Новости о приватизации жилищного фонда в российской федерации

24 июля 2023 года Президентом Российской Федерации подписан Федеральный закон № 370-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Расскажу, в каких случаях для собственника может быть выгодна деприватизация квартиры. Законодательство:Закон РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищ.

Как приватизировать квартиру в 2024 самостоятельно: документы и стоимость приватизации жилья

Если квартира приватизирована с выделением доли на каждого члена семьи, то продать ее можно только при согласии всех совладельцев. В противном случае суд признает сделку недействительной. Приватизация в совместную собственность может быть как с равным выделением доли на каждого супруга, так и в любом другом соотношении. При этом права на квартиру у обоих супругов остаются одинаковыми, в то время как при долевой собственности каждый имеет право только на свою долю, указанную в договоре. Получение согласия от других собственников Все зарегистрированные жильцы должны дать свое письменное согласие, что нужно для приватизации квартиры. Согласие членов семьи необходимо заверить у нотариуса. Жильцы имеют право отказаться, сохранив свое право проживания в квартире. Это вызовет определенные сложности, вплоть до решения вопроса через суд. В суде будут рассмотрены все обстоятельства и разъяснены выгоды приватизации.

Если приватизации противится жилец, зарегистрированный в квартире, но не проживающий в ней длительный период, суд может вынести решение о принудительном выселении такого жильца. Шаги приватизации Рассмотрим, как проходит приватизации квартиры поэтапно: Передача заявления и комплекта подготовленных документов через МФЦ или в комитет по управлению городским имуществом. Проверка документов. Обычно она занимает 60 дней. Подписание договора о передаче квартиры частному лицу. Оформление объекта в собственность в Росреестре. Срок регистрации составляет 7 дней, а при подаче до кументов ч ерез МФЦ — 9 дней. Получение выписки из ЕГРН.

Несмотря на то что приватизация жилья является бесплатной, к определенным расходам необходимо подготовиться.

Приватизацию за несовершеннолетних детей оформляют их родители или опекуны. Если ребенку исполнилось 14 лет, он самостоятельно подписывает все документы с согласия взрослого родителя. Приватизация квартиры ребенком является обязательным требованием закона, исключить несовершеннолетнего из числа собственников невозможно. Если такое нарушение допущено, по требованию органа опеки или иного заинтересованного лица сделка будет признана недействительной. После сдачи документов в муниципальный орган должностные лица проводят следующие действия: проверяют основания для передачи жилья в собственность граждан — отсутствие предыдущих фактов приватизации, отсутствие у квартиры статуса служебного жилья и т. При наличии приватизационного договора необходимо пройти регистрацию права собственности.

Для этого граждане обращаются напрямую в службу Росреестра или в МФЦ. Например, приватизация квартиры в Москве осуществляется через многофункциональные центры «Мои документы», которые открыты в каждом районе города. После завершения регистрационной процедуры собственникам выдается выписка из госреестра ЕГРН. Начиная с января 2017 года она является единственным правоустанавливающим документов на недвижимость, поскольку выдача свидетельства о праве прекращена. После получения выписки процедура приватизации считается завершенной, граждане смогут владеть и распоряжаться своей собственности в соответствие с законодательством. После проверки представленных документов вы получите приватизационный договор, с которым нужно обратиться за регистрацией прав на недвижимость. В службу Росреестра или МФЦ следует подать следующие документы: заявление о проведении кадастрового учета и регистрационных действий; общегражданские паспорта и свидетельства о рождении на каждого собственника; доверенность на представителя; договор о передаче жилья в собственность граждан; технический план на жилое помещение; платежное поручение об уплате госпошлины.

На 2018 годы размер госпошлины за регистрацию прав на квартиру составляет 2000 рублей.

Правда, не для всех это заявление стало неожиданностью, в экспертных кругах подобное уже не раз обсуждалось. Собственно, почему заговорили о приватизации? Основная причина — западные санкции. Ни для кого не секрет, что они подорвали российскую экономику.

И хотя ей и удалось остаться на плаву, нужны новые модели взаимодействия — возрождение многих промышленных отраслей, настройка новых транспортных маршрутов, логистических схем и т. Цели глобальные и они требуют средств. Замглавы Минфина Алексей Моисеев. Ломоносова Максим Чирков.

Правительство не возвратило кредиты, таким образом пакеты акций перешли в собственность кредиторов [18] [19]. В результате залоговых аукционов появились[ как? Залоговые аукционы подвергались критике в связи с тем, что: отчуждение федеральной собственности было произведено по значительно заниженным ценам, а конкурс фактически носил притворный характер; результаты залоговых аукционов в глазах значительной части общества были нелегитимными и подорвали доверие к приватизации в целом.

В 1997—2004 г. В 2002 году компании нефтяной отрасли республики Башкортостан « Башнефть », «Башкирнефтепродукт», Уфимский нефтеперерабатывающий завод , « Уфанефтехим », « Уфаоргсинтез » и « Новойл » были приватизированы семью никому не известными ООО , а затем переданы в «Башкирский капитал», основным бенефициаром которого считался Урал Рахимов. Счётная палата в 2003 году расценила этот факт как «беспрецедентный случай хищения активов из государственной собственности» [26]. В 2006—2007 годах частичная приватизация трех крупных госкомпаний «Роснефти» , Сбербанка и банка ВТБ состоялась в формате так называемого «народного IPO» [29] [30]. В 2007 году, в рамках завершения реформы РАО ЕЭС , почти половина электростанций и 22 сбытовые компании России перешли в частные руки с некоторыми ограничениями в виде монополии государства на регулирование цен. Поступления от приватизации в ходе дополнительных эмиссий акций составили около 25 миллиардов долларов [31]. Аукцион стал крупнейшей приватизационной сделкой в рамках реформы РЖД [36].

Итоги[ править править код ] Если Россия получила по итогам приватизации 7,2 млрд долларов, то небольшая Венгрия за то же время — 15 млрд. Согласно программе приватизации на 2017—2019 годы, утвержденной правительством РФ в феврале 2017 года, приватизации полной или частичной подлежат госпакеты акций в 298 ФГУПах и 477 акционерных обществах. В целом, доходы от приватизации ожидаются на уровне 5,6 млрд рублей ежегодно. Приватизация жилфонда[ править править код ] До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был у жилищно-строительных кооперативов , которые разрешено стало создавать в 1958 г. Совмин СССР принял постановление «О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда», разрешающее продажу гражданам занимаемых ими квартир, а также незаселенных квартир в домах, подлежащих реконструкции или капремонту.

Ценообразование оставлялось на усмотрение местных Советов или предприятий. Одна семья имела право занимать только одну квартиру или индивидуальный жилой дом [42]. К 1990 г. Массовая приватизация жилья была официально объявлена разрешена на территории России 4 июля 1991 года.

В 2023 году значительно ускорилась реализация приватизируемого имущества

N 1541 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" данные жилые помещения не подлежат приватизации. Постановление Конституционного Суда РФ от 12. Вводя общую обязанность собственников помещений в многоквартирных домах уплачивать взносы на капитальный ремонт общего имущества в таких домах, федеральный законодатель не мог не учитывать положения Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определяющего основные принципы и порядок осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, статьей 16 которого в отношении домов, требующих капитального ремонта, за бывшими наймодателями - исходя из принципов социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти - была сохранена обязанность производить капитальный ремонт таких домов в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда. Определение Конституционного Суда РФ от 14.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, данный Закон является правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере, определившей базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда. Определение Конституционного Суда РФ от 25.

Прийти вовремя в назначенный день в МФЦ. При опоздании более чем на 15 минут ваша запись аннулируется. Заполнить заявление с помощью сотрудника многофункционального центра. Получить расписку от работника МФЦ о том, что документы приняты. В указанный в расписке день повторно прийти в отделение и забрать документы о приватизации. Зарегистрировать жилье в Росреестре. Чтобы приватизировать государственную квартиру, в МФЦ должны явиться все граждане, которым больше 14 лет, с правом на приватизацию данного жилого помещения. Явка обязательна даже для тех, кто отказывается от своих прав на жилье.

У всех с собой должен быть паспорт, а также при себе нужно иметь свидетельство о рождении всех детей младше 14 лет. Если в многофункциональный центр обращается представитель, у него должна быть нотариально заверенная доверенность. Необходимые документы Оформление приватизации квартиры требует тщательной подготовки пакета документов. Все документы необходимо правильно заполнить, в противном случае есть вероятность получить отрицательный ответ.

Но высказал не просто как частное лицо, а как глава комитета ТПП. Эти деньги надо где-то брать, причем затраты на собственность должны соответствовать экономическим расчетам, которые делаются по тому или иному многоквартирному дому. При этом собственники могут сами утверждать на собраниях стоимость содержания общего имущества, но если они этого не делают, то за них это делают местные власти.

Собеседник действительно считает массовую приватизацию жилья ошибкой. То есть государство фактически отдало миллионы квадратных метров российским гражданам без права требования отдать обратно. Несмотря на то что человек — «огромный неплательщик», он может продавать, дарить передавать по наследству имущество. Представитель ТПП предлагает ограничить эти права, чтобы человек мог только пользоваться жильем, но не распоряжаться им. Зачем паразитов дальше разводить? Нужна некая модель деприватизации, где «человек остается в квартире, но при этом не является собственником». Сама по себе субсидированная аренда стоит недорого.

Законодательство определяет, исходя их средств гражданина, какую часть платит он, а какая идёт из госбюджета. То есть никто россиян лишать жилья не собирается», — подчёркивает представитель ТПП.

В этом случае договор будет выслан вам через личный кабинет на портале мэра и правительства Москвы. Подписать его можно будет с помощью электронной подписи. Если вы не хотите подавать документы онлайн, вам нужно обратиться в центр «Мои документы». Его сотрудники сделают все необходимое, чтобы процесс приватизации квартиры в Москве прошел как можно быстрее и надежнее. Для этого вам потребуется номер вашего обращения.

В какие сроки принимается решение о приватизации квартиры в Москве? Если ваше заявление зарегистрировано и все документы приняты уполномоченным органом в работу, остается только ждать. Срок ответа на ваше обращение — 46 рабочих дней. В течение этого времени вам должны передать один из следующих документов. Если все прошло успешно, вы получите договор передачи жилого помещения в собственность. У него обязательно будет отметка о госрегитрации перехода права собственности на вашу квартиру от города Москвы непосредственно к вам. Оригинал зарегистрированного договора необходимо получить лично.

Его могут передать вам либо в центре «Мои документы», либо отправив заказным письмом. Также в указанный срок вы можете получить уведомление о переходе к вам права собственности на квартиру. Если же что-то пошло не так, например, потребовались дополнительные документы или вскрылись обстоятельства, препятствующие приватизации, вам придет отказ в приватизации. Его также пришлют либо по почте, либо передадут из рук в руки в центре «Мои документы». Также решение об отказе может быть отправлено вам в ваш личный кабинет на портале mos. Какую квартиру не получится приватизировать в Москве? Одна из главных причин отказа в приватизации жилья — заявление на бесплатную передачу в собственность граждан жилья, которое передано быть не может.

В законе есть ряд ограничений. Например, квартиры в домах, находящихся в аварийном состоянии, приватизированы быть не могут. Если ваш дом признали аварийным, придется сначала дождаться расселения, получить новую квартиру на условиях социального найма и уже после этого задумываться о приватизации жилья в Москве. Не получится приватизировать и комнату в общежитии. По условиям, выдвинутым законодателями, такие помещения в собственность граждан не передаются. Подобным жильем распоряжается исключительно ведомство, на балансе которого оно находится. Если вы пытаетесь приватизировать служебную квартиру в сельской местности, важно понимать: это возможно только в случае, если она находится в фонде совхоза или другого равного ему сельхозпредприятия.

Власти отчитались о перевыполнении плана приватизации в России

  • В России отчитались о перевыполнении плана приватизации в 16 раз: Госэкономика: Экономика:
  • Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"
  • О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. З...
  • Законодательство

России предложили новую приватизацию: повторится ли опыт девяностых

Так, иски, которые потенциально могут отменить итоги приватизации, рассматриваются в Краснодарском, Ставропольском, Пермском, Алтайском краях, Саратовской и Ленинградской областях и ряде других регионов. В верхней палате проходит круглый стол Комитета СФ по экономической политике на тему «Приватизация государственного и муниципального имущества в современных условиях». Главное по теме «Приватизация жилья» – читайте на сайте Приватизация жилищного фонда. Число приватизированных жилых помещений, единиц.

Актуальные новости о приватизации в России и мире

Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ Изменения в части статей 1 , 2 , 4 , 6 - 8 , 9. Федеральным законом от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ названные изменения признаны утратившими силу Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ в редакции Федерального закона от 28 февраля 2015 г. N 19-ФЗ срок вступления в силу изменений в части статей 1 , 2 , 4 , 6 - 8 , 9. Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона Федеральный закон от 29 декабря 2004 г.

Недвижимость Как приватизировать квартиру Приватизация позволяет оформить муниципальную недвижимость в собственность. Человек снимает квартиру у государства, у него появляется возможность получить ее в собственность — отличный шанс, который открывает новые перспективы. Разбираемся, что такое приватизация, как ее осуществить, сколько времени и какие документы для этого потребуются. Что такое приватизация и зачем она нужна Приватизация — это оформление в личную собственность недвижимости, предоставленной по найму от государства. Приватизация нужна для того, чтобы получить недвижимость в собственность и распоряжаться ей на свое усмотрение: продавать, сдавать, прописывать в ней людей, оставить в наследство, взять под её залог кредит.

Путем приватизации совершненнолетний гражданин может приобрести жилье в собственность один раз. Процедура приватизации проводится бесплатно. Дополнительные расходы могут потребовать на сбор и оформление документов, уплату пошлины. Какие условия должны быть соблюдены для приватизации Приватизировать квартиру может гражданин РФ, который занимает помещение на условиях социального найма. Человеку необходимо получить согласие на приватизацию недвижимости всех имеющих право на приватизацию этого жилого помещения совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Но и здесь есть одна особенность. В договоре один из жильцов указывается как основной наниматель, и, если он отказывается от права на приватизацию, договор социального найма придется переоформлять. Обычно достаточно составить дополнительное соглашение к основному договору и утвердить его в администрации. Выписка из домовой книги и справка о неиспользовании права на приватизацию нужна только, если в выписке из личного дела указано, что заявитель проживал в другом жилье, которое в теории можно было приватизировать. Что касается письменных отказов от приватизации, то в регионах сложилась странная ситуация: где-то такой отказ должен быть обязательно нотариально заверен, где-то достаточно простой письменной формы. Справка об отсутствии долгов может касаться не только привычных коммунальных услуг.

Некоторые муниципалитеты ввели на своей территории плату за социальный найм — выходит около 10-15 тысяч рублей в год. Если они не уплачены в срок, в приватизации откажут. Проблем с кадастровым паспортом и выпиской из ЕГРН обычно не бывает, но в редких случаях есть ошибки в кадастре. Тогда сначала нужно исправлять ошибки, а потом уже собирать эти документы. Часто так бывает, что некоторые вещи получается доказать только в суде. Например, если не получается взять выписку из домовой книги с самого 1991-го — архивы могли просто не сохраниться.

Если документы собраны, дальше особых проблем уже не будет, и действия будут такими: подать пакет документов включая заявление, которое будет составлено на месте в отдел приватизации местной администрации или МФЦ; нужно будет выбрать, в какую форму собственности передается квартира — в совместную или долевую, и если в долевую — то в каких долях; в течение 46 дней чиновники подготовят документы к передаче квартиры; затем заключается договор передачи квартиры — он означает, что государство согласно передать квартиру в собственность заявителей; с договором передачи можно идти в Росреестр, МФЦ или на сайт «Госуслуги» и регистрировать право собственности. В течение 10 дней Росреестр зарегистрирует право собственности, и владельцы смогут полноценно распоряжаться теперь уже полностью своей квартирой. Цена вопроса Хоть приватизация формально заявляется как бесплатная, в реальности потратиться нужно. Общая сумма затрат зависит от того, на какой стадии до начала процесса находится оформление документов. Потратить деньги придется на оформление таких документов: технический паспорт — минимум 1 200 рублей; выписка из ЕГРН — 350 рублей; доверенность если кто-то не может подать документы лично — 1 500 рублей; нотариально заверенный отказ от приватизации — от 3 000 до 4 000 рублей в зависимости от количества тех, кто отказывается; госпошлина за регистрацию права собственности — 2 000 рублей, при подаче заявления через Госуслуги — 1 400 рублей.

Из приватизированной квартиры не могут выселить, если это единственное жильё у должника об этом говорится в 446-й статье Гражданского кодекса. И, по оценке практикующих юристов, такая санкция, как выселение, в отношении собственников приватизированных квартир на практике не работает — суд присуждает выплату долга.

Но высказал не просто как частное лицо, а как глава комитета ТПП. Эти деньги надо где-то брать, причем затраты на собственность должны соответствовать экономическим расчетам, которые делаются по тому или иному многоквартирному дому. При этом собственники могут сами утверждать на собраниях стоимость содержания общего имущества, но если они этого не делают, то за них это делают местные власти. Собеседник действительно считает массовую приватизацию жилья ошибкой. То есть государство фактически отдало миллионы квадратных метров российским гражданам без права требования отдать обратно. Несмотря на то что человек — «огромный неплательщик», он может продавать, дарить передавать по наследству имущество. Представитель ТПП предлагает ограничить эти права, чтобы человек мог только пользоваться жильем, но не распоряжаться им.

Зачем паразитов дальше разводить? Нужна некая модель деприватизации, где «человек остается в квартире, но при этом не является собственником». Сама по себе субсидированная аренда стоит недорого.

Россиян хотят избавить от «бремени собственности» на их квартиры

Актуальные новости о приватизации в России и мире - РТ на русском Так, иски, которые потенциально могут отменить итоги приватизации, рассматриваются в Краснодарском, Ставропольском, Пермском, Алтайском краях, Саратовской и Ленинградской областях и ряде других регионов.
Внесены изменения в законодательство о приватизации жилых помещений Общемировая практика решения жилищных вопросов для граждан с низким достатком — предоставление жилья в наём.

Актуальные новости о приватизации в России и мире

Ачинска, отменила указанные судебные акты нижестоящих судов и направило дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Данное решение Верховный Суд РФ мотивировал следующим: В силу статьи 11 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Граждане, воспользовавшиеся правом на расторжение договора приватизации по соглашению сторон, и передававшие квартиру в муниципальную собственность, совершают действия по распоряжению жилым помещением по своему усмотрению, поэтому право на повторную приватизацию у них не возникает, а ранее возникшее обязательство прекращается. Мотивы, которыми Радченко М. Комментарий специалиста Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения приобретается гражданином в силу закона Постановления от 15 июня 2006 года N 6-П и от 30 марта 2012 года N 9-П ; Определения от 17 января 2012 года N 11-О-О , от 23 декабря 2014 года N 2976-О и др. Исключение сделано только для лиц, которые не достигли совершеннолетия, когда стали собственниками жилого помещения в порядке приватизации. Данные лица сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения после достижения ими совершеннолетия.

В случае возникновения споров по договору все участники должны руководствоваться прописанным в документе механизмом разрешения. Возможные объекты приватизации Важное условие для осуществления перевода государственной собственности в частную, — это договор социального найма.

Возможна приватизация объектов недвижимости жилого назначения, которые относятся к государственному фонду. Также можно переоформить на себя земельные участки и их части из госфонда. Нельзя осуществить приватизацию, если квартира находится: в доме, состояние которого признано аварийным; в общежитии; в доме на территории закрытых военных городков. Также нельзя приватизировать служебные жилые помещения. Но тут есть исключения: можно провести приватизацию жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий. Порядок и условия приватизации Если вы решили приватизировать квартиру, нужно обратиться либо в МФЦ, либо в администрацию города установленный алгоритм действий может отличаться в разных регионах. Вас могут направить в комитет управления городским имуществом или в департамент имущественных отношений, но начать в любом случае лучше с МФЦ, где сотрудники сориентируют и помогут разобраться в особенностях процедуры в отдельном регионе. В каждом конкретном случае список необходимых документов может отличаться, но обычно в заявлении должны быть указаны следующие данные: ФИО претендента на приватизацию; адрес жилья, которое подлежит приватизации; сведения о местах жительства претендента, где он зарегистрирован на момент подачи заявления; наличие или отсутствие задолженностей по оплате коммунальных услуг; причина приватизации жилья; другие документы — в зависимости от конкретной ситуации.

Заявление на приватизацию может быть подано лично, через представителя или путём электронной заявки на портале Госуслуг. Фото: Freepik После этого придётся подождать решения органов власти, которым принадлежит помещение. По закону, срок ожидания не может быть дольше двух месяцев. Если придёт отказ, его можно обжаловать в судебном порядке.

В такой ситуации запрет на приватизацию квартиры, предоставленной взамен аварийной, является нарушением прав на получение бесплатно жилья в порядке приватизации. По мнению судов, исходя из обстоятельств спора, Радченко М. Ачинска, отменила указанные судебные акты нижестоящих судов и направило дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Данное решение Верховный Суд РФ мотивировал следующим: В силу статьи 11 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз. Граждане, воспользовавшиеся правом на расторжение договора приватизации по соглашению сторон, и передававшие квартиру в муниципальную собственность, совершают действия по распоряжению жилым помещением по своему усмотрению, поэтому право на повторную приватизацию у них не возникает, а ранее возникшее обязательство прекращается.

Мотивы, которыми Радченко М. Комментарий специалиста Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения приобретается гражданином в силу закона Постановления от 15 июня 2006 года N 6-П и от 30 марта 2012 года N 9-П ; Определения от 17 января 2012 года N 11-О-О , от 23 декабря 2014 года N 2976-О и др.

Проживающие в аварийных домах граждане, в большинстве своем ставшие собственниками жилья в процессе приватизации, как правило, не в состоянии самостоятельно произвести капитальный ремонт дома или приобрести новые жилые помещения, пригодные для проживания, даже если они не признаны малоимущими. Муниципальные же образования ввиду высокой степени дотационности их бюджетов не могут в должной мере содействовать развитию жилищного фонда социального использования с целью переселения из аварийного жилья. Переселение даже малоимущих граждан за счет средств муниципальных образований путем предоставления новых жилых помещений по договору социального найма, как это предусмотрено статьями 49, 51 и 57 данного Кодекса тем более по нормам предоставления, им установленным , во многих регионах трудновыполнимо не только во внеочередном, но и в очередном порядке. Это тем не менее не должно снимать с органов власти обязанность поиска наиболее адекватного решения проблемы обеспечения жильем тех, кто его лишился, к тому же не по своей вине, и не может сам удовлетворить свои жилищные потребности.

Вместе с тем Конституционный Суд Российской Федерации указал, что собственники жилых помещений могут рассчитывать на получение жилья или денежного возмещения за изымаемое жилое помещение в связи с изъятием земельного участка в порядке статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предусмотренное ею денежное возмещение за изымаемое жилое помещение, признанное непригодным для проживания, может быть направлено на приобретение другого жилья, в том числе с использованием дополнительно собственных или кредитных средств, что согласуется с требованиями статей 210 и 211 ГК Российской Федерации о бремени содержания и риске гибели или повреждения имущества, возлагаемых, по общему правилу, на его собственника и общих для любого имущества, включая жилые помещения. Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что правовой механизм, закрепленный статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, неразрывно связан с гражданско-правовым институтом собственности и с возможностью изъять имущество для государственных или муниципальных нужд и в силу этого он не касается непосредственно защиты жилищных прав граждан, не обладающих ресурсами, чтобы самостоятельно, без участия государства решить вопрос о приобретении жилых помещений взамен пришедших в негодность, утраченных при пожаре и вследствие прочих чрезвычайных ситуаций. Кроме того, данная статья не предполагает и обязанности публичных органов по предоставлению жилья взамен, оставляя этот вопрос на усмотрение самих участников правоотношения часть 8 , действующих в русле гражданско-правового принципа свободы договора и автономии воли его сторон. Однако предметом исследования Конституционного Суда Российской Федерации не был конституционно значимый аспект применения статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, касающийся обеспечения потребности в жилище бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, если это помещение признано непригодным для проживания. Между тем недопустима ситуация, в которой гражданин, имеющий определенные жилищные гарантии, после признания жилого помещения непригодным для проживания оказывается лишенным, не будучи способным самостоятельно удовлетворить свою потребность в жилище, не только этих гарантий, но и какой-либо поддержки со стороны публичной власти.

Исходя из того что одной из основ конституционного строя России как демократического правового государства является частная собственность и свобода предпринимательства, федеральным законодателем в период перехода страны к рыночной экономике были определены правовые начала преобразования отношений собственности. В жилищной сфере такое преобразование осуществлялось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который пополнялся путем: приватизации занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; жилищного строительства, в том числе товариществами индивидуальных застройщиков; участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям статья 19 Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4218-I "Об основах федеральной жилищной политики", утратившего силу в связи с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Поскольку, как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 15 июня 2006 года N 6-П, уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться, как правило, только одним способом приобретения жилья в собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов. Правовой основой для этого стал Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", который определил основные принципы приватизации и одна из целей которого - создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребности в жилище преамбула. В силу части первой статьи 2 названного Закона в редакции, действовавшей до внесения в него изменений Федеральным законом от 16 октября 2012 года N 170-ФЗ, принципиально важным требованием, при соблюдении которого граждане, занимая жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, были вправе приобрести их в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних, являлось согласие на такое приобретение всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Часть первая данной статьи в ныне действующей редакции предусматривает, что граждане, имеющие право пользования такими жилыми помещениями на условиях социального найма, могут реализовать свое право на их приобретение в собственность в порядке приватизации с согласия всех имеющих право на приватизацию этих помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Как следует из статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 209 ГК Российской Федерации, собственники жилого помещения вправе владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению, не нарушая при этом прав и охраняемых законом интересов других лиц. В случае же приобретения жилого помещения в порядке приватизации в собственность лишь некоторых из граждан, имеющих право пользования этим помещением на условиях социального найма, остальные наниматели члены семьи нанимателя, бывшие члены семьи нанимателя , в частности лица, отказавшиеся от участия в его приватизации, но давшие согласие на ее осуществление, получают самостоятельное право пользования этим помещением. Статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой урегулированы права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, в части 1 к членам семьи собственника жилого помещения относит проживающих совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруга, детей и родителей собственника, а также других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и в исключительных случаях иных граждан, которые могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены им в качестве членов его семьи. Часть 2 названной статьи предоставляет этим лицам право пользования жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи, и обязывает их использовать жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Кроме того, в отдельную категорию выделены бывшие члены семьи собственника жилого помещения и установлено, что в случае прекращения семейных отношений с таким собственником эти лица, по общему правилу, утрачивают право пользования жилым помещением. Закрепляющая это правило часть 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации носит диспозитивный характер, допуская возможность сохранения за бывшим членом семьи права пользования жилым помещением по соглашению с его собственником и предоставляя некоторые гарантии социально не защищенным категориям граждан: если у бывшего члена семьи собственника жилого помещения отсутствуют основания приобретения или осуществления права пользования иным жилым помещением, а также если имущественное положение этого лица и другие заслуживающие внимания обстоятельства не позволяют ему обеспечить себя иным жилым помещением, право пользования жилым помещением, принадлежащим собственнику, может быть сохранено за бывшим членом его семьи на определенный срок на основании решения суда; при этом суд вправе обязать собственника жилого помещения обеспечить иным жилым помещением бывшего супруга и других членов его семьи, в пользу которых собственник исполняет алиментные обязательства, по их требованию.

Согласно части 5 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации по истечении срока пользования жилым помещением, установленного решением суда, принятым с учетом положений ее части 4, право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается, если иное не установлено соглашением между ним и собственником; до истечения указанного срока право пользования жилым помещением бывшего члена семьи собственника прекращается одновременно с прекращением права собственности на жилое помещение этого собственника или, если отпали обстоятельства, послужившие основанием для сохранения такого права, на основании решения суда. С учетом того, что наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены и бывшие члены его семьи до приватизации этого помещения имеют равные права и обязанности, включая право пользования жилым помещением части 2 и 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации , и что реализация права на приватизацию жилого помещения была поставлена в прямую зависимость от согласия всех лиц, занимающих его по договору социального найма, которое предполагало достижение договоренности о сохранении за теми из них, кто отказался от участия в приватизации, права пользования приватизированным жилым помещением, в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" была включена норма, регламентирующая правовые последствия прекращения семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения.

Форма поиска

  • О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. З...
  • Россиян хотят избавить от «бремени собственности» на их квартиры
  • Приватизация жилья
  • Отзывы, вопросы и статьи
  • Новое в законодательстве о приватизации государственного и муниципального имущества
  • Власти отчитались о перевыполнении плана приватизации в России - | Новости

«Известия»: Росимущество перевыполнило план по приватизации в 16 раз

С учетом того, что наниматель жилого помещения по договору социального найма и проживающие совместно с ним члены и бывшие члены его семьи до приватизации этого помещения имеют равные права и обязанности, включая право пользования жилым помещением части 2 и 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации , и что реализация права на приватизацию жилого помещения была поставлена в прямую зависимость от согласия всех лиц, занимающих его по договору социального найма, которое предполагало достижение договоренности о сохранении за теми из них, кто отказался от участия в приватизации, права пользования приватизированным жилым помещением, в Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" была включена норма, регламентирующая правовые последствия прекращения семейных отношений с собственником приватизированного жилого помещения. Согласно статье 19 данного Федерального закона действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент его приватизации указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором. Конституционный Суд Российской Федерации, отказывая в принятии к рассмотрению жалоб, исходил из того, что статья 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" направлена на защиту жилищных прав бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения, которые в момент его приватизации имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим определения от 29 сентября 2011 года N 1091-О-О, от 21 декабря 2011 года N 1660-О-О, от 22 января 2014 года N 18-О, от 23 октября 2014 года N 2332-О и др. Вместе с тем в Постановлении от 24 марта 2015 года N 5-П, опираясь на ряд сформулированных им ранее правовых позиций, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что данная статья не может расцениваться в качестве надлежащей гарантии защиты прав участников гражданского оборота, действующих разумно и добросовестно, в той мере, в какой она позволяет сохранять при переходе права собственности на жилое помещение в случае обращения взыскания на него как на заложенное имущество и его реализации путем продажи с публичных торгов обременения этого права, притом что требование их государственной регистрации не установлено. Конституционный Суд Российской Федерации указал на недостаточность законодательных норм, регулирующих различные аспекты сохранения за членами семьи прежнего собственника жилого помещения права пользования этим помещением, которые учитывали бы различия в правовой природе приобретения права собственности на жилое помещение и обусловленные этими различиями права членов семьи собственников соответствующих помещений в случае прекращения семейных отношений, что не только существенно ограничивает право собственности приобретателя жилого помещения, допуская не сбалансированное с его интересами удовлетворение интересов членов семьи прежнего собственника этого помещения и не обеспечивая адекватный механизм судебной защиты права собственности, но и создает неопределенность в правовом положении членов семьи прежнего собственника отчуждаемого помещения. Из этого следует, что и жилищные гарантии, в том числе связанные с пользованием жилым помещением, для бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, в случае прекращения права собственности на это жилое помещение определяются совокупностью обстоятельств конкретного дела.

Однако необходимость обеспечения таких гарантий не может быть поставлена под сомнение применительно к тем лицам, для которых это жилое помещение является единственным и которые не имеют реальной возможности самостоятельно удовлетворить потребность в жилище. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, правовое регулирование - в силу конституционных принципов правового государства, верховенства закона и юридического равенства - должно отвечать требованиям определенности, ясности и непротиворечивости, а механизм его действия должен быть понятен субъектам правоотношений из содержания нормы или системы находящихся в очевидной взаимосвязи норм, поскольку конституционное равноправие может быть обеспечено лишь при условии единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями постановления от 27 июня 2013 года N 15-П, от 23 декабря 2013 года N 29-П, от 22 апреля 2014 года N 12-П и др. Между тем в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи со статьей 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не обеспечивает - на основе принципов равенства и справедливости - решения вопроса о порядке и условиях сохранения жилищных гарантий, предусмотренных для бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, в случае его признания непригодным для проживания, а многоквартирного дома - аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Рассматриваемое регулирование, в целом ориентированное на защиту жилищных прав, не содержит нормативного механизма, рассчитанного на обеспечение прав указанной категории граждан. Это усугубляется тем, что в жилищном законодательстве нет и ответа на вопрос о порядке и способах защиты конституционного права таких граждан на жилище, хотя условия для осуществления этого права обязаны создавать органы государственной власти и местного самоуправления статья 40, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации.

Более того, действующее правовое регулирование не обеспечивает потребности таких граждан в жилище в случае утраты ими права пользования жилым помещением, которое является для них единственным пригодным для постоянного проживания, включая и те ситуации, когда в результате изъятия жилого помещения у собственника и выселения бывших членов его семьи, отказавшихся от участия в приватизации, возникают основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Отсутствие названного законодательного механизма не может быть преодолено сложившейся правоприменительной практикой, выработавшей достаточно единообразное понимание действующего правового регулирования. Как следует из представленных Я. Штраус и дополнительно полученных Конституционным Судом Российской Федерации материалов, суды исходят из того, что конечной целью изъятия жилых помещений, расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, является его полное расселение и последующие снос или реконструкция, а потому спорное помещение как объект недвижимости прекращает свое существование и бессрочное право пользования в отношении юридически отсутствующего объекта сохранению не подлежит. Возможность же предоставления во внеочередном порядке жилых помещений по договору социального найма гражданам, проживавшим в признанном непригодным для проживания жилом помещении на основании договоров поднайма, коммерческого найма, безвозмездного пользования, законодательством не предусмотрена Обзор судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденный Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.

Кроме того, в законодательстве и, по имеющимся у Конституционного Суда Российской Федерации сведениям, в правоприменительной практике отсутствуют механизмы выплаты бывшему члену семьи собственника изымаемого для муниципальных нужд жилого помещения, обладающему самостоятельным бессрочным правом пользования этим помещением, части средств из предназначенного такому собственнику возмещения в связи с изъятием жилого помещения, хотя наличие подобного бессрочного обременения, как правило, существенно снижает рыночную стоимость жилого помещения. Сказанное свидетельствует об отсутствии надлежащих гарантий защиты жилищных прав бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, для которых изымаемое жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является единственным пригодным для проживания и которые не имеют реальной возможности самостоятельно удовлетворить свою потребность в жилище. Это означает, что имеются достаточные основания для вывода о несоответствии рассматриваемого регулирования Конституции Российской Федерации, ее статьям 40, 46 части 1 и 2 и 75. Следовательно, федеральному законодателю надлежит в кратчайший срок внести в законодательство изменения, с тем чтобы создать механизм реализации прав бывших членов семьи собственника жилого помещения, отказавшихся от участия в его приватизации, для которых это помещение, признанное непригодным для проживания, является единственным и которые не могут самостоятельно удовлетворить потребность в жилище, в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В свете правовых позиций, выраженных в настоящем Постановлении, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь пунктом 12 части первой статьи 75 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", считает необходимым установить, что впредь до внесения в действующее законодательство необходимых изменений часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предполагает следующее.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 47. Признать часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 40, 46 части 1 и 2 и 75. Федеральному законодателю надлежит, руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в настоящем Постановлении, внести необходимые изменения в действующее законодательство.

Бадалбаева, проживающих в общежитии, принадлежащем, как установлено судом, муниципальному образованию "Город окружного значения Лангепас", о признании незаконным отказа в заключении договора передачи в собственность приватизации занимаемых ими жилых помещений и об обязании администрации города Лангепас заключить соответствующий договор. При этом указанные граждане ссылаются на то, что занимаемые ими жилые помещения не отвечают требованиям, предъявляемым к общежитиям, в связи с отсутствием пропускного режима, вахты, обслуживающего персонала, мебели и других необходимых для проживания граждан предметов постельных принадлежностей и т. Одним из таких законов является Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", в силу статьи 2 которого граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных этим Законом , иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет. Определение Конституционного Суда РФ от 03. Вахрамеевой и Е.

Кожанова на нарушение их конституционных прав этими нормами" Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", законодательное регулирование отношений в жилищной сфере должно обеспечивать возможность использования дифференцированного подхода к оценке тех или иных жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституционных прав граждан.

Сейчас в России практически нет активов, где можно было бы найти баланс между интересами бизнеса, бюджета и объективной необходимостью сохранить контроль со стороны властей, уточнил один из источников газеты. Ранее экономист Андрей Мастеров высказал мнение, что проведение масштабной приватизации государственных компаний в текущих условиях не решит системных проблем российской экономики. Что думаешь? Подписывайтесь на «Газету. Ru» в Дзен и Telegram.

По мнению собеседницы, долговая проблема в сфере ЖКУ куда глубже. Ну и на последнем месте — субъекты, которые в наиболее таком приличном состоянии. Так что не надо говорить, что только граждане — должники, у нас и публичная власть тоже является должником». В РФ есть две категории должников — реально малоимущие граждане, которым нужна помощь. А также есть те, кто приобрел жилье по низкому когда-то ипотечному проценту, но при этом не платят по счетам ЖКУ, подметила собеседница. Именно со второй категорий в первую очередь нужно разбираться, считает Хованская, а не кидаться деприватизацией во всех подряд. Насильно выселить не смогут По нынешнему законодательству, понятие «деприватизация» — это добровольный возврат жилья муниципалитету, пояснил ИА Регнум юрист Никита Дорошок. Аннулировать договор приватизации можно только через суд, подтвердил эксперт. Добровольно аннулировать документ — «деприватизировать» жилое помещение можно, если жилье соответствует требованиям закона и должны быть собраны все необходимые документы. Говоря о возможном выселении собственника за долги, юрист напоминает о том, что здесь во главе угла стоит статья 35 Конституции РФ. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения», — подчеркнул Дорошок. За долги по ЖКХ так же, как и по любым другим долгам, из приватизированной квартиры могут «выселить», только если это не единственное жилье или же в рамках процедуры банкротства.

Как все правильно оформить

  • Приватизация квартиры: документы и инструкция в 2024
  • России предложили новую приватизацию: повторится ли опыт девяностых
  • Актуальные новости о приватизации в России и мире - РТ на русском
  • России предложили новую приватизацию: повторится ли опыт девяностых - МК
  • Закон "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"

«Известия»: Росимущество перевыполнило план по приватизации в 16 раз

это бесплатная передача жилья в собственность граждан (ст. 1 Закона о приватизации жилищного фонда). Депутаты приняли в первом чтении законопроект, в соответствии с которым недвижимость, поступившая в государственный жилищный фонд в результате коррупционного правонарушения, будет реализовываться в соответствии с законодательством о приватизации. Бесплатная приватизация жилых помещений является бессрочной.

Путин заявил, что в России не пересматривают итоги приватизации

Последние новости и актуальные заявления по теме приватизации в России и мире. Принявший орган: Президент Российской Федерации. Нормы закона будут распространены на жилье, поступившее в государственный жилищный фонд после дня вступления в силу законопроекта, либо уже поступившее, но еще не переданное по договору социального найма на день вступления в силу закона. Проанализированы последствия приватизации жилищного фонда в Российской Федерации. Выявлены основные перспективы в развитии правового регулирования приватизации жилых помещений.

Защита документов

Бесплатная приватизация жилых помещений является бессрочной. В России продолжает действовать закон, по которому любой гражданин при наличии оснований может приватизировать жилье в собственность. Процесс бесплатного перевода государственной собственности в личную регулирует закон «О приватизации жилищного фонда в Российской. «"Приватизация жилья стала возможной еще в бывшем СССР в самом конце 1980-х годов. Руководитель Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина Владимир Назаров предложил рассмотреть приватизацию в пользу пенсионеров.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий