Новости азербайджанцы и армяне конфликт

Вот и закончился армяно-азербайджанский конфликт, который длился без малого 30 лет. Больше новостей в сюжете: Армения и Азербайджан. «Армянское руководство фактически слило Карабах» «Армянское руководство фактически слило Карабах» Фото: © Мурад Оруджев, РИА «Новости». «Давайте говорить честно: то, что произошло в Карабахе, — это этническая чистка». Читайте последние новости дня по теме Нагорный Карабах: Покинувшие Нагорный Карабах миротворцы РФ не могут остаться в Армении: депутат от власти, Временные пункты дислокации миротворцев РФ в Горисе и Сисиане закроют – Григорян. Баку требует вывести из Карабаха армянские войска, а Ереван утверждает, что в регионе нет военных Коллаж: Daily Storm.

«Что они творят?»: конфликт в Нагорном Карабахе глазами рядовых армян и азербайджанцев

Область стала анклавом на территории Азербайджана. В последующие годы соседи неоднократно просили передать территорию в их юрисдикцию, так и не получив согласия. Все эти решения признали незаконными. С сентября 1988 года между армянами и азербайджанцами начались вооруженные столкновения, перешедшие в затяжной конфликт. В начале 1990-го в боях на армяно-азербайджанской границе даже применялась артиллерия, из-за чего 15 января союзным властям пришлось ввести в НКАО и прилегающих районах чрезвычайное положение. Добиться разоружения удалось только весной 1991-го, но спустя полгода конфликт возобновился.

Иллюстрация: Александр Скачко Конфликт 1991-1994 годов 30 августа 1991 года была принята декларация о восстановлении независимости Азербайджанской Республики. Нагорный Карабах оказался в её составе и через три дня провозгласила свою собственную республику — НКР. Из-за этого между Арменией и Азербайджаном вновь начался вооружённый конфликт, который продлился до 1994 года.

Согласно административно-территориальному делению Азербайджанской Республики, территория, контролируемая НКР, является частью Азербайджана. Приверженность территориальной целостности Азербайджанской Республики упоминается в резолюциях Совета Безопасности ООН и других международных организаций. В 2009 году Государственный департамент США в своем ежегодном докладе о соблюдении свободы вероисповедания в мире назвал Карабах «сепаратистским регионом Азербайджана». Перед распадом СССР ситуация в тех местах обострилась, а в начале девяностых годов конфликт перерос в войну. В результате погибло несколько десятков тысяч человек.

В мае 1994 страны подписали мирный договор, но Нагорный Карабах до сих пор остаeтся непризнанным государством. Сейчас между странами нет дипломатических отношений.

Применительно к нынешней ситуации в Карабахе его можно переформулировать так: остановить исход армян из региона уже невозможно, следовательно, сохранять какие-либо властные, представительские и административные структуры не имеет никакого смысла.

Поэтому их проще ликвидировать самим с указанием точного срока, когда это случится, чтобы выиграть время для организации относительно свободной и беспрепятственной эвакуации местного армянского населения из Карабаха в Армению, чем дожидаться, когда это сделают азербайджанские военные, которые будут, если этого не сделать, торопить этот процесс тычками стволов или прикладов автоматов в спину. Если рассматривать этот шаг Самвела Шахраманяна именно с такой точки зрения, то можно и нужно говорить о его благородстве, когда он не стал, как говорят на Востоке, пытаться присвоить себе уши дохлого ишака, а честно сказал, что ишак, то есть Арцах, сдох, и нам надо дать возможность его похоронить. Размен безопасности населения на юридическое признание факта смерти того, что уже давно само умерло, — это вполне взвешенный шаг, позволяющий армянам и азербайджанцам «разойтись краями» в Карабахе и без особых фактических потерь закрыть страницу истории, которая должна быть закрыта.

Итак, с 1 января 2024 года Азербайджан де-юре и де-факто становится полноправным хозяином Карабаха, причем местное армянское население само отказывается от любых претензий на государственность, самоопределение и автономию без участия в этом деле властей Армении. То есть после этого официальному Еревану, чтобы отказаться от претензий на Карабах, будет не нужно ни мирных переговоров с Азербайджаном, ни определения государственных границ, ни письменных гарантий от Баку в отношении переходящего под его юрисдикцию местного армянского населения, если таковое останется и захочет вступить в азербайджанское гражданство. От официального Еревана и лично от армянского премьер-министра Никола Пашиняна теперь уже абсолютно ничего не зависит, он не является субъектом взаимоотношений между азербайджанскими властями и армянской общиной Карабаха, которая уже отправила своих представителей в Баку с эскортом азербайджанской полиции.

Отныне и навсегда судьба региона решена без его участия, что полностью развязывает ему руки в переговорах с Азербайджаном, которые после 1 января можно будет вести чуть ли не с чистого листа, не будучи обремененным «карабахским вопросом». Ни на секунду не сомневаюсь в том, что данный шаг Шахраманяна был заранее согласован с Баку, и даже вполне допускаю, что его придумал непосредственно азербайджанский президент Ильхам Алиев, являющийся, как показывает опыт, незаурядным и дальновидным дипломатом и знатоком международного права школа МГИМО сказывается. Как бы то ни было, факт остается фактом: карабахский вопрос закрыт окончательно и бесповоротно.

Как заявил сам азербайджанский лидер, «серых зон» на карте Азербайджана не осталось. И не этот ли сценарий развития событий имел в виду другой дипломат — нынешний пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, когда заявил об этом 23 сентября?

Ереван мотивировал такую позицию тем, что на Армению в случае такого шага обрушатся санкции со стороны Запада. Но теперь что уж сожалеть… …И тогда пришёл Пашинян Армянская идентичность основана на определённом базисе. Есть три столпа единения армян как нации, так и народа, разбросанного по всему миру. Это, в первую очередь, религия. Именно Армянская Апостольская церковь служила главным стержнем, объединяющим народ. Это было и образование на родном языке, и весь комплекс важных ценностей от религии, семьи, представлений о добре и зле до системы образования, культуры и повседневной жизни человека - всего, что повсюду считается неотъемлемой частью бытия. Конечно, в советский период религиозность населения упала, несколько снизился и авторитет церкви, несмотря на её несомненное укрепление. Вторым столпом единения армян стал Нагорный Карабах, где сосредоточены огромные духовные ценности армянского народа, где веками стоят древние церкви и монастыри.

Которые, как и первопрестольный Эчмиадзин, являются не только наследием армян и всей восточно-христианской цивилизации, но и всего христианского мира. Разрушат их азербайджанцы или нет? Такой опыт есть. Но могут и оставить, поменяв атрибуцию, - объявив «албанскими», как, например, средневековый армянский Дадиванк. Наконец третьим столпом армянства, на мой взгляд, оставалась историческая память и прежде всего - память о геноциде армян. И это тоже был значимый фактор армянского единства, хоть и трагический. При правительстве Никола Пашиняна мы стали свидетелями изменения внешнеполитических приоритетов, в основу которых была положена новая идеология, базирующаяся на отказе практически от всех базисных ценностей, обусловивших существование армянского народа. А ключевым моментом возвращения Карабаха в собственность Азербайджана стало 6 октября 2022 года. В этот день в Праге в присутствии председателя Евросовета Шарля Мишеля, лидеров Армении, Франции, Турции, Азербайджана и под председательством французского президента Макрона Никол Пашинян письменно согласился на вхождение Арцаха в состав Азербайджана. Что получил Пашинян от Азербайджана взамен?

Может быть, признание территориальной целостности Армении в пределах 29,8 тыс. Ничуть не бывало. Нет такого признания со стороны Ильхама Алиева и сейчас.

На острие ножа

  • Сатановский дал рецепт прекратить безобразие
  • Некоторые эпизоды армяно-азербайджанского конфликта | Пикабу
  • Армения и Азербайджан начали процесс делимитации границы: начались протесты
  • Новости о конфликте между Арменией и Азербайджаном - РТ на русском

Почему вообще Азербайджан и Армения конфликтуют? Объяснение в 5 абзацах

Конфликт Армении и Азербайджана усугубился массовыми протестами в Ереване. Армянское культурное и религиозное наследие хранится на десятках стеллажей в армянской церкви Григория Просвятителя, которая уже 20 лет находится на балансе министерства просвещения Азербайджана. Конфликт Армении и Азербайджана — все самые свежие новости по теме.

Новая война в Закавказье может закончиться взятием Еревана?

В Тегеране очень опасаются роста азербайджанского национализма среди иранских азербайджанцев — как из-за победы Азербайджана во Второй Карабахской войне, так и из-за подрывных действий Турции, чьим вассалом на сегодняшний день является Баку. В соцсетях уже грустно иронизируют — потребует ли Азербайджан у Армении столицу, назвав её "старой азербайджанской деревней Ереван", а также поедут ли находящиеся в РФ армяне и азербайджанцы на "войну 3.0" — или останутся "играть в нарды, курить кальяны. Азербайджанцев оттуда депортировали в результате конфликта, а армяне уехали сами. На сайте организации и в ее группе в фейсбуке висят реквизиты для сбора пожертвований и новости об отправке первой партии гуманитарных грузов. Почему Иран готов оказать военную поддержку Армении. Кроме того, армянская сторона категорически не согласилась с требованиями Азербайджана изменить маршрут, проходящий через контролируемый армянами и российскими миротворцами Лачинский коридор, связывающий Нагорный Карабах с Арменией.

Яркие цитаты выступления Путина на Валдае

  • Армянские военные присоединились к акции протеста в Тавушской области
  • Корректировка границы
  • В НКР сказали, что пострадавших из-за инцидента между военными Армении и Азербайджана нет
  • В Армении начались протесты после передачи Азербайджану четырех сел - Ведомости
  • Почему началось очередное обострение между Азербайджаном и Арменией. Хронология событий
  • Нагорный Карабах: Почему произошел конфликт между Азербайджаном и армянами?

Новая война в Закавказье может закончиться взятием Еревана?

Почему новый виток конфликта между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха и антитеррористические мероприятия Баку 19 сентября 2023 года могут угрожать всему миру, разбирались эксперты ФедералПресс. В ночь на 13 сентября на азербайджано-армянской границе начались вооруженные столкновения – стороны сообщили о погибших и обвинили друг друга в нарушении режима прекращения огня. Армения обратилась за военной помощью к ОДКБ. Война между Азербайджаном и Арменией может начаться до конца недели, если Армения не согласится на компромисс по вопросу принадлежности приграничных сел-эксклавов. подробнее рассказывает о новом витке напряженности в азербайджано-армянском конфликте. Риск эскалации армяно-азербайджанской конфликта после военной провокации со стороны Азербайджана на суверенной территории Армении сохраняется. «Армянское руководство фактически слило Карабах» «Армянское руководство фактически слило Карабах» Фото: © Мурад Оруджев, РИА «Новости». «Давайте говорить честно: то, что произошло в Карабахе, — это этническая чистка». Российский депутат: Сегодня атака внутри Армении направлена не только на связи между Россией и Арменией 16:13 Си Цзиньпин провел встречу с Блинкеном в Пекине 16:06.

Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку

При этом сами российские солдаты теперь подвергаются провокациям и с армянской стороны. Кроме того, Пашинян, видя, что напряжение на линии соприкосновения растёт, предпочёл обсуждать это с западными политиками, а не с Россией. Начиная с 2020 года армянская сторона не предприняла никаких значимых усилий в деле подготовки к новой войне. В этой ситуации представляется очевидным, что официальный Ереван обвинит в произошедшем Россию, которая «не смогла защитить» Армению. Также нельзя не упомянуть о том, что начало подготовки к новой агрессии против Нагорного Карабаха совпало с выходом России из «зерновой сделки», в продлении которой была крайне заинтересована Турция. Соответственно, президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган использует нынешнюю ситуацию, во-первых, для давления на Москву в Закавказье, а во-вторых, для повышения внешнеполитического статуса самой Турции: недавно Эрдоган предлагал своё посредничество в урегулировании карабахского конфликта, стремясь показать, что Москва в этом вопросе теперь напрямую зависит от Анкары. Кроме того, сообщения об опасности государственного переворота в Грузии тоже нельзя сбрасывать со счетов. Активизация одновременно в Карабахе а, возможно, и на «международно признанной» территории Армении и в Грузии — это, по сути, предвестие открытия второго фронта против России в её «мягком подбрюшье». Что касается нынешнего конфликта, то слишком многое говорит о том, что армянская сторона не настроена на серьёзное сопротивление, уже начиная списывать грядущее поражение на Россию. Если вслед за артобстрелами Баку начнёт полномасштабную сухопутную операцию, шансов у армянских частей не очень много.

Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам.

Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «...

Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты.

Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта. В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира. Армянские вооружённые силы должны покинуть оккупированные территории Азербайджана. Весь мир признает Нагорный Карабах как составную часть Азербайджана». Провокации июля-августа 2020 года В июле 2020 года Армения совершила очередную военную провокацию в товузском направлении государственной границы Азербайджана. Цель провокаций заключалась в создании нового очага напряженности в регионе, переносе на второй план вопроса оккупации Арменией азербайджанских территорий, вовлечении в конфликт третьих государств и нанесении ущерба стратегической инфраструктуре Азербайджана. В результате одно гражданское лицо и группа азербайджанских военнослужащих, включая высокопоставленных офицеров, стали шехидами.

Азербайджанская армия дала врагу достойный отпор, нанеся ему сокрушительный удар. Обратившись за поддержкой к Организации Договора о коллективной безопасности, Армения признала свое поражение. В августе 2020 года Армения, прибегнув к очередной военной провокации, заслала в Азербайджан диверсионную группу с целью совершения террористических актов. Однако 23 августа 2020 года эта группа была обезврежена, ее главарь задержан, таким образом, очередной террористический план провалился. Принятие Арменией военной доктрины и стратегии национальной безопасности агрессивного и наступательного характера, создание в Армении состоящих из гражданских лиц вооруженных добровольческих отрядов для участия в военных операциях против Азербайджана, призыв министра обороны Армении к «новой войне за новые территории», угрозы официальных лиц этой страны о нанесении удара по крупным городам и важной гражданской инфраструктуре Азербайджана, привлечение Арменией наемников и террористов из различных стран, приобретение большого количества оружия и пр. Новый военный план Армении 21 сентября 2020 года Президент Азербайджана, председатель Движения неприсоединения Ильхам Алиев в своем выступлении на заседании высокого уровня в рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященном 75-летию ООН, заявил, что агрессивная риторика и провокации свидетельствуют о подготовке Арменией новой агрессии против Азербайджана: «Мы призываем ООН и международное сообщество сдерживать Армению от очередной военной агрессии. Ответственность за провокации и эскалацию напряженности ложится на военно-политическое руководство Армении. Армяно-азербайджанский конфликт должен быть урегулирован в рамках территориальной целостности Азербайджана и на основе резолюций Совета Безопасности ООН». Но, к сожалению, мировое сообщество не предприняло никаких практических шагов для предотвращения последовательных провокаций и новых военных планов Армении.

Еще больше воодушевленная этим Армения 27 сентября 2020 года со всех направлений перешла в наступление на позиции азербайджанской армии, применив тяжелую артиллерию, подвергла шквальному обстрелу населенные пункты. Тем самым армяно-азербайджанскому конфликту был положен конец, Азербайджан восстановил свою территориальную целостность.

А в конце 2009 года был подготовлен и представлен сторонам обновленный проект Мадридского документа. Однако из-за деструктивной позиции Армении ожидаемого прогресса достигнуто не было. Оба документа, предусматривая поэтапное урегулирование конфликта, включали вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий Азербайджана, возвращение вынужденных переселенцев к родным очагам, восстановление коммуникаций и другие элементы. На последующих встречах главы государств пришли к соглашению о продолжении переговоров по мирному урегулированию конфликта и уделили особое внимание гуманитарным аспектам проблемы.

Однако Армения, видя рост интенсивности переговорного процесса и то, что он протекает не в ее интересах, попыталась нарушить переговоры путем военных провокаций. Так, вместо того, чтобы обсудить находящиеся на столе переговоров конкретные вопросы после состоявшейся по инициативе Франции 27 октября 2014 года Парижской встречи президентов, Армения провела на оккупированных территориях Азербайджана широкомасштабные военные учения с участием личного состава, превышающего 40. После осуществленных вооруженными силами Армении полетов наступательного характера над позициями Вооруженных сил Азербайджана на линии соприкосновения войск интенсивность переговорного процесса снизилась, и встречи между президентами двух стран возобновились лишь 19 декабря 2015 года в швейцарском городе Берн. Апрельские бои 2016 года В начале 2016 года, когда обсуждались конкретные планы, связанные с урегулированием конфликта, Армения, вновь прибегнув к военной провокации, 2 апреля подвергла обстрелу территории вдоль линии соприкосновения с компактным проживанием населения, в том числе школы, больницы и места поклонения. В результате атак Армении погибли 6 мирных азербайджанских жителей, включая детей, 33 человека были тяжело ранены. Вооруженные силы Азербайджана в свою очередь дали достойный отпор врагу, освободив в результате контрнаступления более 2 тысяч гектаров находившихся под оккупацией территорий в Физулинском, Джабраильском и бывшем Агдеринском районах.

Апрельские события, с одной стороны, продемонстрировали силу азербайджанской армии, а с другой, - в очередной раз показали, что сохранение статус-кво, присутствие армянских войск на оккупированных территориях Азербайджана являются основной причиной напряженности в регионе конфликта, и Азербайджан никогда не смирится с оккупацией. По итогам состоявшейся 2 ноября 2008 года в Москве встречи между главами государств Азербайджана и Армении президентами России, Азербайджана и Армении была подписана Московская декларация. В ней указывалось на необходимость урегулирования конфликта политическими средствами на основе норм и принципов международного права и принятых в этих рамках документов и постановлений, что, в свою очередь, создаст условия для всестороннего сотрудничества. На состоявшихся в 2016 году Венской и Санкт-Петербургской встречах президентов Азербайджана и Армении были проведены субстантивные обсуждения, однако из-за неконструктивной позиции Армении на них также не было достигнуто продвижения в урегулировании конфликта. Армения продолжала военные и политические провокации и в 2017 году. В июне и июле на фоне активизации Азербайджаном, сопредседателями Минской группы ОБСЕ усилий по урегулированию конфликта, серьезных призывов общественности к субстантивным переговорам Армения попыталась обострить ситуацию вдоль линии соприкосновения войск.

Армянские военные части, в очередной раз продолжая агрессивные действия, подвергли интенсивному обстрелу из тяжелых артиллерийских установок позиции Вооруженных сил Азербайджана вдоль линии фронта и территории проживания гражданского населения. В итоге 4 июля в селе Алханлы Физулинского района были убиты гражданские лица — Сахиба Аллахвердиева, 1966 года рождения, и ее внучка Захра Гулиева, 2016 года рождения. Международная общественность резко осудила преднамеренный обстрел Арменией гражданских лиц и объектов. Она в очередной раз убедилась в том, что Армения не заинтересована в политическом урегулировании конфликта. Другие международные организации также приняли многочисленные документы, поддерживающие справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом, основанную на международном праве и исторической справедливости. Наступательная дипломатия В резолюции под названием «Ситуация на оккупированных территориях Азербайджана», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 7 сентября 2006 года в связи с армяно-азербайджанским нагорно-карабахским конфликтом, осуждаются поджоги, совершенные армянами на оккупированных территориях.

Одноименная резолюция, принятая Генеральной Ассамблей 14 марта 2008 года, охватила правовые, политические и гуманитарные аспекты конфликта и вновь подтвердила принципы его урегулирования. Эти принципы подчеркивают уважение к суверенитету и территориальной целостности Азербайджана, необходимость незамедлительного, полного и безоговорочного вывода армянских войск с оккупированных азербайджанских территорий, право возвращения в родные края людей, ставших вынужденными переселенцами в результате изгнания с оккупированных территорий, обеспечение условий сосуществования обеих общин в составе Азербайджана и незаконность ситуации, созданной в результате оккупации территорий. Конфликт неоднократно обсуждался также в рамках Организации исламского сотрудничества ОИС. Руководствуясь принципами и нормами международного права, организация объявила, что Азербайджан подвергся военной агрессии. Резолюция, принятая еще в 1993 году на 21-м заседании министров иностранных дел организации, состоявшемся в пакистанском городе Карачи, осудила армянскую агрессию против Азербайджана, потребовала незамедлительного вывода армянских войск со всех оккупированных территорий, призвала Армению к уважению суверенитета и территориальной целостности Азербайджана и мирному, справедливому урегулированию конфликта. В данной резолюции резко осуждена оккупация Арменией 20 процентов территории Азербайджана и выражена обеспокоенность тем, что более миллиона азербайджанцев стали беженцами и вынужденными переселенцами.

В документе со ссылкой на четыре известные резолюции Совета Безопасности ООН потребовано немедленно вывести армянские войска со всех оккупированных территорий Азербайджана, а действия в отношении мирных жителей в результате агрессии Армении против Азербайджана оценены как преступление против человечества. В декларации Саммита Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшегося в Баку 15 октября 2019 года, выражена поддержка урегулированию конфликта на основе территориальной целостности, суверенитета и неприкосновенности границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 16-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в Тегеране в 2012 году, подчеркнута важность разрешения конфликта в рамках территориальной целостности, суверенитета и международно признанных границ Азербайджанской Республики. В Итоговом документе, принятом на 17-м Саммите глав государств и правительств стран-членов Движения неприсоединения, проведенном в 2016 году на острове Маргарита Боливарианской Республики Венесуэла, государства выразили сожаление по поводу того, что конфликт между Арменией и Азербайджаном остался неразрешенным, несмотря на соответствующие резолюции Совета Безопасности ООН, отметили поддержку урегулирования конфликта в рамках территориальной целостности Азербайджанской Республики. В Итоговый документ 18-го Саммита Движения неприсоединения, проведенного в Баку 25-26 октября 2019 года, был включен новый пункт, в котором главы государств и правительств подчеркнули недопустимость оккупации территорий путем применения силы. Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность.

В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики.

В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение.

Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам.

Дополнительный нюанс заключается в том, что этот регион, особенно вокруг села Тигранашен — ключевой для сообщения Армении с внешним миром. Через Тигранашен проходит важная транспортная артерия М2. Это одна из двух дорог, используемых в качестве логистического маршрута, связывающего Армению с Грузией и далее на север с Россией. Там же проходит и железная дорога, которая после Тигранашена разветвляется на восток на Баку через Казах и на север на Тбилиси. Это основная трасса снабжения всей Армении есть еще одна, тоже в Грузию, но длиннее. Возникла реальная угроза того, что этот участок автотрассы и железной дороги окажется под физическим контролем Азербайджана. Таким образом, проблема анклавов или, если кому больше нравится, «восьми сел» из локальной и экзотической истории после потери Карабаха и бегства оттуда 100 тыс. При этом юридический перевес сейчас на стороне Баку, поскольку Пашинян сперва признал пресловутую цифру территории единого и неделимого Азербайджана, а уже потом понял, что именно он признал. А признал он де-факто возможность того, что Армения в любой момент может превратиться в остров, снабжение которого оказывается в полной зависимости от доброй воли Баку.

Даже «зангезурский коридор» захватывать не надо. Ничего подобного бы не произошло, если бы не фактическое признание Карабаха территорией Азербайджана, сделанное Пашиняном во время переговоров в Праге. Для Армении это будет потерей гораздо худшей, чем текущая карабахская катастрофа. Пашинян собственными руками ведет свою страну к полной потере ключевых опор суверенитета. Фактически он вольно или невольно добивает все то, что после распада СССР создали его предшественники. Устойчивая конфигурация Южного Кавказа с «большой» Арменией и независимым Карабахом получилась в ходе первой карабахской войны. Она была создана так называемым карабахским кланом политиков и военных, которых в результате своего прихода к власти сверг и растоптал Пашинян. Представители «карабахского клана» были устранены. Частично посажены, частично отстранены от политики, а большинство огульно опозорены через подконтрольные Пашиняну СМИ «наркоманы», «казнокрады», «мошенники».

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий