Правоохранители завершили уголовное дело в отношении одного из бывших учредителей крупнейшей в Приморье сети стоматологий Армена Бабакохяна, обвиняемого в РИА Новости. Наказание батогами было менее тяжко и назначалось за менее важные преступления. В жалобе Батогов А.Н., ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения и допущенные в ходе производства по делу нарушения процессуальных.
Дело Батагами (2014) скачать торрент
Позднее суд в Москве получил жалобу защиты Тимура Иванова на его арест. Ранее силовики оценили сумму взятки Иванову в 1 млрд рублей. Все новости на тему:.
Молдавский господарь Лупу, узнав о выступлении казаков на Молдавию, послал письма королю и Калиновскому, попросил у поляков помощи.
Отмечал, что представился удобный случай напасть на разделённые силы казаков. Польский король обещал поддержку. Гетман Калиновский, который сам искал руки молдавской княжны, решил напасть на отряд Тимофея, считая, что тот действует сам по себе.
Калиновский расположил войска на равнине на Южном Буге под Батогом. Шляхте казалось, что позиция удобная: лагерь на ровном поле, имея впереди Южный Буг, а позади обрывистую гору Батог. С двух сторон лагеря находились леса и болота.
Король направил на помощь Калиновскому отряд шляхты. Разгром отряда Тимофея должен был стать победным началом новой кампании против Хмельницкого. Разгром у Батога Получив известие, что к Калиновскому идёт подкрепление, Хмель быстрым маршем пошёл навстречу неприятелю, чтобы предупредить соединение вражеских сил.
Польская конница атаковала крымцев и опрокинула их передовые отряды. Высланный Калиновским в сторону Ладыжина отряд был разгромлен казаками, которыми командовал сын Хмельницкого. Вскоре подошли новые отряды татар и казаков и загнали поляков в лагерь.
Слухи об огромной армии казаков и татар деморализовали поляков, которые шли в поход с мыслью о лёгкой победе над небольшим отрядом Тимофея. Ночью подошли основные силы Хмельницкого. Казаки обложили польский лагерь, который из-за небрежности шляхты и их уверенности в близкой победе был плохо укреплен.
Генерал Зигмунд Пшиемский предложил прорываться к Каменцу, прикрываясь пехотой с артиллерией, но Калиновский решил дать бой, надеясь на скорое подкрепление. Тем временем среди поляков началась паника. Шляхетская конница попыталась спастись бегством, бросив пехоту.
Но Калиновский приказал немецким наемникам стрелять по дезертирам. В ответ группы шляхтичей пытались атаковать позиции пехоты. Начался пожар, который усугубил беспорядок.
Воспользовавшись беспорядком и хаосом во вражеском лагере утром 23 мая 2 июня казаки пошли в новое наступление. Крымцы ударили с южного направления. Растерянное, плохо организованное польское войско не смогло оказать серьёзного сопротивления.
Линия обороны была прорвана. Шляхетская конница снова бросилась бежать, часть перехватили казаки, часть утонула в реке, часть настигли местные крестьяне и забили как диких зверей. Только часть конницы смогла прорваться.
Казаки и крымцы ворвались в лагерь. Началась жестокая и кровавая бойня, которая продолжалась до ночи. Вокруг Калиновского собрался отряд, который дрался до конца.
Погиб и сам гетман. Лагерь пал. Немецкие наемники, которые оказались наиболее боеспособной частью польского войска, ещё некоторое время оказывали сопротивление в земляных укреплениях в извилине Буга.
Наёмники отбили первые атаки, но и их оборону вскоре сломали. Пехота была почти полностью перебита.
В том же столетии законы германских княжеств взяли под защиту охотников, "кроме тех, которые ставят сети и закладывают капканы: эти нигде и никогда не должны иметь мира". Подобные указы принимались и в России.
В XVII в. В 1635 г. Нарушившие его наказывались штрафами, битьем батогами и тюрьмой. Соборное Уложение 1649 г.
Оно закрепляло деление угодий на общие, царские и государственные казенные , где запрещалась свободная охота. Строго определялись породы, размер и количество рыбы для царского стола, годовой объем добычи и переработки ископаемых соли, глины. Оговаривались и орудия лова, что обеспечивало щадящие виды промысла. Частые неводы, железные капканы, пищали для охоты на птиц запрещались.
Иностранец в Москве писал: «Палач бьет так жестоко, что с каждым ударом обнажаются кости. Таким образом его наказываемого растерзывают от плеч до пояса. Мясо и кожа висят клочьями. Если же наказание происходит зимой, то кровь в ранах тотчас же замерзает и становится твердой, как лед». Наказание совершалось медленно, «ударов 30 или 40» в час, по свидетельству Катошихина. Иногда процедура тянулась от восхода до заката солнца. Катошихин продолжает: «Некоторые наказанные таким образом молодцы натягивают на израненную спину свою шкуру только что убитой овцы и этим способом скоро излечиваются от ран». Многие умирали под кнутом. Исход зависел не столько от количества ударов, сколько от их силы.
Иногда наказываемые выдерживали и 300 ударов, а иногда первый же удар ломал позвоночник. Батоги Более легким наказанием считалось битье 6атогами — палками или толстыми прутьями с обрезанными концами. На правеже ими выколачивали подати и недоимки; господа били ими слуг, а служилые люди — подчиненных. По суду их назначали за воровство, дурные слова про царя, за ложное слово и дело. И подьячему, который пил за здоровье царя и не снял шляпы. При наказании виновного клали на землю лицом вниз; один палач садился ему на ноги, другой на голову, обхватив коленями его шею. Каждый брал по два прута толщиной в мизинец и били виновного по спине и ниже до тех пор, пока распорядитель наказания не прекращал его или пока не ломались батоги. Во время производства экзекуции преступник должен был кричать «виноват», а по окончании кланяться палачам в ноги. Если он этого не делал, то его били до тех пор, пока он не закричит «виноват».
Закапывание в землю «живьем» завершает варварский цикл пенитенциарной системы рассматриваемой нами эпохи, точнее — цикл регламентированных телесных наказаний. В русском уголовном праве использовалось также колесование, подвешивание за ребро, заливание горла металлом для фальшивомонетчиков. Но это скорее история смертной казни. Закапывание в землю так, чтобы торчала только голова, применялось к женщинам, отравительницам своих мужей. К казнимым приставляли надсмотрщика, который не позволял давать им ни есть, ни пить.
Раздумья о батогах...
Раздумья о батогах...: schtirlin — LiveJournal | Громкое дело об убийстве Салтанат Нукеновой получило резонанс в инфополе стран бывшего СССР. |
По факту нападения на губернатора Чибиса возбуждено дело | Долгое время в уголовном деле не было ни одного обвиняемого по 132 УК РФ «насильственные действия сексуального характера» сотрудника. |
Избиение отступников БАТОГАМИ или Неподчинение государству(Слово кающегося грешника)
В Алматы передано в суд уголовное дело в отношении женщины, которую обвиняют в жестоких истязаниях несовершеннолетней дочери. 1 октября 1762 года уголовное дело помещицы Салтыковой было принято к рассмотрению в московской Юстиц-коллегии. Уже в судебниках Киевской Руси можно узнать, что пытками-наказаниями были избиение батогами, розгами или кнутом и клеймение. В Приморье завели дело на мужчину, зарубившего собаку на глазах у детей. Но батоги стали применяться за мелкие провинности только в XVI веке, а свое широкое применение они получили уже в XVII столетии.
За что можно было словить не кнута, но батогов по Соборному уложению Тишайшего царя?
спросила она депутата, передает РИА «Новости». Материалы по теме. Что делать с должниками – лупить их батогами? На любой встрече с разгневанным народом после любой аварии на водоводе чиновники любят напоминать о. Детективный сериал режиссера Оксаны Сидоренко с Андреем Чадом в главной роли. Защита обжаловала арест предпринимателя Сергея Бородина, который обвиняется в соучастии при получении взятки замминистра обороны РФ Тимуром Ивановым.
За что можно было словить не кнута, но батогов по Соборному уложению Тишайшего царя?
Отмечалось, что это произошло на глазах у детей из местной школы. Краевая полиция сообщала, что прибывшие на место для проверки сообщения полицейские не обнаружили следов преступления, а предполагаемый убийца собаки свою причастность отрицал. Как сообщает УМВД по Приморскому краю, опрошенные очевидцы происшествия, напротив, указывали на причастность 57-летнего мужчины к преступлению. Подозреваемого задержали и доставили в отдел полиции для разбирательства.
За использование русского языка в украинских школах учителей и учеников нужно бить батогами. Об этом заявил депутат Киевского городского совета Игорь Мирошниченко, передает Хроника. Что, нужно к батогу возвращаться?
Почему-то в Соборное уложение 1649 года крайне серьезный документ, разрабатывавшийся сообща большим количеством людей включили батоги именно за эти прегрешения, а не за какие-либо другие. Уточнение: батоги гибкие палки - это значительно менее больно и опасно, чем кнут. А кнут в том Уложении тоже есть, не сомневайтесь...
Эпоха, конечно, другая - на 100 лет позже. А вот принцип тот же самый Эпоха, конечно, другая - на 100 лет позже. А вот принцип тот же самый Итак, кто и за что мог отведать батогов по законодательству Алексея Михайловича Тишайшего...
Да ещё за рулём! Так и вижу: водитель тщательно отмеряет специальным дозиметром 49 граммов водки, чтоб не более 0,3 промилле получилось, принимает внутрь и дисциплинированно едет по просторам дорог.
На неизвестных, избивших Бато Багдаева, заведут уголовное дело
ДЕЛО БАТАГАМИ,, ДЕЛО №8,,Дело батагами,, Поиск. Смотреть позже. А если так дело не пойдет, то, может, официально открыть конюшню при главе, чтобы он ручки не пачкал? Не понял подчиненный – на конюшню его и батогами, батогами! лиховали не делом, имать на Великого Государя пени, против двадцать осьмой статьи, да им же за то чинить наказание по указу Великого Государя.
На неизвестных, избивших Бато Багдаева, заведут уголовное дело
Интересные мы существа - человеки! Наказания и были, и есть, а надежда, что вот Я не попадусь тоже никуда не девается алексей маркин пункт 3-й неплохо бы возродить в современных условиях Константин Полиновский Один удар кнутом официально приравнивался к 4 ударам батогами или 12 ударам розгами. Но розги до начала XIX века считались "детским наказанием" - поэтому в "Соборном уложении" они не упоминаются. Интересная деталь: по уровню воздействия плети считались примерно на одном уровне с батогами, но их назначали только за уголовные преступления, а батоги, как видно из статьи, использовали почти исключительно за административные правонарушения кстати, рыбы в то время в реках было много - очевидно, поэтому кража рыбы считалась "мелочёвкой". Но плети, в отличие от батогов, рвали кожу - поэтому задержанных подозреваемых обязательно проверяли на наличие следов от порки плетьми, что свидетельствовало о судимости по достаточно тяжелой статье.
Эти злодеи безжалостно пороли несчастных, выставляли раздетыми на мороз, топили в бочках. Вина жертв нередко сводилась к неидеально помытым полам или неудачно приготовленному кофе. Феминизм и почва в романе Натальи Соловьевой Сама Салтыкова при этом вела совершенно обычный образ жизни.
Она вращалась в московском свете и даже заводила романы: известно, что ее любовником был капитан Николай Андреевич Тютчев — дед знаменитого в поэта. Молодой человек занимался сверкой кадастровых границ имений, которые в те времена были достаточно условными, и так познакомился с молодой вдовой. Их отношения продлились как минимум три года. Беглые крепостные и капитан Тютчев Бесчинства Дарьи Салтыковой продолжались почти пять лет. Слухи по Москве ходили, но мер не предпринималось. И лишь в 1762 году полиция занялась этим делом, причем для этого потребовалось личное вмешательство императрицы Екатерины. Как потом выяснит следствие, в московский департамент полиции крепостные Салтыковой обращались более двадцати раз, но все доносы заканчивались бедой для самих челобитчиков. И тогда Ермолай Ильин и Савелий Мартынов решились на отчаянный шаг — добраться до столицы и передать жалобу только что занявшему престол императору Петру.
У обоих мужиков Салтыкова убила жен, причем у личного конюха барыни Ильина это была третья жена, которую уморила помещица. Он был в отчаянии, обещал отомстить, за что был посажен в специальный подвал, фактически в частную тюрьму Салтыковой. Чтобы выйти, Ермолаю пришлось притворно раскаяться, после чего они вместе с Мартыновым бежали и отправились в Петербург. Фото: commons. Салтыковой над крестьянами. Случилось это летом 1762 года, вскоре после ее восшествия на престол. Прошение было принято и передано в юстиц-коллегию, после чего по инстанции вернулось в Москву. Вероятно, одновременно в столицу пришла и жалоба капитана Тютчева — он собрался жениться и разорвал отношения с Салтыковой, после чего отвергнутая помещица стала мстить.
Сначала ее крепостные пытались сжечь дом Тютчева, а затем помещица приказала устроить в лесу засаду на капитана и его невесту. Тютчев об этом узнал крестьяне Салтыковой, которые не хотели совершать преступление, тайком ему сообщили , обратился по инстанции и ему выделили в охрану отряд драгун.
Этот портрет обычно выдают за изображение Салтычихи, но это не она. Понятно лишь, что до овдовения эти наклонности не проявлялись. Преследованиям Дарьи подвергались за редким исключением молодые девушки.
Незадолго до смерти все они, как правило, поступали на службу горничными непосредственно в барский дом. Поводом для жесткого избиения и пытки служило «халатное» отношение к своим обязанностям: плохо вымытые полы, остывший кофе, небрежно заправленная постель. Салтыкова могла долго наблюдать за тем, как девушка моет пол, а затем, если находила малейшую оплошность, стегала прислугу розгами или била тем, что попадётся под руку, — скалкой, поленом или просто кулаками. Так произошло с крепостной по имени Катерина Семёнова, которую Салтычиха забила до смерти плетью и батогами. Избиение батогами.
Если помещица уставала наносить удары, она поручала это своим «поверенным» из крестьян, так называемым «гайдукам», которые добивали жертву. Наблюдая за исполнением приказа, она могла «подбадривать» их заверениями, что ни им, ни ей за это ничего не будет. Одним из излюбленных способов пытки у Салытковой было прижигать провинившимся девкам уши горячими щипцами. Кроме того, она голыми руками вырывала у них клочья волос, а однажды и вовсе свечой подожгла девке косы, а после приказала добить её. Тело несчастной после вынесли в гробу на мороз, а на грудь положили её новорождённого ребёнка, который замёрз насмерть.
Ещё одна девушка по приказу Салтыковой была загнана в пруд, где должна была стоять по горло в воде. На дворе был ноябрь — через несколько часов она скончалась. Донос о «смертоубийственных делах» Несмотря на то, что до отмены крепостного права было ещё 100 лет, крестьяне, в общем-то, могли пожаловаться на своеволие помещика. Но это в теории. На практике такие дела очень редко рассматривались судом, а крепостных обвиняли в оговоре хозяина и жестоко наказывали.
Тем не менее за пять лет, в течение которых Салтычиха учиняла зверства, крепостные составили на неё 21 жалобу. Все эти истории «замяли» — о доносах компетентные органы сообщали самой помещице, а она откупалась деньгами или же просила помощи у своих всесильных знакомых. Салтычиха считала себя неприкосновенной. Всё изменил случай. Двое крепостных, Емельян Ильин один из её «гайдуков» и Савелий Мартынов, решили дойти с жалобой прямо до императрицы.
Ильин потерял трёх жён, одну за другой, все они скончались под пытками помещицы. Мужчины решились на побег, и в начале июня 1762 года прибыли в Петербург. Неизвестно, каким образом им удалось найти человека, который, во-первых, имел доступ во дворец, а, во-вторых, согласился выполнить просьбу и передать жалобу, но дело всё-таки было сделано.
А которые разбойники, или тати или смертные убийцы за свои вины доведутся смертные казни, и на которых людей говорили они в расспросах и с пыток в каких воровствах до казни, а идучи к казни, учнут с тех людей сговаривать, и их расспрашивать пространными речами против двадесятой статьи, а что они скажут, и тому верить.
А которые истцы в Разбойный приказ приносят челобитные на разбойников, а в челобитных своих пишут, что те разбойники с пытки тех разбоев в убийствах винятся, а после того, спустя долгое время, те ж истцы приносят к делу заемные кабалы на тех людей, которых разбойники побили; а писаны в тех кабалах в заимщиках, те их побитые люди без поручиков, и рук заимщиковых у тех кабал нет, а у иных кабал в их место руки есть иных людей, а год и числа в тех кабалах писаны до убийства тех людей года за два, или за три и больше; и по тем кабалам за убитых должников на оговорных людях долги не править, потому, что они те кабалы приносят к делу спустя многое время, и тем кабалам верить не чему. Которые истцы с разбойниками, или с приводными людьми в разбойных делах, а не в своем иске, не дожидаясь указа, учнут мириться, и мировые челобитные учнут в приказ приносить, и тот их мир ставить не в мир, и разбойником указ чинить, по указу Великого Государя; а на истцах за то имать пени по пятидесят рублей, не мирись с разбойниками; а в своем иске мириться свободно. А на которых людей истцы бьют челом в татьбах и в разбоях именно без поличного и без язычной молки и не по лихованным обыскам, и тех челобитчиков отсылать в Судный приказ, где кто судим; а будет в Судном приказе сыщется про то допряма, что те дела разбойные, и дошли до пыток, и тех истцов и ответчиков из Судного приказа отсылать в Разбойный приказ, а в городах к воеводам тех дел не отсылать, и судные и разбойные дела вершить сыщикам. Будет кто купить лошадь на Москве, или в городах, и в уездах, и те лошади купцом записывать в таможенные книги, в шерсть, и в лета, и в приметы; а кто купя лошадь, в книги не запишет, а сыщется про то допряма, и на нем за то взять протаможье по указу Великого Государя; а будет у него за такую незаписную лошадь кто поймается, и взыщет с той лошадью чего иного, и у него ту лошадь взяв, отдать истцу, а в достальном иске дать на него суд, и с суда учинить указ по делу.
А будет кто купит лошадь, будучи на Государеве службе в полках служилый у служилого ж, а иной у него за ту лошадь поймается, а тот, у кого он тое лошадь купил, в той лошади запрется, и скажет, что он ту лошадь не продавывал; и ему на того продавца в том дать суд, а по суду и по сыску меж ними указ учинить по делу, а без суда в таких лошадях, которые куплены будут в полках, никого не винить, потому, что на службе такие лошади служилые люди покупают без записки. А будет в исковых челобитных чему цены будет не написано, и тому цену положить; по сему Великого Государя указу: конь осмь рублев, кобыла нагайская шесть рублев, жеребенок нагайский три рубля, мерин четыре рубля, кобыла русская три рубля, жеребенок русский трех лет полтора рубля, кобыла русская ж трех лет полтора ж рубля, корова два рубля, бык два рубля, теленок годовой двадцать алтын, свинья, или боров кормленой двадцать же алтын, поросенок однолетний пять алтын, овца шесть алтын четыре деньги, баран пять алтын, баран молодой три алтына, козел четырех или пяти лет полтина, козел трех лет тринадцать алтын две деньги, козел годовик осмь алтын две деньги, коза осмь алтын две деньги, козленок молодой три алтына. А хлебу всякому класть цену как в котором году хлеб учнут в торгу купить. Гусь живой три алтына две деньги, гусь битый два алтына, утка живая два алтына ж, утка битая осмь денег, кура индейская шесть алтын четыре деньги, курица русская осмь денег.
Статьи об убийственных делах. Где в городах на посадах и по слободам и в уездах, в волостях, в селах и в деревнях учинится убийство смертное, а убьет до смерти боярский человек боярского ж человека, и того убийцу пытать, которым обычаем то убийство учинилось, умышлением ли, или пьяным делом, а не умышлением; и будет убийца учнет говорить с пытки, что убил неумышлением, в драке, пьяным делом: и того убийцу бив кнутом, дать на поруку с записью, что ему впредь так не воровать, и взяв по нем поруку, выдать тому, у кого он человека убил, с женой и с детьми в холопы, а жены и детей убитого человека у того боярина, у которого человека убили, не отымать; а будет истец станет бить челом о долге убитого, что он был должен: и в долгу отказать; а будет тот челобитчик, кому того убийц учнут отдавать, вместо убитого его человека, Великому Государю бить челом учнет, что тот убийца вор, и взять ему к себе его не мочно; и ему за убитого его человека доправить на том, у кого тот убийца служит, пятьдесят рублей денег. А будет убьет чей-нибудь крестьянин чьего крестьянина до смерти, а с пытки тот убийца на себя учнет говорить, что его убил пьяным делом, а не умышлением; и того убийцу бить кнутом, и дав на поруку, в того убитого крестьянина место выдать тому помещику, у которого крестьянина убили, с женой и с детьми и с животами, а убитого крестьянина жены и детей с животами у прежнего помещика не отымать: а будет истец учнет бить челом, что тот убийца ведомый вор, и в крестьянство его взять не похочет, и станет бить челом того ж помещика, или вотчинника об ином крестьянине именно; и ему то дать на волю, и в того убийцу место истцу дать того крестьянина, о котором он бьет челом, с женой и с детьми и со всеми его животами, и с хлебом стоячим и который сеян в земле, а убийцу, бив кнутом, отдать тому, чей он крестьянин. Будет убьет сын боярский, или сын его, или племянник, или приказчик чьего крестьянина, а с пытки тот убийца в том убийстве учнет говорить, что он убил в драке, а не умышлением, или пьяным делом; и того сына боярского из его поместья взять лучшего крестьянина с женой и с детьми, которые дети с ним живут вместе, а не в разделе, и со всеми животами, и отдать в крестьянство тому помещику, у которого крестьянина убили, а жену убитого крестьянина и с детьми и с животами у того помещика, у которого крестьянина убили, не отымать, да на таких же убийцах таких побитых крестьян править кабальные деньги, а смертью их не казнить, а в бескабальных долгах отказать.
Да в градских же законах написано: аще седьми лет отрок, или бесный убьет кого, не повинен есть смерти. Будет убьет посадский человек, или дворцовый крестьянин, или ямщик чьего человека, или крестьянина, или будет человек, или крестьянин чей убьет посадского человека, или дворцового крестьянина, или ямщика, и будет те убийства учинятся без всякого умышления, и за таких убитых платить деньгами по пятидесят рублей за человека; а будет кто кого убьет до смерти умыслом, и сыщется про то допряма, и тех убийц по тому ж казнить смертью. А будет кто с кем побранясь во пьянстве, и того ж дни дождався на дороге, убьет его до смерти, и того убийцу по тому ж казнить смертью. А будет которые убийцы в расспросе и с пыток говорят сами на себя, что они убив кого пьяным делом, или в драке без умысла, и с тех побитых имали деньги и платье, а у иных лошади: и таких убийц бить кнутом, и отсечь левую руку, да правую ногу, и свобождать их.
А будет кто чьего человека, или крестьянина убьет до смерти, а по указу Великого Государя по Уложению, тот убийца доведется вершить, а истцы, чьи те люди, или крестьяне убиты, Великому Государю учнут бить челом на тех людей, чьи те убийцы, чтоб вместо убитого их человека, или крестьянина дать из поместий их, или из вотчин человека ж, или крестьянина: и тем истцам отказывать по тому, что те убийцы довелись вершить. Будет кто приедет к кому-нибудь на двор насильством скопом и заговором, умысля воровски, и учинит над тем, к кому он приедет, или над его женой, или над детьми, или над людьми смертное убийство, а сыщется про то допряма: и того, кто такое смертное убийство учинит, самого смертью казнить, а товарищей его всех бить кнутом, и сослать, куда Великий Государь укажет. А будет тот, к кому они таким умышлением приедут, боронясь от себя, и дом свой обороняя, кого из них убьет до смерти, а привезет тех побитых к судьям, и сыщется про то допряма, что он то убийство учинил по неволе, от себя боронясь: и ему того в вину не ставить; а кого он убьет, и ему то убийство учинится от себя, не приезжай в чужой дом насильством. А в градских законах написано: Иже нашедшего нань убьет, всегда хочет сам от него убиен быть, без вины есть.
Которые тати и разбойники и смертные убийцы, за свои вины, по Уложению и по градским законам, доведутся казнить смертью, и тем людям после сказки в покаянной избе поститься неделю до причастия Святых Тайн, а по причастию Святых Тайн, быть им два дня, а в третий день их вершить. А которые воры, тати и разбойники и душегубцы сидят в городах в тюрьмах, и тех воров воеводам и приказным людям и сыщикам и губным старостам, из тюрем в холопство и в крестьянство к себе не имать, и иным никому не отдавать. А будет в городах кто воеводы и приказные люди и сыщики, или губные старосты таких воров поневолят, из тюрем их к себе возьмут, или кому в холопство, или в крестьянство отдадут, а сыщется про то допряма: и тем воеводам и приказным людям и сыщикам и губным старостам за то чинить жестокое наказание, бить кнутом нещадно, да на них же за тех воров истцом править выти. А будет до которых тюремных сидельцев разбойное и татиное и душегубное дело не дойдет, и доведется их из тюрьмы выпустить: и таких из тюрем выпускать, не писав о том к Великому Государю об указе, а в холопство и в крестьянство их к себе не имать, и иным никому по свойству, или по дружбе, в холопство и в крестьянство не отдавать.
А будет кто воевода и приказной человек, или сыщик и губной староста таких людей, которых доведется из тюрьмы выпустить, поневолят к себе, или к иным к кому в холопство или в крестьянство: и им за то по тому ж чинить жестокое наказание, как в сей статье писано выше сего. Будет который сын, или дочь учинит отцу своему, или матери смертное убийство, и их за отеческое, или за матернее убийство казнить смертью без всякой пощады. А будет который сын, или дочь отцу своему или матери смертное убийство учинить с иными с кем, а сыщется про то допряма, и по сыску тех, которые с ними такое дело учинят, казнить смертью ж безо всякой пощады. А будет кто убьет до смерти брата, или сестру сам, или по его велению кто иной их убьет, а сыщется про то допряма ж, и их за то самих всех казнить смертью ж.
А будет которые люди в убийство помогали и соблаговоляли, и их казнить смертью ж. Будет отец, или мать сына, или дщерь убьет до смерти, и их за то посадить в тюрьму на год, а отсидев в тюрьме год, приходить им к церкви Божией, и у церкви Божией объявлять тот свой грех всем людям вслух, а смертью отца и матери, за сына и за дочерь, не казнить. А будет кто, сын или дочь, не помня закона Христианского, учнет отцу, или матери грубые речи говорить, или отца, или матерь с дерзости рукой зашибет, и в том на них отец, или мать учнут бить челом; и таких забывателей закона Христианского, за отца и за мать, бить кнутом. Будет который сын, или дочь, у отца, или у матери животы пограбят насильством, или не почитаючи отца и матерь и избываючи их, учнут на них извещать какие злые дела, или который сын или дочь отца и мать при старости не учнут почитать и кормить, и слушать их ни в чем не учнут, и в том на них отец и мать учнут Великому Государю бить челом; и таким детям за такие их дела чинить жестокое наказание, бить кнутом нещадно, и приказать им быть у отца и у матери во всяком послушании без всякого прекословия, а извету их не верить.
Будет который сын, или дочь, учнут бить челом о суде на отца, или на матерь: и им на отца и на матерь ни в чем суда не давать, да их же за такое челобитье бить кнутом, и отдать их отцу и матери. Будет чей-нибудь человек помыслит смертное убийство на того, кому он служит, или против его вымет какое оружие, хотя его убить, и ему за такое его дело отсечь левую руку; а будет чей человек того, кому он служит, убьет до смерти, и его самого казнить смертью безо всякой пощады. Будет кто, не боясь Бога и не опасаясь Государской опалы и казни, учинит над кем-нибудь мучительское наругательство, отсечет руку, или ногу, или нос, или ухо, или губы обрежет, или глаз выколет, а сыщется про то допряма, и за такое его наругательство самому ему тож учинить, да на нем же взять из вотчин его и из животов тому, над кем он такое наругательство учинит: будет отсечет руку, и за руку пятьдесят рублев, а будет отсечет ногу, и за ногу пятьдесят же рублев, а за нос и за ухо и за губы и за глаз по тому ж, за всякую рану пятьдесят рублев. Будет такой же поругатель кого-нибудь зазвав, или силой заволокши к себе на двор, учнет бить ослопом, или кнутом, или батогами, и с суда сыщется про то допряма, и тому поругателю за такое его дело учинить жестокое наказание, велеть его бить кнутом по торгом, и вкинуть в тюрьму на месяц, да на нем же доправить тому, над кем он такое дело учинит, бесчестье и увечье вдвое.
А будет такое наругательство над кем учинит чей-нибудь человек: и того человека пытать, по чьему научению он такое наругательство учинил? Да будет тот человек с пытки скажет, что он такое наругательство учинил по научению того, кому он служит, или по чьему-нибудь наученью: и тем людям, кто на такое дело кого научит, и тому, кто такое дело сделает, по тому ж учинить жестокое наказание, бить их кнутом по торгам, и вкинуть их в тюрьму всех на месяц, да на тех же людях, кто на такое дело людей своих научит, править тем людям, над кем такое поругательство люди их учинят, бесчестье вдвое. А будет чем-нибудь человек такое наругательство над кем учинит собой, а не по чьему научению, и таких людей пытав, казнить смертью. Которые воры чинят в людях смуту, и затевают на многих людей своим воровским умышлением затейные дела, и таких воров за такое их воровство казнить смертью.
Будет кто кого отравит зельем, и от той отравы тот, кого отравят, умрет, и того, кто такое злое дело учинит, пытать накрепко, наперед того он над кем такого дела не делывал ли, и у кого тому злу учился, и пытав его, казнить смертью. А в градских законах написано: иже сотворивый чародеяния, и на погубление человека, или у себя имый, или продав, яко убийца по закону мучится. А будет жена учинит мужу своему смертное убийство, или кормит его отравой, а сыщется про то допряма: и ее за то казнить, живу окопать в землю, и казнить ее такой казнью безо всякой пощады, хотя будет убитого дети, или иные кто ближние роду его того не похотят, что ее не казнить, и ей отнюдь не дать милости, и держать ее в земле до тех мест, покаместь она умрет. А которая женка приговорена будет к смертной казни, а в те поры она будет беременна: и тоя женку, покамест она родит, смертью не казнить; а казнить ее в те поры, как она родит, а до тех мест держать ее в тюрьме, или за крепкими приставы, чтоб она не ушла.