Новости функциональная грамотность на уроках географии

В соответствии с планом работы РМО учителей географии на базе МБОУ Дзержинская средняя школа №1 15 декабря 2022 года состоялось очередное заседание по теме «Особенности формирования функциональной грамотности на уроках географии». -В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через работу с текстом учебника, картой и статистикой.

«Информационно-методический центр»

Опыт работы педагогов школ утвердил устойчивое понимание, что осуществлять движение по формированию функциональной грамотности в школах района необходимо далее во взаимодействии друг с другом. Закончилась работа семинара тезисом для размышления, что любой современный урок географии должен формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся. Педагоги посмотрели урок географии в 9 классе по теме «Европейский север - хозяйство», учитель Мартынова О.

Литература: Беловолова Е. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. Болотникова Н. Гакаев Р. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Кемельбекова Г.

Краснодар, февраль 2016 г. Основные термины генерируются автоматически : функциональная грамотность, географическая информация, география, компетенция, умение, функциональная грамотность учащихся, естественнонаучная грамотность, знание, необходимая информация, формирование. Ключевые слова.

Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла привела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и носорогов.

Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичка фенёк осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный самум, несущий смерть всему живому». На развитие внимания предлагаю задания 1. Продолжите предложенный текст. Задайте вопросы по данному тексту. Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице.

Дан перечень некоторых объектов, понятий и т. На развитие мировоззрения можно использовать задания: 1. Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности, описываемых данным свойством, явлением и т. Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученного материала. Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которых горит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Ответ обоснуйте.

Подумайте, как человек может использовать в своей практической деятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живые организмы. Для того чтобы естественнонаучную грамотность успешно сформировать нужно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся осознавали его ход и активно в нем участвовали. Но не всякая деятельность на уроке интересует учащихся: привлекают ребят поиск, исследования. Интерес развивается активно, если удовлетворяется естественное стремление ученика самому «открывать» новое и вырабатывать собственное суждение. Переход от наблюдения к предсказанию результатов эксперимента, осуществляемому на основе теоретического анализа — эту работу можно проводить при выполнении исследовательских заданий на повторение и закрепление материала. Описание многих удивительных явлений природы может также послужить основой для создания ситуации неожиданности. Кроме того, можно использовать ситуацию опровержения, которая создается в тех случаях, когда учащимся предлагается доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, опровергнуть антинаучный вывод и др.

Самостоятельный эксперимент учащихся на уроках способствует усвоению, закреплению материала, развивает их творческие способности. Это осуществляется в форме практической работы. Одним из основных средств формирования естественнонаучной грамотности является выделение общей для всех естественнонаучных предметов номенклатуры учебных заданий, которые непосредственно направлены на формирование компетентностей естественнонаучной грамотности. Используя физическую и климатическую карты, приведите примеры территорий с благоприятным и неблагоприятным для ведения сельского хозяйства климатом на любом материке, кроме Антарктиды. Представьте себе, что Вы — существо с неограниченными возможностями влияния на природу Земли, в том числе на климатообразующие факторы. Где на планете Вы хотели бы изменить климатические условия? Что бы вы предприняли, чтобы этого добиться?

Предположите, как изменения климата в районе Ваших экспериментов скажутся на климате прилегающих территорий. А на климате планеты? Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА: а Фермер выбирает участок для закладки нового фруктового сада. Ему нужен участок, на котором весной рано сходит снег, а летом почва лучше всего прогревается солнцем. Он также должен иметь расположение, удобное для вывоза собранного урожая на консервный завод. Определите, какой из участков, обозначенных на карте цифрами 1, 2 или 3, больше всего отвечает указанным требованиям. Для обоснования Вашего ответа приведите два довода.

На рисунках представлены показания часов в этих городах в тот момент, когда в Нижнем Новгороде полдень. Запишите под каждым рисунком, как отображается то же самое время на электронных часах в этих городах. Ирина живёт в Нижнем Новгороде. Урок по какому предмету у Ирины в школе в указанное Вами время? Используйте для ответа приведённое расписание уроков. Урок по какому предмету в это же время у её сверстницы Анны, которая живёт в Иркутске, если у неё такое же расписание уроков, что и у Ирины. Задания ВПР 7 класс.

Они способны выбирать, сравнивать и оценивать соответствующие стратегии для решения сложных проблем, связанных с этими моделями. Могут мыслить стратегически, используя хорошо развитые навыки мышления и умение рассуждать, вникать в суть ситуации. Они аргументируют свои решения, обосновывают выводы. Они могут интерпретировать, аргументировать и объяснять свои решения.

Они способны построить простую модель и на ее основе выбрать и применить простые стратегии решения проблем. Они обычно демонстрируют способность работать с процентами, дробями и десятичными числами, а также с пропорциональными отношениями. Они могут извлекать соответствующую информацию из одного источника и использовать один способ наглядного представления. Могут использовать основные алгоритмы, формулы, процедуры для решения проблем, связанных с целыми числами.

Они способны идентифицировать информацию и выполнять рутинные процедуры в соответствии с прямыми инструкциями в конкретных ситуациях. Занятие 5. Они могут различать аргументы, которые основаны на научных данных и теориях, и аргументы, основанные на других соображениях. Они могут проводить эксперименты, включающие две или более независимые переменные, для ограниченного круга задач.

Учащиеся могут интерпретировать данные, относящиеся к не слишком сложному набору данных, или в не вполне знакомых контекстах, получать выводы, вытекающие из анализа данных, приводя обоснование своих выводов.

География. Городское МО

Педагоги обсудили проблемы развития функциональной грамотности у обучающихся, выявили пути решения проблемы, одним из которых является переход к «задачному подходу»: по уровням знаний и творчества; способам подачи материала видам формулировок ; уровням рефлексии; направленности на формирование личностной позиции школьников. В работе семинара приняло участие 74 человека. Деятельность образовательного мероприятия носила творческий и продуктивный характер.

Авдеева, методист отдела развития общего образования, дополнила предыдущее выступление методическими рекомендациями по формированию финансовой грамотности на уроках географии в 7 классе. Об опыте формирования этого и других видов функциональной грамотности рассказали учителя географии Н.

Петрозаводска и Е. Фанягина» , продемонстрировав примеры заданий и оценив результаты, которые получаются при их применении. Кузнецова и З. Минеральные удобрения» 9 класс с элементами формирования функциональной грамотности.

Кто из лётчиков не смог выполнить задание? Задание 3. Даже самые южные из Алеутских островов покрыты тундрой. Комсомольск-на-Амуре лежит в зоне тайги. А самый южный? Задание 4. Гек Финн утверждал, что «карта врет», так как на той карте, которой они использовались во время полета, разные штаты окрашены в разные цвета, а на самом деле «их цвет один и тот же-зеленый. Какой картой пользовались путешественники? Какой правильнее было бы пользоваться?

Задание 5. Слайд 11 При наступлении, какого природного явления актуальны такие рекомендации? Задание 1. Переходить по льду необходимо по оборудованным переправам, но если их нет, то прежде, чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности. Прочность льда рекомендуется проверять палкой. Проверять прочность льда ударами ноги опасно. Если после первого удара лед пробивается, и на нем появляется вода, нужно немедленно остановиться и идти обратно, по своим следам. Шаги в обратном направлении необходимо делать не отрывая подошв от льда.

Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.

А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти. Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности - цель географического образования. В географии главный метод исследования - картографический. К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания: задания на определение географического объекта по его координатам и обратная - нахождение географических координат объекта задание, требующее владения приемом наложения карт задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты. Работа со статистическим материалом.

The subscription plan has expired

Формирование функциональной грамотности в процессе изучения конкретных школьных дисциплин – задача сравнительно новая и вызывающая множество вопросов у учителей. М.Д. Борисова, учитель географии ГБОУ НАО «СШ №4 с углубленным изучением отдельных предметов», представила свой опыт по формированию у обучающихся глобальных компетенций, рассказала об особенностях формирования этого направления функциональной грамотности. Предлагаемая статья представляет собой описание опыта работы учителя по формированию глобальных компетенций как компонента функциональной грамотности учащихся на уроках географии. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Похожие статьи. В соответствии с планом работы РМО учителей географии на базе МБОУ Дзержинская средняя школа №1 15 декабря 2022 года состоялось очередное заседание по теме «Особенности формирования функциональной грамотности на уроках географии».

Вы точно человек?

Технологии формирования функциональной грамотности по географии На глобальном уровне признаётся, что значимость человека для общества во многом определяют навыки XXI века: умения решать проблемы, сотрудничать, мыслить критически и креативно. Формирование функциональной грамотности на уроках географии как способ повышения качества образовательных услуг. Формирование функциональной грамотности на уроках мысль,когда ни с кем не делится она?Что гордый ум,когда он сам в себе замкнётся?Что рукопись,когда она не прочтена?Душа,когда она к другой душе не рвётся? В статье рассматриваются методы формирования функциональной грамотности на уроках географии. Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Заглавие документа: Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках географии в контексте практико-ориентированных заданий.

Формирование математической и финансовой грамотности на уроках географии

Обновленный ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Это не просто овладение знаниями и умениями, но и способность применять их при решении широкого круга жизненных задач в различных сферах деятельности. В рамках семинара педагоги общеобразовательных учреждений города ознакомили учителей с заданиями по оценке функциональной грамотности и обозначили типичные ошибки учащихся. Были проанализированы подходы к оценке уровня сформированности функциональной грамотности в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации по географии.

Программисты-геоинформатики — перспективное направление, способное заинтересовать молодежь. Основная часть лекции была посвящена развитию функциональной грамотности на уроках географии. География — то поле, в котором применимы все измерения функциональной грамотности, то есть умение применять полученные знания в реальной жизни: на уроках географии учат и читать, извлекая из источника смысл прочитанного географические карты , и интерпретировать данные, и решать задачи, тесно связанные с повседневной жизнью, и использовать опыт чувственного восприятия мира. Форсайт-сессию провела Елена Вершинина, руководитель Ассоциации учителей географии Свердловской области. Целью была обратная связь и новые идеи по развитию фестиваля от его участников. Были высказаны идеи сделать фестиваль выездным, учредить конкурс «Лучший учитель географии» и т. Гость фестиваля Иван Колечкин предложил проводить фестиваль 2 раза год, в холодное время — в нынешнем формате, а летом — в формате турслета.

Охрана природы. Природные особо охраняемые территории. Включение данного раздела способствует формированию у обучающихся уже в начальном курсе географии понимания существования экологических проблем на глобальном уровне.

Развитие предметных результатов — заключается в применении понятий «почва», «плодородие почв», «природный комплекс», «природно- территориальный комплекс», «круговорот веществ в природе» для решения учебных и практико-ориентированных задач; приводить примеры изменений в изученных геосферах в результате деятельности человека на примере территории мира и своей местности, путей решения существующих экологических проблем — пример формирования практических навыков использования географической информации. Заключительная тема «Взаимодействие природы и общества» дополнена: Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая, преодоления отсталости стран, продовольственная — и международные усилия по их преодолению. Программа ООН и цели устойчивого развития.

Данная тема продолжает развитие компетенций обучающихся в области экологии, формирует глобальный взгляд на мир и способствует осознанию важности устойчивого развития. Тема «География своей местности» разнесена по темам раздела «Природа России». В заключительной теме «Человеческий капитал России» изучается: Качество населения и показатели, характеризующие его.

ИЧР и его географические различия. Включение краеведения в разделы темы «Природа России» является логичным, поскольку теоретический материал будет детализирован на примере конкретной территории, что способствует деятельностному обучению, формированию компетенции выявлять причинно-следственные связи. Материал темы «Человеческий капитал России» рассматривается как главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, что особенно актуально для развития нашей страны в настоящий период, позволяет применять понятия «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и или практико- ориентированных задач.

В теме «Обобщение знаний» раздела «Хозяйство России» изучаются: Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в изменении территориальной структуры хозяйства России. Особые экономические зоны ОЭЗ. Территории опережающего развития ТОР.

Факторы, ограничивающие развитие хозяйства. Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. Государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития.

При изучении данной темы усилены акценты на изучении явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки. Это позволяет развивать предметные результаты - формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире. Таким образом, программа становится более современной, актуальной и как следствие более интересной для учащихся.

С целью реализации краеведческого подхода в обучении в 8-9 классах рекомендуется введение учебного курса модуля «География родного края». Примерная образовательная программа учебного курса «География родного края» предметной области «Общественные науки» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию протокол от 28 сентября 2021 г. Отбор часовой нагрузки, форм организации обучения осуществляется с учётом содержания и практической значимости курса, а также возможностей образовательной организации.

Возможно следующее распределение нагрузки при изучении курса: по 1 часу в неделю в 8 и 9 классах; 1 час в неделю в 8 или 9 классе.

Ярославля, прошёл открытый урок географии, на котором была представлена работа с обучающимся по формированию функциональной грамотности. В ходе групповой деятельности на уроке ребята определяли страну-производителя продуктов потребительской корзины, факторы размещения производств, рассчитывали финансовую выгоду от приобретения однотипной продукции разных производителей и т.

Функциональная грамотность на уроках географии

Представлен опыт работы по формированию функциональной грамотности не только на уроке, но и на занятиях по внеурочной деятельности по географии. Основными содержательными составляющими функциональной грамотности являются. Технологии формирования функциональной грамотности по географии На глобальном уровне признаётся, что значимость человека для общества во многом определяют навыки XXI века: умения решать проблемы, сотрудничать, мыслить критически и креативно. Функциональная грамотность — способность эффективно использовать полученные знания, умения и навыки в конкретных жизненных ситуациях. Формирование функциональной грамотности учащихся по географии. Что такое функциональная грамотность, какие приёмы и методы использовать на уроках географии для её формирования.

Вы точно человек?

Интерпретация предполагает трактовку обучающимися информации об объекте, представленной в текстовой, графической форме текстовая, графическая, символьная информация. Формулировка задачи предполагает распознавание объекта или рассмотрение его взаимосвязей с другими объектами. Задание на рациональное и нерациональное природопользование: Компетенции и умения: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Для выполнения задания необходимо установить причинно— следственную связь между технологией вторичного использования сырья и глобальными проблемами истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды. Как вторичное использование сырья решает проблему истощения ресурсов и загрязнения окружающей среды?

Третья компетенция, которую формирует естественнонаучная грамотность это проведение учебного исследования. На основании предложенной информации предлагается задание на самостоятельное описание эксперимента по проверке гипотезы, которая частично сформулирована в ответе. Это умение предполагает, что обучающиеся сформулируют свое мнение с опорой на собственные знания и опыт ----Задание по климату Южной Америки. Компетенции и умения: умение проводить учебное исследование.

Учащиеся по климатической карте должны провести учебное исследование, сопоставить климатообразующй фактор и его влияние на уровень влажности климата материка и т. С помощью карты определите, для какого из показанных на карте городов был составлен этот прогноз. Санкт-Петербург Б. Москва В.

Мурманск Г. Требования к читательской грамотности включены в ФГОС ООО в виде метапредметного образовательного результата, именуемого как «смысловое чтение».

Спикеры отметили, что ведущая роль в формировании функциональной грамотности у обучающихся принадлежит учителю. В помощь педагогам разработаны цифровые ресурсы, которые можно использовать в работе. Участники также рассуждали о том, что такое креативное мышление, какие методы и приемы помогают формировать критическое мышление. Подводя итоги семинара, преподаватель кафедры естественно-научного, математического образования и информатики СПб АППО Роман Гаврилин рассказал о технологиях формирования функциональной грамотности, отметил, что в быстро меняющемся мире функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих формированию умения принимать грамотные и ответственные решения.

Урок по какому предмету в это же время у её сверстницы Анны, которая живёт в Иркутске, если у неё такое же расписание уроков, что и у Ирины. Задания ВПР 7 класс. Рассмотрите схему природного процесса и выполните задания.

Запишите в ответе порядковые номера этапов. Ристо и Чоу познакомились на чемпионате мира по футболу. Ристо живёт в столице Финляндии, а Чоу — в столице Китая. Подростки общаются через Интернет, и при общении им приходится учитывать разницу во времени между их городами. Примеры заданий, проверяющих читательскую грамотность школьников: 1. Антарктическая кругосветная экспедиция В декабре 2016 г. Кейптаун в большое плавание отправилась команда Антарктической кругосветной экспедиции, которая завершилась в марте 2017 г. Это масштабный исследовательский проект Швейцарского полярного института и Российского географического общества РГО. Экспедиция прошла по намеченному маршруту на российском научно — исследовательском судне «Академик Трешников», оснащенном современными научными лабораториями, вспомогательными плавсредствами и даже тремя вертолетами.

На борту судна находились 50 студентов из университетов разных стран мира, которые принимали участие в проекте «Морской университет РГО». В его рамках в течение 25 дней молодые специалисты под руководством опытных ученых проводили океанографические и гидрометеорологические исследования в пределах антарктического и субантарктического климатических поясов. Запишите развернутый ответ в Объясните, почему период с декабря по март наиболее благоприятен для проведения исследовательских работ экспедиции. Запишите развернутый ответ 2. Определите регион России по его краткому описанию. Эта область расположена в Европейской части страны и граничит с зарубежными странами. Большое значение имеет наличие на ее территории железных руд и руд цветных металлов. На территории области работает крупная АЭС. Решающую роль в самостоятельном учении играет книга, учебник.

Ушинский говорил, что «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать прочитанное — вот в чем главное дело». Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем Различают разные виды текстов. По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют: 1. Чтение поисково-просмотровое в результате, которого читатель получает самое общее представление о содержательно-смысловом плане текста: о чем идет в нем речь. В естественном процессе коммуникации этот вид чтения выполняет важную роль: из большой массы информации текста параграфа выбрать именно ту, которая необходима, и исключить необязательное и второстепенное. Ознакомительное чтение, целью которого является извлечение основной информации. Ознакомительное чтение контролирую с помощью следующих упражнений: прогнозировать содержание по заголовку и иллюстрациям; ставить вопросы к основной информации и отвечать на них; выбирать заголовок, адекватный содержанию текста; делить текст на смысловые части и озаглавливать. Изучающее или смысловое. Оно представляет собой внимательное вычитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста.

Изучающее чтение практикую обычно на небольших по объему текстах определенной степени трудности, так как его главная цель — качественная сторона чтения, полнота и точность понимания: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Задания на функциональное чтение 1. Сортировка по группам. Назвать, составить список. Выделение признаков. Иная формулировка. Подборка примеров. Формулировка вопросов. Сравнение и сопоставление объектов.

Проверка, мысленная экспертиза. Разработка дизайна, сайта. Создание плаката, комикса. Информация как факт или мнение. Достоверность информации. В географии важна работа с картой. Так как любой человек должен уметь использовать карту в практических целях.

Формирования функциональной грамотности на... Согласно программе семинара, руководителям МО и учителям географии региона были предложены для рассмотрения и изучения следующие вопросы: функциональная грамотность как инструмент образования; особенности формирования функциональной грамотности учащихся на уроках географии; интегративные компоненты функциональной грамотности; исследование Международной оценки образовательных достижений учащихся — PISA. Педагоги обсудили проблемы развития функциональной грамотности у обучающихся, выявили пути решения проблемы, одним из которых является переход к «задачному подходу»: по уровням знаний и творчества; способам подачи материала видам формулировок ; уровням рефлексии; направленности на формирование личностной позиции школьников.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий