Выплату налогов за самозанятых могут возложить на цифровые платформы занятости, площадки – посредники между исполнителем заказа и клиентом, такие как агрегаторы «Яндекса» или «Сбера». 3. После того, как самозанятый исполнитель оплатит 6% налога с полученных 10 638,3 рублей, у него останется 10 000 рублей – именно та сумма, на которую вы изначально и договаривались.
ФНС проследит за самозанятыми: за слишком хороший доход придется ответить
Это предусмотрено поправками к ст. Данное правило действует лишь для тех самозанятых, которые зарегистрировались еще до введения новых правил. Эти правила предполагали уведомительный принцип регистрации у налоговиков и предоставление «налоговых каникул». Чеки и налоговые выплаты Расчеты налоговых выплат для самозанятых будут осуществляться на основании чеков. Оформление таких документов позволяет налоговикам отслеживать реальный заработок фрилансера. Именно поэтому к оформлению чеков предъявляются определенные требования.
Но переживать по этому поводу не стоит, ведь все реквизиты будут автоматически вноситься в чек приложением «Мой налог». В чеках указываются следующие данные: Наименование и дата выдачи документа. Сведения о продавце-налогоплательщике, идентификационный номер. Ссылка на применение спецрежима налогообложения. Перечень реализуемой продукции, оказываемых услуг, выполняемых работ.
Сумма средств, которые выплатил покупатель. Сведения о заказчике-юрлице. Данные кредитных организаций или операторов онлайн-площадок. На чеках проставляется QR-код, предназначенный для считывания и идентификации записи о расчетах в специальной автоматизированной системе. Каждый документ получает уникальную нумерацию.
Чеки можно передавать потребителю на бумаге или в электронном формате. Во втором случае возможна отправка на электронную почту. При расчетах наличными или электронными деньгами чеки выдаются сразу же, при переводе средств с банковского счета — не позднее 9 числа последующего месяца. Выявление нелегальных самозанятых Налоговикам придется принять меры для выявления самозанятых, которые не выплачивают налоги, т. Для этого планируется использовать следующие методы: Контроль движения электронных денежных средств.
Получение от коммунальных служб данных о трудоспособных людях, не уплачивающих страховые взносы и подоходный налог. Изучение объявлений о предоставлении услуг или продаже товаров. Контроль сведений о такой деятельности в соцсетях. Контрольные закупки. Специальные рейды и проверки.
У госорганов появится возможность отследить банковские переводы фрилансеров. Это касается ситуаций, когда оплата за выполненные работы и проданные товары поступает на счет самозанятой части граждан, работающих без официальной регистрации. Однако пока нет законодательного акта, обязывающего банковские учреждения предоставлять такую информацию. Важную роль в этом плане может сыграть налоговый контроль и формирование соответствующих баз. Но здесь появляются определенные сложности.
Нелегальных самозанятых в стране достаточно много даже по самым скромным подсчетам. Соответственно, для анализа деятельности каждого из них требуется расширение штата налоговой службы, а это влечет немалые расходы бюджетных средств. Не факт, что отчисления самозанятых смогут покрыть эти затраты. В таких обстоятельствах многие фрилансеры не спешат выйти из «тени». Многим ставка налога для самозанятых граждан кажется чрезмерно высокой.
К тому же нет никаких гарантий, что в дальнейшем она не увеличится, и людям не придется выплачивать еще больше налогов. Средства, полученные в виде налогов от фрилансеров, будут поступать в региональный и муниципальный бюджеты по месту ведения деятельности самозанятого и его регистрации. Место осуществления деятельности определяется по фактическому нахождению самого фрилансера, а не его клиентов. Штрафы и риски За уклонение от легализации и выполнения налоговых обязательств предусмотрены штрафные санкции. Если нарушение повторится на протяжении полугода, штраф составит полную величину расчета.
В ФНС считают необходимым обеспечить некий переходный период для адаптации самозанятых к новым условиям работы.
Ежемесячная прибыль может быть разной. Главное, чтобы общая сумма не превысила лимит. Если за год самозанятый заработал больше 2,4 млн рублей, он должен перейти на другой режим уплаты налогов. Для этого подать заявление на снятие с учета в качестве самозанятого — через приложение «Мой налог» или веб-кабинет. После того как услугу окажут, нужно в течение 20 календарных дней уведомить ФНС о переходе на другую систему налогообложения. В таком случае будет нужно зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, выбрать подходящий режим и начать платить налоги по другим ставкам. Сервис Подать заявку Как выдавать клиентам чеки Самозанятые должны выдавать клиентам чеки за каждую покупку. Документ формируют в приложении.
Для этого указывают услугу или товар, стоимость, дату продажи или завершения работ, клиента и его статус — физлицо или юрлицо. Когда нужные поля будут заполнены, программа оформит документ в виде PDF-файла или ссылки. Его можно отправить покупателю на электронную почту или в мессенджерах либо распечатать.
Чтобы получить доступ к заданиям от компаний на YouDo, зайдите в настройки и подтвердите свой статус самозанятого Как работать Как работать Деньги за работу или подработку можно получать наличными или на карту. Доход самостоятельно вносите в мобильное приложение «Мой налог».
Затем приложение формирует виртуальный чек, который нужно отправить клиенту. Кассовый аппарат не требуется. ФНС получает только ту информацию о доходах, которую вы указываете в приложении Налог автоматически начисляется каждый месяц и списывается с вашего согласия. ФНС получает только ту информацию о доходах, которую вы указываете в приложении. Еще после регистрации государство дает разовый налоговый вычет в размере 10 000 рублей.
Вычет считается автоматически. В приложении «Мой налог» видно, как списываются эти деньги. Отвечаем на вопросы Мы регулярно дополняем этот раздел. Спасибо, что присылаете свои вопросы! Ограничений по использованию счетов при применении налога на профессиональный доход для ИП нет.
Мастер по ремонту техники закупает запчасти для клиентов. Может ли он вычитать расходы на запчасти из выручки? Плательщикам НПД запрещено перепродавать товары, работать по договорам поручения, комиссии или агентским договорам. Налог исчисляется с общей суммы полученного дохода. Понесенные расходы не вычитаются.
Как платить налог, если зарегистрирован в Москве как самозанятый, уехал на месяц в Краснодарский край и работал там с местными клиентами? Место ведения деятельности самозанятого — это место его нахождения во время проведения работ и оказания услуг. Статус самозанятого подходит для работы на YouDo? Да, налоговая рекомендует этот режим для удаленной работы на электронных площадках. YouDo является лишь посредником и предоставляет информацию по заказам, в которых формируется чек.
Налог удерживается только с тех доходов, информацию о которых самозанятый сам передал в ФНС — через нас или на официальном сервисе.
Поэтому давайте посмотрим на другой пример. Пример 2. Доход за год 500 000 рублей. Получается сумма неналоговых платежей будет 38 038 рублей.
Но так как налог меньше, чем неналоговые платежи, ИП его не платит. То есть за 500 000 рублей дохода за год, он заплатит в общей сложности только 38 038 рублей. Это всё равно больше, чем заплатит самозанятый. А если взять пример, когда самозанятый зарабатывает за год эту сумму только на физлицах, то его налог вообще составит 20 000 рублей. Вывод: Самозанятым выгоднее быть, только если годовой доход не превышает 700 тысяч рублей.
Или если не требуется заниматься деятельностью, которая самозанятым не разрешена. Теперь, когда мы на цифрах поняли, кому выгоднее быть самозанятым, давайте обсудим плюсы и минусы, которые есть в этом новшестве от правительства. Плюсы самозанятости Простота системы налогообложения, которая позволяет вести и сдавать отчётность через собственный телефон. Принимать деньги можно на банковскую карту, наличными, а также через системы электронных платежей. Чеки выдаются через мобильное приложение.
Самозанятость официально подтверждает доход, что необходимо, например, при подаче документов на ипотеку. Нет необходимости платить налог, когда нет доходов. Стабильность до 2028 года не факт, что не введут что-то раньше, но пока что так. А также, если доход за год превышает 2,4 миллиона рублей, то самозанятость запрещается законодательно. Не все виды деятельности доступны для самозанятых.
Для большинства тех, кто действовал по-серому, зарабатывая небольшие суммы «шабашкой» отдавать часть денег — всегда минус. Можно ли самозанятому открыть расчётный счёт в банке? Очень частый и актуальный вопрос, который требует разъяснений! Но прежде, чем на него ответить, нужно разобраться с тем, какие счета открывают банки вообще. Дело в том, что есть два основных вида счетов.
Это счёт для физических лиц и счёт для ведения предпринимательской деятельности. Так как мы говорим о том, что самозанятый планирует получать оплату на счёт за свои услуги и товары, то значит нужен нам именно счёт для предпринимательской деятельности. Вот только банки открывают этот счёт после предоставления ряда документов, которые подтверждают статус ИП или ООО. А этих документов у самозанятого быть не может. Получается, что самозанятый для предпринимательской деятельности открыть расчётный счёт в банке не может.
Ему доступен только счёт для физических лиц. Но он для получения дохода от товаров и услуг не подходит. Существует проблема связанная со счетами и оплатой за услуги самозанятых. Дело в том, что если самозанятый откроет обычный счёт для физлиц, а организация переведёт ему на этот счёт деньги в качестве оплаты его работы, то банк такой счёт сразу заблокирует. Потому что это будет предпринимательская деятельность, не позволительная для обычных счетов.
Этот нюанс уже привёл к многочисленным проблемам у тех, кто решил получить статус самозанятого. Поэтому, мы рекомендуем быть аккуратнее, и пока вопрос не решён на законодательном уровне, не пользоваться схемой перечисления на счета от юридических лиц. Примечание: уже разрабатывается проект специального банка для самозанятых, а также разрабатываются поправки. Закрывающие документы у самозанятых Очень частный и важный вопрос. Что считать закрывающими документами от самозанятых.
Особенно это актуально для фирм и ИП, которые с ними работают, ведь им нужно подтверждать свои расходы. Если такого чека нет, то есть основание получить отказ по учёту расхода. Это нужно обязательно помнить бухгалтерам. Регламентирует такой порядок письмо ФНС от 20. Примечание: хранить чек можно, в том числе и в электронном виде, это не запрещено.
Также можно при желании его распечатать. Можно ли считать акт о выполненных услугах заменой чеку? В том же письме от ФНС этот вопрос также регламентируется. Что делать, если самозанятый не хочет выдавать чек? Этот вопрос специально для тех, кто с самозанятыми работает.
Но и самим плательщика НПД не лишним будет знать, что следует за невыдачу чека. Во-первых, чек нужен в качестве закрывающего документа. Во-вторых, на самозанятого можно пожаловаться в налоговую. Но необходимо будет подтвердить свою жалобу. Штрафы для замозанятых Переходя от предыдущей темы, давайте посмотрим, что грозит самозанятому, если он чек не выдал.
Штраф может быть назначен, если самозанятый гражданин не выдал чек, а также, если нарушил сроки выдачи чека, о которых мы уже писали выше. Если нарушение зафиксировано повторно в течение шести месяцев, взимается штраф в размере невыданного чека, но в этот раз уже не менее 5000 рублей. Нужна ли самозанятому печать? Прежде всего, нужно знать, что отдельного федерального закона об обязательности печати нет. Это, во-первых.
Во-вторых, самозанятый работает через мобильное приложение «Мой налог» и другие закрывающие документы, кроме как чек из этого приложения не выдаёт. Соответственно для этого ему печать не понадобится.
ФНС обяжет бизнес платить страховые взносы и НДФЛ за самозанятых
В случае снятия физлица с учета в налоговом органе в качестве плательщика НПД с переходом на другой налоговый режим, организация, заключившая с ним гражданско-правовой договор, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, будет являться плательщиком страховых взносов с сумм вознаграждений по такому договору.
Очень частый и актуальный вопрос, который требует разъяснений! Но прежде, чем на него ответить, нужно разобраться с тем, какие счета открывают банки вообще. Дело в том, что есть два основных вида счетов. Это счёт для физических лиц и счёт для ведения предпринимательской деятельности. Так как мы говорим о том, что самозанятый планирует получать оплату на счёт за свои услуги и товары, то значит нужен нам именно счёт для предпринимательской деятельности. Вот только банки открывают этот счёт после предоставления ряда документов, которые подтверждают статус ИП или ООО. А этих документов у самозанятого быть не может.
Получается, что самозанятый для предпринимательской деятельности открыть расчётный счёт в банке не может. Ему доступен только счёт для физических лиц. Но он для получения дохода от товаров и услуг не подходит. Существует проблема связанная со счетами и оплатой за услуги самозанятых. Дело в том, что если самозанятый откроет обычный счёт для физлиц, а организация переведёт ему на этот счёт деньги в качестве оплаты его работы, то банк такой счёт сразу заблокирует. Потому что это будет предпринимательская деятельность, не позволительная для обычных счетов. Этот нюанс уже привёл к многочисленным проблемам у тех, кто решил получить статус самозанятого. Поэтому, мы рекомендуем быть аккуратнее, и пока вопрос не решён на законодательном уровне, не пользоваться схемой перечисления на счета от юридических лиц.
Примечание: уже разрабатывается проект специального банка для самозанятых, а также разрабатываются поправки. Закрывающие документы у самозанятых Очень частный и важный вопрос. Что считать закрывающими документами от самозанятых. Особенно это актуально для фирм и ИП, которые с ними работают, ведь им нужно подтверждать свои расходы. Если такого чека нет, то есть основание получить отказ по учёту расхода. Это нужно обязательно помнить бухгалтерам. Регламентирует такой порядок письмо ФНС от 20. Примечание: хранить чек можно, в том числе и в электронном виде, это не запрещено.
Также можно при желании его распечатать. Можно ли считать акт о выполненных услугах заменой чеку? В том же письме от ФНС этот вопрос также регламентируется. Что делать, если самозанятый не хочет выдавать чек? Этот вопрос специально для тех, кто с самозанятыми работает. Но и самим плательщика НПД не лишним будет знать, что следует за невыдачу чека. Во-первых, чек нужен в качестве закрывающего документа. Во-вторых, на самозанятого можно пожаловаться в налоговую.
Но необходимо будет подтвердить свою жалобу. Штрафы для замозанятых Переходя от предыдущей темы, давайте посмотрим, что грозит самозанятому, если он чек не выдал. Штраф может быть назначен, если самозанятый гражданин не выдал чек, а также, если нарушил сроки выдачи чека, о которых мы уже писали выше. Если нарушение зафиксировано повторно в течение шести месяцев, взимается штраф в размере невыданного чека, но в этот раз уже не менее 5000 рублей. Нужна ли самозанятому печать? Прежде всего, нужно знать, что отдельного федерального закона об обязательности печати нет. Это, во-первых. Во-вторых, самозанятый работает через мобильное приложение «Мой налог» и другие закрывающие документы, кроме как чек из этого приложения не выдаёт.
Соответственно для этого ему печать не понадобится. Но в то же время, если самозанятый планирует работать с юридическими лицами, то документы он заверять должен будет. Вот только сегодня документы заверяются подписью уполномоченного лица. Ведь для официальных бумаг достаточно подписи с расшифровкой. Запретов на получение печати для самозанятого тоже нет. Поэтому, есть смысл её оформлять только в том случае, если самозанятый планирует работать с юрлицами не забудьте, что не до конца ещё ясен вопрос с переводом оплаты на счета , или если самозанятый планирует заключать официальный договор. Во всех остальных случаях, печать будет только тратой средств. Но если вы всё-таки решили заказать печать, то что же на её оттиске должно быть?
Любые дополнительные данные — на усмотрение самозанятого. Теперь перейдём к следующему глобальному вопросу. Как стать самозанятым? Для того, чтобы самозанятые платили налоги, им стараются упростить всё по максимуму. В том числе и процесс регистрации. Шаг 1. Скачать приложение. Для того, чтобы зарегистрироваться в статусе самозанятого, вам понадобится скачать на мобильное устройство приложение «Мой налог».
Сделать это можно на официальном ресурсе ФНС. На этой странице есть подробная инструкция по приложению, а в самом её низу две ссылки на скачивание из магазинов AppStore и GooglePlay. Шаг 2. Сделать это можно двумя способами. Первый — через личный кабинет налогоплательщика, если он у вас есть. Потребуется пароль от него и ИНН.
Главное — вовремя отчитываться о получении денег через приложение «Мой налог». Однако для удобства лучше принимать оплату на карту в одном банке. Через банковское приложение можно также выдавать чеки, формировать счета и рассчитывать налог. Такая опция есть у Тинькофф. Например, самозанятый-фотограф может сделать фото, подготовить макет фотокниги и отнести ее в типографию. Типография в данном случае — подрядчик, с которым самозанятый может работать. Какие есть ограничения для самозанятых Для самозанятых есть ограничения на вид деятельности, годовой доход и наем сотрудников. Когда нельзя применять НПД — ч. Речь о готовых товарах. К примеру, самозанятый не может закупать печенье у кондитера и продавать его от своего имени. Но он может закупить готовые коржи, украсить их кремом и глазурью и продать. К подакцизным товарам относится, например, алкогольная и табачная продукция. К маркируемым — одежда, обувь, духи, молочная продукция и другие товары. Например, варить сыр и продавать его — не получится. Посредник — тот, кто работает с ИП и компаниями по договору поручения, комиссии или агентскому договору.
Для освобождения от обложения плательщику страховых взносов необходимо иметь чек, сформированный налогоплательщиком в установленном порядке ст. Минфин России напоминает, что профессиональный доход — это доход физлиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
Самозанятые: вопросы и ответы
Он разрешает оказывать услуги по перевозке пассажиров и грузов таким транспортом без регистрации ИП. Так что теперь самозанятые могут получить разрешение на работу в такси. Кто не сможет получить статус самозанятого Закон определяет случаи, когда самозанятость применять нельзя: если вы продаете подакцизные товары или товары с обязательной маркировкой; перепродаете товары и имущественные права; добываете или обрабатываете драгметаллы; ведете посредническую деятельность — по агентскому договору или договору комиссии; занимаетесь предпринимательством и находитесь на другой системе налогообложения не НПД. Есть список доходов, к которым не применяют НПД. Например, доходы от: продажи недвижимости и ТС; передачи имущественных прав на недвижимость кроме аренды или найма жилья ; реализации долей в уставном капитале; оказания услуг по ГПД, если заказчик — текущий работодатель или та компания, откуда человек уволился меньше двух лет назад. Не могут стать самозанятыми представители некоторых профессий — например, арбитражные управляющие, оценщики, адвокаты, медиаторы, частные нотариусы. При этом они могут получать доходы из других источников, например, если сдают квартиру в аренду. В этом случае применять налог на профдоход можно — об этом сообщает Минфин в письме от 24. Госслужащие также не могут использовать этот налоговый режим. НПД для них разрешен только в случае аренды жилых помещений.
Таким образом, если вид деятельности не относится к запрещенным, то применять НПД можно. Но это еще не все ограничения, которые действуют для самозанятых. Лимит дохода самозанятого В 2023 году ограничение по верхней планке доходов самозанятого составляет 2,4 млн рублей. Если лимит превысить, гражданин теряет право применять этот спецрежим. С момента превышения доходы будут облагаться НДФЛ. Законодатели планируют повысить ограничение по доходу в 2 раза — до 4,8 млн рублей в год. Такие изменения могут вступить в силу с начала 2024 года. Однако пока законопроект находится на стадии рассмотрения — на сайте Госдумы можно следить за ходом принятия. Наличие работников Еще одно ограничение для деятельности самозанятого — он не может нанимать работников по трудовым договорам.
Однако это вовсе не означает, что ему придется вести дело одному. Исполнителей и подрядчиков можно привлечь по гражданско-правовому договору.
У них так принято, они настаивают, что так удобнее для всех. Самозанятость у меня и так оформлена, я благодаря ей получаю день за сдачу квартиры. Вот только возникла проблема: теперь получается, что мой доход как самозанятой превышает 200 тысяч в месяц. Это больше, чем 2,4 млн в год, а это уже незаконно. Я считаю, что это совсем нечестно, ведь общий объем моего дохода не изменился! Всё верно — общий объем не изменился.
И вот здесь установлен лимит. Считается, что такой доход, 200 тысяч в месяц, значительно превышает средний по стране. Значит, человек с таким доходом уже может платить более ощутимые налоги. Все-таки самозанятость изначально замышлялась для того, чтобы вывести из тени «серые» доходы и, например, позволить людям монетизировать свои хобби, — объясняет в диалоге с корреспондентом «МК» юрист Любовь Шурыга. Нет, обязывает — не превышать лимит.
Поэтому, если вы планируете нанять поваров для своей пекарни, то нужно регистрировать ИП. Ограничения по доходам. Самозанятый должен зарабатывать не более 2,4 млн рублей в год.
Если вы планируете зарабатывать больше, то такой налоговый режим вам не подходит. Нет трудового стажа. Самозанятые не платят обязательные страховые взносы в Социальный фонд России, поэтому их работа не учитывается в трудовом стаже. Соответственно, могут быть проблемы при выходе на пенсию. Нет социальных гарантий. Больничные, выплаты по уходу за ребёнком или отпускные самозанятому не положены. Нет налогового вычета. Самозанятому отказано и в получении налогового вычета за лечение, покупку недвижимости и образование — как свое, так и детей.
Самозанятый может рассчитывать на эти вычеты, только если у него есть другие облагаемые НДФЛ доходы, например зарплата с основного места работы. Как самозанятому оформить продажу? Каждую продажу получение денег за оказанные услуги самозанятый регистрирует вручную через приложение «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого на сайте ФНС. Для этого надо нажать на кнопку «Новая продажа» и выбрать дату получения оплаты, указать название услуги например, написание статей и ввести её стоимость. Каждую продажу надо регистрировать в приложении. Затем нажимаете «Выдать чек». Чек нужно передать заказчику в бумажном или электронном виде. Если покупатель заказчик отказывается от чека, то можно его и не передавать, но сформировать чек нужно обязательно.
Чек отдают сразу после проведения продажи. Если оплата пришла на расчётный счёт или самозанятый работал через посредника, то чек надо передать заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за оплатой. Например, продажа была проведена в апреле, значит чек должен быть отправлен не позднее 9 мая. Вместо чека можно выслать заказчику QR-код, который формируется вместе с чеком в приложении «Мой налог». Сколько налогов платят самозанятые Самозанятые могут оказывать услуги как обычным гражданам, так и юридическим лицам то есть, компаниям и ИП. При регистрации каждый самозанятый получает налоговый вычет — 10 000 рулей. Эти деньги используются для снижения процентов по налогам. Самозанятые платят налоги только с тех доходов, которые они получили от оказания услуг.
Если в какой-то месяц доходов не было, то и платить ничего не надо. Поэтому беспокоиться о том, что с начисления зарплаты с основного места работы, денежных подарков от родственников или других поступлений будут брать налог, не надо. Для самозанятых нет запрета на работу из-за границы. То есть если самозанятый-фрилансер переезжает в другую страну и продолжает брать заказы, например, на специальной бирже, то в плане налогообложения ничего не меняется. Важно, чтобы среди заказчиков был хотя бы один из РФ, иначе не будет оснований для применения статуса самозанятости. Сроки уплаты налогов для самозанятых Сумма налога за отработанный месяц появляется в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого с 9 по 12 число следующего месяца — то есть за апрель данные появятся с 9 по 12 мая. Оплатить налог надо до 25 числа, иначе за каждый день просрочки будут начисляться пени. Размер налога рассчитывается автоматически на основе проведённых продаж.
К примеру, репетитор провёл за апрель месяц 30 уроков стоимостью 1 000 рублей каждый и заработал 30 000 рублей. Считаем, 10 уроков по 1 000 рублей равно 10 000 рублей, делим эту сумму на 100 и умножаем на 4. Получается 400 рублей. Остальные занятия репетитор провёл с сотрудниками компании. Получается 1 200 рублей. Оплатить налог можно в приложении или на сайте ФНС по банковской карте или в любом банке по платёжному поручению, которое формируется в личном кабинете или в приложении «Мой налог». Отчитываться о том, что налог был уплачен перед ФНС не надо, но и уклоняться от выплат тоже не стоит. Если хотя бы одно из этих требований нарушить, то санкции со стороны налоговиков неизбежны.
Не указали информацию о доходе, не заплатили налог, занялись запрещённой деятельностью? Будьте готовы к последствиям. Какие штрафы платят самозанятые?
Образуется задолженность, на которую будут начисляться пени.
Для выбора карты, с которой будет ежемесячно списываться налог, необходимо перейти в раздел «Прочее» на главном экране в правом нижнем углу , затем нажать на кнопку «Платежи». После этого потребуется ввести реквизиты карты в разделе «Банковские карты» и нажать на строку «Автоплатеж не подключен» в блоке «Автоплатеж». Через ЕНС. Самозанятые могут оплатить налог и через единый налоговый счет, пополнить который можно также разными способами: через личный кабинет на сайте ФНС, в специальном сервисе ФНС или по платежке в отделении банка.
Сейчас раздел ЕНС работает не всегда корректно, поэтому во избежание возможных проблем с зачислением списанием средств на ЕНС рекомендуем делать оплату через приложение «Мой налог». Разницы нет ни в размере ставки, ни в сроках оплаты налога. Но если самозанятый получил доход, который не подпадает под НПД, например, продал квартиру или машину, такой доход он должен задекларировать, подав форму 3-НДФЛ, и уплатить налог в бюджет. Платят ли самозанятые страховые взносы Делать отчисления на пенсионное, медицинское и социальное страхование самозанятые не обязаны.
В 2023 году размер фиксированных страховых взносов, подлежащих уплате ИП на всех режимах налогообложения, кроме НПД, — 45 842 рублей. В 2024 году — 49 500 рублей. Но есть и большой минус: время работы в качестве самозанятого не включается в страховой стаж и не учитывается при формировании пенсионных баллов. Поэтому человек, который работает в качестве самозанятого и не имеет другого дохода, с которого отчисляются взносы, сможет рассчитывать только на минимальную социальную пенсию по старости, гарантированную государством если до самозанятости он не заработал на обычную пенсию.
Увеличить свою пенсию самозанятый может путем добровольной уплаты в СФР страховых взносов в фиксированном размере. Чтобы вступить в отношения добровольного страхования с СФР, необходимо в приложении «Мой налог» выбрать вкладку «Пенсионное страхование» и нажать на кнопку «Подать заявление», после чего система перенаправит самозанятого на сайт фонда для заполнения заявления. Им не нужно сдавать декларации, вести бухгалтерский и кадровый учет, соблюдать кассовую дисциплину кроме выдачи чеков , формируемых в приложении. Данные о доходе, полученном самозанятым, налоговая получает из приложения «Мой налог».
Отчетность самозанятому потребуется сдать при получении иного, не облагаемого НПД, дохода. Например, при продаже квартиры или дома. Также, при импорте товаров на территорию РФ самозанятому придется заплатить НДС и сдать соответствующую декларацию. Самозанятым-ИП может потребоваться сдать отчетность в органы статистики.
Отчетность в Росстат сдают все ИП, независимо от применяемой системы налогообложения. Узнать, какие отчетные формы должен сдавать ИП в органы статистики, можно на официальном сайте Росстата. Система сформирует перечень отчетных форм, обязательных к представлению в текущем году, если они есть. Приложение «Мой налог» — для чего оно нужно и как с ним работать Приложение «Мой налог» — рабочий инструмент плательщика НПД.
Это приложение создано для взаимодействия самозанятого и ФНС. С его помощью можно: Отчитаться в ФНС о полученном доходе. В приложение необходимо вносить только тот доход, который получен от деятельности на НПД. Иные поступления, не относящиеся к самозанятости, не указывайте.
Если данные в «Мой налог» поступают от оператора электронной площадки, то дублировать повторно этот доход в приложении не нужно. Они могут передавать в приложение «Мой налог» данные о полученном самозанятым доходе. Кроме того, некоторые из них могут при наличии соответствующего разрешения от самозанятого уплачивать за него налог.
Оплатила налоги и всплакнула: минусы перехода на самозанятость
Быть самозанятым может любой. Самозанятость — это когда вы работаете на себя, платите специальный пониженный налог, который называют налогом на профессиональные доходы (НПД). Самозанятый платит только налог в соответствии со статусом НПД. Самозанятые платят налог на профессиональный доход.
К каким доходам не применяется НПД:
- Налог на профессиональный доход
- Самозанятые - кто это? Налоги для самозанятых
- Закон для самозанятых
- Отсутствие фиксированных взносов на ОМС и ОПС
- За что штрафуют самозанятых
Самозанятые освобождены от НДФЛ в отношении доходов, облагаемых НПД
3. После того, как самозанятый исполнитель оплатит 6% налога с полученных 10 638,3 рублей, у него останется 10 000 рублей – именно та сумма, на которую вы изначально и договаривались. Налог на доходы физлиц (НДФЛ) по такой ставке придется платить уехавшим в случае потери налогового резидентства — это происходит, если человек находится за границей более 183 дней в течение 12 месяцев. Если самозанятый не укладывается в установленный срок, налоговая не позднее 10 календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет ему требования об уплате налога, а также информацию о мерах по взысканию налога. Увеличат ли лимит самозанятого? Кто может стать самозанятым в 2024 году: в каких регионах можно работать и чем может заниматься самозанятый. Какие налоги платят самозанятые в 2024 году, ЕНС и ЕНП и налоговый бонус. Как оформить самозанятость и правильно оплачивать налоги.
Все о видах деятельности и налогах для самозанятых в России в 2024 году
В договоре указывается, что общая цена статей — не 10 000 рублей, а 10 638,3 рубля. И эту же сумму заказчик перечисляет на счёт самозанятого исполнителя или отдаёт наличными. Таким образом, наиболее правильный способ компенсировать самозанятому налог, который он должен оплатить — это увеличить цену договора. Очень важно, чтобы эта цена была везде: и в договоре, и в акте, и в счёте, и в полученном чеке. В противном случае со стороны налоговой инспекции «возникнут вопросы». Это связано с тем, что самозанятый оплачивает НПД со всех средств, задекларированных через приложение «Мой налог».
Кстати, почему-то в ФФОМС счетники увидели прирост доходов, но это весьма странно, потому что те же ИП прекратили платить сразу в оба фонда. Что не очень-то законно.
Но таких далекоидущих выводов СП не делает, хотя и намекает, что самозанятость должна меньше притягивать злоупотребления. Фактор страха И еще один нюанс — СП исключила из своих подсчетов "коронавирусный" фактор, ведь, напомним, всем самозанятым государство вернуло налог, уплаченный ими за прошлый год. Эффект в итоге нулевой, даже отрицательный.
То есть 200 тысяч дохода, полученного каждым самозанятым от фирм и ИП, или 300 тысяч выручки, полученной от физлиц, останутся без налогообложения чисто за счет допбонуса. Но, видимо, выводы СП должны были показать перспективы на будущее, и, видимо, впредь государство больше не будет делать самозанятым "антилокдаунных" подарков. Делаем ставки Мы в редакции Audit-it.
Одно мнение состоит в том, что "ещё долго самозанятых трогать не будут, пока есть большой задел по выводу из тени". Второй прогноз — наверняка для самозанятых введут как минимум страховые взносы — на такую мысль наводят выводы СП. И будет просто замечательно, если взносы будут зависеть от дохода а не как у ИП — есть деятельность или нет — все равно плати.
Если оплата пришла на расчётный счёт или самозанятый работал через посредника, то чек надо передать заказчику не позднее 9-го числа месяца, следующего за оплатой. Например, продажа была проведена в апреле, значит чек должен быть отправлен не позднее 9 мая. Вместо чека можно выслать заказчику QR-код, который формируется вместе с чеком в приложении «Мой налог». Сколько налогов платят самозанятые Самозанятые могут оказывать услуги как обычным гражданам, так и юридическим лицам то есть, компаниям и ИП. При регистрации каждый самозанятый получает налоговый вычет — 10 000 рулей. Эти деньги используются для снижения процентов по налогам. Самозанятые платят налоги только с тех доходов, которые они получили от оказания услуг.
Если в какой-то месяц доходов не было, то и платить ничего не надо. Поэтому беспокоиться о том, что с начисления зарплаты с основного места работы, денежных подарков от родственников или других поступлений будут брать налог, не надо. Для самозанятых нет запрета на работу из-за границы. То есть если самозанятый-фрилансер переезжает в другую страну и продолжает брать заказы, например, на специальной бирже, то в плане налогообложения ничего не меняется. Важно, чтобы среди заказчиков был хотя бы один из РФ, иначе не будет оснований для применения статуса самозанятости. Сроки уплаты налогов для самозанятых Сумма налога за отработанный месяц появляется в приложении «Мой налог» или в личном кабинете самозанятого с 9 по 12 число следующего месяца — то есть за апрель данные появятся с 9 по 12 мая. Оплатить налог надо до 25 числа, иначе за каждый день просрочки будут начисляться пени.
Размер налога рассчитывается автоматически на основе проведённых продаж. К примеру, репетитор провёл за апрель месяц 30 уроков стоимостью 1 000 рублей каждый и заработал 30 000 рублей. Считаем, 10 уроков по 1 000 рублей равно 10 000 рублей, делим эту сумму на 100 и умножаем на 4. Получается 400 рублей. Остальные занятия репетитор провёл с сотрудниками компании. Получается 1 200 рублей. Оплатить налог можно в приложении или на сайте ФНС по банковской карте или в любом банке по платёжному поручению, которое формируется в личном кабинете или в приложении «Мой налог».
Отчитываться о том, что налог был уплачен перед ФНС не надо, но и уклоняться от выплат тоже не стоит. Если хотя бы одно из этих требований нарушить, то санкции со стороны налоговиков неизбежны. Не указали информацию о доходе, не заплатили налог, занялись запрещённой деятельностью? Будьте готовы к последствиям. Какие штрафы платят самозанятые? Пока налоговые органы относятся к самозанятым достаточно лояльно, по крайней мере, о массовых проверках мало что известно. Но, несмотря на это, за нарушения всё же придётся отвечать, тем более, что проверки могут проходить «задним числом», то есть за предыдущие годы.
О скрытых доходах ФНС может узнать с помощью тайного покупателя или после жалобы клиента самозанятого, которому выдадут чек на меньшую, чем он заплатил сумму. Штраф за отсутствие чека После проведения каждой сделки самозанятый обязан оформить чек и предоставить его клиенту. Это нужно сделать сразу, если деньги получены любым способом кроме перевода на расчётный счёт. Или до 9 числа каждого месяца, если оплату перевели на расчётный счёт или самозанятый работает через посредника. Если чек не удалось сформировать сразу, например, из-за сбоев в работе приложения, то на устранение проблемы даются сутки. Важно: если вы расторгли сделку с заказчиком и вернули ему оплату, то чек нужно аннулировать. Тогда ФНС скорректирует сумму налога.
Штраф за неуплату налогов Налог самозанятому рассчитывается за каждый месяц отдельно. Если дохода в какой-месяц не было, то платить ничего не придётся. Не нужно платить налог, если он не превышает 100 рублей. Он переходит на следующий месяц. Формируется налог за прошедший месяц в приложении до 12 числа следующего месяца. Оплатить его надо до 25 числа. Например, налог за апрель вам начислят до 12 мая, заплатить его необходимо до 2 мая.
Если не сделать этого вовремя, то с десятого дня просрочки начисляется пеня. Пеня начисляется каждый день до момента погашения задолженности. Чтобы не было просрочки, можно подключить автоматический платёж по карте любого банка. Если налог оплачен, но в приложении всё ещё висит долг, то не переживайте, на зачисление может потребоваться время до 10 дней при оплате картой.
Налог рассчитывается автоматически, а бумажная отчётность вообще не нужна. Кроме того, можно работать без кассового аппарата. Тем не менее есть несколько особенностей, в которых нам помогли разобраться коллеги из «CберБизнес Live».
Быть самозанятым может любой Самозанятость — это когда вы работаете на себя, платите специальный пониженный налог, который называют налогом на профессиональные доходы НПД. Такой статус придумали в 2019 году и сначала опробовали в Москве, Татарстане, Московской и Калужской областях. Но с 2020 года это стало доступно для всех жителей России. Чтобы стать самозанятым, нужно зарабатывать в год не больше 2,4 млн рублей. Но есть некоторые ограничения: нельзя нанимать сотрудников и заниматься некоторыми видами бизнеса. Например, продавать что-то с акцизом или перепродавать товары. Но зато вполне можно работать где-то ещё по найму.
Стать самозанятым очень просто: можно сделать это бесплатно через приложение СберБанк Онлайн. Не надо будет идти в налоговую или заполнять какие-то сложные формы. Те, кто уже работает как индивидуальный предприниматель, тоже могут перейти на НПД. Но они должны сообщить налоговой, что больше не хотят использовать старый налоговый режим, например упрощёнку.
Налоги самозанятых в 2024 году. Сколько и как платить?
Заплатить налог необходимо не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим. Если перейти на этот налог, физическому лицу не нужно будет платить НДФЛ, а индивидуальному предпринимателю — все налоги с доходов, которые он сейчас платит. Если самозанятый не укладывается в установленный срок, налоговая не позднее 10 календарных дней со дня истечения срока уплаты налога направляет ему требования об уплате налога, а также информацию о мерах по взысканию налога.
Оплатила налоги и всплакнула: минусы перехода на самозанятость
Предположим, вы получили деньги за работу. И неважно как: наличными, переводом на карту либо по платежному поручению на банковский счет. Тогда в приложении «Мой налог» вы формируете на сумму дохода чек. Сведения о ваших доходах из этих чеков попадают к налоговикам. Они высчитывают общую сумму доходов за месяц и определяют налог. Налог уплачивается по итогам каждого месяца. Не позднее 12-го числа следующего месяца в вашем приложении «Мой налог» появляется уведомление с суммой налога и всеми необходимыми реквизитами. Заплатить налог надо не позднее 28-го числа. Если расчетная сумма налога составлит менее 100 руб. Кстати, можно настроить приложение «Мой налог» таким образом, чтобы налог списывался автоматически с вашего счета ч.
Нужно открывать специальный счет? Нужна отдельная банковская карта? Нет, не нужна. Можете использовать любимую банковскую карту. ФНС будет считать доход и налог самозанятых на основании выданных чеков, а не на основе мониторинга поступления денежных средств на карту. Но для более прозрачного учета, все-таки, удобнее будет завести отдельную карту, которая будет применяться только для деятельности в качестве самозанятого. Чтобы самим потом не запутаться при самоконтроле собственных доходов и налогов. А расходы можно будет учитывать? Например, мои затраты на предоставление услуг?
Расходы не учитываются. Как будут считать доход у самозанятых? Можно ли получить имущественный вычет по НДФЛ? Если вы самозанятый, работаете только на себя то есть, нигде не устроены как наемный сотрудник , то вычет по НДФЛ нельзя получить. Какие есть льготы и налоговые вычеты для самозанятых? И есть ли они вообще? Если почитать закон, то станет понятно, что никаких льгот на данный момент для самозанятых граждан нет. Но дается послабление дается на старте деятельности в виде так называемого «налогового вычета» в размере 10 000 рублей.
Юрлицо-заказчик просто увеличивает сумму гонорара самозанятого исполнителя на сумму начисленного налога, тем самым возмещая или компенсируя ему НПД. Возмещение НПД находится в «серой» юридической зоне. Налоговая инспекция не одобряет такой подход, но и напрямую его не запрещает. Главное — самозанятый всё-таки выплачивает НПД. Однако необходимо правильно оформить это возмещение, чтобы ни у налоговой инспекции, ни у других регулирующих органов не возникло «подозрений». Как правильно оформить возмещение самозанятому НПД Первое и главное — никакого термина «возмещение налога на профессиональный доход» не существует. Самозанятым в принципе не положены никакие компенсации: ни проезда, ни ГСМ, ни даже больничных.
Зайти на сайт «Мой налог» или скачать мобильное приложение. Скриншот мобильного приложения из AppStore На сайте: после ознакомления с тем, что такое НПД, можно приступить непосредственно к регистрации 2. Пройти регистрацию. Сайт потребует разрешения на обработку персональных данных и принятия правил использования. Нужно отметить все пункты галочками и кликнуть на «Согласен». Затем будет показано уведомление, что после ввода ИНН и создания уникального кода физлицо будет поставлено на учёт. Далее необходимо ввести ИНН и придумать уникальный пароль. После этого придётся ввести номер телефона — на него придёт смс с кодом, чтобы подтвердить регистрацию, — а затем добавить данные о себе: во вкладке «Настройки» нужно выбрать поле «Профиль» и указать вид деятельности, регион, электронную почту. Они помогут наладить складской учёт, контролировать и анализировать продажи, вести КУДиР, а ещё рассчитывать налоговые платежи и взносы. При работе с самозанятыми этой нагрузки нет, как нет и дополнительных отчётов. Главное правило, которого нужно придерживаться при работе с самозанятыми: нельзя использовать их в качестве наёмных работников. Налоговая это расценивает как некорректную оптимизацию издержек. Какие признаки указывают на то, что самозанятый по факту является наёмным работником Наличие в договоре рода деятельности, но не разового задания или конкретного объёма работ. Систематический характер работы, длительность контракта — год и более. Чётко определённый размер заработной платы. Наличие графика или трудового распорядка, определённого работодателем. Наличие материальной ответственности. Наличие пропуска на территорию, отметки в журнале прихода-ухода сотрудников. Кадровая документация в отношении самозанятого, например об отпуске или командировке. Расчётные листы заработной платы. Документы хозяйственной деятельности. Документы по охране труда. Кроме того, могут опросить свидетелей, которые подтвердят или опровергнут тот факт, что самозанятый по факту является работником, а не подрядчиком. Правила работы с самозанятыми 1. Проверка статуса. Самозанятый должен состоять на учёте. Заключение договора с подрядчиком. В нём нужно прописать, что исполнитель применяет налог на профессиональный доход. Также в нём должен быть срок действия, перечень услуг и правила оплаты за результат деятельности. Оплата деятельности. Платить можно на личную карту или электронный кошелёк. Перед каждой оплатой стоит проверять, не снялся ли подрядчик с учёта, а после оплаты — обязательно запрашивать чек.