На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, которое состоялось 16–17 июля, было принято Заявление в связи с решением властей Турции о пересмотре статуса храма Святой Софии в Стамбуле. Более тысячи лет собор Святой Софии в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире, потом им стал собор Святого Петра в Риме. Собор святой Софии возвышается над Константинополем, ныне Стамбулом, без малого полторы тысячи лет. Государственный совет Турции проголосовал за придание собору Святой Софии в Стамбуле, одной из главных христианских святынь, статуса мечети.
Вход в храм Айя-София в Турции стал платным для всех, кроме молящихся
Официальное решение обнародуют в течение 15 дней. Турецкие СМИ считают, что первая мусульманская служба в Софии может состояться уже 15 июля. Вид на Святую Софию. Фото: unsplash. И Русской Церкви он особенно дорог. Послы великого князя Владимира, переступив порог этого храма, пленились его небесной красотой. Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение — в христианскую цивилизацию», — заявил Патриарх Кирилл. Но это внешняя правота, за которой — глобальная неправда.
Святая София Константинопольская — главный символ. Причем с самых разных точек зрения — духовной, культурной, исторической. Это величайший христианский храм всех времен и народов, построенный Юстинианом в VI веке. Храм сразу стал главным храмом Византийской империи, воплощением византийской духовности. В таком качестве он просуществовал более 900 лет. Важнейшее символическое значение храма понимали и турки. Когда они захватили Константинополь в 1453 году, первое, что сделал Мехмед II Завоеватель — превратил Святую Софию в мечеть, и это был очевидный символический жест.
Эти смыслы учитывает сегодня и президент Эрдоган, который возвращает Святой Софии статус мечети, игнорируя ее без малого столетнее пребывание в качестве музея. Он создает некое тройное послание. Во-первых, послание, адресованное мусульманам Турции, которые в значительной степени поддерживают превращение Святой Софии в мечеть, несмотря на очевидные политические, экономические, культурные и иные убытки — именно как знак победы над христианским миром.
Так же может быть и с Софией. Если мы признаем ее мусульманской святыней, то плата за вход будет отменена», - объяснил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Однако, что будет с уникальными фресками Девы Марии и Христа, которым около тысячи лет. Неужели их снова закрасят или завесят черными кругам с арабской вязью?
Ведь в исламе запрещены изображения людей. В этот четверг Государственный совет - это Верховный суд Турции — совещался на эту сложную тему ровно 17 минут. И разрешил превратить собор Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Правда, оставив последнее слово за президентом. Христиане по всему миру негодуют. Армянская апостолькая церковь призывает Турцию не делать поспешных шагов. Соседняя с Турцией Греция восприняла эту новость вообще, как оскорбление.
Памятник мирового значения, такой как святая София используется для удовлетворения внутренней политической целесообразности. Для России Собор Святой Софии также является особенным местом. Если бы княгиня Ольга не отправилась в Константинополь в X веке, не была поражена красотой Софийского собора и не приняла крещения, то, возможно, Русь не обрела бы православную веру. Завершил переход от язычества к православию в нашей стране уже внук Ольги князь Владимир, находясь под впечатлением от рассказов о великолепии византийского собора. Сегодня Русская Православная церковь призывают президента Турции не рубить с плеча.
В строгом смысле неоосманским назвать этот курс можно со многими оговорками. Я бы сказал, что это скорее использование некоторых исторических воспоминаний, игра имперскими страстями», — отметил Юрий Мавашев. Турецкая экономика вошла в достаточно крутое пике, поскольку серьёзно зависит от внешнего капитала, который, в свою очередь, к 2012—2013 годам стал уменьшаться.
Сегодня у Эрдогана есть внешнеполитические успехи, но внутренних практически нет. Поэтому экономические потери власть пытается компенсировать некими внешнеполитическими завоеваниями и подобными инициативами», — отметил эксперт в комментарии RT. Дипломат добавил, что в Москве рассчитывают на полное выполнение Анкарой своих обязательств по сохранности и доступности этого объекта. Председатель синодального отдела внешних церковных связей ОВЦС Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион Алфеев назвал этот шаг Анкары «пощёчиной всему мировому христианству». Решение турецкого руководства вызвало весьма прохладную реакцию и со стороны Вашингтона — ранее глава Госдепа Майк Помпео призвал турецкую сторону сохранить за собором статус музея. Похожей точки зрения придерживается и официальный Брюссель. Наиболее резкая реакция последовала со стороны Афин. Как пояснил глава греческого МИД Никос Дендиас в интервью телеканалу Skai, Реджеп Тайип Эрдоган своим решением «отворачивается от международного сообщества и его правил».
При этом в исламском мире решение Анкары вызвало некоторые разночтения, считает Юрий Мавашев. Также по теме Папа Римский опечален решением Турции по статусу собора Святой Софии Папа Римский Франциск во время традиционной воскресной проповеди на площади Святого Петра заявил, что опечален изменением статуса...
Об этом и многом другом исключительно интересном говорили математик Алексей Савватеев и Владимир Легойда в программе "Парсуна". Патриарх Россия выполняет особую миссию по сохранению в мире понятий добра и зла Мощные пропагандистские силы в мире сегодня работают на разрушение понятий о добре и зле, и Россия здесь выполняет особую миссию по сохранению традиционного мировоззрения, которое позволяет оставаться людям по-настоящему свободными. Такое мнение высказал в четверг Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в проповеди после литургии в Донском монастыре. Наследие Депутат Евгений Примаков: «У меня плохо с прощением» Для меня люди, которые поступили несправедливо и плохо, чаще всего для меня перестают существовать. Просто вот нет и нет.
Приведу такой пример. Не так давно скончался в трагическом происшествии один из людей, которые устраивали эту компанию. И мне звонили с каких-то телеканалов, почему-то считая, что я страшно захочу это дело как-то прокомментировать. Я сказал, что я это комментировать не буду, потому что, ну все.
Греческие археологи призывают ЮНЕСКО спасти собор Святой Софии в Стамбуле
Эти события, конечно же, воспеты в легендах и овеяны тайнами. Якобы турки, ворвавшиеся в собор, застали службу, и священник мистическим образом исчез в разверзшейся стене алтаря. По преданию, он появится, но, видимо, нескоро, когда в соборе снова начнется православное Богослужение. Конь султана поскользнулся на крови, и султан прислонился кровавой дланью к стене. Самый известный архитектор Османской империи, Синан, ориентировался на купол Софии и пытался превзойти его в своих творениях.
Только в одном Стамбуле он возвел 25 мечетей , каждая из которых напоминает Святую Софию. Венец его творчества — великолепная Сулеймание, построенная по заказу султана Сулеймана Великолепного в 1557 году. В нем говорилось: «Превращение мечети Айя-София, уникального архитектурного сооружения, в музей будет одобрено всем миром.
Часть мечети, выделенная для туристов, находится по бокам от главного зала, а второй этаж закрыт на реконструкцию. Кроме этого, туристы обязаны соблюдать все правила для мечетей: запрещено заходить в обуви, а также в одежде, которая не закрывает плечи, ноги и руки. Специально для мечети был произведен зеленый ковер, которым застелили почти весь зал собора за исключением места коронации басилевсов.
Ирина, туристка: «Собор произвел на нас приятное впечатление. Единственное, конечно, немного расстроились, что завешены некоторые христианские фрески при входе и под куполом». Знаменитые фрески Софийского собора забелили после завоевания Константинополя и обнаружили намного позднее. Теперь они на время совершения намаза скрываются от глаз молящихся. Кроме обычных полицейских, за правопорядком следят полицейские муфтията.
В 843 году в оформлении интерьера появились мозаики. Одна из самых известных - мозаика с изображением императрицы Зои, одной из трех женщин, которые самостоятельно управляли империей. Колокола, алтарь, иконостас и остальные священные реликвии были вывезены за пределы храма, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, тщательно замазаны. Вместо этого Софийский собор обрел михраб, минбар и четыре минарета и стал мусульманской мечетью. В 1847 - 1849 гг.
В виде мечети храм просуществовал до 1931 года, а в 1935 году был преобразован в музей по приказу Мустафы Кемаля Ататюрка. Что посмотреть в Айя-София Собор Айя-София - огромное величественное здание, сочетающее в себе элементы православной и мусульманской культуры. Главный вход - императорские ворота, по преданию, сделаны из остатков Ноева ковчега и были предназначены исключительно для императора. Михраб Напротив входа в арке расположен михраб, то есть ниша в стене, обращенная в сторону Мекки. Михраб был предназначен для того, чтобы в нем молился имам руководитель намаза впереди всех остальных молящихся. Неф Неф в Айя-София - основное продолговатое помещение, ограниченное с двух сторон колоннами, поражает своими размерами и эффектом «прозрачности».
Собор Святой Софии — бывший патриарший православный храм, построенный в VI веке нашей эры. До завоевания Константинополя собор был центром православного христианства. После покорения города османами в 1453 году собор был превращен в мечеть. В 1935 году решением основателя Турецкой Республики Мустафы Кемаля Ататюрка храм преобразовали в музей.
Но в начале июня 2020 года президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган поручил изучить возможность превращения собора Святой Софии в мечеть. Предложение поддержали министр юстиции Абдулхамит Гюль и министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу. Против уже высказались представители Константинопольской и Греческой Православных Церквей и высокопоставленные дипломаты разных стран. Суд признал законным указ первого президента Турции Мустафы Кемаля Ататюрка от 1934 года, которым собору придали статус музея. Решать вопрос об изменении либо сохранении этого статуса имеет право глава государства — Реджеп Тайип Эрдоган. Вопрос о будущем собора также рассмотрел Госсовет Турции. Слушания по этому поводу заняли всего 17 минут. Официальное решение обнародуют в течение 15 дней. Турецкие СМИ считают, что первая мусульманская служба в Софии может состояться уже 15 июля. Вид на Святую Софию.
Фото: unsplash. И Русской Церкви он особенно дорог. Послы великого князя Владимира, переступив порог этого храма, пленились его небесной красотой. Услышав их рассказ, святой Владимир крестился и крестил Русь, которая вслед за ним шагнула в новое для себя духовное и историческое измерение — в христианскую цивилизацию», — заявил Патриарх Кирилл.
Мечеть Айя-София в Стамбуле защитят от землетрясения
Софии Римской, пострадавшей за веру в 304 году, или в честь той Софии, что была матерью подростков Веры, Надежды и Любови, умученных, по церковному преданию, примерно полутора веками ранее, и была прославлена в лике святых вместе с ними. Аналог Премудрости Божьей можно найти не только в христианстве: в Древней Греции это свойство было тесно связано с Афиной, этот термин применяется и в иудаизме и встречается в Ветхом Завете. Больше того, параллель находится и в исламе — там Божественное знание олицетворяется Хранимой скрижалью, выступающей источником всех священных писаний, в которой записаны все события прошлого, настоящего и будущего. Большая часть других соборов Святой Софии, кстати, также посвящена именно Премудрости Божьей. Примечательно, что и три предыдущих христианских храма, построенных на этом месте в VI—V вв. Константинопольский же собор после превращения в мечеть сохранил свое название: по-турецки он назывался и называется Ayasofya. Фотохромное изображение мечети Айя-София, сделанное неизвестным фотографом в 1897-м году Источник: Wikimedia Commons Шедевр за пять лет и десять месяцев Собор Парижской Богоматери строился 182 года 1163—1345 , собор Святого Петра в Риме — 120 лет 1506—1626 , Исаакиевский сбор в Санкт-Петербурге — 40 лет 1818—1858. Святую Софию Константинопольскую построили за пять лет и десять месяцев силами 10 тысяч рабочих. Строительство началось весной 532 года, спустя 40 дней после того, как жители города, поднявшие восстание «Ника» крупнейшее в истории города — при подавлении было убито около 35 тысяч человек , сожгли вместе со значительной частью Константинополя предыдущую базилику Святой Софии. Ту построили 117 годами ранее по приказу императора Феодосия II — на месте погибшей в огне пожара предыдущей церкви с тем же посвящением.
Примечательно, что первый христианский храм Святой Софии был возведен на этом месте еще в 337 году по приказу императора Константина Великого и простоял до 404-го, пока не погиб — вы легко догадаетесь! Тогда в Константинополе уже правил Феодосий II, на счету которого, таким образом, две Святых Софии — 404-го и 415-го годов. Но ныне существующая, выстроенная императором Юстинианом, намного превзошла их все. Достаточно сказать, что Юстиниан, задумавший новый храм как визитную карточку столицы и памятник своего правления, присоединил к бывшей рыночной площади, на которой стояли три первые Софии, несколько окрестных, выкупленных у владельцев участков и снес все имевшиеся на них постройки.
А это значит, что под угрозой уникальные мозаичные изображения Христа Спасителя, Богоматери, Иоанна Крестителя и ангелов, а также другие фрески и настенная живопись, украшающая интерьер Святой Софии. Турецкие власти обещают сохранить христианские мозаики, каким именно способом, не уточняется, но вариантов не много: мозаики можно завесить тканью, но тогда они станут недоступны для предполагаемых туристов, либо мозаики снимут, поместят на гипсовые подставки и выставят в одном музеев, после чего они, разумеется, не произведут того же эффекта, как находясь внутри. Также в администрации президента Турции отметили, что открытие Айя-Софии для молитв не изменит того факта, что собор — один из объектов мирового культурного наследия в Список всемирного наследия ЮНЕСКО здание музея было включено в 1985 году , и что его смогут посещать все желающие.
Несколько раз казалось, что мечты эти исполнятся: в 1829 году, когда русские войска стояли у Эдирне; в 1878-м, когда русская армия дошла до Ешилькея, района Константинополя, но отступила под давлением Великобритании. Ну а реальнее всего казались эти чаяния в Первую мировую войну. Такого больше не будет.
Но все же еще недавно президент Эрдоган говорил, что поезд для этих перемен ушел. Софию погубил коронавирус. Печатный станок остановился, рейтинг президента и его партии стремительно полетел вниз, и надо было срочно объединить раскалывающееся и стремительно разбегающееся общество вокруг какой-то национальной идеи. Мечтали ли все турки о Софии-мечети? Большая часть их и вовсе никогда ее не видела и не подозревала о ее сложной истории. Но сами разговоры о возможном переходе смогли отвлечь народ от коронавирусных сводок и экономических бед. Когда опросы показали, что 70 процентов турок одобряют переход Софии в статус мечети, судьба ее была решена. Символическая выгода — сплочение турецкого общества — оказалась выше материальной. Каждая нота протеста воспринималась в штыки — и укрепляла желание показать миру, кто в этом доме хозяин. Нобелевский лауреат Орхан Памук сказал в интервью BBC , что «миллионы секулярных турков кричат против, но их голосов никто не слышит».
Для них смена статуса Святой Софии означает конец мечты о секулярном мусульманском государстве. Другие переживают, как переход скажется на международном бренде Турции. Третьи, и среди них мэр Стамбула Экрем Имамоглу, опасаются за международные последствия. Но пока еще победа приносит плоды — турецкое общество сплоченно ликует, что все кругом так раздражены. Хватит ли этого ликования, чтобы привести партию Эрдогана к победе на следующих выборах? Чтобы хватило, эти выборы должны состояться гораздо раньше 2023 года.
Собор Святой Софии хотят превратить в мечеть. Православная святыня может закрыться для части мира Freepik Читать 360 в Министр юстиции Турции выступил за превращение собора Святой Софии в Стамбуле в мечеть. Свое разрешение дал Верховный суд, но Константинопольский патриарх против. Сейчас здание является музеем. Верховный суд Турции решил, что статус собора Святой Софии в Стамбуле может быть изменен. На это должен быть специальный указ президента, сообщило греческое издание Оrthodox Times. По мнению судей, Реджеп Тайип Эрдоган имеет право или сохранить статус музея, или поменять его по своему усмотрению. Реклама Пока же против превращения собора Святой Софии в мечеть выступил патриарх Константинопольский Варфоломей. Варфоломея процитировал Euronews. Политическая игра Эрдогана «С юридической точки зрения, если Турция хочет превратить собор в мечеть, то может это сделать. В конце концов, право делать со зданием что угодно принадлежит именно Турции. Но с политической точки зрения все гораздо сложнее, чем кажется», — объяснила «360» политолог из Турции Джейлан Озгюль. Так как сейчас собор Святой Софии — музей, то любой человек — мусульманин, христианин, еврей — может зайти внутрь и помолиться.
Айя София в Стамбуле: описание, фото, история, советы по посещению
В полуторатысячелетней истории Святой Софии наступил новый рубеж эпохального масштаба. Правительство Реджепа Тайипа Эрдогана приняло решение о закрытии Святой Софии для проведения ремонтных работ. В Стамбул вернулись туристы, Святая София стала другой.
Многие туристы задаются этими вопросами, планируя самостоятельные туры в Стамбул.
- Собор Айя-София в Стамбуле: тайны, мистика, история, советы туристу
- Новый статус константинопольской Софии /
- Новое на портале
- Регистрация
Собор Святой Софии в Турции снова стал мечетью
Об этом в минувшую пятницу объявил президент Турции Реджеп Эрдоган, подписав указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии. самый известный памятник византийской архитектуры. Обращаем внимание, что с 15 января 2024 года вносятся изменения в порядок посещения Собора Святой Софии (Айя Софья) в Стамбуле, Турция. Государственный совет Турции проголосовал за придание собору Святой Софии в Стамбуле, одной из главных христианских святынь, статуса мечети.
Вечный храм. Почему турки хотят превратить Святую Софию в мечеть?
Выставки 11 июля 2020 Об этом в минувшую пятницу объявил президент Турции Реджеп Эрдоган, подписав указ, отменяющий музейный статус собора Святой Софии. Отныне Айя-София, один из крупнейших в мире архитектурных памятников христианства и символ золотого века Византии, спустя 86 лет снова стала мечетью. А по ним мусульманин не может молиться в христианских храмах, так как там есть изображения людей.
Но стоимость эксплуатации такого огромного здания очень велика и продажа входных билетов — это возможность решения проблем, возникших из-за этой трансформации в 2020 году. Комментирует историк Павел Котляр: Павел Котляр историк «Превращение в мечеть началось с введения определенных элементов, связанных именно со зданием, где отправляется исламский культ. А именно: полы все застелили коврами. В итоге пространство визуально стало значительно меньше, потому что раньше мраморные византийские полы отражали свет, то есть все теперь стало совершенно по-другому. Был завешен ряд христианских мозаик, которым 1000 лет, потому что они не должны быть в мечети.
В алтаре была богоматерь с младенцем, теперь там висит похожая на парус тряпочка, которая и закрывает. И был закрыт вход на второй ярус, где в основном и находятся все ключевые византийские мозаики». В чем суть изменений — иностранец, который попадает в Айя-Софию , покупает билет только на второй этаж, который в течение этих четырех лет был закрыт. Таким образом, можно будет наконец-то увидеть эти мозаики и вид на убранство мечети со второго яруса. И в его цену также заложена колоссальная турецкая инфляция. Второй после Софии Константинопольской главный памятник византийского искусства — Монастырь Хора — также сначала стал мечетью, фрески были замазаны, потом он был отреставрирован и в 1945 году превратился в музей Карийе, а в 2020-м — храм Христа Спасителя монастыря Хора, или, как его называют, «Сикстинская капелла Византии», снова стал мечетью.
Собор Святой Софии являлся одной из нескольких великих церквей, которые он построил в важных городах по всей своей империи. После разрушения церкви Константина вторую построил его сын Констанций и император Феодосий Великий. Эта вторая церковь была сожжена во время беспорядков в Нике в 532 году, хотя ее раскопанные фрагменты можно увидеть сегодня. Святую Софию перестроили в ее нынешнем виде между 532 и 537 гг. Архитекторами церкви считаются Исидор Милетский и Анфемий Траллский, профессора геометрии Константинопольского университета. Их работа стала техническим триумфом, несмотря на то, что сооружение несколько раз сильно пострадало в результате землетрясений. Первоначальный купол рухнул после землетрясения в 558 году, а его замена упала в 563. Позже предпринимались шаги, чтобы лучше закрепить купол, но случались дополнительные частичные обрушения в 989 и 1346 годах. Базилика Юстиниана стала кульминационным архитектурным достижением поздней античности, а также первым шедевром византийской архитектуры. Его влияние, как архитектурного, так литургического плана, было широко распространено, прочно закрепившись среди восточно-православного, римско-католического и мусульманского миров. Более 900 лет собор Святой Софии был резиденцией Константинопольского православного патриарха, а также главным местом проведения церковных соборов и императорских церемоний. В 1204 году собор подвергся безжалостному нападению, осквернению и разграблению крестоносцами, которые также изгнали Константинопольского патриарха, заменив его латинским епископом. Это событие закрепило разделение греко-православной и римско-католической церквей, начавшееся с Великого раскола 1054 года. Это также означает, что большую часть богатств Святой Софии сегодня можно увидеть не в Стамбуле, а в сокровищнице базилики Святого Марка в Венеции. Несмотря на эту жестокую неудачу, Собор Святой Софии оставался действующей церковью до 29 мая 1453 года, когда султан Мехмет Завоеватель победоносно занял Константинополь. Он был поражен красотой Собора Святой Софии сразу же создав из неё свою императорскую мечеть. Собор Святой Софии служил главной мечетью Стамбула почти 500 лет. Он стал образцом для многих османских мечетей Стамбула, таких как Голубая мечеть, мечеть Сулеймана, мечеть Шехзаде и мечеть Рустема-паши. Сначала никаких серьезных структурных изменений не производилось; добавление михраба молитвенной ниши , минбара кафедры , включая деревянный минарет, превратило церковь в мечеть. В какой-то момент все лица, изображенные на мозаиках церкви, оказались покрыты гипсом из-за запрета ислама на образные изображения. На протяжении веков сменявшие друг друга султаны вносили различные дополнения. Султан Мехмед II построил рядом с мечетью медресе религиозную школу , организовав вакф на собственные средства. Во время правления Селима II Мимар Синан провел обширные реставрации, включая оригинальную лоджию султана и еще один минарет. Махмуд I приказал отреставрировать мечеть в 1739 году, добавив к ней фонтан для омовения, школу Корана, бесплатную кухню и библиотеку, что сделало мечеть центром социального комплекса. Самая известная реставрация собора Святой Софии была завершена между 1847-49 годами Абдулмеджидом II, пригласившего швейцарских архитекторов Гаспаре и Джузеппе Фоссати для ремонта мечети. Братья консолидировали купол и своды, выпрямили колонны, переработали убранство экстерьера и интерьера. Открытие фигурных мозаик после секуляризации собора Святой Софии основали на описаниях братьев Фоссати, обнаруживших их столетием ранее для очистки и записи. Фоссати также добавили каллиграфические медали, сохранившиеся сегодня. Их заказали каллиграфу Казаскеру Иззету Эфенди, заменив старые панно, висящие на опорах. Молитвенные коврики сняли, обнажив мрамор под ними, но мозаика оставалась большей частью заштукатуренной, при этом, здание некоторое время разрушалось. Некоторые каллиграфические панно разбросали по другим мечетям, но восемь медалей осталось, поэтому их все еще можно увидеть сегодня.
В организации отметили, что для изменений, касающихся объекта, входящего в список Всемирного наследия, необходимо для начала уведомить ЮНЕСКО и в случае необходимости попросить проверку у комитета Всемирного наследия. Днем ранее Госсовет Турции единогласно проголосовал за изменение статуса собора на мечеть. Собор Святой Софии был основан 27 декабря 537 года.
Музей или храм? Есть ли смысл в борьбе за светский статус Святой Софии
Собор Святой Софии – часть объекта «Исторические районы Стамбула», вписанного в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. «Собор Святой Софии является архитектурным шедевром и уникальным свидетельством взаимодействия между Европой и Азией на протяжении веков. Собор Святой Софии в Константинополе: как главный православный храм стал мечетью. Величественные минареты собора Святой Софии (Hagia Sophia) уже много лет высятся над горизонтом Стамбула в Турции.
Главный храм и мечеть Стамбула — собор Святой Софии
Тогда же в собор вступил султан Мехмед II — завоеватель Константинополя. При этом в храме сохранилась большая часть фресок и мозаик — по данным исследователей, скорее из-за того, что они были скрыты под штукатуркой. Вплоть до 1934 года собор оставался мечетью. В середине XIX века в здании провели реставрационные работы, занявшие 2 года — в ходе них часть изображений открыли от штукатурки. После декрета, подписанного Ататюрком, собор Святой Софии становится музеем, и примерно до середины прошлого века в нем продолжались реставрационные и исследовательские работы. В 1985 году собор включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в 2019 году это было самый популярный музей Турции, который посетили 3,7 миллиона человек за год.
При этом ни христианское, ни мусульманское сообщества не оставляли попыток вернуть в Софию богослужения. Вопрос поднимался неоднократно: в 2006 году музейный комплекс выделил небольшое помещение для мусульманских обрядов правда, для сотрудников музея ; в 2007 году американские предприниматели и политики создали совет, призванный вернуть Софии статус православного храма; в 2016 году в соборе во время Рамадана проходили чтения Корана с трансляцией в прямом эфире телеканала, что вызвало критику со стороны МИДа Греции. При этом еще в сентябре 2018 года Конституционный суд Турции назвал недопустимым требование одной из частных организаций вернуть собору статус мечети. Однако уже в 2020 году решение Госсовета Турции было прямо противоположным. Кто против?
Решение изменить статус собора Святой Софии с музея на мечеть вызвало волну критики по всему миру — причем критики вполне официальной. Например, в ЮНЕСКО заявили, что государство должно обеспечить такие условия для объекта, чтобы ничто не могло отразиться на его исключительной ценности. Против высказались представители разных христианских церквей, политики и другие деятели, в том числе российские. Критика решения Эрдогана и Государственного совета слышна и в самой Турции.
Госсекретарь США Майк Помпео в свою очередь выразил мнение, что исторический собор теперь потеряет свою роль «моста, связывающего разные культуры и религиозные традиции». В соседней с Турцией Греции туркам пригрозили серьезным «эмоциональным разрывом» с христианскими странами. Особенно популярно оно у сторонников действующего президента.
Смена статуса собора — вопрос, вписывающийся в общую политическую повестку эрдогановской Турции: последние много лет президент держит курс на турецкий национализм и консервативный ислам. Параллельно с исламизацией Эрдоган укрепляет свою личную власть, сдвигая турецкий режим от демократического к авторитарному. Есть здесь и противопоставление Западу: по словам турецкого лидера, сегодняшний маневр — в том числе ответ на действия США в поддержку Израиля. Критики указывают на то, что противоречивый для международных партнеров шаг — способ главы государства удержать электорат.
Исследование подземной части собора Айя-София. Подводники нашли места, предназначенные для захоронения. Хорошо был исследован 12-метровый колодец у главного входа. А в колодце в центральной части храма были найдены обломки очень большого светильника. В стенах были обнаружены плотно закрытые двери, открыть которые они не пытались. Возможно, за этими дверьми находятся большие цистерны для сбора воды, о которых писали путешественники прошлого. Это подтверждает и сканирование пола собора на предмет пустот. Это сканирование показало, что под полом есть огромные пустые пространства! Также был совершен спуск в сухой каменный туннель. Из коридора идут два хода: один к площади Ипподром, второй — к дворцу Топкапы. Эти коридоры раздваиваются, и некоторые рукава заканчиваются тупиками. Но один из рукавов имеет выход во двор дворца Топкапы. Туристы входят в собор через Императорские ворота. Рекомендации по посещению и осмотру Общие рекомендации Приходить лучше всего либо к открытию музея ранним утром, либо уже ближе к закрытию, вечером, потому что днем посетителей бывает очень много. Ещё лучше посещать музей в будни, так как в выходные, особенно в высокий сезон, просто не протолкнуться. В пик посещения очередь у касс в несколько десятков метров — обычное дело. После покупки билета надо пройти проверку: каждый турист проходит через рамку металлоискателя, а рюкзак проверяют, как в аэропорту, рентгеном. Внутри уже давно идет реставрация: часть собора Айя-София в Стамбуле от пола до потолка закрывают строительные леса. Это несколько портит впечатление. Небольшая очередь у входа в музей Айя-София. Последовательность осмотра Осмотр начинаем с первого этажа. Сначала входим через большие ворота в первый притвор, а затем — во второй притвор. Притвор — это пристройка к храму. Перед входом в собор обратите внимание на вырытый слева от входа «котлован». Это следы более древнего строения, которое находилось здесь ещё до строительства собора. Первый притвор. Эта пристройка лишена отделки — мраморные плиты уже давно сняты. В левой части притвора находятся каменная чаша для крещения 5 младенцев и большой экран, на котором идет фильм об истории Айя-Софии на английском. Перед экраном — стулья, можно посидеть и посмотреть фильм. В правой части притвора у стены стоит огромный саркофаг 4 , напротив него колокол 3 , а далее — сувенирный магазин. Купель для крещения в первом притворе. Второй притвор. Эта пристройка сохранила отделку с момента строительства — потолок выложен золотой мозаикой, на стенах — мрамор с зеркальным узором. В левой части второго притвора расположена лестница рампа 2 на второй этаж. Эта лестница не имеет ступеней. Так было сделано специально, для того чтобы проще было вносить императрицу на паланкине специальных носилках на второй этаж в императорское ложе. В правой части притвора такая лестница тоже есть, но она закрыта. Там же в правой части находятся ворота, через которые можно выйти во двор к фонтану для омовений 6. Над воротами, которые называются Красивые ворота, расположена одна из самых известных мозаик собора, где изображен строитель храма император Юстиниан, Богоматерь на троне и император Константин, основатель города. Мозаика видна по ходу движения из двора в собор, а не из собора во двор. Вторая мозаика находится над императорскими воротами 9. Называется она Иисус Панкратор. Подробное описание всех мозаик и информацию о том, где их найти, смотрите ниже. Императорские ворота 9 , по преданию, переделаны из фрагментов Ноева Ковчега. Раньше в них мог входить только сам император, а теперь и вы можете. В соседние двери входили особо приближенные к императору. Над императорскими воротами на втором этаже расположено императорское ложе. Про него подробнее будет написано ниже. Схема музея Айя-София в Стамбуле. Красным цветом обозначены особо интересные места в соборе. Внутренний дворик крестильни баптистерий. Попасть туда можно через второй притвор идем в правую его часть , потом, сразу при выходе, заходим в дверь слева. Во дворике находится каменная купель, которая была перемещена непосредственно из помещения крестильни баптистерия. Купель большая, со ступенями. В ней крестили обращали в веру сразу несколько человек в зрелом возрасте. Позже, когда православие было достаточно распространено, для крещения стали использовать купели меньшего размера для младенцев. Посмотреть маленькую купель 5 можно в левой части первого притвора. В свое время двор и крестильня баптистерий использовались турками для хранения масла для ламп, которые освещали собор. Сосуды для масла расставлены вдоль стен дворика баптистерия. Каменная купель во внутреннем дворике крестильни. Крестильня баптистерий. Сейчас это гробница султанов Мустафы I и Ибрагима I. Из дворика крестильни баптистерия через застеклённую дверь можно увидеть саму крестильню, но попасть туда из дворика не получится. Посетить гробницу можно бесплатно, но для этого надо выйти с территории музея Айя-София и подойти к собору с его правой восточной стороны. Подробнее см. Гробницы Айя-Софии. Сосуды для хранения масла во внутреннем дворике крестильни. Основное пространство собора. Из второго притвора через императорские ворота 9 входим в основное пространство собора Святая София в Стамбуле. Центральная часть первого этажа. Идём в самый центр собора, под купол. Напомню, что диаметр купола — 30 метров, а высота — 56 метров. Кстати, этот купол в 557 году был разрушен землетрясением, а потом отстроен вновь.
С Софийского собора открываются прекрасные виды на Стамбул и его окрестности. Посетители могут подняться на галерею и полюбоваться величественным панорамным видом на город. Посещение Святой Софии предоставляет возможность окунуться в богатую историю и культуру региона. Она может быть интересна как любителям истории и архитектуры, так и всем, кто стремится понять мировые религии и культуры. Можно ли молиться в Айя-Софии? Да, молиться в Айя-Софии было возможным в разные периоды её истории, но статус и использование места для молитвы зависело от того, какой религиозный статус имел храм в данное время. После того, как София была преобразована в музей в 1935 году, молитвы и богослужения внутри здания были приостановлены, и она стала открыта для туристов и посетителей, которые могут наслаждаться искусством, архитектурой и историей этого места. Однако в 2020 году президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган подписал указ о возвращении Святой Софии в статус мечети, и снова стало возможным проведение мусульманских молитв и богослужений внутри здания. Как одеваться в Айя Софию? Как одеваться в Айя Софию Поскольку Айя София является культурно-историческим памятником и имеет особое значение для различных религий, есть определенные правила одеваться при посещении этого места, чтобы проявить уважение к его истории и религиозной значимости. Избегайте ношения одежды с открытыми плечами. Рекомендуется одевать рубашки, блузы или платья, которые закрывают плечи. Носите юбки или шорты, которые покрывают колени. Очень короткая одежда может быть неприемлема для посещения культурных и религиозных мест. Избегайте ношения обнаженных брючных ремней, особенно если они имеют религиозное или провокационное содержание. При посещении места с религиозным значением лучше выбирать умеренные украшения. Возможно, придется снять обувь при входе в некоторые части Айя Софии, так как это практика в многих местах культового значения. Соблюдение этих правил одежды поможет вам почувствовать себя комфортно и уважительно относиться к культурным и религиозным традициям Стамбула и мира. Когда лучше идти в собор Святой Софии? Если вы хотите избежать больших толп туристов и насладиться атмосферой места в тишине и спокойствии, рекомендуется прийти в Святую Софию рано утром, когда она только открывается. В это время обычно меньше туристов, и вы сможете лучше оценить её красоту. Посещение внепиковых месяцев, когда туристов меньше всего, может сэкономить вам время в очередях и дать возможность более спокойно рассмотреть экспозиции. В некоторые дни недели туристические места могут быть менее оживленными. Например, понедельники и вторники, как правило, менее популярные дни для посещения туристических объектов. Если вы хотите посетить Айя Софию во время мусульманской молитвы, убедитесь, что вы не попадаете на время пятничной или ежедневной молитвы, когда место может быть закрыто для туристов. Можно ли фотографировать в Айя-София? Использование вспышки при фотографировании может быть запрещено, так как она может негативно повлиять на сохранность артефактов и реликвий. Если в Айя-Софии проходят религиозные обряды или молитвы, стоит воздержаться от фотографирования во избежание нарушения священного момента. В некоторых частях Святой Софии могут быть ограничения на фотографирование для сохранения ценных исторических искусственных изделий или религиозных объектов. При посещении культурно-исторических мест и святынь всегда рекомендуется быть уважительным к окружающей среде и соблюдать правила, установленные администрацией места, чтобы сохранить его красоту и значимость для будущих поколений.