Новости почему отрекся от престола константин

В 1825г. законный наследник престола великий князь Константин Павлович отказался от трона. Отречение великого князя от престола оказалось удобным поводом для мятежа. Ровно 190 лет назад, 26 (14 по ст. ст.) января 1822 года, цесаревич Константин Павлович грамотой к Императору Александру I отрекся от прав на российский престол, но вспоминают об этом почему-то редко и мимоходом, и без всякого удивления. Если бы Константин приехал в Петербург и отрёкся там от престола, восстания декабристов можно было бы избежать. Однако еще в 1823 году Константин, ссылаясь на неспособность управлять государством, отрекся от престола.

Почему Константин отрекся от престола

Последний король Греции Константин II умер в Афинах Неосторожное словоупотребление свидетельствует о недостатке правил об отречении от престола: никто не уверен в том, кто и на каких основаниях может отрекаться.
Событие, перевернувшее ход истории. 105 лет назад в Пскове отрекся от престола Николай II Константин же отрекся от престола.
Престол был отдан Николаю, так как Константин отказался от него. СНОВА отправили к нему гонца, и снова великий князь Константин решительно подтвердил отказ от престола.
Междуцарствие 1825 Мог ли Николай II отречься от престола от имени малолетнего сына Алексея?
Почему Константин Павлович принял решение отказаться от престола Ровно 190 лет назад, 26 (14 по ст. ст.) января 1822 года, цесаревич Константин Павлович грамотой к Императору Александру I отрекся от прав на российский престол, но вспоминают об этом почему-то редко и мимоходом, и без всякого удивления.

Жертвы междуцарствия

Константин уступал свое право на престол брату Николаю, сославшись на свой морганатический брак. Константин, согласовав предварительно свои действия с Александром I, написал письмо, проект которого был рассмотрен императором и собственноручно им исправлен. В ответном письме от 2 февраля 1822 г.

Ну а далее, конечно, процесс росписи - он небыстрый, сколько дальше продлится - это уже Бог знает, поэтому мы очень надеемся и будем стараться, не останавливаясь, трудиться и возрождать нашу Россию! А 105 лет назад страна рассыпалась на глазах у своего императора [прим. Весна 1917 г. Вот как описывает прибытие царского поезда на перрон начальник Штаба Северного фронта Данилов. Кругом безмолвие и какое-то зловещее отсутствие жизни.

Его железнодорожные пути почти вплотную подходили к торцу вокзала, где позже размещалось отделение полиции. Сами пути были разобраны, однако псковский журналист Олег Константинов по историческим документам и фотографиям смог установить точное место стоянки поезда Николая II [прим. Осень 1917 г. От вокзала до вагона императора - всего 120 шагов. Сейчас рядом стоит будка стрелочника и ведутся какие-то коммунальные работы. Ничего не напоминает о том, что здесь чуть больше века назад решалась судьба Российской империи.

Материалы по теме: 24 марта 2021 Поэтому сам Константин право на престол имел, а его дети — не имели. Кроме того, он сам не особенно стремился царствовать. По воспоминаниям современников, после брака с Грудзинской он совершенно ополячился и остался жить в Польше Царство Польское с 1815 года находилось в составе Российской империи — прим. Кстати, и в этом браке у него детей не было. Следующий претендент на корону — Николай, третий сын Павла I, который к тому времени сам уже имел сына будущего Александра II. Поэтому в 1823 году Александр I своим манифестом именно его назначил своим наследником. Константин же отрекся от престола. В чем же тогда беззаконие? В том, что все сделали тайно, и при жизни Александра I манифест так и не обнародовали. Его экземпляры, которые предписывалось вскрыть только после смерти императора, хранились в Успенском соборе Московского Кремля, в Сенате, Синоде и Государственном совете. О существовании этих документов во всей Российской империи знали всего несколько человек. Был ли среди них Николай Павлович, сказать трудно. Историки об этом до сих пор спорят, но, скорее всего, он был в курсе. Почему Александр I так поступил и сразу не объявил наследником Николая? Ведь тем самым он фактически заложил мину под будущее страны после своего ухода. Трудно понять, что порой творится в головах у российских правителей. Видимо, он стремился до последнего момента отложить окончательное решение о своем наследнике, чтобы в случае чего иметь возможность все переиграть. Историки говорят и о том, что к 1823 году император не расстался и с мечтой когда-нибудь ввести в России конституционное правление. Может быть, он намеренно держал всех в подвешенном состоянии — такое поведение в нашей истории характерно не только для него. Когда в ноябре 1825 года он внезапно умер в Таганроге, возникла очень опасная ситуация, когда огромная империя вдруг оказалась без управления. В стране возник коллапс власти — император скоропостижно скончался, а его законный наследник не был известен. Почему так странно себя повел Константин, который тогда находился в Варшаве? Он повел себя как представитель высшей российской власти — стал лавировать и играть в свою игру. Подтвердив, что не желает царствовать, Константин так и не прислал из Варшавы официального отречения, хотя вся страна к тому времени уже успела ему присягнуть как новому государю. Переписка между Константином и Николаем длилась несколько недель, внеся смятение в умы подданных, и в итоге привела к крови на Сенатской площади. Материалы по теме: 14 мая 2017 Мне трудно сказать, чего добивался тогда Константин, но, по мнению многих наблюдателей, вплоть до его смерти в 1831 году Николай I опасался своего старшего брата и крайне неуютно себя чувствовал на троне. И боялся не зря, ведь он стал правителем России абсолютно незаконно, вопреки павловскому акту о престолонаследии. Поэтому формально декабристы были правы, когда объявили его узурпатором. Части единого плана Как вы относитесь к мнению, что на самом деле восстание декабристов было финальным событием эпохи дворцовых переворотов XVIII века, во время которых гвардия запросто свергала и возводила на трон императоров, а вовсе не преддверием грядущей русской революции? Такое мнение среди историков действительно есть, но я его не разделяю. Конечно, по форме восстание напоминало классический военный переворот, но по содержанию это было нечто иное. Идеологи декабристского движения не просто хотели воцарения Константина, а осознанно собирались совершить революцию — то есть коренное переустройство всей общественно-политической жизни страны. Вы сказали, что именно междуцарствие конца 1825 года спровоцировало декабристов на преждевременное выступление. Это правда, что изначально восстание они запланировали на лето 1826 года, когда Александр I должен был прибыть на маневры южных армий? Да, это так. Самый сложный вопрос в декабристоведении — вопрос о так называемом «плане действий» заговорщиков, о том, как они планировали взять власть. Ведь не могли же они с 1816 года, когда возник «Союз спасения», в течение девяти лет постоянно рассуждать о будущем России и о планах убийства царя. Я очень долго занималась деятельностью Южного общества, и могу, например, сказать об очень важной роли генерал-интенданта 2-й армии Алексея Юшневского. Кадр из фильма «Союз спасения» Изучая интендантские архивы, я обнаружила, что по его приказу военные склады были намеренно развернуты не в сторону, например, Турции наиболее вероятного тогдашнего внешнего противника , а в направлении на Петербург. То есть намеренно готовился стремительный марш-бросок южных армий в сторону столицы.

Однако за последовавшие двадцать пять лет правления Александра такого назначения так и не было сделано. Согласно изданному Павлом I в 1797 году закону о престолонаследии, после смерти его старшего сына Александра трон должен был наследовать следующий по старшинству брат Константин. Однако в 1822 году Константин под давлением матери Марии Федоровны письменно обратился к Александру I с просьбой устранить себя от наследования. Александр ответил на эту просьбу рескриптом, в котором выразил свое согласие. Однако ни тот ни другой документ не были опубликованы. В 1823 году Александр подготовил манифест о переходе престола после его смерти к третьему по старшинству брату — Николаю. Запечатанный пакет с этим манифестом был положен в ковчег на алтаре Успенского собора в Кремле, а копии с него направлены в высшие государственные учреждения: Государственный совет, Сенат, Синод. Однако и этот документ не был обнародован при жизни Александра, то есть не получил законной силы. В результате после смерти Александра, случившейся 19 ноября 1825 года, возникла сложная юридическая коллизия: существовали два претендента на престол — Константин и Николай, но ни один из них не имел на него бесспорных прав, поскольку ни один из документов, провозглашавших их права, не был опубликован при жизни умершего царя. Это создавало своего рода правовой тупик. Не исключено, что такая парадоксальная ситуация была создана Александром намеренно, чтобы обезопасить свою власть от поползновений братьев. Дело в том, что хотя Николай тщательно скрывал свое стремление царствовать, оно было замечено в дворцовом окружении. По-видимому, мысль о власти не покидала ее на протяжении последующих 25 лет. Несмотря на существование царствующей императрицы Елизаветы Алексеевны, супруги Александра I, она оставалась тоже императрицей, хотя и вдовствующей. Ее содержание было больше, чем у жены Александра. Она успешно совмещала коммерцию и благотворительную деятельность. Так, ссудная казна Воспитательного дома, который она возглавляла, оказалась очень успешным «банком», сумевшим в короткие сроки в разы увеличить капитал. Этого императрица добилась благодаря налаженным связям с петербургским и московским купечеством. Деловые успехи и поддержка всех недовольных политикой Александра, группировавшихся вокруг вдовствующей императрицы, порождали иллюзию, что она сможет так же успешно управлять и всей империей. Мария Федоровна опекала любимых солдатами генералов. Наиболее значительными среди них были петербургский военный генерал-губернатор Милорадович и командующий всей гвардейской пехотой Бистром. У вдовствующей императрицы при дворе была своя «немецкая партия», туда входили ее родной брат герцог Александр Вюртембергский и министр финансов Канкрин.

Восстание декабристов. Если не верить в официальную версию ...

Говорит ли его жизнь и жизнь его семьи в пользу канонизации, и какие существовали доводы против нее? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность? Об этом говорим с секретарем Синодальной комиссии по канонизации святых , ректором Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиереем Владимиром Воробьевым. Обращаем внимание, что это интервью было опубликовано в спецвыпуске "Романовы: 400 лет в истории", который вышел в 2013 г. Со всеми материалами номера вы можете ознакомиться здесь. Смерть как аргумент — Отец Владимир, откуда такой термин — царственные страстотерпцы? Почему не просто мученики? Но все же нужно было ясно понять и четко сформулировать, за что именно была убита царская семья.

Может быть, это было просто политическое убийство? Тогда их мучениками назвать нельзя. Однако и в народе, и в комиссии было сознание и ощущение святости их подвига. Поскольку в качестве первых святых на Руси были прославлены благоверные князья Борис и Глеб, названные страстотерпцами, и их убийство также не было прямо связано с их верой, то явилась мысль обсуждать прославление семьи государя Николая II в этом же лике. Пострадавшие от рук революционеров родственники Романовых, Алапаевские мученики, к этому лику святых не относятся? Само слово «царственные» по своему смыслу может быть отнесено только к семье царя в узком смысле. Родственники ведь не царствовали, даже титуловались они иначе, чем члены семьи государя.

Кроме того, великая княгиня Елизавета Федоровна Романова — сестра императрицы Александры — и ее келейница Варвара могут быть названы именно мучениками за веру. Елизавета Федоровна была супругой генерал-губернатора Москвы, великого князя Сергея Александровича Романова, но после его убийства не была причастна к государственной власти. Она посвятила свою жизнь делу православного милосердия и молитве, основала и построила Марфо-Мариинскую обитель, возглавила общину ее сестер. Разделила с нею ее страдание и смерть келейница Варвара, сестра обители. Связь их страдания с верой совершенно очевидна, и они обе были причислены к лику новомучеников — за рубежом в 1981 году, а в России в 1992 году. Впрочем, это теперь подобные нюансы стали важны для нас. В древности не делали различия между мучениками и страстотерпцами.

Не все убитые представители царского рода являют нам образ святости, и большая часть этих убийств совершена была с политической целью или в борьбе за власть. Их жертвы не могут считаться пострадавшими за веру. Что касается семьи государя Николая II, то она была так невероятно оболгана и современниками, и советской властью, что необходимо было восстановить истину. Их убийство было эпохальным, оно поражает своей сатанинской ненавистью и жестокостью, оставляет чувство мистического события — расправы зла с богоустановленным порядком жизни православного народа. Николай Александрович и Александра Федоровна в Крыму. Какие были доводы «за» и «против»? В то время было много противников канонизации царя.

Кто-то говорил, что этого нельзя делать потому, что государь Николай II был «кровавым», ему в вину вменяли события 9 января 1905 года — расстрел мирной демонстрации рабочих. В комиссии была проведена специальная работа по выяснению обстоятельств Кровавого воскресенья. И в результате исследования архивных материалов оказалось, что государя в это время вообще не было в Петербурге, он никак не был причастен к этому расстрелу и не мог отдать такого приказа — он даже не был в курсе происходящего. Таким образом, этот довод отпал. Подобным образом рассматривались и все остальные аргументы «против», пока не стало очевидно, что весомых контрдоводов нет. Царскую семью канонизировали не просто за то, что они были убиты, но потому, что они приняли муку со смирением, по-христиански, без противления. Они могли бы воспользоваться теми предложениями о бегстве за границу, которые были сделаны им заблаговременно.

Но сознательно не захотели этого. Убивая царскую семью, они уничтожали саму идею, знамя православного государства, которое было главным защитником всего мирового православия. Это становится понятным в контексте византийской интерпретации царской власти как служения «внешнего епископа церкви». А в синодальный период, в изданных в 1832 году «Основных законах Империи» статьи 43 и 44 говорилось: «Император, яко христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния.

Создалось двусмысленное и крайне напряженное положение междуцарствия. Николай решился объявить себя императором. На 14 декабря была назначена вторая присяга — «переприсяга». Наступил момент, которого ждали декабристы — смена власти. Члены тайного общества решили выступать, тем более, что на столе у министра уже лежало множество доносов и скоро могли начаться аресты. Состояние неопределённости длилось очень долго.

Высшее чиновничество, включая Милорадовича, всячески затягивало окончательное решение вопроса в расчете на то, что слывший либералом Константин изменит своё решение и всё-таки согласится взойти на престол. После повторного отказа Константина Павловича от короны Сенат в результате долгого ночного заседания 13—14 декабря 1825 года признал права на престол Николая Павловича. Отречение Константина Конверт, в котором хранился манифест 1823 года В 1801 году , после гибели отца и с воцарением старшего брата Александра I , 22-летний Константин стал наследником престола. Это следовало из павловского закона 1797 года и было всем известно. Однако в тексте присяги Александру I он упомянут не был. Причиной опущения имени Константина была надежда Александра I на потомство в браке с Луизой Марией Августой Баденской , и такой абстрактной формулировкой исключалась необходимость повторной присяги на случай, если у него родится сын [3]. При этом сам Константин царствовать не хотел и прибавлял: «Меня задушат, как задушили отца».

Для его детей от брака с графиней — да.

Но не для самого Константина Павловича. Надо заметить, что он также ссылался на свою неспособность управлять государством. Хотя многие современники высоко его оценивали. Вот, например, Александр Сергеевич Пушкин считал, что Константин Павлович умен, а потому с ним "будет лучше". Так это или нет — современникам узнать не довелось. Надо заметить, что сам Константин Павлович иногда говорил, что его могут задушить, как задушили отца — в случае восшествия на престол, разумеется. Убийство императора Павла было тяжелым бременем царственной фамилии… И почему Константин Павлович считал, что вполне может разделить участь родителя? Какие у него были для этого основания?

Или их и вовсе не было, достаточно было помнить о произошедшем в марте 1801 года? Так или иначе, но в августе 1823 года Александр I подготовил манифест, в котором наследником престола был объявлен другой его брат, Николай. Вот только сам Николай про этот манифест ничего не знал, хотя и был в курсе нежелания Константина занимать трон. Из-за этого в декабре 1825 года в Российской империи и случился кризис, самым известным проявлением которого стало восстание декабристов. К чести Константина Павловича нужно отметить, что его отказ стал благом для Российской империи. Николай I тоже был не подарок, но ему пришлось нелегко: он должен был погасить кризис власти, укрепить самодержавие и сохранить лидерство России в международных делах, которое страна получила после наполеоновских войн и Венского Конгресса в 1815 году. Можно считать, что с невероятным трудом методом репрессий и реакционной политики императору это сделать удалось. Константин Павлович с подобной задачей не справился бы.

Внешне и по характеру великий князь был очень похож на своего отца и был полной противоположностью своему старшему брату Александру I. Тот слыл искусным дипломатом, не торопился с вынесением своих суждений на публику, взвешивал принимаемые решения, был скрытен. А вот анализ поступков Константина свидетельствует о том, что цесаревич был инфантилен, рос избалованным и взбалмошным ребенком. Как иначе можно объяснить и оправдать его поступки в отношении своей юной жены Анны Федоровны? Очевидцы свидетельствуют, что он был с нею груб, мог выкрутить руки, укусить и еще совершал другие неблаговидные хулиганские выходки. Но при всем том, генерал-фельдмаршал А. Суворов хвалил цесаревича за отвагу, мужество и умение владеть оружием. Константин воевал под Аустерлицем и в войне с Наполеоном.

С детьми Константин Павлович всегда ладил: к своим отпрыскам он был очень добр, любил их и признал своими, хотя нет полной уверенности, что он был их биологическим отцом. Был женат дважды, имел продолжительные отношения с фаворитками и заводил короткие романы. Некоторые современники считали, что у великого князя наблюдался ум, работоспособность и замечательная память. В 1815 году, как главнокомандующий армией, расквартированной в Польше, великий князь был отправлен в Варшаву. Константин Павлович не любил поляков и не сумел завоевать их доверие и расположение. Напротив, непостоянство настроения, недальновидность и необдуманные поступки, язвительные и бестактные высказывания в кругу польской аристократии привели к недовольству и восстанию в 1830 году. Князь бежал, тяжко заболел в пути холерой и преставился в течение одного дня. После второго брака на графине Грудзинской Жанетте Константин в 1823 году написал официальный отказ от наследования престола: великий князь боялся, что его задушат как отца и, очевидно, реально оценил свои способности к управлению государством.

К тому же вольная жизнь в Варшаве и минимум обязанностей вполне устраивали Константина Павловича. Одной из причин отказа можно считать тот факт, что дети, рожденные от любимой женщины Жанетты Грудзинской, были лишены прав на российский престол указом от 1820 года. Получился бы парадокс: в случае принятия Константином престола его императорские дети не могли стать наследниками короны. Великий князь Константин Павлович все же был императором Российской империи 25 дней.

Это отречение было оформлено в виде манифеста Александра I от 16 28 августа 1823 года, который следовало огласить после его кончины. В силу этого решения наследником престола становился следующий брат, великий князь Николай Павлович. Николай был в курсе этих планов как минимум с 1819 года , однако о существовании манифеста не знал до момента его обнародования после смерти Александра I [4]. Либерально настроенная часть русского общества приветствовала восшествие на престол Константина.

Эти мысли выразил, в частности, Пушкин в письме П. Катенину из Михайловского, 4 16 декабря 1825: Как верный подданный, должен я, конечно, печалиться о смерти государя; но, как поэт, радуюсь восшествию на престол Константина I. В нём очень много романтизма ; бурная его молодость, походы с Суворовым , вражда с немцем Барклаем напоминают Генриха V. Присяга Константину Константиновский рубль После получения известия в Москве, а затем и в Петербурге о кончине Александра I в Таганроге 19 ноября 1 декабря 1825 года посмертный манифест был вскрыт и оглашён. Однако большинство членов Государственного совета и сам Николай Павлович не нашли возможным выполнить волю покойного императора из опасения создания юридически небезупречного прецедента необсуждаемой «посмертной воли» государя. Они присягнули императору Константину I, к присяге была приведена армия, была отчеканена монета с его профилем — редчайший константиновский рубль вскоре засекреченный. Однако Константин, находившийся в качестве наместника в Варшаве , потребовал соблюдения манифеста 1823 года и дважды подтвердил отречение. После этого 13 25 декабря 1825 года Николай Павлович провозгласил себя императором Николаем I, причём цесаревич Константин с официальной точки зрения никогда не царствовал: начало правления Николая задним числом было определено как дата смерти Александра.

Восстание декабристов На другой день, 14 26 декабря 1825 года , произошло восстание декабристов , формальным поводом которого был отказ от переприсяги Николаю и защита прав Константина.

Последний король Греции Константин II умер в Афинах

Вопрос о намерении Константина отказаться от престола начал обсуждаться еще в 1819 г. Константин уступал свое право на престол брату Николаю, сославшись на свой морганатический брак. Причиной было несогласие рабочих, ожидавших, что Николай II отречется от престола полностью, а не в пользу брата. Александра I. вспоминает, почему Константин не хотел быть императором. Константин Павлович, впрочем, решил отказаться от своего права на наследование престола, о чем уведомил Александра I в письме от 14 января 1822 года. Однако еще в 1823 году Константин, ссылаясь на неспособность управлять государством, отрекся от престола.

Поиск по сайту

  • Подвиг исповедничества царя-страстотерпца Николая II в его отречении от престола /
  • Отречение цесаревича Константина Павловича от права наследования престола
  • Император на 16 дней. Почему от Константина I сбежала жена-принцесса
  • Подвиг исповедничества царя-страстотерпца Николая II в его отречении от престола

Жертвы междуцарствия

Константин престола не принимал, но и формально не отказывался от него в качестве императора. Вопрос о намерении Константина отказаться от престола начал обсуждаться еще в 1819 г. Сам Константин царствовать не хотел и прибавлял: «Меня задушат, как задушили отца». Но Константин престола не принимал, одновременно не желал и формально отрекаться от него в качестве императора, которому уже принесена присяга. Что и произошло: Николай под давлением отрекается от престола, отдавая своё место законному правителю Константину. В тайных актах говорилось от отречении Константина от престола в пользу Николая. Константин Павлович, впрочем, решил отказаться от своего права на наследование престола, о чем уведомил Александра I в письме от 14 января 1822 года.

Об отказе от власти

На рождение Константина была выбита медаль, на которой, между прочим, представлен в отдалении храм Св. Софии в Константинополе и над ним восходящая звезда. Потемкин устроил по случаю его рождения блестящий праздник на даче; во время фейерверка и иллюминации пел хор песни на новогреческом языке; первой кормилицей великого князя была гречанка Елена; потом к нему приставлен был грек Дмитрий Kурута, который остался при великом князе всю его жизнь. По свидетельству Мальмсбюри императрица по рождении второго внука несколько раз говорила в кругу приближенных о возможности ему царствовать на престоле греческих императоров; Храповицкий тоже записал разговор в таком духе; наконец, в одной заметке Екатерины читаем: "буде успехи войны подали бы способ и случай России к совершенному выгнанию врага имени Христова из пределов европейских, то Россия за таковую всему христианству и роду человеческому заслугу выговаривает себе восстановление на развалинах варварской державы древней греческой империи. Россия обещает оную империю в совершенной независимости оставить, вручить и отдать младшему российскому великому князю Константину Павловичу, который тогда имеет дать обещание, да не учинить ни в каком случае наследственное или иное притязание на всероссийское наследие, Екатерина ЛебедеваПрофи 570 15 лет назад Спасибо,отличный ответ!

Хуан Карлос говорил нашим голосом Я слушал царственную речь и, как экс-переводчик, поражался качеством блестящего синхронного перевода. И только никак не мог понять, почему же в моих наушниках Хуан Карлос говорит таким знакомым мне голосом. Потом знакомые сокурсники по инязу подшучивали: "Надо узнавать своих". Переводил короля наш бывший профессор. В этом было все и дело. Испания - не Израиль, где каждый шестой из Союза. Но и сокурсники, и профессор оказались теперь бывшими соотечественниками. Хуан Карлос всячески содействовал возвращению испанцев, вышвырнутых генералиссимусом Франко из страны. Многие, что хорошо известно, осели у нас, в Москве. Мои однокурсники всерьез говорили, что детей и внуков вот таких, как они, чьи папы-дедушки-бабушки были вывезены в Советский Союз в конце 1939-го, после разгрома республиканцев в гражданской войне, набиралось около 600 тысяч. И когда Франко ослаб, а выбранный им еще в подростковом возрасте и назначенный в короли Хуан Карлос набрал силу, он объявил амнистию для всех - не только оставшихся в живых воинов, но и их потомков.

Через несколько дней он был убит. Этот представитель династии Романовых также не имел желания править, но был провозглашен государем на короткий период, во время которого находился в Польше. По установленным отцом правилам престолонаследования, Константин мог стать во главе государства в случае кончины старшего брата, если у того не было бы сыновей. Александр I ушел в мир иной в декабре 1825 года. И все взоры обратились на Константина. Некоторые полки даже принесли присягу. Но тот еще в 1823 году, при жизни брата уведомил о том, что никак не может быть императором. Слишком бурную личную жизнь вел великий князь. В 1820 году он расторг брак с нелюбимой супругой Анной Федоровной и взял в жены симпатичную польскую дворянку Иоанну Грудзинскую. Та не относилась к августейшим фамилиям и не могла быть императрицей. Однако это не лишило Константина такого же права. Тем не менее великий князь указал на это как на основной повод для отказа от власти. По приказу Александра I этот документ держался в секрете. О существовании бумаги не подозревал даже младший брат Николай Павлович. Как только новости о кончине Александра достигли столицы, армия и гражданские чины давали присягу Константину. Начали даже выпускать деньги с его профилем. Ни о чем не знающий Николай написал брату послание с просьбой о приезде в Петербург. Однако, Константин был тверд в своих намерениях и еще раз повторил, что не собирается быть императором. Николаю ничего не оставалось делать, как принимать власть. Константин прожил недолго. Через шесть лет он скончался от холеры. Император Николай II 1868-1918 Самое знаменательное и трагическое отречение от престола. Страна участвовала в Первой мировой войне, в Петербурге произошла революция.

Сим могу я прибавить еще новый залог и новую силу тому обязательству, которое дал я непринужденно и торжественно при случае развода моего с первою моею женою. Все обстоятельства моего нынешнего положения меня наиболее к сему убеждают и будут пред государством нашим и всем светом новым доказательством моих искренних чувств. Всемилостивейший государь! Я же потщусь всегда, поступая в партикулярную жизнь, быть примером ваших верноподданных и верных сынов любезнейшего государства нашего. Есмь с глубочайшим высокопочитанием, Всемилостивейший государь! Вашего императорского величества вернейший подданный и брат. На подлинном, собственною рукою писаном письме, подписано тако: Константин цесаревич.

Константин: почему император отрекся от престола

16(28) августа 1823 г. Александр I подписал манифест, в котором постановлялось считать отречение Константина Павловича неизменным, а новым наследником престола объявлялся следующий по старшинству брат – великий князь Николай Павлович. Интересно, что Константину пришлось несколько раз официально заявлять о своём отречении, тем не менее, 1 декабря 1825 года в Петербурге и Москве госучреждения присягнули ему на верность. Однако еще в 1823 году Константин, ссылаясь на неспособность управлять государством, отрекся от престола.

Константин I: почему он отрекся от престола

Ему не суждено было стать ни греческим, ни шведским, ни польским, ни французским государем. Как, впрочем, и великим русским императором. Великий князь числился императором чуть более 3 недель. Именно столько потребовалось времени на то, чтобы из польской Варшавы дошел до Петербурга письменный отказ от российского престола, вторично подтвержденный цесаревичем. Императором вместо него стал следующий великий князь — Николай Павлович, коронованный под именем Николая I. А вообще членам монарших семей было очень трудно жениться по любви. Так Александр II не женился на английской королеве, которую любил. Фактически великий князь Константин Павлович пробыл русским царем чуть меньше месяца, но он ни дня не правил и не имел реальной власти. Хотя власти-то он жаждал меньше всего, неоднократно подтверждая свой отказ от российского престола.

Для России XIX века его поступок был вопиюще-эксцентричным, но на то у цесаревича были свои причины. Кровавый трон Константин не только боготворил отца, но и внешне был на него похож. Такой же невысокий, курносый, большеглазый. По наследству передались не только черты лица и телосложение, но и характер: в гневе Константин Павлович был необуздан и горяч. Цесаревич был одержим и отцовскими маниями, что неудивительно. В речах отца регулярно проскальзывала тема заговоров и цареубийств, всплывал образ деда, Петра Третьего, который умер при неясных обстоятельствах. Поэтому когда в роковую мартовскую ночь 1801 года в спальню к Константину буквально ворвался князь Зубов и чуть ли не в приказном порядке потребовал царевича одеться, весь путь до Зимнего дворца Константин готовился к смерти. Не правитель, а солдат Гавот в самое сердце Напомним, что по настоянию бабушки Константин женился первый раз еще в 16 лет, но с юной кобургской принцессой Юлианной брак не заладился с первых дней.

Очень уж любил супруг устраивать барабанные марши в супружеских покоях и слишком мало внимания уделял юной жене. Юлиана буквально сбежала от Константина в Кобург к больной матери в 1801 году, а развода им удалось добиться лишь спустя 20 лет. Но в качестве официальной причины отказа от престола Константин Павлович решил назвать не маниакальные страхи и не личную несостоятельность быть правителем, а морганатический союз с польской графиней Жаннеттой Грудзинской. Впервые с будущей второй женой Константин встретился на одном из балов в Варшаве, где цесаревич заметил панночку-нимфу — белокурую, большеглазую, грациозно танцевавшую гавот. Официальное отречение монаршей особы от престола, называемое научным термином абдикация, изредка, но случается в том или ином королевстве. Иногда отказ от власти происходит по доброй воле правителя, но порой к этому решению его подталкивают непреодолимые внешние обстоятельства. Последним, среди ныне царствующих монархов, желание жить жизнью обычного гражданина изъявил король Малайзии — Мухаммад V, который 6 января 2019 года подписал письмо с соответствующим заявлением. Законодательная основа отречения от престола Во второй главе Свода Основных Государственных Законов Российской империи среди пунктов, регламентировавших порядок престолонаследия, были две статьи за номером 37 и 38, касавшиеся отречения от престола.

Первая предоставляла наследнику право отказаться от трона в случае наличия у него легитимного преемника, а вторая гласила, что отречение вступает в силу после его обнародования и не имеет обратной силы. Кроме того в 199 статье того же Свода, на родителей возлагалось право принимать решение за своих малолетних детей. И хотя, для реализации права, заложенного в статье 37, цесаревич, ещё не принявший монарший титул, должен был изъявить добровольное желание, в начале ХХ века этот документ стал основанием для принудительного отречения от престола уже властвовавшего императора. А 199 статья позволила правителю отречься от имени своего несовершеннолетнего наследника. Константин I Причиной первого в истории русской монархии добровольного отречения от престола провозглашённого, но так и не приступившего к властвованию императора России, Константина Павловича, стала любовь. Не желавший впрягаться в политические игры и подвергаться риску быть задушенным как отец, Константин Павлович, став в 1801 году наследником трона после старшего брата Александра I, в 1823 году сослался на тайный брак с полькой Жанеттой Грудзинской и письменно отрёкся от престолонаследия. Засекреченный документ был облечён в форму манифеста Александра I, который следовало предать огласке после смерти императора, что и произошло в ноябре 1825 года. Ознакомившись с актом, государственные мужи, узнали, что по воле покойного следующим правителем российского государства должен стать не Константин, а его младший брат Николай Павлович.

Члены Госсовета, как и Николай, побоялись исполнять посмертную волю Александра I, и вопреки документу присягнули на верность находившемуся в Варшаве Константину I, который узнав об этом, потребовал соблюсти волеизъявление почившего брата и в дополнение к этому ещё дважды подтвердил своё отречение. Неразберихой воспользовались декабристы, которые на следующий день после официального воцарения Николая попытались устроить государственный переворот, формальным поводом коего была провозглашена защита прав цесаревича Константина. Николай II Британская монархия Единственное в истории Британской монархии отречение от престола произошло на исходе 1936 года, когда 42-летний король Эдуард VIII добровольно предпочёл власти возможность сочетаться законным браком с любимой женщиной. Установив рекорд кратковременного пребывания на британском престоле, Эдуард VIII, правивший всего 327 дней, к моменту воцарения не был женат, но состоял в романтических отношениях с замужней американкой Уоллис Симпсон.

Жильяра , как некогда он искушал Самого Христа в пустыне, царством мира сего. В течение столетий приближалась Россия к Екатеринбургской Голгофе. И вот, здесь древний соблазн раскрылся в полноте. Как диавол искал уловить Христа через саддукеев и фарисеев, ставя Ему неразрываемые никакими человеческими ухищрениями сети, так через социалистов и кадетов диавол ставит царя Николая перед безысходным выбором: либо отступничество, либо смерть. Им нужно было показать, что вся власть принадлежит им, вне зависимости от какого-то Бога, а благодать и истина помазанника Божия нужны только для украшения того, что им принадлежит. Это означало бы, что любое беззаконие, которое совершит эта власть, будет совершатся как бы по прямому благословению Божию.

Это был сатанинский замысел — осквернить благодать, смешать истину с ложью, сделать бессмысленным, декоративным помазание Христово. Создалась бы та «внешняя видимость», в которой, по слову святителя Феофана Затворника, раскрывается «тайна беззакония». Если Бог становится внешним, то и православная монархия, в конце концов, становится только украшением «нового мирового порядка», переходящего в царство антихриста. И пока существует человеческая история, враг никогда не оставит этого замысла. Царь не отступил от чистоты помазания Божия, не продал божественного первородства за чечевичную похлебку земного могущества. Само отвержение царя произошло именно за то, что он явился исповедником истины, и это было не что иное как отвержение Христа в лице помазанника Христова. Смысл отречения государя — спасение идеи христианской власти, и потому в нем надежда на спасение России, через отделение верных данным Богом принципам жизни, от неверных, через очищение, которое наступает в последующих событиях. Подвигом царя в отречении, таким образом, развенчиваются все ложные устремления тогдашних и нынешних устроителей земного царства, отвергающих Царство Небесное. Утверждается высшая духовная реальность, определяющая все сферы жизни: первое должно стать на первом месте, и только тогда все остальное займет свое должное место. На первом месте Бог и правда Его, на втором — все остальное, в том числе православная монархия.

Как до революции, так и теперь главная опасность заключается во внешней видимости. Многие верят в Бога, в Его Промысл, стремятся установить православную монархию, но в сердце своем полагаются на земную силу — на «коней и на колесницы». Пусть, говорят они, все будет как самый прекрасный символ — крест, трехцветное знамя, двуглавый орел, — а мы будем устраивать свое, земное, по нашим земным понятиям. Но мученическая кровь царя обличает отступников, как тогда, так и теперь. Слишком много бед пришлось испытать после этого России». Поразительно, как они и тогда, и теперь хотят перевернуть все с ног на голову — потому что именно в этом и заключалась высота святости, явленной государем в подвиге отречения — в его способности измерять все духовным, вечным измерением. Вряд ли царь мог предвидеть, какие ужасные события последуют за его отречением, потому что чисто внешне он отрекся от престола, чтобы избежать бессмысленного пролития крови. Однако глубиной ужасных событий, которые открылись вслед за его отречением, мы можем измерить глубину его страданийв его Гефсимании. Царь ясно сознавал, что своим отречением он предает себя, свою семью и свой народ, который он горячо любил, в руки врагов. Но важнее всего была для него верность благодати Божией, принятой им в таинстве миропомазания ради спасения вверенного ему народа.

Ибо все самые страшные беды, какие только возможны на земле: голод, болезни, вымирание народа, от которых, конечно, не может не содрогаться человеческое сердце, не идут ни в какое сравнение с вечным «плачем и скрежетом зубов» там, где нет покаяния. И, как сказал пророк решающих событий русской истории, преподобный Серафим Саровский, если бы знал человек, что есть жизнь вечная, которую Бог дает за верность Ему, то согласился бы тысячу лет то есть до конца истории, вместе со всем страдающим народом терпеть любые муки. А о скорбных событиях, последовавших за отречением государя преподобный Серафим говорил, что ангелы не будут успевать принимать души — и мы можем сказать, что благодаря отречению государя миллионы новых мучеников получили венцы в Царствии Небесном. Можно делать какой угодно исторический, философский, политический анализ, но духовное видение всегда важнее. Нам известно это видение в пророчествах святого праведного Иоанна Кронштадтского, святителей Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова и других угодников Божиих, которые понимали, что никакие экстренные, внешние государственные меры, никакие репрессии, самая искусная политика не в состоянии изменить ход событий, если не будет покаяния у русского народа. Подлинно смиренному уму святого царя Николая было дано увидеть, что это покаяние будет дано очень дорогой ценой. Все остальные рассуждения в этом свете исчезают, как дым. Имеет ли значение, какой меч выберет Господь для нашего спасения! Если даже сокрушить одних врагов, то тут же на их месте возникнут новые, более страшные: «Как если бы кто убежал от льва, и напала на него медведица, и вскочит в дом и опрется руками своими о стену, и ужалит его змея Амос.

А 36-летний цесаревич к тому времени уже был женат на немецкой принцессе Юлианне-Генриетте-Ульрике Саксен-Кобург-Заальфельдской, нареченной Анной Федоровной. Впрочем, брак был формальным. Не выдержав властного и деспотичного нрава мужа, супруга сбежала к родителям в Германию и требовала развода. Сам-то князь был не против, но его матушка Мария Федоровна возражала, боясь навредить репутации дома Романовых. Ледяное сердце растаяло от любви Что же зацепило в образе юной прелестницы польских кровей Великого князя? Почему он не добился своего силой и авторитетом? Всему виной - любовь. Возможно, у Константина Павловича она выражалась по-своему. Но то, что это была любовь, без сомнения. Свидетель развития событий - русский поэт князь Петр Андреевич Вяземский писал: Жанетта Антоновна не была красавица, но была красивее всякой красавицы. Белокурые, струистые и густые кудри ее, голубые выразительные глаза, улыбка умная и приветливая, голос мягкий и звучный, стан гибкий и какая-то облегающая ее нравственная свежесть и чистота. Она была Ундиной. Все соединялось в ней и придавало ей совершенно особенную и привлекающую внимание физиономию в кругу подруг и сверстниц ее. Жанетта Грудзинская поразила князя невообразимой свежестью и грацией. От нее словно исходил свет, ореол добра, кротости и милосердия. Она была чиста как ангел. Константин Павлович просто не смел нарушить ее гармонию домогательствами. Вместо этого он принялся ухаживать за возлюбленной, чтобы доказать ей серьезность своих намерений. Состоявшийся мужчина с непростым характером, генерал, вояка, словно юноша, воспылал пылкой любовью. Десятилетие счастья Жанетта Грудзинская также испытывала симпатию к Великому князю. И дело вовсе не в его статусе и возможностях.

Победоносцева — была создана только к концу XIX века. Это, безусловно, великое дело, народ стал учиться грамоте именно при Церкви, но произошло это слишком поздно. Многое можно перечислять. Ясно одно: вера стала во многом обрядовой. О тяжелом состоянии души народной, если можно так сказать, свидетельствовали многие святые того времени — прежде всего, святитель Игнатий Брянчанинов , святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они предвидели, что это приведет к катастрофе. Как мог не чувствовать государь Николай II, что происходит в стране, когда прямо у Кремля бомбой, брошенной террористом Каляевым, был убит его дядя, Сергей Александрович Романов? А революция 1905 года, когда бунтом были охвачены даже все семинарии и духовные академии, так что пришлось их временно закрыть? Это ведь говорит о состоянии Церкви и страны. На протяжении нескольких десятков лет перед революцией в обществе происходила систематическая травля: травили в печати веру, царскую семью, совершались покушения террористов на жизнь правителей… — Вы хотите сказать, что невозможно обвинять исключительно Николая II в свалившихся на страну бедах? И в этих условиях он избрал путь, который был ему наиболее свойственен, — путь страдания. Царь глубоко страдал, душевно страдал еще задолго до революции. Он старался добром и любовью отстоять Россию, делал это последовательно, и эта позиция подвела его к мученичеству. Подвал дома Ипатьева, Екатеринбург. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. Но и в наше время для этого потребовалось восемь лет… Почему так долго? Говорят, что Моисей потому сорок лет со своим народом бродил по пустыне, что нужно было умереть тому поколению, которое жило в Египте и было воспитано в рабстве. Чтоб народ стал свободным, нужно было тому поколению уйти. И тому поколению, которое жило при советской власти, не очень-то легко изменить свой менталитет. Я знал многих представителей старшего поколения — среди них священники и даже один епископ, — которые еще застали государя Николая II при жизни. И я был свидетелем того, что они не понимали: зачем его канонизировать? Им трудно было примирить образ, который они с детства восприняли, с критериями святости. Этот кошмар, который мы сейчас себе и не можем представить по-настоящему, когда немцами были оккупированы огромные части Российской империи, хотя Первая мировая война обещала закончиться победоносно для России; когда начались страшные гонения, анархия, Гражданская война; когда наступил голод в Поволжье, развернулись репрессии и т. И некоторые люди до конца жизни оставались под влиянием этого представления… И потом, конечно, очень трудно сопоставить в своем сознании, например, святителя Николая Мирликийского, великих подвижников и мучеников первых веков со святыми нашего времени. Я знаю одну старушку, у которой дядю-священника канонизировали как новомученика — он был расстрелян за веру. Когда ей об этом сказали, она удивилась: «Как?! Нет, он, конечно, был очень хороший человек, но какой же он святой? А те, кто с нами вместе ест, пьет, разговаривает и переживает — какие они святые? Трудно образ святости приложить к близкому тебе в быту человеку, и это тоже имеет очень большое значение. Крест на месте строительства храма Державной иконы Божией Матери, монастырь Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме. Каково Ваше личное отношение к нему? Конечно, всегда относился к царской семье с почитанием. Неоднократно бывал в Екатеринбурге... Думаю, если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами — государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна! В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий