В ночь на 19 января 1943 года блокада Ленинграда была прорвана. Так, после снятия блокады Ленинграда обострился жилищный вопрос, так как началась путаница с жильем и квартир просто не хватало для всех.
Как оживал Ленинград после 900 дней блокады
Восстановление Ленинграда. В годы блокады а городе сгорело или было разрушено более 3000 домов, 7000 повреждено. 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый грузовой поезд с Большой земли по железнодорожной линии Шлиссельбург – Поляны, ставшей главной транспортной артерией осажденного города. Ну а после снятия блокады она сразу же отправилась в Павловск, чтобы участвовать в его восстановлении.
80 лет исполнилось со дня снятия блокады Ленинграда: главное
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады | В результате блокада Ленинграда, продолжавшаяся 872 дня, была закончена. |
Как восстанавливали Ленинград после войны и блокады - YouTube | Ленинград освободился от вражеской блокады, но не вышел из борьбы. |
Ольга Занко: Признание блокады Ленинграда геноцидом – восстановление исторической справедливости | Исследователь, вернувший нам правду об обороне и блокаде Ленинграда — не ретушированную и не приглаженную в угоду времени и политической конъюнктуре. |
Ленинград после снятия блокады | В августе 2023 г. пять жителей блокадного Ленинграда получили из федерального бюджета средства на улучшение жилищных условий. |
В центре Петербурга воссоздали блокадный Ленинград
Это говорит о невероятной силе духа этих людей и большом их профессионализме. Что касается качества многих из этих проектов, они выглядят очень странными, но надо понимать две вещи. Во-первых, тогда еще не было Венецианской хартии, то есть не было сегодняшних представлений о том, что такое хорошо, а что такое плохо, когда речь заходит о работе с наследием. Во-вторых, эти проекты показывают, на каком распутье находился да и находится сейчас! С одной стороны, есть представление о прекрасном Петербурге Петра и Елизаветы отсюда проект реконструкции Гостиного Двора в духе Растрелли , а с другой — есть понимание, что город должен меняться, но при этом его нельзя менять. Поэтому в эти проекты следует вглядеться, как в зеркало — насколько мы сами далеко ушли от такого взгляда на город? Над этим проектом работал главный архитектор города Николай Баранов.
Начало его реализации было положено еще до полного окончания войны. Изображение предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга «Это была реконструкция архитектурного ансамбля площади, главным элементом которой был Финляндский вокзал — рассказывает Юлия Бахарева. Новый ансамбль продолжал петербургские градостроительные традиции по оформлению невских набережных, сложившиеся еще в XVIII веке. Увенчанный высоким шпилем Финляндский вокзал вторил другим городским доминантам, расположенным вдоль Невы, таким как Петропавловский и Исаакиевский соборы». Именно этому проекту, продолжает Бахарева, современный Петербург обязан решением ряда транспортных проблем на Выборгской стороне. Как и расширение Арсенальной набережной, чтобы транспортный поток шел не через узкую улицу Комсомола, а вдоль Невы».
Впрочем, здание самого вокзала тогда построено не было. Еще один масштабный проект — завершение Суворовского проспекта и переустройство площадей перед Смольным так, чтобы они создавали единое архитектурное пространство, выдержанное в духе римского триумфа. Изображение предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга Изображение предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга В итоге с точки зрения архитектуры проект реализован не был, но вот с градостроительной — до сих пор служит городу. Николай Баранов, конечно, ощущал, что город естественно разрастается в этом направлении Охты. И это сработало, потому что плодами данного проекта мы пользуемся до сих пор. При этом то, что все же было сделано, а именно завершение Суворовского проспекта, было сделано невероятно деликатно — ведь, в отличие от Московского проспекта, мы не воспринимаем этот район как сталинский, мы помним, что Суворовский немного меняется в ритме застройки, но не ощущаем следствием реализации единого проекта [середины XX века]».
Город-сад Впрочем, в это время архитекторы города, прежде всего все тот же Николай Баранов, раздумывали о еще более глобальных проектах.
С конца 1943 предприятия Ленинграда стали включаться в общесоюзный план; промышленность города дала продукцию на 2,5 млрд. В октябре 1943 помимо медицинских вузов, не прекращавших работу в течение всей блокады, возобновили занятия филиалы 10 эвакуированных институтов: ЛИИЖТа, кораблестроительный, инженерно-строительный, педагогический имени А.
Герцена и др. В конце 1943 действовал 61 НИИ. За 1943 восстановлено свыше 131 тыс.
Однако затруднённость сообщения со страной и артиллерийские обстрелы города сдерживали восстановительные работы. После полного снятия блокады январь 1944 ГКО принял 29 марта 1944 постановление о первоочередных мерах помощи Ленинграду. На восстановление было ассигновано 790 млн.
В 1944 на заводах и фабриках Ленинграда введено в эксплуатацию свыше 1 млн.
Прорыв к победе. Что предшествовало полному освобождению Ленинграда от блокады "Это была не просто дорога, шедшая через лед. Это была развитая транспортная магистраль с заправочными станциями, со станциями обогрева и техобслуживания, там стояли регулировщики и через каждые 400 м светили фонари.
И, естественно, она была хорошо охраняема. Около 19 тыс. До июня 1944 года действовала Малая Дорога жизни по льду Финского залива, связывавшая Ораниенбаумский плацдарм через Кронштадт с Лисьим Носом на северном берегу. В ходе операции по снятию блокады по ней перебрасывали войска.
После прорыва блокады главным путем снабжения города стала железная дорога: первый поезд с "большой земли" пришел в осажденный Ленинград 7 февраля 1943 года. Блокадные маршруты С учетом всех ограничений жители могли относительно свободно передвигаться в городской черте днем, ночью действовал комендантский час. Каждый планировал свои маршруты — на работу, учебу, в театр или кино, за хлебом, водой, кипятком, к родственникам и знакомым, учитывая потребности и рассчитывая собственные силы. А усилий для того, чтобы преодолеть даже небольшое расстояние, требовалось немало.
Транспорт не ходил с начала зимы 1941 года и до 15 апреля 1942-го, когда был пущен первый трамвай. Потому человек должен был рассчитывать только на свои силы. В основном передвигались пешком. На них перевозили вещи, с ними ходили за водой, потому что таскать тяжелые ведра для обессиленных людей было невыносимо.
Ослабленных людей на санках везли в больницы, умерших — на кладбища", — сказал Мастридеев. При этом, по словам Никиты Ломагина, в городе были и места, куда не пускали в принципе, — например, Смольный в тот период в Смольном работало партийное и советское руководство, располагался и штаб Военного совета Ленинградского фронта. Нельзя было пройти без пропуска через линии заграждения, попасть на режимные объекты. Пересечение мостов тоже строго отслеживалось.
На них стояли посты, которые не просто проверяли документы, но и интересовались, куда идет человек и с какой целью. Кто остался в Ленинграде Состав и численность населения Ленинграда тщательно контролировались властями. Для обеспечения внутренней безопасности следили, чтобы в город не смог попасть никто "лишний". Еще до начала блокады всех, кто пытался приехать в Ленинград, перенаправили дальше в эвакуацию, минуя город.
К тому же приняли меры для выселения неблагонадежных людей — их списки были составлены в конце августа 1941 года, рассказал Ломагин. Сберечь до последней крошки. Как хлеб стал на долгие годы ленинградской святыней Население города за период блокады сократилось в пять раз: с 3,2 млн человек до 650 тыс. Тогда были эвакуированы все, кто не мог участвовать в решении задач по обороне города.
Задача была оставить в Ленинграде "лишь то количество населения, которое нужно непосредственно, во-первых, на удовлетворение насущных нужд фронта и флота и, во-вторых, на удовлетворение насущных нужд остающегося населения, и чтобы это население было достаточно мобильно, чтобы в любой момент могло сменить свою профессию на винтовку, оборониться от штурма, потом опять взяться за работу, чтобы оно было мобильное, самодеятельное, а не беспомощное; могущее держать в руках себя и помогать другим в деле организации обороны". В середине 1942 года, когда в Ленинграде числилось 1,1 млн жителей, было принято волевое решение вывезти из города 300 тыс.
Первый — восстановление в городе промышленных предприятий. Второй — размещение людей. Многие из тех, кто возвращался в город, не могли вернуться в собственные квартиры, говорит Никита Ломагин. Это была пора поистине великой тесноты. Во многих корпусах не было туалетов, водопровода.
Причина в том, что город потерял много жителей. Третьим важнейшим вопросом, который требовал немедленного решения, было восстановление исторического образа города и инфраструктуры, подчеркивают историки. А с 1 мая 1945 года стали светлыми квартиры — была повышена норма электроэнергии, с 5 до 15 гВт-ч в сутки». К восстановлению города привлекались все трудоспособные жители. Эта помощь от непрофессионалов была довольно существенной: например, за 1944 год в Московском районе Ленинграда обычные жители выполнили до трети всех работ», — рассказывает историк. Восстанавливать Ленинград помогали и немецкие военнопленные — ими были построены почти 33 тысячи квадратных метров жилья, 14 школ, 8 больниц, 3 дома отдыха, 4 музея, 1 стадион. Большой лагерь был в самом центре Ленинграда — в помещениях бывшего Конюшенного двора на Конюшенной площади.
Также важнейшей проблемой Ленинграда до и после снятия блокады оставались крысы. Поскольку кошек и собак съели за период блокады, то эти грызуны массово размножились, подчеркивает Дмитрий Асташкин. В городе не работала канализация, оставались неубранными останки, большое количество вырытых в земле укреплений оказались заброшены после перемещения фронта.
Ленинградская Победа – предвестник Великой Победы
Через неделю после снятия блокады, 5 февраля 1944 года, комендантский час сократили, а отменили совсем только 15 июля, то есть после того, как с бывшей северной части блокадного кольца были отброшены финские войска. Ленинградское Возрождение: рассказываем о восстановлении значимых зданий после войны. «От войны к миру: восстановление исторического центра Ленинграда после блокады».
Ленинградская Победа – предвестник Великой Победы
Во многих корпусах не было туалетов, водопровода. Причина в том, что город потерял много жителей. Третьим важнейшим вопросом, который требовал немедленного решения, было восстановление исторического образа города и инфраструктуры, подчеркивают историки. А с 1 мая 1945 года стали светлыми квартиры — была повышена норма электроэнергии, с 5 до 15 гВт-ч в сутки». К восстановлению города привлекались все трудоспособные жители. Эта помощь от непрофессионалов была довольно существенной: например, за 1944 год в Московском районе Ленинграда обычные жители выполнили до трети всех работ», — рассказывает историк. Восстанавливать Ленинград помогали и немецкие военнопленные — ими были построены почти 33 тысячи квадратных метров жилья, 14 школ, 8 больниц, 3 дома отдыха, 4 музея, 1 стадион. Большой лагерь был в самом центре Ленинграда — в помещениях бывшего Конюшенного двора на Конюшенной площади.
Также важнейшей проблемой Ленинграда до и после снятия блокады оставались крысы. Поскольку кошек и собак съели за период блокады, то эти грызуны массово размножились, подчеркивает Дмитрий Асташкин. В городе не работала канализация, оставались неубранными останки, большое количество вырытых в земле укреплений оказались заброшены после перемещения фронта. Есть городская легенда, не подтвержденная источниками, о том, что на борьбу с грызунами в Ленинград привозили вагоны кошек из соседних регионов. Каждый год журналисты и блогеры додумывают к ней умилительные детали», — отмечает исследователь. По факту же с крысиным нашествием и его последствиями боролись именно люди, говорит Асташкин. Например, сотрудники отдела паразитарных инфекций Института имени Пастера.
Новости От войны к миру «От войны к миру: восстановление исторического центра Ленинграда после блокады». Страшных, трагичных, несомненно, чёрных страниц нашей истории. Но 27 января 1944 года кольцо лопнуло. Ленинград стал свободным от фашисткой блокады. Но люди, пережившие это тяжёлое время, время, полное страха, боли и потерь, не смотря на все лишения и горе, смотрели в будущее с надеждой, — так начала свою лекцию её автор, библиотекарь отдела обслуживания Анна Адамчевская. Их любимый город, носящий в народе название «музей под открытым небом», превратился в блёклое напоминание былого». И действительно, фашисты хотели не просто стереть великолепный город с лица земли, но и придать забвению его историю. Бомбили, не щадя ни дворцов, ни церквей, ни школ...
Великое событие.
И неотделима от него скорбь по каждому, для кого один из 872 дней во вражеском кольце стал последним днем жизни. Голод, холод, обстрелы — в памяти блокадников, которых судьба сохранила, чтобы сегодня мы знали, как тогда было. Владимир Путин родился, вырос и учился в Ленинграде, сегодня он среди участников шествия памяти. На Дворцовой площади завершился мультимедийный спектакль «Ленинград. Во имя жизни».
Но многое из этого театралам пришлось подпольно продать ради пропитания.
С 2 по 15 июля сотрудники МАЛЕГОТа всё ещё работали, но вместо репетиций им доставались наряды по рытью окопов или плетению маскировочных сеток, а некоторым нужно было поддерживать дух бойцов на призывных пунктах. С 16 июля труппа официально находилась в отпуске. Новый сезон планировалось открыть 23 августа, но этого не произошло. Общежитие среди станков, коптилки из гильз и женские бригады металлургов Кировский завод стоит на непростом месте. В XVIII веке — прежде, чем район стал промышленным — здесь была своеобразная Рублёвка: в богатые усадьбы на пути к императорским резиденциям заезжали чаёвничать дворяне. А в XX веке сюда пришла война: в 1941 году бои развернулись всего в четырёх километрах от заводских стен.
За годы войны по территории предприятия фашисты выпустили 770 фугасных и зажигательных бомб, 4680 артиллерийских снарядов. Но работа на производстве не прекращалась. На её место пришли военные заказы и первые опыты в танкостроении. Появилось на предприятии и своё конструкторское бюро: в нём молодые инженеры под руководством 29-летнего Жозефа Котина разрабатывали современные танки. В предвоенные годы на заводе трудилось около 30 тысяч человек. В июле 1941-го начала формироваться Кировская дивизия народного ополчения, в которую попали около 10 тысяч работников.
Самых квалифицированных в армию не взяли — они были нужны на производстве. Зенитки на крыше, мука из сои и газоубежище Ленинградский комбинат хлебопродуктов имени Кирова ЛКХП был построен перед войной. Строительство началось в 1934 году, а 20 мая 1939-го предприятие заработало. Тогда на нём трудились около 1200 человек, но в первые дни войны многие сотрудники ушли на фронт: в 1942 году на производстве остались лишь 130 человек, которым приходилось выполнять большой объём работы.
В Петербурге празднование 80-летия снятия блокады началось с исторического форума
Как Восстанавливали Ленинград После Войны И Блокады скачать с mp4 mp3 flv | Уже в первые дни после окончания блокады в городе приступили к демаскировке и восстановлению зданий, реставрации памятников. |
В центре Петербурга воссоздали блокадный Ленинград // Новости НТВ | 1. Утвердить прилагаемый план основных мероприятий по подготовке и проведению празднования 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. |
Прорыв и снятие блокады Ленинграда: как это было?
Круглый стол "Ленинградско-Новгородская операция - сталинский удар, сокрушивший блокаду" 1 марта 2024 г. Москва Общероссийская общественно-государственная организация "Российское военно-историческое общество" 87. Минкультуры России, Правительство Новгородской области, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Новгородский государственный объединенный музей-заповедник" 88. Выставка "Ильмень помнит" к 80-летию наступательной операции "Полярная звезда" 1943 года 2023 год, Новгородская область, г.
Старая Русса Минкультуры России, Правительство Новгородской области, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Новгородский государственный объединенный музей-заповедник" 89. Цикл лекций в рамках выставочного проекта "Непокоренный город. К 80-летию со дня полного снятия блокады Ленинграда" и открытого исторического лектория "Тверская XXI", посвященный истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда январь-февраль 2024 г.
Минкультуры России, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный центральный музей современной истории России" 90. Москва федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Государственный музейно-выставочный центр "РОСИЗО" выставка "Пушкиниана художников города-фронта" федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийский музей А. Пушкина" мультимедийная просветительская выставка "Непокоренный город.
К началу 1942 года образование в стенах ЛГУ получали около 700 студентов. Юношей и девушек эвакуировали из осаждённого Ленинграда в конце февраля 1942-го в Саратов. Занятия для 360 человек на базе Саратовского университета начались в апреле 1943 года и длились до 1944-го. Дикорастущая еда, спасение кактусов и лазарет в оранжереях Во время Великой Отечественной войны Ботанический сад Петербурга был серьёзно разрушен. Снаряды уничтожили почти все оранжереи, где хранились более 6400 видов растений со всего мира некоторые из них жили здесь с середины XIX века. Первая крупная авиабомба попала сюда 15 ноября 1941 года — так началась череда бомбёжек. В результате за осень и зиму 41-го в сад попало порядка 50 зажигательных бомб, за 42-й и 43-й годы было сброшено ещё 85 артиллерийских снарядов. До войны Ботсад насчитывал 28 оранжерей, но лишь две из них не пострадали. Это были разводочные помещения исключительно для работы персонала: именно туда перенесли оставшиеся кактусы, саговники, сеянцы пальм и другие растения. Фото предоставлено пресс-службой Ботанического сада Петра Великого Сотрудники Ботсада спасли малую часть — около тысячи экземпляров, но ухаживать за «выжившими» было непросто, особенно в холода.
Только к началу 2000-х наследие ленинградского ботсада можно было считать таким же полноценным, каким оно было до войны. Сегодня же оранжерейная коллекция насчитывает более 13000 таксонов; большая их часть — это семена, привезённые в Ленинград из естественных мест обитания, а также в результате обмена семенами и растениями между садами мира. Главное здание выдержало эти взрывы, а вот корпус Бенуа со стороны Инженерной улицы оказался сильно разрушен. Когда враг пришёл к Ленинграду, насыщенная работа оказалась прервана. Многие работники учреждения пополнили ряды Красной Армии и народного ополчения. В результате к 1 апреля 1942 года в Михайловском дворце осталось всего 5 научных сотрудников… Эвакуация, незаконная торговля и «Цыганский барон» в Чкалове Во время блокады Ленинграда Малому оперному театру или МАЛЕГОТу так тогда именовался Михайловский театр относительно повезло: он не пострадал, как, например, Эрмитаж, Русский музей или некоторые здания ЛГУ. Театральные труппы и сотрудники учреждения в основном были эвакуированы в Чкалов, ныне Оренбург.
Сталина упрекают, что он больше заботился об армии, чем о мирном населении, но по-другому в той ситуации было не поступить, ведь именно от армии зависели и жизни остальных людей. Видимо, поддавшись ненадолго панике, Сталин даже в единственный раз за всю блокаду допустил мысль о сдаче Ленинграда», — рассказывает историк. Ранним утром 23 октября 1941 года начальник генштаба Александр Василевский по телефону передал находящемуся в Ленинграде Андрею Жданову распоряжение главы СССР: «Прошу принять следующие указания товарища Сталина. Судя по вашим медлительным действиям, можно прийти к выводу, что вы все еще не осознали критическое положение. Если вы в течение ближайших нескольких дней не прорвете фронт и не восстановите прочной связи с 54 армией, все ваши войска будут взяты в плен. Это нужно не только для обеспечения жизнедеятельности войск Ленфронта, но и особенно для того, чтобы дать выход войскам на восток во избежание плена, если придется сдать Ленинград. Сосредоточьте дивизии 8 или 10 и прорвитесь на восток». В итоге провалена была и эта операция. Удар снаружи оказался слишком слабым, потому что все основные силы были отправлены на защиту столицы, а 54 армия была ослаблена и не справилась в одиночку. Хлеб в городе кончался, грозил страшный голод, поэтому на следующую попытку возлагались все надежды. Если вы не прорветесь на восток, вы загубите Ленинградский фронт и население Ленинграда. Как только пробьете дорогу, железная дорога будет», — обещал Жданову Сталин в ноябре 1941года. Третью попытку предприняли в январе 1942 года и назвали Любанской операцией. Удар наносился уже не на Синявино, а гораздо южнее, с целью окружения значительной части немецких сил. Но на этот раз начинания сгубила не ослабленность армии, а напротив — самоуверенность руководства. Дело было сразу после успешного контрнаступления под Москвой, и у командующих сложилось ложное впечатление, что повторяется сценарий Отечественной войны 1812 года: противника заманили вглубь, и он деморализован морозами и поражениями. Но немцы оказались хитрее французов, поэтому наступление закончилось трагедией — окружением и гибелью большей части 2-й ударной советской армии.
Стоит сказать о том, что план маскировки существовал до начала военных действий, его разработала команда архитекторов под управлением главного архитектора Николая Баранова. Ценные исторические объекты, памятники закапывались в землю, их прятали под мешками с песком. Наибольший ущерб был причинен тем объектам, которые были расположены на занятых вражескими восками территориях или находились вблизи линии фронта. К самым ценным из них относятся: Павловский дворец, был разрушен и сожжен, вырублено порядка семидесяти тысяч деревьев в парке; Янтарная комната, судьба которой по сей день не ясна; Федоровский Государев собор; Большой Екатерининский дворец; кладбище Свято-Троицкой Приморской мужской пустыни. Обстрелы велись по всем районам, вражеский снаряд мог попасть в любой дом и на любую улицу.
Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
После снятия блокады Ленинграда, жители города освобождают памятник Петру l от защитных укрытий. Главная» Новости» Годовщина блокады ленинграда в 2024 году. Главная» Новости» Снятие блокады ленинграда 80 лет. Но восстановление после войны — это не меньший подвиг, с которым справились архитекторы и реставраторы. Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции для восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. 7 февраля 1943 года в блокадный Ленинград прибыл первый грузовой поезд с Большой земли по железнодорожной линии Шлиссельбург – Поляны, ставшей главной транспортной артерией осажденного города.
Менее 580 тысяч человек: как жители Ленинграда восстанавливали город после блокады
Внешний вид Ленинграда после прорыва блокады. Город после снятия блокады заставлял похолодеть и содрогнуться, это была одна из крупнейших трагедий Второй мировой войны. Осенью 1941 года, сразу после установления блокады, советские войска предприняли две операции для восстановления сухопутной связи Ленинграда с остальной страной. Восстановление Ленинграда после Второй мировой войны было длительным и сложным процессом, который включал несколько основных этапов.
Ленинградское Возрождение: рассказываем о восстановлении значимых зданий после войны
И действительно, фашисты хотели не просто стереть великолепный город с лица земли, но и придать забвению его историю. Бомбили, не щадя ни дворцов, ни церквей, ни школ... Подвиг ленинградцев сложно переоценить. Каждый в своей сфере, по силам, старался сохранять жизнь в Ленинграде. Он был не мёртв, как думали фашисты, он возрождался... Удивительно, но после каждой атаки на памятники архитектуры их восстанавливали. С первых дней блокады архитекторы, реставраторы, сотрудники музеев прекрасно понимали, что красоту надо сохранять. Об этом много и подробно описано в книге В.
РФ" собрал для Вас ключевые статьи об одной из самой трагичной и героической странице Великой Отечественной войны - подробнее в нашей подборке.
Оренбург«Крымско-татарский добровольческий батальон имени Номана Челеджихана» Украинское военизированное националистическое объединение «Азов» другие используемые наименования: батальон «Азов», полк «Азов» Партия исламского возрождения Таджикистана Республика Таджикистан Межрегиональное леворадикальное анархистское движение «Народная самооборона» Террористическое сообщество «Дуббайский джамаат» Террористическое сообщество — «московская ячейка» МТО «ИГ» Боевое крыло группы вирда последователей мюидов, мурдов религиозного течения Батал-Хаджи Белхороева Батал-Хаджи, баталхаджинцев, белхороевцев, тариката шейха овлия устаза Батал-Хаджи Белхороева Международное движение «Маньяки Культ Убийц» другие используемые наименования «Маньяки Культ Убийств», «Молодёжь Которая Улыбается», М. Реалии» Кавказ. Реалии Крым.
В итоге из всех предложенных на конкурсах проектов фактически был реализован только один и то с изменениями — монумент защитникам Острова Ханко на улице Пестеля, с аллюзиями к архитектуре эпохи барокко архитекторов Каменского и Лейман. Гостиный Двор и Литературный дом было решено восстанавливать по другим проектам.
Мария Элькина Архитектурный критик: «Нам очень важен тот факт, что в принципе эти конкурсы проводились, то есть представьте себе, что на дворе 1942—43 год, а мысль архитекторов шла в сторону будущего. Это говорит о невероятной силе духа этих людей и большом их профессионализме. Что касается качества многих из этих проектов, они выглядят очень странными, но надо понимать две вещи. Во-первых, тогда еще не было Венецианской хартии, то есть не было сегодняшних представлений о том, что такое хорошо, а что такое плохо, когда речь заходит о работе с наследием. Во-вторых, эти проекты показывают, на каком распутье находился да и находится сейчас! С одной стороны, есть представление о прекрасном Петербурге Петра и Елизаветы отсюда проект реконструкции Гостиного Двора в духе Растрелли , а с другой — есть понимание, что город должен меняться, но при этом его нельзя менять.
Поэтому в эти проекты следует вглядеться, как в зеркало — насколько мы сами далеко ушли от такого взгляда на город? Над этим проектом работал главный архитектор города Николай Баранов. Начало его реализации было положено еще до полного окончания войны. Изображение предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга «Это была реконструкция архитектурного ансамбля площади, главным элементом которой был Финляндский вокзал — рассказывает Юлия Бахарева. Новый ансамбль продолжал петербургские градостроительные традиции по оформлению невских набережных, сложившиеся еще в XVIII веке. Увенчанный высоким шпилем Финляндский вокзал вторил другим городским доминантам, расположенным вдоль Невы, таким как Петропавловский и Исаакиевский соборы».
Именно этому проекту, продолжает Бахарева, современный Петербург обязан решением ряда транспортных проблем на Выборгской стороне. Как и расширение Арсенальной набережной, чтобы транспортный поток шел не через узкую улицу Комсомола, а вдоль Невы». Впрочем, здание самого вокзала тогда построено не было. Еще один масштабный проект — завершение Суворовского проспекта и переустройство площадей перед Смольным так, чтобы они создавали единое архитектурное пространство, выдержанное в духе римского триумфа. Изображение предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга Изображение предоставлено Государственным музеем истории Санкт-Петербурга В итоге с точки зрения архитектуры проект реализован не был, но вот с градостроительной — до сих пор служит городу. Николай Баранов, конечно, ощущал, что город естественно разрастается в этом направлении Охты.