В истории русского искусства конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856–1910) занимает уникальное место. Врубель не механически следовал за Лермонтовым, хотя картины о Демоне изначально являлись иллюстрациями к бессмертной поэме Михаила Юрьевича. Впервые удалось осветить «Демона поверженного» направленным лучом, как в мастерской художника. В 1901 году у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. 17 марта — день рождения Михаила Врубеля.
Михаил Врубель. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра
Он жил не по средствам, брал в долг и на все деньги покупал дорогие духи, которые разводил в керамическом тазу и обливался этой душистой водой. Он был аристократичен, одевался с иголочки, прекрасно пах и старался быть изысканным во всем до мельчайших деталей. В 1886 году в Киев навестить 30-летнего сына приехал отец Врубеля. И был потрясен, увидев полотно, над которым его сын трудился целый год.
Огромными глазами Эмилии Праховой на него смотрел Демон! На что Врубель пояснил отцу, что это дух, соединяющий в себе мужское и женское. Одним из решений этого противостояния является объединение двух сил.
И очень часто эти два антагонистических галлюцинаторных образа вдруг превращаются во что-то одно, и получается такой вот конгломерат двух личностей, — Андрей Шмилович. Демониада С тех пор образ демона прочно вошел в жизнь Врубеля, его фантазии и, как проекцию, в творчество. Надо сказать, что огромную роль в становлении врубелевской демониады сыграл… Михаил Лермонтов, а точнее, его произведение «Демон».
Так начинается его личная «демониада». В 1889 году Врубель перебрался из Киева, где его уже ничто не держало, в Москву. Но его Демон последовал за ним.
На новом месте художнику предложили поучаствовать в создании иллюстраций для юбилейного двухтомника сочинений Лермонтова. В 1890 году он пишет картину «Голова Демона», в тот же период создает «Демона сидящего». Картина состоит из множества угловатых мазков, напоминающих мозаику.
И снова перед нами — андрогин. Фантастическое существо, похожее одновременно на мужчину, и на женщину, существо бесполое, похожее на возрожденческого титана, мрачное, задумчивое и в то же время устремленное в будущее. Талантливого и дерзкого художника берет под опеку известный меценат Савва Мамонтов.
Врубель увлекается керамикой, пробует себя в качестве театрального художника, декоратора, скульптора — и все, за что он берется, получается блистательно! Все заработанные деньги спускает на разгул. Надо сказать, что Врубель и раньше любил погулять.
Слыл гурманом, прекрасно разбирался в яствах и винах, увлекался актрисами, певичками из кафешантанов, циркачками. Такой богемный образ жизни и в то время это было ничуть не менее опасно, чем сегодня. Только угрозы сейчас другие — ВИЧ, оспа обезьян, ковид.
А тогда… — Сифилис был весьма распространен. Лечили его известными на тот момент противоинфекционными препаратами. Самым распространенным средством была, в частности, ртуть.
Пациента, страдающего сифилисом, помещали в комнату, где плотно закрывались окна и двери, втирали во все участки кожного покрова ртутную мазь, накрывали шерстяным одеялом и оставляли на сутки,— профессор кафедры кожных и венерических болезней им. Рахманова Сеченовского университета, д. Константин Ломоносов.
Кажется, что-то возникло на полотне помимо воли самого Врубеля: может быть, то, что и несет вслед за собой «освободившийся» человек—нигилист. Потом напишут, что Врубель гениально узрел дух Зла, который навис над Европой на рубеже веков. Он уловил тогда еще еле слышный, подземный гул будущих потрясений. Пройдет не так много лет — и этот гул вырвется наружу. Стройными рядами будут шагать по России строители счастья для будущих поколений. И над растерянной, испуганной страной, где голод, коммуналки и разруха, прозвучит голос Маяковского: «Долой вашу любовь!
Долой ваше искусство! Долой ваш строй! Долой вашу религию! А пока, в 1899-м, мощный Демон на холсте Врубеля летит прямо на зрителя, и в его облике проступают черты муки и обреченности. Помрачение Образ Демона как вольнолюбивого мятежника пришел в искусство вместе с романтизмом. Новозаветные тексты полностью отказываются от наглядных образов сатаны.
Теологическая литература не описывает внешность дьявола либо пользуется метафорами. Напротив, фольклор и изобразительное искусство уделяют этому большое внимание. В Средневековье, изображая сатану, наделяли его исполинским телом неимоверных размеров, животными чертами, многорукостью. Но это всегда были образы зла и тьмы. Голова пророка. Демоны уже позади.
Он смотрит на мир не с презрением, а видя прекрасную тайну и глубину самой жизни. В искусстве — эпоха романтизма с изображением сильных зачастую бунтарских страстей и характеров. Образ сатаны становится почти положительным. Демон —как символ бунтаря-одиночки, бросающего вызов закостенелому обществу. В искусстве появляется целая галерея мятежных демонов — и у Байрона, и у Лермонтова. Врубель — наследник этой традиции.
В свое время Лермонтов пытался отделаться от своего демонического героя. И этот дикий бред Преследовал мой разум много лет. Но я, расставшись с прочими мечтами, И от него отделался — стихами! Хотя вовсе не отделался. А разве Печорин не демоничен? И разве не демоничны насмешки над недалеким Мартыновым?
Вот и Врубель не отделался. Картина «Демон летящий» осталась незаконченной. Но образ Демона вновь полностью владеет художником, взывая к своему новому воплощению. В декабре 1901 года появляется другая картина — «Демон поверженный». Врубель снова и снова переписывает свое полотно, не прекращая работы даже на выставках в Москве и особенно в Петербурге. На холсте вывернутое, словно под пытками изломанное тело.
Врубель надеялся, что картину приобретет Третьяковская галерея. Друзья-художники, от которых зависело приобретение его заветной картины, критикуют неправильную анатомию в изображении фигуры Демона. Врубель был в бешенстве. Потеряв всякий такт, он откровенно оскорблял Серова, Остроухова и даже свою жену. Остроухов, член Художественного совета Третьяковской галереи, писал по этому поводу: «Врубель так истерзал меня своими сценами, что не могу спокойно смотреть еще его вещь, каждый павлиний глаз крыльев Демона точно кричит мне врубелевскими изнервничавшимися криками... Он не следовал анатомической правильности.
Реализм был не важен для него. Наконец он нашел того, кого искал, — своего подлинно трагического Демона. Его вывернутое, изломанное тело — метафора пережитых внутренних мучений, борений духа. Сильное, возвышенное в человеке-творце давится, попирается тяжеловесными устоями общества. Этот человек затравлен, повергнут, но не сломлен. Он продолжает свою тяжбу с Богом, с миром, с людьми.
В нем нет примирения, и в душе собираются силы для нового восстания. Врубель намеревается ехать в Париж и там выставить своего «Демона» под названием «Икона». В работе над этой картиной Михаил Александрович впадет в настоящее духовное помрачение. Те, кто видел его в те дни на выставке в Петербурге, были потрясены происходящим. Впрочем, лучше предоставить слово очевидцам. В этой последней борьбе было что-то ужасное и чудовищное.
Каждый день мы находили новые и новые изменения. Лицо Демона одно время становилось все страшнее и страшнее, мучительнее и мучительнее». Но кажется, дух, которым Врубель пленился и которого возвеличил, насмеялся над ним самим. После эйфорического подъема работы Врубель впадает в тяжелую депрессию. Рассудок художника не выдерживает невероятного творческого напряжения. В апреле 1902 года Врубель попадает в психиатрическую больницу.
Болезнь Михаила Александровича загадочна. Многое сыграло свою роль в этом срыве: и непонимание Врубеля собратьями-художниками, глухота к его поискам, и, конечно, изматывающая творческая борьба, в которой Врубель пытался запечатлеть сущность Демона. Но Демон постоянно менялся, ускользал, и этот поединок становится наваждением для художника. А может быть, текучесть сущности и есть суть демонического. Все двоится, троится, ни в чем нельзя нащупать твердой почвы. Найденная истина вскоре оборачивается лукавым обманом.
Просветление В больнице Михаил Александрович скоро теряет лоск и утонченность, в нем трудно узнать былого франта. Болезнь обезобразила его внешность. Сестра жены Врубеля, Екатерина Ивановна Ге, писала: «... Это внешне.
Врубель был уныл и грустен, считал себя ничтожеством и хотел лишиться жизни. Осенью сестра художника перевезла его из Риги в Москву. В московской клинике он стал рисовать очень удачные портреты больных, но мысли его путались, Врубелю казалось, что и жена, и сестра тоже являются пациентами психиатрической больницы. Рисунки, сделанные в клинике, были представлены на выставке московских художников, в них не было видно и тени болезни. В этот период Врубель написал картину «Шестикрылый Серафим», изображающую ангела с горящей лампадой, очень красивую вещь, выполненную жгучими и яркими красками. К весне 1904 года художнику было так плохо, что врачи и родственники думали, что он не доживет до лета, хотели везти его за границу, но потом оставили эти планы.
На лето московские клиники закрывались, поэтому психиатр Сербский посоветовал поместить Врубеля в недавно открытую в окрестностях Москвы лечебницу психиатра Усольцева. Больные в этой лечебнице жили вместе с семьей доктора и пользовались большой свободой. Переезд в клинику Усольцева оказал удивительную пользу: Врубель стал есть до этого он отказывал себе в пище, считая себя недостойным еды , мысли его прояснились, он рисовал, писал письма родным и друзьям, а через два месяца настолько поправился, что вернулся домой. После выписки художника из лечебницы Врубели переехали в Петербург, где Михаил вел жизнь абсолютно здорового человека: он снял квартиру, провел в ней электричество и очень много работал. В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу. Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением.
Пряжа напоминает о греческой богине судьбы Парке, прядущей и обрезающей нити человеческих жизней. На раскрытых картах, лежащих на переднем плане, выделяется туз пик — знак рока и фатума. Над всем торжествует лицо гадалки, в руках которой еще нераскрытые карты: наполовину освещенное, наполовину сокрытое в тени, оно символизирует вечное противоборство тьмы и света, прозрение высшей тайны бытия, стоящее за игрой фортуны. На его создание Врубеля вдохновила драма Эдмона Ростана, навеянная легендой рыцарских времен. Принц и поэт Жоффруа Рюдель из рассказов пилигримов узнает о принцессе Мелисанде, живущей далеко за морем. Проникшись любовью к Прекрасной Даме, принц посвящает ей стихи. Предчувствуя скорую смерть, он отправляется в странствие за своей мечтой. Врубель изображает кульминационный момент сюжета: на корабле, который как будто взлетает над волнами, умирающий принц с лирой в руках поет песню о своей грезе, принцессе Мелисанде.
В это мгновение красота торжествует над миром и происходит чудо: прекрасная принцесса склоняется к изголовью поэта. Это произведение стало воплощением идеи вечности искусства. В том же году Сергей Юльевич Витте заказал Врубелю два живописных панно для предстоящей нижегородской художественно-промышленной выставки. Одно из них Врубель выполнил на тот же самый сюжет пьесы Ростана, а второе — "Микула Селянинович" — на былинный. В основу сюжета панно, а затем камина легла русская былина о Вольге и Микуле. Направляясь за данью во вверенные ему князем Владимиром города, Вольга встречает землепашца Микулу Селяниновича, богатырская сила которого изумляет. Он просит Микулу проводить его в те города, где должен собирать дань. В керамическом панно Врубель изображает момент диалога двух героев.
Композиция камина и его колористическое решение построены на противопоставлении двух образов, которые олицетворяют различную природу их сверхъестественной силы. Согласно тексту былины Вольга наделен таинственными колдовскими способностями, а мощь Микулы Селяниновича исходит от самой земли — это настоящий русский богатырь. Известны несколько вариантов камина на тему былины о Вольге и Микуле, выполненные в технике майолики. Камин, хранящийся в Третьяковской галерее, находился в особняке на Садовой-Самотечной улице, где он долгое время использовался по прямому назначению, то есть в отличие от всех других известных декоративных экземпляров, этот камин был действующим, его топили. Он был смонтирован как изразцовая печь, фрагменты майолики были соединены между собой металлической проволокой и крепились к стене на известково-цементном растворе. Михаил Врубель, "Портрет Н.
История одной картины. Демоны Михаила Врубеля
«Поверженный демон» Михаила Врубеля | World of Art | В 1901 году у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын. |
Последние годы жизни Михаила Врубеля » | В 1896 году Михаил Александрович Врубель женится – первый и единственный раз в жизни. |
Сообщить об опечатке
- 1. История создания картины «Демон поверженный»
- Во власти демонов: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия
- Художник и его демоны . Михаил Врубель: galkadan — LiveJournal
- Демон поверженный - Врубель Михаил Александрович
- Sorry, your request has been denied.
- Демон поверженный — Википедия
Какую женщину Врубель изобразил в виде «Демона»: всё о главной любви художника
По счастью, в «Демоне поверженном» не разглядели кощунственной цитаты из «Мертвого Христа» Гольбейна Младшего и «Идиота» Достоевского — Врубелю и без того хватало неприятностей с критикой и цензурой. Демон поверженный. Михаил Врубель. Демон летящий, 1899 г. (вверху) Демон поверженный, 1902 г. (внизу). Михаил Врубель признан наиболее значительным выразителем символизма и модерна в русской живописи и графике, его манера писать «разноцветными кубиками» (по словам Ф. И. Шаляпина) трактуется как преддверие кубизма. Демон сидящий, Демон поверженный / История одного шедевра.
Врубель: художник на все времена
Работы не были приняты жюри Академии художеств. Отвергнутые панно Мамонтов выкупил и выставил в отдельном павильоне рядом с входом на выставку. Слухи об этой истории дошли до императорской семьи. Несколько лет спустя майоликовая версия «Принцессы Грезы» вознесется над Москвой, украсив главный фронтон гостиницы «Метрополь». Врубель был влюблен в мир театра, с которым были связаны многие его оформительские работы. Его женой стала настоящая оперная дива и красавица — Надежда Ивановна Забела, любимая певица Н. Римского-Корсакова, писавшего партии для ее голоса. Художник увидел ее в впервые на сцене в спектакле «Гензель и Гретель» и сразу сделал предложение. Свадьба состоялась в Женеве в 1896 году.
Надежда Ивановна оставалась верной спутницей и музой художника до его последних дней; много раз он воплощал ее образ в живописных и графических портретах. В «Царевне-Лебедь» 1900 , одной из самых знаковых картин Серебряного века, Забела представлена в своей заглавной роли в опере «Сказка о царе Салтане». Сочувствие, а затем и признание искусство Врубеля найдет благодаря деятельности объединения «Мир искусства», на выставках и в журналах которого начнут появляться его произведения. Бенуа посвятит отдельную главу творчеству художника в своей «Истории русской живописи в XIX веке». В 1905 г. Врубель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств «за известность на художественном поприще». В начале 1906 года художник окончательно потерял зрение. Его последняя работа -оставшийся незавершенным портрет В.
На похоронах Александр Блок произнес надгробную речь: «…перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают перед человечеством раз в столетие, — я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим, и это заставляет нас произнести бедное, невыразительное слово: «гениальность». Ангелы и демоны, а поле битвы — сердце человека Демон сидящий. Реставратор Адриан Прахов пригласил его, подающего надежды студента Академии, поновить фрески XII века в Кирилловской церкви — прописать контуры, восполнить утраты. При этом отдельные фигуры и даже целые композиции художник создал сам по византийским образцам, стилизуя древнюю живопись. Одна из таких фигур — Ангел с лабарами. Дописал Врубель ангелов и в куполе Софии Киевской — на месте утраченных древних мозаик. Затем художник разработал целый ряд эскизов к композиции «Воскресение Христово» для самой ответственной стройки того времени — Владимирского собора в Киеве.
На этих акварельных листах, отвергнутых комиссией как «несвоевременные», — восстание Христа из белых пелен созерцают Ангелы — безмолвные свидетели Чуда, свершающегося в мистической синеве Великой ночи. Эти образы так занимают Врубеля, что он создает отдельный этюд — «Ангел со свечой и кадилом», один из самых нежных и поэтичных. Слева — «Ангел со свечой и кадилом»,1887 г. Справа — «Богоматерь с Младенцем», 1885 г. Большое впечатление на него произвела и постановка одноименной оперы А. Постепенно кристаллизуется главная тема художника, прошедшая сквозь все его творчество: образ Ангела — вестника иных миров, и Демона — ангела отпавшего, искусившегося, утратившего блаженство. На исходе киевского периода интерес художника явно переходит к последнему. Черноволосый, голубоглазый юноша-гигант сидит недвижим, обхватив колени, посреди поляны с фантастическими цветами.
А тут ребенок - ему-то за что? Вопиющая несправедливость терзала душу художника. Те, кто знал эту женщину, возмущались, не желая молиться «на Милку» Шрамы любви Между тем забот прибавилось. Надежда Ивановна кормила малыша сама, поэтому сцену на время пришлось оставить. Содержание семейства легло на плечи Михаила Александровича.
Родственники, видевшие Врубеля осенью 1901 года, отмечали его грустный, озабоченный вид. Он работал как проклятый. Повесив в мастерской электрическую лампу, писал допоздна. Длинные ночи располагали к раздумьям - мысли художника становились все мрачнее. Снова появились видения - тревожные и манящие.
Первый - «сидящий» - возник в его воображении еще в 1884-м. Созданный позже набросок Михаил показал отцу. Мощная фигура, словно вырывающаяся из холста, гранитное лицо с недоброй улыбкой. Увидев рисунок, Врубель-старший сообщил родным: «На первый взгляд Мишин Демон показался мне злою, чувственною, пожилою бабой». Странные черты отметил и друг Врубеля - художник Константин Коровин: «Я узнал сейчас же лицо знакомой дамы, совершенно неподходящее к Демону».
Тот искал умелого мастера для росписи Кирилловской церкви в Киеве. Питерский знакомый - преподаватель Врубеля Павел Чистяков - прислал Михаила. Начав работу, 27-летний художник признавался сестре, что вовсе не благоговейный трепет охватывает его, когда он пишет лики святых: «Рисую изо всех сил Христа, а между тем вся религиозная обрядность... Во фрагменте «Сошествие святых» изобразил душевнобольных - пациентов клиники, находившейся на территории Кирилловского монастыря. Но что бы он ни делал, образ 32-летней Эмилии Львовны преследовал его.
Ее лицо художник подарил Богородице, списав маленького Христа с младшей дочери Праховых. Эмилия была для него божеством, постепенно превращаясь в разрушающего душу Демона. Боясь пересудов, дама велела сжечь все письма, которые писал ей ее воздыхатель. Врубель же, сосланный Праховым в Венецию - от греха, исполосовал себе грудь ножом, стараясь забыть пленившую его женщину.
В этот период Врубель начал писать свою удивительную «Жемчужину», которая сейчас находится в коллекции московской Третьяковской галереи. К началу 1905 года жена стала замечать у Михаила Врубеля сильное возбуждение, он стал несговорчивым, раздражительным, непомерно тратил деньги на совершенно ненужные вещи. Жене художника пришлось «выписать» из Москвы психиатра Усольцева, который увез Врубеля в свою московскую лечебницу. Усольцев действовал на больного успокаивающе. Оказавшись в клинике, Врубель начал спать, а бессонница всегда была одним из опасных симптомов его болезни. Родственники надеялись, что на этот раз болезнь не будет продолжительной, увы, но они ошиблись — возбуждение в очередной раз сменилось угнетением.
Несмотря на болезнь, Врубель не прекращал работать: он нарисовал портрет всей семьи Усольцевых, многих больных и поэта Брюсова, который навещал художника. Брюсов оставил очень интересные воспоминания о своей первой встрече с Михаилом Врубелем, состоявшейся в клинике Усольцева: «Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! После обычных приветствий он спросил меня: «Это Вас я должен писать? Сразу выражение его лица изменилось. Сквозь безумие проглянул гений». Когда Врубель писал Брюсова, окружающие стали замечать, что у него происходит что-то странное с глазами, художник вынужден был подходить очень близко, чтобы разглядеть модель. Новое страдание шло с ужасающей быстротой, кончив портрет Брюсова, Врубель почти не видел своей работы.
Как разобраться в переплетениях жизненных коллизий,тяжелой болезни одного из лучших художников 20 века? Следую мнению Уинстона Черчилля, что «хронология — это ключ к успешному повествованию», коснусь биографических моментов необходимых для изложения. Михаил Александрович родился 5 17 марта 1856 года в Омске в семье военного юриста Александра Михайловича Врубеля и Анны Григорьевны Басаргиной, дочери Астраханского вице- губернатора, родственницы декабриста Басаргина. Профессия отца была причиной частых переездов и связанной с этим необходимостью менять место учебы, приспосабливаться к жизни в новых условиях, к новым знакомствам. Трагическим событием стала смерть мягкой нежной матери, умершей от туберкулеза, когда Михаилу едва исполнилось 3 года. Через три года отец женился на Елизавете Христиановне Вессель, пианистке. Судя по всему, отношения в семье были уважительными, гармоничными. Врубель хорошо учился в разных городах и разных школах, куда судьба забрасывала семью. Михаил окончил с золотой медалью Ришельевский лицей гимназия в Одессе. Учился легко, интересовался языками, литературой, с 3-5 лет проявилась тяга к рисованию.
Отец заметил способности сына и с детства обучал рисованию. В Одессе Михаил учился в художественной школе. Познакомился здесь же с художником Леонидом Пастернаком, дружеские отношения с которым продолжались до конца жизни Михаила Александровича. В картине «Демон сидящий» друзья отмечают сходство с молодым Борисом Пастернаком. Врубель бывал в доме у Леонида Осиповича, так что сходство вполне объяснимо. Леонид Дубшан. Близнец Демона «Звезда» 2000, 9 Еще в школьные годы родные и соученики нередко отмечали особую задумчивость молодого Михаила, отрешенность, поглощенность какими —то мыслями. Казалось,не видел ничего вокруг, как бы отсутствовал. Очевидно поэтому в гимназии получил прозвище «философ». Дома его называли «молчуном».
Отец замечал перепады настроения сына и волновался: «опять ты впал в свое оцепенение» Врубель. Воспоминания о художнике. Ленинград, Москва,1963. Занимался прекрасно, увлекался не только рисованием,часто бывал на спектаклях. По словам любимой сестры и биографа Анны Александровны Врубель: «гимназические годы в Петербурге Пятая гимназия у Аларчина моста и в Одессе Ришельевская отвлекают брата значительно от любимого искусства; он увлекается в первой естествоведением причём, между прочим, формует из мела целую систему кристаллов , а во второй — историей, по которой пишет, сверх нормы, большие сочинения на темы из античной жизни и истории средневековья». Ему все легко давалось. Он знал латынь и основные европейские языки. Студенческие годы были непростыми, средств не хватало, приходилось заниматься репетиторством и другими работами в поисках заработка. Но сложные обстоятельства не помешали Врубелю продолжить занятия рисованием в вечернем классе Академии художеств у художника П. Там же познакомился и подружился с В.
Бывает в театрах, влюбляется, расстается и опять влюбляется. Отбывает в течение года воинскую повинность, после чего в 1880 году наконец поступает в Академию художеств к тому же Чистякову. Врубель талантом, увлеченностью, неординарным подходом к изображению сразу же обратил на себя внимание студентов академии. Интересовался творчеством художников из объединения « Мир искусства». Но по свидетельству биографов мало с кем из художников дружил. В 1884 году крутой судьбоносный поворот-приезд в Киев. Немедленно включается в работу. Изучает фресковую Византийскую живопись по сохранившимся фрагментам в Кирилловской церкви и,конечно, в Софиевском соборе 11век Много читает. Быстро овладевает мастерством фресковой живописи, иконописью и в течение короткого времени пишет для мраморного иконостаса храма иконы « Богоматерь с младенцем», «Христос» «Кирилл» и «Афанасий». Кроме того он создал и настенные росписи.
Отношения с коллегами дружеские, но как и в Академии художеств, без особой близости. Не смотря на некоторую отстраненность, известны теплые воспоминания Мурашко о совместной работе, а художник Степан Петрович Яремич стал автором первой фундаментальной биографии Врубеля. В Киеве вскоре после приезда сложились добрые отношения с семьей Адриана Прахова, особенно с его женой Эмилией. Врубель был очень увлечен Эмилией Праховой, трагично переживал отсутствие взаимности. Михаил Александрович в состоянии отчаяния даже нанес себе повреждения ножом на груди. По словам Константина Коровина, он видел следы порезов, о причине рассказал Врубель. Лицо Праховой просматривается в лике Богоматери и даже Христа. Впрочем, Врубель как и другие художники, использовал в качестве моделей своих знакомых. Прототипом образа Богородицы в центре апостольской группы «Сошествия Святого Духа» 1884 явилась Мария Федоровна Ершова, фельдшер, которая ухаживала за Эмилией Львовной во время болезни. В образе одного из апостолов третий слева снизу запечатлен профессор Адриан Викторович Прахов.
Известный русский психиатр, психоаналитик профессор Иван Дмитриевич Ермаков в бытность студентом, видел Врубеля в клинике Московского мединститута. В последующих статьях и в рукописной работе «Новеллы о творчестве» Ермаков отметил, что портрет Христа Врубель написал с лица женщины, заразившей его сифилисом. При этом он усилил «страдальческое, глубоко ушедшее в себя и в то же время благостное выражение» этого лица. Автор подчеркивает роль творчества как психологической защиты: «сам находясь в состоянии глубокой подавленности, Врубель занялся не своими проблемами, а образом женщины, ее горем, ее ужасом». А таинственная «Девушка на фоне персидского ковра» -дочь владельца ссудной кассы Дахновича. В киевский период, нуждаясь в деньгах, Врубель периодически бывал у Дахновича. Безденежье «помогло» запечатлеть для потомков ничем не примечательную девочку и создать шедевр. Михаил Владимирович Алпатов называл Врубеля «художником — визионистом», вспоминая героя Чеховского «Черного монаха». По мнению Михаила Нестерова, знакомы по совместной работе в Киеве Врубель, «совершенно бескорыстный невинный, витал в своих видениях- грезах, а эти грезы, посещая его, не оставались его гостями долго, уступая свое место новым мечтам, новым образам, еще невиданным, нежданным, негаданным… прекрасным видениям жизни и фантазии чудесного художника «нездешних стран». Он был чувствительным и чутким человеком».
Значительно позднее Сергей Судейкин вспоминал: «В 1906 году на выставке русского искусства в Париже некий молодой человек «часами простаивал над вещами Врубеля. Молодого человека звали Пикассо». Пабло Пикассо писал о Врубеле: «Я часто прибегаю к крайним возможностям чисто «скульптурной» трактовки, к острому очерчиванию плоскостей.
«Демон сидящий» Врубеля
10 неизвестных: демоны Михаила Врубеля | Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. |
Ангелы и демоны Михаила Врубеля: почему великий художник был так несчастен? | В 1896 году Михаил Александрович Врубель женится – первый и единственный раз в жизни. |
Проклятие картины "Демон поверженный" | Пикабу | Роза, Демон поверженный и Гадалка (17 ноября 2021) Картина «Демон поверженный» — важный этап в осмыслении Врубелем темы Демона, своего рода антитеза «Демона сидящего». |
Михаил Врубель "Демон поверженный"
Демон поверженный, часть 2, 1901. На выставку-блокбастер Михаила Врубеля впервые за 60 лет в Петербург прибыли работы художника из Третьяковской галереи. Михаил Александрович Врубель – художник, чьё творчество было для многих дико и странно, с трудом воспринимал людскую посредственность мышления, равнодушие, бездарность. На протяжении практически всей жизни Михаила Врубеля преследовал образ Демона, который появлялся во многих произведениях художника.
Родом из детства
- Печали и демоны Михаила Врубеля
- Описание картины:
- Демон поверженный, Михаил Врубель - описание картины
- Ангелы и демоны Михаила Врубеля: почему великий художник был так несчастен?
- Демон поверженный
«Демон сидящий, демон поверженный» – 162 года со дня рождения Врубеля
Лишившись постоянной работы, Врубель погряз в долгах, и даже угодил из-за них под суд. Любой другой в этих обстоятельствах считал бы каждую копейку. Но только не Врубель. Он жил не по средствам, брал в долг и на все деньги покупал дорогие духи, которые разводил в керамическом тазу и обливался этой душистой водой. Он был аристократичен, одевался с иголочки, прекрасно пах и старался быть изысканным во всем до мельчайших деталей. В 1886 году в Киев навестить 30-летнего сына приехал отец Врубеля.
И был потрясен, увидев полотно, над которым его сын трудился целый год. Огромными глазами Эмилии Праховой на него смотрел Демон! На что Врубель пояснил отцу, что это дух, соединяющий в себе мужское и женское. Одним из решений этого противостояния является объединение двух сил. И очень часто эти два антагонистических галлюцинаторных образа вдруг превращаются во что-то одно, и получается такой вот конгломерат двух личностей, — Андрей Шмилович.
Демониада С тех пор образ демона прочно вошел в жизнь Врубеля, его фантазии и, как проекцию, в творчество. Надо сказать, что огромную роль в становлении врубелевской демониады сыграл… Михаил Лермонтов, а точнее, его произведение «Демон». Так начинается его личная «демониада». В 1889 году Врубель перебрался из Киева, где его уже ничто не держало, в Москву. Но его Демон последовал за ним.
На новом месте художнику предложили поучаствовать в создании иллюстраций для юбилейного двухтомника сочинений Лермонтова. В 1890 году он пишет картину «Голова Демона», в тот же период создает «Демона сидящего». Картина состоит из множества угловатых мазков, напоминающих мозаику. И снова перед нами — андрогин. Фантастическое существо, похожее одновременно на мужчину, и на женщину, существо бесполое, похожее на возрожденческого титана, мрачное, задумчивое и в то же время устремленное в будущее.
Талантливого и дерзкого художника берет под опеку известный меценат Савва Мамонтов. Врубель увлекается керамикой, пробует себя в качестве театрального художника, декоратора, скульптора — и все, за что он берется, получается блистательно! Все заработанные деньги спускает на разгул. Надо сказать, что Врубель и раньше любил погулять. Слыл гурманом, прекрасно разбирался в яствах и винах, увлекался актрисами, певичками из кафешантанов, циркачками.
Такой богемный образ жизни и в то время это было ничуть не менее опасно, чем сегодня. Только угрозы сейчас другие — ВИЧ, оспа обезьян, ковид. А тогда… — Сифилис был весьма распространен. Лечили его известными на тот момент противоинфекционными препаратами. Самым распространенным средством была, в частности, ртуть.
Надежда писала сестре, что «у него масса работы, все от него требуют эскизов, советов, приглашают на выставку, выбирают членом в разные общества, только денег мало платят, а слава его в Москве растет». В декабре 1901 года работа над «Демоном поверженным» была закончена. Но Врубель не мог «отпустить» свою работу. С ним происходило нечто неладное, заставлявшее всех нас беспокоиться за его здоровье. Еще до открытия выставки он приходил рано утром с ящиком с красками и прописывал разные места выставленного им впервые «Демона». Врубель приносил с собой бутылку шампанского и, то и дело прикладываясь к ней, неистово писал.
Сперва дело ограничивалось небольшими ретушами, но вскоре он начал писать повсюду, прописывая заново всю фигуру Демона, переписывая ему руки, лицо, одежду. Я каждый день ходил и наблюдал его. Михаил Александрович ничего и никого не замечал и был как во сне. Когда выставка уже открылась, он продолжал рано утром приходить и писал все с большим азартом, не стесняясь даже присутствием публики, почему его приходилось останавливать и уговаривать прекратить писание. На наших глазах «Демон» становился все хуже и хуже, рисунок и лепка деформировались, и голова приняла тот искаженный облик, который сохранился навсегда. В одно утро он не появился.
Через несколько дней мы узнали, что он хотел в театре выйти из-за кулис на сцену, чтобы петь вместо певца, исполнением которого был недоволен. Его насилу удержали и вслед затем увезли в лечебницу. Художник был буйным, не говорил связно, страдал манией величия. Портрет Брюсова В феврале 1903 года Врубеля выписали из клиники, но вскоре его ждал новый удар — смерть маленького сына. Художник пытался поддержать жену, но его состояние быстро ухудшилось, и он сам попросил отвезти его в больницу.
На лице — отчаяние и злоба. И словно в насмешку, именно тогда, когда художник уже уходил в мир своих страхов и галлюцинаций, к нему пришла настоящая слава. А Врубель стал нищим и безумным.
И только супруга Надежда Ивановна, поддерживала его. Летом 1904 года, получив ангажемент в Мариинском театре, она вместе с Врубелем переехала в Санкт-Петербург. Врубель, казалось выздоровевший, снова писал, но уже не демонов, а портреты и удивительные композиции. Его картина «Жемчужина» завораживает мерцанием серебра и голубовато-лилового перламутра. Болезнь супруга и смерть сына отразились на здоровье Надежды Ивановны — у нее стал пропадать голос. Все чаще она была вынуждена помещать Врубеля в клинику на лечение, а после лечения и выписки Врубель вдохновенно брался за кисть и писал новый шедевр. В один из таких периодов ремиссии был создан «Шестикрылый серафим» поражающий своим величием и техникой письма. Одним из последних шедевров Врубеля стал «Портрет поэта В.
Брюсова», написанный по заказу издателя журнала «Золотое руно» Рябушинского. Брюсов позировал Врубелю прямо в больничной палате и был в восторге от портрета. В 1905 году Михаилу Врубелю присвоили звание академика Петербургской Академии художеств, только для Врубеля это уже не имело никакого значения. Он отрешился от этого бренного мира, погрузившись в свое безумие. В последние годы жизни в редкие моменты просветления Врубель пытался заняться лепкой и закончить начатые картины. Но мешала наступающая слепота. А потом его поглотило безумие, и моментов просветления больше не было. Врубель медленно угасал, изнуряя себе голодом — во искупление своих грехов, стоя денно и нощно перед окном.
Он говорил, что он так 10 лет простоит перед Богом, то прозреет. Студеной зимой 1910 года Врубель сознательно простоял перед открытой форточкой несколько часов, и у него открылась пневмония. Он умер 1 апреля, накануне, придя в сознание, и последними его словами были: «Довольно! Поедем в Академию!
Символично, что последняя картина в этой трилогии должна была быть наиболее яркой. Врубль экспериментирует с красками на фосфорической основе. Ему хочется, чтобы его картина буквально светилась.
Публика впервые увидит её на выставке 1902 года. Но какого же будет удивление посетителей, когда перед ними предстанет не только полотно, но и мастер, дописывающий его. Михаилу Врубелю до самого последнего момента не нравился итоговый результат. Краски на картине становились всё ярче, но взгляд Демона тускнел и принимал все более и более гневное выражение. Демон был повержен, но повержен в блеске своего триумфа. Картина буквально светилась. Розовый венец на голове героя пылал ярким огнем, павлиньи перья мерцали и переливались.
Но художник не рассчитал. Яркость красок была феноменальной, но они оказались недолговечны. В день закрытия выставки они уже начали темнеть. Картина и сейчас эффектна. Но это только бледная тень того, что было раньше. Сразу после выставки он попал в психиатрическую больницу. Было небольшое улучшение после года лечения, но потеря единственного сына окончательно сломила живописца.
Он все реже бывал в ясном сознании, а к концу 1906 года полностью ослеп. Но до этого, уже лежа в больнице, он создал ещё два шедевра. Это «Шестикрылый серафим» и «Видение пророка Иезекииля». Врубель снова вернулся к христианству, но теперь работы его пугали. Художнику казалось, что религиозность и соблюдение строгого поста помогут ему исцелиться.
Поиск в Google
- «Демоны» Михаила Врубеля
- Художник и его демоны . Михаил Врубель: galkadan — LiveJournal
- Мистическая сторона живописи М.Врубеля –
- Ангелы и демоны Михаила Врубеля: почему великий художник был так несчастен?
- Читайте также
Тайна "Демона поверженного" Михаила Александровича Врубеля
В истории русского искусства конца XIX — начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856−1910) занимает уникальное место. «Демон поверженный» — картина русского художника Михаила Врубеля, написанная в 1901—1902 гг.[1]. В начале 1902 года, пожалуй, одна из самых известных картин Михаила Врубеля Демон поверженный была показана публике в Санкт-Петербурге на выставке Мир искусства. Заканчивая поверженного Демона, Врубель тяжело заболел и был помещен в лечебницу. Михаил Врубель. 1901 и 1902 гг. Холст, масло.
«Демон сидящий» – гениальный образ, рождённый безумием автора
Врубель, Михаил Александрович (1856-1910) Демон поверженный. Странным образом, Михаил Врубель впервые стал писать Демона в то время, когда расписывал Кирилловскую церковь и делал эскизы для Владимирского собора в Киеве. «Поверженный демон» Михаила Врубеля. 1901 год был отмечен крупным семейным событием — у Михаила Александровича Врубеля и его супруги Надежды Ивановны родился сын.
«Он умер тяжко больным, но как художник он был глубоко здоров»
Такой «проверкой» является и этот фотоотпечаток одного из вариантов картины «Демон поверженный» (Врубель неоднократно переписывал холст), наклеенный на картон и от руки раскрашенный художником. Роза, Демон поверженный и Гадалка (17 ноября 2021) Картина «Демон поверженный» — важный этап в осмыслении Врубелем темы Демона, своего рода антитеза «Демона сидящего». Содержание картины-панно М.А. Врубеля «[i]Демон поверженный»[/i] — одного из центральных произведений символизма в русской живописи — до сих пор остается загадкой. О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам.