Новости 23 февраля ингуши и чеченцы

#23 февраля #репрессии #чеченцы #ингуши При копировании материалов ссылка на сайт обязательна. с 23 февраля по 9 марта 1944 года была произведена насильственная депортация чеченцев и ингушей с мест их постоянного проживания в отдалённые районы Казахстана и Киргизии (частично — в Таджикскую и Узбекскую ССР).

ЧТО ЧИТАЮТ:

  • Почему ингуши ополчились на чеченцев из-за границ внутри России?
  • Всемирный конгресс ингушей: 23 февраля — позорная и мифологизированная дата
  • В Назрани прошел траурный митинг, посвященный депортации ингушей и чеченцев
  • «Чечевица-1944», или Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 Февраля
  • Трагедия вайнахов: Депортация чеченцев и ингушей через призму истории

«Помним и не забудем». Хабиб почтил память депортированных чеченцев и ингушей

Возобладала порочная политика перекладывания вины за ошибки государства в национальной политике на "банд-группы" из числа отдельных народов. Серова и других официальных лиц прибыл в Грозный, чтобы лично контролировать ход исполнения принятого "Постановления". Вот как описывает выселение чеченцев и ингушей один из русских очевидцев тех событий, бывший тогда студентом грозненского нефтяного института Иван Тихонький: "…наступил день Красной армии — 23 февраля 1944 года. Вечером того дня красноармейцы развели огни на площадях аулов и начали пение и танцы. Жители аулов, ни о чем не подозревая, собрались на это торжество как зрители. Когда таким образом большинство жителей собралось на площади, были арестованы все мужчины. Некоторые чеченцы имели оружие, и во многих местах началась стрельба.

Но сопротивление скоро было сломлено. Арестованные на площадях мужчины были заперты в сараи, и началась охота за теми, которые не были на площади. Вся акция была проведена в 2-3 часа… Потом они были посажены в товарные поезда, которые стояли наготове в городе Грозном…" Ужасы депортации В общей сложности изгнанию с Кавказа подверглось около полумиллиона чеченцев и ингушей. Однако этим Сталин и Берия не ограничились. Все ингуши и чеченцы на территории Советского Союза были арестованы и также были высланы в Среднюю Азию. Сталинские палачи не пощадили даже горцев, воевавших на передовой против фашистов.

Солдаты и офицеры чеченской и ингушской национальностей отзывались с фронта, с них срывались погоны, ордена и медали, и они так же, как и их матери, жены, дети, отцы и внуки грузились в скотские вагоны. Не оставили даже партийных работников и государственных служащих. Их, наверное за заслуги перед партией, сгоняли в вагоны последними.

Чеченцы и ингуши в местах «спецпоселения» значительный период времени чувствовали себя незащищёнными. Таковыми они были: бесправные, под надзором комендатур, точнее — комендантов, главная функция которых — жандармская. В 1948 году государство объявило всех спецпоселенцев высланными на вечные времена. Жестокость отношения к ним усилилась. Когда иллюзии скорого возвращения на родную землю рассеялись, спецпоселенцы стали искать и находить способы и механизмы отстаивания своих прав. Об этих нюансах достаточно объёмно написал казахский исследователь Жарас Акишевич Ермекбаев. Надо также отметить, что со временем и местное население изменило свое отношение к «наказанным народам».

Казахи, киргизы, в районах компактного проживания которых создавались спецпоселения чеченцев и ингушей, стали всячески помогать невинно пострадавшим. До сих пор немало семей поддерживают не только дружеские, но и родственные отношения с представителями этих народов, в то трудное время подавших руку братской помощи нуждающимся. А нужда была во всём. Положение изменилось практически сразу же после смерти тирана Сталина. Как 13 лет проживания на чужбине в тяжелейших условиях повлияли на народ? Он стал консолидированным. Ещё более окрепла непоколебимость его веры во всемогущество Всевышнего, в справедливость Его суда. Расцвели его духовно-нравственные силы. Общая беда, общность судьбы укрепляли узы единства. И такое состояние нашего этноса сохранялось до политического раскола чеченского общества на рубеже 80-х — 90-х гг.

Идеологи деструктивных сил, тогда активно действовавших, по наущению своих «кураторов» и «инвесторов» сделали немало, чтобы разрушить это единство, руководствуясь известным принципом «разделяй и властвуй». Хвала Аллаху, что нашёлся человек, глубоко осознавший недальновидность и пагубность этих явлений, и поэтому взявший на себя ответственность за будущее своего народа. Он — Ахмат-Хаджи Кадыров — ради этой благородной цели пожертвовал своей жизнью, показав нам всем пример беззаветного служения своему народу. Дала гIазот къобал дойла цуьнан! С чем столкнулись люди, возвращавшиеся на родину после реабилитации? С чем может столкнуться человек, встреченный в своём родном, родительском доме, ну скажем так, как непрощенный гость? Каково может быть его морально-психологическое состояние? Ответ очевиден! Процесс полной реабилитации репрессированных народов должен был начаться сразу же после ХХ съезда КПСС февраль 1956 г. Можно сказать, что он начался, но не в отношении чеченского и ингушского народов.

Тогда был начат поиск приемлемого для иерархии официальной власти варианта невозвращения чеченцев и ингушей на свою историческую родину. Можно сказать, что конструировался вариант их резервации в местах спецпоселений. Однако, когда руководству страны стало ясно со всей очевидностью, что с таким решением не согласится чеченский народ, самый многочисленный из северокавказских народов, и он будет поддержан братьями-ингушами, в кабинетах Кремля стали понимать ближе к осени 1956 г. Этот директивный документ и дал старт практической реализации полной реабилитации чеченцев и ингушей. После их поголовного выселения практически все населённые пункты, за небольшим исключением, были заселены новыми жителями из различных регионов Советского Союза. Если старожилы бывшей Чечено-Ингушетии в основной массе своей с пониманием относились к возвращению на свою землю её автохтонов, то «новосёлы», за редким исключением, проявляли не только недоброжелательность, но порою и враждебность. Такое отношение приводило к конфликтам, в т. Об этих проблемах честно и откровенно на разных партийных форумах говорили Муслим Гайрбеков, Шамсуддин Сагаев, Ваха Татаев, Дзияудин Мальсагов и другие. Ситуация заметно успокоилась в 1961-1962 гг. До сих пор много людей проживают в тех местах, в чем основная причина того, что люди остаются там?

Материальная проблема или что-то иное? Действует ли программа по возвращению желающих домой?

Именно 23 февраля 1944 года в отношении вайнахов было совершенно страшное преступление - насильственное выселение чеченцев и ингушей с родных мест в Среднюю Азию.

Так называемая операция "Чечевица". Чеченцы называют произошедшее Дохадар - т. Вернуться домой вайнахи смогли только через пятнадцать лет...

Можно сколь угодно обвинять чеченцев и ингушей в попытке восстания против Сталина. Однако вайнахские дети, женщины, старики депортированные в Казахстан и Киргизию тем февральским днем, уж точно не были ни в чем виноваты... Интересно, что в 1990-е и 2000-е годы 23 февраля в Чечне официально считалось Днем памяти и скорби.

Один из конвоиров отобрал куртку у матери - мол, она мужская. Однако мать вырвала ее из его рук. Дальше нас погрузили в грязные, старые и холодные вагоны", - вспоминает уроженка Старых Атагов Петимат Саидова. С 23 февраля до 15 марта 1944 года в Казахстан были отправлены 180 эшелонов. Также, по официальным данным,в пути во время депортации погибли полторы тысячи человек и родились 60 детей. Также более тысячи человек были госпитализированы. Один раз в день людям выдавали горячую пищу. Те, кто сумел взять с собой еду, готовили в пути", рассказывает Муса Ибрагимов. Однако взять с собой теплую одежду и запасы продуктов смогли не все. Чтобы хоть чем-то накормить детей, женщины разбавляли муку водой и поили их жидким тестом.

Вы спросите: откуда мы брали воду? Конечно же, растапливали снег. Молодые парни во время остановок выпрыгивали с эшелонов и собирали снег. Бывало, что нам давали соленую воду, но лишь для того, чтобы хоть как-то успокоить детей", - вспоминает события 72-летней давности Совдат Н. В дороге не стало ее старшей сестры, и они остались одни с матерью. Через несколько дней от сильного стресса, холода и обезвоживания скончалась и мать. Как больно, что ты осиротела", - рассказывает 90-летняя женщина. Молодые мужчины и женщины даже перед лицом смерти не забывали о традициях и уважении к старшим. Поезд останавливался редко, и возможности сходить в туалет, кроме как в вагоне со стариками и женщинами, не было. Многие умирали в пути от разрыва мочевого пузыря.

А всех умирающих выбрасывали из вагонов. Единственное, что могли сделать родственники, это засыпать их снегом. Это было очень тяжело. Для чеченцев и мусульман оставить непохороненными тела своих близьких- это тяжкое воспоминание на всю жизнь", - говорит историк Муса Ибрагимов. Семья эксперта также была депортирована. Его старший брат, которому было шесть месяцев, умер во время пути. В вагоне был старший человек из нашего рода, и он сказал: "Не показывайте солдатам, что ребенок умер. Я его возьму с собой, а когда нас привезут, то мы его похороним". И так они везли труп моего брата две недели", - рассказывает профессор Ибрагимов. Тяжелая доля выпала и 12-летней Таус Магомадовой.

За три дня до выселения скончалась ее мать, вместе с которой они лечились в больнице. О кончине она узнает лишь спустя несколько лет. Отец девочки, еще не успевший прийти в себя после похорон жены, находился дома, когда к нему постучались солдаты. Но кто станет слушать предателя, врага народа? Никто даже в сторону его не посмотрел. Не дав собраться, его увезли.

Геноцид: 23 февраля 1944 года чеченцы и ингуши были депортированы в Сибирь и Среднюю Азию

В 1944 году чеченцы и ингуши были обвинены в сотрудничестве с немецкими войсками. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей в Среднюю Азию. «Отношение чеченцев и ингушей к советской власти наглядно выразилось в дезертирстве и уклонении от призыва в ряды Красной Армии.

Фотографии

  • В Чечне День защитника Отечества совпал с 58 годовщиной депортации чеченцев и ингушей
  • Смотрите также
  • Subscription levels
  • Депортация чеченцев и ингушей глазами свидетелей

Почему чеченцы и ингуши не празднуют 23 февраля

Кроме того, глава Меджлиса отмечает, что 23 февраля "навсегда останется также черным днем в истории ингушского и чеченского народов". 23 февраля, на рассвете, в дома чеченцев и ингушей стали ломиться солдаты и офицеры с автоматами и винтовками. А в 1991 году государство приняло закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов", согласно которому был признан факт геноцида чеченцев и ингушей.

В той же категории

  • В Чечне и Ингушетии почтили память жертв депортации
  • 23 февраля: День Холокоста чеченцев и ингушей - YouTube
  • 23 февраля – годовщина депортации чеченцев и ингушей – История и современность – Новости
  • Почему 23 февраля для Ингушей и Чеченцев НЕ ПРАЗДНИК??? | Видео
  • 23 февраля - день трагедии чеченцев и ингушей
  • Глава Ингушетии: 23 февраля — день трагедии народа и гордости за защитников Отечества

Геноцид Ингушей и Чеченцев 23 февраля 1944 года - YouTube

Депортация чеченцев и ингушей (операция НКВД «Чечевица») с территории Чечено-Ингушской АССР в Казахстан и Киргизию произошла в период с 23 февраля по 9 марта 1944 года. 23 февраля 1944 года ингушский и чеченский народы были выселены в Северный Казахстан по приказу Сталина. Как известно, 23 февраля 1944 г. чеченцы и ингуши были насильственно выселены в Среднюю Азию и Казахстан. Но их лишили не только родины: Сталин отдал приказ уничтожить всё, что могло напоминать о существовании этих народов, чтобы уничтожить даже саму память о них.

23 февраля: в Париже вспоминали жертв сталинской депортации чеченцев и ингушей

Эти люди, рискуя своей жизнью и не жалея своего здоровья, возвращали земляков домой, этим памятником мы решили увековечить их подвиг, отвагу и любовь к Родине". В регионах Ингушетии в память о событии раздали продуктовые наборы, провели театрализованные постановки и выставки. Были организованы выезды в Казахстан и Киргизию для благоустройства старых ингушских кладбищ. В Чечне тоже прошла масштабная благотворительная акция, сообщил " Кавказский узел " издание признано в России иностранным агентом.

Своей вступительной речью митинг открыл чеченский историк и политолог Джамбулат Сулейманов. Историк отметил, что митинг приурочен к трагической дате выселения народа, но также преследует своей целью объединение чечено-ингушских диаспор. Митингующие вспоминали о родных и близких, умерших по пути следования в места депортации, а также в годы выселения, и о том, что Российская Федерация должна нести ответственность за деяния сталинского тоталитаризма. Завершающим актом митинга стало принятие резолюции, адресованной собравшимися к Совету Европы и странам всего мира.

По оценкам историков, в ходе депортации погибли десятки тысяч человек.

Чеченцам и ингушам было разрешено вернуться на родину. Из-за непродуманной и непоследовательной реализации решений власти и сопротивления части партийно-советской номенклатуры в центре и на местах, процесс восстановления затянулся, был сопряжён со многими трудностями и создал новые проблемы. Утверждения о том, что причиной депортации было большое количество антисоветски и профашистски настроенных элементов и их аномально высокая активность, оспариваются рядом авторов. В августе 1943 года на всём Северном Кавказе действовало 156 «незаконных вооружённых формирований», состоявших из 3485 человек.

В том числе: в Чечено-Ингушетии — 44 300 участников , в Кабардино-Балкарии — 47 900 участников , в Дагестане — 1500 участников, тысяча дезертиров и 800 человек, уклоняющихся от мобилизации. В Северной Осетии за три года войны — 4366 дезертиров, 862 случая уклонения от службы, также активизировались «политбанды» и диверсанты абвера. С начала войны до второй половины 1944 года по Северному Кавказу было отмечено 49 362 случая дезертирства, из них по Краснодарскому краю 23 711 случай, по Ставропольскому краю — 10 546, по Чечено-Ингушетии — 4441, по Северной Осетии — 4366. Многие чеченцы и ингуши воевали в составе Красной армии. Примерно 9 тысяч чеченцев и ингушей находились на службе в частях РККА в момент начала войны, и ещё 30-40 тысяч влились в её ряды в течение двух лет войны.

В обороне Брестской крепости участвовали 420 выходцев из Чечено-Ингушетии, из которых 270 были горцами[. Одним из защитников Брестской крепостибыл Магомед Узуев, которому в 1996 году посмертно было присвоено звание Героя Российской Федерации. Звания Героя Советского Союза высшая военная награда в СССР были удостоены 36 воинов из 147 представленных к званию уроженцев Чечено-Ингушетии, но только 6 награждённых были чеченцами включая Мовлади Висаитова, удостоенного звания в 1990 году. При этом в наградных документах они были записаны под другими национальностями. К присвоению звания Героя были представлены дважды Махмуд Амаев, А.

Ахтаев, А. Ахтаев, Даша Акаев, З. Ахматханов, Я. Мидаев, У. Касумов, И.

Шаипов, А. Уциев; четырежды: Ханпаша Нурадилов[. Фальсификация данных Некоторые источники ставят под сомнение достоверность официальных цифр, связанных с депортацией и её обоснованием, поскольку они разнятся в разных документах разных организаций. Кроме того, в этих документах отмечается тенденция подгонять цифры под заранее запланированные результаты[. А НКВД в своих документах намерено искажало факты и выбивало признания в преступлениях с представителей депортированных народов.

Более того, оно занималось подгонкой фактов уже накануне и во время депортаций. Филькин, который в годы войны занимал должность секретаря Чечено-Ингушского обкома КПСС и был членом «тройки» по борьбе с бандитизмом, утверждал, что данные НКВД и его сотрудников о числе банд и бандитов не заслуживают доверия. За подобные утверждения в 1970-е годы его лишили должности заведующего кафедрой истории КПСС[. Вновь прибывшее начальство быстро исправило статистику в соответствии с пожеланиями руководства. Новые показатели стали одним из оснований для депортации балкарцев[.

По документам НКВД, в ходе депортации чеченцев и ингушей было изъято более 20 тысяч единиц огнестрельного оружия, что плохо стыкуется с тем фактом, что при этом было арестовано всего лишь около 2 тысяч человек. Объясняется это расхождение тем, что органы НКВД брали заложников, которых отпускали только после сдачи родственниками задержанных оружия, которое покупалось у тех же сотрудников НКВД.

Мы всегда будем помнить о жертвах той ужасной трагедии», — говорится в обращении главы Чечни Рамзана Кадырова, которое зачитали на митинге. В Ингушетии в 20 мечетях разных населенных пунктов прошли мовлиды молитвы , которые были прочтены в память о тех, кто погиб во время депортации народа. В общем, в религиозных мероприятиях в регионе приняли участие более 3 тысяч человек», — рассказал ТАСС руководитель нацфонда Ахмед Цороев. По его словам, в рамках акции фондом было закуплено и забито 13 голов крупного рогатого скота.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий