Утром во всех газетах появилась информация о смерти Достоевского, в дом которого устремилось множество людей, чтобы присутствовать на панихиде и похоронах. Сервер "Весь Достоевский" на сайте Петрозаводского государственного университета ~Dostoevsky Разделы: 1) конкордансы всех произведений вского 2) Евангелие вского. В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он написал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или наконец даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе. По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты. 11 ноября 2021 года исполнилось 200 лет со дня рождения писателя, публициста, мыслителя, одного из самых известных русских классиков Фёдора Михайловича Достоевского.
Поиск по сайту
- Не читал, но осуждаю: как Достоевского вновь отправляют на каторгу
- 200 лет со дня рождения знаменитого писателя, исследователя русской души Федора Достоевского
- Регистрация на сайте
- Достоевский, Федор Михайлович - Персона ТАСС
- Достоевский, Федор Михайлович
Достоевский: биография, фото, личная жизнь
Например, Достоевский пишет брату: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Каллиграфия и графика Рукописи Достоевского — отдельная вселенная. В них интересно все: эволюция почерка, исправления, заметки на полях, развитие сюжетных линий и персонажей. А еще исследователи выделяют в них целый ряд графических элементов: лица, дубовые листочки или крестоцвет, каллиграфию и графические вариации на темы арок, башенок и стрельчатых окон готических зданий. Достоевский рисовал в рукописях готические соборы», — заметил исследователь творчества Достоевского Игорь Волгин в книге «Родиться в России». Как тут не вспомнить, что Федор Михайлович окончил Главное инженерное училище — лучшее в России заведение военно-архитектурного профиля, и пристрастие к архитектуре осталось с ним навсегда.
Каллиграфия — еще один выразительный элемент рабочих тетрадей Достоевского. Чаще всего каллиграфические записи встречаются в подготовительных материалах к «Преступлению и наказанию», и особенно к романам «Идиот» и «Бесы». Литературовед и историк литературы К. Баршт писал: «В арсенале писателя не просто много различных почерков, часто соседствующих на одной странице, но можно даже сказать, что Достоевский имел свой специальный почерк для каждой выражаемой им мысли, каждого написанного слова». И действительно, почерк Достоевского варьируется от неразборчивой скорописи до почти совершенных в исполнении, тонко выписанных фраз. Иногда каллиграфические записи связаны с текстом, а иногда они существуют сами по себе, будто оставленные на полях вдогонку какой-то мысли.
Достоевский в своих рабочих тетрадях оставил немало портретов.
Первое время произведения писателя переводили на немецкий, английский и французский языки. Однако этого хватило, чтобы Достоевским заболели многие великие люди за рубежом. Русскому писателю посвятил статью Зигмунд Фрейд , а Альберт Эйнштейн в одном из писем назвал роман «Братья Карамазовы» самой поразительной книгой из всех, которые попадали ему в руки. Достоевский спасает человечество Переводчик, главный научный сотрудник Библиотеки иностранной литературы Евгений Рашковский рассказал «360», что актуальность произведений Достоевского заключается в анализе социального, духовного и культурного разлома в России, что созвучно современным людям. Также писатель открыл очень глубокие противоречивые мотивы и содержание человеческого духа, души и психики. По словам переводчика, этот вклад искупает и реакционные, и монархические, и националистические мотивы в творчестве писателя. Если стоять выше исторической шелухи, то становится понятно, что Достоевский через собственный опыт пытается вывести человека из глубины его внутренних разломов.
И сейчас, когда вместе с обнаружившейся проблематичностью истории обнаруживается и проблематичность человека, за рубежом пошел особенно большой спрос на Достоевского. И даже в Израиле, несмотря на совершенно зоологический антисемитизм писателя, его все равно изучают, любят и понимают», — отметил Рашковский. Вечные вопросы Литературовед и писатель Татьяна Гартман в разговоре с «360» отметила, что Достоевский поднимал вечные вопросы.
Достоевский вырос в патриархальной семье: мать - кроткий ангел перед непримиримым, гневливым отцом. Младший брат писателя Андрей вспоминал, как старшие - Федя и Миша - под надзором отца часами твердили латинские слова по падежам, не смея ни сесть, ни даже облокотиться на стол. Когда же строгий родитель отдыхал в саду, кто-то из детей был непременно подле него и отгонял мух взмахами ветки. По настоянию Михаила Андреевича старшие сыновья поступили в Инженерное училище. Гнетущие стены Михайловского замка, нищета и строгость тягостно воздействовали на неокрепший ум Фёдора Достоевского. Но отец оставался непреклонным в своей скупости и строгости.
Лишь нежная, кроткая Мария Фёдоровна могла усмирить природную свирепость супруга. После ее смерти в характере Михаила Андреевича укоренились своенравие и жестокость. Он удалился в Тульскую губернию, где в 1831 году купил имение. Это обстоятельство привело к роковому исходу: Михаил Андреевич нещадно издевался над крестьянами, и в 1839 году был убит. По воспоминаниям сестры писателя Любови, родителя нашли задушенным подушкой из экипажа. Кучер исчез. Смерть матери, совпавшая с гибелью А. Пушкина, и два года спустя убийство отца наложили тягостный отпечаток на мировоззрение Фёдора Михайловича Достоевского. В записях писателя не найти воспоминаний о страшной смерти родителя, лишь через 40 лет этот биографический аспект найдёт отражение в романе «Братья Карамазовы».
В 1844 году Достоевский вступает на литературное поприще с переводом «Евгении Гранде» Оноре де Бальзака.
Когда в музее начали проходить конференции, было ощущение, что это отдушина для многих: разные люди - верующие, неверующие, сомневающиеся - искали здесь живое слово. И сегодня, в такое вроде бы сложное время музей не только не пустует: мы переживаем настоящий бум. Это говорит о том, что Федор Михайлович жив для нас, люди ищут у него какого-то ответа, смысла». В соборе Владимирской иконы Божией Матери, прихожанином которого писатель был в последние годы жизни, в дату кончины писателя ежегодно служится панихида, а в Музее Достоевского проходит памятный вечер.
От редакции: Традиционно память Ф. Достоевского отмечают 9 февраля, рассчитывая дату кончины по Григорианскому календарю, а на самом деле Фёдор Михайлович отошёл ко Господу 28 января 1881 года по Юлианскому календарю, когда Церковь праздновала день памяти преподобного Ефрема Сирина, что и отмечено в редакционном материале «Русской народной линии».
Достоевский был в Перми — правда или легенда? Рассказывает историк
Директор Петербургского литературно-мемориального музея Фёдора Михайловича Достоевского Наталья Ашимбаева – о писателе и его читателях. Достоевский — все новости по теме на сайте издания Статья автора «ВЕДОМОСТИ» в Дзене: Русский классик Федор Достоевский возглавил список из 20 наиболее издаваемых авторов в России по художественной литературе, следует. Жизнь Достоевского стала связана с северной столицей в 1837 году, когда он поехал учиться в Инженерное училище (нынешний Михайловский замок). «День Достоевского» № 14 от 01 июня 2023 г. В Некрополе мастеров искусств. Достоевский-старший был выходцем из духовенства, однако выслужил дворянство и отличался строгостью. В 1844 году Достоевский вступает на литературное поприще с переводом «Евгении Гранде» Оноре де Бальзака.
Первый роман
- ДОСТОЕВСКИЙ ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ - Древо
- Достоевский Фёдор Михайлович, биография — РУВИКИ
- ДОСЬЕ: Достоевский бессмертен! Факты о жизни и творчестве к 200-летию классика
- Самый петербургский писатель: как город отпразднует День Достоевского
- Главные новости
Правнук рассказал, как произведения Достоевского отвечают на любые личные вопросы
Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте РИА Новости. Актриса театра и кино, народная артистка России Ольга Владимировна Волкова (урожденная Политова) родилась 15 апреля 1939 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) в актерской семье. Достоевский, по собственному признанию, всю жизнь занимался «тайной человека» — исследовал душевную жизнь. Главная» Новости» 200 лет исполнилось со дня рождения классика мировой литературы федора достоевского новости.
Биография Достоевского - кратко, самое главное и интересное (3 варианта)
После окончания училища Фёдор Достоевский служил в инженерной команде Санкт-Петербурга. Гений Достоевского заключается в нескольких важных «открытиях», о которых нужно было не только рассказать читателям, но и заставить их пережить этот опыт. В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он написал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или наконец даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе. Достоевский не раз бывал во Владимире, впервые это случилось в 1859-ом году.
Достоевский был в Перми — правда или легенда? Рассказывает историк
В день юбилея Федора Михайловича Sputnik Казахстан предлагает совершить видеоэкскурсию по уникальному музейно-мемориальному комплексу и окунуться в удивительный мир одного из главных писателей XIX века. Отметим, что музей в Семее - это единственный музей Достоевского за пределами России. Годы жизни в Семипалатинске были непростыми, писатель приехал сюда в качестве ссыльного после омской каторги. Однако спустя время Достоевский стал осваиваться в городе, заводить знакомства с другими ссыльными и с местными жителями. Семипалатинск стал местом, где писатель встретил свою первую супругу Марию Исаеву.
Здесь же он продолжил более тесное общение, которое переросло в дружбу, с первым казахским ученым Шоканом Валихановым. У него были разносторонние интересы: раз он попал в это окружение, в это общество, просил прислать ему Коран", - поделилась в беседе с корреспондентом Sputnik Казахстан экскурсовод музея Достоевского в Семее Татьяна Титаева. За время пребывания в Казахстане Федор Достоевский изменил свое отношение к степи. Если ранее в своих произведениях он видел в ней угрозу и гибель, то после жизни в Семипалатинске стал величать "Степь" — с заглавной буквы, ассоциировать ее со свободой духа и творчества.
Особое внимание почитателей творчества писателя привлекает двухэтажный дом, в котором жил Достоевский со своей супругой в Семипалатинске. Здесь же Достоевский принимал дорогого гостя — Шокана Валиханова. Зазвучал по-узбекски: в Ташкенте издана книга с изречениями Достоевского Источник: uz. Книга издана на узбекском языке к 200-летию со дня рождения русского писателя.
Она вобрала в себя цитаты из самых известных произведений классика. Организаторами презентации выступили Национальный центр по правам человека Узбекистана, издавший книгу, Русский дом и Центр народной дипломатии ШОС в Ташкенте. Как пояснила координатор программ по русскому языку представительства Россотрудничества Ирина Сульжина, мероприятия, связанные с юбилеем русского писателя, проводятся в этому году Русским домом не только в канун праздника.
Роман, по словам самого автора, «удался чрезвычайно» и поднял его «репутацию как писателя». В 1866 истекающий срок контракта с издателем вынудил Достоевского одновременно работать над двумя романами — «Преступление и наказание» и «Игрок». Достоевский прибегает к необычному способу работы: 4 октября 1866 к нему приходит стенографистка А. Сниткина; он начал диктовать ей роман «Игрок», в котором отразились впечатления писателя от знакомства с Западной Европой. В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя». Второй брак Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой май того же года Достоевский тяжело переживал. В 1867 — 1868 Достоевский работал над романом «Идиот». Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь... Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов «Катехизис революционера» , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг. Грановский, петрашевцы, Белинский, В. Печерин, А. Герцен, даже декабристы и П. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Санкт-Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе ; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом. Портрет Достоевского работы Перова, 1872 В 1872 писатель посещает «среды» князя В. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала « Гражданин ». По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым , Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В «Гражданине» 1873 Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем , опубликовал ряд статей и заметок в том числе политические обзоры «Иностранные события». Скоро Достоевский начал тяготиться ред. Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья усилившейся эмфиземой легких в июне 1874 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875 , 1876 и 1879. В середине 1870-х гг. Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого. В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» 1876 и 1877 , имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: ««Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично». В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда». Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг. В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон , на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации.
В центре романа столкновение «многоразвитого, но во всем недоконченного, изверившегося и не смеющего не верить, восстающего на авторитеты и боящегося их» «заграничного русского» с «законченными» европейскими типами. Главный герой — «поэт в своем роде, но дело в том, что он сам стыдится этой поэзии, ибо глубоко чувствует ее низость, хотя потребность риска и облагораживает его в глазах самого себя». Второй брак Зимой 1867 Сниткина становится женой Достоевского. Новый брак был более удачен. Там 22 февраля 1868 родилась дочь Софья, внезапную смерть которой май того же года Достоевский тяжело переживал. В 1867 — 1868 Достоевский работал над романом «Идиот». Главная мысль романа — изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь... Непосредственным толчком к созданию романа послужило «нечаевское дело». Деятельность тайного общества «Народная расправа», убийство пятью членами организации слушателя Петровской земледельческой академии И. Иванова — вот события, легшие в основу «Бесов» и получившие в романе философско-психологическую интерпретацию. Внимание писателя привлекли обстоятельства убийства, идеологические и организационные принципы террористов «Катехизис революционера» , фигуры соучастников преступления, личность руководителя общества С. В процессе работы над романом замысел многократно видоизменялся. Первоначально — это непосредственный отклик на события. Рамки памфлета в дальнейшем значительно расширились, не только нечаевцы, но и деятели 1860-х, либералы 1840-х гг. Грановский, петрашевцы, Белинский, В. Печерин, А. Герцен, даже декабристы и П. Чаадаев попадают в гротескно-трагическое пространство романа. Постепенно роман перерастает в критическое изображение общей «болезни», переживаемой Россией и Европой, ярким симптомом которой являются «бесовство» Нечаева и нечаевцев. В центре романа, в его философско-идеологическом фокусе помещаются не зловещий «мошенник» Пётр Верховенский Нечаев , а загадочная и демоническая фигура «все позволившего» себе Николая Ставрогина. В июле 1871 Достоевский с женой и дочерью возвратились в Санкт-Петербург. Лето 1872 года писатель с семьей провел в Старой Руссе ; этот город стал постоянным местом летнего пребывания семьи. В 1876 Достоевский приобрел здесь дом. Портрет Достоевского работы Перова, 1872 В 1872 писатель посещает «среды» князя В. Мещерского, сторонника контрреформ и издателя газеты-журнала « Гражданин ». По просьбе издателя, поддержанный А. Майковым и Тютчевым , Достоевский в декабре 1872 соглашается принять на себя редакторство «Гражданина», заранее оговорив, что берет на себя эти обязанности временно. В «Гражданине» 1873 Достоевский осуществил давно задуманную идею «Дневника писателя» цикл очерков политического, литературного и мемуарного характера, объединенных замыслом непосредственного, личного общения с читателем , опубликовал ряд статей и заметок в том числе политические обзоры «Иностранные события». Скоро Достоевский начал тяготиться ред. Весной 1874 писатель отказался от редакторства, хотя эпизодически сотрудничал в «Гражданине» и позднее. В связи с ухудшением здоровья усилившейся эмфиземой легких в июне 1874 он уезжает для лечения в Эмс и повторяет поездки туда в 1875 , 1876 и 1879. В середине 1870-х гг. Личность и мировоззрение героя формируются в обстановке «всеобщего разложения» и распада устоев общества, в борьбе с соблазнами века. В исповеди подростка анализируется сложный, противоречивый, хаотичный процесс становления личности в «безобразном» и утратившем «нравственный центр» мире, медленное вызревание новой «идеи» под мощным влиянием «великой мысли» скитальца Версилова и философии жизни «благообразного» странника Макара Долгорукого. В конце 1875 Достоевский вновь возвращается к публицистической работе — «моножурналу» «Дневник писателя» 1876 и 1877 , имевшему большой успех и позволивший писателю вступить в прямой диалог с читателями-корреспондентами. Автор так определял характер издания: ««Дневник писателя» будет похож на фельетон, но с тою разницею, что фельетон за месяц естественно не может быть похож на фельетон за неделю. Я не летописец: это, напротив, совершенный дневник в полном смысле слова, то есть отчет о том, что наиболее меня заинтересовало лично». В «Дневнике» преломились непосредственные, по горячим следам, впечатления и мнения Достоевского о важнейших явлениях европейской и русской общественно-политической и культурной жизни, волновавшие Достоевского юридические, социальные, этико-педагогические, эстетические и политические проблемы. Большое место в «Дневнике» занимают попытки писателя увидеть в современном хаосе контуры «нового создания», основы «складывающейся» жизни, предугадать облик «наступающей будущей России честных людей, которым нужна лишь одна правда». Критика буржуазной Европы, глубокий анализ состояния пореформенной России парадоксальным образом сочетаются в «Дневнике» с полемикой против различных течений социальной мысли 1870-х гг. В последние годы жизни возрастает популярность Достоевского. В 1877 он был избран членом-корреспондентом Петербургской АН. В мае 1879 писателя пригласили на Международный литературный конгресс в Лондон , на сессии которого он был избран членом почетного комитета международной литературной ассоциации. Активно участвует Достоевский в деятельности Петербургского Фребелевского общества. Часто выступает на литературно-музыкальных вечерах и утренниках с чтением отрывков из своих произведений и стихотворений Пушкина. В январе 1877 Достоевский под впечатлением «Последних песен» Некрасова навещает умирающего поэта, часто видится с ним в ноябре; 30 декабре произносит речь на похоронах Некрасова. Деятельность Достоевского требовала непосредственного знакомства с «живой жизнью».
Ощущения, которые Достоевский испытывал в тот момент, отражены в одном из монологов князя Мышкина в романе «Идиот». А впечатления от пребывания в остроге позже отразились в повести «Записки из Мертвого дома». В конце февраля 1854 года Достоевский был отправлен рядовым в Сибирский линейный батальон в Семипалатинск. А в день коронации Александра II, 26 августа 1856 года, бывшим петрашевцам было объявлено прощение. Полную амнистию с возвращением прав дворянина и разрешение публиковаться писатель получил 17 апреля 1857 года. Стоит отметить, что периоды заключения и военной службы стали поворотными в жизни Достоевского: из ищущего идеалы человека он перевоплотился в глубоко верующего, единственным достойным поклонения для которого на всю последующую жизнь стал Иисус Христос.
Цитаты о СНГ
- Также по теме
- Новости - Федор Достоевский. Антология жизни и творчества
- 200 лет со дня рождения знаменитого писателя, исследователя русской души Федора Достоевского
- 200 лет со дня рождения знаменитого писателя, исследователя русской души Федора Достоевского
- Юбилей классика литературы
Достоевский Ф.М.
С самого начала речи между ним и всею массой слушателей установилась та внутренняя духовная связь, сознание и ощущение которой всегда заставляют оратора почувствовать и расправить свои крылья. В зале началось сдержанное волнение, которое всё росло, и когда Фёдор Михайлович окончил, то наступила минута молчания, а затем, как бурный поток, прорвался неслыханный и невиданный мною в жизни восторг. Рукоплескания, крики, стук стульями сливались воедино и, как говорится, потрясли стены зала. Многие плакали, обращались к незнакомым соседям с возгласами и приветствиями; и какой-то молодой человек лишился чувств от охватившего его волнения. Почти все были в таком состоянии, что, казалось, пошли бы за оратором по первому его призыву, куда угодно! Так, вероятно, в далёкое время умел подействовать на собравшуюся толпу Савонарола. Из воспоминаний об историческом выступлении Ф.
Достоевского — «Пушкинской речи» — известного русского юриста А. Администрация сайта не несёт ответственности за содержание размещаемых материалов.
На это указывают и авторы коллективной монографии «Достоевский и Италия»: «2019 год. Неслыханная и невиданная моровая язва. Слово в слово — страшный сон Раскольникова. Ну как тут не впасть в священный трепет и не объявить Достоевского пророком? Ведь все подробности, вплоть до географических, настолько очевидны, что диву даешься, как мог человек, если только он не ясновидящий, так точно все описать за полтора века до сегодняшних событий. Тут и источник болезни — она идет «из глубины Азии», а уж что древнее и глубже Китая? И идет «на Европу» — а вот и европейское начало эпидемии, страшная трагедия Италии, этого средоточия прекрасного, источника культуры, исторического сердца современной Европы. И о гибели многих, о заражении целых народов, о всеобщей тревоге и непонимании, об оставлении ремесел сколько людей нынче потеряли работу!
Всемирная болезнь, какую увидел во сне выздоравливающий Раскольников, — это не пророчество о коронавирусе. Это болезнь всей его гордой души, которая приняла в себя смертоносную трихину и погибла бы, если бы не встретила другую душу, чистую и избранную, почти без слова и голоса…» Важно понимать, акцентируют наше внимание авторы коллективного труда «Богословие Достоевского», какой опыт пытается передать нам писатель, мечтавший в ранней юности о том, чтобы «вслед за его былым восторгом» смогла вырваться «из праха душа чистая, возвышенно-прекрасная», а в последнем своем романе «Братья Карамазовы» передавший эту мечту многократно усиленной своему герою: «Можно возродить и воскресить в этом каторжном человеке замершее сердце, можно ухаживать за ним годы и выбить наконец из вертепа на свет уже душу высокую, страдальческое сознание, возродить ангела, воскресить героя! И дело тут не только в том, что Митя Карамазов говорит о своем будущем каторжном бытии. Все люди — все еще подземные жители пещеры, каторжане, обремененные драгоценными для них кандалами своего «я», заключенные повседневности. Все тексты Достоевского — о свободе и мощи, обретаемых, если только человек отважится следовать истинным и глубинным устремлениям своего сердца, ведущим его открытым только ему путем. В «Великом инквизиторе» Достоевский явственно показывает, что единственно спасительный узкий путь.
А весь эмоциональный спектр, вся гамма чувств, испытанных перед ликом смерти, воплощены в знаменитом монологе князя Мышкина в романе «Идиот» 1869 год.
Фёдор Михайлович Достоевский прожил 60 лет, создал 11 повестей и 8 романов. Последним романом писателя стали «Братья Карамазовы», самое мрачное произведение из библиографии Достоевского. А 9 февраля 1881 года писатель скончался из-за обострившейся болезни. Его похоронили в Санкт-Петербурге на Тихвинском кладбище. Траурная процессия растянулась больше чем на километр. В честь памятной даты в центре Калининграда писателю установили бронзовый памятник. Как годы в Казахстане изменили мнение Достоевского о степи Источник: ru.
Из неполных 60 лет, что прожил писатель, почти пять с половиной приходятся на годы жизни в Семипалатинске сейчас Семей. Здесь в память о мировом классике 50 лет назад открыли музей его имени, который успешно продолжает свою работу по сей день. В день юбилея Федора Михайловича Sputnik Казахстан предлагает совершить видеоэкскурсию по уникальному музейно-мемориальному комплексу и окунуться в удивительный мир одного из главных писателей XIX века. Отметим, что музей в Семее - это единственный музей Достоевского за пределами России. Годы жизни в Семипалатинске были непростыми, писатель приехал сюда в качестве ссыльного после омской каторги. Однако спустя время Достоевский стал осваиваться в городе, заводить знакомства с другими ссыльными и с местными жителями. Семипалатинск стал местом, где писатель встретил свою первую супругу Марию Исаеву.
Здесь же он продолжил более тесное общение, которое переросло в дружбу, с первым казахским ученым Шоканом Валихановым.
К 1869—1870 гг. Рукопись романа «Бесы» Фёдора Достоевского. Научно-исследовательский отдел рукописей Российской государственной библиотеки. В 1870 г.
Живя за границей, Достоевский стал свидетелем крупнейших событий общественно-политической жизни Западной Европы — франко-прусской войны 1870—1871 гг. Бакуниным ; напряжённо следил за расследованием убийства, совершённого членами тайного общества под руководством С. Однако в процессе работы в пространство романа-хроники вошли не только нечаевцы, но и либералы 1840—1860-х гг. Белинского, А. Герцена, Т.
Грановского , П. Бесовская одержимость силами зла и разрушения, гордыня идеологического своеволия, самозваные претензии на владение миром, сверхчеловеческие амбиции — эти глубинные духовные пороки политических честолюбцев и авантюристов, руководителей русской смуты, обретают в романе апокалипсическое значение, обнажая сущностные законы противостояния добра и зла. В июле 1871 г. Достоевский с женой и дочерью вернулись в Россию. Лето 1872 г.
Став редактором газеты-журнала «Гражданин» , Достоевский с 1873 г. Имевший большой успех «Дневник писателя» — «моножурнал» Достоевского, включавший публицистические статьи на политические, юридические, социальные, педагогические и другие темы, литературно-критические статьи и очерки, мемуары, а также художественные произведения. В нём были опубликованы, в частности, мрачно-иронический рассказ «Бобок» 1873 в традиции «Разговоров в царстве мёртвых» Лукиана , являющийся по своим идеям «всё позволено», если нет Бога , темам «бесстыдной правды», сознания на грани безумия, сладострастия и др. Бахтин всего творчества Достоевского; а также «фантастические» рассказы: «Кроткая» 1876 — монолог мужа у гроба покончившей самоубийством жены, который, пытаясь собрать «мысли в точку», приходит к ясному осознанию случившегося в предисловии к рассказу Достоевский сформулировал суть своего «фантастического» метода — представить стенограмму внутреннего монолога героя ; «Сон смешного человека» 1877 , восходящий к жанру фантастических путешествий в утопическую страну и завершающийся прозрением героя, который «видел истину» — «рай на земле» и знает отныне, что надо делать для его достижения «главное — люби других, как себя». Весной 1874 г.
Достоевский, тяготясь редакторством и конфликтами с издателем, покинул свой пост, отправившись для лечения усилившейся эмфиземы лёгких за границу, в Эмс поездки туда повторились в 1875, 1876, 1879. В 1875 г. Итоговым произведением Достоевского стал роман «Братья Карамазовы» 1879—1880 , органично сочетавший семейную хронику с жанрами жития , поучения, философской притчи , исповеди, судебной речи, диспута. В нём нашёл осмысление трагический конфликт века — противостояние жажды веры и болезни неверия. Извечная борьба добра и зла в душе человека — проблемный узел романа.
Накопленный огромный опыт вражды и ненависти преломляется в опасном соперничестве между отцом и братьями в семье Карамазовых, между старцем Зосимой и монахом Ферапонтом в стенах монастыря. Убийство, загадочно совершённое в странном семействе, переплетается с неразрешимыми проблемами русской общественной жизни, испытывающей глубокий нравственный кризис. Государство и Церковь, суд и судебные учреждения, семья и школа, помещики, купцы и крестьяне, уездный город и нищая деревня, страдания взрослых и детей, прошлое, настоящее и будущее России — таков перечень главных вопросов, исследуемых в самом широком, всеохватном романе Достоевского. Идейное средоточие романа — притча о Великом инквизиторе, поэма-импровизация Ивана, отразившая сокровенные размышления автора о природе человека; в ней «мы находим глубокое сознание человеческой слабости, граничащее с презрением к человеку, и одновременно любовь к нему, простирающуюся до готовности — оставить Бога и пойти разделить унижение человека, зверство и глупость его, но и вместе — страдание» Розанов. Последний год жизни Достоевского ознаменовался выступлением на открытии памятника А.
Пушкину в Москве [6 18 — 8 20 июня 1880]. Речь Достоевского — его самое известное публицистическое произведение, в котором осмыслено национальное значение Пушкина как выразителя «всечеловечности», «всемирной отзывчивости» русского народа, призванного «стать братом всех людей». В ночь с 25 на 26 января с 6 на 7 февраля 1881 г. Достоевский искренне верил в идею «всемирного человеческого обновления», которая осуществится в виде «Христовой правды», в то, что «люди могут быть прекрасны и счастливы, не потеряв способности жить на земле» «Сон смешного человека» ; в этой вере — квинтэссенция его гуманизма и религиозных исканий. Как художник Достоевский был «поэтом нашей совести» И.
Анненский , выразителем глубокой трагедии, которую переживает смятенная человеческая душа в эпоху катаклизмов. Свой реализм Достоевский определял как «фантастический», реализм «в высшем смысле», имея в виду пристрастие к изображению неординарного, исключительного как раскрывающего «самую сущность действительности» и «все глубины души человеческой». Отсюда — преобладание ситуаций катастроф и скандалов, парадоксальность и эксцентричность характеров и поступков героев. Этим определяется и такая особенность произведений Достоевского, как сочетание серьёзной нравственно-философской проблематики с занимательностью и сложностью интриги авантюрно-детективного свойства. Достоевский, по словам М.
Бахтина, — создатель полифонического романа , который «строится не как целое одного сознания, объектно принявшего в себя другие сознания, но как целое взаимодействия нескольких сознаний, из которых ни одно не стало до конца объектом другого». Предметом художественного изображения у Достоевского становится идея; его герой — идеолог, особая точка зрения на себя и на окружающую действительность. При этом «коперниковский переворот» писателя состоит в том, что если «обычно самосознание героя является лишь элементом его действительности, лишь одною из черт его целостного образа, здесь, напротив, вся действительность становится элементом его самосознания». Такому самосознанию автор может противопоставить лишь мир таких же равноправных с ним самосознаний.
Достоевский Федор Михайлович
Судьба Федора Достоевского во многом похожа на судьбы его героев: потери, испытания, волна славы и при этом ужасная бедность. Мы решили вспомнить, как жил великий писатель, и рассказать вам о некоторых странностях его характера. Детство и юность провел в Москве Достоевский — автор, воспевший Петербург. В его произведениях город становится живым действующим лицом. Из них у меня есть любимцы, есть короткие приятели; один из них намерен лечиться это лето у архитектора. Нарочно буду заходить каждый день, чтоб не залепили как-нибудь, сохрани его господи!.. Отец, оставивший военную службу, нашел себе место при Мариинской больнице для бедных. И хотя жалование в этом учреждении было весьма скромным и семья не могла позволить себе лишнего, детство будущего писателя было относительно счастливым.
Любовь родителей, семейные чтения по выходным, выезды в деревню и даже своя няня-сказительница Алена Фролова, о которой Федор Достоевский вспоминал с теплом и любовью: «Всех она нас, детей, вырастила и выходила. Была она тогда лет сорока пяти, характера ясного, веселого и всегда нам рассказывала такие славные сказки! Отец настоял на поступлении двух старших сыновей, Михаила и Федора, в Главное инженерное училище. Впоследствии Федор Достоевский, уже тогда грезивший литературой, назвал это решение большой ошибкой. Читайте также: Достоевский и искусство: любимые авторы, художники и музыканты писателя С юности страдал эпилепсией Любовь к писательству появилась у Достоевского еще в детстве. В 1834 году Федор и его старший брат Михаил были определены в элитный Пансион Чермака, располагавшийся на Новой Басманной улице. Преподавательский состав учебного заведения старался поддерживать семейную атмосферу и развивать дарования учеников.
Среди прочих братья Достоевские особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича, переводчика и писателя, державшего своих подопечных в курсе литературных событий.
Instagram и Facebook Metа запрещены в РФ за экстремизм. На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии. Сетевое издание «МК в Красноярске» kras.
Присутствовавшая на похоронах писательница-мемуаристка Екатерина Леткова-Султанова вспоминала: «Одну минуту на Владимирской площади произошёл какой-то переполох. Прискакали жандармы, кого-то окружили, что-то отобрали. Молодёжь сейчас же потушила этот шум и безмолвно отдала арестантские кандалы, которые хотела нести за Достоевским и тем отдать ему долг как пострадавшему за политические убеждения». Говорят также, что петербургские женские курсы хотели вместо венков нести на подушках цепи, в память того, что Достоевский когда-то был закован в кандалы. Однако министр внутренних дел и шеф жандармов не был беспечным человеком. Никак не собираясь сдерживать огромное шествие, у него тем не менее справедливо имелись опасения возникновения эксцессов, которые могли бы иметь далеко идущие последствия. Лорис-Меликов счёл необходимым «случайно» устроить на Казачьем плацу, рядом с Александро-Невской лаврой «ученье казачьим войскам,— и они были всё время в боевой готовности». Процессию изобразил художник Василий Порфирьев 1853 — нач. Порфирьев был первый, кто иллюстрировал Достоевского, в частности роман «Преступление и наказание». Опубликованный в февральском выпуске журнала за 1881 год, рисунок к этому произведению был связан с известием о смерти Достоевского, хотя публикация его планировалась ещё при жизни писателя. По мнению Достоевского, представленный эскиз к роману был «весьма не дурён». Очевидно, писатель сразу оценил читательскую проницательность и мастерство рисовальщика. И вот теперь Порфирьеву было суждено запечатлеть последний земной путь писателя. Рисунок этот ныне стал хрестоматийным. К сожалению, о судьбе графика и живописца, рисовавшего также карикатуры, сведений почти не сохранилось. Только в четвёртом часу дня процессия дошла до ворот Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, и в ворота были впущены только люди, нёсшие венки, и представители разных учреждений. Из-за позднего времени и наступивших сумерек отпевание и погребение перенесли на следующий день. В церковь, где отпевали Достоевского, попасть было невозможно. Духа была удивительно красива во время заупокойной обедни, — вспоминал Николай Страхов. Теснота была большая, но, несмотря на то, тишина была вполне благоговейная». Служба и отпевание продолжались очень долго. В церкви было сказано несколько речей. Приходили молиться интеллигенты, разночинцы, студенты, дамы, священники, офицеры. Когда начали выносить, гроб пришлось передавать буквально по головам. То есть гроб двигался, а люди стояли. Аллеи были запружены, люди взбирались на памятники и деревья, цеплялись за решётки. Каменная ограда, отделяющая старое Тихвинское кладбище — всё было усеяно пришедшими отдать последний долг писателю. Распоряжавшийся прощанием Дмитрий Григорович просил студентов очистить путь к могиле, расположенной рядом с захоронениями Николая Карамзина и Василия Жуковского, где также стояла толпа. Русский народоволец Иван Попов рассказывал: «Мы с трудом это сделали и выстроили венки и хоругви шпалерами по обеим сторонам прохода. Многочисленное духовенство, александро-невские певчие и монахи проследовали к могиле, куда нам пробраться было уже невозможно. Речей я не слышал, но, взобравшись на дерево, видел ораторов». Первым выступил драматург, поэт и романист Александр Пальм, петрашевец. Он вспомнил о молодых годах Достоевского, об аресте писателя, обряде казни, каторге, о его трудной жизни, сказал о том, что всё это ускорило гибель писателя.
Преподавательский состав учебного заведения старался поддерживать семейную атмосферу и развивать дарования учеников. Среди прочих братья Достоевские особенно выделяли учителя русского языка Николая Ивановича Билевича, переводчика и писателя, державшего своих подопечных в курсе литературных событий. Пребывание в пансионе не предвещало беды, но именно там у Федора Достоевского случился первый припадок падучей эпилепсии. Дальнейшие события в жизни писателя только ухудшили его здоровье. Потеря матери, нелюбимая профессия инженера, участие в кружке петрашевцев и, как следствие, суд и страшный приговор заговорщикам. Серьезное нервное потрясение вызвала инсценировка расстрела петрашевцев: только на Семеновском плацу, куда заключенных вывели для совершения наказания, им объявили, что «смертная казнь расстрелянием» заменена ссылкой в Сибирь. Именно на каторге у Достоевского была официально диагностирована эпилепсия. Стал основателем жанра психологической прозы После ссылки и военной службы, куда Достоевский был отправлен для завершения срока наказания, он со своей первой супругой Марией Исаевой вернулся в Петербург. Это произошло в декабре 1859 года, а уже в 1860-м вышел двухтомник его сочинений. Эта «премьера» оказалась почти незамеченной: за время заключения автора успели подзабыть. Новую известность литератору принесли « Записки из Мертвого дома », созданные в Сибири. До сих пор никто из писателей не касался темы каторги и каторжан. Поэтому «Записки... Герцен сравнивал произведение с фреской «Страшный суд» Микеланджело, самого Достоевского называли «русским Данте ». И все же это было только началом славной карьеры автора. Настоящим пиком его творчества стал период с 1866 по 1880 годы, в который были написаны романы « Преступление и наказание », « Бесы », « Идиот ».
1 июля: День Достоевского в Санкт-Петербурге
Утром во всех петербургских газетах появилось сообщение о смерти Достоевского. Сегодня, 11 ноября, исполнилось 200 лет со дня рождения Федора Михайловича Достоевского, русского писателя, публициста и философа. Информация. Один из самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей. 30 октября (11 ноября) 1821, Москва, Российская империя — 28 января (9 февраля) 1881, Санкт-Петербург, Российская империя. "Читайте Достоевского, любите Достоевского. Достоевский также пробовал себя на поприще переводчика, его перевод романа Бальзака «Евгения Гранде» был опубликован анонимно в 1844 году в журнале «Репертуар и пантеон». По резолюции Николая I Достоевскому казнь была заменена 4-летней каторгой и последующей сдачей в солдаты. В произведениях Достоевского мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всем, что он написал: это боль о человеке, который признает себя не в силах или наконец даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе.