В 1947-1949 годах С.Л. Рубинштейн пережил период гонений, обвинений в космополитизме, в преклонении перед заграницей, в недооценке отечественной науки и культуры. С.Л. Рубинштейн также занимал важные должности в Московском психологическом обществе, в том числе президента. РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович (1889—1960) — российский психолог и философ, методолог психологии, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.
Карьера и научные работы
- Библиография
- С.Л. Рубинштейн и его вклад в совершенствование отечественной психологии
- Классик мировой философско-психологической мысли Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)
- Рубинштейн, Сергей Леонидович
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- РУБИНШТЕЙН СЕРГЕЙ ЛЕОНИДОВИЧ.
Статья: Биография С.Л. Рубинштейна
Впрочем, через 2 семестра одессит перевелся в Марбургский университет, основанный в 1527 году Филиппом Великодушным. Вскоре после защиты Сергеем докторской диссертации началась Первая мировая война. Рубинштейн вернулся в Одессу и начал преподавать в гимназиях черноморского города. В 30 лет при содействии Николая Ланге Сергей Леонидович стал приват-доцентом университета, отвергнутого им в юности. Вуз к 1919 году стал называться Одесским институтом народного образования. Личная жизнь Широта души Сергея Леонидовича проявлялась в том, что философов и психологов Льва Выготского, Александра Лурии, Григория Рогинского, взгляды которых Рубинштейн не разделял, он приглашал на лекции и конференции. Человеческие качества Рубинштейна в наибольшей степени раскрылись во время блокады Ленинграда. В город на Неве одессит перебрался в 1930 году и сразу возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института имени Александра Герцена. Жил Сергей Леонидович в двухкомнатной квартире на Садовой улице.
Рубинштейн оставался в осажденном городе до марта 1942 года, хотя ученому поступали предложения эвакуироваться раньше. С умирающим от голода аспирантом Лосевым ученый поделился частью блокадного пайка. Начальника охраны института Сергей Леонидович попросил научить его стрельбе, чтобы в случае прорыва обороны Ленинграда убивать гитлеровцев с юности Рубинштейн имел плохое зрение и на всех фото запечатлен в очках. Психология Рубинштейн утверждал, что все стороны человеческой личности проявляются в отношении индивида к труду, в его деятельности, причем превратности судьбы мобилизуют душевные силы человека. Однако только узловые моменты биографии персоны откладывают отпечаток на ее характер. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Сергей Леонидович положил конец малопродуктивным дебатам о соотношении мысли и поведения. Анализируя развитие детей, психолог выделил два этапа формирование речи ребенка, на первом из которых малыш хочет понять смысл слов взрослых, а на втором желает донести до них свои желания и идеи. Сергей Леонидович подчеркивал важность деятельного подхода ученика к овладению знаниями, умениями и навыками.
Смерть Однако гонения не прошли даром для Сергея Леонидовича. В январе 1960 года мужчина скоропостижно скончался. Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. Ученый похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы. Косвенным подтверждением не сложившейся личной жизни Сергея Леонидовича, отсутствия у мужчины жены и детей является то, что в его могилу через 3 года похоронили прах брата Николая. Имена и годы жизни одесситов, ставших москвичами, высечены на могильном памятнике. Рубинштейн Сергей Леонидович 18 июня 1889 г. Образование получил в Германии.
С 1917 г. В 1919 г. В 1930 г. В 1942 г. В 1945 г. Клинические методы выявления, составление заключения для ПМПК, медико-психологическая реабилитация Онкопсихология: основы психологической помощи онкологическим пациентам ВЕБИНАР: Краткосрочное психологическое консультирование КПК : личностная готовность, профессиональная позиция и практические навыки специалиста Скоро Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой Доктор педагогических наук. После окончания Ришельевской гимназии поступил во Фрайбургский университет, но через год перевёлся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 году. В 1917 году он начал преподавать в одесских гимназиях.
C 1922 г. Герцена Ленинград.
Сочинения: 1. Принцип творческой самодеятельности. Одессы, т.
Одесса, 1922; 2. Основы общей психологии. Бытие и сознание. О мышлении и путях его исследования. Принципы и пути развития психологии.
Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. В 1940 г.
Рубинштейн издал книгу «Основы общей психологии», работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности. Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых.
Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта.
Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании. В этом произведении Сергей Леонидович обратился к проблеме сознания, считая его важнейшей составляющей, а также способом выражения отношения личности к миру — переживание. Предметом особо пристального внимания Рубинштейна стала коммуникативная функция сознания, связанная с речью Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка.
На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором — стремление быть ими понятым. До 19 марта 1942 г. Рубинштейн оставался в Ленинграде, где руководил подготовкой научных работников, приехавших в ЛГПИ из других городов Ярославского, Вологодского, Уральского пединститутов , во время Великой Отечественной войны он участвовал в обороне города.
В марте ЛГПИ был эвакуирован в разные города, и Сергей Леонидович вместе с кафедрой психологии переехал в Кисловодск, но пробыл там недолго. Осенью 1942 г. В 1946 г Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание «Основ общей психологии», которое сыграло роковую роль в его жизни Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в «преклонении перед иностранщиной» и недооценке отечественной науки.
В 1948—1949 гг. Давление критики было огромно.
Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. С середины 1928 г. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе С.
Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков». В 1930 г. Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Работая в Ленинграде, он издал в 1935 г. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер. При этом в сотрудничестве ученика и учителя важно учитывать, что первый еще не может преобразовывать объективную действительность, создавать новые понятия и знания.
Ему пока доступно только усваивание содержания уже сложившегося знания. На качество обучения, по мнению Рубинштейна, влияют не только интеллектуальные данные учеников и постановка обучения, но и отношение учащихся к предмету и преподавателю. Рубинштейн обращал внимание на то, что отношения педагога к ученикам и учеников к педагогу, которые определяют сущность педагогической ситуации, далеко не равнозначны. На основании всех вышеизложенных положений ученый сделал следующий вывод: педагог должен заботиться об установлении правильных отношений с учащимися, если он ставит перед собой задачу не только передачи знаний, умений и навыков, но еще и формирования личности. Также Рубинштейн показал в этой книге исследование творческих процессов мышления. По его мнению, основной способ существования психического — это существование в качестве процесса или деятельности.
На основании этого он определяет мышление как процесс, составляющий непрерывное взаимодействие субъекта с объектами познания. Наиболее ярко этот процесс выступает при решении человеком проблем, выдвигаемых различными сферами жизни — экономикой, юриспруденцией, педагогикой, производством, наукой и т. Это происходит, как считал Рубинштейн, потому, что проблемность является неотъемлемой чертой познания.
С. Л. Рубинштейн и его вклад в психологию. (1889 – 1960 г.г.) — презентация
Лишь после революции, в 1919 году, он возвратился в университет в должности доцента, а в 1921 году был избран профессором кафедры психологии, сменив на этом посту скончавшегося перед тем одного из крупнейших дореволюционных психологов России - Н. Исключение составляет лишь работа «Принцип творческой самодеятельности», опубликованная в «Ученых записках высшей школы г. Одессы» в 1922 году. В этой новаторской статье были изложены исходные основы того общеметодологического подхода, который теперь называется деятельностным, или субъектно-деятельностным. Сущность этого подхода была выражена так: «…Субъект в своих деяниях, в актах творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них создается и определяется. Поэтому тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формирование его самого. На этом только зиждется возможность педагогики…» Рубинштейн С. Исходные для общей системы философско-психологических воззрений положения Рубинштейна получили свое развитие в последующие периоды его творчества, с особой же глубиной - в московский период.
Но в Москве Рубинштейн оказался не сразу. Назначение состоялось благодаря поддержке авторитетного в то время крупного ленинградского психолога М. Крупным событием в разработке методологических основ психологической науки в нашей стране стала публикация программной статьи Рубинштейна «Проблемы психологии в трудах Карла Маркса» 1934. В ней он отверг попытки соединить субъективную психологию сознания с трактовкой поведения как совокупности реакций. Именно на этой основе утвердился принцип единства сознания и деятельности, ставший ведущим для нового периода в развитии отечественной психологии. Согласно этому принципу, человек и его психика в частности, сознание формируются, развиваются и проявляются изначально в практической деятельности. А потому и изучаются они прежде всего через проявление в деятельности игровой, учебной, трудовой и др.
Так Рубинштейн конкретизировал идущую еще от Гете общую идею: в начале было дело а не ветхозаветное слово. Обосновав принцип единства сознания и деятельности, Рубинштейн фактически положил конец малопродуктивным дискуссиям о соотношении сознания и поведения, которые в течение многих лет велись в психологическом сообществе. На этом основании он провел методологический анализ кризиса в мировой психологии. Им была вскрыта уязвимость проекта преодоления кризисной ситуации, который был предложен австрийским психологом Карлом Бюлером. Последний считал, что необходимо соединить в некое целое разнонаправленные ветви психологической мысли - интроспекционизм, бихевиоризм и культурно-историческую психологию. Следует отметить в связи с этим важнейшую личностную характеристику творчества Рубинштейна - способность охватить всю панораму мировой психологической науки, как в ее деталях, так и в общих тенденциях развития. Понимая необходимость подготовки молодого поколения психологов, Рубинштейн в 1935 году опубликовал психологический труд, обобщивший состояние мировой и отечественной психологической науки на рубеже 20-30-х годов.
Первый в то время общий курс психологии был составлен им не в виде академической монографии, а как учебное пособие «Основы психологии». Этот новаторский учебник оказал существенное влияние на характер изучения малопопулярной в те годы дисциплины. Именно Рубинштейну принадлежит инициатива преподавания ее не только в педагогических учебных заведениях, но и в университетах.
Этот период был успешным для его научной деятельности, «период его становления как психолога».
В 1930 г. В разн. В 1937 утвержден ВАК в уч. Возглавлял секцию пед.
До окт. Был депутатом Ленсовета. Профессор МГУ с 1942 г. В 1947 г.
Ин-та философии. Обвинения были сняты в 1953 г.
Этот принцип является основой не только в психологии, но и в педагогике. По мнению С. Рубинштейна, субъект в своих действиях, в актах своей творческой самодеятельности не только проявляется, но и созидается и определяется. Данный метод подразумевает существенную роль деятельности в формировании человека и его психики.
В дальнейшем ученый неоднократно подчеркивал важность этого принципа для педагогической практики. В течение следующих лет С. Рубинштейн предпринял несколько командировок в Харьков. Во время одной из них он принял участие в съезде научных работников Украины. Занимая с 1925 г. Будучи в командировке в Москве, он готовил доклад к всероссийскому библиографическому съезду.
Также ученый принимал участие в съезде библиотекарей в Ленинграде, а в апреле 1927 г. С середины 1928 г. Этот период был удачным и для его научной деятельности. В Одессе С. Рубинштейн выпустил ряд статей, в том числе «Развитие мышления у подростков». В 1930 г.
Рубинштейн переехал в Ленинград, где возглавил кафедру психологии Ленинградского педагогического института. Работая в Ленинграде, он издал в 1935 г. По его мнению, в педагогическом процессе все отношения, влияющие на сознание человека и на формирование его личности, принимают специфический характер.
Рубинштейн родился в Одессе в семье успешного адвоката. В 1908 году окончил с золотой медалью Ришельевскую гимназию, после чего поехал получать университетское образование в Германию. Сначала он поступил во Фрайбургский университет, но через 2 семестра перевелся на факультет философии Марбургского университета, который окончил в 1914 г. Его учителями были такие знаменитые философы, как Г. Коген и П. В 1914 началась Первая мировая война, и Рубинштейн вернулся в Одессу.
По возвращении он занял пост заведующего кафедрой психологии в университете, однако местные научные круги встретили его крайне недоброжелательно. В 1917 г. Рубинштейн перешел на работу преподавателем в гимназии. Ланге, в апреле 1919 г. Сергей Леонидович был избран приват-доцентом кафедры философии Новороссийского университета который в это время переименовывают в Одесский институт народного образования. После смерти Ланге, в 1921 г.
Рубинштейн сергей леонидович. Награды и премии
Целями данной работы является рассмотрение этапов жизненного пути Л.С. Рубинштейна, его основных научных достижений, обзор научных трудов, а также мы попытаемся сделать вывод о значении научной деятельности ученого для современной психологической науки. это опосредованное познание психического через раскрытие его существенных, объективных связей". Причина смерти в биографиях Рубинштейна не указывается. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889 – 1960) – советский философ и психолог, один из родоначальников так называемой «теории деятельности». способствовал приглашению тейна на свою кафедру, избранию его в 1919г. доцентом. Сергей Рубинштейн — на странице писателя вы найдёте биографию, список книг и экранизаций, интересные факты из жизни, рецензии читателей и цитаты из книг.
Карьера и научные работы
- Сергей Леонидович Рубинштейн — краткая биография | Биографии известных людей
- Рубинштейн Сергей Леонидович советский психолог:
- Calaméo - Вклад Сергея Леонидовича Рубинштейна в психологию
- Рубинштейн С.Л. - великий русский психолог
- Рубинштейн сергей леонидович
- Библиография
Вы точно человек?
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Первая статья, которую выпустил С.Л Рубинштейн, пребывая в новой должности, была посвящена памяти Ланге и называлась «Принцип творческой самодеятельности». С л рубинштейн биография кратко | Образовательные документы для учителей, воспитателей, учеников и родителей. Психология» Биография С.Л. Рубинштейна» Жизненный путь и научная деятельность С.Л. Рубинштейна. Страница 1. Сергей Леонидович Рубинштейн родился 6 (18) июня 1889 года в Одессе, в семье интеллигентной и высококультурной, не чуждой свободомыслия. видимому, не в последнюю очередь обстоятельствами личной биографии ученого: он получил философское образование в Германии, где учился в. Проведена реконструкция отдельных эпизодов раннего периода интеллектуальной биографии С. Л. Рубинштейна (1889-1960), русского неокантианца, философа и психолога, и опубликованы следующие архивные документы: письмо Марты Коген (1918), вдовы немецкого.
Классик мировой философско-психологической мысли Сергей Леонидович Рубинштейн (1889–1960)
Он рассматривал 2 онтогенетических этапа развития речи в контексте психологических коммуникативных задач, возникающих на разных этапах жизни ребенка. На первом этапе такой задачей является стремление ребенка понять взрослых, на втором - стремление быть ими понятым. В 1946 г. Рубинштейн опубликовал второе доработанное и расширенное издание Основ общей психологии, которое сыграло роковую роль в его жизни.
Психолог был обвинен в космополитизме, недопустимом для советского ученого, в преклонении перед иностранщиной и недооценке отечественной науки. Давление критики было огромно. Рубинштейна не печатали, и он посвятил это время работе над углублением теории деятельностного подхода, написал фундаментальную работу Бытие и сознание, опубликованную только в 1957.
Последние несколько лет своей жизни ученый посвятил разработке концепции человека, изданной после его смерти, в 1973 г. Проблема человека рассматривалась им на личностном, социально-философском уровнях, в психологическом и этическом аспектах.
Областью научных интересов С. Рубинштейна была теория и методология общей психологии, педагогическая психология, философия, логика, психология мышления, история психологии, психология эмоций, темперамента, способностей. Одним из первых отечественных психологов он еще в 1922 году сформулировал принцип единства сознания и деятельности — центральный в теории деятельностного подхода в психологии.
В 1930-х годах С. Рубинштейн содержательно обосновал этот принцип, суть которого состоит в том, что человек и его психика формируются и проявляются в деятельности изначально практической. Ученый сформулировал программу создания психологии на основе философии марксизма , разработал методологические принципы психологической науки, в частности, принцип детерминизма, а также создал концепцию психического как процесса, реализованную в исследовании процессов мышления его учениками А. Брушлинским , К. В 1935 году был издан учебник «Основы психологии», который стал обобщением опыта теоретических и эмпирических исследований психологов предшествующего периода.
В 1940 году была закончена работа на учебником «Основы общей психологии».
Мышление же, являясь опосредствованным познанием, имеет основу в его проблемности. Эта теория была впоследствии подтверждена ученым экспериментально. Рубинштейн издал книгу Основы общей психологии, работа над которой длилась несколько лет. В ней он, в частности, отразил свою теорию личности.
Он рассматривал личность как основание связи всех психических процессов, ей принадлежащих и ею управляемых. Кроме того, личность понимается им в совокупности своих отношений с окружающим, миром, реализующихся посредством деятельности, познания и общения. В рамках этой теории вполне естественно возник гуманистический подход Рубинштейна к личности учащегося в педагогике. Однако наметившиеся в государстве тенденции к уравниловке, обезличиванию ярко контрастировали с пропагандируемой ученым заботой о развитии индивидуальности субъекта. Несмотря на это, Сергей Леонидович настаивал на необходимости индивидуального подхода в обучении и воспитании.
Очень рано он осознал всю серьезность жизни, став старшим в семье, взяв на себя большую ответственность, пережил горечь одиночества, а с ним — привычку самостоятельно справляться с трудностями. Неизгладимое впечатление на его мировоззрение оказала смерть Л. Толстого, через осмысление которой он подошел к осознанию трагической невозможности построить жизнь по своему замыслу, противоречию этического и реальной жизни.
Мир его философских и научных размышлений не поглотил его, не увел от реалий жизни, которые он также очень рано стал осмыслять не только житейски, но философски, этически. В двадцать лет он уезжает в Германию, где в университетах Берлина, Фрайбурга и Марбурга с 1909 по 1913 г. Кроме подлинно энциклопедического образования, Сергей Леонидович творчески овладел, чтобы затем блестяще применять на протяжении всей жизни, методом, методологией — «логикой» организации знания, способами его получения.
Он научился применять философские конструкты в качестве методологии научного познания.
С Л Рубинштейн и его вклад в психологию
С.Л. Рубинштейн считал проблему мотивов человеческого поведения одной из важнейших для отечественной психологии. К таким биографиям, несомненно, относится жизненный путь выдающегося советского ученого – Сергея Леонидовича Рубинштейна. Сергей Леонидович Рубинштейн — советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Биография Сергея Леонидовича Рубинштейна Сергей Леонидович Рубинштейн – российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии. Рубинштейн Сергей Леонидович (1889–1960), российский (советский) психолог и философ, создатель одного из вариантов деятельностного подхода в. Сергей Леонидович Рубинштейн родился 18 июня в г. 1889 г., в Одессе в еврейскую семью зажиточного местного юриста.
Сергей Леонидович Рубинштейн - советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР.
Сергей Леонидович Рубинштейн открыл принципиально новые и весьма перспективные пути в развитии психологической. Будучи философом по образованию и призванию, С. Л. Рубинштейн через несколько лет официально становится психологом. Работа крупнейшего российского психолога и философа С. Л. Рубинштейна «Бытие и сознание» освещает одну из важнейших проблем философской мысли – вопрос о природе сознания в его отношении к бытию, к материальному миру. Сергей Леонидович Рубинштейн (1889—1960) — российский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей деятельностного подхода в психологии.