Ответ на тест Взаимозависимость национальных экономик означает, что. Кроме того, появляется возможность учета глобальных рисков, связанных с функционированием глобальных цепочек добавленной стоимости (в силу взаимозависимости национальных экономик через них могут передаваться макроэкономические шоки). Это означает, что национальная автономия сокращается, чтобы удовлетворить пожелания экономических групп, которые заинтересованы в экономике страны. Усиление экономического взаимодействия и взаимозависимости стран мира. Мировая экономика приобретает черты единого целостного образования, взаимодополняемости.
Мировая экономика – Бесплатные ответы на тест Синергия
Все они опираются на активы многочисленных участников, расположенных в разных странах. Вот почему отношение зарубежных продаж к зарубежным активам цифровых ТНК существенно выше, чем у традиционных лидеров глобального бизнеса. Отношения собственника глобальной платформы с участниками-поставщиками товаров или услуг в рамках платформенной экосистемы, конечно, существенно отличаются по характеру от взаимодействия классических ТНК со своими подконтрольными предприятиями. Не располагая возможностями прямого акционерного контроля, эти собственники должны сформировать такие экосистемы, которые способны обеспечить исключительно привлекательные экономические условия для участия массовой целевой аудитории вполне независимых поставщиков, причем в разных странах мира. Конкретные методы создания подобных условий для поставщиков, а также способы соединения последних с покупателями во многих случаях и определяют уникальность той или иной платформенной бизнес-модели. Вместе с тем можно выделить целый ряд общих факторов, которые оказывают весьма серьезное воздействие на конфигурацию взаимоотношений внутри глобальных платформ. Существенное значение здесь имеет, в частности, конкретный тип формируемых экосистем. Выделяют четыре основных типа платформ.
Самая многочисленная группа — трансакционные платформы, создающие разнообразные интернет-площадки для взаимодействия поставщиков и покупателей товаров и услуг. В нее вошли гиганты электронной коммерции Ebay, Baidu, Tencent , лидеры так называемой экономики совместного потребления sharing economy Uber, Airbnb , платформенные платежные системы PayPal , поисковые системы Yahoo , социальные сети LinkedIn и т. Отличительной особенностью второй группы — инновационных платформ — является создание общей виртуальной инновационной среды экосистемы. Эти платформы создаются главным образом технологическими ТНК Microsoft, SAP, Oracle, Intel , стремящимися активно использовать творческий потенциал мелких и средних инновационных фирм для разработки комплементарных новых технологий, продуктов или услуг. В третью группу гибридного типа вошли платформы, успешно совмещающие черты трансакционных и инновационных платформ — Apple, Google, Amazon, Facebook, Alibaba, XiaMi. Наконец, четвертая группа объединяет главным образом финансовые холдинговые компании, располагающие инвестиционным портфелем с четко выраженным фокусом на вложения в платформенный бизнес Priceline, Naspers, Softbank, IAC Interactive, Rocket Internet. Важный фактор, определяющий характер взаимодействия участников глобальных платформ, — специфика исторически сложившегося пути эволюции конкретной компании в направлении платформенной организации бизнеса.
В других случаях уже зрелые ТНК целенаправленно переходят на платформенные бизнес-модели в поисках новых источников роста. Хотя каждая успешная глобальная платформа создает свою особенную экосистему, можно назвать одну общую силу, которая затягивает в нее огромные массы участников, в первую очередь малый и средний бизнес. Реализация этих возможностей уже привела к необычайно быстрому росту и значительному расширению географии экспортных поставок, осуществляемых мелкими и средними фирмами целого ряда стран. Специальное обследование, охватившее 15 стран мира, обнаружило около 162 тыс. В этой связи ряд западных исследователей заявил о массовом формировании так называемых микро-ТНК как новой разновидности транснационального бизнеса. Как отмечал, например, С. Между тем даже самая высокая экспортная активность и ее широкая география никак не могут считаться значимыми критериями для отнесения той или иной компании в разряд транснациональных.
Критически важным является как раз переход от экспорта к контролю за производственно-хозяйственной деятельностью зарубежных предприятий. С этим согласны практически все серьезные исследователи транснационального бизнеса6. Не утративший теоретической элегантности подход к определению ТНК, выработанный еще в 1970-е годы в ходе дискуссий выдающихся российских экономистов-международников советского периода прежде всего в трудах И. Иванова и П. Хвойника , предполагает выделение ряда качественных критериев данного феномена. Важнейшую роль играют три: огромная концентрация экономической мощи, дающая возможность эффективного влияния на определенные сегменты мирового хозяйства; формирование глобальных хозяйственных комплексов, позволяющих замкнуть в рамки таких комплексов международные цепочки добавленной стоимости используя преимущества международного разделения труда ; существенный отрыв от национальной почвы, обеспечивающий относительную независимость положения компании от состояния экономики страны ее происхождения. Подчиненное положение в рамках платформенных экосистем превращает их в объекты внешнего контроля со стороны собственников платформ , что уж совсем не вяжется со статусом ТНК.
Другое дело — сами собственники платформ, которые с полным основанием могут претендовать на такой статус, все более отчетливо демонстрируя характерные признаки зрелых ТНК. Неслучайно эйфория по поводу позитивного влияния глобальных платформ на развитие международной конкуренции и положение рядовых покупателей все чаще сменяется тревогой исследователей, замечающих признаки монополистических тенденций, как только эти платформы начинают закрепляться на своих целевых рынках. Как подчеркивал, например, С. Интересным вопросом, связанным с теоретическим осмыслением специфики цифровой интернационализации, является влияние платформ на развитие международного производства. С одной стороны, распространение платформенных бизнес-моделей глобального уровня может способствовать сокращению масштабов международного производства в его классическом виде определяемого объемами выпуска товаров и услуг на зарубежных предприятиях ТНК , поскольку во многих случаях делает развертывание собственной заграничной базы производственных активов просто ненужным. Однако в условиях цифровой фазы глобализации логичным представляется пересмотр самого определения международного производства. По сути речь идет о результатах производственной деятельности предприятий, вовлеченных в контролируемые со стороны отдельных корпораций международные цепочки добавленной стоимости.
Если дополнить картину динамично растущими объемами разнообразных данных, обработанных в зарубежных центрах этих ТНК, в том числе в рамках управления глобальными платформенными экосистемами, то общий тренд развития международного производства в новой его трактовке скорее всего окажется повышательным. К сожалению, статистика пока не дает возможности провести расчеты текущих объемов международного производства с учетом пересмотра его дефиниции. Но с накоплением знаний о работе глобальных платформ наверняка появятся возможности и для такого анализа. По данным проведенного в апреле 2017 г. Однако пока очень немногие из этих компаний действительно осознают масштабы сдвигов, которые несет цифровизация для привычной им бизнес-среды. Между тем изменения в глобальном конкурентном ландшафте носят все более глубокий и необратимый характер. Во-первых, коренным образом меняются ожидания покупателей в отношении потребительских свойств приобретаемых товаров и услуг, а также времени, необходимого для их приобретения.
Наиболее успешные пионеры цифровой экономики действовали в соответствии с формулой С. В результате товары и услуги, еще недавно казавшиеся совершенно несвязанными между собой, стали дополнять друг друга. Пример: современный смартфон сочетает в себе помимо мобильной телефонии функции персональных компьютеров, аудиоцентров, фото- и видеокамер, GPS-навигаторов, медицинских устройств, платежных карт и т.
Интернационализация хозяйственной жизни привела к возникновению взаимозависимости воспроизводственных процессов на мировом уровне. Увеличение национального дохода в одной стране в условиях интернационализации обмена способствует росту импорта товаров и услуг. Увеличение дохода и импорта в одной стране и соответственно дохода в другой стране вызывает ответный спрос на импорт в третьих странах в силу взаимосвязанности производственных процессов. Этот ответный эффект на рост доходов в одной стране, таким образом, вызывает увеличение совокупного спроса в других странах, что является дополнительной реакцией на первоначальное расширение спроса в одной стране.
Данный эффект может использоваться в экономической политике. Крупная в экономическом отношении страна своей денежной и фискальной политикой может стимулировать внутреннее производство и соответственно импорт, что вызовет рост экспорта другой страны. Это приводит к увеличению производства и занятости в мире «теория локомотива». Степень влияния оживления в одной стране зависит не только от доли ее импорта в другой стране, но и от влияния ее экспорта на последующий прирост дохода. На основе эконометрической модели международной связи ОЭСР были подсчитаны размеры эффекта передачи экономического роста или взаимозависимости 1979. Не менее важные последствия для экономик других стран имеет обратный эффект. Если одна страна изменяет свою денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения «сжатия» , повышая процентные ставки и налоги, то промежуточным результатом будет снижение спроса на производимые внутри страны товары и услуги в связи со снижением доходов и занятости.
Часть снижения спроса приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта. Это обусловливает сжатие экономики других стран и в свою очередь приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики. Дальнейшее сокращение еще больше снижает импорт, что может усугублять спад в хозяйстве других стран. Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик. Так, экспортная ориентация производства ставит страну в зависимость от изменения мировых цен, колебаний мирового спроса, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для небольших стран с узкой специализацией экономики. Не менее чревата отрицательными последствиями импортная зависимость.
Рост мировых цен, ограничения на экспортные поставки в странах-экспортерах — все это неблагоприятно отражается на стране-импортере. Большое значение в этом плане имеет дифференциация стран по экономической мощи, уровню экономического развития, роли в мировой экономике. Сохраняющиеся построения мировой экономической системы дают односторонние преимущества ведущим странам и группам стран. Считается, что экономическая мощь часто имеет большее влияние на уровень прибылей, чем дешевая рабочая сила, новая технология или рациональное управление. Наиболее слабые участники мировой экономики не могут обеспечить защиту своих интересов. Экономическая безопасность. Ведущие экономические страны стремятся обеспечить себе долговременные стратегические преимущества.
Для этого применяются приемы внешнеэкономических войн, ослабления национальных инфраструктур, целенаправленного создания геополитических ситуаций. Страны, не способные выдержать темп воспроизводственных процессов, остаются на периферии деловой активности в мире, выполняют вспомогательную роль. Через внешнеэкономические связи национальное богатство более слабых стран обеспечивает поддержание мирового воспроизводственного процесса, но сами они оказываются отделенными от распределения мирового дохода. Неравномерность развития различных стран и неравноценный интерес к их участию в международных экономических отношениях делают позиции сторон неравными, создают возможность давления и даже экономического шантажа. Нередко так складываются отношения «бедных» и «богатых» стран в международных торгово-экономических и валютно-финансовых связях. Все это предполагает отсутствие безопасности в мировой экономике. Раньше у стран были две четко разграниченные сферы безопасности, в которых она обеспечивалась различными инструментами.
В конце XX в. Ранее государство, добившись внутренней стабильности, могло защитить себя вовне. Сейчас международная сфера оказывает мощное влияние на внутреннюю сферу и расшатывает ее. Экономическая безопасность международная и национальная носит общемировой характер и затрагивает в разной мере интересы всех государств.
Однако в условиях развития внешнеторговых связей между странами возможно возникновение проблемы экономической зависимости, когда доминирующее положение того или иного поставщика товаров и услуг становится источником злоупотреблений и создает угрозу национальной и международной безопасности страны-партнера. Национальная экономическая безопасность рассматривается в контексте обеспечения совокупности внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства.
В свою очередь, международная экономическая безопасность связана с обеспечением внешних и внутренних факторов устойчивого экономического и социального развития национального хозяйства. Чтобы снять угрозу экономической безопасности, целесообразно перейти от отношений зависимости от внешнеторгового партнера к отношениям взаимозависимости на основе формирования прочной взаимосвязи стран в рамках МЭО и взаимодействия национальных экономик. Для этого целесообразно расширить свое внешнеторговое сотрудничество, увеличив число стран-поставщиков импортируемой продукции, что определенным образом обострит конкурентную борьбу между ними и позволит устранить злоупотребления во внешнеторговой сфере. Однако участие во внешней торговле порождает и другие угрозы, разрушающие основы экономической безопасности. К числу этих основ, своеобразных «опорных столбов» экономической безопасности можно отнести: 1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, наличие в стране достаточно развитых отраслей и производств, имеющих жизненно важное значение для государства как в обычных, так и в экстремальных условиях.
Независимо от внешнего воздействия они должны быть способны обеспечивать процесс воспроизводства. Экспорт продукции связан с поиском новых рынков сбыта и способствует расширению производства, что означает дополнительные рабочие места. Кроме того, выход на внешние рынки означает необходимость совершенствования выпускаемой продукции в сфере потребительских свойств, что стимулирует развитие отраслей обрабатывающей промышленности, а также в сфере снижения издержек производства, что оптимизирует как сам производственный процесс, что связано с более эффективным использованием факторов производства, так и управление им и стимулирует разработку и внедрение новейших техники и технологий. В то же время массовый приток продукции иностранного происхождения в состоянии создать предпосылки для закрытия ряда предприятий, которые не могут противостоять ужесточению конкурентной борьбы в силу своей низкой конкурентоспособности и высокой чувствительности к любому негативному для них изменению конкурентной среды, что, соответственно, угрожает экономической безопасности страны. Достойный уровень жизни населения и возможность его сохранения.
Совокупность всех этих факторов определяет различные виды специализации стран: естественную — на основе различий в природно-климатических условиях; межотраслевую предметную , порождаемую индустриализацией производства; вызванную современной НТР внутриотраслевую подетальную специализацию на производстве отдельных деталей, узлов, полуфабрикатов, комплектующих изделий. Специализация страны на производстве той или иной продукции ведет к повышению эффективности использования ее ресурсов, позволяет полнее и с меньшими издержками удовлетворять потребности. Одновременно с международной специализацией происходит кооперирование производства — объединение предприятий разных стран в едином производственном процессе.
Углубление международного разделения труда и процесс кооперирования производства привели к развитию устойчивых экономических связей между странами, выходу процесса воспроизводства за рамки национальных границ. Интернационализация хозяйственной жизни, порожденная НТР, во второй половине XX века стала ведущей тенденцией развития современного мирового хозяйства, которое объединяет сегодня более 180 стран. На базе международного разделения труда между странами возникают международные экономические отношения — система экономических связей между субъектами хозяйственной деятельности разных стран. Необходимое условие включения страны в систему международных экономических отношений — это открытость ее экономики — возможность поступления в страну товаров, капитала, рабочей силы, технологий из других стран. Степень открытости экономики во многом зависит от структуры производства: чем больше в стране удельный вес добывающих отраслей, отраслей тяжелой промышленности, тем меньше ее участие в международном разделении труда и меньше открытость экономики, чем больше удельный вес производства сложной, современной, наукоемкой продукции, тем больше, соответственно, открытость экономики. Противоположностью открытой экономики является автаркия от греч. Исторический опыт показывает, что закрытость экономики, стремление во всем «опираться на собственные силы» ведут к изоляционизму, снижению эффективности производства, падению уровня жизни в таких странах. Глобализация мировой экономики: главные направления, риски.
Глобализация — экономическая взаимозависимость стран в результате возрастающего объема и разнообразия международных сделок с товарами и услугами, мировых потоков рабочей силы, капитала и технологии. Глобализация — процесс всемирной экономической, политической, социальной и культурной интеграции государств. Факторы глобализации: 1.
Глобализация мировой экономики: что это такое и какие перспективы она открывает?
Это нашло свое отражение в создании различных торговых союзов, объединений, в развитии интеграционных процессов в Западной Европе, Азии, Америке и Африке на протяжении второй половины ХХ века. Концепции независимости, взаимозависимости и зависимости помогают объяснить структуру мировой торговли и торговую политику стран. Они образуют некоторый континуум, один полюс которого — независимость, другой — зависимость, взаимозависимость же находится где-то посередине. В каждой крайней позиции экстремума нет ни одной страны, хотя некоторые страны тяготеют к той или иной позиции. Независимость В случае независимости independence страна не зависит от приобретения товаров, услуг или технологий в других странах. Однако поскольку все страны участвуют в торговле, нет страны с полной экономической независимостью, и все, таким образом, имеют по меньшей мере какой-то доступ к Товарам и услугам, производимым в другой стране. Хотя некоторые ученые назвали тасадайцев мистификацией, многие другие вз-рят, что племя, может быть, действительно является последней группой на Земле, проживающей в фактической изоляции. Менее красочным примером будет Албания, которая находилась почти в полной изоляции с конца второй мировой войны и до смерти диктатора Энвера Ходжи в 1985 г. Несомненно, для обоих обществ ценой их независимости стало отсуг-ствие у них той продукции, которую они не могли производить сами. В большинстве стран государственная политика направлена на достижение преимуществ от независимости без слишком заметного ухудшения положения потребителей.
Так, Китай и Индия всегда более настойчиво стремились к экономической независимости, чем Бразилия и Мексика, но с различными результатами в разные периоды времени. Крупные страны обычно меньше зависят от внешней торговли, чем небольшие, но даже в крупных странах потребители могут пострадать из-за политики, направленной на достижение большей независимости.
Но если бы эти страны решили торговать друг с другом, то они должны были определить, какой товар продавать, а какой — покупать.
Здесь вступает в силу принцип сравнительного преимущества. Допустим, Франция выбирает производство сыра 15 т , при этом она отказывается от производства шоколада 18 т. Эти потери — альтернативная стоимость производства сыра для Франции.
Если Германия также выберет производство сыра 20 т , то она откажется от 30 т шоколада. Альтернативная стоимость производства сыра в Германии больше, чем у Франции. Поэтому Франция должна специализироваться на производстве сыра, а производство шоколада выгоднее Германии.
Проверим это расчётами.
Напротив, в большинстве случаев сырье продается по очень низкой цене, а производство - по гораздо более высокой цене. Это приводит к экономической взаимозависимости, представляющей неравные выгоды. Вот почему в целом страны, производящие сырье, имеют меньшее экономическое развитие и большее неравенство, чем страны, ориентированные на экспорт товаров и услуг. До развития индустриального общества каждое сообщество было самодостаточным. Это означает, что основные потребности всех людей удовлетворялись только за счет местного производства первичных и вторичных товаров. Однако по мере роста промышленности страны и увеличения ее населения возникает потребность в новых продуктах. Эта потребность побуждает их создавать отношения взаимозависимости с другими странами.
В некоторых странах экономика основана на эксплуатации сырья. Поэтому они развивают отношения взаимозависимости с теми странами, которые покупают эти ресурсы, а затем становятся их поставщиками промышленных товаров. В других странах экономика основана на промышленности. Поэтому они развивают отношения взаимозависимости со странами, которые эксплуатируют сырье, и со странами, покупающими промышленные товары. Например, рост автомобильной промышленности в Соединенных Штатах отразился на некоторых странах Юго-Восточной Азии, которые стали поставщиками резины, создав таким образом отношения зависимости. По мере развития отрасли отношения диверсифицируются или укрепляются. В этом процессе промышленно развитые страны ищут новых поставщиков и развивают важные экономические отношения со странами, производящими сырье. С другой стороны, по мере развития технологий промышленно развитые страны стали поставщиками услуг.
Иван, помощь с обучением 2 часа назад Николай, здравствуйте! Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу! Иван, помощь с обучением 6 часов назад Здравствуйте!
Иван, помощь с обучением 12 часов назад Василий, здравствуйте! Иван, помощь с обучением 1 день назад Анна Михайловна, здравствуйте! Нужен отчёт о прохождении практики, специальность Государственное и муниципальное управление.
Планирую пройти практику в школе там, где работаю. Иван, помощь с обучением 1 день назад Сергей, здравствуйте! Учусь на 2 курсе по специальности земельно-имущественные отношения.
Нужен отчет по учебной практике. Подскажите, пожалуйста, стоимость и сроки выполнения? Иван, помощь с обучением 1 день назад Инна, здравствуйте!
Мировая экономика – Бесплатные ответы на тест Синергия
возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне. В ходе усиления взаимозависимости национальных экономик, развития и усложнения мирохозяйственных связей само понятие "открытая экономика" меняется. Взаимозависимость и проблема эк-й безопасности национальных экономик 0.00 из 5.00 0 оценок. усиливается взаимозависимость национальных экономик за пределами территориальных границ интегрирующихся государств.
Ответы на тесты по предмету «Мировая экономика. Тест 44»
Часть снижения спроса приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта. Это обусловливает сжатие экономики других стран и, в свою очередь, приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики. Дальнейшее сокращение еще больше снижает импорт, что может усугублять спад в хозяйстве других стран. Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик. Экспортная ориентация производства ставит страну в зависимость от изменения мировых цен, колебаний мирового спроса, конкуренции на мировом рынке. Особенно опасна такая зависимость для небольших стран с узкой специализацией экономики.
Мы принимаем эту критику. Но все же совершенно ясно, что мы движемся по пути интеграции. Это и есть один из важнейших «активов» этих двух организаций, которые не позволили центробежным силам окончательно растащить нас в стороны и помогли сохранить видение интеграционной перспективы. Изначально в документах, подписанных в 1993—1994 годах, прежде всего в Договоре о создании Экономического союза стран СНГ, предполагалось, что Содружество будет развиваться по «линейному» сценарию регионального интеграционного объединения: зона свободной торговли, затем таможенный союз, после него экономический и валютный союзы. Однако понимание того, что на текущем этапе невозможно создать общее таможенное пространство в рамках всех стран СНГ, привело в 1995-м к учреждению Таможенного союза пяти государств Содружества, на базе которого в конце 1999 года было сформировано ЕврАзЭС. Правильность решения о создании «таможенной пятерки» подтверждается более высокими, по сравнению с другими странами СНГ, темпами развития взаимной торговли. При этом Россия совсем не обязательно смогла бы занять свою торговую нишу на рынках третьих стран — там нас никто не ждал и не ждет. Реальный экономический эффект от функционирования СНГ, несмотря на огромное количество подписанных соглашений и других совместных документов, не настолько ощутим, чтобы не возникало стремления запустить новые интеграционные механизмы. Создание Единого экономического пространства призвано скоординировать усилия по сближению заинтересованных государств Содружества и представляет собой реальный шанс изменить ситуацию к лучшему. Прагматический экономический интерес очевиден для всех стран-участниц. Преобладающая часть российского товарооборота со странами Содружества — торговля с Белоруссией, Украиной и Казахстаном, нашими главными партнерами в СНГ. Совместно мы можем выступить в роли локомотива долгосрочных интеграционных процессов. Но рамки этих объединений для нас сегодня узковаты. Мы уже находимся в той ситуации, когда темпы роста товарооборота между странами-участницами ниже темпа роста наших рынков. Концепция ЕЭП предполагает, что, помимо единого пространства для движения товаров, необходимо создать единое пространство для движения капиталов, услуг и рабочей силы. Сегодня на этом пространстве действует изрядное число барьеров, причем каждое государство проявляет высокую степень изощренности, возводя их на абсолютно легитимных основаниях и защищая отечественный бизнес. Мы должны консолидировать наш потенциал, гармонизировать нормы экономического оборота в сфере товаров, услуг, инвестиций, сформировать реальный экономический союз. ЕЭП позволяет расширить коридор возможностей, повысить конкурентный потенциал наших экономик в торговле с третьими странами. Все это потребует создания наднациональных структур в области регулирования и принятия соответствующих решений по ряду направлений экономической политики. Здесь мы должны действовать осознанно. Мировой опыт показывает, что без подобных шагов невозможно достичь того уровня интеграции, к которому мы стремимся. В сентябре 2003 года государства — участники проекта ЕЭП Россия, Белоруссия, Украина, Казахстан подписали окончательный документ о принципах строительства такого пространства Украина — с оговоркой, что будет принимать участие в формировании ЕЭП в пределах, заданных ее Конституцией. В декабре 2003 года завершена работа над комплексом мер по формированию единого экономического пространства. Согласно этому документу, во-первых, должно сформироваться единое экономическое пространство со следующими характеристиками: единые механизмы экономического регулирования; свободное движение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы; общая внешнеторговая политика; скоординированная налоговая и финансовая политика. Во-вторых, провозглашен и принят принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции, при этом, однако, должна соблюдаться последовательность присоединения к соглашениям ее еще предстоит выработать. Полномочия СГГ и Комиссии будут возрастать постепенно — по мере наращивания наднациональных элементов регулирования. Далее, определены согласованные принципы вступления стран-участниц в ВТО, к чему неизменно стремится каждое государство. Продвижение в переговорном процессе по данному вопросу будет обсуждаться на ежеквартальных консультациях. При формировании ЕЭП важно не повторить ошибок прошлого, не пойти по пути «упрощенных» решений. Такие решения нивелируют эффект интеграции. Роль комплексных, системных решений, напротив, велика. Двигаться можно только параллельно, создавая условия для реализации всех «четырех свобод» свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. А это — другая логика регулирования, в основе которой эффективность, снижение издержек, реальная отдача от инвестиций, возможность конкурировать на внешних для ЕЭП рынках. Итог — качественно иной рост национальных экономик, уровня жизни. Есть еще одна очень важная цель, к которой Россия стремится при создании ЕЭП. Уже упоминалось о том, что на рынке «мировых порядков» сегодня конкурируют не отдельные страны, а крупные над- и межгосударственные образования, в каждом из которых реализуются особые принципы организации взаимодействия. Как часть Единого экономического пространства, Россия будет более уверенно проводить свои интересы, опираясь на объединенные ресурсы. Освоив принципы интеграции, она сможет участвовать в будущих интеграционных процессах, а сформировав межгосударственные инфраструктуры, обеспечивающие реализацию вышеупомянутых «четырех свобод», — подключаться к мировым инфраструктурам в таких сферах, как транспорт, энергетика, торговля, капиталы и рабочая сила. Таким образом, единственный путь интенсивного развития России — реальная, институционально закрепленная экономическая интеграция. В то же время Евросоюз обладает передовым и наиболее приемлемым для нас опытом создания наднационального экономического пространства и интегрированной системы регулирования его экономики. В Соглашении о партнерстве и сотрудничестве, действующем между Россией и ЕС, зафиксировано намерение России постепенно сближать свое экономическое законодательство с нормативной базой Евросоюза. Аналогичные положения содержатся в двусторонних договоренностях с ЕС практически всех стран СНГ, многие из которых ставят перед собой задачу дальнейшего сближения вплоть до вступления в Европейский союз. Россия не стремится стать членом Евросоюза: ее целью является объединение экономических пространств без потери суверенитета. Последний саммит Россия — ЕС в Риме 6 ноября 2003 года явился важным этапом в развитии решений о стратегическом партнерстве, принятых на майском саммите в Санкт-Петербурге. Главный итог римской встречи состоит в том, что удалось закрепить стратегическую линию на формирование четырех общих пространств: в области экономики и торговли, внутренней и внешней безопасности, свободы и правосудия, науки и культуры. Документы и решения саммита определяют вектор сотрудничества между Россией и расширяющимся Евросоюзом на обозримую перспективу. Идея создания Общего европейского экономического пространства родилась в мае 2001-го, в ходе очередной встречи в верхах России и ЕС.
Государство и сегодня продолжает испытывать на себе давление корпоративного сектора экономики. Об этом свидетельствует явление, которое иногда именуется как приватизация государственной власти. Суть его состоит в том, что государственные органы разного уровня подпадают под влияние тех или иных бизнес-структур, что означает обретение крупным бизнесом не только экономической, но и политической власти. Это негативно воздействует на остальных участников рынка. По оценкам экспертов Всемирного банка, они в среднем получают вдвое больше льгот, чем среднее предприятие той выборки, которая стала предметом их анализа. Такие неформальные по своей сути отношения бизнеса и государства нетерпимы с точки зрения национальных интересов. В последнее время все чаще выдвигаются требования об усилении социальной ответственности бизнеса. Это способствовало бы нормализации социальной ситуации в обществе. Но такие призывы не всегда получают адекватный отклик. Тем не менее некоторые изменения во взаимоотношениях государства и бизнеса все-таки обозначились, появились положительные тенденции. Наблюдается ослабление спекулятивного сектора и постепенный рост промышленных предприятий, расширение реального сектора экономики. Предпринимаются попытки отдалить олигархов от непосредственного управления экономической политикой. Это открывает определенные предпосылки для упорядочения предпринимательских экономических интересов. Процесс вовлечения интересов крупного бизнеса в систему национального экономического интереса еще далек от завершения. Так, продол- жающийся отток капитала сдерживает процесс диверсификации производства в соответствии с общественными потребностями и, в целом, — повышение эффективности производства. Поэтому в современных условиях стоит задача налаживания взаимодействия государства и бизнеса. Диапазон такого взаимодействия должен простираться от совершенствования институциональных условий функционирования корпораций до государственной поддержки тех из них, что следуют в своей практике национальным интересам. Общая линия должна состоять в налаживании партнерских отношений с бизнесом, преодолении конфликтных ситуаций. Здесь видятся два взаимосвязанных аспекта. Первый — формулирование национальных финансово-экономических интересов и превращение государства в основной субъект данных интересов. Второй — реализация на этой основе стратегии согласования интересов различных групп общества. Исходя из реальной практики можно выделить следующие институциональные уровни согласования интересов и повышения финансово-экономической безопасности: 1. Государственный уровень согласования интересов выражается в нормативном регулировании вопросов корпоративного управления. Возникающие здесь проблемы являются, главным образом, результатом несложившейся административной и судебной практики осуществления норм Гражданского кодекса РФ. Поэтому на государственном уровне необходимо приложение максимума усилий к формированию судебной практики, популяризации и распространению нормативно-правовых знаний среди широкого круга лиц. Корпоративный уровень согласования интересов определяется развитием внутрикорпоративных норм, традиций и установок. Детализация законодательных норм, а также выбор конкретных процедур реализуются через внутрикорпоративные документы: устав, положение об общих собраниях акционеров, о совете директоров, о правлении. Необходимость выхода предприятий на международные рынки в условиях неразвитости отечественной банковской системы и фондового рынка требует соблюдения западных стандартов в области как корпоративного управления, так и финансовой отчетности. Эту проблему призван разрешить принятый кодекс корпоративного поведения, который, по замыслу разработчиков, должен стать своеобразной библией взаимоотношений акционеров и менеджеров. Социальный уровень согласования интересов общественное сознание выражается в задаче создания класса собственников и формировании ответственных и компетентных руководителей. Социальная составляющая СФЭИР включает интересы домашних хозяйств, государственная — государственные интересы, а корпоративная — интересы национальных компаний. В заключение отметим, что финансово-экономическая безопасность России в системе ее общественных интересов формируется и институционально оформляется в противоречивом взаимодействии национальных и глобальных процессов. В зависимости от степени угрозы нужно учитывать: а условия, неприемлемые ни при каких обстоятельствах с точки зрения национальных экономических интересов страны; б условия, в настоящий момент угрожающие финансовой безопасности страны, но при определенной адаптации законодательства и наличии переходного периода теряющие свой деструктивный характер; в условия, либо нейтральные для российской экономической системы, либо способные оказать на нее благоприятное воздействие. Литература 1. Никифоров Л.
Для многих стран в последние годы она стала основным фактором экономического развития. Широкий обмен товарами между странами в результате роста внешней торговли создает условия для развития мирового рынка в целом. Современный мировой рынок — это сфера обмена, которая охватывает совокупное товарное обращение различных стран, являющихся его составными элементами. Рост мировой торговли обусловлен рядом причин: развитием национальных рынков товаров и услуг; неравномерностью развития отдельных отраслей в рамках национальных экономик; тенденцией постоянного расширения производства в целях получения прибыли. Стремление к получению прибыли и сравнительно узкие рамки национальных рынков заставляют корпорации и отдельные предприятия искать источники сбыта на внешних рынках. Для промышленных стран необходимы рынки сбыта промышленных товаров, оборудования, новых технологий. Развивающиеся страны нуждаются в новых рынках для сырья и сельхозпродукции. В современных условиях отдельные страны стали звеньями мирового хозяйства, а их экономики попали в сильную зависимость от внешнего рынка. Особенно это характерно для экономик развивающихся стран. Связана данная особенность с тем, что в течение длительного времени эти страны развивались как аграрно-сырьевые придатки индустриальных стран Запада. Поэтому развивающиеся страны в основной своей массе имеют слабую промышленную базу и зависят от индустриально развитых стран. Растущая зависимость стран от внешней торговли и внешних рынков отражает объективно действующую тенденцию к хозяйственному сближению различных государств.
Финансиализация глобальной экономики и её последствия для России
В ходе усиления взаимозависимости национальных экономик, развития и усложнения мирохозяйственных связей само понятие "открытая экономика" меняется. Глобализация мировой экономики, переход значительной части национальных экономик в руки ТНК и международных организаций не может не подтачивать роль и функции национального государства, его суверенных прав в экономической сфере. и микроуровнях, интенсивный переход цивилизованных стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа. Взаимозависимость и проблема эк-й безопасности национальных экономик 0.00 из 5.00 0 оценок. 35. Взаимозависимость национальных экономик означает, что обязательна координация макроэкономической политики страны участвуют в интеграционных объединениях рост дохода в одной стране стимулирует рост дохода в другой страны участвуют в международных. Какое значение имеет растущая экономическая взаимозависимость для такой страны, как Соединенные Штаты?
Показатели зависимости стран от мирового рынка
Отсутствие равновесия при таком подходе означает, что какие-то сферы экономики не сбалансированы. Нарушение общих пропорций будет проявляться в таких явлениях, как инфляция, безработица, спад производства, уменьшение объема национального продукта и снижение реальных доходов населения. Частичное равновесие Анализируя поведение обособленных экономических субъектов - производителей и потребителей на отдельных локальных рынках, можно сделать вывод, что стремление фирмы к максимизации прибыли, а потребителя к максимизации полезности приводит к установлению равновесия на отдельно взятых рынках. О достижении равновесия при таком подходе мы говорим, когда поведение субъектов экономических отношений характеризуется стремлением к достижению равновесия. При этом разнонаправленные силы имеют возможность одинаково воздействовать на ту или иную ситуацию, например взаимодействие спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Это равновесие может нарушаться в условиях несовершенной конкуренции, когда интересы экономических субъектов, обладающих монопольной властью, превалируют над интересами остальных участников экономического процесса. Анализ подобных ситуаций называется анализом частичного равновесия.
Основы анализа частичного равновесия заложены в трудах А. К частичным пропорциям относится соответствие элементов в рамках отдельных функциональных и организационных компонентов экономической системы. Мы рассматриваем частичные пропорции, когда анализируем спрос и предложение на отдельных рынках товаров и услуг и на рынках факторов производства. Анализ частичного равновесия необходим, но недостаточен, если речь идет о хозяйственной системе в целом. Стабильность общего равновесия и причины его нарушения На уровне макроэкономики закономерно возникают вопросы: гарантирует ли достижение частичного равновесия, пусть даже на всех рынках товарных и факторных, достижение общего равновесия в масштабе всей хозяйственной системы; будет ли подобное макроэкономическое равновесие единственно возможным; будет ли оно устойчивым? Следует отметить, что рассогласование или неравновесие в масштабах всей хозяйственной системы может быть вызвано как обособленностью отдельных ее сфер, порождаемой процессом общественного разделения труда, специализацией и кооперированием, так и динамизмом развития.
В этом случае ситуация в экономике постоянно изменяется под воздействием множества разнообразных факторов: технического прогресса, условий производства, спроса и др.
Взаимозависимость, новые проблемы: 1 Экспортная зависимость — когда внутреннего рынка страны не хватает для удовлетворения экономики 2 Импортная зависимость — когда страна не может удовлетворить собственные потребности с помощью внутренних ресурсов. Наиболее опасными считаются зависимости по стратегическому и продовольственному сырью. Международно-экономическая безопасность — такое экономическое взаимодействие стран, которое исключало бы преднамеренное нанесение ущерба экономическим интересам какой-либо страны. Конкурентоспособность национальных экономик модель Портера Майкл Портер пытался дать определение конкурентоспособности и предложил модель конкурентоспособности страны. Конкурентоспособность страны — способность ее производителей опережать соперников в завоевании и укреплении позиций на зарубежных рынках.
Поэтому национальный общественный интерес имеет собственное содержание, не сводимое к интересам отдельных социальных групп и субъектов данного общества.
Его реализация — исключительно прерогатива государства. Но такое понимание финансово-экономических интересов как национальных было бы неполным ввиду того, что в нем не отражены интересы субъектов данного общества. Рассматриваемые интересы тесно связаны с отношениями собственности, которыми определяются их специфика и характер проявления. В условиях частной собственности интересы субъектов общества в значительной мере обособлены, но в силу их взаимной зависимости они взаимодействуют между собой и указанными выше его особыми интересами. Это обусловлено тем, что здесь на передний план выступает тот аспект интересов, который связан с сохранением жизнедеятельности общества, с поддержанием динамичного баланса его интересов. Прогрессивное развитие общества связано с существованием и деятельностью социальных групп, слоев или классов, играющих ведущую роль в общественном производстве. Тем самым их интересы включаются в систему национальных финансово-экономических интересов.
Реализация всего богатства содержания национальных интересов связана с развитием их субъектов, в пределе до уровня всего общества, и формированием общественных интересов. В современном мире это происходит в рамках смешанных общественных систем. Условием этого выступает процесс, в котором «социально-классовые критерии размываются и заменяются отношениями между слоями и группами людей, формирующимися на основе множественности социальных критериев и факторов и потому частично пересекающимися, интегрирующимися, обладающими высокой социальной динамикой» [1]. Раскрывая содержание национальных финансово-экономических интересов в современной экономике, можно констатировать, что они соответствуют условиям смешанного общества и многоукладности национального хозяйства. Национальные интересы включают в себя наряду с финансово-экономическими интересами общества как целого интересы разных социальных групп и представляют собой определенное единство. Специфика и противоречия национальных финансово-экономических интересов наших дней определяются рядом взаимосвязанных факторов: многообразием форм собственности, дифференциацией социальной структуры, проявляющейся, с одной стороны, размыванием классовых критериев организации общества, а с другой — тенденциями усиления социальной дифференциации. Финансово-экономические интересы России представляют собой сложнейшую совокупность отношений между национальными, зарубежными и международными хозяйствующими субъектами по поводу создания фондов денежных средств и их использования в целях производства, распределения, обмена и потребления ВВП страны, направленных на долгосрочное развитие народного хозяйства как целостной и конкурентоспособной системы, удовлетворяющей потребности населения и государства.
Для выяснения сущности феномена «финансово-экономические интересы России» мы предполагаем использовать структурно-аналитическую модель, в которой содержание указанных интересов представлено в виде восьми базовых составляющих и устойчивых связей между ними. В такой модели присутствуют финансовые, экономические, политические, социальные, экологические, духовно-культурные, научно-технические компоненты, а также государственная составляющая как структурообразующий элемент всей структуры. Основным государственным интересом в структуре финансово-экономических интересов России СФЭИР является обеспечение национальной безопасности, которая понимается как защищенность жизненно важных интересов нации, ее фундаментальных ценностей и институтов от воздействия неблагоприятных факторов. Связи между государственной составляющей и остальными семью компонентами модели СФЭИР обеспечивают национальную финансовую, экономическую, политическую, социальную, экологическую, информационную и технологическую безопасность соответственно. Важно отметить значимость всех составляющих, подвижность связей между ними и способность к трансформации во времени. Изменениям в долгосрочном периоде подвергается так называемая «периферия», т. При этом наиболее динамичны финансовая и экономическая компоненты, так как они «отвечают» за интеграцию страны в мировое хозяйство, в то время как государственная — наиболее статична, консервативна и претерпевает изменения вследствие преобразований в обществе.
Финансовая и экономическая компоненты в модели СФЭИР представлены целым спектром интересов таких субъектов хозяйствования, как отечественные компании, и всем многообразием их взаимосвязей. Содержание системы экономических интересов неоднородно. Национальные интересы, например, с необходимостью включают предпринимательские, но только в той части, в какой они не противоречат им как общественным. Часть предпринимательских интересов выпадает из структуры национальных интересов. Это касается, прежде всего, интересов крупного капитала, лишь частично соответствующих национальным интересам. Интересы, проявляющиеся в негативном экономическом поведении стремление к монополизму, к завоеванию экономической власти , а также интересы, суть которых выражается в компрадорской ориентации: вывоз капитала, эксплуатация природных ресурсов в ущерб народному хозяйству и экологии и т. Таким образом, основные противоречия, возникающие при взаимодействии предпринимательских интересов с национальными интересами, связаны с деятельностью крупного бизнеса, особенно того, который ориентирован преимущественно на мировой рынок.
В то же время экономические интересы национально ориентированного предпринимательства, куда следовало бы включить предприятия крупного, среднего и малого бизнеса, более полно представлены в структуре национальных интересов. Интересы такого предпринимательства в значительной мере совпадают с национальными экономическими интересами, поскольку существование и развитие субъектов этих интересов определяются благополучием общества, его устойчивостью. Это означает, что социальные слои, занятые таким предпринима- тельством, заинтересованы в развитии национальной экономики и ее социальной направленности. Расширение представительства таких интересов, в свою очередь, означает развитие социальной базы национального экономического интереса. В нем представлены также интересы не ориентированных на предпринимательство слоев и групп, связывающих свои жизненные перспективы с развитием социального государства. С учетом сказанного можно выделить три подсистемы национальных интересов и, следовательно, финансово-экономической безопасности , образующих определенное единство: интересы общества в целом как условие его существования и безопасности; интересы, реализация которых означает осуществление принципов социального государства и безопасности его граждан; интересы предпринимательства и его безопасности в той части, в какой они рассмотрены выше.
Нюансы Высокая степень открытости экономики не всегда означает экономическую самостоятельность. Необходимо учитывать, какой именно продукцией торгует страна. Чем выше уровень обработки и переработки продукции, а также техническая сложность её производства, тем сильнее страна влияет на мировую экономику. Страна может иметь относительно невысокий индекс открытости даже при больших объёмах экспорта и импорта. Это означает, что ее внутренний спрос и предложение достаточно высокие, чтобы не зависеть от внешней торговли. Открытая экономика имеет свои преимущества и недостатки. С одной стороны, граждане таких стран имеют больше возможностей в выборе товаров и услуг, инвестировании своих сбережений за пределами страны.
Экономика. Тест с ответами#38
Взаимозависимость национальных экономик требует внимания и координации со стороны государств и международных организаций, чтобы минимизировать негативные последствия и обеспечить устойчивое развитие мировой экономики. Речь идет о поистине драматической взаимозависимости и взаимообусловленности стран, международных процессов, экономики и политики. С другой — взаимозависимость открытых экономик и, соответственно, высокая вероятность возникновения дополнительных рисков. Экономическая глобализация — процесс усиления по всему миру взаимозависимости национальных экономик в связи с увеличением скорости движения и объёмов товаров, услуг, технологий и капиталов через государственные границы[1]. Это означает, что платежный баланс в итоге должен быть сведен без остатка. возможная дестабилизация финансовой сферы, потенциальная региональная или глобальная нестабильность из-за взаимозависимости национальных экономик на мировом уровне.
Взаимозависимость и проблема эк-й безопасности национальных экономик
Одна из аксиом политико-экономического развития мировой экономики в послевоенный период - поступательный рост их взаимозависимости. Процесс международной экономической интеграции обусловлен развитием и углублением международного разделения труда. В результате - национальные экономики "проникают" друг в друга. Очевидной становится интернационализация хозяйственной жизни, когда переплетаются многие и разные фазы научно-технической, производственной, инвестиционной, финансово-коммерческой деятельности.
В реальной действительности наблюдается интеграция двух подходов с определенным преобладанием того или другого. Характер взаимодействия разных групп интересов в экономике современной России обладает рядом особенностей, обусловленных длительным существованием патернализма в отношениях государства и населения. Вместе с тем реальная система интересов объективно содержит новые тенденции их социализации, имеющие в основе интеграционные начала смешанного общества. Это налагает ряд ограничительных условий на формирование рыночной среды и на процессы трансформации прежней системы. В их числе высокие социальные ожидания в обществе, потребность в сильной социальной роли государства, сохранение его значения как собственника средств и условий производства. Поэтому государственная стратегия согласования интересов в России требует активных действий, усиливающих социальные приоритеты экономики, для чего необходимо и более глубокое понимание сути национальных интересов. Российское государство пока что не отвечает таким ожиданиям.
Его деятельность как субъекта национальных экономических интересов недостаточна. Государство в значительной мере ориентировано на интересы крупного капитала, что препятствует выработке и реализации соответствующей политики, корректирующей деятельность предпринимательских структур в интересах общества. Это противоречит и общемировым тенденциям, и особенностям России. Предпринимательство, в свою очередь, не спешит обозначить национальную ориентированность своих интересов, проявить социальную ответственность, чего давно ожидает от него общество. Сложившаяся структура предпринимательства, изначально ориентированная преимущественно на собственные интересы, меняется медленно. Динамика развития малого предпринимательства практически отсутствует, застыв на уровне, не достигающем 900 тыс. Затруднено взаимодействие крупного, среднего и малого предпринимательства. Сохра- За государством сохраняется, на наш взгляд, решение задач, непосредственно связанных с возможностями наилучшего согласования интересов различных рыночных сил. Важным шагом на этом пути было бы осознание и четкое обозначение субъекта государственной собственности, необходимой для удовлетворения интересов общества в целом. В рыночной экономике именно государственные предприятия должны иметь в основе принятия хозяйственных решений, прежде всего, общественные интересы няется порочная практика преимущественного развития «сильных» отраслей, ориентированных на топливно-энергетический и сырьевой сегменты международного разделения труда и обособление от остальных отраслей народного хозяйства, а то и подчинение его своим интересам.
Такое положение явно не отвечает национальным интересам, консервирует отмеченные патерналистские тенденции взаимодействия общества и государства. В данной связи отметим следующее. Сегодня в России роль государства хотя и теряет всеобъемлющий характер воздействия на хозяйственную жизнь, что было характерно для советской экономики, тем не менее остается значительной. За государством сохраняется, на наш взгляд, решение задач, непосредственно связанных с возможностями наилучшего согласования интересов различных рыночных сил. В рыночной экономике именно государственные предприятия должны иметь в основе принятия хозяйственных решений, прежде всего, общественные интересы. Кроме того, их деятельность может поддерживать состязательность в хозяйствовании как фактор эффективности. Как акционер государство может и должно гармонизировать деятельность корпоративных объединений с содержанием национальных интересов. В свою очередь, корпоративный сектор, не говоря уже о среднем и малом бизнесе, заинтересован в деятельности государственных предприятий, в той части, в какой они обеспечивают стабильность социально-экономической системы. С позиций национальных финансово-экономических интересов государственный сектор, значительно подорванный в результате преобразования собственности, нуждается сегодня в укреплении. Основные проблемы во взаимоотношениях государственного предпринимательства с национальными интересами сложились в системе управления.
Здесь устойчиво сохраняются обозначившиеся в первые годы реформ тенденции преобладания интересов управленческого слоя, а не государства как представителя общества. В результате недостаточного государственного контроля руководители унитарных предприятий пользуются свободой хозяйственных действий подобно частному собственнику. На предприятиях смешанной формы собственности и в совместных предприятиях представители государства зачастую попадают в зависимость от менеджеров акционерных обществ и, как следствие, оказываются не способны исполнять обязанности по защите функций государства как акционера и преследовать государственные интересы в той мере, в какой это предполагает доля государственной собственности. Распространена практика передачи активов предприятий со смешанной собственностью в дочерние частные компании, когда функции государства как собственника еще более ослабевают [2]. Такое присутствие государства в указанных акционерных обществах оборачивается прямыми потерями для страны. Доля государственных унитарных предприятий сегодня невелика. Тем не менее за государством сохраняется контроль за многими сферами хозяйства. Возможности государства в защите национальных интересов, несмотря на масштабы приватизации, все еще значительны.
Не менее важные последствия для экономик других стран имеет обратный эффект. Если одна страна изменяет свою денежную, кредитную или фискальную политику в сторону ужесточения «сжатия» , повышая процентные ставки и налоги, то промежуточным результатом будет снижение спроса на производимые внутри страны товары и услуги в связи со снижением доходов и занятости. Часть снижения спроса приходится на иностранные товары, что ведет к сокращению импорта. Это обусловливает сжатие экономики других стран и, в свою очередь, приводит к снижению спроса на экспорт первой страны, усиливая сжатие ее экономики. Дальнейшее сокращение еще больше снижает импорт, что может усугублять спад в хозяйстве других стран. Взаимозависимость нередко создает сложные проблемы для национальных экономик.
Неравномерность экономического развития стран мирового хозяйства. Классификация стран в мировом хозяйстве. Особенности и тенденции развития мировой экономики. Отношения между отдельными элементами мирового хозяйства. Отраслевая и социально-экономическая структура мирового хозяйства. Тенденции развития мирового хозяйства. Неравномерность экономического развития. Интеграция и транснационализация как основные формы мирохозяйственных связей. Исследование состояния мирового хозяйства и долгосрочные перспективы для его дальнейшего экономического роста. Характеристика зон совместного предпринимательства как инструментов, способствующих инкорпорирования национальных экономик в мировое хозяйство. Значение МРТ. Факторы, влияющие на участие стран в МРТ. Тенденции развития НТП и их воздействие на развитие современного мирового хозяйства. Государство как основной субъект мирового хозяйства. Анализ государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.