Новости дата урочные лета

Важнейшие даты.

Введение урочных лет

Барщина исчислялась либо продолжительностью отработанного времени числом дней, недель , либо объёмом работы. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями. Рекрутская повинность — способ комплектования вооружённых сил Российской империи Русской императорской армии и флота до 1874 года. Рекрутская повинность введена в России Петром I в 1705 году. В итоге к 1708 году вместо едва набиравшихся 40 тысяч солдат армия России составляла 113 тысяч хорошо вооруженных солдат. В первое время люди, собираемые по рекрутской повинности, назывались по-прежнему даточными людьми. В России термин рекрут был узаконен в 1705 году. Отказные книги — документы юридические акты об «отказе» пожаловании; передаче в пользование земельных угодий дворянам, служилым людям, ясачным крестьянам в Русском государстве в XVII — начале XVIII века. Памятник феодального права России XV века. Инвентарные правила определяли характер работы мужчин и женщин, причём во внимание принимался и возраст крестьянина.

Работа на барина в православные праздники строго запрещалась, как и отменялись различные натуральные поборы в его пользу. Ограничивался помещичий произвол по отношению к крестьянским бракам, баре лишались права ссылать крестьян в Сибирь или сдавать их в рекруты. Повинности крестьян были распределены по месяцам целого года, было запрещено переносить их отбывание из зимних месяцев на... Составлялись московскими писцами и подьячими. Подробнее: Писцовая книга Земские доски чеш. Кроме того, земские доски выполняли функции регистров вещных и обязательственных прав дворянских сословий. Первоначально составлялись пробстом Вышеградского капитула, выполнявшим... Ряд др. Имел юридическую силу.

Договор, в частности, был одним из основных источников публичного права и определял политический быт: международные отношения, отношения между русскими князьями, отношения князя с населением вечем и местной знатью и отношения князя с дружиной. Такое политическое соглашение, помимо слова ряд, называлось также докончание, крестное целование.

Закрепощение крестьян успешно продолжили Романовы. В 1634 году во времена правления первого представителя династии Михаила Фёдоровича Кроткого срок сыска увеличили до 9 лет. В 1642 году установили срок сыска для беглых 10 лет, и 15 лет для увезённых другими владельцами.

В 1649 году по Соборному уложению урочные лета отменили - был введён бессрочный срок сыска беглых крестьян — крепостное право получило окончательное юридическое оформление. Метки по теме:.

Этот период времени назывался заповедные лета. Суть Юрьева дня заключалась в следующем.

Крупный землевладелец предоставлял крестьянину имущество и надел. Человек работал, отдавая хозяину часть плодов своего труда. Расторжение договора могло произойти только в Юрьев день. Отмечался он 9 декабря. В течение двух недель до и после этого числа человек мог покинуть помещика и уйти к другому хозяину, полностью рассчитавшись за пользование землёй.

При этом помещик тоже должен был выплатить заранее оговоренную сумму, если она полагалась по соглашению. Однако такое наблюдалось редко. Необходимым условием являлось предупреждение крестьянина о своём намерении покинуть помещика. Выбор позднего числа был связан с окончанием полевых работ. Последующий период до нового цикла составлял значительное время.

Сумма откупа для крестьянина обычно представляла большую сумму. Однако это не останавливало людей, которые массово уходили от своих хозяев. Такое положение дел не устраивало бояр и дворянство, потому что шла значительная потеря рабочей силы. Причины принятия указа об урочных летах С целью дальнейшего закрепощение крестьянства вышел указ об урочных летах. Его написание состоялось во времена правления царя Фёдора в 1597 году.

Произошло это под влиянием близкого царского советника Бориса Годунова, который на данный момент времени являлся истинным правителем Руси. Это сопровождалось отменой Юрьева дня. Таким образом, у крестьян отобрали единственный способ изменить свою жизнь, поскольку переходы к другим хозяевам теперь были запрещены. Раньше, когда крестьянин убегал к другому помещику, принимающая сторона была заинтересована в приобретении рабочей силы и скрывала у себя перебежчиков. Теперь этому был положен конец.

Причины выхода такого указа заключались в следующем: Требовалось устранить у крестьянина возможность стать свободным человеком и уйти из-под власти помещика. Прекратить миграцию людей, которая приобрела массовый характер. Из-за тяжёлой жизни крестьяне бросали свои насиженные места и уходили в поисках лучшей доли. Это существенно било по землевладельцам, которые оставались без рабочей силы и не имели возможности планово вести своё хозяйство.

Версию о «грозненском» авторстве «заповедных лет» выдвинул советский историк Борис Греков.

Она была как и у Татищева в значительной степени конспирологической, поскольку Борис Дмитриевич предположил, что во времена Ивана Грозного широко развилась барщина, и потому Иван IV издал в 1581 году соответствующий указ о закрепощении крестьян. Современный историк Роман Скрынников это предположение опроверг, сославшись на то, что оно ни коим образом документально не подтверждено. Так кто же автор запрета? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исследовать сохранившиеся с тех времен документы, а их немного. Косвенно поскольку соответствующих царский указ не сохранился подтверждается версия Татищева о повелении закабалить крестьян Федором Иоанновичем: во-первых, никаких других документов, помимо монастырских грамот, на этот счет нет, во-вторых, Уложение 1607 года свидетельствует именно об авторстве Федора Блаженного при издании запретительного документа об отмене «Юрьева дня».

Урочные лета определение егэ

Отмена «урочных лет» Урочные лета Урочные лета – термин, который используется в российской исторической литературе для обозначения срока давности поиска и возвращения беглых.
Отмена «урочных лет» Урочные лета введены в 1597 году после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет.
В каком году урочные лета стали бессрочными Указ об урочных летах 5-летний срок сыска беглых крестьян.
5 введение урочных лет В 1597 году вышел указ об урочных летах, впервые определявший срок сыска беглых крестьян — пять лет.
Когда отменили Юрьев день (Крестьянский выход) Другой правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле была отмена урочных лет, давности для исков о беглых крестьянах.

а что было до 1497 года, ув. википедия?

Через три года после отставки дьяка Годунов облек установления Щелкалова о пятилетнем сроке сыска крестьян в форму развернутого законодательного акта. лета, в России v срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) смысл понятия, например: срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крестьян 2) факт, например: урочные лета были отменены по Соборному Уложению 1649 г.

Что такое «урочные лета»?

Все началось с Юрьева дня в первом Судебнике, затем заповедные лета, урочные годы. Указ об урочных летах 5-летний срок сыска беглых крестьян. «Заповедные» и «урочные лета» продолжили цепочку превращения крестьян в крепостных и складывания в стране крепостного права. Урочные лета, в России – срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. Урочные лета, как важный этап закрепощения российского крестьянства просуществовали свыше полувека, послужив причиной многих крестьянских выступлений против полного закабаления, а их отмена. Правительственной уступкой дворянству в крестьянском деле, окончательно оформившейся в Соборном уложении 1649 года, стал отмена урочных лет, или давности для исков о беглых крестьянах.

Введение урочных лет 1597 г.

Ответы : объясните значение терминов:заповедные лета,урочные лета Принятие указа «урочные лета» узаконивало развитие отношений между крестьянами и помещиками.
Когда отменили Юрьев день (Крестьянский выход) следственное дело, производившееся специальной комиссией о смерти младшего сына царя Ивана IV Грозного царевича Дмитрия 15 (25) мая 1591 года.).

УРОЧНЫЕ ЛЕТА

Лжедмитрий 1 издал указ, продлевающий урочные лета ещё на полгода, таким образом, общий срок стал равен 5,5 годам. Он определял пятилетний срок сыска беглых крестьян, и если в течение «урочных лет» помещик не находил своего крестьянина, то терял право на него, а крестьянин закреплялся за новым владельцем. Урочные лета — в России — срок, в течение которого владельцы могли возбудить иск о возвращении им беглых крепостных крестьян. 1649 год — соборное уложение 1649 года отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян. 1597 – введение «урочных лет» и установление пятилетнего срока сыска беглых крестьян.

Заповедные и Урочные лета | ЕГЭ История | Эля Смит | 2020

Отказные книги — документы юридические акты об «отказе» пожаловании; передаче в пользование земельных угодий дворянам, служилым людям, ясачным крестьянам в Русском государстве в XVII — начале XVIII века. Памятник феодального права России XV века. Инвентарные правила определяли характер работы мужчин и женщин, причём во внимание принимался и возраст крестьянина. Работа на барина в православные праздники строго запрещалась, как и отменялись различные натуральные поборы в его пользу. Ограничивался помещичий произвол по отношению к крестьянским бракам, баре лишались права ссылать крестьян в Сибирь или сдавать их в рекруты. Повинности крестьян были распределены по месяцам целого года, было запрещено переносить их отбывание из зимних месяцев на... Составлялись московскими писцами и подьячими. Подробнее: Писцовая книга Земские доски чеш. Кроме того, земские доски выполняли функции регистров вещных и обязательственных прав дворянских сословий. Первоначально составлялись пробстом Вышеградского капитула, выполнявшим...

Ряд др. Имел юридическую силу. Договор, в частности, был одним из основных источников публичного права и определял политический быт: международные отношения, отношения между русскими князьями, отношения князя с населением вечем и местной знатью и отношения князя с дружиной. Такое политическое соглашение, помимо слова ряд, называлось также докончание, крестное целование. Крепостнические отношения на Кубани — крепостное право на Кубани, которое появилось в конце XVIII, начале XIX века и было связано с включением казаков в российские государственные структуры и социально — правовые институты. Развитие крепостнических отношений проходило в тесной связи с эволюцией таковых в Центральной России. Период царствования Петра I — время необычайного напряжения народных сил для разрешения вековой задачи великорусской государственности. Это напряжение, заставляя собирать в одно все разрозненные орудия государственной деятельности, произвело в составе русского крестьянства сдвиги, надолго определившие и состав земледельческого класса, и формы его существования. Так же, как и по отношению к мерам Петра относительно шляхетства, можно сказать, что и крестьянство при нём не испытало коренного переустройства...

Из-за недостаточной проработки изначального документа впоследствии к «уставе» принимались дополнения и изменения — 20 октября 1557 года, 20 мая, 20 июня и 20 октября 1558 года. Фабричное законодательство Германии в XIX веке — свод законопроектов регулировавших отношения между наёмными рабочими и их нанимателями.

Суть указа Урочные годы стали периодом, когда хозяева крестьян имели права обратиться к власти с требованием поиска пропавших людей. Если беглые люди находились в установленный срок, то они возвращались своему владельцу. В этом и состояла суть указа, который включал в себя следующие основные пункты: Возврату подлежали те крестьяне, которые совершили побег на протяжении текущих 5 лет. После их нахождения беглецы возвращались своему хозяину. Если беглые крестьяне находились позже 5-летнего срока, то такие люди возврату не подлежали.

Они оставались работать у нового хозяина на месте проживания. На существующие иски по беглым крестьянам, которые были оформлены до выпуска указа, его действие не распространялось. Однако эти дела необходимо были завершить на основании решения суда. Данные нормы распространялись только на крестьян, которые принадлежали боярам, дворянам, их детям, приказным людям, и представителям высших церковных должностей, а также монастырям. Последующие изменения После выпуска основного указа сроки поиска беглых крестьян на протяжении ряда десятилетий постоянно менялись. Происходило это в следующих годах: 1605 г. При правлении Лжедмитрия I к основному сроку было добавлено 6 месяцев.

Таким образом, урочные лета стали составлять 5,5 лет. При Василии Шуйском срок давности для беглых крестьян увеличился до 15 лет. Однако это норма просуществовала недолго из-за восстания Василия Болотникова. При царе Михаиле был установлен срок до 9 лет. Такая норма продержалась на протяжении только 3 лет. Затем она была изменена на 10-летний срок. Также с 1642 года для крестьян, которые были увезены с места жительства новым хозяином не по своей воле, существовала норма 15 лет.

Последствия указа Как показали последующие события, правительство оказалось не готовым к развитию ситуации. Причина заключалась в непродуманности принятого решения. Это привело к следующим последствиям: Поскольку большинство крестьян бежало в южные районы страны северные части государства опустели. В результате началось противостояние между феодалами южных и остальных регионов. Обиженные помещики хотели вернуть утраченных людей. Со стороны землевладельцев посыпались жалобы вернуть беглецов, которые поселились на другой территории. В результате суды были завалены огромным количеством документации.

На содержание опричнины были назначены особые города около 20, в том числе Вологда, Вязьма, Суздаль, Козельск, Медынь, Великий Устюг с волостями. В самой Москве некоторые улицы были отданы в распоряжение опричнины Чертольская, Арбат, Сивцев Вражек, часть Никитской и пр. В опричнину было набрано также тысяча избранных особо дворян, детей боярских, как московских, так и городских. Условием принятия человека в опричное войско и опричный двор было отсутствие родственных и служебных связей с знатными боярами. Им были розданы поместья в волостях, назначенных на содержание опричнины; прежние помещики и вотчинники были переведены из тех волостей в другие.

В 1571 году на Русь вторгся крымский хан Девлет-Гирей. Согласно В. Кобрину, разложившаяся опричнина при этом продемонстрировала полную небоеспособность: привыкшие к грабежам мирного населения опричники просто не явились на войну, так что их набралось только на один полк против пяти земских полков , после чего царь принял решение отменить опричнину. В 1575 г. Иоанн поставил во главе земщины крещенного татарского царевича Симеона Бекбулатовича, бывшего раньше касимовским царевичем, венчал его царским венцом, сам ездил к нему на поклон, величал его «великим князем всея Руси», а себя - государем князем московским.

От имени великого князя Симеона всея Руси писались некоторые грамоты, впрочем, неважные по содержанию. Симеон оставался во главе земщины одиннадцать месяцев: затем Иоанн Васильевич дал ему в удел Тверь и Торжок. Разделение на опричнину и земщину не было, однако, отменено; опричнина существовала до смерти Грозного 1584 , но это слово вышло из употребления и стало заменяться словом двор, а опричник - словом дворовый, вместо «города и воеводы опричные и земские» говорили - «города и воеводы дворовые и земские». В рассуждениях Чаадаева о смысле истории и исторической роли христианства вкрадывается некоторое противоречие. Характеризуя воспитательную роль христианства, Чаадаев подчеркивает всемирность этого процесса.

В то же время Чаадаев буквально сталкивается с фактом существования огромной страны, называющей себя христианской, на которую, однако, всемирный процесс воспитания человеческого рода религией откровения не распространился. Этой страной является Россия. Россия, таким образом, выступает для Чаадаева проблемой, на решении которой как бы проверяется полнота его учения. Когда Чаадаев пишет, что всемирный процесс воспитания человеческого рода не коснулся России, он имеет в виду, что в стране не были внедрены христианством те элементы социального бытия, которые в Европе формируют объективным образом поведение отдельного человека и нейтрализуют его своеволие. Даже государственные отношения в России есть лишь калька с семейных, то есть кровнородственных, в этом смысле натуральных отношений.

Итак, Россия — это мир, в котором бытие целого государства определяют произвол и своеволие отдельного человека. Это и имеет в виду Чаадаев, когда пишет, что Россия не вошла в круг действия процесса воспитания человеческого рода христианством и что до сих была предоставлена самой себе. Тем самым Россия попадает в один ряд с такими народами, как Китай и Индия, а также народами древнего мира , которые были предоставлены самим себе. Общей чертой их является то, что история их всецело определяется материальными условиями существования — географическими, климатическими и др. С такого движения, не приводящего к цели, можно сойти только в результате духовного усилия, каким в Европе явился импульс христианства.

В позднейших высказываниях Чаадаева эта двойственность в отношении к России получает развитие. В письмах к А. Тургеневу от 1835 года он пишет о преимуществах нахождения России вне бурных процессов, происходящих в тогдашней Европе, и проводится мысль об особой роли русского царя, а точнее, русского деспотического государства в реализации всечеловеческого призвания России. Так как страна прежде развивалась за счет идей и учреждений, произвольно заимствованных со стороны ее вождями, то и в настоящий момент возможна решительная замена прежних заимствованных идей и учреждений новыми, тоже заимствованными. Чтобы в результате свободного порыва и энергичного усилия перевести страну в состояние, при котором все же заработали бы независимые ни от чьего произвола и своеволия идеи долга, справедливости, права и порядка.

Парадокс состоит в самой идее использования возможности произвола по отношению к собственной стране, для перевода ее в состояние, при котором ее развитие не определялось бы ничьим произволом. Но не постигнет ли новые заимствования судьба прошлых заимствований, перечеркнутых очередным властным актом верховной воли? Очевидно, что те противоречия, которые очерчивает чаадаевская мысль о России, вполне можно рассматривать как своеобразное предвосхищение реальных проблем последующего исторического пути России. Одним их важнейших положений, на которых строится система идей Чаадаева о сущности человека, смысле исторического процесса и особенностях места в этом процессе России, является тезис, что человек и народы, предоставленные самим себе , оказываются по ту сторону божественного слова и попадают в подчинение собственной телесной природе и окружающим физическим климатическим, географическим, этнографическим и др. И это подчинение человека собственной телесности и физическим обстоятельствам становится источником мирового зла.

Однако, что есть телесные качества людей и физические обстоятельства? В своей совокупности они складываются в материальную систему мира. Но дело в том, что, согласно самому Чаадаеву, материальная система мира параллельна системе духовности, возникающей из глагола Бога, и сама возникает из того же самого божественного источника. Обнаруживается, таким образом, фундаментальное противоречие в концепции Чаадаева. А именно: в ней сталкиваются два порядка — духовный в качестве источника добра и материальный в качестве источника зла — при одновременном признании, что оба в равной степени имеют божественную основу.

Но если общий мировой порядок в своем единстве духовного и материального аспектов является исключительно божественным, то на что в мире, собственно, может опереться человеческое своеволие, чтобы стать чем-то действительным? А если допустить противоположное, именно, что предоставленность человека самому себе не исключает движения к Богу, но является необходимой предпосылкой этого движения? И в самой природе человека как таковой заложено движение к Богу? Допустив это, придется допустить возможность разных способов этого движения. В таком случае получается несколько иной подход к человеческой свободе и взгляд на мировую историю , подход, который был реализован Вл.

Соловьевым в работах раннего и среднего периода. Таким образом, Чаадаев видит особенности российского исторического пути в том, что, будучи по форме христианской, Россия лишилась благотворного организующего влияния религии на ее социальное бытие, она не усвоила религиозную дисциплину Запада в своем общественном сознании, и отпала от мирового исторического процесса, пойдя по пути восточных стран, чье социальное бытие определяют географические условия их существования. Процессы перестройки коснулись и духовной сферы жизни советского общества. Началась политика гласности. В отличие от свободы слова, она подразумевала разрешение властей говорить то, что они хотят слышать.

Первый опыт гласности продемонстрировал сам Горбачев в ходе первой публичной поездки после избрания главой партии. В мае 1985 г. Был снят запрет с критических материалов в печати, на радио и телевидении. Эти меры позволили в короткий срок серьезно расширить социальную базу проводимых реформ. Впервые гласность коснулась закрытых прежде для критики регионов Москвы, Ленинграда, Украины, Казахстана, Узбекистана, Азербайджана, лидеры которых входили в состав Политбюро , ведомств армии, КГБ, внешней торговли, финансов, военно-промышленного комплекса , тем экологии, партийного руководства культурой и т.

На волне гласности началось обновление скомпрометированной официальной идеологии. Оно проходило под девизом: «Больше демократии, больше социализма! Для них этот курс означал крушение монополии КПСС на информацию. Однако остановить начавшееся раскрепощение сознания было уже невозможно. Попытки отойти от «застоя» в обществе не могли не привести к переосмыслению исторического прошлого.

На волне подготовки к 70-летию Октября появилась серия публикаций о запрещенных ранее страницах истории революции и Гражданской войны , а затем - о сталинских репрессиях 30-х гг. Вновь стали открыто упоминаться имена ближайших соратников Ленина, уничтоженных в ходе внутрипартийной борьбы. Впервые заговорили об альтернативах не только строительства социализма в СССР, но и развития ситуации в 1917 г. В 1987 г. За первые годы работы она пересмотрела все сфальсифицированные при Сталине «дела» высших руководителей страны.

Были реабилитированы и восстановлены в партии главные противники Сталина - Н. Бухарин, А. Рыков, Л. Каменев, Г. Зиновьев, Г.

Сокольников, Л. Серебряков и др. В 1989 г. Тогда, же Верховный Совет СССР принял декларацию, признавшую незаконными и преступными репрессии против народов, подвергшихся насильственной депортации в годы войны. В 1990 г.

Население страны с болью узнало о том, что жертвами произвола после 1917 г. Исторические публикации стали самыми популярными в средствах массовой информации. Гласность привела к снятию запрета на многие художественные произведения , созданные в прежние годы. Был снят запрет с публикации запрещенных произведений 20-30-х гг. Вернулись из вынужденной «эмиграции» труды выдающихся русских философов, историков, социологов.

Крупнейшим событием в литературной и общественной жизни страны стала публикация «Новым миром» многотомного труда А. Впервые увидели свет в нашей стране многие известные работы зарубежных авторов. Разнообразной и интересной стала художественная жизнь. Зрители впервые получили возможность увидеть разнообразные направления современного изобразительного искусства. Ведущие театры страны ставили новые пьесы М.

Шатрова «Брестский мир», «Дальше… Дальше… Дальше... Ленина и других крупных деятелей большевистской партии. В музыкальном искусстве наметился повышенный интерес к церковной музыке, произведениям зарубежных и эмигрантских авторов. Все это вело к обогащению культурных традиций советской эпохи. Перестройка изменила роль средств массовой информации в жизни общества.

Утратила свою роль всесильная прежде цензура Главлит. Отдел пропаганды ЦК больше не мог приказать печатать или не печатать литературное или иное произведение. Раскрепощенная пресса вызывала растущий интерес у людей. Увеличились тиражи газет и журналов подписка на 1987 г. Наибольший интерес представляли «беспартийные» издания - «Московские новости» и «Огонек», также увеличившие свои тиражи в несколько раз.

По мере развития «гласности» крепла и консервативная оппозиция этому курсу. В марте 1988 г. В нем открыто осуждалось «заимствование на Западе» антисоциалистической по сути политики гласности и перестройки, сводимой, по мнению автора, к фальсификации «истории социалистического строительства», открытой ревизии марксизма-ленинизма в его сталинской редакции. Андреева призывала защитить Сталина и сталинизм. Позицию Н.

Андреевой активно поддержали те представители руководства партии, которые стояли на тех же позициях. На местах поняли это как начало возврата к прежней партийной линии. Лишь через месяц «Правда» опубликовала «ответную» редакционную статью, в которой содержалась открытая и довольно резкая критика сталинизма, а его защитники назывались «противниками перестройки». После этой статьи на страницах печати еще активнее развернулась критика тоталитарной системы, возобновились дискуссии о путях развития советского общества. Большую роль в развитии гласности сыграло телевидение.

Однако советское общество оказалось во многом не готово к стремительной и радикальной переоценке ценностей. Обнародование ранее умалчивавшихся или скрывавшихся фактов вызвало растерянность, душевный надлом даже у представителей более подготовленной к переменам интеллигенции. Гласность, способствуя резкому столкновению различных точек зрения, интересов, часто вела к сведению личных счетов под флагом «борьбы за истину». Для многих она обернулась большой душевной, а порой и личной драмой. Но из этого вовсе не вытекал вывод о том, что сокрытие правды, новая неправда были бы в этой ситуации лучше.

Гласность показала людям западный мир с его гуманистическими ценностями, непривычным образом жизни, демократическими традициями. Это было для многих равнозначно открытию окна в мир, но одновременно способствовало формированию у значительной части населения впечатления беспросветности их собственного существования, обреченности, уверенности в том, что жизнь прожита не так. Тем не менее именно на основе политики гласности в стране к началу 90-х гг. Главным достижением в духовной сфере в годы перестройки стало зарождение свободы слова и независимых средств массовой информации. Урочные лета введены в 1597 году после приостановления действия Юрьева дня и введения заповедных лет.

Джон Гершель назвал изобретение Толбота фотографией и пустил в обращение слова "негатив" и "позитив". В 1840 Толбот изменил и улучшил свой процесс. Это позволило ему делать фотографии за несколько минут. Он назвал свой процесс калотипией от греч. Проявлял он бумагу в кислоте, затем по совету Джона Гершеля фиксировал изображение в растворе гипосульфита, промывал негатив в чистой воде , высушивал и натирал воском, делая его прозрачным.

С помощью солнечного света он делал с негатива контактные отпечатки на хлорсеребряной бумаге. В 1841 он запатентовал этот процесс, а в 1842 получил медаль Королевского Общества за эксперименты с калотипией. Калотипия Толбота и дагерротипия Дагера имели принципиальные различия. В дагерротипе сразу получалось позитивное, зеркально отраженное изображение на серебряной пластине. Это упрощало процесс, но делало невозможным получение копий.

В калотипии сначала изготовлялся негатив, с которого можно было сделать любое количество позитивных отпечатков. Поэтому калотипия намного ближе к современной фотографии , несмотря на то, что качество дагеротипов было намного выше, чем калотипов. В 1844-46 Толбот издал первый альбом "Карандаш природы" с фотографическими художественными иллюстрациями - видами природы и архитектуры. В 1851 Толбот разработал метод мгновенной фотографии и запатентовал его в 1852 и 1858. Он использовал при печати стальные пластины и марлевые экраны для получения полутонов и явился предшественником разработанных в 1880-х гг.

Патенты Толбота, его претензии на приоритет во всех видах фотографии и судебные процессы по этому поводу объективно тормозили дальнейшее развитие фотографии в Шотландии, Франции и других странах. Юрьев день — установленный в Русском государстве 15—16 вв. Бунташный век - так называли современники XVII в. Болотникова и С. Разина , Соляного бунта 1648 г.

Хованщина в Москве. Податное население - в России XV - первой половины XIX веков группы населения крестьяне и мещане , платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности. Старообрядчество - приверженность часта русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы, предпринятой в сер. Ярмарка рынок, регулярно организуемый в определенном месте; место периодической торговли; сезонная распродажа товаров одного или мн. Основные статьи : Новгородская земля , Новгородская республика В 1136 году Новгород вышел из-под контроля киевских князей.

В отличие от других русских земель, Новгородская земля стала феодальной республикой, её главой был не князь, а посадник. Посадник и тысяцкий избирались вечем, в то время как в остальных русских землях тысяцкого назначал князь. Новгородцы заключали союз с одними русскими княжествами для защиты своей самостоятельности от других, а с начала XIII века и для борьбы с внешними врагами: Литвой и католическими орденами, обосновавшимися в Прибалтике. Отпуская старшего сына Константина на новгородский престол в 1206 году, великий князь владимирский Всеволод Большое Гнездо произнес речь: «сыну мой, Константине, на тобе Бог положил переже старейшиньство во всей братьи твоей, а Новгород Великий старейшинство имать княженью во всей Руськой земли ». С 1333 года Новгород впервые пригласил на княжение представителя литовского княжеского дома.

В 1449 году по договору с Москвой польский король и великий князь Литовский Казимир IV отказался от претензий на Новгород , в 1456 году Василий II Тёмный заключил с Новгородом неравноправный Яжелбицкий мирный договор, а в 1478 году Иван III полностью присоединил Новгород к своим владениям, упразднив вече. В 1494 году в Новгороде был закрыт ганзейский торговый двор. XIII века - «великим княжением Владимирским». В историографии обозначается термином «Северо-Восточная Русь». Вскоре после того, как ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий в результате многолетней борьбы утвердился на киевском княжении, его сынАндрей уехал на север, взяв с собой икону Божьей Матери из Вышгорода 1155.

Андрей перенёс столицу Ростово-Суздальского княжества воВладимир и стал первым великим князем Владимирским. В 1169 году организовал взятие Киева, и, по выражению Ключевского В. Старшинство Андрея Боголюбского признавали все русские князья [источник не указан 25 дней ] , кроме галицкого и черниговского. Победителем в борьбе за власть после гибели Андрея вышел его младший брат Всеволод Большое Гнездо, поддержанный жителями новых городов юго-западной части княжества «холопы-каменщики» против ставленников старого ростово-суздальского боярства. К концу 1190-х годов он добился признания своего старшинства всеми князьями, кроме черниговского и полоцкого.

Незадолго до смерти Всеволод созвал съезд представителей различных социальных слоёв по вопросу престолонаследия 1211 : Князь великий Всеволод созва всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и вси люди. Переяславское княжество находилось под контролем владимирских князей с 1154 года за исключением короткого периода 1206-1213. Также они использовали зависимость Новгородской республики от подвоза продовольствия из земледельческого Ополья через Торжок, чтобы распространить на неё своё влияние. Также владимирские князья использовали свои военные возможности для защиты Новгорода от вторжений с запада, и с 1231 до 1333 года неизменно княжили в Новгороде. В 1237-1238 годах княжество подверглось опустошению монголами.

В 1243 году владимирский князь Ярослав Всеволодович был вызван кБатыю и признан старейшим князем на Руси. В конце 1250-х годов была проведена перепись и началась систематическая эксплуатация княжества монголами.

Слабым местом Морозова было сребролюбие. Будучи начальником нескольких важных приказов - Большой Казны, Стрелецким, Аптекарским и Новой чети доходы от винной монополии , он искал возможности к дальнейшему обогащению. Брал взятки, раздавал права на монопольную торговлю купцам, которые ему угождали. Кроме того, он покровительствовал в этом деле своим близким людям. Плещеев заведовал охраной порядка в столице, исполнял обязанности земского судьи, разбирал торговые дела — настоящее «золотое дно». Плещев распоясался, вымогал взятки у обеих тяжущихся сторон, обирал людей до нитки. Заимел штат лжесвидетелей.

Купцов и богачей оговаривали, арестовывали, а затем обирали за освобождение. Траханиотов на посту главы Пушкарского приказа прикарманивал средства, выделявшиеся на финансирование артиллерии, её производства, а также использовал в своих интересах деньги, которые выделялись на жалованье пушкарям и рабочим. Чиновник обогащался, скупал землю и дорогие вещи. А подчиненные, если и получали жалованье, то с сильным опозданием и частично. Таким образом, происходил процесс увеличения налогового бремени. Люди залезали в долги, разорялись, некоторые самые смелые бежали на окраины-«украины» в частности. Дон , другие предпочитали лишиться свободы, отдав себя и семью под власть феодала, чем голодать. Бывало, что целые деревни уходили в леса, скрывались от сборщиков налогов. Посадское население стремилось уйти в привилегированные «белые слободы» - на земли светских и духовных феодалов, освобождённые от государственных повинностей и уплаты государственных налогов тягла.

В связи с освобождением населения белых слобод от посадского тягла, последнее ложилось на меньшее количество плательщиков посадских людей «чёрных слобод» и «чёрных сотен» , и ухудшало их положение. Дальнейший рост прямых налогов мог привести к серьёзным негативным последствиям, включая открытое сопротивление. Поэтому правительство Морозова пошло по пути увеличения косвенных налогов, значительно повысив цены на соль, продажа которой была государственной монополией. Соль стоила 1 гривну 10 коп. Это было не дешево. Так, корова стоила 1 — 2 руб. Теперь пошлину повысили ещё на 2 гривны. А два старых налога отменили: «стрелецкие» и «ямские» деньги. Объявили, что подорожание соли лишь компенсирует упраздненные подати.

Но в реальности соль была важнейшим товаром, её массово использовали как единственный консервант для рыбы, мяса, овощей. А тогда в году было 200 постных дней, когда люди питались соленой капустой, грибами, рыбой и т. Косвенный налог был особенно тяжел для бедных, так как заставлял их отдавать больше денег в процентном отношении, чем богатых. Бедняки оказались не способны платить высокие цены на соль. Потребление соли упало. Кроме того, сразу нашлись охотники нелегально вывозить соль с промыслов и продавать по дешевке. Оптовые покупатели старались сэкономить. В результате нераспроданная соль портилась, оставаясь на складах, а плохо просоленная рыба быстро портилась. Все несли убытки.

Разорялись производители, купцы получившие подряды на соляную монополию, торговцы рыбой, солониной и т. А казна по-прежнему была пуста.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий