорил Памир, вернее, государство Бактр, древнюю родину памирцев. Он наслушавшийся Аристотеля и начитавшийся Гомера, видел в себе просвещающий смысл и даже имел из-за этого сложности со свои генералитетом. Его невеста не была похоже ни на одну женщину, виденную прежде, разве что своим неукротимым духом, на мать Александара.
С точки зрения населения там нет ничего нового, но с точки зрения властей — есть. Последовавшая реакция со стороны правительства была, безусловно, жесткая, давно не было такого, чтобы было целенаправленно отдано распоряжение стрелять по населению, — добавил политолог. Бурнашев полагает, что существует несколько сценариев развития ситуации.
Вполне возможно, что протесты могут пойти на спад — это оптимальный сценарий для Душанбе. Другой сценарий может быть связан с тем, что степень недовольства будет сохраняться и население так же, как и раньше, будет выходить с требованиями, чтобы голос был услышан, но это всё же вариант стабилизации. Есть вариант худший для Душанбе, он связан с внешним влиянием на Горный Бадахшан. Там проживает субэтническая таджикская группа — памирцы, они находятся и в Афганистане, и частично в Пакистане. Есть концепция независимого Памира, в этом плане конфликт может приобрести и международное измерение, более того, там присутствует влияние исмаилизма, влияние фонда Ага Хана, — резюмировал эксперт. Во время событий 2012 года фонд выступил посредником между Душанбе и местными активистами. С таджикским правительством у организации сложились непростые отношения. Власти стараются открыто не выражать недовольство деятельностью фонда, но при этом периодически подчеркивают, что если раньше была понятна его миссия, то сейчас неясно, в чем она заключается. Помимо этого критиковали кадровую политику организации за то, что на разные должности в ней назначают граждан иностранных государств, в частности Пакистана.
Высокогорный регион назывался Гархистан. По словам В. Бартольда, в некоторых населенных пунктах, например в Бухарском эмирате, и в его время сарты отличались от таджиков не по языку, а по бытовым характеристикам, относя термин сарт в основном к гражданам, термин таджик — к гражданам жители таджикского села, но название сарт иногда распространялось и на жителей гор: Галчи. Слово галча в литературе домонгольского периода записывается как гарча и происходит от слова гар гора упоминается диалектная форма гарч. Гаршистан у арабов также Гаршистан с обычной заменой звука h на звук sh , то есть область высокогорья, в 10 веке в основном назывался областью верхнего Мурраба в современном Афганистане, который составлял особый товар. Но есть также разговоры, по крайней мере, в XII веке, о «Самаркандском Гархистане», очевидно, что необходимо понимать верхний Зеравшанский регион, и его точные определения терминов Гарча и Гарчистан можно найти в исторических данных. Географ начала 13 века Якут под «Гарш», «Гаршистан» имел в виду только горный регион к востоку от Герата, к западу от Гура, к северу от Газны и к югу от Мэрверруда, хотя сам он находился в другом месте, согласно XII веку автор Самани, о Самарканде Гархистан. В эпоху ислама можно встретить, судя по составу звука, термины очень древнего происхождения: гора гар, гарча, или в современном произношении гальч, горец, гарч или гарчистан — горный край.
Район верховий Мурраба Мервско , который до начала XI века составлял особое княжество, особенно назывался Гархистан. Насколько известно, в средневековой литературе нет примеров употребления этого термина для жителей горных районов верхнего течения Амударьи. Мусульманские писатели, похоже, не объединили идею особого языка, непонятного для других, с концепцией garches, или девушек. О диалекте Мургабского Гархистана говорится только то, что, как и следовало ожидать из географического положения этого региона, он представлял собой золотую середину между диалектами Герата и Мерва. А в наше время слово галча использовалось в Средней Азии в значении альпиниста, а не для обозначения особой языковой группы. Русский посол Мейендорф услышал в 1820 году в Бухарском ханстве, что бедные и независимые люди, жившие к востоку от Бухары и к северу от Гиссара, то есть в верхнем Зеравшане, говорили по-персидски и не знали другого языка, но внешне сильно отличались от таджиков. Наиболее широко термин галч встречается у английского исследователя Шоу 1876 , согласно которому под этим именем известны жители Куляба, Матчи, Каратерина, Дарваза, Рошана, Шугнана, Вахана, Бадахшана, Зебака или Санглича, Минджана среди их турецких и других соседей. В немецком, сборнике данных по иранской филологии, в статье В.
Гейгера слово галч считается родовым названием иранских жителей долин Памира, говорящих на особых диалектах. Дарваз, Куляб, Каратегин и Бадахшан исключены из этой области, где они говорят на том же таджикском языке, что и равнины. Во всяком случае, судя по этимологическому происхождению, в слове галча нет ничего оскорбительного, но из-за низкого уровня культуры горцев оно использовалось низинными жителями с оттенком презрения. В персидских словарях слову гарчеги название, производное от слова гарча придается значение глупости, невежества. Для слова галча — значение странника. Вполне естественно, что нагорье Верхнего Зеравшана в других местах слово галч, по-видимому, было неизвестно самим горцам не захотели так называться. Одному из русских исследователей С. Масловскому в Зеравшане, за Пенджикентом, по-видимому, в Фалгаре сказали: «Мы не ралча; Галча находится на Ягнобе, это в Матче, там плохие таджики, а мы не Галча ».
Видимо, у некоторых горцев со словом« таджик »ассоциировалась идея ассимиляции ислама или мусульманской культуры. Сам С. Масловский слышал «в восточном Дарвазе, Шугнане, Рошане» выражение: «мы недавно стали таджиками» к сожалению, исследователь, видимо, не спросил своих собеседников, кем они были раньше Генетика Серия «Народы СССР» таджики , Почтовая марка СССР, 1933 г Таджики являются носителями нескольких гаплогрупп. Примечательно, что в Афганистане проживает больше представителей этого народа, чем в Таджикистане. Язык Таджики говорят на нескольких диалектах персидско-таджикского, таджикского и дари афгано-персидского континуума. До 20 века литературный язык таджиков был таким же, как и у персов в Иране, и назывался «персидским» или «придворным», языком двора. Иногда многочисленные разговорные формы этого языка назывались таджикским, но этот термин не получил широкого распространения. В таджикском языке более 50 диалектов, которые делятся на четыре основные группы: центральный Верхний Зеравшан северный южный Когда Арабский халифат завоевал Среднюю Азию, таджикское письмо было основано на арабском алфавите, поэтому в 1929 году оно было переведено на латинский алфавит.
Современная письменность основана на кириллице. В 1940 году впервые был введен таджикский алфавит.
Памирцы: самый загадочный народ в СССР
Глава МИД Сироджиддин Мухриддин 12 апреля заявил о «непродуманной информационной кампании против таджиков», на фоне которой «формируется отрицательное отношение к таджикам и гражданам Таджикистана». Самый мощный обстрел Белгорода за всю войну / Новости России. Все стали блогерами, Нет отличие таджиков от Памирцов (Памир это гора а не нация где вы учились Мы родились мы Памире мы говорим на фарси на язгуломский, в Афганистане есть памирцы они себя называют настоящими таджиками и Юга Таджикистана начиная Гарма до. В Москве после кулачной разборки между памирцами и таджиками у ТЦ "Колумбус" в Чертаново предположительно задержали некоторых участников и недавней драки у дома №9 на Каширском шоссе. Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры.
Арии высокогорья Таджикистана. Антропология Памира.
К какой расе относятся таджики: кто они такие и откуда произошли | МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОТЛИЧИЯ ПАМИРСКИХ НАРОДОВ ОТ УЗБЕКОВ И ТАДЖИКОВ Все гипотезы объединяет признание единства антропологического типа узбеков, таджиков и памирских народов. Различия между ними сводятся только к разной доле монголоидного. |
Удивительные памирцы: история, вера и исчезающие языки - Читайте на IA-CENTR | В переписи населения в независимом Таджикистане отдельно не выделяются как памирцы и включаются в число таджиков.[38]. |
Памирцы: самый загадочный народ СССР: matveychev_oleg — LiveJournal | Лента новостей Друзья Фотографии Видео Музыка Группы Подарки Игры. |
Памирцы и таджики: в чем разница и особенности | Памирские таджики в Москве провели субботник на могилах Шириншох Шотемура и Нусратулло Махсума | Новости Таджикистана ASIA-Plus. |
Памирский таджик что значит | Памирцы и ягноби не отличались от таджиков. |
Познакомилась с памирцем.
Собственно таджикские пловы отличаются тем, что готовятся с фаршем или чем-то наподобие котлет, причём состав их в "согдийском" и "душанбинском" рецептах сильно отличается. Все стали блогерами, Нет отличие таджиков от Памирцов (Памир это гора а не нация где вы учились Мы родились мы Памире мы говорим на фарси на язгуломский, в Афганистане есть памирцы они себя называют настоящими таджиками и Юга Таджикистана начиная Гарма до. Живут обособленно, от таджиков отличаются как звездолет от арбы, и. памирцы живут на памире и внешне немного отличаются, еще многие исмаэлиты. таджики. КТО такие ПАМИРЦЫ, и ЧЕМ отличаются от ТАДЖИКОВ? Хоть памирцы и с гор спустились, мне они показались более цивилизованными в общей массе нежели обычные таджики. Одним из главных отличий между памирцами и таджиками является их язык.
Памирцы и таджики: особенности и различия
Кто они - эти памирцы ?: alexandr_palkin — LiveJournal | Серенко напомнил, что памирцы пытаются договориться с правительством Рахмона о новых условиях сосуществования, они не отличаются непримиримостью, им чужды сепаратистские идеи. |
Кто такие памирцы и чем они отличаются от таджиков - Скачать видео | Граница, которая разделила памирские народы между Таджикистаном и Афганистаном. |
Чем Памирские народы отличаются от Таджиков?, Видео, Смотреть онлайн | Собственно таджикские пловы отличаются тем, что готовятся с фаршем или чем-то наподобие котлет, причём состав их в "согдийском" и "душанбинском" рецептах сильно отличается. |
Арии высокогорья Таджикистана. Антропология Памира.
Живут обособленно, от таджиков отличаются как звездолет от арбы, и. памирцы живут на памире и внешне немного отличаются, еще многие исмаэлиты. таджики. Глава МИД Сироджиддин Мухриддин 12 апреля заявил о «непродуманной информационной кампании против таджиков», на фоне которой «формируется отрицательное отношение к таджикам и гражданам Таджикистана». Одним из главных отличий между памирцами и таджиками является их язык. Афганские кишлаки отличаются от таджикских тем, что как правило, оштукатуренный и побеленный дом там только один и принадлежит, обычно, куратору переправки товара через границу (ну вы поняли).
Памирцы: самый загадочный народ в СССР
Мечети памирцам заменяют джамаатханы — дома собраний. На любом уровне у исмаилитов есть духовный лидер. В каждом памирском селе найдется халиф, с которым люди согласовывают многие вопросы своей жизни. Отличает памирцев от таджиков и язык. В советское время каждый третий памирец имел высшее образование, сегодня этот уровень немного снизился. Петербургский памирец Бахтибек Бердов родился в самом высокогорном городе в СНГ — в Хороге, на высоте 2200 метров над уровнем моря, где тополя растут только вдоль городских улиц на фоне горных пиков, гремят три горные речки и где тысячу лет назад проходил Шелковый путь. Отслужив в армии, Бердов в 1987 г. Он — чемпион Европы и четырехкратный чемпион Петербурга по карате. Посвятил себя педагогике, в конкурсе «Учитель года-2003» занял второе место. Не счесть, скольким своим молодым землякам он помог получить образование, которое очень ценится среди памирцев. Бердов создал региональную общественную организацию — диаспору представителей памирских народов в Петербурге.
В самом начале общественной деятельности когда еще не остыли страсти после гражданской войны лидер петербургских памирцев находился в оппозиции официальному Душанбе, но позже пересмотрел свои взгляды и стал приглашать в диаспору таджиков, а также сотрудничать с таджикскими властями и посольством Таджикистана в России.
Во главе группы стоит «раис», на иранских языках — председатель. Он отслеживает, какие проблемы возникают у земляков. Кто заболел, кто потерял работу, у кого трудности с жильем или с документами, а кто не может оформить ребенка в школу или детский сад. Кишлачные группы объединяются по районам Бадахшана — шугнанский, рушанский, ишкашимский и т. Все вместе они образуют единую сеть, которая в 2012 году была зарегистрирована как региональная общественная организация «Нур». Каждый памирец ежемесячно отчисляет из своих заработков несколько сотен рублей в общий котел. Это основной доход диаспоры. Правда, есть и еще один источник дохода. Небольшие суммы памирское землячество получает от Фонда развития духовного лидера исмаилитов Ага-хана IV.
На эти деньги «Нур» арендует офис и платит две ставки — бухгалтеру и офис-менеджеру. Но вся остальная деятельность финансируется из членских взносов. В составе «Нура» девять отделов: по спорту, культуре, социальным вопросам, образованию, по делам женщин и т. Культурный отдел организует мероприятия вроде тех, на которых выступает Абдумамад. Иногда это камерные встречи для земляков. Но проходят и огромные фестивали , например «Памир—Москва» и «Крыша мира», где выступали не только памирские, но и известные российские музыканты. Образовательная работа сосредоточена преимущественно в офисе организации на «Кожуховской». Там ежедневно идут уроки для детей. Община оплачивает учителей русского и английского языков, а также математики для памирских детей, которым трудно учиться в московских школах. Пока сил и возможностей организовать образование для детей по другим предметам не хватает.
Например, нет преподавания родного языка, и некоторые дети начинают его забывать. Приоритет отдается русскому и другим главным школьным дисциплинам. Это важнее всего. Это предупреждает потенциальные проблемы, когда люди плохо говорят по-русски, когда у них низкая квалификация. И чем больше эта пропасть, тем больше рисков ненужных проблем. И мы занимаемся с нашими детьми, чтобы они были хорошими, квалифицированными специалистами, чтобы у них было максимум взаимоотношений с российским обществом, чтобы они общались со своими сверстниками, а не варились в собственном соку, — рассказывает Карамшо. Но больше всего сил уходит на социальную работу. Диаспора взяла на себя работу с детьми, больными ДЦП, для которых организуют кружки и творческие мастерские. Их родители работают целыми днями и не в силах заниматься этим сами. Фактически землячество взяло на себя роль социального государства, поддерживая нуждающихся и слабых.
Эта традиция взаимопомощи восходит к общинному наследию памирских кишлаков, где соседи издревле помогали друг другу, вместе заботились о сиротах и вдовах. Значение этой работы особенно выросло во время эпидемии, когда тысячи мигрантов одновременно оказались без работы и средств к существованию. В «Нуре» уже в марте создали кризисный штаб, в который вошли главы всех комитетов и раисы районов. Силами волонтеров организовали горячую линию, на которую стекались самые неотложные проблемы. Кого-то не взяла скорая, у кого-то паническая атака. Среди памирцев довольно много дипломированных медиков, поэтому сразу наладили службу психологической помощи. Помогали оформлять документы, вызывать врачей и объяснять им ситуацию, давали базовые рекомендации. Взяли на себя помощь тем, кто потерял жилье, оставшись без заработков. В каких-то случаях удавалось договориться с хозяевами квартиры, гарантировав им выплаты. В других ситуациях подыскивали людям временное жилье, обычно у кого-то из земляков.
Уже в середине апреля «Нур» начал раздавать продуктовую помощь самым пострадавшим — тем же многодетным, старикам и матерям-одиночкам. За три месяца раздали 5500 коробок по 28 кг каждая, больше 150 тонн продуктов. В итоге памирская диаспора прошла эпидемию с малыми потерями. На 50 тыс. Даже бедное и немногочисленное сообщество может добиться многого, если ставка будет сделана на взаимную поддержку и солидарность. Когда я разговаривал с Абдумамадом, я спросил, не случается ли у памирцев стычек с выходцами из других регионов Таджикистана, с которыми их когда-то разделяли фронты гражданской войны.
Кстати, когда ехали по-дороге обратно, рано утром, постоянно видели школьников, которые в школьной форме и с ранцами шли, кто один, кто группами, включая младшеклассников, в школу и, судя по всему, не меньше 10 км!
Все ревизии и инвентаризации прошли успешно. Накормили нас традиционным блюдом из дикого козла. Устроили культурную программу в Гарм Чашме , посетили самый высокогорный ботанический сад и местную ГЭС — благодаря ей, в Хороге, нет проблем с электроэнергией. На афгано-таджикском приграничном рынке купили местные сувениры и джурабы — это местные традиционные шерстяные носки с высоким и широким голенищем и оригинальным орнаментом, связанные из шерсти горных яков. По дому ходить — нет ничего лучше, мои до сих пор носят. Покупали у бабули лет 90, спрашиваем — Это ручная работа? А она еле шевеля губами отвечает — Конечно милок, ногами то мы еще вязать не научились… Все просто выпали Джурабы Хотелось еще задержаться, но срочные дела в Душанбе вынудили оперативно выдвинуться обратно, поэтому поездка в Мургаб так и осталась неосуществленной.
Время пять утра, сидим завтракаем в гостинице и робкий голос такой — Дорога сложная, по-бурханить бы нужно… Все на него — Да сколько пьянствовать то можно, итак сюда ехали всю дорогу бурханили, хорош уже! Так и поехали. Первый звоночек не заставил себя долго ждать — при проезде очередного поворота сверху посыпались камни. Первая машина проехала и аккурат между ней и нами начали камни падать, небольшие, не больше арбуза Хорошо вовремя увидели и затормозили. Вышли расчистили дорогу и дальше. Опять голос тихий — Может по-бурханить… — Молчи уже, пьянству бой! Через час упираемся уже в серьезный обвал заблокировавший проезд по дороге — оказывается землетрясение было, поэтому и камни падали.
Стоим ждем пока дорогу расчистят, но мужественно сопротивляемся байкальским традициям. Дорогу расчистили, едем дальше, вроде все сложности позади. И тут одна из машин сопровождения вдруг глохнет и останавливается. Все попытки ее завести ни к чему не приводят. Консилиум "специалистов" разбирает пол-двигателя, срезает все фильтры, но эффект нулевой — двигатель не заводится… Принимаем решение дотянуть ее до ближайшего кишлака и там уже оставить дожидаться помощи. И тут выясняется, что ни в одной из трех машин нет троса для буксировки. Это вообще капец — ехать в такую дорогу и трос с собой не брать.
Срезаем ремни безопасности, делаем веревку и берем на буксир. По такому бездорожью, с постоянными спусками и подъемами, веревка выдержала недолго… В итоге мы стоим посреди узкой горной дороги, с одной стороны вертикальная скала, с другой песчаный берег Пянджа. Прямо пляж готовый На той стороне находится афганский кишлак, который был полностью уничтожен залпом из ГРАДа, вместе со всеми его жителями, после того как старейшины отказались выдать моджахедов, вырезавших нашу заставу. Воронки до сих пор хорошо различимы. А сейчас по тропе идут современные моджахеды в чапанах, впереди знаки мины, сзади танк подбитый — романтика… Охрана с автоматами залегла — оттуда могут и стрельнуть запросто… И тут уже уверенный голос — Ну что, может быть хоть сейчас по-бурханим? Ладно, делать все равно нечего, бурхань! Он берет бутылку водки, обходит машину, шепчет что-то там себе под нос, поливает водкой колеса… А теперь, говорит, все по 100 грамм и до дна!
Ну надо так надо! В этот момент водитель поворачивает ключ зажигания и двигатель заводится… Сказать, что все остолбенели — это ничего не сказать, несколько минут все стояли молча застыв в неестественных позах. Мозг отказывался этому верить, потому что так не может быть. Чтобы в такое поверить нужно это испытать на себе и желательно в экстремальной ситуации. Естественно это не канал Рен-ТВ и никакого чуда не произошло. Все оказалось прозаично. Под левой коленкой водителя был переключатель газ-бензин и во время езды по такой тряске он потихоньку опустился вертикально вниз и очутился в таком положении, что и не газ и не бензин, но никто не обратил внимания.
А водитель, когда садился, видимо, задел его коленкой, он включился на бензин и двигатель завелся. Все просто, а то приметы. Едем дальше, Алик говорит — Вы хотите ехать по более лучшей и пологой дороге, но длинной, или плохой, горной, но короткой? Нам уже было ничего не страшно, поэтому выбрали дорогу через перевал — и оно стоило того. Виды открываются просто потрясающие.
Россия: 363 2010 г. Как выглядят Памирцы? Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко выраженная европейская внешность: округлые, мягкие черты довольно широкого лица, светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы.
Откуда появился Памирцы? Происхождение памирцев ученые связывают с несколькими волнами миграций кочевого племени саков, которые начали заселять высокогорье в VII-VI веках до нашей эры. Тогда предки ваханцев переселились из Алайской долины, которая расположена восточнее Бадахшана. А будущие ишкашимцы перебрались на высокогорье с юго-запада.